Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Отличие государства от первобытного общества





Государство, пришедшее на смену родоплеменной организации в условиях антагонистического общества, существенно отличается от родовой организации.
Власть в первобытном обществе основывалась на родоплеменном устройстве общества, традициях и единстве интересов всех членов рода. Первое, на что следует обратить внимание, - это то, что власть опиралась на силу авторитета, его носителя и не имела территориального характера. Власть в государстве распространяется только на тех, кто находится на его территории, таким образом, возникает вопрос о государственных границах. Население стало объединяться по территориальному признаку: волостям, графствам, административно-территориальным единицам. Для государства становится важным проживание человека, а не его принадлежность к роду Человек реализует свои права и выполняет обязанности по месту жительства. Таким образом, территория становится важнейшим отличительным признаком государства.
Организация общественной жизни при родовом строе обеспечивалась самоуправлением. В условиях государственности для управления общественными делами создается особая организация - публичная власть, возвышающаяся над обществом, представленная специальным аппаратом, состоящим из служащих, профессионально занимающихся управлением и получающих за это денежное вознаграждение. Публичная власть опирается на принуждение (появляется полиция, тюрьмы, армия) в отношении тех, кто не исполняет предписания государственной власти.
Содержание аппарата государственной власти предполагает средства, которые собираются с населения в виде налогов (обязательные платежи) и сборов (обязательные взносы).

Обществу вменяется в обязанность содержать государственный аппарат, уплачивая часть своих доходов в государственную казну. Налоги, сборы, пошлины необходимы для содержания армии, полиции, тюрем, государственных чиновников - словом, государственного аппарата. Они берутся как с граждан, так и с организаций. Это также один из важнейших отличительных признаков государства.
В целях управления обществом государство активно использует правовые нормы, их разрабатывает и издает. Начинает складываться система права как установленных государством и обязательных для населения правил. Между государством и правом возникает тесная взаимосвязь. Они не могут существовать друг без друга и во многом предполагают друг друга.
Право приобретает все большее значение. Оно юридически оформляет государство, закрепляет систему государственных органов, их компетенцию, устанавливает пределы осуществления государственной власти, обеспечивает права и свободы граждан, т.е. придает государственной деятельности легитимный характер.
К признакам, отличающим государство от первобытного общества, относят и государственный суверенитет - независимость государства при решении внутренних и внешних вопросов его жизни. Данное понятие появляется лишь в эпоху Средневековья, когда государственная власть приобрела независимость от церковной, освободилась от ее претензий на исключительное управление мирскими делами*(13).

6.в 4-ом вопросе.

7. возникновение права было обусловлено общественными потребностями, к которым можно отнести: 1) необходимость установления единого порядка в отношениях между людьми на определенной территории; 2) потребность в поддержании этого порядка в условиях расслоения общества, появления различий и даже конфликтов; 3) необходимость регулирования обмена между народами, установления соседских взаимоотношений и ограничения враждебного противостояния. Качественное отличие регулятивной системы производящей экономики от нормативной системы периода присваивающей экономики состояло в следующем. Во-первых, происходит расщепление мононорм и их постепенное перерастание в нормы морали, права, религиозные нормы. Во-вторых, усложнилась структура регулирования поведения людей; сложились четыре способа данного регулирования: что надо обязательно делать (что должно); что разрешено делать (что можно); что запрещено делать (нельзя делать) и что безразлично для общества, т.е. человек может поступать по своему усмотрению. В-третьих, появление письменных источников, фиксирующих правила поведения, и жесткая привязка этих правил к земледельческому производству, — агрокалендари. Организация специального аппарата контроля за соблюдением агрокалендарей. В-четвертых, общесоциальное содержание нормативного регулирования, т.е. оно было направлено и сориентировано на выживание всех и на регулирование жизни всей общины. Лишь со временем эти правила политизируются, т.е. приобретают классовое содержание. В-пятых, право появилось не вдруг, не на пустом месте, а сначала происходило санкционирование обычаев, которые перерастали в обычное право и становились строго обязательными для всех. Их государство признавало и ставило под свою защиту. Процесс формирования права отличается длительностью, имеет ряд этапов и специфику у разных народов. В-шестых, право возникает объективно на этапе становления раннеклассового общества как нормативный способ регулирования производящей экономики, свободного труда общинников-земледельцев и ремесленников.

ОБЫЧНОЕ ПРАВО

совокупность норм неписаного права, обязательных для исполнения наряду с законом и находящихся подтакой же правовой защитой со стороны власти, как и нормы закона (писаного права). Исторически О.п.складывалось в процессе долгого и однообразного соблюдения определенных норм и правил, которыеолицетворяли собой преобладающие в обществе правовые воззрения. Именно регулярность превращаланеписаные нормы поведения в реально действующее право, которое регулировало широкий круг отношений- семейных (формы брака, систему воспитания), имущественных (например, формы сделок),административных и др. С этой точки зрения О.п. как систему обязательных действий и юридическихвоззрений народа следует отличать от простых традиций и обычаев, сохранившихся, например, в видеобрядов. Таким образом, О.п. - это фор-\' ма естественного права, возникшего в силу объективнойнеобходимости. На ранних этапах развития общества любое право зарождалось именно в форме О.п.,притом неписаного. Хранителями его являлись старейшины социальных групп, наиболее уважаемые люди.По мере развития общества О.п. постепенно превращается в право законное. Однако по мере усложненияобщественных отношений все более проявляются такие недостатки О.п., как его несистемность,ограниченность действия, локальность, частный характер, недостаточность. Самостоятельной формой праваО.п. было признано лишь в XIX в., когда оно вошло, например, в правовую систему Германии как выражениеюридической свободы народа. Тогда же началось и его научное исследование, прежде всего -в рамкахисторической школы права.

Вопрос о происхождении, характере, содержании и применении норм О.п. различными школамиюриспруденции рассматривался по-разному. Последователи исторической школы права (Савиньи, Пухта),провозглашая О.п. первым источником правовой системы любого государства, видели в нем наиболеечистое выражение народного правосознания. Они полагали, что О.п. является вполне самостоятельной и ктому же постоянной формой права на всех ступенях развития общества. В связи с этим главную задачузаконодательной власти сторонники исторической школы права видели в приведении в порядок исистематизации уже сложившихся в народе правовых норм.

О.п. - главный источник сведений о юридических отношениях в обществах, не имевших писаного права.Однако изучение системы О.п. имеет свои особенности. В отличие от других разновидностей права О.п.существует только в психике его субъектов, поскольку оно не является материальным. Поэтому О.п. неможет быть познано без соответствующего изучения психологии и сознания человека. В настоящее время вряде правовых систем О.п. занимает место закона в тех случаях, когда законодательство не в состоянииохватить всю сферу регулируемых им отношений. В странах, имеющих хорошо кодифицированную системузаконодательства, О.п. может иметь силу, но только в границах, установленных самим законом. До недавнеговремени обычаи оставались важнейшей формой права в межгосударственных отношениях,

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1183 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2457 - | 2338 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.