Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Ii философия в советский период истории




В советский период отечественной истории (1917 — 91 гг.) фило­софская мысль, к сожалению, не имела возможности для полнокровно­го самостоятельного существования и развития в формах различных типов, направлений и течений. В условиях отсутствия свободы интел­лектуального творчества и находясь под жестким контролем со сторо­ны государства и правящей партии, философия постепенно преврати­лась в служанку политики. Она использовалась для теоретического обо­снования закономерности советского строя и раскрытия его якобы ис­торических преимуществ и великих перспектив. Крайне негативно на развитии философской мысли в нашей стране сказалась высылка в 1922 году за рубеж большой группы философов (Н.А.Бердяев, С.Л.Франк, Н.О.Лосский и др.), не стоявших на коммунистических позициях. Тем самым уровень философии в советском обществе значительно снизил­ся, что отрицательно сказалось на всей духовной культуре общества.

В СССР в 20-е гг. единственным философским течением постепен­но становился марксизм, который со временем обрел статус офици­ального учения. В первые годы Советской власти основную роль в его развитии играл В.И.Ленин. В стране издавались и широко распрост­ранялись работы классиков марксизма — К. Маркса и Ф.Энгельса, был образован Институт философии.

В 20 — 30-е гг. происходило активное подчинение философии по­литике. Из сферы философских поисков вытеснялись личности яркие и Достаточно самостоятельные (Н.И.Бухарин. А.В.Луначарский и др.), а на смену им приходили личности тусклые и малообразованные, но зато стоявшие на позициях "революционного сознания" и "классового под­хода". Многообразие мнений и течений подменялось единообразием и даже прямым администрированием. Издававшийся в 20-е годы группой А.М.Деборина (ученик Плеханова) журнал "Под знаменем марк­сизма" был закрыт, а передовые философы подверглись гонениям и даже репрессиям. На "философском фронте" все более утверждались сторон­ники И.В.Сталина (М.Б.Митин, П.Ф.Юдин и др.). В 1938 г. вышел в свет "Краткий курс истории ВКП (б)" с большой статьей Сталина "О диалектическом и историческом материализме". Пропагандой она была объявлена "вершиной" творческого марксизма и положена в основу преподавания философии в учебных заведениях и методологии научно­го познания. На практике это затормозило на десятилетия вперед раз­номыслие в философии, отрицательно сказалось на становлении новых отраслей знания (генетика, кибернетика и др.). В предвоенные годы философия в СССР, в основе своей, была сведена к упомянутой выше, статье Сталина. Ряд философов, стоявших на иных мировоззренческг позициях, либо погибли в лагерях (П.А.Флоренский, Г.Г.Шпет), ли(были надолго репрессированы (А. Ф.Лосев).

После смерти Сталина и официального осуждения его культа (1956 г. XX съезд КПСС) в обществе наступила краткая "оттепель", и это несколько облегчило существование философии. Кроме "Вопросов философии", стал выходить также журнал "Философские науки", а в 60-е гг. была издана "Философская энциклопедия" в пяти томах. В ряде университетов страны были открыты философские факультеты, а советские философы стали участвовать в международных симпозиу­мах и конгрессах.

Следует заметить, что в советской философии определенное разви­тие получило историко-философское знание. Большой вклад в это вне­сли Г.Ф.Александров, В.Ф.Асмус, Т.И.Ойзерман. Происходили исследо­вания в области логики (М. М. Розенталь, А. Ф.Лосев), философских про­блем естествознания (Б.М.Кедров), теории познания (П.В.Копнин), ис­торического материализма (В.Ж.Келле, М.Я.Ковалъзон), теории чело­века (И. Т. Фролов), этики и эстетики (М. М. Бахтин, Л. М.Архангельский). Под влиянием "оттепели" появились яркие и оригинальные филосо­фы — Э.В.Ильенков, М.К.Мамардашвили, М.А.Лифшиц, В.С.Библер и др. В целом же, в философии по-прежнему преобладал дух апологетики (защиты, оправдания) существовавшего общественно-политического строя и осмысления практики "коммунистического строительства" нашей стране. Функция социальной критики в философии советског времени не имела полнокровных условий для своего существования.

В 70 — 80-е гг. наступил завершающий период в развитии совете кой философии. За редким исключением, она носила официальный 1 излишне идеологизированный характер. В ней существовал культ т< оретиков марксизма и некритическое цитирование официальных ма териалов КПСС, речей высших руководителей страны. Существовавший жесткий идеологический контроль за всей системой подготовки и дея­тельности философских кадров в стране. По сути дела, философия су­ществовала в единственном варианте — в виде канонического (нетвор­ческого, застывшего) марксизма, превращенного в разновидность ре­лигии и социального мифотворчества.

Советский период в истории отечественной философии можно назвать трагическим, ведь здесь философская мысль лишилась само­го важного условия для своего нормального существования — интел­лектуальной свободы. Идеологизация и политизация философии нега­тивно сказались на ее развитии. В ней образовался большой вакуум, который предстоит заполнять мыслителям нашего времени.

Итак, в России сформировалась национальная философская культура со специфическими традициями и разнообразным идей­ным содержанием. Русская философия самобытна, масштабна и многолика, несет в себе огромный потенциал знаний и веры, духовности и гуманизма.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЧТЕНИЯ

1. Аникин А.В. Путь исканий: Социально-экономические идеи в России до марксизма. — М., 1990.

2. Бердяев Н.А. Русская идея/УВопросы философии. 1990. № 1.

З.Вехи: Интеллигенция в России. — М., 1991.

4.ГромовМ.Н., КозловН.С. Русская философская мысль 10—17 вв.—

М.. 1990. З.Емельянов Б. В., Новиков А. И. Русская философия серебряного века:

Курс лекций.—Екатеринбург, 1995. б.Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии для гуманитарных

вузов— М., 1995. Р.Исаев И. А., Золотухина Н.М. История политических и правовых

учений России. 11 — 20 вв.— М„ 1995

8. История России в терминах и понятиях. — Смоленск, Брянск, 1999.

9.Лосский Н.О. История русской философии.— М.., 1991.

10. Малинин В.А. История русского утопического социализма. — М., 1977.

11. Новикова Л., Сиземская И. Парадигма русской философии исто­рии// Свободная мысль. 1995. № 5.

12. Полторацкий Н.П. Русская религиозная философия// Вопросы фи­лософии. 1992. № 2.

13. Поляков Л.В. Философские идеи в культуре Древней Руси. Истори-ко-философский очерк. — М., 1988.

14. Русский космизм. Антология философской мысли. — М., 1993.

15. Русская философская поэзия. Четыре столетия. — С-Пб., 1992.

16. Русская философия: Словарь.— М., 1995.

17. Русские философы (конец 19 — середина 20 века). — М., 1993 — 1994.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1026 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Жизнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © Джон Леннон
==> читать все изречения...

2321 - | 2092 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.