Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 3 Культура. Образование.




Основные вопросы

1. Понятие культура

2. Функции и универсалии культуры

3. Образование как органическая часть культуры

4. Культурная компетентность

 

Понятие «культура» употребляется во множестве значений и при разнообразии определений присутствуют общие позиции, которые позволяют дать некоторое обобщенное понятие: культура как мир знаков, как сфера духовного производства, как системная совокупность духовных, художественных и материальных ценностей, как творчество и особая сфера деятельности.

Кармин А. С. Культурология. 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Издательство «Лань», 2003. — 928 с.

В литературе можно встретить раз­личные попытки упорядочить это множе­ство определений. В нем выделяются, на­пример, следующие виды определений культуры.

Описательные — в них пере­числяются (заведомо неполно) отдельные элементы и проявления культуры, напр., обычаи, верования, виды деятельности.

Антропологические — исходят из того, что культура есть совокупность продуктов человеческой деятельности, мир вещей, противостоящий природе, искусственно со­зданный человеком («вторая природа»).

Ценностные трактуют культуру как совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых людьми.

Нормативные — утверждают, что со­держание культуры составляют нормы и правила, регламентирующие жизнь людей.

Адаптивные культура трактуется как свойственный людям способ удовлет­ворения потребностей, как особый род дея­тельности, посредством которого они при­спосабливаются к природным условиям.

Исторические — подчеркивают, что культура есть продукт истории общества и развивается путем передачи приобретае­мого человеком опыта от поколения к по­колению.

Функциональные характеризуют культуру через функции, которые она вы­полняет в обществе, и рассматривают единство и взаимосвязь этих функций в ней.

Семиотические — рассматривают культуру как систему знаков, используе­мых обществом.

Символические — акцентируют внима­ние на употреблении символов в культуре.

Герменевтические — относятся к культуре как к множеству текстов, котовые интерпретируются и осмысливаются людьми.

Идеационные — определяют культуру как духовную жизнь общества, как поток идей и других продуктов духовного твор­чества, которые накапливаются в социаль­ной памяти.

Психологические указывают на связь культуры с психологией поведения людей и видят в ней социально обусловлен­ные особенности человеческой психики.

Дидактические — рассматривают культуру как то, чему человек научился (а не унаследовал генетически).

Социологические культура понима­ется как фактор организации общественной жизни, как совокупность идей, принципов, социальных институтов, обеспечивающих коллективную деятельность людей.

Возникают раз­личные частные научные представления о культуре:

археологическое, где культура рассмат­ривается как совокупность продук­тов человеческой деятельности, в которых «овеществлены» следы духовного мира и поведения людей («материальная культура»);

этнографическое, в котором под куль­турой понимается специфический для определенного этноса комплекс обычаев, верований, особенностей труда и быта людей;

этнопсихологическое, которое исполь­зует понятие культуры для выраже­ния особенностей, характеризующих внутреннюю духовную жизнь и по­ведение представителей разных на­родов;

социологическое, видящее в культуре главным образом фактор интегра­ции общества, а также систему средств, с помощью которых орга­низуется и регулируется совместная жизнь людей.

Разработка теоретических взглядов на культуру в XX веке идет в двух ос­новных направлениях: адаптационизм — рассматривает культуру как специфически человеческий способ взаимодействия с окружающей средой. Центральное место в объясне­нии культурных

явлений отводится здесь понятию деятельности. В русле этого направления развивается функцио­нальная концепция культуры, ведущая начало от Б. Малиновского, который рассматривал культуру как порожден­ную обществом систему способов удов­летворения потребностей. К этому на­правлению примыкает и марксистская теория культуры как «исторически раз­вивающейся совокупности внебиологи­чески выработанных способов, средств и механизмов деятельности общества» (Э. Маркарян).

Другое направление — идеацио­низм — понимает культуру как область идеального, содержащую продукты ду­ховного творчества человека.

Позиции адаптационизма и идеа­ционизма имеют тенденцию к постепенному сближению: формируется информационно-семиотичес­кая концепция культуры. Исходным пунктом информацион­но-семиотического подхода к культуре является адаптационистский тезис о том, что в ней воплощаются средства, способы и результаты человеческой дея­тельности.

 

2. В самых глу­бинных основаниях культуры любого народа содержатся сходные, более или менее одинаковые для всех культур элементы — культурные универсалии. К ним относятся язык, изготовление орудий труда, совместный труд, сек­суальные запреты, танцы, мифы, обы­чаи гостеприимства и т. д. Нет, напри­мер, ни одной культуры в мире, где не отмечались бы три важнейших собы­тия жизненного пути человека: рожде­ние, бракосочетание и смерть. В культурных универсалиях выража­ются общечеловеческие ценности и иде­алы, самые простые и общепринятые нормы и правила поведения людей. Например, такие нравственные ценности, как доброта, трудолюбие, уважение к материнству, забота о де­тях, любовь, дружба, мужество, и др. Общечело­веческие нравственные нормы ни в ма­лейшей мере не дискредитируются от того, что в своем реальном поведении люди нередко нарушают их и даже до­стигают в результате этого какого-то жизненного успеха. Напротив, осно­ванная на историческом опыте наро­дов мудрость, философия, искусство, ре­лигия неизменно продолжают настаи­вать: не укради, не лжесвидетельствуй, трудись добросовестно, будь добрым, скромным и т. д. Эти простые прин­ципы морали сохраняются в течение веков во всех культурах, и со време­нем их значение все больше осознает­ся и возрастает.

Существование культурных универ­салий обусловлено тем, что любые куль­туры воплощают «чело­вечность», т. е. природу человека. Ведь культура и есть то, что делает человека — человеком, а группу людей — человеческим сооб­ществом. Закрепленные в культурных универсалиях общече­ловеческие ценности и идеалы обеспе­чивают выживание и совершенствова­ние человечества.

Функции культуры: человекосозидательная (гуманистическая); передачи социального опыта; коммуникативная; информационная; знаково-символическая (семиотическая); ценностная; индивидуализирующая; интегративная.

 

3. Швейцарский писатель и философ Петер Бьери описывает образование как способность ориентироваться в мире и связывает эту способность с любопытством — неутолимым желанием познавать мир, раскрывать факты и объяснять почему они именно таковы. Образование существует как просвещение: оно предохраняет человека от участи жертвы. Того, кто разбирается что к чему, труднее обмануть. Он не даст сделать себя фишкой в чужой игре — политиков или рекламодателей. Образованность позволяет отличить правильный ход мысли от пустой риторики, тем самым защищает от навязчивой болтовни, промывки мозгов и всяческого сектантства, формируем критическое сознание. Образование воспринимается как историческое сознание, как историческая любознательность. Это постижение разнообразия государственных институций и правовых систем, приобретение представлений о многогранности мира, уважения к чужой культуре, отказ от чувства собственного превосходства. «…человек может считаться образованным, если он глубоко и полно сознает великое многообразие форм жизни, выбираемых людьми». Образование способствует точному самовыражению. « Человек, читающий специальную литературу и пытающийся выработать собственное суждение по поводу конкретного предмета, приобщается к целому хору голосов. Он больше не одинок…». Он начинает видеть мир по-другому, обнаруживать в нем новые взаимосвязи. Читатель художественной литературы узнает как можно выразить свои мысли, желания и чувства. Он усваивает новые слова и метафоры, описывающие душевные состояния, обогащает палитру понятий. Образование вводит в самопознание, в анализирование своих мыслей и мнений, своих желаний и эмоций, осмысление своего прошлого и своего представления о будущем, создает и постоянно уточняет собственный образ. Образование воспитывает моральную восприимчивость, способность смотреть на мир глазами другого, развивает в человеке тонкое социальное

воображение, служит заслоном от жестокости. Образование может восприниматься как поэзия через яркое постижение жизненного момента в стихах, живописи, музыке. Свет, исходящий от слов, картин и мелодий, доступен лишь тому, кто видит их роль в многослойной целостности человеческой культуры. В этом ясное отличие образования от обучения.

В философском смысле ОБРАЗОВАНИЕ рассматривается как функция социума, оно обеспечивает воспроизвод­ство и развитие самого социума, его систем деятельности и распределено по всей системе человеческих отношений. Образование как процесс трансляции культуры и реализации культурных норм осуществляется специальными социальными институтами в изменяющихся исторических ситуациях, на новом материале социальных отношений, непрерывно замещающими друг друга поколениями людей.

Внутри единого процесса и одной генерализированной функции необходимо выделять и анализировать как минимум пять отдельных функций и процессов: 1) О. в узком смысле — функция закладывания базы и основ культуры с ориентацией на современное состояние культуры и деятельности; 2) подготовка кадров — функция комплексирования и завязывания на образовательных институтах требований развивающихся и воспроизводящихся технологий; 3) обучение — функция технологизации эпистемической деятельности; 4) воспитание — функция сохранения культурного разнообразия, региональной уникальности, воспроизводства и экологии хозяйственных укладов, природных ландшафтов, национальных традиций и т. д.; 5) грамотность — функция обеспечения равных исходных прав и возможностей всем группам и стратам в обществе, технологизации образа жизни. В образовании как сфере социокультурной практики базовые образовательные процессы реализуются посредством кооперативного взаимодействия функциональной, методологической, научной, проектно-программной, исследовательской и оргуправленческой позиций ее представителей.

Помимо собственно культурных функций, образование выполняет в обществе также экономические, социальные и политические функции. Различные формы подготовки кадров (начиная со школы) поставляют хозяйственной системе работников, владеющих необходимыми знаниями, умениями и ориентациями. Конечно, эта подготовка не должна сводиться к профессиональному образованию, без достаточно высокого уровня образования человек не в состоянии ориентироваться в современном технологическом производстве, требующем налаженного сервиса и информатики. В социальном плане образование — важный механизм, поддерживающий как воспроизводство социальной инфраструктуры, так и социальную мобильность. Массовая и обязательная подготовка подрастающего поколения к вступлению в жизнь пополняет рабочий класс, крестьянство, служащих и интеллигенцию. Таким образом, образование должно одновременно соответствовать принципам разных сфер социальной регуляции.

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность обеспечивает нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, которое считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

О существовании грамотности (Ф.Г.) мы узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Поэтому приходится говорить не столько о Ф.Г., сколько о функциональной безграмотности, что является одним из определяющих факторов, тормозящих развитие общественных отношений. Поэтому проблема Ф.Г. рассматривается обычно не как научная и смысловая проблема, а как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и способов ускоренной ликвидации безграмотности. Применительно к европейскому региону постсоветского периода наиболее актуален следующий перечень параметров Ф.Г.: языковая грамотность; компьютерная и информационная грамотность, правовая грамотность, гражданская грамотность, финансовая грамотность, экологическая грамотность, профессиональные и специальные аспекты функциональной грамотности (менеджмент, PR, бизнес-планирование, новые технологии и т.д.).

Учебные заведения культуры — высшие и средние являются институтами, обеспечивающими профессиональную социализацию, состоящую в овладении специализированными профессиональными знаниями и навыками, в приобщении к профессиональной культуре.

 

Образование должно способствовать тому, чтобы человек был во всеоружии перед лицом требований общества. Образование по своей структуре задумано так, чтобы обеспечивать защиту личности, предоставляя в ее распоряжение некий капитал, позволяющий найти ей свое место в современном мире, четко ориентируясь в сложившейся ситуации. В этом заключается социокультурная функция образования, его социально-критический потенциал, позволяющий личности критически относиться к явлениям современности.

 

4. Одним из важнейших направлений социокультурного образования является формирование культурной компетентности личности.

Это понятие означает прежде всего ту условно достаточную степень социализированности и инкультурированности индивида в обществе, которая позволяет ему свободно понимать, использовать и вариативно интерпретировать всю сумму обыденных (неспециализированных) знаний, а отчасти и специализированных, но вошедших в обыденный обиход, составляющих норму общесоциальной эрудированности человека в данной среде, сумму правил, образцов, законов, обычаев, запретов, этикетных установок и иных регулятивов поведения, вербальных и невербальных языков коммуницирования, систему общепринятых символов, мировоззренческих оснований, идеологических и ценностных ориентаций, непосредственных оценок, социальных и мифологических иерархий и т.п. Культурная компетентность личности может быть охарактеризована и как определенного рода утонченность параметров ее социальной адекватности, как идеальная форма ее проявления.

В этом сложном феномене можно выделить по крайней мере четыре структурные составляющие:

- во-первых, компетентность по отношению к институциональным нормам социальной организации – основным социальным институтам, эко­номическим, политическим, правовым и конфессиональным структурам, учреждениям, установлениям и иерархиям; этот уровень компетентности обеспечивается в основном специализированными учебными дисциплинами общеобразовательного цикла – экономикой, политологией, правоведением, обществоведением;

- во-вторых, компетентность по отношению к конвенциональным но­рмам социальной и культурной регуляции – национальным и сословным традициям, господствующей морали, ценностям, нравственности, мировоззрению, и оценочным критериям, нормам этикета, обычаям, обрядам, обыденной эрудиции в социальных и гуманитарных знаниях, что обеспечивается в учебном процессе в основном такими дисциплинами, как история, философия, социология, этнология, искусствознание, этика, эстетика и др.;

- в-третьих, компетентность по отношению к кратковременным, но остроактуальным образцам социальной престижности – моде, имиджу, стилю, символам, регалиям, социальным статусам, интеллектуальным и эстетическим течениям и пр.; обучение компетентности такого рода, как правило, растворено в элементах многих гуманитарных дисциплин, но может быть обеспечено и специальными факультативными курсами;

- в-четвертых, компетентность, выраженная в уровне полноты и свободы владения языками социальной коммуникации – есте­ственным разговорным (устным и письменным), специальными языками и социальными (профессиональными) жаргонами, языками принятых в данном обществе этикета и церемониала, политической, религиозной, социальной и этнографической символикой, семантикой атрибутики престиж­ности, социальной маркировки и пр.; знания в этой области учащимся дают прежде всего дисциплины лингво-филологического и исторического циклов.

Существенную часть элементов такого рода культурной компетентности человек усваивает и осваивает с детства и постоянно корректирует ее в ходе общения со своим окружением на протяжении всей жизни. В формировании представлений человека о правилах бытового общежития и нормах социального взаимодействия с другими людьми решающую роль играют навыки, полученные в процессе воспитания в семье; социальную, историческую и художественную фактуру, в которой эти правила воплощаются и выражаются, человек изучает главным образом в средней школе, вычитывает в художественной, философской и иной литературе, усваивает из произведений искусства, получает по каналам СМИ и т.п.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 590 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Даже страх смягчается привычкой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2418 - | 2130 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.