Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Ii русская религиозная философия XIX - XX ВВ.




История русской Философии

(КРАТКИЙ ОБЗОР)

Основная идея темы:

Русская философия имеет тысячелетнюю истс рию, богатое идейное содержание.своеобразные традиции

"Русскому народу свойственно философствовать. Русски безграмотный мужик любит ставить вопросы философског характера — о смысле жизни, о Боге, о вечной жизни, о зле { неправде, о том, как осуществить царство Божье" Н.А.Бердяе!

ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

1. СТАНОВЛЕНИЕ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ (XI — XVII ВВ.).

2. ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ В РОССИИ (XVIII ВЕК).

3. ВАЖНЕЙШИЕ ТЕЧЕНИЯ В ФИЛОСОФИИ XIX ВЕКА (ПЕРИО^ КЛАССИКИ).

4. РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX — XX ВВ.

5. ФИЛОСОФИЯ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ.

Русская философия имеет достаточно длительную историю и мно' гогранное идейное содержание, является органической частью миро' вой духовной культуры. На ее формирование и развитие огромное вли яние оказали такие факторы, как православная религия, острота со' циального вопроса в стране, особенности географического располо жения России в мире ("Востоко-Запад"), национальное самосознание и другие обстоятельства. В ее содержании непреходящим является на' личие таких идейных потоков, как историософский, религиозный, нравственный, естественнонаучный. Русская философская мысль тра­диционно ориентировалась на осмысление прошлого (человеческая история), но в ней всегда присутствовал дух преображения настояще­го и тема будущего, искания справедливого и человечного обществен­ного устройства. В этой философии неизменным является также ос­мысление вопроса о месте и роли России в потоке мировой истории, космическом призвании нашей страны. Русская философия несет в себе огромный потенциал духовности, занимая достойное место в миро­вом историко-философском процессе и культуре человечества.

|| СТАНОВЛЕНИЕ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ (XI — XVII ВВ.)

Отечественная философская мысль зародилась в эпоху расцвета Киевской Руси на волне христианизации страны (конец Х века). Пер­вый ("ранний") период в ее развитии пришелся на XI —XVII вв. (Древ­няя и Средневековая Русь)* (* К сожалению, в отдельных учебных пособиях не раскрывается история рус­ской философской мысли в XI — XVII вв. Это несправедливо, ведь именно тогда происходило становление отечественной философской культуры.). В рамках этого длительного историчес­кого времени происходило становление русской философии и ее идей­ных потоков, обретение философией национального своеобразия.

Вначале вопросы философского характера, касающиеся мира и бытия человека в нем, раскрывались в летописях как важной форме древнерусской духовной культуры. Так, в "Повести временных лет" были поставлены вопросы о происхождении русской земли, о едином христианском боге, о необходимости бороться со злом и творить доб­ро. В "Слове о полку Игореве" осмысливались социальные отноше­ния того времени, формулировались нравственные основы обществен­ной жизни, поднималась тема служения человека своему Отечеству.

Первым древнерусским философом принято считать киевского митрополита Илариона (XI век). В его "Слове о законе и благодати" центральной темой для осмысления явилась христианская история и место в ней России. В "Молитве" Иларион рассматривал природу че­ловека, подчеркивал ее нестойкость и греховность. Это порабощает человека "земными" заботами и отвлекает от служения Богу, от пол­нокровной духовной жизни. Для спасения человека требуется его об­ращение к Богу, который воплощает в себе нечто совершенное, вели­кое и благое. Свободная воля ведь порождает не только добро, но и зло, и поэтому всякий человек нуждается в постоянных наставлениях со стороны религии и церкви.

В Древней Руси князь Владимир Мономах сформулировал систе­му этических правил, обращенных к человеку ("мирянину"). Ему рекомендовалось обходиться "тремя делами добрыми" — покаянием, слезами и милостынею. К числу важнейших этических норм относи­лись также: не убивать, не гордиться, не лениться, не лгать. Мономах раскрывал также важнейшие принципы взаимоотношений между че­ловеком и обществом. Основой поведения человека должен быть страх^ трепет и ужас перед возможным божьим наказанием за грехопадение. Спасение души — вот что является важнейшей задачей всей жизни че­ловека в этом мире.

В период укрепления Московского государства (XIV — XVI вв.) в русской философской мысли, наряду с историософскими и нравствен­но-практическими, появились и натурфилософские учения. В конце XIV века на Руси распространился пришедший из Византии исихазм ("без-молвствие") — практика созерцательного отношения к окружающему миру, породившая монашество как форму аскетического образа жиз­ни. Сторонники этого движения считали, что мир пронизан божествен­ной энергией, которая открывается через созерцание природы и с по­мощью молитв. Сам же человек рассматривался как богопознающее существо, созданное по образу и подобию своего Творца. Он представ­ляет собой как бы "микрокосм" и органично соединяет в себе плоть и душу. В развитие таких представлений большой вклад внес, в частности, Нил Сорский. Он проповедовал идею нравственного восхождения лично­сти по ступеням совершенства. К числу наибольших грехов святитель относил гнев и алчность, блуд, печаль и уныние, тщеславие, гордость. Все они означают ту или иную степень отпадения от Бога и перехода на сторону сатаны. Нил Сорский был крупнейшим представителем нестя­жательства — движения за отказ монастырей на право владения соб­ственной землей, за ведение монахами аскетического образа жизни.

В XIV — XVI вв. большую известность на Руси получили такие мыслители, как Сергий Радонежский, Иосиф Волоцкий, Максим Грек. Они способствовали развитию религиозно-философских представлений о человеке, укреплению русской духовной культуры и национального самосознания.

В это же историческое время на Руси появились ереси как прояв­ление вольнодумства, направленного против официальной церкви. Еретики (Феодосии Косой и др.) критиковали отдельные христианс­кие догмы и обряды, осуждали церковников за стремление к обогаще­нию и нравственную распущенность. В ересях выдвигалась идея ра­венства всех людей перед Богом и светской властью.

В XIV — XVII вв. (русское Средневековье) философская мысль в значительной степени переключилась на осмысление социально-по­литической и историософской проблематики. В это время выделилось и укрепилось Московское княжество как центр будущего единого го­сударства. Этот процесс нашел свое отражение в различных формах общественного сознания — в религии, литературе и устном народ­ном творчестве, а также в философии.

Становление единой русской государственности преломилось, в частности, в учении псковского монаха Филофея о Москве как "тре­тьем Риме". Филофей учил, что в основе человеческой истории лежит божественное провидение, промысел Творца. "Старый Рим", бывший в свое время центром христианства, пал в силу внутренних кризисных процессов и завоевания варварами. "Новый Рим" (Константинополь) стал продолжателем этого вероучения, но и он со временем погиб под ударами турецких завоевателей. По убеждению Филофея, "третьему Риму" (Москве), как якобы истинному наследнику христианского ве­роучения, суждено "стоять вечно", а четвертому Риму "не бывать". Учение "Москва — третий Рим" обосновывало, таким образом, при­тязания Московского государства на роль великой державы и особое место в мире.

Сторонником сильного государства был и известный обществен­ный деятель своего времени И.С.Пересветов. Он считал, что самой приемлемой для Руси формой государственности является неограни­ченное самодержавие. Правитель должен иметь все необходимые вла­стные полномочия, и в своих действиях вправе даже применять воен­ную силу. Эти идеи Пересветова объективно выражали интересы фор­мирующегося в стране русского дворянства. Напротив, А.М.Курбс­кий был сторонником ограничения власти монарха и осуждал деспо­тичную власть.

Значение раннего периода истории русской философии состоит прежде всего в том, что в его рамках выделились важнейшие идейные потоки отечественной философской мысли —историософский, религи­озный и нравственный. В последующем эти тенденции дополнились но­вым содержанием, и это обогатило национальную философию. Хотя в XI — XVII вв. философия еще не обрела самостоятельность как от­расль культуры, она уже стала изучаться в некоторых церковных учеб­ных заведениях (Киево-Могилянская академия и др.), и это помогало ей расширять пространство своего бытия в культуре общества.

II ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ В РОССИИ (XVIII В.)

XVIII в. стал заметной вехой в истории русской философской мыс­ли и культуры, наук и ремесел. Во многом это было обусловлено ре­форматорской деятельностью Петра Великого, который прорубил "окно" в Европу и тем самым открыл шлюзы для интенсивного взаи­модействия русской и европейской культур. В это время был учреж­ден Московский университет, а в нем основан и философский факуль-'гет. Философия стала обретать светский характер, а наибольшее влияние на ее развитие в то время оказывали французские и немецкие мыс­лители. В философии все больше утверждался европейский тип мыш­ления, рациональный по своей сути.

Значительную роль в идейном обосновании петровских реформ сыграли такие ученые, как В.Н.Татищев, Феофан Прокопович, А.Д.Кантемир. И. Т.Посошков, которых называли "ученой дружиной" Петра Великого. Они отстаивали необходимость независимого от цер­кви развития философского и естественнонаучного знания. Ими была разработана первая в России классификация наук, что способствова­ло укреплению позиций науки в общественной жизни.

Наибольший вклад в развитие научного и философского мышления в XVIII веке внес М.В-Ломоносов — ученый-энциклопедист, мыслитель и поэт, общественный деятель. Он заложил прочную основу материали­стической традиции в русской науке и философии, основал новые отрас­ли научного познания и практики. Им были сделаны крупные открытия в естествознании, предложен ряд проектов по развитию промышленнос­ти, земледелия и торговли. Ломоносов стоял у истоков образованного в 1755 году первого в стране Московского университета.

В философском осмыслении окружающей природы Ломоносов придерживался идей и принципов античного атомизма. Он сформу­лировал закон сохранения вещества и движения, разработал корпус­кулярную теорию строения материи, механическую теорию теплоты. Материю Ломоносов характеризовал как нечто "протяженное, непро­ницаемое, делимое на нечувствительные части". Она есть "то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность". Все свойства материи (действие и противодействие, притяжение и отталкивание, движение. 'покой и др.) обусловлены ее внутренней природой, а не воздействие!^ неких сверхъестественных сил.

По убеждению Ломоносова, в основе материального мира лежа1 мельчайшие частицы (атомы), из которых и слагаются все вещи. При' родные тела занимают определенное место в пространстве и обладаю! протяженностью, тяжестью, инерцией и иными "первичными" свойства­ми. К числу же "вторичных" свойств Ломоносов относил тепло и хо' лод, цвет, запах и вкус, которые выражают определенное состояние тел Материальным телам присуще также движение — вращательное, по­ступательное и колебательное. Исследуя природу, Ломоносов сформу­лировал закон сохранения материи и движения. При сжигании металла в закрытых колбах он пришел к выводу о том, что совокупное количе­ство вещества в ходе реакции не увеличивается и не уменьшается, а все­гда остается одним и тем же. Этот же вывод ученый распространил и на движение. "...Все встречающиеся в природе изменения, — писал он, — происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отни­мается у чего-то другого... сколько материи прибавляется какому-либо телу, столько же теряется у другого... тело, которое своим толчком розбуждает другое к движению, столько же теряет от своего движения, сколько сообщает другому им двинутому".

Ломоносов рассматривал движение как проявление внутренней активности вещества. Движение вечно: оно никогда не имело начала и никогда не будет завершено. В непрестанном изменении и развитии находятся и природа, и весь мир в целом. Планета Земля тоже никог­да не была в нынешнем состоянии. Ученый высказал идею бесконеч­ности и неисчерпаемости мира. В 1761 году им было обнаружено на­личие атмосферы вокруг Венеры. Он считал, что научное познание должно опираться как на данные органов чувств и опыта, так и на силу разума. Большое значение в научном исследовании призваны играть гипотезы, которые стимулируют поиск истины.

Творчество М.В.Ломоносова оказало большое влияние на пос­ледующее развитие русской науки, философии и образования. С его именем можно связывать формирование в России философии есте­ствознания.

Важную роль в русском Просвещении сыграл А. Н. Радищев, — пи­сатель, философ и просветитель. В 1790 году он опубликовал книгу "Пу­тешествие из Петербурга в Москву", за что был приговорен к смертной казни (в книге критиковалось крепостное право России) и отправлен в ссылку. Им был также написан философский трактат "О человеке, о его смертности и бессмертии". Отмечая гражданскую смелость Радищева, Н.А.Бердяев окрестил его "первым интеллигентом" в России. Радищев называл крепостные порядки "наипротивнейшим человеческому есте­ству состоянием". Порабощение человека является преступлением пе­ред ним — такова основная мысль автора "Путешествия из Петербурга в Москву". Крепостной строй не только противоречит естественным правам человека, но и совершенно неэффективен в экономическом от­ношении. Угнетение человека человеком безнравственно и являет со­бой зверский обычай, порождающий "сердце окаменелое и души от­сутствие совершенное". Так же критически Радищев относился и к са­модержавию. Он характеризовал этот строй как препятствие обществен­ному прогрессу в России. По убеждению писателя, самодержавие пред­ставляет собой сферу беспредельной власти, царство произвола. Вот по­чему народ имеет естественное право на революцию как способ защи­ты своих жизненных интересов и человеческого достоинства. Револю­ция — это радикальный способ ломки крепостного строя и самодержа­вия. Тиран должен быть предан смерти, а его деспотичная власть заме­нена народным суверенитетом.

В своих философских взглядах Радищев придерживался в основ­ном материалистического мировоззрения. В трактате "О человеке, о его смертности и бессмертии" он рассматривал окружающую природу как многообразие различных форм "телесности" (материи), сотворенных из хаоса всесильным Божеством. Природа состоит из множества пред­метов, каждый из которых обладает формой, делимостью, твердостью, движением и иными свойствами. Она существует вне и независимо от человека и человечества, порождая в ходе своей эволюции все более развитые существа. Человек, эта "совершеннейшая из тварей", тоже представляет собой произведение природы. Ему присущи наличие ра­зума и речи, способности к общественной жизни ("соучаствование" в ней). Большую роль в становлении человека и его последующей дея­тельности сыграла рука как орудие труда. Что касается души, то она после смерти тела возрождается в других телах, и это делает челове­ческий род бессмертным. По убеждению Радищева, основной движу­щей силой общества является человеческий разум в различных его про­явлениях — наука, искусство, ремесла. Большую роль в истории играет как народ, так и выдающиеся личности. Любой народ способен к про­грессу и имеет для этого все необходимые предпосылки и способности.

Во второй половине XVIII столетия имело место творчество боль­шой группы русских просветителей (Д. С.Аничков, С.Е.Десницкий, Н.И.­Новиков и др.). Они критически относились к крепостному праву, хотя и не были сторонниками идеи народной революции. Им представля­лось, что социальные преобразования в России смогут произойти пу­тем просвещения народа и правящих классов, совершенствования за­конодательства, введения более гуманного и справедливого правле­ния. Просветители надеялись на появление образованного государя, который смог бы на деле осуществить их идеи и социальные проекты.

В XVIII веке жил и творил странствующий мыслитель Малорос­сии (ныне Украина) Григорий Сковорода. Он написал ряд сочинений по религии, этике и эстетике, обращая особое внимание на внутрен­ний мир человека — его душу, духовность.

Русское Просвещение заметно усилило позиции философии в ду­ховной культуре российского общества. Это столетие дало имя и пер­вого русского профессора философии — им стал Николай Никитич Поповский, ректор гимназии при Московском университете.

|| ВАЖНЕЙШИЕ ТЕЧЕНИЯ В ФИЛОСОФИИ XIX ВЕКА II (ПЕРИОД КЛАССИКИ)

XIX столетие по праву называют "золотым веком" русской филосо­фии, — по богатству ярких имен мыслителей, содержательных учений, школ и идей. То был классический период в истории русской философии, эпоха универсализма (многообразия) в ней. В центре внимания находи­лись проблемы философии истории, на осмыслении которых в немалой степени формировалось национальное самосознание, обосновываласьдус- ская идея. В это время философская мысль развивалась, в значительной мере, внутри художественной литературы. Философия и литература XIX века образовали весьма оригинальный и нерасторжимый синтез, ставший прочной традицией отечественной духовной культуры. К началу этого века философия изучалась уже в пяти университетах России.

Начало классического периода было связано с творчеством П.Я.­Чаадаева, а в художественной литературе — с А.С.Пушкиным. В это время в философии и литературе отчетливо обозначилась проблема выбора Россией своего социального идеала, путей и форм ее дальней­шего развития, взаимоотношений с мировым сообществом.

П.Я.Чаадаев одним из первых в XIX столетии поднял вопрос об особенностях исторического развития России и Западной Европы, о русском национальном самосознании. Вначале он высоко оценивал западную цивилизацию и ее достижения, с сожалением писал об от­ставании России от "общего движения": "Мы живем без прошедшего и без будущего, среди плоского застоя". Позже Чаадаев стал крити­чески относиться к Западу, выделяя в его социальном организме та­кие пороки, как эгоизм, враждебность частных интересов, жизнь по расчету и т.п. Напротив, выделяя достоинства русского народа (сове­стливость, солидарность, открытость и щедрость души), философ раз­мышлял об особой роли России в мире. По его убеждению, эта роль должна состоять в том, чтобы разрешить наиболее сложные пробле­мы человечества, "дать миру какой-нибудь важный урок".

Раздумья Чаадаева об исторической судьбе России дали толчок расколу в русской общественной мысли XIX столетия и возникнове­нию в ней двух противоположных течений — западничества и славя­нофильства. Основным предметом их спора стала тема места России в мировой истории, социального идеала россиян и путей движения к нему, тема соотношения национального и общечеловеческого.

Славянофилы (И.В.Киреевский, А.С.Хомяков, братья И.С. иКС.Ак-саковы и др.) были выразителями "женского" (чувственно-эмоциональ­ного) начала в русском национальном самосознании. Славянофильству, как мировоззрению, была присуща острая критика западной цивили­зации как якобы "безбожной", где все продается и все покупается. Это мировоззрение ориентировалось на православие, которое рассматри­валось в качестве духовной основы русской нации. Религиозная вера считалась подлинным двигателем исторического процесса. Славянофи­лы хотели, по выражению русского философа В.С.Соловьева, "России Христа", т.е. развития общества на основе религиозных ценностей. По их убеждению, формой государственного устройства в России должна быть монархия, как якобы наиболее полно выражающая дух и тради­ции русского народа. Социальной же основой общества призвана стать патриархальная семья. В славянофильстве идеализировалась допетров­ская Русь, где традиции и мораль народа еще якобы не были разруше­ны "тлетворным" и "разрушительным" влиянием западной культуры.

Славянофилы подчеркивали идею соборности, которая рассматри­валась ими как выражение коллективистского духа россиян, их общин­ного ("хорового") начала в образе жизни. Соборность означает собира­ние, соединение всех сил ради общего дела на основе веры в Бога. С точ­ки зрения славянофилов, русский народ — это особый народ {"народ-богоносец", по определению Ф.М.Достоевского), призванный к высо­кой роли в мире. В целом же, мировоззрение славянофилов было осно­вано на трех принципах: православие, самодержавие и народность. По сути дела, славянофильство — это философия религиозно окрашенного коллективизма. Задачу последующего развития России они видели в том, чтобы дух православия пронизал весь общественный организм, придал ему высший смысл и развитие, при сохранении самобытности страны. Свобода индивида возможна, но лишь путем подчинения его абсолют­ным ценностям — религии и церкви, государству, своему народу.

Что касается западников (А.И.Герцен, В.Г.Белинский, Н.П.Огарев и др.), то они по-иному смотрели на проблему прошлого, настоящего и будущего России. Западники были выразителями "мужского" (рациональ­ного) начала в русском национальном самосознании. Они активно выс­тупали за европеизацию страны, ликвидацию феодально-крепостничес­ких отношений и развитие общества по буржуазному пути. В этом смыс­ле это были как бы "агенты" западной культуры в российском обще­стве. Их идеалами являлись гуманистические учения эпохи Возрождения и французского Просвещения, передовые идеи в творчестве Г.Гегеля и Л. Фейербаха. Как правило, они последовательно придерживались атеис­тических взглядов, видя в религии и церкви тормоз общественного про­гресса. Западники давали высокую оценку человеческому разуму и на­уке, уважительно относились к правовым ценностям и нормам общества, положительно воспринимали реформы Петра Великого.

По убеждению западников, основной ценностью и целью обще­ства должен быть индивид, а государство призвано защищать его ин­тересы. Человек вправе быть свободным от предрассудков и обладать независимостью в обществе ("не петь в общем хоре"). Европейскому человеку, как идеалу западников, доступны знания, он владеет свои­ми страстями, способен покорять окружающую природу и преобразо­вывать общественные отношения. Он должен быть трудолюбив, пун­ктуален, воспитан и терпим к инакомыслию. Ему свойственно любить красоту и ценить женщин, которые наиболее полно воплощают в себе совершенство и гармонию. Западничество, таким образом, есть не только мировоззрение, но и установка на определенный (европейс­кий) образ жизни. Это идейное течение было неоднородным: революционное (Герцен, Белинский) и просветительское (Т.Н.Грановский}. Из среды западников вышел писатель Н.Г.Чернышевский и народники, а позже и первые русские марксисты. Как и славянофилы, западники горячо любили Россию, искренне желали ей блага и процветания.

Самой крупной и многогранной личностью в русском западниче­стве был А.И.Герцен, "Вольтер XIX века". В своих произведениях ("Письма об изучении природы", "Дилетантизм в науке", мемуары "Бы­лое и думы") он обратился к философским проблемам естествознания, к рассмотрению исторического процесса и судьбе России. Будучи рево­люционером, Герцен любил подчеркивать, что прошлое русского на­рода темно, настоящее ужасно, и поэтому остается лишь надежда на лучшее будущее. Основным смыслом своей жизни он считал освобож­дение России от крепостничества, и в этих целях им была разработана концепция крестьянского социализма. Герцену представлялось, что ос­новой будущего справедливого общества призвана стать сельская об­щина ("мир") с ее здоровой моралью и духом коллективизма, простей­шими элементами демократии. Однако общину следует "оплодотво­рить" западной наукой и иными достижениями цивилизациями (техни­ка, политические свободы, правовые нормы). По убеждению Герцена, русский социализм станет соединением "храма науки" с "цехом челове­чества", т.е. народными массами. Для становления такого социализма потребуется и новый человек, способный свободно и со знанием дела творить новые общественные отношения и институты.

Славянофильство и западничество являли собой противополож­ные мировоззрения и модели развития русского общества. Но ни одно из этих течений не выразило, да и не могло выразить сложную и мно­гогранную "русскую идею", т.е. национальное самосознание. Со вре­менем эти течения постепенно стали вырождаться, уступив дорогу но­вым социально-философским учениям. Проблема же выбора Россией пути своего исторического развития сохранила свою актуальность, в том числе и в наше время.

Кроме названных выше, в русской философии XIX столетия суще­ствовали и иные идейные течения. Так, заметную роль среди них играл философский материализм Н.Г. Чернышевского. Этот русский ученый и писатель-просветитель внес заметный вклад в философское осмысле­ние сущности и природы человека. В своей статье "Антропологичес­кий принцип в философии" Чернышевский подчеркивал, что человек представляет собой цельное существо и, являясь продуктом эволюции живой природы, он должен исследоваться в первую очередь с позиций естествознания. Сущность антропологического принципа в философии состоит, по Чернышевскому, в том, чтобы рассматривать человека преж­де всего как природное существо. Цель всех устремлений человека — получение наслаждений, счастья. Полагая, что основным качеством (свойством) человека является эгоизм ("Человек любит прежде всего себя"), Чернышевский в связи с этим разработал теорию "разумного эгоизма". Русский ученый подчеркивал, что с помощью разума чело­век может и должен приводить свои поступки в соответствие с интере­сами всего общества. Эта идея была подробно раскрыта им в своем зна­менитом романе "Что делать?" на образах русских революционеров.

Н.Г.Чернышевский активно развивал также теорию социальной фи­лософии. Он стремился вскрыть естественные предпосылки социально-классовой борьбы в обществе, видя их в глубоком различии потребно­стей и интересов людей. Русский ученый был убежденным сторонни­ком идеи крестьянской революции, считая ее самым радикальным спо­собом решения острых социальных проблем (прежде всего — крестьян­ского вопроса) в России с помощью движения самих народных масс. По убеждению Чернышевского, в истории действует закон нарастания прогресса, где особую роль играет знание как основной двигатель про­грессивных изменений в обществе. Но решающей силой все же является революция как коренное преобразование общества.

Социально-философские взгляды и творчество Чернышевского вы­соко оценивал В.И-Ленин. А К. Маркс, по его признанию, специально выучил русский язык для чтения в подлиннике работ Чернышевского.

Заметным явлением русской общественной мысли 60 — 70-х гг. XIX в. было народничество как политическое движение и мировоззрение, в котором основной явилась идея крестьянского социализма. В народни­честве существовали три течения, представленные крупными мыслите­лями: анархистское, пропагандистское и заговорщическое. М.А.Бакунин развивал и проповедовал идеи анархизма, в котором основным является тезис о необходимости замены государства-угнетателя свободной и са­моуправляемой ассоциацией трудящихся. "Упразднение" государства посредством бунта должно произойти "на следующий же день" после революции, иначе она не исполнит своей миссии. П.Л.Лавров призывал постепенно готовить общество к революции с помощью активной про­паганды социалистических идей в народе, чем и должна заниматься ин­теллигенция ("критически мыслящиеличности"). Напротив, 77. Я. Ткачев был убежден в необходимости осуществить революцию немедленно, с помощью бунта и террора. Исполнить такую миссию призвана "партия действия", которая представляет собой революционное меньшинство.

В середине 80-х годов народничество, в силу прежде всего объек­тивных причин, распалось. Из него выделились первые русские мар­ксисты, некоторые либеральные течения. В целом же народничество представляло собой субъективизм в теории, доходящий до волюнта­ризма на практике. Наиболее радикальные и обоснованные подхо­ды к решению социального вопроса в России были предложены русским марксизмом.

Проникновение марксизма с Запада и его укоренение на русской почве происходило по инициативе прежде всего Г.В.Плеханова и его единомышленников. Русские марксисты видели в зарождающемся рабочем классе ту социальную силу, которая на деле способна осуще­ствить социалистическую революцию. В отличие от народников, мар­ксисты стремились опираться не столько на меньшинство (революци­онная интеллигенция), сколько на большинство (народные массы). Они полагали, что противоречивое и конфликтное развитие капита­лизма неминуемо приведет к социальному взрыву и революции, пост­роению в России социализма.

Самой крупной и многогранной фигурой в русском марксизме был В.И.Ленин — мыслитель и революционер, автор огромного теоретичес­кого наследия. Его первые научные работы были посвящены исследова­нию быстро развивавшегося в конце XIX столетия в России капитализ­ма. Необходимыми условиями подготовки и осуществления социалисти­ческой революции Ленин считал создание политической партии и разви­тие сознательности рабочего класса. По сути дела, идея революции яви­лась ключевой во всей социальной философии этого мыслителя и полити­ка. Все иные теоретические изыскания Ленина фактически были подчи­нены решению задачи обоснования необходимости социалистической революции и созидания в России нового типа общественных отношений (социализма и коммунизма). В пролетарской идее и революционной воле Ленин видел основные инструменты для глубоких социально-экономи­ческих и иных преобразований в интересах трудящихся. В целом обще­философские и социально-философские произведения В.И-Ленина ("Ма­териализм и эмпириокритицизм", "Философские тетради", "Государство и революция") существенно дополнили и обогатили марксизм и его ми­ровоззренческие основы. "Философским завещанием" Ленина принято считать его небольшую статью "О значении воинствующего материа­лизма" (1922 г.), в которой он определил программу развития филосо­фии в советском обществе, подчеркнул важность тесного союза филосо­фии и естествознания, просвещения трудящихся.

Универсализм русской философии XIX столетия проявил себя и в наличии в ней ряда иных течений. Как и вся общественная мысль того времени, они, как правило, социально окрашены, ориентированы на осмысление социальных проблем и исторического процесса, места и роли в нем России.

К числу таких течений следует отнести философию права, в рамках которой развивалась идеология либерализма с его идеей незыблемости прав и свобод человека. Виднейшим представителем этого течения был Б.Н.Чичерин — философ, историк и правовед. В своих произведениях он разработал теорию общественно-политической и правовой жизни. Чичерин подчеркивал, что человек богоподобен, а его основными качествами являются достоинство и свобода. Личность с ее неотчуждае­мыми правами и свободами представляет собой "корень и определяю­щее начало" всех общественных отношений и институтов. Государство призвано существовать лишь для того, чтобы выражать общие интере­сы, издавать законы и следить за их соблюдением. Каждый человек сво­боден, однако эта свобода должна иметь границы в виде законных ин­тересов другого человека. В правовом обществе должна существовать не только свобода человека, но и его ответственность за собственные поступки. По убеждению Чичерина, история человечества являет со­бой не только процесс расширения свободы человека, но и совершен­ствование правовых норм и институтов в обществе.

Во второй половине прошлого столетия большое распростране­ние получила русская философия истории. В ней рассматривались дви­жущие силы и логика развития как мировой, так и отечественной ис­тории. Один из представителей этого течения, Н.Я.Данилевский, в книге "Россия и Европа" разработал теорию обособленных "культурно-ис­торических типов" (цивилизаций), которые находятся в постоянной борьбе друг с другом и внешней средой. Наиболее перспективным Да­нилевский считал славянский тип цивилизации, который, по убежде­нию ученого, наиболее полно представлен в русском народе.

В тот же исторический период заявила о себе и философия консер­ватизма (КН.Леонтьев и др.). В 60-е годы сформировалось почвенни­чество — литературно-философское течение, участники которого {Ф.М.Достоевский и др.) выступали за сохранение "национальной почвы" и "народного духа" как основы социального и духовного раз­вития России.

В это же время в России значительное развитие получил естествен­нонаучный материализм (Д.И.Менделеев, И.М.Сеченов и др.). Он был ориентирован на философское осмысление данных естествознания и продолжал традиции М.В.Ломоносова, А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевс­кого. В работах ученых-естествоиспытателей исследовалась тема ма­терии и ее важнейших свойств, природа человека, деятельность его мозга, проблема смерти и бессмертия. Русские ученые-материалисты подчеркивали особую роль науки и образования в общественной жиз­ни, верили в лучшее будущее России и старались приблизить его.

XIX столетие дало миру и такое интересное явление, как рус­ский космизм (Н.Ф.Федоров и др.). Позднее идеи космизма активно разрабатывал, в частности, К.Э.Циолковский. Этот русский ученый высказывал мысль о возможности обитания в космосе иных разума ных существ, призывал к практическому освоению космического пр< странства, ведь нельзя, по его словам, "вечно жить в колыбели". Ц1 олковский верил, что освоение космоса даст людям "горы хлеба и бе' дну могущества". Ему принадлежит ряд идей, образующих "космическую этику», — равенство всех разумных существ в космосе, их вза­имная ответственность за сохранение жизни, ненасилие.

Особое место в истории русской духовности занимает религиоз­ная философия, всплеск которой произошел во второй половине XIX 0 начале XX веков. В силу своей специфики и богатства идейного содержания данное философское течение заслуживает отдельного рас­смотрения и изучения.

Выше нами было отмечено, что русская философская мысль XIX столетия развивалась в значительной степени внутри художественной литературы, на пересечении этих двух форм духовного творчества. Это делало литературу философичной, а философскую мысль — образной, яркой и выразительной. По выражению А. Ф.Лосева, художественная литература является "кладезем самобытной русской философии". В литературе (особенно в поэзии) глубоко затрагивались вопросы о мире и бытии человека в нем, его свободе и счастье, смерти и бессмертии. Особенностью русской художественной литературы является также ее психологизм, повышенное внимание к духовному миру человека, по­иску им себя в этом мире, смыслу его жизни и призвании (Ф. М.Досто­евский и др.). Русская литература XIX века обращена к теме истории, борьбе в ней сил добра и зла (Д.Н. Толстой и др.). В России существу­ет богатая философская поэзия (Ф.И. Тютчев и др.), которая с полным основанием может рассматриваться как неотъемлемая составляющая отечественной философской культуры. В целом же, русской литерату­ре всегда был присущ дух правдоискательства — настойчивый поиск такого социального идеала, который смог бы наиболее точно и полно выразить чаяния и надежды, национальное самосознание русского человека, т.е. русскую идею.

II РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX - XX ВВ.

Религиозная философия существует практически во всей истории русской общественной мысли, начиная с введения христианства в Ки­евской Руси. Ее расцвет пришелся на конец XIX и начало XX веков, когда религиозная философия развивалась в качестве своеобразной аль­тернативы по отношению к философии Запада с ее культом научного разума и техники, духом антропоцентризма и прагматизма. Духовным источником русской религиозной философии явилось православие как ^ецифический духовный и жизненный уклад, а в центре ее внимания находилась тема Бога и человека, взаимоотношения между ними. В этой философии, которая по своему содержанию носит всеохватный харак-^, с религиозных позиций были осмыслены такие проблемы, как при-Рода человека, его свобода, смерть и бессмертие, гуманизм и его кри­зис, смысл человеческой истории, ряд важных социальных вопросов. В середине ХЕХ века многие идеи религиозной философии были представ­лены в творчестве славянофилов. Большой вклад в ее развитие внесли писатели Л.Н. Толстой и Ф.М.Достоевский.

Центральной фигурой во всей русской религиозной философии XIX века является В.С.Соловьев — сын известного русского историка, фило­соф, поэт и публицист. В своих произведениях ("Оправдание добра", "Смысл любви", "Духовные основы жизни") он излагал '''философию все­единства". Творчество Соловьева часто называют также "философией любви", поскольку любовь рассматривалась им в качестве животворя­щего принципа всего мироздания и его бытия ("...Все, кружась, исчезает во мгле; /Неподвижно лишь солнце любви", — писал об этом Соловьев языком поэзии).

Исходной и основной идеей философии Соловьева является идея всеединства, или мировой целостности и гармонии. Эта идея имеет кос­мическое значение, поскольку охватывает все сферы и проявления бы­тия. Окружающий человека мир иерархичен, в нем низшее и высшее взаимосвязаны. Он пронизан божественным началом и предстает в дей­ствительности как творение Божье, воплощение Истины, Добра и Кра­соты. Бог — это некий космический разум, организующая сила мироз­дания. Будучи создан своим Творцом, мир, однако, не завершен и не застыл в своем движении. Он динамичен и непрерывно развивается, неся в себе внутреннее активное начало, или мировую душу. Она представ­ляет собой особого рода энергию, носитель творческой идеи и принци­па всеединства.

Божественная идея всеединства была названа Соловьевым мудро­стью, или Софией. Она есть как бы источник мира и его душа, связы­вающая воедино Творца и его творения, природу и человечество, ин­дивида и общество. В обществе единство всех людей существует в фор­ме православной церкви. Она сближает людей и активно способству­ет становлению "царства Божьего" на земле. Целью истории является соединение человека с Богом и становление богочеловечества. Симво­лом этого единения является фигура Иисуса Христа, сына Божьего в образе человека. Процесс приобщения людей к ценностям христиан­ства есть одухотворение — приобщение к божественному началу, на­растание меры любви и добра в обществе. Идеалом общественного устройства Соловьев считал свободную теократию как единство все­мирной церкви и монархии. Русский философ верил, что в таком со­стоянии будут сполна реализованы идеалы добра и красоты, справед­ливости и мира, произойдет слияние западного и восточного право­славия, соединение власти светской и духовной.

В.С.Соловьев подчеркивал мысль о свободе и бессмертии челове­ка, его высоком космическом призвании. По убеждению философа, человек своей деятельностью призван соединять и "небо", и "землю", все части мира в единое и гармоничное целое. Ведь человек — это бо­гочеловек, т.е. всемогущее существо. Мировая гармония возможна лишь с помощью любви, взаимного стремления всех живых существ друг к другу, людей — к Богу. Человеку свыше предназначено соби­рать всех живых тварей воедино и созидать цельный и стройный мир. Путь к мировой гармонии лежит не через насилие, а через веру, лю­бовь и согласие, милосердие ко всему живому, как это делал когда-то Иисус Христос. Любовь создает нового человека, формирует в нем высокие духовные качества. На деле любовь всегда означает творе­ние Добра, сохранение жизни во всех ее проявлениях. Любовь — это бескорыстное служение другим людям, самопожертвование. Творение добра любовью должно стать общим делом, проявлением подлинной соборности православных людей.

Ярким и многогранным явлением в русской религиозной филосо­фии была фигура Н.А.Бердяева. Ряд его крупных трудов ("Философия свободы", "Философия свободного духа", "Смысл творчества") оставил заметный след в истории мировой философской мысли. Как и многие видные представители русской интеллигенции, не принявшие Советскую власть, Бердяев был в 1922 году выслан за рубеж, где и прошла вся его дальнейшая жизнь. Вся философия Бердяева, по его словам, антрополо-гична. Она непосредственно обращена к проблемам духа и духовности, свободы и творчества, смысла жизни и призвания человека, а себя фило­соф часто называл "очень русским философом", "дитя Достоевского".

Тему человека Бердяев рассматривал с позиций христианского модернизма, т.е. обновленного христианского вероучения. В отличие от мыслителей средних веков, русский философ подчеркивал актив­ность природы человека, его возможность и способность обретать свое бессмертие путем преображения окружающего мира и самого себя в нем. Человек является носителем высоких духовных качеств — рели­гиозных, нравственных, эстетических и иных. Он представляет собой как бы точку, в которой пересекаются два мира — земной и боже­ственный, низший и высший. Человек — это малый бог, активный со­участник божественного миротворения, иерархический центр всего мироздания. Его душа — это божественный элемент в нем.

Одним из важнейших в философии Бердяева является понятие творчества, которое раскрывает фундаментальное свойство челове­ка — способность к активной созидательной деятельности в окружа­ющем мире. Творчество представляет собой направленность челове­ка к более совершенному бытию, созидание новизны в нем. Способ­ность к этому укоренена в человеке, проистекает из недр его духовно­сти и является ответом на призыв Бога к человеку. Соответственно, свобода человека также происходит изнутри, от его духовности, а не Даруется извне. Человек призван осуществить, по словам Бердяева, "восьмой день творения". "Поступай так, — писал философ, — как ! будто бы ты слышишь Божий зов и призван в свободном и творчес- ком акте соучаствовать в Божьем деле..." Подлинная творческая сво-бода (в отличие от "негативной" свободы) на деле всегда означает не только созидание новизны в мире, но и формирование личности. Сво­бода всегда духовна по своему происхождению и имеет индивидуаль-;

ный характер. Определяя человека как носителя творческой свободы, Бердяев тем самым как бы оправдывал человека. Он подчеркивал его особое призвание в мире — участвовать в процессах дальнейшего тво­рения мира и его совершенствования. "Человек, — подчеркивал Бер­дяев, — живит, духотворит природу своей творческой свободой и мер­твит, сковывает ее своим рабством и падением в материальную необ­ходимость". Сохранение мира от смертоносной власти времени, за­щита от зла — в этом и должен состоять подлинный смысл жизни че­ловека, цели и содержание его деятельности.

К числу самых лучших моментов философии Бердяева относится также характеристика им XX столетия. Русский мыслитель расценивал это время как античеловеческую эпоху, поскольку в ней происходи "эрозия гуманизма" и "истребление духовности". В этом веке был с здан огромный технический мир, и человек становится космиургом • мощной космической силой с колоссальным потенциалом энерги Однако техника разрушает человека, опустошает его душевный и эм циональный мир, уничтожает индивидуальность. К сожалению, в наше время вещь нередко становится ценнее человека, вытесняет высокую' культуру. Размышляя об этом, Бердяев замечал, что вполне может на-| ступить такой момент, когда человека уже не будет, он просто пере-| станет существовать в качестве человека. '

НА.Бердяев известен также и как глубокий исследователь "русской1;

души", т.е. национального самосознания. Определение им России как ве­ликого и цельного "Востоко-Запада" имеет большое познавательное зна­чение. Значительное место в его творчестве занимала тема русской интел­лигенции — класса искателей Правды, класса жертвенников. Глубоки, ^ точны и интересны рассуждения Бердяева об истоках и природе русского! коммунизма, о социальных революциях как аномалиях в развитии об-6 щества. Философ внес большой вклад в изучение смысла, движущих сил;

и направленности человеческой истории. Личность этого мыслителя,' "русского Гегеля", является одной из самых ярких, и вместе с тем — тра­гических в истории мировой и отечественной философии. "Есть только одна страна, в которой меня почти не знают, — это моя родина", — с1 горечью писал Бердяев, несколько десятков лет проведший в изгнании. ^ Заметное место в истории русской религиозной философии занима-';

ет творчество С.Л.Франка. В своих работах ("Духовные основы обще-| ства" и др.) он разрабатывал концепцию интуитивизма и подчеркивал, что русский человек воспринимает мир всем своим духом, непосредствен­но и целостно. Франк подчеркивал, что общество —это единое духовное целое, объединяющим началом которого является соборность.

Религиозное течение в философии было представлено творче­ством и многих других мыслителей (Н. О.Лосский, И.А.Ильин, И.А.Флоренский). В начале XX века в среде либеральной интеллиген­ции возникло богоискательство, — идейное течение, в котором име­ли место поиски "нового религиозного сознания". К сожалению, в со­ветский период истории религиозная философия, как самостоятель­ное течение, перестала существовать и получила дальнейшее разви­тие лишь в условиях эмиграции за рубежом. Что же касается ее значе­ния, то можно сказать, что она до сих пор современна, поскольку об­ращена к вечным философским вопросам: к проблеме Истины, Добра и Красоты, к теме Человека и его духовного мира.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1569 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2264 - | 2205 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.