Содержание
Введение. 3
Глава 1. Биография иллюстратора. 5
Глава 2. История творческого пути Б.А. Диодорова. 9
Заключение. 24
Список использованных источников. 26
Введение
Его называют одним из столпов русской книжной графики для детей. Журналисты присвоили ему звание «титулованного волшебника». Борис Диодоров, народный художник России, лауреат Гран-при Премии имени Г.Х. Андерсена, чьи работы находятся в самым престижных музеях мира. Он проиллюстрировал более трех сотен книг, среди которых «Винни-Пух» А. Милна, «Удивительное путешествие Нильса с дикими гусями» С. Лагерлёф, «Аленький цветочек» С. Аксакова, «Народные рассказы» Л. Толстого, «Малахитовая шкатулка» П. Бажова… Вот уже более сорока лет вместе Борис Диодоров и его муза и самый близкий друг – Карина Филиппова, актриса и поэтесса, автор 60 песен, которые исполняли М. Кристалинская, Г. Великанова, А. Пугачёва, Ф. Киркоров, Л. Зыкина, Н. Бабкина, В. Толкунова.
Борис Аркадьевич - иллюстратор и оформитель книг для детей и взрослых. В своем творчестве он раскрывается как читатель, тонко чувствующий литературу, как прекрасный рисовальщик, декоратор, бесконечный выдумщик и режиссер, профессионал книжного дела.
Художественное образование Б. А. Диодоров получил в Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова, где специализировался как театральный художник. В совершенстве овладел искусством книги самостоятельно.
Диодоров - народный художник России, мастер особого, синтетического типа дарования. Он лауреат престижных российских и международных премий и наград в области иллюстрации детской книги: «Золотое яблоко», «Золотая медаль» Братиславской биенале, «Гран-при Х. К. Андерсена», "Серебряная медаль" Международной выставки книг в Лейпциге, два Диплома имени Ивана Федорова и Владимира Фаворского. Его имя внесено в почетный список Х. К. Андерсена – лучших в мире иллюстраторов детской книги.
Художник в совершенстве владеет уникальной техникой офорта с использованием акватинты и акварели, объединяющей графическое и живописное. Он выставлялся в Праге и Братиславе, Афинах и Вене, на родине Андерсена - в Оденсе и еще во многих городах.
Художнику подвластно передать осязаемое ощущение жизни сказочных персонажей, в его иллюстрациях чувствуется дыхание сказочного мира.
Иллюстрации Бориса Диодорова открывают маленьким зрителям путь в мир гармонии, любви и справедливости, где всегда торжествует добро.
Б. А. Диодоров – выдающийся художник-график. Он оформил более трехсот изданий, и большинство - сказки, в том числе сказки Андерсена. Иллюстрации к "Русалочке" и "Снежной королеве" принесли Б. Диодорову Гран-при премии имени Х. К. Андерсена и приглашение от Королевства Дании ежегодно приезжать на день рождения великого сказочника.
Целью данной курсовой работы является теоретический обзор творчества иллюстратора Бориса Диодорова.
В соответствии с поставленной целью необходимо решит ряд задач, таких как:
- охарактеризовать биографию иллюстратора;
- рассмотреть историю творческой деятельности Б.А. Диодорова;
- сделать выводы по работе в целом.
Глава 1. Биография иллюстратора
Художник Борис Диодоров в одном из интервью сказал, что детство – это не возраст, а состояние души. Его работы есть в каждом доме – Винни-Пуха, Снежную королеву, Русалочку, Нильса и других персонажей любимых сказок дети многих стран видят глазами Бориса Диодорова. Сегодня художник, ставший вторым папой множества художественных персонажей, празднует юбилей. Ему – 80.
Борис Аркадьевич Диодоров живет в районе одной из самых «литературных» улиц Москвы – Пречистенки. В его квартире много книг, а еще больше – картин и икон. Рабочий стол Бориса Аркадьевича – мешанина из черновиков, набросков, журналов, книг, а над всем этим, в центре стола, возвышается скульптура Андерсена.
Иллюстратор переводит текст автора на язык сердца и красоты – говорит Борис Диодоров. Язык, понятный каждому. Когда-то ему, четырехлетнему мальчишке, дедушка дал посмотреть том «Войны и мира» с легендарными иллюстрациями Апсита.
«И я с ума сошел, я уже понимал, что окружавший меня мир куда беднее, чем тот, который был спрятан под калечкой, – вспоминает художник. – И вообще, та культура книги с тех пор жила во мне. Я полюбил книги не только умные, но и красивые».
Первый успех – иллюстрации к Винни-Пуху. В 65-м еще неизвестный Борис Диодоров выиграл конкурс: в него поверил сам Заходер. А с появлением серии утонченных офортов к повести Сельмы Лагерлёф про путешествие Нильса с дикими гусями – к художнику пришло всемирное признание. Европейцы удивлялись: как Диодоров прочувствовал северную изящность, ни разу не побывав в Швеции?
«Я ничего не любил делать, чтоб легко, – рассказывает Борис Диодоров. – Мне хотелось идти и идти. Делать как можно сложнее».
Над каждой книгой – пять, а то и восемь лет работы. За каждым офортом или литографией – глубокое погружение в мир автора, колоссальный труд по изучению эпохи, десятки пробных эскизов. Иллюстрации к произведениям Андерсена в начале 80-х издавались сначала в Австрии, потом во Франции. Датчане признали их безупречными – Борис Диодоров стал обладателем Гран-при Андерсена на его родине – в Оденсе.
«Андерсен для меня был с абсолютным пространством бесконечным, – говорит художник. – И так я “Снежную королеву” сначала воспринял. Как какая-то космическая даже тема – Валькирия».
Нужно чаще обращаться к классикам – рекомендует художник своим ученикам. Которым в последние годы отдает все свое время и энергию – считает, обязан научить их тому, что умеет сам.
Он сторонится суетности. Дело своей жизни, книжную иллюстрацию считает подлинным искусством. И призывает своих учеников относиться к этому непростому труду как к послушанию.
Признание к художнику пришло в 1979 после выхода повести-сказки «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» С.Лагерлёф, к которой Диодоров выполнил серию цветных офортов с акватинтой и акварелью. За эти иллюстрации он был удостоен "Золотого яблока" BIB-81 и серебряной медали IBA 82 в Лейпциге.
Золотая медаль BIB-99 в Братиславе (1999), "Серебряная медаль", гран-при Г.Х. Андерсена, Дания (2001). В 2005 году был избран «Посланником Г.-Х. Андерсена» комитета «H.C. ANDERSEN» (Дания), президент Российского фонда Г.-Х. Андерсена.
Сотрудничает с издательствами США, Франции, Японии, Германии, России, Испании, Венгрии, Финляндии и др.
Работы находятся в ГТГ, ГМИИ, Пушкинском Заповеднике, Словацкой национальной галерее (Братислава) и других государственных и частных собраниях в России и за рубежом. Его персональные выставки проходили в России, Франции, Германии, США, Дании, Японии, Финляндии, Швеции, Чехии и Словакии, Италии.
О таких, как он, всегда говорят: «Он не мог не стать художником». Борис Аркадьевич Диодоров был рожден и вскормлен артистическим кругом старой Москвы: его отец, Аркадий Леонидович, был известным художником-оформителем, его одноклассники – учениками знаменитой Московской средней художественной школы (МСХШ), выпустившей десятки выдающихся художников, его друзьями – шестидесятники, в том числе Владимир Высоцкий и Марина Влади. Его поколение детьми видело войну, но вынесло из нее не воспоминания об ужасах и лишениях, а понимание ценности мирной жизни. Как никто послевоенные поколения умели беречь хрупкую красоту окружающего мира. Диодоров стал одним из ее вдохновенных певцов. Своим юным зрителям, будучи уже зрелым художником, он старается привить это тонкое чувство ускользающей красоты.
В молодости он был уверен, что будет заниматься исключительно живописью; за окончанием МСХШ логично последовало поступление в Суриковский институт. Тем не менее, как и многих других художников его поколения, творческий путь привел Диодорова в детскую книгу. Причем в ранние годы он часто выступал не только как иллюстратор, но и как оформитель книг. За «Маленькую железную дверь в стене» В.Катаева молодой художник был удостоен диплома второй степени на Всесоюзном конкурсе по художественному оформлению и графическому исполнению 1969-70.
Любимым и наиболее часто иллюстрируемым Борисом Диодоровым жанром стала именно литературная, а не народная сказка. Пером и кистью он создал уютный мирок Пуховой опушки А.Милна, шведские просторы С.Лагерлёф и Швамбранию Л.Кассиля, передал светлую грусть Х.К.Андерсена и мудрость Л.Н.Толстого, выразил почтение именитым классикам и злободневным современникам. Диодорова всегда интересовал именно личный взгляд писателя, возможность «посмотреть в глаза» автору, побеседовать с конкретным человеком, а не с неизвестным народным сказителем.