Принятие в 1994 г. в Республике Беларусь новой Конституции суверенного, демократического, социального, правового государства коренным образом изменило его приоритеты в системе правоотношений «человек—общество—государство».
Это послужило основным стимулятором развития, преобразования права в целом и в отраслях — в частности. Значительная роль в этом процессе принадлежит сегодня и административному праву, и, прежде всего, практике административно-правового строительства.
Формирование принципиально новой системы исполнительной власти, изменению ее основных задач и функций, корреляция подходов к правам и обязанностям государственных служащих, приоритетов их внимания, концептуальные изменения в сфере административного регулирования, разработка административно-процессуального законодательства и многое другое требует адекватного развития административно-правовой науки Республики Беларусь.
Над решением вопросов, связанных с этими изменениями, должны работать ученые-правоведы всех отраслей права, в том числе и занимающиеся вопросами административного права.
К сожалению, приходится отметить их недостаточное участие в этих процессах. Например, при подготовке соответствующих законодательных актов, подзаконных административно-правовых норм и правил, при принятии административных решений. Причин здесь видится несколько, в том числе и недостаток соответствующих научных кадров, а также их небольшая творческая активность. Следует все же признать, что в последнее время наметились позитивные изменения в решении этих проблем. Об этом можно судить по публикациям ряда интересных работ, названных выше.
Однако, как показывает практика, ученые-административисты все еще недостаточно допускаются к работе, требующей их участия. В частности, это касается нормотворческой работы органов публичной администрации, особенно территориальных. В результате появляются административные акты, юридическое содержание, а порой и форма которых не отвечают предъявляемым требованиям.
В ряде случаев научно-обоснованной юридической коррекции требует и работа административно-юрисдикционных органов, причем не только на периферии, но и в центре.
Безусловно, для этого есть и объективные причины, в том числе активные изменения в административно-правовой сфере, опережение теории практикой, недостаточной подготовкой некоторых юридических кадров. В последнем случае сказывается недостаточный научный и теоретический уровень подготовки юристов-правоведов учебными заведениями, вызванный, прежде всего, отсутствием соответствующего научного и преподавательского потенциала. В связи с этим в качестве решения проблемы обеспечения государства высококвалифицированными юридическими кадрами предлагается сосредоточить их подготовку в тех вузах, в которых имеется необходимая научная и методическая база, где сложился устойчивый профессорско-преподавательский состав и где созданы все условия для научной работы студентов — будущих юристов. Не следует забывать, что решение проблем правовой деятельности требует не «механического», а творческого подхода. А это зависит как от исследовательских способностей будущего юриста, так и степени развитости науки. Таким образом, высокий уровень административно-правовой науки является условием формирования современного квалифицированного правоведа. Отражением состояния правовой науки является и наличие современных, отвечающих высоким требованиям правовой практики, учебных материалов (прежде всего, учебников и курсов лекций), необходимых для подготовки кадров.