Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Материя, ее всеобщие свойства и способы существования

Картина (образ мира) формируется в философии на различных мировоззренческих посылках — религиозных, естественнонаучных, идеалистических, мифологических и иных. В силу этого, история фи­лософии являет собой процесс возникновения и сосуществования раз­личных картин мира и бытия человека в нем. К формированию кар­тины мира с позиций научного знания стремится философский мате­риализм ("линия Демокрита"), который имеет длительную традицию и глубокие корни в культуре общества.

Основным в философском материализме является понятие мате­рии ("вещь", "вещество"). Оно концентрирует в себе длительный опыт познания окружающего мира и человека с позиций естествознания и здравого смысла, объяснения мира естественными причинами. По убеждению сторонников этого философского направления, мир — это движущаяся материя в различных формах ее проявления.

Первые, наглядные по своей сути, представления о материи по­явились в древней философии в связи с попытками найти некую пер­вооснову мира в виде конкретного вещества. Так, для Фалеса такой основой выступала вода, для Гераклита — огонь, а Демокрит нахо­дил ее в подвижных атомах. Эмпедокл одновременно выделял четыре стихии ("корни вещей") — воду, землю, воздух и огонь. В учении Пла­тона материальный мир рассматривался как низшая ступень бытия, косная и пассивная масса. Она является всего лишь "бледной тенью" мира идей, их предметным воплощением. По убеждению философа, высшим демиургом (творец, ремесленник) всего сущего является Бог.

Само понятие "материя" впервые появилось в работах Аристоте­ля. Он понимал под ней бесформенную и пассивную массу, которая по­тенциально содержит в себе любые вещи. Материя — это как бы воз­можное бытие, его исток, а все конкретные вещи возникают под воз­действием некоей творческой энергии ("формы"), и этот переход мате­рии в иное состояние является, по Аристотелю, движением ("кинесис").

В философии средних веков считалось, что материальный мир был сотворен в течение весьма краткого времени актом воли всемогущего Творца. Создав мир, Бог установил и определенный порядок (иерар­хию) в нем. Природа (растительный и животный миры) рассматрива­лась философами как низшая ступень в иерархии мира. В ней, дес­кать, нет ни души, ни свободы. Такие качества имеются лишь у чело­века, поэтому он и призван властвовать на планете над всеми иными тварями Божьими.

В эпоху Возрождения и Нового времени материя стала рассматри­ваться как совокупность физических тел и процессов. Большую роль в познании материального мира сыграл, в частности, И.Ньютон, который сформулировал законы классической механики. Н. Коперник создал ге­лиоцентрическую картину мира, которая радикальным образом измени­ла существовавшие до сих пор представления о Вселенной. Во французс­ком материализме XVIII века (Ж.Ламетри, Д.Дидро и др.) подчеркива­лось, что материя не сотворена Богом и существует вечно. Она является колоссальной мастерской, которая снабжена всеми необходимыми ин­струментами и материалами для работы человека. Сам же человек — это деятель, активный и умелый работник в этой мастерской.

На рубеже XIX — XX вв. в естественных науках произошел ряд крупных открытий, на основе которых наступила ломка ранее сложив­шихся представлений о материальном мире. Ранее, в середине XIX в., сформировалась теория Ч.Дарвина, в которой была раскрыта орга­ническая взаимосвязь в растительном и животном мирах. В 1869 г. русский ученый Д. И. Менделеев создал периодическую систему хими­ческих элементов. Были открыты химический элемент радий (В.Рент-ген) и электрон, явление искусственной радиоактивности (А.Беккерель).

В 1905 — 1916 гг. А.Эйнштейн разработал специальную и общую тео­рию относительности, которая раскрывала единство движения, про­странства и времени. В те годы произошли и многие другие крупные открытия в естествознании.

В результате быстрого развития науки была подорвана господ­ствовавшая прежде механистическая картина мира. Было убедитель­но показано, что мир не только един, но бесконечен и разнообразен в своих формах, свойствах и проявлениях. Тем самым горизонт знаний о материи резко раздвинулся и был дополнен новыми сведениями и фактами, которые изменяли прежние, "вещественные" представления о материи. Обобщая эту важную тенденцию в науке своего времени, В.И.Ленин в 1908 году предложил развернутое определение понятия материи. В своей работе "Материализм и эмпириокритицизм" он пи­сал, что материя - это "философская категория для обозначения объек­тивной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них". Кратко говоря, материя есть объек­тивная реальность, существующая вне и независимо от человека и че­ловечества. Данное понятие имеет весьма важное, концептуальное значение для философского материализма.

В данном выше определении подчеркнуто, что материя является ос­новным объектом исследовательского интереса для "линии Демокрита". В.И-Лениным было выделено, прежде всего, основное свойство мате­рии — объективность существования, т.е. ее бытие вне и независимо от человека и его сознания. Указано также и на принципиальную позна­ваемость окружающего мира человеком. Ленин подчеркивал, что мате­рия, как реальность, включает в себя не только известные науке, но и еще неизвестные явления. В действительности материя не исчерпывает­ся своими конкретными проявлениями и видами. Понятие материи ха­рактеризует мир как единство многообразного и помогает исследовать его действительную природу. Материальный мир включает в себя так­же и человека как уникальное явление мироздания. Вот почему русский философ А. Ф.Лосев призывал "понять материю личностно, с точки зре­ния категории личности", т.е. включить человека в объект анализа фи­лософии, а материю воспринимать также с точки зрения ее ценностно­го (аксиологического) значения. С помощью понятия материи форми­руются научные представления о мире, обобщаются данные частных наук, ведется полемика с философским идеализмом и религиозным ми­ровоззрением, опровергается агностицизм. Данное понятие выполня­ет, таким образом, мировоззренческую функцию.

Методологическое ("поисковое") значение этого понятия состоит в том, что оно ориентирует на строго определенный (материалисти­ческий, естественнонаучный) подход к познанию и объяснению этого мира, выявлению места человека в нем. Учение о материи позволяет также решать вопрос об основе (субстанции) и причинах всех форм бытия, разграничивать предмет философии и частных наук. В этом понятии заложены основные мировоззренческие посылки и исходные принципы "линии Демокрита".

Что касается строения материи, то современной науке известны два ее вида — вещество и поле, которые переходят друг в друга. Веще­ство дискретно (внутренне расчленено) и структурировано, обладает массой покоя и рассредоточено в пространстве. Формы вещества очень разнообразны — атомы и молекулы, газы, жидкие и твердые тела, полимеры, белок, вирусы, живые организмы, макротела. В отличие от вещества, поле представляет собой сложное электромагнитное об­разование, которое состоит из квантов ("порций"). Они не имеют мас­сы покоя и распределены в пространстве равномерно. Поле тоже су­ществует в различных видах - гравитационное, электромагнитное, биологическое и т.д. Особым (энергетически наинизшим) состоянием поля является вакуум, в котором отсутствуют какие-либо частицы. Иногда учеными высказывается мнение о существовании "информа­ционно-энергетического" поля, которое якобы имеет громадную ско­рость распространения и обусловливает развитие Вселенной по изна­чальной программе.

Вещество и поле взаимопроникают и дополняют друг друга. Их синтезом является, например, плазма как особое состояние материи. Из нее состоят, в частности, небесные тела типа Солнца. Очень тесное взаимодействие между веществом и полем существует на уровне эле­ментарных частиц в микромире. По сути дела, материальный мир представляет собой единство противоположного — прерывного и не­прерывного, конечного и бесконечного. Существование вещества и поля свидетельствует именно об этом.

Материя обладает рядом универсальных (всеобщих) свойств, или атрибутов. Прежде всего, как отмечалось выше, ей присуща объек­тивность существования, т.е. бытие вне и независимо от человека и человечества. Наука утверждает, что этот мир не создан никем, он был, есть и будет существовать без нас. Подобные мысли высказывались уже в древней философии. Гераклиту принадлежит мысль о том, что "Этот космос, единый из всего, не создан никем из богов и никем из иодей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, в полную меру воспламеняющимся и в полную меру угасающим."

Философия подчеркивает неисчерпаемость материального мира, ^о означает огромное многообразие его сторон, свойств, явлений и состояний. В связи с этим В.И.Ленин в начале ХХ столетия замечал, что хотя открытый наукой электрон оказался таким же неисчерпае­мым, как и атом, ум человеческий со временем сделает еще больше открытий и тем самым увеличит власть человека над окружающей природой. Рост знаний подпитывает неиссякаемую надежду челове­ка найти во Вселенной подобных себе существ. Н.А.Заболоцкий ска­зал об этом языком поэзии: "В который раз томит меня мечта, /Что где-то там, в другом углу Вселенной, /Такой же сад и та же темнота, /И те же звезды в красоте нетленной".

Такое свойство материи, как бесконечность, подразумевает веч­ную незавершенность, незаконченность процессов и состояний в ней. У материального мира нет ни начала, ни конца. В нем существует лишь непрестанное развитие, смена форм и состояний* (• М.М.Бахтин: "... Ничего окончательного в мире еще не произошло, после-Д днее слово мира и о мире еще не сказано, мир открыт и свободен, еще все впереди и всегда будет впереди".) В связи с этим мож­но сказать, что жизнь человека является всего лишь маленьким мигом в истории безбрежного Космоса, хрупким звеном в бесконечной цепи превращений материи. Человек — это существо, затерянное в "глу­хом углу Вселенной", — сокрушался Б.Паскаль. В необъятных про­сторах пространства и времени мы — ничто, подчеркивал ученый.

Материи присуща также целостность и структурность. Будучи относительно самостоятельными, все фрагменты и стороны мира не­посредственно или же опосредованно связаны друг с другом, — при­рода и общество, индивид и социальная группа. И т.д. и т.п.

В ряду всеобщих свойств материи находится и отражение, пред­ставляющее собой способность предметов воспроизводить (копиро­вать) в ходе взаимодействия внешние признаки и внутреннее содер­жание других предметов, сохранять в себе эти отпечатки ("копии"). Формы проявления отражения (раздражимость, психика и другие) разнообразны, как и сам материальный мир.

Особым свойством материи является движение, которое выража­ет способность предметов изменяться и переходить в иное состояние. По определению Ф.Энгельса, движение, в применении к материаль­ному миру — это изменение вообще. Оно представляет собой не про­сто свойство: это коренной способ и условие существования всех без исключения вещей материального мира. Движению присущи такие характеристики, как объективность, абсолютность и относительность, неуничтожимость, вечность и другие.

Противоположностью движения является покой как состояние временного равновесия, устойчивости и неизменности вещей. Он всегда относителен, так как нет вещей, которым не присуще движение. Покой мимолетен и краток, он постоянно разрушается силой неумолимого и безжалостного ("смертоносного", по выражениюН.А.Бердяева) движения. Движение вечно, а покой временен, — такова формула их связи.

Движение материи существует в разных формах (видах), которые представляют собой специфические типы взаимодействий и изменений. До XIX в. все многообразие форм движения сводилось, в основном, к механическим процессам. В этом представлении проявлялся механицизм как конкретно-исторический тип философского мировоззрения, исход­ный принцип объяснения мира и человека в нем. Но крупные откры­тия в науке XIX в. (теория клеточного строения, эволюционное уче­ние и др.) разрушили эту упрощенную картину мироздания. Учитывая это, ф. Энгельс в своей работе "Диалектика природы" предложил более со­вершенную классификацию форм движения материи. Они были выделе­ны им с учетом их конкретного материального (вещественного) носите­ля. Назовем эти формы и кратко охарактеризуем их.

Механическое движение представляет собой перемещение тел в пространстве по определенной траектории, или "смена места", по оп­ределению Г.Гегеля. Носителями движения в данном случае (падение камня, колебание маятника часов, полет спутника и т.п.) являются конкретные материальные предметы.

Что касается физического движения, то оно сопряжено с такими природными явлениями, как теплота, свет, электричество и магнетизм, гравитация. Здесь уже отсутствует четкая траектория движения, а иног­да оно носит даже хаотический характер (например, броуновское дви­жение молекул газа).

Химическое движение вбирает в себя взаимодействия атомов, что порождает в ходе реакций еще более сложные вещества. В качестве са­мой простой химической реакции Энгельс называл образование озона в атмосфере во время грозы. Наука полагает, что когда-то в рамках химических процессов на нашей планете зародилось явление жизни.

Особое место в мироздании занимает биологическое движение — су­ществование и развитие живых организмов — растительного и живот­ного миров. настоящее время на Земле имеется более 500 тысяч видов растений и около 1,5 миллиона видов животных). Носителем процессов жизни является белок, который имеет очень сложную молекулярную структуру. По лаконичному определению Энгельса, жизнь — это "спо­соб существования белковых тел". Благодаря жизни тенденция к само­сохранению все же преобладает над тенденцией распада, и поэтому на нашей планете не господствует стихия Хаоса.

Большой спецификой обладает социальное движение, которое вби­рает в себя всю совокупность явлений и процессов, протекающих в Рамках общественной жизни. "Автором" и носителем социального Движения выступает человек, как существо мыслящее и деятельное. Самым сложным проявлением социального движения является про­цесс человеческого мышления как поток мыслей и представлений, де­ятельность познающего ума.

Классификация форм движения материи, предложенная Энгельсе» фиксирует важнейшие области материального мира и протекающие) нем процессы. Однако она имеет ограниченные познавательные возможности для познания этого мира*, (* Классификация Ф.Энгельса была дана им в своей работе "Диалектика приро­ды" (написана в 1873 — 82 гг.).) ведь в XX в. был накоплен богатейший массив научных знаний. В настоящее время наука выделила и изучает геологическую, географическую, космологическую и иные формы движения. Разумеется, поиск наукой новых форм движения буде продолжаться и дальше. В связи с этим можно предложить новый вариант классификации форм движения материи, а именно:

"Мир ядра" (частицы и античастицы). Это — так называемые "ядерные" формы движения материального мира;

"Мир электромагнетизма" — внутриатомные и молекулярные процессы;

"Мир тяготения" (плазма, планетарное вещество), включающий гравитационные формы движения материи;

"Мир жизни", объединяющий биогенетические, популяционные, организменные и иные процессы на нашей планете;

"Мир человеческого общества" как тесное единство материаль­ного и духовного, система деятельности людей и отношений между ними.

Очевидно, что в данной классификации формы движения выделе­ны с учетом уровня организации материи, ее постепенного усложне­ния. Для удобства можно выделять формы движения в неживой и жи­вой природе, в общественной жизни. Что касается человека, то он представляет собой сложнейшую систему, которая синтезирует и не­сет в себе самые различные формы движения материи.

Кроме названных нами выше универсальных (всеобщих) свойств, материи присущи также и такие характеристики, как пространство и время. Это — формы существования материи, которая не может дви­гаться иначе, как в пространстве и во времени. В этих формах матери­ального мира пребывает и сам человек. Волею судьбы он погружен в них и существует в бесконечных просторах пространства и неумоли­мом потоке времени, которые являют собой "пределы человеческой жизни", по выражению П.Я. Чаадаева. Каждый человек живет здесь (в пространстве) и теперь (во времени).

Философия понимает под пространством взаимное расположение вещей и процессов друг возле друга, их протяженность и определен­ный порядок взаимосвязи. Это как бы сосуществование ("рядом существование") вещей мира. Элементами пространства являются точ­ка, объем, длина, расстояние и т.д. Принято выделять, прежде всего, такие свойства пространства, как протяженность, трехмерность (длина, ширина и высота), изотропность (равенство всех трех измерений), обратимость (возможность перемещения предмета и человека в лю­бую точку пространства).

История существования человека убеждает, что он способен об­ретать практическую власть над пространством. Благодаря знаниям, технике и настойчивому труду эта власть постоянно нарастает. Это особенно очевидно на примере происходящего в наше время активно­го освоения земных недр, просторов и глубин Мирового океана, кос­мического пространства. Мир ведь всегда не удовлетворяет человека, и человек стремится преобразовать его своими действиями. Писатель П.Л.Проскурин заметил однажды, что природа предназначила чело­века для освоения широких пространств. Но в результате возникло острое и неустранимое противоречие между деятельным человеком и окружающим миром, между человеком и природой. К сожалению, в XX веке это противоречие проявило себя в весьма острых и опасных формах, что даже поставило под вопрос само дальнейшее существо­вание человечества.

Понятием времени философия раскрывает длительность существо­вания вещей и процессов, последовательность смены их состояний. В своей действительности оно представляет собой неиссякаемый поток событий, или, говоря словами Платона, "движущийся образ вечнос­ти". Разным материальным системам присуще свое время и его специ­фические характеристики. Можно вести речь о физическом и биоло­гическом, космическом, социальном времени. Иногда философы вы­деляют и "экзистенциальное" время, имея в виду сложный поток чувств и эмоций, переживаний человека, других его душевных состояний*. (* Марк Аврелий: "Время есть река... стремительный поток. Лишь появится что-нибудь, как уже проносится мимо...")

Принято считать, что время имеет три измерения — настоящее (текущие события), прошлое (застывшие события) и будущее (гряду­щие события). Причем события в разных материальных системах про­исходят в неодинаковом темпе. Наиболее быстро и плотнее время про­текает в обществе, что связано с высокой активностью человека, мно­гообразием форм его духовно-практической деятельности и расшире­нием ее масштабов. Время течет только в одном направлении — от прошлого через настоящее к будущему, и этот вектор неизменен, нео­братим. Пока еще никому из людей не удавалось повернуть свою жизнь назад и прожить ее по-новому. Это можно сделать лишь мысленно, обратившись к помощи смелой фантазии.

"Стрела времени" — это всемогущий и безжалостный разруши­тель всего сущего, но время в такой же мере является и творцом всего нового, нарождающегося. Временное — означает тленное, умирающее и уходящее. Напротив, вечное — это сохраняющееся, непреходящее и бессмертное. Время движет миром в направлении и к жизни, и к смер­ти, непосредственно затрагивая тем самым судьбу человека, его про­шлое, настоящее и будущее. Жизнь человека всегда трагична под вла­стью "смертоносного" времени, и все мы — его пленники. Говорят, что каждый час времени ранит, а последний и вовсе убивает. Лишь непрерывное творчество помогает человеку преодолеть смерть, сохра­нить себя в памяти благодарных потомков, и тем самым приобщить­ся к вечности. Биологическая жизнь человека конечна, и поэтому мно­гие люди предпочитают все же не смотреть на бегущие секунды свы­сока, высокомерно. Они осознают свою временность и беспокоятся в связи с этим, задумываясь о содержании и целях своей жизни, о смыс­ле своего существования в этом мире.

Философские понятия пространства и времени применимы также и к исследованию общественной жизни. С точки зрения философии, социаль­ное пространство создано людьми и представляет собой множество об­щественных институтов, процессов и отношений, предметов культуры, которые сосредоточены в рамках конкретного отрезка социального вре­мени (конкретная эпоха, период истории). По большому счету, социаль­ное пространство и социальное время —это вся всемирная история Чело­века как арена его духовно-практической деятельности и ее предметные воплощения. Социальное пространство, будучи очеловеченной Вселенной, всегда несет на себе печать своего времени, эпохи. В этом несложно убе­диться, сравнивая для примера город античной эпохи и современный го­род, социальную дистанцию между рабом и господином в древнем обще­стве и взаимоотношения между гражданами в цивилизованных странах нашего времени. Социальное время устремлено в будущее, оно становится все более динамичным и насыщенным событиями. Неудивительно, что, под воздействием научно-технического прогресса современное общество стремительно мчится вперед, чем-то напоминая пылающую комету в необъятных просторах Вселенной.

В истории философии и культуры, в устном народном творчестве время всегда осознавалось как большая ценность. Считалось, что оно наполнено человеческим смыслом, и поэтому время является объектом эмоционального восприятия и рационального осмысления*.(* "...Мгновенье, прекрасно ты, / Продлись, постой!" (И.Гете). В этих словах тоска по уходящему навсегда, ностальгия.) В филосо­фии подчеркивается, что время — это не только некие пределы человеческой жизни, но и сама его жизнь. Будучи насыщенным событиями Щ живым общением людей, оно есть одновременно, говоря словами К.Маркса, "пространство человеческого развития". Но, увы, время не­подвластно человеку. Неудивительно, что люди мечтали о так называ­емой "машине времени", с помощью которой можно обрести власть над ним. Мечта человека об этом сквозит и в словах В.Шекспира: "Не растай, время, властью надо мной!" Однако время неумолимо течет, уходит, и поэтому оно — нечто бесценное. Вот почему, говоря словами поэта С.Я.Маршака, "Пока в руках у нас частица времени, / Пускай она работает на нас!" Но для этого непременно требуется, чтобы душа человека неустанно трудилась и день, и ночь. Философия и народная мудрость напоминают человеку: спеши жить, поскольку "часы идут, дни бегут, годы летят", а ведь если иногда "день упустишь — годом не наверстаешь", "делу время — потехе час".

В философском материализме весьма существенным является так­же и вопрос о материальном единстве мира. Впервые он был обозна­чен и решался еще в античной философии (Гераклит, Демокрит и др.). По сути своей данная проблема означает следующее.

Окружающий человека мир материален (вещественен) по своей природе. Все его явления и процессы имеют, в конечном счете, единую материальную основу, или субстанцию. Мир един (целостен), един­ственен и динамичен. Все его сферы органически взаимосвязаны, пе­реплетены. Он многообразен, "разноцветен" в своих проявлениях, и это придает ему стройность и красоту. Материальный мир имеет одни и те же всеобщие (универсальные) свойства и характеристики, единые законы существования и развития. Наука показывает и доказывает, что все это и есть на самом деле, а не является игрой нашего вообра­жения. Мир — это Универсум, единое антропосоциоприродное целое.

Идея материального единства мира обосновывается, во-первых, науками о неорганической природе, — физикой, астрономией, хими­ей и другими. Особо важную роль в этом играют теории Д. И. Менде­леева, А.Эйнштейна, И. Ньютона и других ученых. Во-вторых — на­уками об органической природе, — биологией, генетикой, анатомией и другими. Большой вклад в это внесли учения Ч.Дарвина, А.И.Опа­рина, Г.Менделя. Эта идея доказывается также науками о человеке и обществе как уникальных явлениях Вселенной. Речь идет, прежде все­го, о таких областях научного знания, как история и этнография, со­циология, экология. Ф.Энгельс верно заметил, что единство матери­ального мира "...доказывается не парой фокуснических фраз, а длин­ным и трудным развитием философии и естествознания", всем духов­но-практическим опытом человечества.

В философском идеализме и религии тоже имеет место идея един­ства мира, его целостности и гармоничности. Однако она осмыслива­ется с противоположных мировоззренческих позиций: единство мира рассматривается под углом зрения его духовной обусловленности. Решение данной проблемы дано, например, в творчестве Г.Гегеля, где мир воспринимается как нечто целостное и пронизанное духовным началом ("мировым разумом"). В русской религиозной философии было разработано понятие всеединства, которое выражает органичес­кую целостность мирового бытия. Наиболее обстоятельно учение о всеединстве было разработано в творчестве В.С. Соловьева, который стремился вскрыть духовную основу единства многообразного в ми­роздании, и находил эту основу в некоей Мировой душе, или Софии.

Современная наука рассматривает Вселенную как самоорганизу­ющийся Универсум, где имеет место сосуществование и взаимодействие живого и неживого. В мире протекают как линейные, так и нелиней­ные процессы (хаос, пульсация, вихри, волны и т.п.). Новый ракурс мировидения задает синергетика — отрасль научного знания, ко­торая исследует самоорганизацию сложных материальных систем (И.Р.Пригожин). Синергетика полагает, что в сложных системах "кон­струирующую" роль играет хаос, в котором потенциально содержит­ся много вариантов последующего развития. Эта наука подчеркива­ет, что развитие мира предсказуемо в той же мере, что и непредсказу­емо, неожиданно для человека. Таков и образ мира — как единстве порядка и беспорядка, гармонии и дисгармонии.;

ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ МИРА И ЧЕЛОВЕКА СПОСОБЫ ЕЕ РЕШЕНИЯ '

Решение проблемы происхождения мира, жизни и человека является непростой задачей, поскольку эти процессы невозможно воспроизвести экспериментально. Да и речь ведь идет о событиях, которые происходили многие миллионы и даже миллиарды лет назад.

В XX веке американский астроном Э.Хаббл выдвинул концепцию "Большого взрыва" во Вселенной. Ученый предположил, что около 15 —20 миллиардов лет назад стало происходить расширение Вселен­ной из сверхплотного состояния вещества. Началось время, а потом появились первые атомы и молекулы, а позже и химические соедине­ния. Вселенная все более расширялась, а температура спадала, и по­степенно на Земле складывались предпосылки для появления простей­ших форм жизни (около 5 млрд. лет назад). Стала формироваться ат­мосфера, а в результате биохимической эволюции появились органи­ческие соединения. Сформировался белок - носитель жизни, зароди­лась клетка как простейшая структура жизни. Наступил естественный отбор всего живого, что в итоге привело и к появлению человека.

В 1924 году русский ученый А. И. Опарин в своей книге "Происхож­дение жизни" сформулировал естественнонаучную концепцию возник­новения жизни. Опарин полагал, что до появления жизни на Земле су­ществовал длительный период химической эволюции, в рамках кото­рого (3 — 5 млрд. лет) появились сложные органические вещества и протоклетки. Это привело к биохимической эволюции, в ходе которой в Мировом океане стали образовываться сложные органические соеди­нения, давшие начало жизни.

Жизнь появилась на Земле, а на других планетах она в настоящее время пока не обнаружена. В силу случая или же закономерно, на на­шей планете сложились все необходимые предпосылки для возникно­вения Человека и его дальнейшего существования (оптимальный со­став атмосферы, температуры воды, гравитации и другие). Это уди­вительное обстоятельство дало повод ученым сформулировать "ант- ропный принцип', который гласит, что Вселенная якобы устроена "под" и "для" человека. В самом деле, разве смог бы возникнуть и существо­вать человек, не будь Вселенная столь "человечной"?

Философия рассматривает человека как уникальное (в пределах известного нам мира) живое существо. Тема человека является сквоз­ной, традиционной для всей истории философской мысли. Вопросы о сущности и природе человека, смысле и целях его существования яв­ляются наиболее острыми и сложными мировоззренческими пробле­мами. Важное значение имеет также и вопрос о происхождении чело­века. В его решении наиболее распространенными являются следую­щие мировоззренческие позиции.

Естественнонаучный подход основывается на предположении о том, что человек — это следствие, итог длительной эволюции живой материи на планете Земля. Он появился отнюдь не случайно, став "высшим цве­том" живой природы. Человек — это результат земных причин, а вовсе не какая-то "искра" во Вселенной. Наука доказывает, что основными факторами его становления как специфического живого существа яви­лись естественный отбор, прямохождение, развитие мозга, труд и речь. Привычка трудиться, т.е. изготавливать и применять специальные инст­рументы для обработки природы помогла человеку выжить и тем самым закрепить одну из ветвей в эволюции живых существ на нашей планете. Человекообразная обезьяна (австралопитек) со временем превратилась в человека умелого. Научная теория антропогенеза утверждает, что чело­век в современном его облике сформировался примерно 40 — 50 тысяч лет назад. В целом же история человека как вида насчитывает около 2 — 3 миллионов лет. Появившись вначале в Центральной Африке, он рас­пространился затем по всем континентам. (Для сравнения заметим, что возраст Земли равен примерно 4,5 — 5 миллиардов лет).

В рамках естественнонаучного подхода отечественный ученый, академик Н.Н.Моисеев разработал концепцию так называемого "уни­версального эволюционизма". Истоки этой теории восходят к работам русских мыслителей - космистов Н.Ф.Федорова и В.И.Вернадского. Яв­ление человека Моисеев рассматривает как результат пересечения со­вокупности земных и космических факторов. В лице человека мате­рия впервые обрела способность осознавать саму себя и ставить свое развитие под контроль знания. Возникновение жизни и человека ста­ли самыми крупными революциями в известной науке истории Все­ленной. Появился Разум, и развитие мира (в рамках Земли) стало но­сить сознательный характер. Развился и усовершенствовался Мозг как носитель мыслительных способностей человека. Сформировалась Воля, т.е. способность вмешиваться в ход событий и направлять их протекание. Эволюция породила и Память — механизм сохранения информации и опыта, их накопления и передачи. Благодаря всему это­му сформировался Духовный мир человека как самая тонкая ткань социального организма, источник созидания принципиально нового, человеческого мира, — мира культуры.

В последующей эволюции человека выявились две противополож­ные тенденции. Первая —к нарастанию степени его свободы на осно­ве знаний об окружающем мире и о самом себе, совершенствования орудий труда и культуры. Вторая же тенденция предполагает рост несвободы в связи с усложнением создаваемой человеком так называ­емой "второй природы" (искусственная среда в различных ее формах), а также вечной зависимостью от "первой" природы как естественно­го условия своего существования.

В отличие от науки, в мифологии и религии на вопрос о проис­хождении человека даны иные ответы. Так, в древнегреческих мифах полагалось, что вначале существовал лишь вечный, безграничный и темный Хаос. В нем в свернутом виде заключались все источники жизни мира. Из Хаоса якобы появилось все - весь мир и бессмертные боги. Из него произошла богиня Земли - Гея. Под Землей родился мрачный Тартар — бездна, полная тьмы. Родилась также и Любовь как могу­чая и всеоживляющая сила. Так начал создаваться Мир со всеми его составляющими — Ночь и День, Горы и Небо, Океан, Солнце и т.д. Появились многочисленные боги как всемогущие и бессмертные су­щества, и весь возникший мир стал ареной их деятельности и сопер­ничества. Боги — это сверх-люди, хотя и наделенные обычными человеческими качествами. Первые появившиеся люди были созданы богами, и вначале жили без забот, тяжкого труда и печалей. То был "золотой век", первый век человечества. Затем на смену ему пришли "серебряный", "медный" и "железный" века. Так и стала, с точки зрения древней мифологии, развиваться история человеческого рода. _

В основном письменном источнике христианской религии Библии утверждается, что Бог на пятый и шестой день творения ("креации") мира создал весь животный мир планеты. А на шестой день появился и| человек, сотворенный по образу и подобию Божьему в виде первого мужчины Адама и первой женщины Евы. Это было грандиозное событие, ведь с появлением человека разумного ("гомо сапиенс") перед жизнью открылся путь созидания и высочайшего восхождения. Однако, вкусив запретный плод в райском саду, первородители людей соверши­ли тем самым великий грех, и поэтому были изгнаны Богом из рая. Началась история человечества, а все люди в ней распались на две боль­шие группы — праведники и грешники.

В фольклоре народов мира можно встретить наивные версии про­исхождения человека. Например, эскимосы считают, что человек был вылеплен из земли и распространился по свету с помощью птиц. Не­которые племена верят, что человек был создан из камня или же из глины — красной, белой или же коричневой. Такие наивные идеи ос­нованы, как правило, на древних мифах и наукой не подтверждаются. Все мифы объединяет одно — идея некоей внешней силы, которая яко­бы сотворила человека.

В XX веке французский ученый и теолог Пьер Тейяр де Шарден со­здал концепцию так называемого «эволюционного финализма". Это была попытка соединить и как бы примирить науку и религию, разум и мис­тику в решении проблемы происхождения мира и человека. По мнению Тейяра, история мира — это история его постоянного усложнения и восхождения к Сознанию. В ходе этого сложилась некая единая линия развития мира, "космическая магистраль". В ее рамках сформирова­лись основы жизни и элементы сознания, появился некий Дух Земли. Появившийся на этой основе человек стремится в ходе эволюции к до­стижению конечного состояния мира, которое Тейяр назвал "точкой Омегой". Она и станет, по убеждению философа, завершением эволю­ции, началом всеобщего объединения и мировой гармонии под живот­ворным влиянием любви. Здесь все фрагменты мира найдут друг друга и соединятся в гармонию. Точка Омега - это будущее мира и человече­ства, высший полюс эволюции. В ней будет достигнуто примирение всех индивидов и народов, частей и целого. Все сущее сольется на основе любви. По оценке русского проповедника А. Меня, тейярдизм, как уче­ние о происхождении и месте человека во Вселенной, может быть на­звано "оптимистическим финализмом". Точка Омега — это "светлый конец", некое царство, где Бог будет пребывать во всем.

Идеи, близкие к тейярдизму, имеются и в творчестве русского ху­дожника и философа Н. К. Рериха. Что есть человек во Вселенной? Человек, в представлении мыслителя, является точкой, в которой про­исходит своеобразная стыковка Земли с Космосом, где земной мир соприкасается с высшим сознанием. Будучи вселенским существом, человек обладает практически неисчерпаемым потенциалом космичес­кой энергии, еще не раскрытой и не освоенной им в полной мере. Эта энергия и придает ему высокую духовность, сообщает силы для борь­бы со Злом и Тьмой мира.

Так кем же является человек в этом мире: соучастником миротворения или же пассивным созерцателем происходящего? Где его место в мироздании: в центре или же на обочине? К чему призван человек: разрушать или же созидать и совершенствовать мир? На эти и подоб­ные им вопросы мы будем отвечать по мере изложения курса филосо­фии. Здесь лишь заметим, что человек — это мельчайший "атом", блуж­дающий, по словам Б.Паскаля, в "бездне бесконечности". Конечно же, ему не дано постигнуть бесконечное, но обладание способность мыслить придает человеку силу, веру и надежду. ||

Итак. философия не только полагает существование мира, но и пытается постигнуть его коренные характеристики, со здать картину мироздания. Усилиями человеческого Разума формируется целостная картина мира как единства многообразного, пронизанного самоорганизацией и глобальной эволюцией.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЧТЕНИЯ

1. Алексеев В.П. Становление человечества.—М„ 1984.

2. Андреев Д.Л. Роза мира.—М., 1991.

3.Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. — М„ 1995.

4. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета. Канонические в русском переводе с параллельными местами.— М., 1992.

5.Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора. М., 1986.

6.Дышлевый П. С. О картине мира современной техногенной цивилизации // Вопросы философии. 1996. № 3.

7. Живая этика, —М., 1992.

8. Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм// Полн. собр. соч. 18.

9. Моисеев Н.Н. Человек во Вселенной и на Земле // Вопросы философии. 1990. № 6.

10. Мелюхин С. Т. Материя в ее единстве, бесконечности и развитии. М.. 1966.

11. Орлов В.В. Человек, мир, мировоззрение.—М., 1985.

12. Пригожин И. Философия нестабильности// Вопросы филосо фии.1991. №6. ~

13. РузавинГ.И. Концепции современного естествознания.—М., 1997.

14. Сведенборг Э. О небесах, о мире духов и об аде. — Киев, 1993.

15. Тейяр де Шарден П 7, Феномен человека.— М., 1987.

16. Филатов В.П. Живой космос: человек между силами земли и неба/ /Вопросы философии. 1994. № 2.

17. Циолковский К.Э. Грезы о земле и небе.— Тула, 1986.


 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ii философия в советский период истории | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 540 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2294 - | 2147 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.