Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философия Хайдеггера - как поиск дома бытия




Хайдеггер пытался найти такой язык философии, который бы стал домом бытия.

Мысль, которая рефреном проходит через его философию, заключается в том, что чтобы человек не делал он уже в существующем мире и с самого начала обнаруживает себя вошедшим в круг непотаенного, т.е. таких истин, которые уже есть, которые уже существуют в бытии.

Чтобы видеть вещи нужен свет, но важно увидеть именно сам свет. Человек не может сделать это волевым усилием, а лишь в минуты озарения. Но Онтология и есть слово о том, что всегда уже есть, прежде чем человек что-то осознает.

Предметность мира, формируемая наукой, не выражает его сущности. Более того, считает Хайдеггер, приводит к отчуждению человека от бытийственного смысла мира, который не улавливается предметным представлением, но является определяю-щим: в человек, в мире, в языке. В науке это осознается как кризис оснований и проявляется в эсхатологии.

Но в повседневной жизни нас иногда захватывает сущее в целом, например, в радости от близости с любимым человеком. Еще более отчетливо сущее как таковое захватывает человека в состоянии ужаса. Ужасом приоткрывается бездна НИЧТО и человек отшатывается от ничто к сущему в целом. Человеческое присутствие и означает выдвинутость в ничто – отсюда и трансцендирование в бытие. Тоска и ужас – свидетельство способности к трансцендированию, к выхождению за пределы конкретных видов бытия сущего.

Это выхождение к целостности сущего, к свету бытия проявляет истинную суть человека, но привести к пониманию бытия может только мысль, которая тождественна бытию. И это мысль сердца, а не представляющая мысль. Эта мысль дает бытию слово; в этом смысле язык – дом бытия, а мыслители и поэты его хранители. Сохраняя его они открывают бытие, давая ему слово.

Современная философия, считает Хайдеггер, умирает, превращаясь в эмпирическую науку, но она может выжить, если совершит поворот к бытийственной (мыслящей) мысли.

Доступными для нас вещи делает проясненность, но бытие и есть открытость. И только мысль через речь дает слово бытию, слово выступает в просвете бытия. То есть язык открывает то пространство, в котором и открывается бытие. Это соответствие человека бытию дается в мысли, но эта мысль поэтическая. В поэзии мы достигаем конечного понимания меры.

Язык, поэтому, не просто выражение (мысли, чувства, желания) – это исходное измерение, внутри которого человек только и может отозваться на зов бытия и через эту отзывчивость принадлежать бытию. Сказать – значит показать, дать увидеть мир в его истине, но присутствие мира в языке требует человека. Мир требует человека для своего явления, а человек требует мира, иначе как в целом мира он себя не узнает. Поэтому язык дом бытия, в языке мы слышим его голос. Благодаря голосу трансцендентности мы присутствуем в мире.

Но современный технократизированный мир лишает человека бытийственности.

А человек должен жить поэтически, сохраняя человеческий облик, человеческий образ жизни, знак которому четырехугольник: ЗЕМЛЯ, НЕБО, БОЖЕСТВЕННОЕ и СМЕРТНОЕ. Жить поэтически, значит жить в простоте этого четырехугольника: в спасении земли, в восприятии неба, в ожидании божественного, в провожании смертного. Четверица и есть сам мир, а не его образ в человеческом сознании. В собирании этих взаимопокоящихся вещей в единое и есть сущность бытия.

 

Карл Ясперс о бытии.

К. Ясперс как и М. Хайдеггер считал, что философия может помочь человеку обрести свои корни, стать самим собой через понимание бытия.

Философия выделяет 3 вида бытия. 1.Предметное бытие. 2. Экзистенция (необъективи-руемая человеческая самость). 3. Трансценденция (непостижимый предел всякого бытия и мышления). Соответственно, существует 3 вида отношения мышления к ним.

- сталкиваясь с предметным миром, человек вырабатывает способы ориентации в нем;

- пытаясь понять сущность человека, мышление просветляет экзистенцию;

- пытаясь понять природу трансценденции, мышление создает метафизику (философию), ко-торая в мышлении выражает невыразимую природу бытия посредством шифров.

Человеческое бытие реализуется в 4-х формах: 1. Эмпирическое Я; 2. Сознание; 3.Дух; 4. Возможная экзистенция (чувство того, что наши истоки за пределами объективного мира).

Экзистенция – это образ бытия в нас. Ее можно только просветлить, выявить. И главная возможность этого – свобода, как выход за пределы мира в трансцендентное. Трансценди-рование = философия. Но трансцендировать человек может только как экзистенция. Филосо- фия фиксирует опыт трансцендентности в языке.

Стремление трансцендировать возникает из беспокойства в связи с преходящим характе-ром наличного бытия. Транцендирование изменяет наше сознание и отношение к миру.

Философия на уровне ориентирования в мире открывает границы. При попытке понять свою самость человек может преодолеть границы наличного бытия, но бытие ему еще не открывается. Зато он находит в себе нечто непознаваемое – свободу. Здесь появляется опыт действования и уверенность в себе. И только в философском, метафизическом трансцендировании возможно достижение бытия.

В языке дан мир – это и есть шифр, в котором содержится трансцендентность. Шифр – это метафизическая предметность, это объективация необъективируемого. Смысл шифра поня-тен не сознанию, а возможной экзистенции. В качестве шифра может выступать любой предмет, а орудие расшифровки не сознание, а фантазия. В качестве шифра может выступать и человек. Он смертен и конечен. Но, осознавая свою конечность, он соотносит ее с бесконечностью. Благодаря свету трансценденции, бесконечность прорывается человеком. Именно философия помогает экзистенции быть открытой бытию. Философия с помощью трансцендирования и чтения шифров проясняет бытие и удостоверяет нас в его существовании. Результаты трансцендирования не могут быть сообщены другом человеку. Смысл философского мышления состоит в том, чтобы с помощью предметного мышления мыслить бесконечное и беспредметное.

Подлинное бытие – есть трансценденция, истинное понимание которого включает в себя всю философскую веру и все высветляющее мышление, находящее только один путь в последовательном постижении всех способов объемлющего.

Трансценденция, т.е. БОГ или бытие для нас нечто совершенно другое, в которое мы не входим, но на котором мы основаны и к которому относимся.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 401 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2461 - | 2389 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.