Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Символика византийского искусства




Тема 1

ИМПЕРСКАЯ ВЛАСТЬ

Ф. Симокатта об образе идеального государя

Феофилакт Симокатта — византийский историк конца VI — первой половины VII в Приведен отрывок из «Истории», 628—638 гг.

Держи в узде разума произвол своей власти, с помощью философии, как рулем, управляй кораблем своей империи

Бойся думать, что ты превосходишь всех умом, если судь­бой и счастьем ты поставлен выше всех

Стремись заслужить не страх, а расположение своих под­данных, льстивым речам предпочитай упреки — они лучший на­ставник жизни

Пусть пред глазами твоими вечно находится справедли­вость, которая по поступкам нашим воздает нам достойную на­граду

Пусть кротость управляет твоим гневом, а страх — благора­зумием

Будучи любителем мудрости, считай, что эта порфира1 — дешевая тряпка, которой ты обернут, а драгоценные камни

1 Порфира — длинная пурпурного цвета мантия, один из символов императорской власти.

твоего венца ничем не отличаются от камешков, лежащих на бе­регу моря.

Мрачен цвет пурпура, и государи должны быть сдержанны в благополучии, не терять разума в счастье, не предаваться гор­дости из-за злосчастного царского одеяния: ведь император­ский скипетр говорит не о праве на полную свободу действий, а о праве жить в блестящем рабстве

Прокопий Кесарийский. Тайная история, 550 г.

Прокопий Кесарийский — выдающийся византийский историк VI в.

Характер императора Юстиниана I1

Итак, был этот василевс исполнен хитрости, коварства, от­личался неискренностью, обладал способностью скрывать свой гнев, был двуличен, опасен, являлся превосходным актером, когда надо было скрывать свои мысли... Неверный друг, неумо­лимый враг, страстно жаждущий убийства и грабежа, склонный к распрям, большой любитель нововведений и переворотов, легко податливый на зло.. Ко всему прочему он отнюдь не брезговал доносами и был скор на наказания. Ибо он вершил суд, никогда не расследуя дела, но, выслушав доносчика, тотчас же решался вынести приговор Он не колеблясь составлял ука­зы, безо всяких оснований предписывающие разрушение об­ластей, сожжение городов и порабощение целых народов

Тема 2

ВИЗАНТИЙСКАЯ КУЛЬТУРА

А. П. Каждан. Византийская культура

А. П. Каждан — современный историк. Работа написана в 1968 г.

Христианский храм

Знаменательно, что раннее христианство вообще начинало с негативного отношения к культу, с призыва к упрощению культа Напротив, победившее христианство создало пышные формы

1 Император Юстиниан (527—565) — один из наиболее яр­ких политических деятелей Византии. Провел серию реформ по ограничению произвола чиновников и наместников в провинци­ях, под его началом было кодифицировано римское право. Юс­тиниан вел активные наступательные действия против варвар­ских королевств, образовавшихся на месте Западной Римской империи. В годы его царствования был заново отстроен импера­торский дворец и храм святой Софии.

богослужения, напоминавшие и театральные зрелища, и цере­монии императорского дворца. Богослужение шло в специаль­ных помещениях, храмах, функция которых принципиально отли­чалась от назначения античных храмов. Греко-римские храмы были жилищем статуи бога (кроме того, в некоторых случаях, казнохранилищем города), и доступ внутрь святилища был от­крыт лишь жрецам. Верующие не выступали участниками рели­гиозных церемоний, но наблюдали их извне. Христианство, рас­пахнув двери храма, сделало верующих соучастниками богослу­жения. Поэтому в греческом храме основную художественную нагрузку нес экстерьер: зритель воспринимал храм преимущест­венно снаружи. Византийская церковь (особенно ранняя), наобо­рот, была лишена бросающихся в глаза наружных украшений — зато ее внутреннее пространство украшалось мозаикой и фре­сками, колоннадами и арками. Здесь горели сотни свечей, при­чудливо отражавшихся на мраморе стен и пола, на стеклянных кубиках мозаик; священник и диакон выходили в парадных одея­ниях; певчие исполняли гимны, славившие Христа и богородицу.

Символика византийского искусства

Исходным принципом христианского культа был символизм, благодаря которому реальные предметы наделялись сверхъес­тественным смыслом. Все элементы культа становились симво­лами, аллегориями, обнаруживали иное, внутреннее, тайное значение. Самый храм оказывался символом космоса, и вся его архитектура, вся система мозаик и росписи предназначалась к тому, чтобы воплощать в зримых образах христианскую идею связи земного и небесного.

Храм заключал в себе все пространство: небо — купол, рай —алтарную апсиду... и даже ад, западные части здания, где первоначально стояли во время богослужения те, кто еще не принял крещения и только стремился стать христианином. Здесь, в западной части храма, помещалось иной раз изобра­жение Страшного суда.

Храм также заключал в себе и все время' изображения ис­тории Христа (и его предыстории — ветхозаветных патриархов и пророков) рассматривались не как напоминание о прошлом, но именно как воспроизведение его, как его повторение.

Тема 3

ВИЗАНТИЯ И ЗАПАД





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2090 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2173 - | 2117 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.