Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Проблема Бытия в истории европейской философии.




Проблема бытия как философская проблема

Отличая себя в этой проблеме от науки и религии, философия разрабатывает такое мышление, в котором человеку может открыться БЫТИЕ.

Это мышление совпадает с самой жизнью в особом бодрствующем режиме, с состоянием крайнего напряжения сил, в котором, на основе собственного, уникального, индивидуального опыта, рождаются живые истины бытия.

Открывая человеку бытие, философия позволяет ему увидеть свои корни, прикоснуться к ним. И эта осененность бытием дает человеку новое видение мира и преобразует его самого.

Учение о бытии как таковом, о чистом существовании (Онтология) функционирует не в виде готовых истин; она начинается вместе с началом размышления о бытии. Хайдеггер подчеркивает, что именно философия формирует особый способ говорения о бытии, особый аппарат, который помогает человеку неравнодушному к этой проблеме, в особом усилии постичь бытие сущего как целого и, тем самым, найти свой дом и быть повсюду дома.

Декарт считал, что человек постигает бытие и достигает бытия, когда он поднимается до уровня чистого мышления, т.е. мышления о мысли, когда удается удержать пропорцию между чистой и предметной мыслью, когда человек, осмысливая себя, себя определяет, а это и значит найти свое место в бытии, т.е. БЫТЬ.

Причем, найти свое незаменимое место в мире, в бытии, человек может только сам, если сумеет жить не чужой жизнью, не чужими мыслями, лишь накапливая чужое знание, а, вырываясь из плена чужих мыслей, ЧЕРЕЗ ПОНИМАНИЕ, через самостоятельное мышление. Быть, находиться в БЫТИИ – значит ПОНИМАТЬ.

И эта просветленность Бытием, даваемая философской проницательностью, против религии и науки, создает иной порядок жизни, дает совсем другое измерение нашему опыту.

 

 

Проблема Бытия в истории европейской философии.

(Парменид, Сократ, Платон. Бытие и сущее.)

Давайте вспомним, что в истории европейской философии, до середины 19 столетия, категория «сущее» означала сам мир, его явления, предметы и процессы, существующие объективно. «Сущее», в этом смысле, является объектом изучения науки, которая выявляет свойства и связи явлений и процессов действительности.

Категория «бытие» означала «Чистое существование», которое не дано человеку в чувственной форме, т.е. его нельзя воспринимать с помощью органов чувств. Поэтому бытие считают метафизической сущностью. Бытие трансцендентно, оно существует за границами «сущего». В этом смысле БЫТИЕ и является объектом философского размышления в истории европейской философии.

Первым в европейской философии проблему бытия поставил Парменид. Пытаясь обосновать возможность получения объективного знания, не обращаясь к опыту, он поставил вопрос: ЧТО ЕСТЬ БЫТИЕ КАК ЧИСТОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ? По сути, это была попытка ОБОСНОВАНИЯ САМОЙ ФИЛОСОФИИ.

Чтобы понять это, необходимо, представить себе мир «сущего» как совокупность явлений, процессов и предметов, обладающих бесчисленным количеством свойств и отношений. Далее АБСТРАГИРОВАТЬСЯ, отвлечься от всех свойств явлений и предметов и самих предметов и явлений, оставив в центре внимания лишь одно свойство – свойство СУЩЕСТВОВАТЬ, присущее всем явлениям «сущего». И, наконец, задать себе вопрос: ЧТО ЕСТЬ ЧИСТОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ, ЧИСТОЕ БЫТИЕ САМО ПО СЕБЕ?

Размышление о чистом существовании, о бытии и является философией. Парменид, размышляя о бытии, построил первую философию, как собственно философию. Кратко его размышления можно представить в форме следующих положений.

1. Бытие есть, небытия нет.

2. Бытие и мысль о бытии – одно и то же. (т.к. бытие не есть вещь, т.е оно не дано в чувственной форме, его можно только мыслить, оно дано только вместе с мыслью, хотя чистое существование объективных явлений, также объективно).

3. Бытие не возникает и не исчезает, оно существует всегда и не от чего не зависит.

4. Бытие неподвижно, оно не изменяется и не развивается.

5. Бытие всегда существует целиком, его не может быть сегодня больше чем вчера, в одном месте больше или меньше чем в другом.

6. Бытие самодостаточно, оно не нуждается для своего существования ни в чем ином, кроме самого себя; оно само является конечным основанием себя самого, является причиной самого себя.

7. Бытие всегда завершено, оно похоже на шар, в котором центр везде, а периферия нигде и наоборот.

Сократ, исследуя такие понятия как: ПРЕКРАСНОЕ, БЛАГО, ХРАБРОСТЬ и др., пришел к выводу, что они ничего не отражают в мире, ни чему не соответствуют, но САМИ ЯВЛЯЮТСЯ ОСОБОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ, определяющей действия человека и понимание им действительности. Т.е. Сократ, как и Парменид, открыл особую метафизическую, трансцендентную реальность.

Платон, ученик Сократа, принципиально не изменил представления об этой метафизической реальности, открытой Парменидом и Сократом. Он лишь:

1. Понял эту реальность как особый мир бестелесных онтологических сущностей, как «МИР ИДЕЙ».

2. Рассматривал эти идеи как сущность, образец и цель реальных предметов и явлений.

3. Заложил основу гносеологического понимания идей, как знания о предметах и явлениях мира.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 372 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2245 - | 2190 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.