ТРЕТИЙ принцип тайдзюцу формулируется следующим образом: «Тело и оружие едины» (кентай-итиё).
Это высказывание имеет несколько иной смысл, нежели другой известный тезис — «оружие является продолжением тела». В ниндзюцу акцент делается на то, что тело само по себе представляет оружие, тогда как любое механическое приспособление (оружие) служит лишь вспомогательным средством для усиления поражающего воздействия движений тела. Бьет ниндзя кулаком или кастетом, метает звездочку или нож, работает с кёкэцу-сёгэ или с посохом, от этого ничего не меняется. Состояние сознания, базовые принципы, характер передвижений и уклонов, векторы приложения силы, расход энергии — все остается неизменным.
Отношение к телу как к оружию связано с соблюдением нескольких требований. Первое из них звучит так: «удар из любого положения». Кисть руки, стопа ноги, локоть, колено, палец начинают свой путь оттуда и тогда, где и когда это требуется. Никаких лишних движений типа замаха, приведения кулака к бедру, предварительного выноса ноги, скручивания корпуса и т. п.
Второе требование: в реальном смертельном бою нет места внешне впечатляющим, но фактически безвредным движениям. Любой удар должен идти в конкретную точку поражения, а не в абстрактный «средний» или «верхний» уровень. Кроме того, каждый удар необходимо наносить минимальной ударной поверхностью (пальцем, одной из граней сжатого кулака, локтем, ребром стопы), что обеспечивает мощную разрушительную волну внутри тела.
Следующее требование сводится к отказу от жесткой фиксации стоп, бедер и плеч. Например, удар кулаком (или основанием ладони) должен происходить на долю секунды раньше, прежде чем стопа, движущаяся в этот момент, твердо станет на землю. В результате происходит соединение кинетической энергии корпуса, ног и бьющей руки в едином векторе силы, устремленном вперед еще несколько мгновений после контакта с целью. Если резко убрать бьющую руку (или ногу), вы создадите мощную ударную волну, которая вызовет серьезные внутренние повреждения.
Еще одно требование получило название «блок и удар — одно целое» (укэ-кимэ-итиё). Оно подразумевает, что парирование и контрудар должны сливаться в одно действие.
Никаких изолированных жестких блоков типа каратистских «агэ-укэ» и «гэдан-барай». Блок в тай-дзюцу — это фактически стопорящий удар по точке, расположенной на атакующей конечности противника. А во многих случаях еще и продолжение своего встречного движения до соприкосновения с корпусом или с головой оппонента…
Посох, дубинка и нож
Как уже ясно из предыдущего изложения, в качестве оружия ниндзя чаще всего использовали сельскохозяйственные орудия и предметы повседневного обихода. Такой принцип позволял им не вызывать ненужных подозрений, не иметь при себе лишних вещей, не усложнять себе жизнь проблемами изготовления клинков, рукоятей и других технически сложных изделий. Вот почему одним из главных видов их вооружения (если не самым главным) была деревянная или бамбуковая палка.
Существует изрядная путаница в отношении размеров этих палок. Чтобы избежать ее, возьмем за основу тот факт, что средний рост японского мужчины в Средние Века составлял примерно 150 см (это сегодня японцы стали выше благодаря пище, богатой животными белками). Длина посоха не превышала человеческого роста (плюс высоту деревянных сандалий — «гэга»), но чаще всего равнялась расстоянию от земли до плеча. Иными словами, она колебалась в пределах 140–160 см. Дубинка — это палка длиной от середины ладони до подмышки, т. е. у тогдашних японцев составляла всего-навсего 45–55 см, примерно одну треть от длины посоха, в отдельных случаях половину длины. И, наконец, существовали еще короткие (ладонные) палочки «конго», длиной от 15 до 25 см. Чаще всего ими были палочки для еды (напомним, что японцы, китайцы и корейцы до сих пор едят не вилками, а палочками).
Посох в бою держали, как правило, двумя руками. Техника работы с ним представляла нечто среднее между использованием копья (яри) и алебарды (нагината). Она включала в себя тычковые и маховые удары, подсекание ног, блокирование вражеского оружия, удушения, комбинированные сковывания («связывание»). Использовали посох для опоры в прыжковых ударах ног, для загребания и бросания в лицо врагу песка или грязи. Поскольку посох часто был полым внутри и скрывал в себе клинок, он сплошь и рядом действительно превращался в укороченное копье либо рогатину.
Техника работы дубинкой больше всего напоминала работу мечом, во всяком случае той ее разновидностью, что была длиннее. Такую дубинку держали одной рукой ближе к концу. Дубинку же покороче держали за середину, что позволяло работать как бы прямым и обратным хватом одновременно. Это очень удобно в схватке с несколькими противниками. В умелых руках дубинка — оружие универсальное и поистине страшное. Сомневающимся скажу, что самый знаменитый из всех японских фехтовальщиков. Миямото Мусаси (1584–1645) около 60 дуэлей провел не стальным, а деревянным мечом (боккеном). Попросту говоря, он дубинкой убил шесть десятков противников, вооруженных стальным мечом! Так что дубинка — это действительно сила!
В лицо, горло, в сердце и солнечное сплетение, в пах дубинкой проводят тычковые удары. По суставам рук и ног — секущие. Как и посох, дубинку широко применяют для сковывающих захватов и удушений, а также для парирования атак вооруженного противника. Понятно, что в последнем случае ее не подставляют под лезвие катаны или нагинаты, а бьют по рукам, держащим оружие. При гладкой поверхности дубинки часто используют удары со скользящим хватом, что позволяет действовать непредсказуемо для противника.
Палочка «конго» особенно удобна своей портативностью и непривычностью использования в качестве оружия.
Известно не менее десяти вариантов ее удержания в руке.
При ударах ею по болевым точкам предпочитают тычки, в других случаях — ущемление мыши для их парализации и болевые нажатия, облегчающие броски. Палочка — прекрасное средство, позволяющее неожиданно поражать горло, шею, глаза, сердце. Направленная сильной и твердой рукой, она пронзает мягкие части тела не хуже ножа, особенно если с ударной стороны немного заточена на конус. Чаще всего палочки использовали как парное оружие, по одной в каждой руке.
Что касается настоящего ножа (танто), то по законам феодальной Японии лица, не относящиеся к сословию самураев, могли иметь в своем распоряжении только такие ножи, длина которых вместе с рукояткой не превышала одного «сяку» (30,3 см). Ниндзя обычно имели при себе ножи, клинок которых равнялся 15–20 см, с самой простой деревянной ручкой. Как и все остальные предметы, носившиеся с собой, нож служил им не только оружием, но в первую очередь хозяйственно-бытовым инструментом.
Как известно, нож отличается от кинжала тем, что у него не двусторонняя, а односторонняя заточка, и клинок более тонкий. Тем не менее, опытный мастер ножа одним «длинным» (т. е. непрерывным) движением перерезает противнику сухожилия на конечностях и горло, легко и плавно скользя вокруг него. Нож он держит в основном обратным хватом, что характерно именно для японской техники, будь то самураи или ниндзя.
Часто ниндзя использовали нож в паре с дубинкой, как бы подражая знаменитым «рёто-дзукаи», самураям, сражавшимся сразу двумя мечами — катаной и вакидзаси (упомянутый здесь Миямото Мусаси был именно таким обоеручным бойцом). Но поскольку нож все же не короткий меч, а дубинка — не большой, постольку техника ниндзя на две руки существенно отличалась от техники самураев. Но не становилась от этого менее эффективной.
Менее популярно среди воинов-теней было фехтование двумя ножами. Прагматики до мозга костей, они всегда исходили из реальностей жизни. Человек с двумя ножами подозрителен, если он только не торгует ими. Палка плюс нож, это обычное явление.
Известны также комбинации ножа с дубинкой, когда этот короткий клинок жестко фиксировался на одном из концов палки, превращая ее в мини-алебарду. Но большого распространения этот вариант не получил, так как был эффективен лишь в ограниченном числе случаев. Гораздо надежнее и удобнее держать палку и нож в разных руках…
Когти и клинок
Какие только имена не давала молва ниндзя: черные дьяволы, лесные оборотни, посланцы ада… Какие только достижения не приписывала она им. Среди них и такие, как умение ходить по потолку, отражать голой рукой удары меча и разрывать ею тело на части… Сами ниндзя, которые всегда присутствовали в гуще масс, всячески поддерживали эти легенды, потому что они вызывали суеверный страх и позволяли иногда добиваться успеха в совершенно безнадежных, на первый взгляд, предприятиях…
Стены крепостей и самурайских замков в Японии возводили из больших, грубо обтесанных каменных глыб, плотно пригоняя их одну к другой без всякого раствора. К тому же эти стены были не вертикальными, а немного наклонными. Нередко небольшие укрепления строили из бревен. Поэтому ниндзя придумали очень простое приспособление — «сюко» (или «тэкаги»), позволявшее им использовать щели между глыбами (либо между бревнами) для лазанья по стенам. Сюко представляет собой нечто вроде металлического обруча, закрепленного на руке посредством кожаных ремешков. Нижняя (ладонная) часть этого обруча снабжена несколькими шипами, слегка загнутыми наподобие когтей. Иногда такой же обруч с шипами надевали и на ноги, он назывался «асико».
Посохи ниндзя, внутри которых спрятаны клинки мечей или кинжалов
Следует учитывать, что в старой Японии балки и стропила в жилищах были открыты снизу и проходили на небольшом расстоянии друг от друга. С помощью «сюко» и «асико» можно довольно легко цепляться за них, висеть под потолком и незаметно передвигаться там. Тем более, что электрического освещения тогда не существовало, по ночам в помещениях царил полумрак, пока люди бодрствовали, и полная темнота, когда они ложились спать.
Кроме того, шипастые «перчатки» повышали эффективность ударов открытой ладонью или стопой. Шипы пробивали легкие доспехи из кожи (или лакированных дощечек), распространенные благодаря своей дешевизне, так что оружием они были достаточно грозным. Еще легче рукой с «когтями» можно наносить рваные раны на открытых участках тела. Но вот что касается отражения ею ударов меча, тут явное преувеличение. Самурайский меч (катана) — оружие поистине страшное, которое с размаха разрубает все, что угодно. Захватить лезвие меча между шипами и поворотом руки вырвать его у неприятеля, или хотя бы отвести в сторону, удавалось лишь в том случае, когда ниндзя действовал с опережением, в начальной фазе атаки противника, как это и показано на рисунках.
Вопреки мнению, широко распространившемуся сейчас благодаря кинофильмам, ниндзя редко когда был мастером фехтования. В открытом бою с самураями он, по сути дела, не имел никаких шансов на победу. Но это лишь в том случае, когда такой бой проходил в соответствии с правилами Бусидо. Известно, что классическая техника владения катаной сводится преимущественно к ударам сверху вниз по голове, плечам и рукам. Увертки и всякого рода хитрости во время поединка самураи считали делом, позорящим настоящего воина. Практически они никогда не рубили мечом ноги, не атаковали в спину и ниже пояса. Перед тем, как вступить в бой, противники обязаны были представиться друг другу. Короче говоря, самураи были опутаны, словно веревками, своими представлениями о чести, о благородстве, другими сословными предрассудками.
В отличие от них, ниндзю не связывали никакие условности. Мечу он не поклонялся (тогда как самураи создали подлинный культ меча), и видел в нем лишь один из инструментов, предназначеных для выполнения поставленных задач. Если не было больше никакой возможности уклониться от схватки, ниндзя стремился атаковать внезапно, действовать нестандартно, непредсказуемым образом. Как сказал бы любой самурай, ниндзя использовали «подлые приемы» и воевали «не по правилам». Они считали, что на войне нет места никаким правилам, кроме правила побеждать несмотря ни на что и, по возможности, самой малой ценой. Внезапность, непривычность, непонятность действий являлись их решающим козырем. Поэтому техника выхватывания меча из любого исходного положения играла существенную роль в их подготовке. Эта техника (батто-дзюцу) существенно отличалась от техники самураев (иаи-дзюцу). Она позволяла выигрывать те драгоценные доли секунды, которые приносили победу.
Впрочем, ниндзя использовали меч не так уж часто. И дело не только в том, что среди них трудно было встретить мастеров меча. Главная причина в другом. Ниндзя действовали тайно, а потому старались ничем не выделяться среди окружающих, всячески избегали столкновений с ними. Чтобы иметь возможность выполнять задания своих начальников, они специально овладевали искусством перевоплощений. Достаточно напомнить в этой связи классический репертуар персонажей, за чьей личиной они скрывались: странствующий монах, уличный торговец, нищий, отшельник-юродивый, крестьянин, бродячий актер (фокусник или жонглер), подмастерье. Все эти категории людей принадлежали к низшим классам, которым категорически запрещалось иметь оружие. Тем более — меч, святыню святынь самураев. Стоило нарушить этот запрет, и следовала немедленная казнь, совершить которую имел право любой самурай, не спрашивая на то разрешения у властей. Между тем, меч — оружие довольно громоздкое, спрятать его на себе трудно, зато легко обнаружить. На всех дорогах в средневековой Японии, у всех городских и деревенских ворот стояли заставы. Подозрительных путников подвергали тщательному обыску. Поэтому ниндзя имел при себе минимум снаряжения.
Кусок веревки или цепь, полотенце, посох, нож, может быть — серп, немного еды и лекарств, кремень для высекания огня, вот и все. С таким грузом он мог свободно передвигаться, не опасаясь проверок. Достигнув места назначения, ниндзя из подручных средств изготавливал приспособления, в которых нуждался, а оружие (если в том была необходимость) отбирал у противника. Выполнив задание, он уничтожал или прятал свои инструменты и снова принимал облик безобидного путника.
Необходимость скрытно передвигаться по вражеской территории, выдавая себя за кого угодно, только не за того, кто он был на самом деле, и стремление иметь при себе как можно меньше вещей обусловили многофункциональность вооружения и снаряжения ниндзя. Это в полной мере относится к мечу «ниндзя-кэн» (или «ниндзя-то»). В отличие от катаны, он был прямым по всей длине и короче. Длина лезвия не превышала 50–60 см (у катаны до 90–96 см). Достаточно длинная рукоятка (30–40 см), обтянутая кожей, позволяла работать как одной, так и двумя руками. Гарда была квадратной (со стороной квадрата до 8 см), довольно толстой и очень прочной. Впрочем, существовал еще меч без гарды, с более длинным лезвием (до 70 см), замаскированный под посох. Одно движение, и вместо согбеного старого монаха с посохом перед ошеломленным противником возникал воин со сверкающим клинком в руках. Однако такой меч применялся еще реже.
Ножны (сая) были длиннее лезвия, что позволяло использовать свободное место для хранения различных мелких предметов: сюрикэнов, футляра с секретными документами, шипов-колючек и т. д. Наконечник ножен снимался и служил буравом, а также дротиком. Ножны без наконечника превращались в духовое ружье для метания отравленных игл (фукия) или в трубку для дыхания под водой. Ножны старались делать как можно более прочными, это давало возможность применять их в качестве дубинки (дзё) и даже вместо алебарды (нагината), если меч вставляли в них рукояткой и надежно закрепляли ремешком из сыромятной кожи. Квадратную гарду использовали как опорную площадку для ног при лазании по стенам замков и по деревьям. Ремешок, на котором носили ножны, цепляли за выступ в стене или за прочную ветку, и тогда получался своего рода насест, на котором можно было передохнуть, не слезая для этого вниз. Полую рукоятку меча в случае необходимости заполняли едким порошком для ослепления противника, ядом или порохом, в нее также вставляли длинную отравленную иглу.
Еще один миф, распространившийся благодаря кинофильмам, это то, что ниндзя всегда носили свой меч за спиной. В действительности, они вешали его туда только в тех случаях, когда надо было куда-то лезть либо ползти. Во всех остальных ситуациях место меча было сбоку, потому что из этого положения его выхватывали чуть-чуть быстрее, чем из-за спины. Как уже отмечалось, такое «чуть-чуть» могло оказаться решающим обстоятельством, следовательно, им не стоило пренебрегать.
Следует отметить, что «когти» на руках (сюко) не мешали сжимать рукоятку меча. Поэтому ниндзя нередко использовали в бою и то, и другое одновременно. Например, левой рукой отклоняли в сторону вражеское оружие, а правой выхватывали свое и наносили удар. Или с помощью когтей отбирали меч у самурая и закалывали его собственной катаной. Примеры использования когтей и меча, а также приемов внезапного выхватывания последнего, показаны на приводимых здесь рисунках. Их могло бы быть намного больше, но и имеющихся достаточно, чтобы составить представление о том, как использовали меч ниндзя.
Призраки с косами
Коса и серп (по-японски «кама», или «гама») — это классическое оружие крестьян, участвовавших в феодальных войнах и мятежах. И хотя они, в общем-то, являются сельскохозяйственными инструментами, практика показала их высокую эффективность в ближнем бою. Это связано с тем, что серпом и косой можно производить движения разного типа: подсекать и рубить, резать и колоть, захватывать и вспарывать, блокировать и атаковать. Разворачивая косу или серп с длинной ручкой лезвием к себе, это оружие можно превращать также в дубинку. Поэтому в умелых руках кама по своим боевым возможностям превосходит меч, копье и алебарду — главное вооружение самураев, вечных противников ниндзя.
Существует много разновидностей серпов и кос, отличающихся друг от друга длиной деревянной рукоятки, длиной и степенью кривизны лезвия, способами его прикрепления к древку. В принципе, чем длиннее ручка и лезвие, и чем они прямее, тем выше эффективность камы как оружия, но тем труднее прятать это оружие под одеждой. Между тем, для ниндзя последнее обстоятельство было чрезвычайно важным. Кланы ниндзя обосновались в горах. Не удивительно, что основным видом использовавшегося ими серпа стал небольшой серп жителей горных селений центральных районов острова Хонсю, который называется «ната-гама».
Крестьяне применяли его не для уборки урожая зерновых (их занятиями были охота, огородничество и заготовка леса), а для того, чтобы прорубать дорогу в зарослях.
Ната-гама представляет собой слегка изогнутое, довольно широкое стальное лезвие, заточенное только с той стороны, которая обращена внутрь, и вбитое под небольшим углом в короткую рукоять из твердых пород древесины.
Место соединения лезвия с ручкой является наиболее слабым звеном данного «инструмента», поэтому его дополнительно укрепляют, плотно обматывая тонкой, прочной веревкой или кожаным шнуром. Длина лезвия ната-гамы колеблется в пределах 15–30 см, а длина ручки составляет от 20 до 45 см. Очень часто лезвие ната-гамы длиннее рукояти.
Боевая «двойка» (ничо-гама). Слева «о-гама», справа «ната-гама»
Деревянные тренировочные серпы
Другим видом серпа, который использовали ниндзя, был так называемый «о-гама», по своему внешнему виду и размерам (длина рукояти иной раз доходила до 120 см) напоминавший скорее косу, чем серп. Им было удобно подсекать ноги людям и лошадям, срезать всадников прямо в седле, отклонять удары шеста, копья или меча. Нижнюю часть рукояти, противоположную лезвию, иногда снабжали своеобразной гардой, похожей на кастет с широким лезвием. Такое приспособление защищало руку от ударов вражеского оружия и одновременно расширяло спектр применения в бою. Этот вид камы называется «о-но-гама».
Чаще всего ната-гаму и о-гаму ниндзя применяли как парное оружие. Такая боевая «двойка» называлась «ничо-гама». Серпом на длинной ручке парировали и отклоняли вражеские атаки, а малым серпом поражали противника.
Основными мишенями при атаке серпом являются кисти рук, держащие оружие, локтевые и коленные сгибы, шея и голова, спина и бока. В современных условиях, когда больше нет самураев, вооруженных мечами и копьями, серп еще эффективнее в ближнем бою, чем прежде. Им очень удобно перехватывать улары ногами, успешно противостоять любому противнику, вооруженному холодным оружием (шестом, цепью, дубинкой и т. д.). Можно даже метать его в цель. Остановить хорошо тренированного бойца, вооруженного двумя серпами, можно только выстрелом из пистолета или автомата.
Еще одну разновидность боевого серпа представляет «кусари-гама», серп с цепью. Это «ната-гама» или «о-гама», к которому прикреплена довольно длинная (до 2,5 метров), тонкая, но прочная цепь с грузом — металлической гирькой или шаром. Обычно цепь крепилась к ручке со стороны, противоположной лезвию, хотя известны образцы серпов, у которых цепь была с той же стороны, что и лезвие.
Существует несколько вариантов использования такого оружия. Например, участком серпа между лезвием и ручкой («углом») отражают вражеские атаки, захватывая и уводя в сторону его меч или копье, шест, дубинку. Гирьку бросают прямо в голову противника, чтобы оглушить его либо заставить отшатнуться, и в этот момент поразить серпом. Стараются захлестнуть цепью руки противника, его шею или корпус, а потом, дернув цепь на себя, вывести его из равновесия. Или же гирьку зажимают в руке, а цепь (вернее, ее часть) используют для блоков и захватов. И то, и другое похоже на работу с обычной цепью («манрики-гусари»). В ближнем бою «кусари-гаму» превращают в своего рода кистень, работающий в паре с серпом. Для этого цепь держат в одной руке таким образом, что свисает лишь небольшой ее кусок с гирькой на конце («кистень»), а серп держат в другой руке. Наконец, серп с цепью превращают в абордажный крюк, «кошку» или анкерный якорь, раскручивая и бросая не гирьку, а сам серп.
Помимо гирьки, к цепи нередко прикрепляли бумажный пакет или стеклянный пузырек, содержащий ядовитый порошок. Такой вид оружия назывался «бакахацу-гама». При ударе о тело противника или об его оружие пакет разрывался (склянка разбивалась) и яд мгновенного действия поражал свою жертву. Иногда вместо яда пакет наполняли смесью пороха с бертолетовой солью и другими примесями. Такой взрывпакет (аналогичный гранатам ниндзя «нагэ-тэппо») при ударе взрывался с сильным грохотом, яркой вспышкой и густым дымом, деморализуя противника и отвлекая его внимание. Если верить легендам, то существовал якобы и такой экзотический вариант, как «мамуки-гама», когда вместо пакета с ядом или взрывчаткой к цепи прикрепляли живую ядовитую змею (это делали с помощью специального клея и бечевки). Цепь захлестывала противника, змея пыталась его ужалить и он, занятый тем, чтобы избавиться от этой твари, не успевал вовремя среагировать на лезвие серпа…
Ниндзя, стремившиеся к многофункциональности всех используемых ими средств и приспособлений, не были бы самими собой, если бы не пытались сделать то же самое с камой. Они разработали серпы сложной конструкции. Например, такие, у которых лезвие могло складываться, а цепь втягивалась внутрь рукояти. Резким движением («вскидыванием») можно было автоматически раскрыть лезвие, и зафиксировать его специальной защелкой, а нажатием на фиксатор — выпустить наружу цепь с грузом. В другом варианте конструкции вместо цепи в полую рукоять серпа вставлялся кинжал («танто»). Достав его оттуда, можно было сражаться кинжалом и серпом одновременно, держа их в обеих руках. А можно было вставить кинжал в рукоять серпа лезвием наружу, и получить комбинированное оружие: с одной стороны серп, с другой — кинжал.
* * *
Свободно работать даже одним серпом, тем более — двумя, очень непросто. При слабом владении техникой ими легче ранить себя, чем противника. Требуется много времени (несколько лет ежедневных упорных тренировок), прежде чем придет ощущение серпов чем-то вроде естественного продолжения своих рук. Поэтому для тренировок следует применять только учебное оружие, с тупыми деревянными «лезвиями», полностью исключающими порезы и уколы. Наиболее подходящая длина ручки тренировочного «ната-гама » — от запястья до локтевого сгиба, «о-гама» — от запястья до подмышки.
Начинать тренировку следуете одним серпом, выполняя «в пустоту» простые удары, захваты и блоки, выпады и вращения из положения «стоя на месте». Хорошо освоив эти движения как левой, так и правой рукой, можно переходить к тренировке одновременно с двумя серпами, и не только «в пустоту», но и на тренажерах. Простейшими из них являются деревянные столбы, с прикрепленными к ним «руками» и «оружием». В дальнейшем можно переходить к работе с партнером, вооруженным шестом или дубинкой. И только добившись полной свободы и непринужденности в работе с одним и с двумя серпами, можно попытаться перейти к тренировкам с боевым оружием. Но спарринг с партнером посредством боевого оружия категорически запрещается, ибо тяжелейшие травмы в этом случае неизбежны. Что касается тренинга с «кусари-гамой», то его принципы и последовательность аналогичны.
Веревка, цепь и рогатина
«Мусубинава», длинная и тонкая веревка, сплетенная из конского волоса, с грузилом на одном конце, была неотъемлемой частью снаряжения ниндзя. С ее помощью преодолевали водные преграды, переправлялись через ущелья, взбирались на стены замков, соскальзывали вниз с большой высоты, устраивали ловушки, связывали лошадей и пленников, транспортировали грузы — всего не перечесть.
Веревка в случае необходимости служила и оружием. Привязанное к ней грузило давало ускорение при броске, не позволяя сматываться в клубок на лету. Но в то же время, при достаточно метком и сильном броске, им можно было оглушить или даже убить противника. Веревка с отягощением использовалась также для того, чтобы спутать руки противника и благодаря этому обезоружить его, чтобы подсечь ноги, захлестнуть шею и задушить.
Однако веревку довольно легко перерезать, перепилить или перерубить. Поэтому для боевого применения ее лучше заменить цепью, которая сохраняет такое важное качество веревки, как гибкость, но существенно выигрывает в прочности. Цепь, или вернее цепи, состоявшие на вооружении ниндзя, были двух типов. Первый — это «кусари» (или «гусари»), тонкая крепкая цепь длиной от трех до четырех метров, с грузилами конической формы (иногда в виде металлических колец либо шаров) на обоих концах. Грузила у такой цепи (весом 0,3 кг каждое) являлись ударными элементами. Одновременно они позволяли применять не только броски и захлесты, но и сложную технику движений типа восьмерок или кругов со сменой уровней, когда цепь вращали наподобие мельничных крыльев, перехватывая ее обеими руками. Сложность здесь в том, что цепь все время должна оставаться натянутой, иначе она становится опасной для владельца.
Эту технику ниндзя заимствовали от своих китайских собратьев «линь гуй» (лесных дьяволов). Иногда неподалеку от грузил (в 10–20 см от них) к цепи прикрепляли острые звездочки (или шипы). Они впивались в руку при захлестывании и заставляли выпустить оружие. Иногда грузила обматывали ватой, пропитанной горючим составом, и поджигали. Работая ночью с подобным оружием, ниндзя как бы окружал себя огненным кольцом, что в определенных случаях производило сильное впечатление на врагов. Понятно, что длинная цепь могла заменить веревку, по крайней мере тогда, когда производимый ею шум не играл никакой роли (напомню, что цепь, в отличие от веревки, звенит).
Более короткая цепь имела длину около метра, а весила всего полкилограмма. Согласно легенде, ее изобрел самурай по имени Масааки Тосимицу, служивший начальником охраны главных ворот Эдо (нынешний Токио). Он исходил из мысли о том, что в узком проеме ворот, в тесной комнате или на висячем бамбуковом мостике с длинной цепью не развернуться, а короткая, да еще с увесистыми отягощениями, гораздо эффективнее, чем меч, шест или алебарда. Он назвал ее «манрики-кусари», что дословно переводится как «цепь силой в десять тысяч», а литературно — «всесильная цепь». Обычно ее носят на поясе, оборачивая вокруг талии таким образом, чтобы грузила (которые у этой цепи имеют цилиндрическую форму или делаются в виде ручек) соприкасались спереди, либо сбоку. Это позволяет, зажав одно грузило в руке и отпустив другое, внезапным движением с разворотом корпуса оглушить либо обезоружить противника.
Существуют четыре варианта работы короткой цепью.
Первый, это те же круги и восьмерки, что и длинной. Только из-за меньшей длины цепи такая техника становится еще более сложной и опасной. Второй вариант употребления короткой цепи в бою сводится к ударам ею с размаха (как нунтякой или дубинкой). Третий — к блокированию вражеских атак цепью, натянутой за счет разведения рук в стороны, с немедленным переходом на захват и обезоруживание, либо контратаку. Четвертый — это бросок в голову грузила. Понятно, что все четыре типа действий можно комбинировать в любом сочетании, что делает цепь оружием очень высокой эффективности.