Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Олимпия римского времени. I — VI века н.э.




 

В эпоху римского владычества Олимпия постепенно приходила в упадок, хотя порой при покровительстве некоторых императоров пли частных, финансировавших святилище лиц возрождалось великолепие игр и оживлялось строительство. После запустения святилища в годы позднего эллинизма деятельность Олимпии при Августе была возобновлена с целью возвеличения императорского культа. Известно, что Германик получил на играх венок, а Тиберий стал победителем в беге колесниц в 4 году до н.э.., правда, лишь как владелец колесницы, но не как возничий. В Леонидайоне жили чиновники, наблюдавшие за деятельностью жрецов и магистратов, и останавливался римский наместник Ахайи, когда он посещал Олимпию. Был реставрирован и превращен в храм Августа Метроон с постановкой там вначале статуи Октавиана, а затем п других правителей империи В I веке н.э. там находились статуи Домициана, Клавдия в образе Юпитера (скульпторы Филатенайос и Гегий), императора Тита, а также императриц Домиции, Агриппины Младшей, Юлии Титы, на самом почетном месте высилось изваяние Августа в виде Юпитера со скипетром и пучком молний. На архитраве Метроона появилась надпись об Августе как сыне богов и спасителе Греции и всех земных народов Павсаний сообщает также о статуе Августа из элект-ра117 и других императорских портретах в сокровищницах, в частности киренской |18

В послеавгустовское время Олимпию часто грабили. Калигула хотел увезти в Рим статую Зевса, но, по свидетельству древних авторов, отправленный для этого из Рима в Грецию корабль поразила молния 119. Особенно много было похищено статуй из Олимпии во время правления Нерона, хотя стремление его к славе и привело к краткому оживлению строительства и игр, в которых принимал участие император. В годы ранней империи в Олимпии расширили стадион, увеличили высоту южной стены, реконструировали судейские трибуны. Для пребывания Нерона в Альтисе был построен дворец в римском стиле с атриумом, перистилем и вестибюлем, с ванной и баней поблизости от стадиона и ипподрома. Чтобы въехать в Альтис на колеснице, Нерон приказал разобрать в юго-восточной части ограды стену и построить триумфальную арку. Примечательно, что фундамент арки Нерона сложен был из постаментов статуй, к тому времени, очевидно, уже похищенных.

Нерон объявил, в нарушение всех вековых правил, игры на два года ранее положенного срока и приказал ввести певческие состязания, считая свой голос особенно приятным и сильным. Он получил много первых призов и венков 12°, но после его убийства игры объявили недействительными. Приказ Нерона сбросить с постаментов статуи прежних победителей, очевидно, не успели исполнить. Однако из Альтиса уже было увезено около 500 бронзовых статуй 121.

Внимание к Олимпии усилилось вновь во II веке н.э. в связи с покровительством Греции Адриана. В Афинах строился храм Зевса Олимпийского, сочинял олимпийский гимн афинянин Главк, писал об Олимпии, упоминая важные события в истории святилища, Флегон из Тралл. В Олимпийских играх, носивших тогда в полном смысле слова международный характер, все чаще отличались негреки. На состязания приезжали атлеты из Александрии, Эфеса, Сирии, Финикии; в празднествах участвовали африканцы, вавилоняне, армяне.

Этот последний расцвет Олимпии не случаен. Во II веке н.э., когда воздействие христианских идей на граждан обширной Римской империи стало особенно сильным, правители Рима решили оживить прославленные языческие культы. В Олимпии был возрожден древнейший оракул. Частично этим интересом к древним святыням можно объяснить и возникновение сохранившегося до наших дней труда Павсания «Описание Эллады». Дион Хризостом во II веке н.э. написал свою «Двенадцатую речь» о Зевсе Фидия. На монетах, которые чеканились при Адриане, поместили изображение статуи Зевса. Несколько раз посещал Олимпию и видел игры Лукиан. В эти годы, стремясь поднять значение Олимпии, представляли ее святилищем еще более древним, чем она считалась до того времени. На бронзовом, найденном в Олимпии диске, посвященном Зевсу победителем в пятиборье Публием Асклепиадом в 241 году, имеется на одной стороне посвятительный текст, а на другой — надпись спортивного чиновника Флавия Скрибониана. Он называет в ней Олимпиаду, в которой победил Асклепиад, не 255-й, а 456-й, то есть ведет счет не от 776 года до н.э., а от 1580 года до н.э., подчеркивая этим более древнее происхождение Олимпийских игр. И все же культовые сооружения, статуи и сокровища Олимпии воспринимались в римскую эпоху без того благоговейного трепета, с которым относились к ним греки V века до н.э. и скорее, как музейные памятники, а Олимпийские игры — как грандиозные зрелища спортивного характера. Однако Олимпия и тогда сохраняла традиции и не допускала к себе чужих богов, как это случилось с Дельфами, где в ту эпоху возник культ Озириса.

Для посещавших Олимпию римлян строилось много терм. На запад от Альтиса в начале II века н.э. на месте древних терм возникли новые. Вход в эти термы Кладея помещался в юго-восточном углу. Правее входа размещались котельная и туалеты. По узкому коридору проходили в атриум, а оттуда в аподитерий, тепидарий, кальдарий и фригидарий (раздевальня, теплая, горя-

чая, холодная бани). Крыша над атриумом и соседним двором, украшенным мозаиками, имела сквозные отверстия, остальные помещения перекрывались сводами. Полы терм Кладея во II веке н.э. были богато орнаментированы мозаиками. Смоченные водой разноцветные камни гальки или мрамора обычно кажутся особенно яркими и красочными, что и привело к помещению выложенных из них композиций на дне неглубоких бассейнов терм.

Южнее терм Кладея во II веке н.э. была сооружена гостиница со множеством жилых помещений и двумя

Статуя юноши 2-я четверть II в и э

перистильными дворами, украшенными мозаиками. Кроме терм Кладея были сооружены термы на севере Олимпии, около гимнасия, и южные термы восточнее Леонидайона, возможно, самые поздние в Олимпии. Именно в юго-восточной части Олимпии многие постройки II века н.э., включая весь ипподром, погибли при сильном изменении русла Алфея в средние века.

Во II веке н.э. для Олимпии имели большое значение пожертвования частных лиц и финансирование богатыми меценатами. Одним из самых известных покровителей святилища во II веке н.э. был Герод Аттик. Он строил не только в Афинах, где сохранился до наших дней величественный Одеон его имени (место для музыкальных состязаний), но и в святилище Зевса, где был сооружен роскошный большой фонтан — нимфеи в виде экседры. Находившаяся западнее сокровищниц экседра Герода Аттика представляла собой полукружие со статуями в нишах, на торцах и сверху постройки. Вода, поступавшая по трубам из Кладея, вытекала из пяти отверстий фонтана и собиралась в полукруглый бассейн на уровне нижних ступеней террасы сокровищниц. Декоративность нимфея усиливалась двумя беседками с открытыми колоннадами и изваянием бычка. Статуи экседры Герода Аттика изображали императоров Адриана, Антонина Пия, Марка Аврелия, а также самого Герода Аттика и его жену — Региллу. Базы статуй, использованные как строительный материал, были найдены в стенах позднейшей византийской церкви. В некоторых случаях сооружения такого рода, как экседра Герода Аттика, воздвигались из-за недостатка места над ветшавшими древнейшими святынями Олимпии. Во II веке н.э. это вызывало возмущение ревнителей старины и защитников древних построек Олимпии. Возможно, в связи с этим Павсаний ничего не сообщает об экседре Герода Аттика, игнорируя эту, сложенную к тому же из блоков разнообразных сокровищниц, постройку богача. Такого рода здания вызывали в то время критику и Лукиана 122.

Найденные в Олимпии изваяния римского времени, хотя и выполнены, нужно думать, высококва^ифициро-ванными мастерами, не могут сравниться по художественным достоинствам с такими выдающимися произве-

дениямп, как рассмотренные выше статуи Зевса скульптора Фидия, Ники скульптора Пэония, Гермеса с Дионисом скульптора Праксителя или портрет кулачного бойца. Памятником, свидетельствующим о помпезности форм в искусстве I века н.э., является статуя Клавдия в виде Юпитера. Император изображен полуобнаженным, с тяжелыми складками тоги, закрывающей нижнюю часть фигуры. Торжественная поза, горделивая посадка головы, величественно поднятая рука со скипетром — все призвано возвеличить Клавдия, индивидуальные черты которого мастер показывает с точностью, присущей римским портретистам. Обнаженность торса, скипетр в руке и орел у ног должны вызывать у зрителя ассоциацию римского цезаря с божеством.

Особенности римского искусства следующего столетия проступают в художественных формах статуи юноши II века н.э., найденной вблизи палестры. Юноша показан задрапированным в плащ и облокотившимся левой рукой о невысокую подставку. Его голова чуть склонена, волосы перехвачены тонкой лентой и в лице передана свойственная антониновским образам задумчивость. Нетрудно заметить в таких памятниках и подражание настроениям праксителевских образов. Излюбленные художественные приемы мастеров II ве-

 

ка н. э — живописность складок плаща, богатая светотеневая моделировка — проявились и в этом изваянии В руинах римских построек обнаружены также остатки посвятительных даров, фрагменты керамики с рельефными украшениями, светильники На щитках светильников римского времени из Олимпии сохранились сюжетные изображения, характерные для I — II веков н.э. Иногда щиток обрамлен вдавленными полукругами и овалами На некоторых распространенных тогда краснолаковых светильниках можно видеть орнаментальные узоры в виде пальметт или радиально расходящихся от центра линий или оставленные совершенно гладкими овальные поля. На других светильниках щитки украшены сложнее па одном изображен

Гелиос в короне с острыми лучами, на другом — бегло и карикатурно очерченный крупноголовый кабанчик, на третьем — фигурка в рост с обобщенно трактованными головой и туловищем На светильниках II века н.э. гирлянды виноградных листьев и кистей обрамляют круглые щитки с радиальными линиями

Напряженный, изобиловавший катастрофическими событиями III век н.э. в Греции был и для Олимпии столетием кризисным и драматическим Святилище по степенно приходило в упадок Южнее терм Кладея еще строились иногда дома для приезжих Но это были уже последние свидетельства деятельности святилища Сильное землетрясение в III веке н.э. разрушило многие обветшавшие здания Альтиса К III веку н.э. относится постройка самых поздних, южных, терм Олимпии Последняя, зафиксированная археологическими раскопками статуя победителя на Олимпийских играх отмечена 261 годом. В первой половине III века н.э. было создано и самое позднее греческое сочинение о гимнастике — книга Филострата

Особенно сильно пострадала Олимпия от нашествия в Грецию варваров. В 267 году герулы, наступавшие на Элладу, разрушали города и двигались на Пелопоннес В страхе перед нашествием все сметавших на пути орд Олимпия начала воздвигать крепостные стены, стремясь защитить самую дорогую святыню — храм Зевса со статуей бога, исполненной Фидием Укрепленный район захватывал небольшую часть Альтиса С севера это был храм Зевса, а с юга — портик возле булевтерио-на Для оборонительных сооружений спешно разбирались многие здания Олимпии Стены строили из камней разобранного Леонидайона, сокровищниц, портика Эхо и Метроона Не тронули храм Геры, Филиппейон, сокровищницу сикионцев и некоторые другие, слабый камень которых не годился для крепостных стен Опасения олимпийской администрации, однако, были напрасными* герулы не дошли до святилища, лежавшего теперь и без их вмешательства в руинах

В конце III века н.э. при Диоклетиане производились некоторые ремонтные работы, чинилдсь крыши храмов Зевса, Геры и палестры Пытались реставрировать некоторые помещения Леонидайона, восстанавли-

вали теоколейон. В эти суровые для всего античного общества годы в святилище еще устраивались спортивные игры. Олимпия медленно сдавала свои позиции, и в течение всего IV века н.э. состязания, хотя и не такие пышные и торжественные, как раньше, но происходили. Не так внимательны, как раньше, были администраторы тогда и к фиксации имен победителей. Последним известно имя победившего в играх 369 года н.э. армянского принца Вараздата, ставшего царем в 374 году н.э. В 394 году н.э. Теодорих I запретил игры.

В IV веке н.э. не только преследования императоров были бедой для святилища. Большой урон ему нанесли проходившие в 395 году н.э. на юг Пелопоннеса готы Алариха. Если в целом античная цивилизация того времени испытывала удары как со стороны варваров, так и воинствующих фанатиков-христиан, то Олимпия была подвержена еще и воздействию жестоких природных стихий. Губительные землетрясения разрушали ее постройки. Подземными толчками в IV ве-

ке н.э. были разбиты избежавшие нашествия герулов и починенные в III веке н.э. храм Геры и палестра, а также защищавшие Альтис от вод Кладея каменные западные стены. Теперь стихию рек ничто не сдерживало и наводнение в IV веке н.э. принесло новые бедствия. Памятники святилища разрушались и природой и людьми. Статую Зевса скульптора Фидия, по вышеприведенному свидетельству византийского автора, перевезли в Константинополь во дворец царя, где она сгорела во время пожара. Следов алтаря Зевса из пепла не нашли даже археологи. Однако в Олимпии все еще совершались культовые церемонии. В 426 году н.э. Теодорих II издал эдикт об уничтожении языческих построек, и храм Зевса, как утверждают источники, был сожжен или разрушен землетрясениями.

В раннехристианское время на месте Олимпии, где еще высились руины некогда блестящих построек, осталась небольшая деревушка. Жители ее устроили в мастерской Фидия церковь, создав нартекс с колоннами и аркадой и пристроив с востока апсиду. Материалы для перестройки у них были в изобилии. В руинах церкви археологи нашли много плит из нимфея Герода Аттика, из Филиппейона, сокровищниц. Восточнее храма Зевса раскопками обнаружены фундаменты жилых домов VI века н.э. с двориками, кладовками, хлевами для скотины. В этих постройках находили глиняные светильники античной формы, но с христианскими изображениями на щитках — чаще всего крестами; попадались также небольшие подвески в виде крестика с примитивно трактованными орнаментальными украшениями. В конце VI века н.э. Олимпию постигло новое землетрясение. Разливы Алфея и Кладея угрожали безопасности последних обитателей раннехристианской Олимпии. Вскоре и они покинули свои жилища и уступили природным стихиям место, где некогда было прославленное на весь античный мир святилище. Наступавшие с юга Алфей и с запада Кладеи заливали территорию Олимпии, оставляя каждый раз толстые слои наносного песка, и постепенно святилище оказалось под шестиметровым слоем земли. Скрытое от глаз людей, оно ожидало археологических раскопок. XIX — XX веков.

Заключение

 

Святилище Олимпии, прославленное место поклонения Зевсу и особенно торжественных спортивных состязаний, приобрело в наши дни значение крупнейшего историко-художественного памятника древнего мира. Обнаруженные археологами на территории Олимпии произведения эллинского искусства несут в большинстве своем следы высокого мастерства зодчих, скульпторов, керамистов.

Найденные памятники исполнены в различных техниках. Небольшие глиняные статуэтки и крупные терракотовые статуи типа Зевса и Ганимеда, высокохудожественные изваяния из известняка и мрамора, изделия в своеобразной технике сфирелатон и такие первоклассные бронзовые отливки, как голова кулачного бойца, а также остатки от работы Фидия над хризоэлефантинной статуей Зевса — все свидетельствует о широте диапазона мастеров Олимпии, о многообразии художественных материалов, использовавшихся для украшения святилища.

Произведения искусства — здания, статуи, рельефы, сосуды Олимпии — дают возможность почувствовать сущность духовных идеалов античной цивилизации, различных в разные эпохи ее развития. Смысл и значение памятников Олимпии, особенно ее классического периода, выходят за рамки историко-познавательного характера. В их художественных формах эллинский гений выразил чувства и настроения, понятные и близкие в своем поэтическом строе всем последующим поколениям человечества.

Примечания

81 Павсаний V, 10 2

82 Павсаний V, И, 1

83 Валъдгауер О Ф Античная скульптура Пг 1923 с 142

84 Страбон География VIII 353 М 1964, с 337

85 Виппер Б Р Искусство Древней Греции с 191

86 Павсаний V, 11, 5

87 Цит по кн Латышев В В Очерк греческих древностей Спб, 1899 с 122

Мазурин К Олимпия М, 1892 с 67 Греческая эпиграмма М 1960, с 213

Ппутарх Сравнительные жизнеописания М, 1961 с 323 Светоний Жизнеописание двенадцати цезарей Гай Калигула 22 М 1933 с 282

92 Павсаний IV 31 6, V, 11 10, V, 14, 4

93 Мазурин К Олимпия, с 68

*194 Лукиан Юпитер Трагический, 25

" Павсаний V, 9, 3

Лесницкая М М Статуя Юпитера из собрания 'Эрмитажа.

Л, 1963

Плутарх Перикл, 31, 5

98 Примечательно, что в этой надписи не назван враг, побежденный мессенянами и навпактянами, — спартанцы.

99 Павсаний V, 26, 1; V, 10, 4.

100 Павсаний. VI, 20, 10 — 21.

101 Павсаний. V. 20, 9.

102 Павсаний. V, 21, 17.

103 Павсаний V, 15, 4.

104 Отрывки гимна к Дионису. Эллинские поэты. М., 1963, с. 137.

105 См.: Ривкин Б. И. В долине Алфея. М., 1969, с. 52.

106 Павсаний. VI, 4, 5.

107 Hege W. und Rodenwald G. Olympia. Berlin, 1936, S. 53.

108 Блаватский В. Д. Греческая скульптура. М., 1939, с. 148.

109 Витрувий. Десять книг об архитектуре. 5, 11. М., 1936.

110 Павсаний. VI, 23, 1.

111 Павсаний. VI, 21, 2.

112 Павсаний. VI, И, 1.

113 Павсаний. VI, 16, 2.

114 Плутарх. Эмилий Павел, XXVIII.

115 Павсаний. V, 10, 5.

116 Плутарх. Сулла, 12.

117 Павсаний. V, 12, 6 — 7.

118 Павсаний. VI, 19, 10.

119 Светоний. Калигула, 57, 1; 22, 2.

120 Светоний. Нерон, 24, 2.

121 Павсаний. X, 7, 1.

122 Лукиан. Смерть Перегрина, 19.

Библиография

Павсаний. Описание Эллады. Пер. С. П. Кондратьева, т. 1 — 2. М., 1938 — 1940.

Страбон. География. Пер. Г. А. Стратановского. М., 1964. Оды Пиндара. Пер. М. Гаспарова. — «Вестник древней истории», 1973, № 2 — 3.

Мазурин К. Олимпия. М., 1892.

Колобова К. М., Озереикая Е. Л. Олимпийские игры. М., 1958. Ривкин Б. И. В долине Алфея. Олимпийские игры в искусстве древних греков. М., 1969.

Лесницкая М. М. Статуя Юпитера из собрания Эрмитажа. Л., 1963.

Buschor Е. und Hamann R. Die Sculpturen des Zeustempels zu Olympia. Marburg an der Lahn, 1924. Curtius E. Olympia. Berlin, 1935. Dorpfeld W. Alt-Olympia. Berlin, 1935. Hege W. und Rodenwaldt G. Olympia. Berlin, 1936. Neue Ausgrabungen (Berichte uber die Ausgrabungen in Olympia). 1 — 8. Berlin, 1937 — 1967

Kunze E. und Schleif H. Olympische Forschungen. 1 — 6. Berlin, 1944 — 1966.

Blumel C. Der Hermes eines Praxiteles. Baden-Baden, marklein, 1944.

Liegle I. Der Zeus des Phidias. Berlin, 1952. Kunze E. Zeus und Ganimed (in V Bericht tiber di in Olympia). Berlin, 1956. Hofkes-Brukker Ch. Die Nike des Paionios und der Bassaefries (in BVAB, XXVI, 1961). Herrmann H.-V. Olympia. Berlin, 1972.

Aschmole B. et Yalouris N. Olympia. The sculptures of the Temple of Zeus. London, 1967.

иллюстраций

Соколов Г. И.

С 59 Олимпия. — М.: Искусство, 1980. — 214 с., ил.

Книга посвящена истории прославленного древнегреческого святилища, на стадионе которого каждые четыре года проходили знаменитые Олимпийские игры. Значение этих игр было так велико, что даже летосчисление в Древней Греции велось по олимпиадам. В книге рассказывается о развитии художественного облика святилища, о памятниках искусства, созданных на заре его возникновения, в годы расцвета, а также в эллинистическую эпоху и в период римского владычества, вплоть до разрушения Олимпии в годы раннего христианства.

_ 80101-032 ББК 85.133(3) С025(01)-80159-80 73И

 


[1] Павсаний. Описание Эллады. Пер. С. П. Кондратьева. V, 10 1 М., 1938-1940.

[2] Schőbel H. Olympia und seine Spiele. Leipzig, S. 128.

[3] Результаты раскопок были опубликованы в 1834 году в кн.: Expedition scientifique de Моrёе, t. 1. Paris, 1831.

[4] Отчеты раскопок этих лет: „Ausgrabungen von Olympia"; „Olympia. Die Ergebnisse der vom Deutschen Reich verausstalteten Ausgrabung". Hrsg. von E. Curtius und F. Adler. Tafelband I — IV. Text I — V Mappe. Berlin, 1890.

[5] Derpfeld W. Alt-Olympia. Berlin, 1935.

[6] Сидорова H. А. Искусство Эгейского мира. Л,. 1972, с. 44 — 45, рис. 32, 34

[7] Derpfeld W. Alt-Olympia. Taf. 1 — 8, 10, 11, 22.

[8] Павсаний. V, 13, 8 — 11.

[9] Павсаний. V, 14, 10.

[10] Павсаний. V, 14, 5.

[11] Павсаний. V, 14, 8.

[12] Павсаний. V, 14, 10.

[13] Павсаний. V, 14, 10.

[14] Павсаний. VI, 20, 6.

[15] Павсаний. V, 13, 10.

[16] Павсаний. V, 13, 1.

[17] Павсаний. V, 13, 2.

[18] Павсаний. V, 16, 2.

[19] Павсаний. V, 16, 4.

[20] Павсаний. VI, 20, 5.

[21] Derpfeld W. Alt-Olympia. Abb. 13.

[22] Павсаний. V, 20, 6 — 7.

[23] He исключено, что это приводило к распространению в святилище огромного количества мух, так как Павсаний пишет, что когда Геракл приносил жертву в Олимпии, ему страшно надоели мухи и он прогнал их за Алфей, принеся жертву Зевсу Аномию (отгоняющему мух). Павсаний. V, 14, 21.

[24] Павсаний. V, 15, 3.

[25] Gerhard E. Auserlesene Vasenbilder, Bd. 4., Taf. 256, Berlin, 1958.

[26] Alscher L. Griechische Plastik, Bd. 1. Berlin, 1954, Abb. 19.

[27] Павсаний V, 14, 6

[28] Alscher L. Gnechische Plastik. Abb., 20.

[29] Существуют иные определения этой группы. Иногда видя здесь кентавра Фолоса, радушно принявшего Геракла в своей пещере, когда тот охотился на оримантского вопря. Порой считают это изображением Зевса, борющегося с Тифопом в виде кентавра порой называют кентавра олицетворением Кроноса. Однако большинство исследователей указывая на то, что на левом боку кентавра изображено подобие меча склоняются к мысли, что здесь изображена кентавромахия.

[30] Павсаний V, 15.

[31] Ксенофонт Греческая история, VII, 4, 31. Л, 1935, с. 192.

[32] Ксенофонт Греческая история, с. 192.

[33] Павсаний V, 23, 1, 24, 1, 9.

[34] Пер. М.Гаспарова — «Вестник древней истории», 1973, 2, с 229.

[35] Павсаний V, 14, 9.

[36] Павсаний V, 21, 3, 18.

[37] Павсаний VI, 20, 9.

[38] Пер. М.Гаспарова — «Вестник древней истории», 1973, № 3, с. 237.

[39] Павсаний V, 16, 1

[40] Павсаний V, 16, 2.

[41] Павсаний V, 17, 1.

[42] Павсаний V, 17, 20.

[43] Павсаний V, 17, 2 — 10, 18, 1 — 8, 19, 1 — 10.

[44] Павсаний V, 20, 1, Плутарх Ликург, 1, 23.

[45] Павсаний VI, 19, 2.

[46] Павсаний VI 19, 6.

[47] Исследователи относят также третью сокровищницу Эпидамну, четвертую — Византию, пятую — Сибарису, шестую — Кирене, седьмую — неизвестному центру.

[48] Известно из «Илиады», что и щит Агамемнона был украшен изображениями чудовищ Горгоны, Деймоса (ужас) и Фобоса (страх) «Илиада» XI, 36

[49] Павсаний VIII, 40, 1

[50] Павсаний V, 17, 2, 26, 6

[51] Павсаний пишет об изображениях Зевса V, 2 3, V, 17, 1 V, 22, 1, V, 24, 6

[52] Эсхил Персы, 747

[53] Страбон География VIII, 378. М, 1964

[54] Павсаний III, 17, 6, VIII, 14, 7

[55] Павсаний IX, 12, 4.

[56] Enciclopedia dell'arte antica Roma, 1963, t. V, ill. 805.

[57] He исключено что голова Геры принадлежала какой-то статуе, стоявшей вне храма Геры. Ее нашли в 1878 году хотя и неподалеку от храма у палестры, но вне храма. Фрагменты же статуи Геры, украшавшей храм, заставляют думать, что она была сделана из другого материала.

[58] Блаватский В.Д. Греческая скульптура. М., 1939, с. 12.

[59] Колпинский Ю.Д. Искусство Эгейского мира и Древней Греции. М., 1970, рис. 179.

[60] Плутарх Фемистокл, 17. М, 1961, с. 157, Павсаний VIII, 50, 3

[61] Лукиан Геродот или Аэций, I

[62] Павсаний XXV, 2 — 5

[63] Павсаний V, 10, 2

[64] Павсаний V, 10, 4

[65] Павсаний V, 10, 3

[66] Павсаний V, 12, 2.

[67] Павсаний V, 10, 6 — 7.

[68] Пер. М. Гаспарова — «Вестник древней истории», 1973, № 2, с. 223.

[69] Павсаний, V 10, 8.

[70] Мазурин К. Олимпия. М., 1892, с. 60.

[71] Павсаний V, 10, 8.

[72] Существует несколько вариантов реконструкции и расстановки фигур одна — Лешке, Трея и Фуртвенглера, другая — Хиршфельда и Кекуле, третья — Бутора, Студнички, Зефмонда.

[73] Высота статуи Аполлона на западном фронтоне 3,15 м.

[74] Hege W. und Rodenwaldt G. Olympia. Berlin, 1936, S. 45, Abb. 26

[75] Павсаний V, 10 9

[76] Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. М, 1972, с. 166 — 167.

[77] Упругая линия контура торса Геракла воспринимается как пластический прообраз тех пульсирующих нечеловеческой мощью контуров живописных фигур, которые Микеланджело будет наносить на потолок Сикстинской капеллы спустя два тысячелетия.

[78] Иногда считают что здесь изображена нимфа Гесперида.

[79] Overbeck J. Schnftquellen, № 692 — 754

[80] Пер. М. Гаспарова — «Вестник древней истории», 1973, № 2, с. 232

[81]

[82]

[83]

[84]

[85]

[86]

[87]

[88]

[89]

[90]

[91]

[92]

[93]

[94]

[95]

[96]

[97]

[98]

[99]





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 500 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Большинство людей упускают появившуюся возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © Томас Эдисон
==> читать все изречения...

2486 - | 2161 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.