Комментарий
Библиография
1. Devibhagavata-puranam. – New Delhi: Oriental Books Reprint, 1986.
2. Айравата дас. Ведическая космология. – М.: Йамуна Пресс, 1998.
3. Альбедиль М. Ф. Индуизм. – Спб.: Петербургское Востоковедение, 2000.
4. Артхашастра. – Пер. В. И. Кальянова. – М.: Наука, 1993.
5. Бонгард-Левин Г.М. Ильин Г. Ф. Индия в древности. – М.: Наука, 1985.
6. Бируни. Индия / Пер. с. араб. – М.: Ладомир, 1995.
7. Бхагавадгита. Книга о Бхишме. – 3-е изд., доп. – СПб.: «A-cad», 1994.
8. Вальмики. Рамаяна. – М.: Гаудия-веданта Пресс, 1999.
9. Горохов С. А. Тантризм // Энциклопедия для детей. Т. 6, ч. 1. Религии мира. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Аванта, 1996.
10. Дандекар Р. Н. От Вед к индуизму: Эволюционирующая мифология. – М.: Вост. Лит., 2002.
11. Древняя Индия: Страна чудес.- М.: ТЕРРА, 1997.
12. Древняя Индия: Три великих сказания. – 2-е изд., доп. – СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1995.
13. Жизнь после смерти. – М.: Олимп, 1991.
14. Законы Ману. \Пер. с санскр. – М.: Наука, 1969.
15. Ильин Г. Ф. Старинное индийское сказание о героях древности «Махабхарата». – М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1958.
16. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. – М.: Республика, 1996.
17. Исаева Н. В. Слово, творящее мир. – М.: Ладомир, 1996.
18. История Востока. Т.1. Восток в древности.-М.: Восточная литература, 1997.
19. Калидаса. Род Рагху. – СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1996.
20. Кочергина В. А. Санскритско-русский словарь. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Филология, 1996.
21. Лунный свет санкхьи. – М.: Ладомир, 1995.
22. Махабхарата. – М.: Азбука, 2001.
23. Махабхарата. Книга девятая. Шальяпарва, или Книга о Шалье/ Пер. В. И. Кальянова. – М.: Ладомир, 1996.
24. Махабхарата. Книга десятая. Сауптикапарва, Или Книга об избиениии спящих воинов. Книга одиннадцатая. Стрипарва, или Книга о женах. –/ Пер. Я. В. Василькова и С. Л. Невелевой. – М.: Янус-К, 1998.
25. Махабхарата. Книга седьмая. Дронапарва, или Книга о Дроне / Пер. В. И. Кальянова.: Наука, 1992.
26. Махабхарата. Книга третья. Лесная [Араньякапарва] /Пер. Я. В. Василькова и С. Л. Невелевой. – М.: Наука, 1987.
27. Махабхарата. Пер. Б. Л. Смирнова. – Т. 4. – Ашхабад: Издательство Академии наук Туркменской ССР, 1958.
28. Махабхарата. Пер. Б. Л. Смирнова. – Т. 7, ч. 2. – Ашхабад: Туркменское издательство, 1963.
29. Махабхарата. Поэтическое переложение С. Л. Северцева. – М.: Международный Центр Рерихов, 2000.
30. Махабхарата. Рамаяна. – М.: Художественная литература, 1974.
31. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. – М.: Сов. Энциклопедия, 1992.
32. Мукундорам Чокроборти Кобиконкон. Песнь о благодарении Чанди [Чондимонгол]. – Пер. И. А. Товстых. – М.: Наука, 1980.
33. Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды. – М.: Высшая школа, 1990.
34. Пахомов С. В. Индуизм: Йога, тантризм, кришнаизм. – СПб.: Амфора, 2002.
35. Радхакришнан С. Индийская философия: в 2-х т. – М.: Миф, 1993.
36. Ригведа: Мандалы I – IV. – Пер. Т. Я. Елизаренковой.- М.: Наука, 1989.
37. Ригведа: Мандалы Y – YIII. – Пер. Т. Я. Елизаренковой. – М.: Наука, 1999.
38. Ригведа: Мандалы IX –X. – Пер. Т. Я. Елизаренковой. – М.: Наука, 1999.
39. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. – М.: Наука, 1989.
40. Садгуру Шивайя Субрамуниясвами. Танец с Шивой. – Пер. с англ. – Киев: София, 1997.
41. Сахаров П. Д. Мифологическое повествование в санскритских пуранах. – М.: Наука, 1991.
42. Сомадева. Океан сказаний / Пер. с санскр. И. Серебрякова. – М.: Терра, 1998.
43. Сутры философии санкхьи / Пер. В. К. Шохина – М.: Ладомир, 1997.
44. Тантрический путь. Вып. 3. – М.: Тантра-Сангха, 1996.
45. Темкин Э. Н., Эрман В. Г. Мифы Древней Индии. – М.: Наука, 1982.
46. Темкин Э.Н., Эрман В.Г. Три великие сказания Древней Индии.- М.: Наука, 1979.
47. Томас П. Индия. Эпос, легенды, мифы. – СПб.: Евразия, 2000.
48. Шри Свами Шивананда. Господь Шива и его почитание. – Пер. с англ. – М.: Золотое сечение, 1999.
49. Шри Шримад А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Источник вечного наслаждения. – М.: Воздушный транспорт, 1990.
50. Упанишады.- 2-е изд.. доп. – М.: Восточная литература, 2000.
51. Ajit Mookerji. Kali. The Feminine Force. – London: Thames and Hudson Ltd., 1988.
52. Apte V. Sh. The Student s Sanskrit-English dictionary. – 2 Ed. – Bombay: Gopal Narayen and Co, 1922.
53. The Devibhagavata-purana. Translated by Swami Vijnanananda. – New Delhi: Nag Publishers, 1977 (reprint).
54. The Devi Gita (Song of the Goddess). Translated by Swami Vijnanananda // Sacred Books of the Hindus. – Vol. 26. – Allahabad: Panini Office, 1921.
55. Introduction to Kashmir Shaivism. – Ganeshpuri: Gurudev Siddha Peeth, 1975.
56. Tiwari J. N. Goddess Cults in ancient India. – Delhi: Sundeep Prakashan, 1985.
57. Worterbuch Sanskrit-Deutsch von Dr. K. Mylius. Leipzig: Verlag Enzyklopadie, 1975.
Перевод с санскрита, предисловие и комментарий А. А. Игнатьева
[1] ОМ – биджа-мантра («мантра-семя») Брахмана как Полноты и Всеединства. Важнейшая из всех мантр, известная под именем пранавы и тарака-мантры. В Тайттирия упанишаде сказано: «ОМ – это Брахман, ОМ – это все» (8, 1) В «Законах Ману» сказано: «Все ведийские обряды, приношения на огне и [другие] жертвоприношения исчезают, но да будет известно, что слог «Ом» – негибнущий, он – Брахма и Праджапати». (II, 84)
[2] Я созерцаю Ее … – Имеется ввиду Богиня-Мать, которой и посвящена данная Пурана.
[3] Шаунака – мудрец, возглавивший отшельников, которые собрались в лесу Наимиша (см. примеч. 18), когда Сута пересказывал Девибхагавата-пурану.
[4] Сута – мудрец, который пересказывал в лесу Наимиша вышеназванную Пурану, услышанную им от Вьясы.
[5] обладатель великой доли – так переводится сложное слово mahaa-bhaaga. Можно также перевести «очень счастливый», «одаренный судьбой».
[6] бык среди людей – чрезвычайно употребимая в индийском эпосе и пуранах «животная» метафора, по всей вероятности мифологического происхождения. Аналогию представляет употребление шумерского «гуд» в значении «герой», «богатырь» и такое же употребление со значением «бык» в эпических традициях тюркских монгольских народов, где можно проследить связь этого явления с мифологией шаманизма. В наиболее древних памятниках мирового эпоса герои сами обладают способностью превращаться в быков.
[7] Пураны – «древние предания». Индуистские сказания, содержащие этические и космологические учения. Пураны освещают пять основных тем: первотворение, вторичное творение, родословие (генеалогия богов, царей и героев), манвантары (циклы времени) и деяния родов (история). Эти элементы зафиксированы уже в санскритском словаре «Амаракоша» (4 в. н. э.). Составителем всех пуран считается мудрец Вьяса (см. примеч. 10). Традиционный канонический свод всех Пуран традиционно включает в себя 18 махапуран (главных Пуран) и 18 упапуран (младших Пуран). Фактически же существует 20 махапуран и несколько десятков упапуран. Спор, является ли Девибхагавата-пурана маха- или упапураной, и как она соотносится с Бхагавата-пураной, см. в предисловии к переводу.
[8] …мудрецом Кришной… – Кришна («черный») – эпитет мудреца Вьясы, легендарного составителя Махабхараты и пуран. Также имя «Кришна» носят известнейшая аватара (воплощение) Вишну и общая жена пяти братьев-Пандавов Драупади.
[9] … включающие пять элементов… – эти элементы – пять основных тем Пуран, см. выше, примеч. 7.
[10] Вьяса – мудрец, разделивший Веды и являющийся автором пуран и Махабхараты, также фактический отец героев Махабхараты Дхритараштры, Панду и Видуры, породивший их по обычаю нийога от вдов бездетного царя Вичитравирьи.
[11] Сатьявати – мать Вьясы. История Сатьявати см. в главах 1 – 2 второй книги Девибхагавата-пураны, а также см. Махабхарата, I, 91 – 100.
[12] Вишвасана – буквально означает «сидение всех».
[13] …пороков века Кали… – в индуистской хронологии последняя из четырех юг, «век демона Кали», называемый также «железным веком». Ее продолжительность – 432 тысячи лет. Это самая плохая из юг. Люди подвержены собственным пагубным страстям, ими овладевают злоба, страх, глупость, ненависть и др. пороки. В настоящее время мы находимся именно в этой эпохе, которая началась, по традиции, в 3102 году до н. э. (год войны, описанной в Махабхарате).
[14] …страданий трех видов… – то есть порожденными самим собой, живыми существами и богами. Ср. с «Санкхья-карика-бхашьей» Гаудапады (комментарием на «Санкхья-карику» Ишваракришны): «Тройственное страдание – страдание от себя, от живых существ и от божеств» (21, с. 111).
[15] …равную Ведам… – Веды – главные священные книги индуизма, существующие извечно. Всего их четыре: Ригведа (Веда гимнов), Яджурведа (Веда жертвенных формул), Самаведа (Веда напевов) и Атхарваведа (Веда заклинаний). Слушать и изучать Веды могли лишь только представители трех высших варн: брахманы, кшатрии и вайшьи, шудры и женщины к слушанию Вед не допускались. Приравнивать какое-либо сочинение к Ведам – это обычный прием в санскритской литературе, который должен подчеркнуть важность и значимость этого сочинения.
[16] … шестью видами вкуса… – Индусы выделяют шесть видов вкуса: сладкий, соленый, горький, кислый, острый, пресный.
[17] Саумья – обращение, можно перевести как «О друг!», «о дорогой!»
[18] Наимиша – лес на левом берегу реки Гомати (Гумти), на восток от современного Лакхнау. Назван так потому, что там Гаури-мукха разгромил армию асуров в «мгновенье ока». Наимиша и означает «мгновенье».
[19] … о Шастрах… – Шастры – «священный текст, учение». 1. Любой религиозный или философский трактат или корпус писаний. 2. Раздел знания, научная дисциплина, например: дхарма-шастра – религиозные законы и предписания, артха-шастра – политика. В данном случае имеются в виду сочинения традиционных школ индуистской философии.
[20] …среди Шастр Веданта саттвична, миманса – раджасична,
Ньяя, содержащая логические доказательства – тамасична. – Речь идет о классификации трех из шести школ традиционной индуистской философии (даршан) по гунам (см. примеч. 21). Веданта – букв. «завершение Вед». Существует множество школ веданты, но все они опираются на общий ведантистский тройной канон (прастхана-трайя), который, однако, интерпретируют каждый по своему. Тройной канон веданты состоит из Упанишад, Веданта-сутры и Бхагавад-Гиты. Главная тема веданты – это соотношение абсолютного (Бога или безличного начала), мира и человека, проблема освобождение от сансары (см. примеч. 24) и пути достижения его. Миманса – школа, занимающаяся исследованием и обоснованием ритуала, основанного на ведической традиции. Ньяя – школа, занимающаяся логикой и теорией познания.
[21] Гуны –– три основных природных начала, составляющие принципы Пракрити, первичной природы: 1. Тамас, источник невежества, косности, заблуждений, 2. Раджас – активное, деятельное, стимулирующее начало, 3. Саттва – основа умиротворенности, терпения, благости. Гуны – неотъемлемая часть индуистского мышления, важная не только в религии и философии, но и в медицине и искусствах. Все вещи и личности – суть комбинации этих качеств в природе, и соответственно, поддаются классификации по гунам.
[22] И включающие пять элементов… – см. выше примеч. 7.
[23] Дарующая освобождение для желающих его, дарующая также каму и дхарму. – Здесь говорится о трех из четырех варгах (ценностях человеческой жизни): освобождении, или мокше (имеется ввиду духовное освобождение), каме (сексуальном, чувственном и культурно-эстетическом наслаждении) и дхарме (религии, духовности, морали, долге). Еще одна варга – артха (материальное благополучие и общественная деятельность) здесь не упомянута.
[24] колесе сансары… – Сансара – от глагольной основы «сан-сри» – «проходить через ряд последовательных состояний», трансмиграция, бесконечная цепь существований и их совокупность, мир рождения и смерти. В индуизме сансаре противопоставляется идеал мокши – освобождения – состояния, достижение которого знаменует освобождение от круговорота перерождений.
[25] блуждающих в колесе времени… – в индийской мифологии время – Кала – персонифицировано в виде отдельного божества. Майтри-упанишада называет Калу «великим океаном творений», из которого проистекают все существа, достигают роста, а затем в нем исчезают (6, 14 – 16). Кала часто представляется неким чудовищем, поглощающим и губящим человеческие существования. Время также носит не линейный, а циклический характер (ср. концепцию «вечного возвращения» Ф. Ницще) и поэтому представляется в виде колеса.
[26] наполненную всеми расами… – Раса – поэтическое переживание, эмоция, или аффект. В теории поэзии и драмы насчитывают 8 – 10 рас: шрингара – любовь, вира – героизм, бибхатса – отвращение, рога – гнев, хасья – радость, бхаянака – страх, каруна – жалость, сострадание, адбхута – удивление, изумление, шанта – спокойствие, ватсалья – родительская нежность.
[27] Шлока – главный размер эпоса и Пуран, состоит из четырех пад (полустиший) по восемь слогов каждая. Иногда этим термином определяется некое афористическое высказывание, сентенция, пословица.
[28] лучшую из всех Агам. – Агамы – канон священных писаний в шиваизме и шактизме, называемый пятой Ведой, разновидность тантр (см. примеч. 177). Характерная черта агам – то, что в них дает наставления Шива, а его супруга выслушивает. То, что Девибхагавата-пурана названа здесь лучшей из всех Агам, подчеркивает ее особую важность.
[29] Индры среди мудрецов … – Индра в пуранах и Махабхарате не столько личное имя, сколько титул, обозначение статуса: «вождь», «царь», «лучший из..» Собственно же Индра чаще выступает под другими своими именами и специфическими для него эпитетами: Пурандара, Шатакрату, Магхаван и др.
[30] Шакти – «сила», одно из имен Богини-Матери.
[31] Бхагавати – «изобильная благом», одно из имен Богини-Матери.
[32] Брахма – один из трех великих богов, демиург, прародитель всего существующего
[33] Вишну – один из трех великих богов, главная функция которого – поддержание мироздания.
[34] Шеша – тысячеголовый змей, держащий на своей голове землю. Большинство сюжетов связывает его с Вишну, для которого он служит ложем.
[35] Пралайя – «растворение, поглощение, уничтожение», название частичного уничтожения мироздания в конце каждого временного цикла.
[36] Мурари – «убийца Мура», эпитет Вишну.
[37] Тысячеголовый – эпитет Шеши, см. примеч. 34.
[38] Бхагаван – «исполненный блага», в данном случае наименование Вишну, но может также относится к другим богам, к царям и мудрецам.
[39] Экарнава – изначальный океан, на котором покоится мироздание. В нем из лотоса возник Брахма, также на его водах возлежит исполинский змей Шеша (см. примеч. 34), служащий ложем Вишну.
[40] Йоганидра – «йогический сон», одно из имен Богини как олицетворения «йогического сна», в котором пребывает Вишну в водах океана после очередной гибели вселенной перед новым актом творения мира или после него.
[41] наделенную качествами, Майю… лишенную качеств также… – Майя – здесь имя Богини-Матери. Богиня-Мать может являться как ниргуна (лишенная качеств), так и сагуна (наделенная качествами).
[42] Махатма разделил эту Пурану… – Махатма – то есть Вьяса, ее автор. Махатма – «великая душа», эпитет, которым величают высокодуховных, святых людей.
[43] вторичное творение – так я перевожу санскритское слово pratisarga. Согласно П. Д. Сахарову, оно может означать как «разрушение мира», так и «дальнейшее творение» (41, с. 107).
[44] Таковы пять элементов… – см. выше, примеч. 7.
[45] Йога – от «йудж», «запрягать, объединять». Философия, процесс дисциплины и практики, цель которых – объединить индивидуальное сознание с трансцендентным, или божественным сознанием. Одна из шести даршан (школ) традиционной индуистской философии.
[46] пребывает в турие… – Турия, четвертое, помимо бодрствования, сна со сновидениями и сна без сновидений, состояние сознания. В этом состоянии Атман вообще ничего не испытывает, полностью отключается от всех – даже самых тонких связей с материальным миром и сливается с Брахманом.
[47] Ее саттвическое проявление – Маха-Лакшми, раджасическое – Маха-Сарасвати,
Тамасическое – Маха-Кали. – Маха-Лакшми – супруга Вишну, Маха-Сарасвати – Брахмы, Маха-Кали – Шивы. Все они считаются частичными (амша-рупа) проявлениями Богини-Матери.
[48] Хари – «уносящий», имя Вишну.
[49] Рудра – «ужасный», «грозный», имя Шивы. В академической науке принято считать, что Рудра – это ранний прототип Шивы.
[50] о царях, принадлежавших к Солнечной и Лунной династиям… – Солнечная и Лунная династии – две основные династии, к которым возводили свои родословные легендарные индийские цари. Родоначальником Лунной династии был бог Луны Сома (или Чандра), который первым совершил обряд помазания на царство, а родоначальником Солнечной – бог Солнца Сурья (или Вивасвант).
[51] Хираньякашипу – царь асуров, отец Прахлады, преследовавший сына за почитание Вишну, которым и был уничтожен (аватара Вишну в образе Нарасимхи – человека-льва).
[52] о Сваямбхуве и других Ману… – В начале каждого из четырнадцати циклов, именуемых манвантарами (см. примеч. 63), приходит свой Ману. Первым из Ману был Ману Сваямбхува («сын Самосущего»), ему приписывается создание древнейшего юридического кодекса, известного как «Законы Ману».
[53] Махабхарата – одна из Итихас, самая крупная в мире эпическая поэма (более ста тысяч шлок- двустиший). В основе повествования – конфликт двух ответлений царского рода Куру – кауравов и Пандавов и их великой битве. Содержит множество вставных эпизодов и бесед, содержащих знания по философии, религии, астрологии, медицине, политике, этике и др.
[54]Она именуется итихасой… – Итихасы (букв. «так и было») – эпические сказания о деяниях богов и героев. К Итихасам относятся Махабхарата, Рамаяна, а также менее почитаемые Йогавасиштха и Харивамша.
[55] пока снова не начнется Сатьяюга… – Сатьяюга («век праведности») – золотой век, когда царила добродетель. После того, как Калиюга (см. примеч.13) закончится, наступит новая Сатьяюга.
[56] Сиддхи – те, кто достигли различных совершенств (сиддхи, см. примеч. 404).
[57] Без убийства животных были совершены жертвоприношения … – жертвоприношения животных были обычным делом в ведийскую эпоху, но с течением времени они стали порицаться, хотя шиваиты и шактисты практикуют их до сих пор.
[58] описание дхармы, артхи и камы… также мокша … – эти четыре составляют ценности человеческой жизни для индуиста (см. примеч. 23)
[59] игры матери трех миров – деятельность божественных сущностей в индуистских текстах часто именуется игрой (лила). Имеется в виду, что она производится ими легко, по собственной воле, играючи. Даже все миропроявление мыслится как игра верховного божества.
[60] исполняющие все желания подобно дереву Калпа-врикша. – Калпа-врикша – в индуистской мифологии дерево, исполняющее все желания, одно из пяти волшебных деревьев в сварге, раю Индры.
[61] «Ма» означается Матсья-пурану и Маркандея-пурану, «Бха»- Бхагават-пурану и Бхавишья-пурану, «Бра» означается Брахма-пурану, Брахманда-пурану и Брахмаварта-пурану, «ва» означает Вамана-пурану, Вайю-пурану, Вишну-пурану и Вараха-пурану, «а» означает Агни-пурану, «на» означает Нарада-пурану, «па» означает Падма-пурану, «линг» означает Линга-пурану, «га» означает Говинда-пурану, «ку» означает Курма-пурану и «ска» – Сканда-пурану.
[62] Из этого следует, что Сканда-пурана – это самая объемная из всех известных пуран.
[63] Манвантара – период жизни Ману в индуистской хронологии. В каждой кальпе насчитывается четырнадцать манвантар, по 306720 тысяч лет в каждой, они разделены большими интервалами. В манвантаре содержится 71 махаюга.
[64] Двапара-юга – в индуистской мифологии третья из четырех юг. Она длится 860 тысяч лет. По сравнению с двумя предыдущими югами продолжается общий упадок, и дхарма опирается лишь на две ноги. Людьми овладевают злоба и недовольство, распространяются болезни и др. Именно в эту югу Вьяса разделяет единую Веду на четыре и создает Пураны.
[65] шудры и родственники дваждырожденных. – Шудры – название четвертой, самой низшей варны индуистского общества, рабочие. Родственниками же дваждырожденных (сюда относили брахманов, кшатриев и вайшьев, благодаря посвящению имевших как бы второе, высшее рождение) называются те дваждырожденные по рождению, которые лишены качеств дваждырожденных. А согласно выдающемуся индийскому ученому Р. Ч. Хазре, мнение которого приводит П. Д. Сахаров, «дваждырожденный (только) по рождению» – это представитель трех высших варн индуистского общества, который практикует неортодоксальный религиозный культ, а поэтому не может именоваться «дваждырожденным» в подлинном смысле слова (41, с. 8).
[66] Гуру – букв. «тяжелый», духовный учитель в индуизме. Институт гуру, духовных наставников, известен в Индии с древнейших времен, вступая в период религиозного ученичества (брахмачарья), каждый индуист, принадлежавший к трем высшим варнам, избирал себе гуру, под руководством которого он должен был изучать Веды.
[67] сын Дроны – Ашваттхаман, один из героев Махабхараты, сражавшийся на стороне Кауравов.
[68] Праджапати – «прародитель», эпитет Брахмы.
[69] Шакра – «могучий», Индра.
[70] Брихаспати – родовой жрец и наставник царя богов Индры, правитель планеты Юпитер.
[71] Сурья – бог солнца, в функции локапалы – повелитель юго-запада.
[72] Яма – бог смерти, царь усопших, в функции локапалы – повелитель юга.
[73] Индра – «правитель», глава богов ведийского пантеона, бог дождя и грома, предводитель воинства богов в их бесконечной войне с демонами-асурами, победитель грозного асура Вритры, сластолюбец и соблазнитель. Аналогичен древнегреческому Зевсу. В качестве воителя богов сохраняет важные позиции и в индуистском пантеоне, но оттесняется тремя верховными богами: Брахмой, Вишну и Шивой. Как локапала (хранитель мира) отвечает за восток.
[74] Васиштха – один из семи святых мудрецов. Известны мифы о его соперничестве с Вишвамитрой (см. примеч. 327).
[75] Сарасвата Риши – легендарный мудрец.
[76] Тридхама – легендарный мудрец.
[77] Тривриша – легендарный мудрец.
[78] Бхарадваджа – мудрец-подвижник, известный своими познаниями в медицине, ему приписывается создание некоторых ведийских гимнов, в Махабхарате Бхарадваджа является отцом Дроны, наставника Пандавов и Кауравов.
[79] Антарикша – легендарный мудрец.
[80] Дхарма – бог, персонофицирующий мировой нравственный закон, высшую справедливость (дхарма). Дхарма – отец одного из героев эпоса Юдхиштхиры.
[81] Эйаруни – легендарный мудрец.
[82] Дхананджая – «завоеватель богатств», эпитет Арджуны.
[83] Медхатитхи – легендарный мудрец.
[84] Врати – легендарный мудрец.
[85] Атри – известный мудрец
[86] Гаутама – легендарный мудрец.
[87] Уттама – легендарный мудрец.
[88] Сома – бог Луны (не путать с сомой – напитком, см. примеч. 383).
[89] Прикавин – легендарный мудрец.
[90] Бхаргава – родовое имя Парашурамы, Маркандеи и некоторых других лиц, считающихся потомками мудреца Бхригу.
[91] Шакти – старший сын мудреца Васиштхи.
[92] Джатукарнья – легендарный мудрец.
[93] Двайпаяна – имя Вьясы (см. примеч. 10), обозначающее «островитянин», «рожденный на острове» («двипа» – санскр. «остров»), так как он был рожден его матерью Сатьявати на острове.
[94] Шука – букв. «попугай», сын мудреца Вьясы, с детства придававшийся подвижничеству, он достиг совершенства и попал на небеса. Его история рассказывается далее в первой книге Девибхагавата-Пураны.
[95] пересечь бескрайний океан сансары. – мирское бытие в индуистских текстах часто сравнивается с океаном, а метафорой освобождение служит переправа через него. См. также Бхагавад-гита, 4, 36.
[96] Иная версия этого мифа см. Махабхарата, XII, 325.
[97] Ашрам – обитель мудрецов (не путать с ашрамом – стадией жизни)
[98] Сарасвати – священная река древности, берущая начало в Гималаях, в Ведах описывается впадающей в море. Изменив со временем свое течение, с местами обмелевшая, а то и совсем исчезающая в песках, ныне Сарасвати – незначительный приток реки Гхаггар.
[99] Кама – индуистский бог любви. Как и греческий Эрот, вооружен луком и цветочными стрелами. Быть пораженным стрелами Камы, значит, влюбиться.
[100] придя в Гайю… – Гайя – древняя святыня в Восточной Индии (совр. Бихар), центр возникновения буддизма, позже – священный город индуистов. Согласно легенде, здесь демон Гайя совершил жестокое покаяние в честь Вишну (Ваю-пурана, 105 – 112). До сих пор Гайя – место паломничества для совершения поминальных жертвоприношений.
[101] Для того, кто не имеет сына, нет ни пути, ни рая,
И никто, кроме сына, не поможет в загробном мире. – иметь сына считалось большим благом в традиционном индуистском обществе, ведь именно сыновья проводили поминальную церемонию – шраддху, обеспечивающую благополучие умерших предков. Каждый индуист обязан ежедневными возлияниями и поминальными подношениями поддерживать три поколения умерших предков. Человек, умерший, не оставив сына, обречен на адские муки. Концепция предков находится в противоречии с концепцией кармы и перерождения, которая, как считается, имеет более позднее происхождение.
[102] дхармашастры – раздел индуистской литературы, в которой входят законодательные трактаты, формулирующие морально-этические требования общества к его членам и освещающие основные социальные установления.
[103] Ганеша – «владыка ганов», сын Шивы и Парвати, бог мудрости и устранитель препятствий, изображается со слоновьей головой.
[104] Карттикея – матронимическое имя бога войны Сканды, считающегося сыном Криттик (Плеяд).
[105] Агни – бог огня.
[106] Варуна – бог, властвующий над земными водами, как локапала охраняет запад.
[107] Нарада – один из известных мудрецов, которому приписывается создание нескольких ведийских гимнов, глава небесных гандхарвов и посланец богов.
[108] Вина – музыкальный инструмент, любимый инструмент мудреца Нарады, см. примеч. 107.
[109] Предоставив почетное питье и сидение, спросил мудреца о благополучии. – Согласно правилам приема гостя, излагаемым в Грихьясутрах, хозяин должен непременно предоставить гостю: 1). Подстилку для сидения из травы, 2). Воду для омовения ног (падья), 3). Почетное питье (аргхья), назначение которого не вполне ясно, 4). Воду для прихлебывания или полоскания рта (ачамания), 5). «медовую смесь» (мадхупарка). В древнеиндийский этикет также входил традиционный вопрос о благополучии (кушала-прашна).
[110] Парашарья – патронимическое имя Вьясы (см. примеч. 10), его отец – мудрец Парашара.
[111] Мадхусудана – «губитель Мадху», имя Вишну, убившего демона Мадху.
[112] Сияющего Каустубхой… – Каустубха – драгоценный камень, украшающий грудь Вишну.
[113] держащего раковину, диск и булаву… – Раковина, диск и булава – неотъемлимые атрибуты Вишну.
[114] чья грудь украшена Шриватсой. – Шриватса – один из особых знаков на теле индивида, свидетельство его особой отмеченности, часто – крутой завиток волос на правой стороне груди.
[115] Васудева (vAsudeva) – патронимическое по форме имя Кришны (он – сын Васудевы, vasudeva, с коротким «а» в первом слоге), одно из главных его наименований в индуистской традиции, также прилагается и к Вишну.
[116] Джанардана – имя Вишну, а также Кришны – его воплощения. Имеет несколько толкований: 1. «побуждающий людей», то есть стимулирующий их жизнедеятельность, 2. «уничтожающий [злых] людей», 3. «почитаемый людьми». Каждое из толкований основано на различном понимании значения второго компонента этого сложного слова – «ардана» и соотвествует определенному аспекту образа Вишну.
[117] Праджапати – «владыка творений», эпитет Брахмы.
[118] Асуры – демоны, противники богов.
[119] Хара – «разрушитель», имя Шивы, связано с его специфической ролью божества, уничтожающего все существующее по окончании мирового периода.
[120] Шанкара – «умиротворяющий», имя-эпитет Шивы.
[121] Экарнава – см. примеч. 39.
[122] Данавы – разряд демонов, сыновья Дану и Кашьяпы.
[123] Мадху и Каитабха – два демона, братья-близнецы, сражавшиеся с Вишну и убитые им при помощи Богини-Матери. Имя «Мадху» значит «слащавый, льстивый», имя Кайтабха – «лживый, коварный». Олицетворяют ложь и коварство, в ритуале тантристов левой руки символически представлены вином (мадья) и мясом (мамса).
[124] [И воплощаюсь] в телах черепахи, вепря, льва и карлика… – речь идет об аватарах, земных воплощениях божества, в данном случае – Вишну. Здесь упоминается о четырех из десяти основных, согласно Матсья-пуране (285, 6 – 7), воплощениях Вишну. Воплощение Вишну в черепаху связано с мифом о пахтании океана богами ради амриты. В некоторых вариантах этого мифа (например, в Бхагавата-пуране, 2, 7, 13 и Вишну-пуране, 5, 9) Вишну превратился в гигантскую черепаху, чтобы стать опорой для горы Мандары, которой боги пользовались как мутовкой. Что касается следующего воплощения Вишну, то оно связано с тем, что демон Хираньякша пытался унести землю в преисподнюю. Тогда Вишну в образе вепря сразил демона, поднял землю из вод и возложил ее на голову Шешы (Матсья-пурана, 47, 247 – 248; Шива-пурана, 2, 5, 42 – 49). Воплощение Вишну в человекольва связано со следующей легендой. Демон Хираньякашипу, которго не мог убить ни зверь, ни человек (так обещал ему бог Брахма), овладел тремя мирами. Он преследовал и пытался убить своего сына Прахладу, бывшего ревностным почитателем Вишну, и однажды Вишну в образе льва с головой человека появился из колонны и умертвил демона ((Вишну-пурана, 5, 16 – 20). Затем, повелитель асуров Бали, пользуясь своим благочестием, одолел всех богов и захватил вселенную. Тогда Вишну стал карликом и испросил у Бали пространство в три шага. Превратившись в великана, он тремя шагами отмерил всю вселенную (Бхагавата-пурана, 8, 18, 21)
[125] восседая на Гаруде… – Гаруда – царь птиц, вахана (ездовое животное) Вишну, непримиримый враг демонов-змей (нагов), похитивший у них амриту.
[126] вместе с лучшим из мастеров… – то есть с Тваштаром, мастером богов.
[127] Хаягрива – букв. «конноголовый», эпитет Вишну.
[128] Рожденный в лотосе – эпитет Брахмы, появившегося на свет из лотоса, произрастающего из пупа Вишну.
[129] Мадхава – наименование вождей племени ядавов по одному из предков – Мадху, чаще всего относится к Кришне.
[130] по воле судьбы – см. примеч. 137.
[131] Иша – «владыка», в данном случае – эпитет Шивы.
[132] Ваикунтха – «место без тревог», название мира Вишну.
[133] Шамбху – «дарующий счастье», эпитет Шивы.
[134] Гхи – очищенное топленое коровье масло, имеющее в индуизме высокий ритуальный статус, с глубокой древности используется в различных обрядах в качестве подношения богам. Вследствие мощной очистительной силы (в магическом смысле) используется, в частности, для праздничных и ритуальных блюд. Считается, что приготовленная с гхи пища меньше подвержена «осквернению», например, от взгляда представителя «низкой» касты.
[135] хома – обряд помещения в огонь жертвенного дара, которым служило преимущественно топленое масло.
[136] ни якшами, ни дайтьями, ни ракшасами… – Якши – воинственные существа полубожественной природы, стражи сокровищ бога Куберы. Дайтьи – класс демонов, сыновья Дити и мудреца Кашьяпы. Ракшасы – демоны, которые в особенности враждебны к людям, описываются как людоеды, нападающие по ночам, мешающие жертвоприношениям отшельников и др.
[137] Судьба – выше, я думаю, напрасны человеческие старания … – по мнения академика Б. Л. Смирнова, понятие «дайва» (судьба) не носит в индийском мировоззрении фаталистического характера и не соответствует понятию «мойра» древних греков. Мойра, как он указывает, неумолимая и слепая сила, которой подвластны и боги. Дайва же является частной модификацией кармы, индивидуальной кармой, вытекающей из совершенных деяний, а следовательно, справедливой, а не слепой силой. Однако, с моей точки зрения Б. Л. Смирнов ошибается, так как он рассматривает индийское мировоззрение как нечто застывшее, без учета его исторического развития. Более правильной мне представляется точка зрения Я. В. Василькова, который противопоставляет фаталистическую концепцию дайвы концепции кармы, которая, как он считает, является более поздним явлением. Далее в тексте следуют характерные для эпоса и пуран споры о соотношении судьбы и прилагаемых усилий (24, с. 142).
[138] Ведь даже некогда моя голова по воле Судьбы была отрублена Шамбху… – Речь идет о том, что Шамбху (Шива) некогда отрубил пятую голову Брахме, возмущенный тем, что Брахма совершил инцест со своей дочерью.
[139] его детородный орган отпал из-за проклятия… – Шиву так прокляли мудрецы за то, что он привлек к себе их жен.
[140] повелитель Шачи – эпитет Индры. Шачи – супруга Индры.
[141] в том, что он имел тысячу знаков бесчестия… – однажды в отсутствии мудреца Гаутамы Индра пытался соблазнить его жену, красавицу Ахалью. Однако, прежде чем что-либо произошло, Гаутама вернулся домой и, застав их вместе, проклял Индру, отчего на нем появилось тысяча женских лон (Брахма-пурана, 87). Но после того, как Индра покаялся и просил прощения, добрый мудрец превратил тысячу лон в такое же количество глаз. Ахалья же, согласно Падма-пуране (1, 50), превратилась на десять тысяч лет в камень, пока прах от ног Рамы не расколдовал ее. Согласно же Рамаяне Вальмики (1, 48 – 49), она тысячу лет до встречи с Рамой должна была провести в строгом покаянии невидимой и питаться одним только воздухом.
[142] Манаса – озеро, расположенное близ горы Кайласа (см. примеч. 205) в Гималаях.
[143] Махамайя – одна из двух форм Богини-Матери, сила вуалирования, сокрытия, она приводит к инволюции души из более тонких во все более грубые планы бытия, опутывает душу узами и являет собой весь проявленный мир сансары.
[144] изначальную пракрити… – в данном случае Пракрити – имя Богини-Матери.
[145] приказал Ведам
Воплотиться в тела ради успеха дела богов. – в индуистской мифологии неодушевленные предметы и даже абстрактные понятия (например, речь или гибель) могут принимать человеческий облик.
[146] Прана – «жизненный воздух», жизненная энергия или принцип жизни. Прана в человеческом теле движется в пранамайа-коше как пять первичных жизненных токов, известных как вайю, «жизненные воздухи или ветры».
[147] Гаятри – важнейшая ведическая мантра, известная также под названиями Ведаматри («Матерь Вед») и Савитри. В «Законах Ману» сказано: «Кто ежедневно неустанно повторяет его («Савитри») три года, тот соединяется с высшей брахмой, став подобным ветру, превратившись в эфир». (II, 82)
[148] Вьярхити – мантра «бхур-бхувах-свах», каждое из слов которой соотносится с одним из планов мироздания: бхух – с земным миром (бхур-локой), бхувах – с воздушным пространством (бхувар-локой), в свах – с небом (сварга-локой). В «Законах Ману» сказано: “Да будет известно, что три негибнущие священные слова (mahaavyaahRti), предваряемые словом «ОМ», а также трехстопный «Савитри» – уста Веды.» (II, 81)
[149] биджа-мантры. Биджа на санскрите означает «капля». Так называют однослоговые мантры типа «хрим», «ом», «айм» и т. п. Мантра вообще – звук, слог, слово или фраза, наделенные особой энергией, обычно взяты из писаний. Мантры громко поют или рецитируют во время пуджи (богослужения), чтобы призвать богов и установить силовое поле. Определенные мантры повторяют тихо или мысленно при джапе для успокоения ума, гармонизации внутренних тел и стимулирования латентных духовных качеств. Считается, что для полной эффективности мантры должны даваться духовным учителем при посвящении. В шактизме особенно развито учение о «биджа» в мистических спекуляциях о слове как о творческом логосе (ср. концепции эллинизма и учение Филона о «словах-семенах» – Logos spermatikoi). Одним из наиболее ранних зачатков упомянутых спекуляций является шлока Бхагавад-Гиты 8, 10.
[150] Шаури – имя-эпитет Вишну или Кришны, обозначающее «происходящий из геройского рода» или «происходящий из рода Шуры» (Шура, или Шурасена – царь племени ядавов, дед Кришны и брат Кунти).
[151] Тысячеокий – эпитет Индры, о его происхождении, см. примеч. 141.
[152] Вач – персонификация священного слова. Идентифицируется с Сарасвати, богиней учености и красноречия, одним из проявлений Богини-Матери.
[153] бог огня – т. е. Агни.
[154] твои игры нам не ведомы. – см. примеч. 59.
[155] Бхавани – «супруга Сущего», одно из имен Богини-Матери.
[156] дочь Океана – эпитет Лакшми, которая вышла из океана при его пахтании богами и асурами, см. Махабхарата, I, 40, 38; Брахмавайварта-пурана, 2, 35 – 36.
[157] нанесенное своей частью… – Лакшми считается частичным воплощением (амша-рупа) Богини.
[158] Анги – или веданги, шесть вспомогательных отраслей ведических знаний, помогающих правильно принимать и применять Веды: шикша (фонетика), чхандас (размеры стихосложения), нирукта (этимология), Вьякарана (грамматика), джьотиша (астрология) и кальпа (включающая в себя различные юридические, общественные и домашние процедурные каноны).
[159] Самаганы – песнопения, развившиеся на основе гимнов Ригведы, преобразовавшихся в саманы. Звуковой арсенал самаганы, преодолев длительный путь развития, возрос от трехвысотного звукового уровня до семиступенчатого. Самаганы составляли основу ведической музыки.
[160] Акаша – эфир как один из пяти грубых первоэлементов
[161] этот гимн мне во время трех сандхья… – Сандхья – религиозные действия (возлияния воды, повторение мантр и др.), совершаемые регулярно три раза в день: утром, в полдень и с наступлением вечера. Также три этих отрезка времени могут именоваться сандхья.
[162]Лживость, наглость, хитрость, глупость, нетерпеливость, жадность,
Нечистота и грубость – таковы качества женщин, порожденные их собственной природой. – Такие женоненавистнические утверждения характерны для древнеиндийской литературы. Так, в «Камасутре» говорится: «… кто может доверять нраву, чистоте, обычаям, поведению, преданности и речам женщин? Ведь по природе они нечисты помыслами» («Камасутра»,!!, 9, 19, 29). В «Двадцати пяти рассказах веталы» мудрый царь Викрама в ответ на вопрос веталы (духа, обитающего на кладбище) о том, кто подлее, мужчины или женщины, отвечает: «Так творец устроил, что женщины легкомысленны и являются причиной всех грехов. Разве бывают мужчины жестоки? А женщины по природе своей и жестоки и грешны». (цит. по Двадцать пять рассказов веталы. М.: Гослитиздат, 1958. – С. 46) В Дхармашастре Нарады говорится, что женщина из-за природной лживости не может выступать свидетелем в суде (Дхармашастра Нарады, 173 (А 191)) В «Законах Ману» сказано: «Ману оставил на долю женщин ложе, сидение, украшение, похоть, гнев, подлость, зловредность характера и дурное поведение. Для женщин не существует обряда, сопровождаемого чтением мантр, такова установленная дхарма; женщины немощны, лишены [права изучать] мантры, [они – воплощенная] ложь: таково положение вещей». (IX, 17 – 18)
Удивительно лишь, как подобное могло попасть в шактистскую Пурану, ведь шактизм – это прежде всего почитание Женского Начала.
[163] однослоговую Майя-биджа-мантру… Майя-биджа-мантра – это мантра ХРИИМ, биджа-мантра Богини-Матери в ее проявлении Махамайи.
[164] восседающая на спине льва – лев является ездовым животным (ваханой) Богини.
[165] совершил прадакшину… – Прадакшина – ритуальное обхождение святыни, почитаемого человека или божества, движение совершается по кругу, так что правое плечо повернуто к объекту почитания.
[166] Ты – причина пяти [грубых элементов]: земли, воды, огня, воздуха и эфира… – Земля (притхиви), вода (апас), огонь (теджас), воздух (вайю) и эфир (акаша) – пять грубых элементов, таттвы Санкхьи с 21 по 25, происходят от пяти тонких элементов (танматр).
[167] И ты – причина пяти [тонких элементов]: запаха, вкуса, формы, прикосновения и звука. – Запах (гандха), вкус (раса), форма (рупа), прикосновение (спарша) и звук (шабда) – пять тонких элементов (танматр), таттвы Санкхьи с 16 по 20, происходят из аханкары (внешнего эго), четвертой таттвы в аспекте тамо-гуны и в свою очередь порождают пять грубых элементов.
[168] Обоняние, вкус, зрение, осязание и слух – органы чувств… – пять органов чувств, или джанендрии, таттвы Санкхьи с 6 по 10, происходят от аханкары (внешнего эго), четвертой таттвы в аспекте саттва-гуны.
[169] органы действия… – или кармендрии, общим числом пять. Это речь (вак), хватание (пани), ходьба (пада), выделение (пайю), порождение (упастха), таттвы Санкхьи с 11 по 15, происходят от аханкары (внешнего эго), четвертой таттвы в аспекте саттва-гуны.
[170] Махешвари – «великая владычица», эпитет Богини-Матери.
[171] Для рожденного неизбежна смерть, и неизбежно рождение для умершего… – ср. с Бхагавад-Гитой, 2, 27.
[172] Шарвани – эпитет Богини-Матери.
[173] Иные версии этого мифа см. Маркандея-пурана, 81, Махабхарата, III, 194.
[174] Любовная поэзия тоже бывает трех видов: высшая,
Средняя и низшая. – Высшая – эта та, которая прославляет любовь к собственной жене, средняя – та, что восхваляет любовь к блуднице, а низшая описывает любовь к чужой жене (согласно пояснению Свами Виджнянананды).
[175] Ваг-биджа-мантра… – это мантра АИМ, биджа-мантра Сарасвати (Вач), богини учености и красноречия, супруги Брахмы, частичного проявления Богини-Матери. Гимн Вач содержится в Ригведе (X, 125).
[176] См. примеч. 173.
[177] знаток всех тантр… – Тантры – одна из групп текстов, на которых основывается индуистская традиция. Изложение в них строится обычно как беседа богов (напр. Шивы и его супруги). Содержание многообразно, включает в себя ритуалы, техники йоги, теологические спекуляции, медицинские предписания и др. Общее число тантр достигает нескольких десятков. Тантры делятся на агамы (см. примеч. 28), нигамы и упатантры.
[178] Тогда подумал о способах [действий]: примирении, дарах, ссоре и войне. – Четыре способа действий по отношению к противнику, рекомендованные «Законами Ману» (YII, 107 – 109).
[179] Вамана – «карлик», эпитет Вишну, некогда нисходившего на землю в облике карлика.
[180] Савитри – супруга Брахмы.
[181] Рама (ramA, с долгим «а» на конце) – другое имя Лакшми.
[182] Ума – «О, не надо!», одно из имен дочери Химавана и супруги Шивы, происходящее, согласно «Шива-пуране», от восклицания, адресованного ей ее матерью, просившей ее не предаваться подвижничеству.
[183] знает твои игры – см. примеч. 59.
[184] в отрезки времени, именуемые сандхья… – см. выше, примеч. 161.
[185] Шри – другое имя Лакшми.
[186] сваха – возглашение, завершающее мантру, которая сопровождает возлияние очищенного масла в огонь. Отождествление Богини со свахой и свадхой мы находим и в Деви-махатмье.
[187] Недруги богов – то есть асуры.
[188] Индр среди данавов… – см. выше, примеч. 29, 122.
[189] Ты играешь в созданной тобой сети иллюзии, как актер в построенном им театре свое представление. – см. примеч. 59.
[190] Камала – «лотосная», эпитет Лакшми.
[191] чьими качествами являются бытие, сознание, блаженство. – в Веданте «бытие-сознание-блаженство» (сат-чид-ананда) – троичное определение абсолюта – Брахмана. В шактистской философии это определение является синонимом Шакти и одновременно чистым разумом каждой индивидуальной души.
[192] вечные сыновья Брахмы – это четыре мудреца: Санака, Санандана, Санатана и Санат-Кумара, появившиеся на свет из ума Брахмана.
[193] Капила – мудрец, создатель философской школы санкхья.
[194] Нараяна – «прибежище людей» или «тот, чье пристанище воды», одно из имен Вишну. Нараяной называют также Кришну, инкарнацию Вишну.
[195] Хришикеша – имя Вишну и Кришны, имеющее в зависимости от деления его как сложного слова, двойную этимологию: 1. Хриши-кеша – «курчавый, густоволосый», 2. Хришика-иша – «властвующий над чувствами людей».
[196] Махадева – «великий бог», эпитет Шивы.
[197] имеющего Луну на лбу… – На изображениях лоб Шивы украшает полумесяц. Полумесяц символизирует то, что Шива управляет своим умом.
[198] Трехокий – имя Шивы, три глаза которого ассоциируются с солнцем, луной и огнем.
[199] Пятиликий – имя Шивы как врачевателя недугов, под этим именем он особенно почитается в Бенгалии. Этот эпитет символизирует природу Шивы как состоящую из пяти великих элементов (махабхута), а также четырех основных направлений плюс центр, что в целом в представлении шиваитов отражает всеобъемлющую сущность бога.
[200] держащего трезубец – Трезубец, боевое оружие Шивы, был сделан Вишвакарманом из отрезков лучей бога Солнца Сурьи (Брахмананда-пурана, II, 24, 90). Означает в шиваизме его тройственную природу бога, создавшего, поддерживающего и разрушающего вселенную. В разных школах и учениях символика трезубца трактуется по-разному. Так, согласно одной из йоговских интерпретаций три зубца связываются с тремя тонкими каналами: ида, пингала и сушумна, которые проходят вдоль позвоночника от его основания до верхней чакры на макушке головы.
[201] ездящего на быке… – бык Нанди является ваханой (ездовым животным) Шивы.
[202] Трьямбака – «имеющий трех матерей», Шива.
[203] Капардин – носитель капарды (отшельнической прически, при которой волосы стянуты в узел на макушке, по форме напоминающий раковину – капарду, или заплетены в косицу), имя Шивы как бога аскета.
[204] имеющему Гаури, как половину своего тела… – Гаури – «светлая», одно из имен супруги Шивы. В индуизме считается, что жена как бы является второй половиной тела мужа. Так, в «Тайттирия-брахмана» говорится: «Сам человек – полчеловека, вторая половина – жена» (11, 9, 4, 7). Также, согласно легенде, супруга Шивы во втором своем рождении как Парвати предавалась суровому подвижничеству и получила вторую половину тела Шивы (Шива-пурана, II, 41, 40). Изображение Шивы с телом наполовину мужским, наполовину женским символизирует единение божественного духа и его энергии – шакти.
[205] Живущего на Кайласе… – Кайласа – «блистающая как горный хрусталь» или «Обитель блаженства», священная для индуистов (особенно шиваитов) гора в западной части Тибета, на границе с Непалом. Почитается как земная обитель Шивы.
[206] Окруженного множеством бхутов… – Бхуты – духи, известные каннибализмом, ассоциируемые, а иногда и смешиваемые с претами и другими разрядами ночных демонов (ракшасами, пишачами и др.), появляются на местах сражений или на кладбищах, главой их выступает Шива.
[207] прервавшего жертвоприношение Дакши… – Дакша – мудрец, один из порожденных разумом сыновей Брахмы. Он устроил жертвоприношение, на которое не пригласил Шиву и грубо оскорбил его. Он был отцом Сати, супруги Шивы, которая сожгла себя в жертвенном огне, будучи не в силах вынести обиду, причиненную ее мужу. Разгневанный Шива сотворил для мести демона Вирабхадру, отрубившего Дакше голову (которую потом боги заменили головой козла) и разрушившего устроенное им жертвоприношение (45, с. 17 – 19).
[208] Пандит – санскр. «ученый».
[209] Ощущение, логический вывод и ссылка на авторитет. – Ощущение или восприятие – пратьякша, логический вывод, включающий как дедукцию, так и индукцию – анумана, ссылка на авторитет или свидетельство – шабда. Эти три средства познания признают подавляющее большинство индуистских философов.
[210] Другие ученые называют еще и четвертый – сравнение… – Сравнение (упамана) есть средство познания, с помощью которого мы приобретаем знание о вещи из ее сходства с другой, ранее хорошо известной нам вещью. Так, узнав, что дикая корова (гавайя) похожа на домашнюю корову, мы заключаем, что это похожее на корову животное есть гавайя. Это средство познания, наряду с тремя первыми (см. выше), признавали сторонники школы Ньяя.
[211] И пятое – предположение. – Предположение (архапатти), или импликация, это средство познания, которое приводит к новому факту или предполагает нечто на основании другого факта. Оно признает вещь, которая сама не воспринимается, но подразумевается другой вещью, воспринимаемой или видимой. Тучный Девадатта не ест днем. При этом подразумевается, что он ест ночью, ибо невозможно быть тучным и совсем ничего не есть. Это средство познания, наряду с четырьмя, выше указанными, признают сторонники школы Миманса.
[212] Семь [способов доказательства] называют знатоки Пуран… – эти семь составляют вышеназванные пять плюс абхава (несуществование), признаваемое сторонниками Веданты, плюс традиция и вероятность, признаваемая исключительно пураниками (в тексте – знатоками Пуран). Абхава означает не простое отрицание, а противоположность. Это противоположность между тем, что существует, и между тем, что не существует, как например, несуществующий дождь, приводит к познанию существующей связи между облаками и сильным ветром, так как только при наличии связи между облаками и сильным ветром не бывает дождя, который иначе имел бы место по причине тяготения капель дождя.
[213] Парабрахман – синоним Ниргуна-Брахмана, «Брахмана без качеств», находящегося вне времени, пространства и формы.
[214] Шива приходит в состояние трупа, лишенный Кундалини… – «свернутая кольцом, змееобразная», изначальная космическая энергия, имеющаяся у каждого индивидуума, которая первоначально покоится, свернувшись кольцами, как змея, в основании позвоночника. Поднимаясь благодаря занятиям йогой в сушумна-нади, кундалини пробуждает одну чакру за другой. Самадхи наступает, когда она прорывается через брахмарандхру в ядре чакры сахасрары. Кундалини затем возвращается и покоится в одной из семи чакр.
[215] Павака – бог огня Агни.
[216] [четырех целей жизни]: дхармы, артхи, камы, мокши … – см. выше, примеч. 23
[217] введенные в заблуждение майей… – Майя – космическая созидательная сила, принцип проявления, вечно находящаяся в процессе творения, сохранения и растворения. Майя – один из главных принципов индуизма, первоначально означавшая «сверхъестественная сила, магическая энергия Бога» и часто переводимая как «иллюзия». Упанишады подчеркивают чарующую силу майи, которая делает душу слепой к истине. В ведантистской интерпретации Шанкары майя подается как чистая иллюзия. В шиваизме майя является одним из трех видов уз (паша), которые ограничивают душу. В вишнуизме майя – одна из девяти шакти Вишну. В шактизме же майя – непосредственное проявление Богини, см. примеч. 41.
[218] В век Кали, как ни в какой другой век, о обладатель великой доли, возникают различные
Учения, не согласующиеся с Ведами. – см. Махабхарата, III, 186.
[219] См. примеч. 173.
[220] сражусь с вами в соответствии с правилами честного боя. – в древней Индии существовал своего рода кодекс воинской чести, который, напрмер, запрещал убивать безоружного, пьяного, отвратившегося от битвы и др. Подробнее об этом см. Кальянов В. И. О воинском кодексе чести в Махабхарате. (25, с. 491 – 510).
[221] Бхуванешвари – одна из десяти Махавидий, великих форм знания, проявлений Богини-Матери. Имеет раджасическую природу, дарует богатство, процветание, райские наслаждения и успех в благих предприятиях.
[222] шесть моих чувств были стянуты. – имеются в виду зрение (чакшус), слух (шротра), обоняние (гхрана), осязание (спарша) и обоняние (гхрана), шестым же здесь выступает ум (манас).
[223] Чандика – «ужасная», одно из имен Богини-Матери.
[224] Четырехрукий – эпитет Вишну.
[225] Знай, что поражение или победа зависят от судьбы. – см. примеч. 137.
[226] Пораженные стрелами Камы … – см. примеч. 99.
[227] Йоджана – «запряжка», мера длины, равная расстоянию, которое можно проехать, не меняя ездовых животных. Равна примерно 13 – 14 километров.
[228] Медини – происходит от «medas», костный мозг. Одно из названий Земли. Другие названия – Дхарани, Притхиви, Бхуми, Махи, Васудхара и др.
[229] см. Махабхарата, XII, 325 – 326.
[230] гора Меру – мифическая гора, обитель богов, расположенная в центре срединного материка, Джамбудвипы. Меру слагается из золота и драгоценных камней, вокруг ее вершины вращаются светила, на нее нисподает река Ганга, обтекающая затем Меру, разбившись на четыре потока.
[231] Карникара – дерево Pterospermum acelifolium.
[232] Адитьи – двенадцать богов, сыновей Адити, среди них – Митра, Варуна, Арьяман, Анила, Бхага, Тваштар, Индра, Вивасват, Вишну. Отождествляются с двенадцатью месяцами или знаками зодиака.
[233] Васу – «благодетельные», восемь богов, персонофицирующих природные явления. Примерный состав группы васу: Ахан (день), Дхрува (полярная звезда), Сома (бог Луны), Дхара (Земля), Анила (или Вайю, ветер), Анала (или Агни, бог огоня), Пратьюша (рассвет), Дьяус (небо), хотя могут быть и другие варианты. Считается, что Васу произошли непосредственно из пупа Брахмы. Главой их считается Индра-Васава, который, однако, не входит в их группу.
[234] Рудры – «ревуны», одиннадцать божеств, составляющих свиту Индры, связаны с явлениями бури, грозового дождя.
[235] Маруты – божества, связанные с явлениями ветра, бури, грозы и молнии, выступают как помощники Индры в его битвах с демонами.
[236] Ашвины – «конные», двое божественных братьев-близнецов, ассоцииируются с вечерними и предрассветными сумерками. Являются сыновьями бога солнца Савитара и божественной кобылицы Саранью (отсюда и их имя).
[237] Магхавант – «щедрый», эпитет Индры.
[238] Вришадхваджа – «с быком на знамени», эпитет Шивы.
[239] Васава – Индра.
[240] сын Васави (vaasavii) – Вьяса. Васави – патронимическое имя Сатьявати, родившейся из семени царя Упаричара Васу, проглоченного апсарой Адрикой в облике рыбы.
[241] Путрарани – сложное слово, состоящее из двух простых: «путра» – сын, «арани» – дошечка для добывания огня. Так может обозначаться женщина.
[242] даже Шива находится под властью своей супруги… – это выражение только подчеркивает шактистскую направленность данной Пураны.
[243] Гхритачи – «блестящая», апсара (см. ниже, примеч. 244). Известен миф о том, что у мудреца-подвижника Бхарадваджи при виде Гхритачи излилось семя, которое он поместил в кадушку, из которой потом вышел его сын Дрона (букв. «кадушка»).
[244] апсары – небесные девы, известные своими танцами, пением и игрой на музыкальных инструментах, доставляют в мир Индры павших в битве воинов. Наиболее известны Менака, Рамбха, Урваши.
[245] Как попавший под власть чар Урваши, был подчинен ей Пуруравас… – Урваши – «страстное желание», одна из прекраснейших апсар (см. примеч. 244), Пуруравас – царь Лунной династии, основателя рода бхаратов.
[246] См. Вишну-пурана, IY.
[247] сын Ломахаршаны – Сута, см. примеч. 4.
[248] Амрита – эликсир бессмертия, добытый, согласно мифу, при пахтании молочного океана.
[249] Тара – букв. «звезда».
[250] стала мучимой Маданой… Мадана – «опъяняющий», эпитет бога любви Камы, см. примеч. 99). Быть мучимым Маданой, это все равно, что быть мучимым Камой, то есть пылать любовной страстью.
[251] Чандра – бог Луны, другое имя – Сома.
[252] Вачаспати – «господин речи», эпитет Брихаспати.
[253] Холодящий – эпитет бога Луны.
[254] осквернитель ложа гуру… – то есть совершивший прелюбодеяние с женой гуру.
[255] Убийца брахмана, вор, [укравший] золото, пьяница и осквернитель ложа гуру – [вот четыре], которые
Являются великими грешниками, а тот, кто общается с ними, тот является пятым. – см. также Законы Ману, XI, 55.
[256] супруг Рохини – то есть бог Луны Сома. Рохини – самая любимая из двадцати восьми жен Сомы, дочерей Дакши, отождествляемых с двадцатью восемью созвездиями.
[257] Владыка трав – эпитет бога Луны Сомы. Считается, что лунный свет способствует росту трав.
[258] установлений Кама-шастр… – Кама-шастры – древнеиндийские трактаты, посвященные науке любви. Наиболее изветсный из них – знаменитая «Кама-сутра» Ватсьяяны Малланаги.
[259] Шатакрату – «совершивший сто жертвоприношений», эпитет Индры.
[260] хранители мира – «локапалы», восьмичленный разряд божеств, распределенных по основным и промежуточным сторонам горизонта. Это Индра (отвечает восток), Яма (юг), Варуна (запад), Кубера (север), Сома (северо-восток), Сурья (юго-восток), Агни (юго-запад), ваю (северо-запад).
[261] Девеша – «Владыка богов», здесь дано без перевода во избежание повторения.
[262] Атри – мудрец, один из сыновей Брахмы.
[263] Источник нектара – эпитет бога Луны Сомы.
[264] Двадцать восемь прекрасных жен, дочерей Дакши… – см. выше, 256.
[265] Сварга – рай, мир Индры.
[266] Менака – одна из прекраснейших апсар (см. примеч. 244)
[267] А ведь эта [женщина] тогда охладела к мужу, когда он полюбил жену своего младшего брата [Самварты]. – Самварта – сын Ангираса, младший брат Брихаспати. По преданию, Брихаспати, вожделея к жене своего младшего брата, всячески притеснял и обижал его, и в результате Самварта ушел из дому в лес и стал отшельником.
[268] Холоднолучистый – эпитет бога Луны.
[269] Шукра – мудрец, сын Бхригу, правитель планеты Венера и духовный наставник асуров (см. примеч. 118), полярен Брихаспати, наставнику богов.
[270] подобно войне с асурой Таракой… – Тарака – могучий вождь асуров, побежденный сыном Шивы Скандой.
[271] Восседая на лебеде… – Лебедь (или гусь) – ездовое животное (вахана) Брахмы.
[272] Господин полнолуния – эпитет бога Луны.
[273] Царь дваждырожденных – эпитет бога Луны, который первым совершил обряд раджасуя (посвящения в цари) и стал царем.
[274] Обряд рождения – или джатакарма, «ритуал рождения», самскара (ритуал), при котором отец приветствует и благославляет новорожденное дитя и дает ему узнать вкус меда и гхи.
[275] Будха – «озаренный», правитель планеты Меркурий.
[276] Ила – букв. «земля».
[277] Судьюмна – букв. «могучий»
[278] Сев на коня из страны Синдху – Синдху – страна, располагавшаяся в долине Инда, на территории современного Пакистана.
[279] Мандара – Erythrina indica, одно из деревьев, растущих на небесах Индры.
[280] Ашока – «беспечальное дерево» Jonesia asoka или Saraca indica, известное красотой своих оранжево-желтых цветов и почти круглогодичным цветением.
[281] вакула – Mimusops elengi, вечно-зеленое дерево с душистыми цветами бледно-зеленого цвета
[282] сал – Vatica или Shorea Robusta
[283] тал – Borassus flabeliformis.
[284] Тамал – Garnicia morella
[285] чампака – michelia champaka, дерево с желто-оранжевыми цветами
[286] панаса – хлебное дерево
[287] нип – Nauclea cadamba.
[288] мадхука –дерево Bassia latifolia с белыми цветами
[289] ютхика – Jasminum Auriculatum, вид жасмина
[290] кунда – Jasminum Multiflorum,вид жасмина
[291] карандава – вид уток
[292] кокиль – индийская кукушка.
[293] Гириша – «повелитель гор», эпитет Шивы
[294] Санака – «древний», в индуистской мифологии один из «духовных» сыновей Брахмы (родились из его ума), советник и компаньон Вишну, обитающий в джанарлоке (пятый из семи высших миров).
[295] Нара и Нараяна – два мудреца, всегда выступающих вместе и считающихся парным воплощением Вишну.
[296] Васиштха – один из семи святых мудрецов, см. примеч. 74.
[297] мантра, состоящую из девяти букв… – это мантра АУМ ХРИМ ЧАНДИКАЯЙ НАМАХ, важнейшая из шактистских мантр.
[298] варуни – опъяняющий напиток из забродившего риса.
[299] Ветер – имеется в виду бог ветра Вайю.
[300] Владыка богатств – эпитет Куберы.
[301] Рожденная в океане – эпитет Лакшми, появившийся на свет во время пахтания богами и асурами молочного океана.
[302] Вахана – ездовое животное, от глагола «вах» везти. Например, ваханой Вишну является царь птиц Гаруда.
[303] Это знаменитый миф, индийская вариация распространенного в мировой литературе сюжета о любви смертного к сверхъестественному существу. См. также Ригведа, X, 125, Шатапатха-брахмана, XI, Вишну-пурана, IY. Иная версия этого сказания использована в драме Калидасы «Мужеством (возвращенная) Урваши».
[304] Пратиштха – название города.
[305] Примирение, дары и другие все [средства политики]… – см. примеч. 178.
[306] строй варнашрама – система деления общества на четыре варны и ашрамы (стадии жизни) (см. примеч. 325). Варны (букв. «краска, цвет») – четыре сословия древнеиндийского общества: брахманы (жрецы), кшатрии (воины, аристократия), вайшьи (земледельцы, торговцы и ремесленники) и шудры (чернорабочие, обслуживающие три первые варны, считавшиеся высшими).
[307] Урваши – букв «страстное желание», одно из прекраснейших апсар, см. примеч. 211).
[308] Из-за проклятия Брахмы она ниспала в мир смертных… – По другому варианту мифа ее проклял бог Митра за то, что она соблазнила его, и по его проклятия Урваши должна была жить на земле.
[309] Гхи – моя единственная пища … – см. примеч. 134.
[310] победитель Паки – эпитет Индры, такое толкование соответствует выдвижению в эпосе и Пуранах на передний план военного аспекта образа и связанной с этим трансформации отраженного в имени сюжета.
[311] Вишвавасу – один из вождей гандхарвов, класса полубогов, небесных певцов и музыкантов.
[312] Курукшетра – «поле Куру», знаменитое поле неподалеку от Дели, где произошла великая битва между Пандавами и Кауравами, описанная в Махабхарате. Куру – царь Лунной династии, общий предок двух ветвей правящего дома в Махабхарате.
[313] Такова вся история с Урваши,
В Ведах она приводится подробно, а я пересказал ее вкратце. – см. примеч. 303.
[314] См. Махабхарата, XII, 326.
[315] Гархапатья – один из трех жертвенных огней, постоянно поддерживаемых домохозяином (грихапати), передается из поколения в поколение по мужской линии, от него возжигаются другие жертвенные огни. Два других жертвенных огня называются ахавания и дакшина.
[316] Видьядхары – полубоги, известные своей красотой, способные летать по воздуху и изменять свой облик.
[317] С неба упали посох, прекрасная шкура черной