Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Учебной и научной литературы 3 страница




Первые два вида речи могут быть «хорошими» или «дурны­ми», и потому необходимо различать в них два подвида; сле­дующие два вида всегда «дурны» и потому должны быть отбро­шены, их должно избегать; и, наконец, последние два вида всегда «хороши» и их должно применять.

Далее, речи различаются по месту, где они произносятся, поскольку это влияет на характер речи: 1) перед царем, 2) пе­ред правящими, 3) в большом собрании, 4) перед хорошо зна­ющими учение, 5) перед брахманами и 6) перед теми, кто лю­бит слушать истинное учение (dharma).

Подробно разработана была тема об «украшении речи». Украшают речь прежде всего следующие ее качества: 1) со­вершенное знание как своей системы, так и других учений, против которых приходится выступать, и 2) совершенство внеш­ней формы речи; последняя совершенна в том случае, если она обладает пятью положительными чертами: а) свободна от гру­бых, корявых, неграмотных выражений, б) легка, естественна, проста, в) ясна, г) связна, последовательна и д) ее содержание интересно.

Украшением речи служат и такие моменты: высокий автори­тет произносящего речь у слушателей, доверие их к нему и бла­гоприятная настроенность, готовность принять излагаемое, от­сутствие боязни у оратора, знание ошибок противников и убеж­дение в превосходстве своего собственного тезиса, умение быст­ро схватывать то, что высказано противниками, быстро вникать в их мысли и быстро находить ответы на них, умение захваты­вать собрание «чарами» речи, способность наилучшим образом выразить смысл аргументов, не проявлять во время дискуссии


депрессии, не смущаться, не запинаться, сохранять всегда при­сутствие духа, не обнаруживать усталости.

Далее приводятся требования, чтобы во время дискуссии хо­рошо работали память и ум, проявлялась сообразительность. Указывается и на важность выразительности речи, на значение хорошей дикции. Рекомендуется также во время спора не раз­дражаться, не сердиться, не допускать грубостей и колкостей по отношению к противнику.

Наряду с учением об «украшении речи» было разработано учение о ее недостатках (vakya — nigraha). Первая категория недостатков речи включает три основных вида:

1) признание своей собственной ошибки и признание пра­
вильности тезиса противника;

2) уклонение говорившего от дальнейшей дискуссии, если
его речь опровергнута оппонентом. Так, например, осознав не­
состоятельность своих аргументов, он заявляет, что у него есть
другое неотложное дело и ему некогда продолжать спор, или
начинает выдвигать новые аргументы, не имеющие отношения
к данному вопросу. Сюда же относится и такое положение, ког­
да, будучи не в состоянии что-либо возразить противнику, гово­
ривший замолкает;

3) третий вид недостатков речи подразделяется на девять
подвидов:

1) речь, высказанная наобум, наугад;

2) неистовая речь, внушенная гневом;

3) темная речь, когда говорящий не может быть понят со­
бранием или противником;

4) несоразмерная речь (или слишком короткая, или чрез­
мерно пространная);

5) бессмысленная речь, которая насчитывает десять видов;
из них особенно заслуживают нашего внимания два: а) случай,
когда доказательство само нуждается в том, чтобы его доказа­
ли (siddha-sadhya), что соответствует в традиционной логике
ошибке petitio principii, и б) случай, когда речь основывается
на алогичных или ошибочных доктринах;

6) речь, в которой различные аргументы не приведены в по­
рядок;

7) речь, при которой некто опровергает аргумент, установ­
ленный им самим раньше в качестве своего собственного тезиса,
или когда кто-либо устанавливает как свой тезис аргумент, на
который он раньше нападал, или, наконец, если кто-либо вдруг
изменяет свои взгляды;

8) неясная речь;

9) недостаточно связная речь.

Далее говорится о необходимости предварительной поста­новки вопроса «Что вытекает из предполагаемой речи?» и уста­навливается, что возможны результаты троякого рода.


Во-первых, необходимо предварительно исследовать, будет ли дискуссия иметь какую-нибудь пользу. Если кто знает, что от данной дискуссии нечего ждать хорошего результата, то он должен уклониться от нее.

Во-вторых, надо убедиться, беспристрастен и честен ли уча­стник дискуссии. Если нет, то дискуссию нужно отвергнуть.

В-третьих, должно исследовать, имеются ли у данного лица знания и способность удовлетворительно вести дискуссию. Если оно не обладает требуемыми качествами, то надо также отка­заться от участия в диспуте.

Что касается особенностей речи, которые главным образом влияют на высокую или низкую оценку слушателями, то отмеча­ются следующие ее качества: 1) хорошее знание своей собствен­ной и противоположной систем, 2) отсутствие страха и 3) бы­строта ума.

Переходим к собственно логическому содержанию речи («ба­зису», или «опоре», речи). В дискуссии различаются два элемен­та: 1) sadhya (probandrum), т. е. то, что должно быть доказано, и 2) sadhana, т. е. самое доказательство. То, что доказывается, может быть двоякого рода: мы может доказывать или svabhana (субъект, сущность) или visesa (атрибут, качество). В первом случае утверждается или отрицается существование чего-либо, т. е. говорится, что оно существует или не существует. Во вто­ром случае утверждается или отрицается, что данное свойство или качество принадлежит или не принадлежит субъекту.

Доказательство состоит из восьми членов, хотя надо отме­тить, что перечень и дефиниция их весьма значительно расхо­дятся в различных текстах дошедших до нас источников.

Обычно включаются следующие члены: предложение (рга-tijna), основание (hetu), пример (drstanta), однородность (sad-harmya), разнородность (vaidharmia), прямая перцепция (рга-tyaksa), заключение (anumana), авторитет (agama).

1. Предложение представляет собой некоторый тезис, в ко­
тором защищается определенная точка зрения на то, что должно
быть доказано. Оно или основывается на научном знании (sast-
га), или есть результат независимой интуиции (pratibha), или
услышано от кого-нибудь другого. Предложение есть положение,
которое участник дискуссии принимает по своей доброй воле и
которое должно быть доказано. Оно должно быть выражено
для других таким образом, чтобы было им понятно.

2. Основание означает то логическое основание, которое вы­
текает из примера, однородности, разнородности, прямой пер­
цепции, заключения и авторитета. Когда объект (artha), кото­
рый должен быть доказан, не очевиден, основание состоит в
указании таких моментов, которые сделают его познанным.

3. Пример заключается в приведении тех самых положений
(дхарм), которые лежат в основании и которые приняты общим


мнением, общепризнанной наукой и т. д. Пример состоит в вы ражении отношения между тем, что уже усмотрено, и тем, что еще не усмотрено.

4. Следующим моментом доказательства является однород­
ность, сходство, которое имеет четыре вида: сходство сущно­
сти, сходство атрибутов, сходство причины и сходство следствия.
Сюда же относится «применение» — логическое правило, за­
ключающееся в приведении других фактов, относящихся к тому
же самому классу или роду, для доказательства атрибута субъ­
екта.

5. Далее следует разнородность, т. е. взаимное различие.
Разнородность бывает четырех видов, которые являются проти­
воположными указанным выше видам однородности.

6. Прямая (непосредственная) перцепция имеет три отличи­
тельных признака: она очевидна, свободна от воображения и
свободна от ошибок.

Одной из основных отличительных черт прямой перцепции является отсутствие в ней ошибок. Перечисляются виды этих ошибок. Приведем некоторые из них:

а) когда принимают некоторый объект за другой (например,
принимают мираж за действительность);

б) когда усматривают в элементарном некоторый комплекс
(как случается во сне: человек видит две луны вместо одной);

в) когда полагают, что предмет имеет определенную форму,
тогда как на самом деле он ее не имеет (например, видеть ог­
ненное колесо при быстром вращении горящего предмета);

г) ошибка восприятия (когда страдают расстройством орга­
нов чувств);

д) ошибка, заключающаяся в приписывании действия чему-
либо (например, кажущееся движение деревьев, когда кто-ни­
будь проезжает весьма быстро мимо них).

Прямая перцепция есть сама вещь, правильно воспринятая, когда в акте перцепции отсутствует все, создающее какие-либо препятствия для правильного восприятия. Таким образом, исклю­чаются все ложные и ошибочные восприятия (иллюзии и т. п.).

7. Заключение состоит в распознавании объекта путем вооб­
ражения. Оно бывает следующих видов:

а) когда умозаключают о наличии объекта от наличия его
логического признака (например, умозаключают о наличии огня
от наличия дыма);

б) когда выводят существование невоспринятого из сущест­
вования воспринятого или из части какой-либо сущности деду­
цируют невоспринятую часть (например, выводят прошлое из
настоящего или существование повозки из существования от­
дельной части ее, такой, как колеса и т. п.);

в) когда выводят из действия его основание (например, ког­
да мы видим предмет издали; если он неподвижен, мы выводим,
что это — дерево, а если он движется, что это — человек);


г) когда мы знаем, что многие понятия взаимно связаны и
от наличия некоторых из них мы умозаключаем о существова­
нии других (например, от рождения мы умозаключаем к смер­
ти);

д) когда имеет место выведение понятий, которые относятся
друг к другу как причина и следствие.

Заключение выражает наше убеждение в чем-либо сверх то­го, что вытекает из прямой перцепции (например, если мы уже раньше видели предмет целиком, а теперь видим только часть его, то мы умозаключаем о другой части его).

8. Последним моментом в доказательстве является автори­тет, под которым понимается учение мудреца,'которое мы слы­шали от него. Сюда относятся и положения, изложенные в свя­щенных книгах.

Таково содержание буддийских логических учений до Диг-наги. Здесь элементы логики вплетены в общие догматические доктрины. Многое имеет весьма отдаленное отношение к логике, а то, что относится к ней, носит несистематический характер. Материал распределен по рубрикам, по «категориям», между которыми нет внутренней связи. Форма изложения — деление на виды и подвиды, но это деление случайно, оно является грубо эмпирическим.

Учение о «недостатках речи» касается больше поведения спо­рящих во время диспута, чем анализа собственно ошибок речи. Аргументы признаются ошибочными главным образом потому, что они не имеют никакого смысла и для таких аргументов при­меняется общее обозначение vyartha («бессмыслица»).

ЛОГИКА ШКОЛЫ НЬЯЯ

По общему направлению философской мысли школа ньяя весьма близко стоит к школе вайшешика. Поскольку последняя занималась преимущественно натурфилософией, а школа ньяя логикой, они как бы дополняли друг друга и потому в после­дующем развитии заимствовали друг у друга многие положения.

Общей у них является и форма изложения, которая пред­ставляет собой, подобно ранней буддийской логике, бессистем­ное перечисление категорий, подразделяющихся на виды и под­виды, и их разъяснения. Названия главных категорий в обеих школах одинаковы, причем приоритет принадлежит школе вай­шешика, которая возникла несколько раньше школы ньяя, и Готама, основатель школы ньяя, был знаком с учением Канады, основателя школы вайшешика. Основное понятие, общее для обеих школ,— «категория» (pada"rtha)—первоначально означа­ло «слово-вещь» (padam — реальность и artha — выраженные словами субстанция, качество и т. д.).


Этот первоначальный смысл термина «категория» имеетсй только в школе вайшешика, а в школе ньяя он приобрел значе­ние чисто логической категории.

Происхождение системы ньяя, по мнению Дейссена, надо искать в проявляющейся уже в Упанишадах склонности индусов к диспутам, которая усилилась, когда индийская философия распалась на множество различных школ. Вследствие этого со временем возникла потребность в общепринятом каноне, на ко­торый можно было бы ссылаться для обоснования правильности своей аргументации и для указания ошибок противников.

Таким каноном логики и была система ньяя. И самое наиме­нование школы — «ньяя»—следует связывать с более общим значением этого слова (в смысле «правило», «норма», «канон»), а не с более специальным значением, которое оно получает, обо­значая седьмую категорию данной системы (в смысле «силло­гизм»). На это указывает и порядок 16 категорий ньяи. А имен­но, оба спорящих прежде всего должны «удостоверить свое ору­жие», т. е. знание канона логики (это первая категория — pramanam), а затем рассмотреть объект спора (вторая катего­рия — prameyam). Далее один из противников переходит к оспа­риванию выдвинутого другим участником спора утверждения (третья категория), и это оспаривание должно иметь мотив (чет­вертая категория). В начале спора делается ориентировка на пример, и оба противника соглашаются относительно того, что заранее признается обеими сторонами твердо установленным (пятая категория — drishtanta), после чего формулируется по­ложение, являющееся предметом дискуссии (шестая категория — siddhanta). Затем один из спорящих дает по всем правилам искусства доказательство своего утверждения (седьмая, самая важная категория — пуауа) и опровергает противоположное ут­верждение, показывая, что оно ведет к невозможным следствиям (восьмая категория — tarka). В результате получается доказан­ная истина (девятая категория — nirnaya).

В виде дополнения к этим девяти категориям приводятся еще семь категорий, заключающие в себе обзор ошибок, встре­чающихся при словесном состязании, которое отличается от на­учной дискуссии (десятая категория — vada) тем, что ведется из простой страсти к спору и рассчитано только на введение противника в обман (двенадцатая категория — vitanda). Четы­ре последующие категории связаны с большой подборкой лож­ных доказательств.

Древнейший дошедший до нас памятник логики ньяя пред­ставляет собой собрание 538 сутр Готамы в пяти книгах. Первая книга состоит из двух частей: в первой излагается учение о де­вяти первых категориях, а во второй — о семи дополнительных. Таким образом, в первой книге дан полный общий обзор канона логики и искусства спора.


Последующие книги развивают то, что сказано в первой, го­ворят о тех же категориях более подробно и более глубоко, с пространной критикой других взглядов по важнейшим пунктам системы.

Подобно тому как своим философским учениям Аристотель предпосылает логику как орудие мышления, так и в школе ньяя основной доктрине предпосылается учение о средствах позна­ния.

Первоисточником познания школа ньяя признает ощущение. В сутре 1 об ощущении говорится: «Возникающее из соприкос­новения органов чувств «вещей, ближе не поддающееся опреде­лению, неопровержимое определенное познание называется ощу­щением».

Таким образом, школа ньяя в противоположность брахма­низму и буддизму занимает материалистическую позицию и считает истиной, не вызывающей никакого сомнения, реальность предметов чувственного восприятия. Полемика Готамы против идеализма по этому вопросу дана в сутрах 4, 37—40 и 91—102.

Всякое выводное знание, по учению школы ньяя, предпола­гает наличие данных чувственного восприятия. Умозаключения в школе ньяя делятся на три вида: 1) умозаключение от пред­шествующего к последующему, от причины к следствию (на­пример, можно умозаключить от скопления облаков к наступле­нию дождя); 2) умозаключение от последующего к предшество­вавшему, от следствия к причине (например, если мы умозаключаем от наличия большого количества воды в горном потоке к тому, что в горах прошел ливень); 3) умозаключение по аналогии, которое бывает тогда, когда воспринятое в одном случае таким образом воспринимается во втором случае, что дело обстоит подобным же образом, как и в первом случае.

Для понимания учения об умозаключении школы ньяя и дру­гих индийских философских школ необходимо остановиться на теории «проникновения» (vyapti). Возьмем излюбленный в ин­дийских учебниках логики пример: «Я воспринимаю, что на горе поднимается дым, а отсюда умозаключаю к невоспринимаемо­му мной огню, который должен быть на этой горе». Здесь «дым» есть признак (lingam), а «огонь» — носитель этого признака (lingin). Между дымом и огнем, между признаком и носителем признака существует отношение проникновения. При этом при­знак — это «проникаемое», ибо, где дым, там всегда и огонь. Таким образом, вся сфера представлений о дыме как бы про­никнута представлением об огне. А огонь является «проникаю­щим». Он пронизывает всю сферу дыма, но сам не полностью ею проникнут, так как бывает огонь и без дыма. Сфера огня более широка, чем сфера дыма. Следовательно, сфера признака более узка, чем сфера носителя признака.

В этом пункте учение индийской логики расходится с учени-


ем Аристотеля и его последователей. В логике Аристотеля при­знак выступает как более общее, более широкое понятие, чем его носитель (например, «лошадь — млекопитающее»). В индий­ской логике дело обстоит наоборот: «лошадь» понимается не как носитель признака «млекопитающее», но как признак, из кото­рого следует, что перед нами млекопитающее.

Исходя из различного понимания сущности суждения в ин­дийской логике и в логике Аристотеля, П. Дейссен делает оши­бочный вывод, будто индийской логике было чуждо различение более общей и более частной сферы понятий. О том, что такое различение было известно индийской логике, в частности логике школы ньяя, видно из того, что последней было знакомо ограни­чение объема понятия.

Учение о доказательстве в школе ньяя строится следующим образом. Прежде всего должны быть установлены исходные по­ложения, которые всеми (и прежде всего участниками дискус­сии) признаются бесспорными истинами (drishtanta), и должно быть ясно и четко сформулировано положение, которое будет служить тезисом доказательства. После этого дается теория силлогизма («ньяя»—пуауа), в которой развивается учение о пяти членах, из которых он состоит. В число этих членов входят одна неоспоримая общепризнанная истина, доказываемый тезис и третье положение, которое связывает два первых, причем то положение, которое является тезисом, фигурирует затем в каче­стве заключения, а также дважды фигурирует то положение, ко­торое служит основанием доказательства.

Таким образом, получается пятичленный силлогизм школы «ьяя: 1) утверждаемый тезис («на холме есть огонь»); 2) осно­вание («ибо на холме есть дым»); 3) пример («где дым, там есть огонь, как, например, на кухне»); 4) применение к данному слу­чаю («на этом холме есть дым»); 5) заключение («следователь­но, на этом холме есть огонь и путник не ошибется, если он на основании того, что с того холма подымается дым, сделает умо­заключение, что на нем он встретит огонь и вместе с последним человека»).

В этом силлогизме третий член соответствует большей по­сылке аристотелевского силлогизма, второй и четвертый соот­ветствуют меньшей посылке аристотелевского силлогизма, а первый и пятый — его заключению.

Основное различие между силлогистикой Аристотеля и шко­лы ньяя заключается в том, что в основе аристотелевской сил­логистики лежит подведение частного понятия под общее, тогда как в основе индийской силлогистики лежит теория «проникно­вения» (vyapti).

П. Дейссен высказывает мнение, что в школе ньяя вначале видную роль играла категория сомнения, выражавшаяся в на­личии двух контрадикторно противоположных утверждений


(например, утверждений «есть душа» и «души нет»). Именно из такого противоречия исходит всякий спор. В основе логики ньяя лежит закон, хотя четко и не сформулированный, согласно которому из двух контрадикторно противоположных утвержде­ний одно ложно, а другое истинно.

Учение школы ньяя об аналогии содержится в сутре 16: «Сравнение есть доказательство сравниваемого из его подобия с известным».

Пример. «Бык может быть известен, но о буйволе я только знаю, что по внешности он похож на быка. На основании этого знания я могу, хотя и еще никогда раньше не видел буйвола, при встрече с ним узнать его и указать другим».

Собственно говоря, в понимании школы ньяя всякое умоза­ключение вообще в конечном счете есть вывод по аналогии (та­кого взгляда в XIX в. придерживался Дж. Ст. Милль). Основа­тель школы ньяя Готама учил, что в умозаключении основание доказывает то, что должно быть доказано, указанием на сход­ство с примером или на различие с ним. Это же положение раз­вивал и первый толкователь логики Готамы Ватсьяяна. Таким образом, для них, как и для Дж. Ст. Милля, общее положение имеет свою силу от частных случаев и по существу сводится к ним.

Система ньяя заключала в себе учение о познающем субъ­екте и об объекте познания. Познающим субъектом в ней при­знавалась душа, которая черпает свое знание из ощущений, получаемых от воздействия предметов внешнего мира на органы чувств, и развивает это знание путем умозаключений на осно­ве чувственного материала. Что же касается объекта познания, то, по учению школы ньяя, им является все. Нет ничего непо­знаваемого. Объектом познания может быть не только то, что су­ществует, но и воображаемое.

Поскольку невозможно охватить все многообразные пред­меты, на которые направляется человеческое познание, постоль­ку в системе ньяя дается только ряд примеров: приводится 12 объектов познания в несистематическом виде. Этот перечень дан в сутре 19, где в качестве объектов познания называются душа, тело, органы чувств, чувственно воспринимаемые вещи, человеческая деятельность (мысли, слова и действия) и т. д.

О душе (atman) говорит сутра 1-10: «Существование п,уши твердо установлено, так как желание, ненависть, усилие, удо­вольствие, страдание и познание суть признаки души». Опреде­ление тела дается в сутре 1-11: «Тело есть местопребывание уси­лия, органов чувств и их объектов». Тела людей и животных со­стоят только из земли, однако не исключено, что в других мирах живут существа из воды, из огня или из эфира. Тела богов и полубогов образуются из соединения атомов. Органы чувств у человека в отличие от его тела состоят из разных элементов


(зрение — из огня, слух — из эфира, осязание — из воздуха, вкус — из воды, обоняние — из земли), так как «подобное по­знается подобным».

В учении об объектах познания излагается натурфилософия школы ньяя, родственная учению школы вайшешика и в основ­ном заимствованная из нее.

В заключение отметим ту дань, которую школа ньяя отдает традиционному в Индии взгляду на задачи философии. Ньяя учит, что из познания сущности 16 категорий Готамы получается наивысшее благо, которое состоит в освобождении от страданий. Так,им образом, в системе ньяя познание категорий выступает не как простое средство истинного познания, но как сама под­линная полная истина, несущая освобождение страждущему че­ловечеству.

ДИГНАГА И ДХАРМАКИРТИ

Первым буддистом, ставшим применять логику для обосно­вания буддизма, был знаменитый Нагарджуна, с именем кото­рого связан переход от хинаяны к махаяне. Затем выдающимися теоретиками в области буддийской логики были Асанга и Васу-бандху, а также ученик последнего Стхирамати. Васубандху, живший около 420—500 гг. н. э., использовал для построения своей логики учение школы ньяя. Дальнейшее развитие буддий­ская логика получила в трудах Дигнаги (VI в. н. э.), Дхарма-кирти (VII в.), Дхармоттары (IX в.) и Ратнакирти (X в.).

Подлинным творцом буддийской логики считается Дигнага, который отделил ее от метафизики и разработал стройную си­стему логики как самостоятельной науки. Главное сочинение Дигнаги — «Об источниках познания» («Pramana vartia»). В VII в. н. э. появились переводы сочинений Дигнаги на китай­ский и японский языки.

Основную точку зрения Дигнаги Ф. И. Щербатской характе­ризует <как «трансцендентализм», или «критический идеа­лизм».Ф. И. Щербатской отмечает, что, по учению Дигнаги, все наше познание имеет лишь субъективное значение и оно огра­ничено сферой возможного опыта.

В связи с этой своей идеалистической теорией познания Диг­нага развивает взгляд на сущность умозаключения, согласно которому умозаключение основано на неразрывной связи поня­тий, создаваемых нашим мышлением, причем эта неразрывная связь признается существующей на основании априорных зако­нов, составляющих сущность нашего мышления (само реальное бытие и реальные отношения признаются непознаваемыми) Понятие неразрывной связи, согласно которому умозаключением называется указание на объект, неразрывно связанный с други­ми объектами, сделанное тем, кто это знает, впервые ввел в ин­дийскую логику Дигнага.


На этом понятии строится у Дигнаги и определение логиче­ского основания (среднего термина). Он дает учение о трех свойствах логического основания, суть которого в том, что ло­гическое основание должно быть: 1) связано с объектом умоза­ключения, т. е. с малым термином (например, «на горе есть огонь»), 2) связано с однородными объектами (например, «дым есть везде, где есть огонь») и 3) не связано с объектами неодно­родными (например, «дыма нет там, где нет огня, как в воде» и т. д.). Соответственно этим трем свойствам логического основа­ния дается и классификация неправильных оснований (логиче­ских ошибок) в виде деления их на три вида, поскольку три указанных свойства логического основания являются и условия­ми правильности умозаключения.

Представителем логики школы вайшешика был Прашаста-нада (основатель школы вайшешика Канада сам еще не ка­сался вопросов логики). Ф. Щербатской в своем исследовании показал несостоятельность мнения о влиянии Прашастанады на Дигнагу и доказал, что, наоборот, Прашастанада заимствовал свои логические учения у Дигнаги. Логика Прашастанады пред­ставляет собой эклектическое соединение точек зрения вайше-шики, льяи и.буддизма.

Одним из самых выдающихся буддийских теоретиков логики был Дхармакирти, которого называют Аристотелем Древней Индии.

Дхармакирти был учеником последователей Дигнаги — Дхармоттары и Ишвары. Он — автор семи логических трактатов. Главный из них носит форму комментария к сочинению Дигна­ги «Об источниках познания». Этот трактат Дхармакирти, на­писанный в стихах, состоит из четырех частей. Для первой части подробное толкование написал сам Дхармакирти, для осталь­ных трех частей толкование было написано его учеником Де-вендрабудди.

Кроме того, Дхармакирти принадлежали следующие сочине­ния по логике: «О достоверности познания» (комментарий к нему написал Дхармоттара), «Капля логики» (краткий учебник логики, на который был написан подробный комментарий Дхар-моттарой) 3, «Краткий учебник о логическом основании», «Ис­следование о логической связи» (с комментарием самого Дхар­макирти), «Наставление о научных диспутах» и «Объяснение различия в синтезе представлений».

Система логики Дхармакирти состоит из следующих разде­лов: 1) учение о восприятии, 2) умозаключение «для себя», 3) умозаключение «для других» и 4) о логических ошибках. Из-

3 Это сочинение Дхармакирти вместе с толкованием его Дхармоттарой переведено на русский язык Ф. И. Щербатоким в первой части его труда «Тео­рия познания и логика по учению позднейших буддистов». СПб., 1903.


ложим основные положения, развиваемые Дхармакирти в со­чинении «Капля логики».

Видами правильного (достоверного) познания Дхармакирти признает восприятие и умозаключение. Только эти два способа познания дают достоверные результаты. Всякое другое позна­ние не ведет к правильному усвоению объекта. Объект, указан­ный иным способом, совершенно недостоверен. Правильным яв­ляется то познание, которое не противоречит опыту. Ему проти­вополагается ложное, призрачное познание. Правильным познанием является единственно только то, основываясь на ко­тором человек достигает осуществления своих целей в практи­ческой деятельности. Всем целесообразным человеческим дейст­виям предшествует правильное познание, их успех зависит от него. Отсюда вытекает задача логики. Ею исследуется правиль­ное познание. «Исследуется» — значит разъясняется посредством опровержения неправильных взглядов.

Исходным пунктом логики Дхармакирти является положе­ние, что на свете нет такого предмета, который в одно и то же время мог бы быть и не быть. Первой частью системы этой ло­гики является учение о восприятии.

Восприятие, по Дхармакирти, имеет место в том случае, ког­да какой-либо объект дан наглядно. В логической теории вос­приятия ставится задача отличить правильное и точное вос­приятие от восприятия фиктивного, нереального и искаженного. Такую теорию восприятия легко было развить школам вайше-шика и ньяя, которые стояли на материалистической позиции, понимая восприятие как результат воздействия предметов внеш­него объективного мира на наши органы чувств. Но доля буд­дийской логики это была весьма трудная задача, поскольку буд­дийская философия отрицала возможность познания объектив­ного мира и ограничивала область человеческого познания внутренним миром. Следовательно, для различения правильного и неправильного восприятия буддийская логика должна была найти критерии чисто субъективного порядка.

Отличие чувственного восприятия от чистого мышления Дхармакирти характеризует следующим образом. Объектом восприятия является единичное. Под единичным, которое только и существует в действительности и является объектом чувствен­ного восприятия, Дхармакирти понимает мгновенные ощущения. Их объединение в одно целое (воспринимаемый предмет) есть дело нашего сознания, и это единство воспринимаемого предме­та имеет свою основу в единстве нашего самосознания. В отли­чие от восприятия объектом мышления являются общие понятия (общая сущность).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 246 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2152 - | 2108 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.