Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Раздел 3.4. Культурная деятельность как вид человеческой деятельности




Раздел 2.6. Культурные процессы в современном обществе

Георг Зиммель. Кризис культуры. С. 491.

Вся гонка, ненасытность и жажда наслаждений нашего времени – лишь следствия и проявления реакции, вызванные тем, что личных ценностей ищут в той сфере, в которой их вообще не бывает: то, что успехи в технике прямо оцениваются как успехи в области культуры, что в области духа методы часто рассматриваются как нечто священное и считаются более важными, чем содержания и их результаты, что жажда денег значительно превосходит жажду вещей, способом приобретения которых они являются, – всё это свидетельствует о постепенном вытеснении целей средствами и путями <…> В этом состоит, вероятно, трагедия культуры, неразрывно связанная с её сущностью; ибо поскольку она означает, что развитие субъектов идёт через развитие мира объектов, поскольку последний способен к безграничному совершенствованию, ускорению и распространению, тогда как способность субъектов неизбежно остаётся односторонней и ограниченной…

 

Раздел 3.4. Культурная деятельность как вид человеческой деятельности

Георг Зиммель. Понятие и трагедия культуры. С. 470 – 473.

Всякий может внести свой вклад в банк объективированных культурных содержаний, нисколько не принимая во внимание прочих вкладчиков. В отдельные культурные эпохи для хранилища этого характерна определённая окраска, так что изнутри намеченной для неё оказывается качественная граница, но не граница количественная. Ведь у этого хранилища нет совершенно никаких оснований для того, чтобы не умножаться до бесконечности, не ставить рядом с книгой другую книгу, с произведение искусства – другое произведение, с изобретением – другое изобретение: форма объективности как таковая обладает возможностью безграничного наполнения. Однако в силу этой способности, так сказать, неорганического накопления форма объективности становится глубочайшим образом несоизмеримой с формой личностной жизни <…> Так возникает типичная для современного человека двусмысленность положения: чувство того, что он окружён бесчисленным количеством культурных элементов, не вовсе для него лишённых значениях, однако, по большому счёту, этим значением и не наполненных. Между тем в массе своей они производят гнетущее впечатление, потому что субъект не в состоянии внутренним образом ассимилировать каждое из них по отдельности, но и не в состоянии просто от них отказаться, поскольку они, так сказать, потенциально принадлежат к сфере его культурного развития. Данную ситуацию можно охарактеризовать при помощи переиначивания в обратном смысле того положения, которым описывались первые францисканцы с их блаженной нищетой, с их абсолютной освобождённостью от всех тех вещей, которые каким-то образом желали увлечь к себе душу человека, сделать её путь непрямым: Nihil habentes, omnia possidentes *. Вместо этого люди гораздо более богатых и перегруженных культур – omnia habentes, Nihil possidentes <…> Разделение труда совершенно отделяет продукт как таковой от каждого отдельного участвующего в его производстве человека, он предстаёт в своей совершенно независимой объективности, делающей его, правда, способным на то, чтобы оказаться включённым в порядок вещей или же служить конкретно определённой единичной цели. Однако при этом продукт лишается той внутренней одухотворённости, которую может сообщить только целостный человек целостному же произведению <…> …господство объекта над субъектом, осуществояемое, вообще говоря всем ходом вещей в мире, а внутри культуры возвышающееся до блаженного между ними равновесия, вновь ощущается теперь внутри неё же вследствие безграничности объективного духа. То, на что принято ныне сетовать как на чрезмерную заставленность и перегруженность нашей жизни тысячами излишеств, от которых мы тем не менее не в состоянии избавиться, как на постоянную “возбуждённость” культурного человека, которого всё это побуждает вовсе не к собственному творчеству, но только к простому познанию и наслаждению тысячью вещей, которые не в состоянии освоить наше собственное развитие и которые остаются в нём лежать в качестве балласта, – все эти часто отмечаемые специфические культурные недуги есть нечто иное, как проявления эмансипации объективированного духа.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 339 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

2253 - | 2077 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.