Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Мыслить и говорить, или философия встречи




Чтобы слово стало услышанным, ему должно пред­шествовать молчание. Современность предельно болтли­ва — рабам говорения для начала надо стать хотя бы слугами молчания.

Нельзя философствовать в старых формах последо­вательного построения системы («Зачем вы написали тол­стую философскую книгу, когда и тонких-то никто не чи­тает?»). Мыслящим можно быть только на уровне, связан­ном с известной степенью риска. Абсолютная щедрость и готовность к жертве

Выбирать свое время и место для рождения слов — формовать языковое событие. В котором слова представ­ляли бы бытийные силы, именно здесь и сейчас именуе­мые живым языком За поэзией представить поэзис, за логикой — логос Дать возможность прорасти слову и язы­ку Осуществить возвратное движение к гулу бытия — ужас реального — здесь и сейчас. Препоручить слово стихии собственного сказывания От сводничества интерсубъек­тивности — к сказыванию бытия в языке.

Философский разговор как провокация и приглашение. Тот же стол и то же застолье, анекдот-бобок по инерции готов выплеснуться, но для того лишь, чтоб создать иллю-


 

А А. Грякалов


 


зию несерьезности -— кто же всерьез станет обозначать место и время серьезного разговора? Судьба всегда начеку.

Когда слова попадают в свое время и в свое место, им ничего не страшно. В каких пределах может быть услы­шан разговор тех, чьи имена вынесены на обложку? Фило­соф способен говорить о многом таком, что как бы вовсе отсутствует в жизни других и оказывается ускользнувшим из повседневного житейского разговора. Именно ускольз­нувшее придает смысл — главное не то, что философ ска­зал, а то, о чем или перед чем он замолчал. Обращенные друг к другу слова на самом деле обращены к тому, что понуждает к словам и нуждается в них. О чем молчит то, что затронуто в разговоре? Перед чем примолкли его уча­стники? О чем не посмели заговорить?

Когда говорят, что в России хватает слов, способных заменить собой все («тотальность всего существующего»), то на самом деле признаются в радикальной нехватке — отсутствии слов необходимых и живых. Даймон не хранит место и музыка сфер не слышна.

Вселенское молчание необходимо, чтоб народился но­вый язык («Место, в котором мы существуем, выпадает из времени, а время, в котором мы есть, не оставляет нам ника­кого места»)? Другие слова нужны: придут, и стершиеся сло­ва сами собой увянут? Признание, понимание и призыв?

Нужда в словах побуждает к встрече и разговору. Но так любят в России говорить, что впору бояться (боящий­ся в любви несовершенен, поправят авторы-собеседники), впору отстраниться от всякого разговора, тем более гото­вого превратиться в текст. Не станут ли представляемые слова еще одним умелым соблазном («ужасная прелесть»)? Чрезмерная одержимость символическим: смущает то же, что и прельщает.

Текст — изощренный автохтонный служака, запись — служба, ангел-писец представляет сказанное. Сказанное


Мыслить и говорить, или Философия встречи 283

становится записью и предписанием. Даже в искреннем высказывании может незаметно легко победить то, что осталось в памяти от прежде прочитанного. И дело вовсе не в том, что записанное ничем не рискует, — в житейс­ком существовании на растопку рукописи идут вслед за газетами, а за рукописями — письма.

Событие встречи само по себе дар и чудо. Книжные люди, предельно внимательные к написанному («люди письма»), создают другое существование мысли — преж­де написанное становится материалом живого разговора. У собеседника есть лицо.

Живой философский опыт. Коммунальная телесность и столь же коммунальные разговоры приобретают совер­шенно иную жизнь. Чудесно изменяется обыденность, в которой при всем неисчислимом множестве говорения не хватает умной речи.

Легко говорить, будучи изначально определенным: как философ, как интеллектуал, как петербуржец. Но мгновенно определение становится бездейственным, если вторгает­ся ужас реального — не только осознание радикальной необеспеченности философии, интеллектуализма или про­писки в «культурной столице». Ужас человеческого су­ществования. Приобретенное и полученное в одно мгно­вение легко может стать утраченным: ужас символичес­кой (псевдо)защищенности оказывается ничуть не мень­ше, чем ужас экзистенциальный. «Университетские баш­маки» не менее удручающие и страшные, чем коммунали-зирующие «домашние тапочки». Das Man живет там, где хочет, — «образ» бегущего на лекции философа-професси­онала — таков четыре раза в неделю каждый университет­ский философствующий персонаж — гораздо более псевдо­трагичен и ужасен, чем «образ» обыденно шествующего обывателя. Мотив «философской инерции» ужасней лю­бой другой инерции будней именно потому, что с самого


 

А. А. Грякалов


 


начала претендует на ее преодоление. Эта ипостась ужаса принципиально неустранима, но в ней может быть проби­та брешь, увидеть новое в том, что повторяется каждый день.

«Ужас реального» — не путать с реальным ужасом — начать читать можно с любой страницы. С той, что любов­но приглянется. Но только если это особого рода усилие, именно участность. Допустимо, впрочем, метафизическое любопытство.

Сказанные в разговоре слова не современные, а свое­временные.

Философский разговор — это экстрема, на которую отважится далеко не всякий, кто может официально гово­рить от имени философии. Темы — константы сегодняш­него существования. Тип активного, а не реактивного фи­лософствования.

Вести разговор с интенсивностью, искренностью и пониманием чрезвычайно трудно. Профессиональные руб­рикации сразу оказываются смещены, а привычно-послуш­ное внимание аудитории заменено сумеречной немотой: кто слушает разговор?

«Если бы не пространство, Россию бы никто не за­метил»? — на восхищающем иностранцев пространстве живут в бедности люди, границы подплыли кровью. Пере­жившие отечественные и гражданские войны деревни и города — десять раз по сто тысяч — проседают в почву. Реальность жестко и жестоко выступает против всякого слова: отказ — вот и весь сказ. Бессмысленны проекты утопии или антиутопии, существуют ли они в образах светлого будущего, «толерантного» постмодернизма или общечеловеческих ценностей. Воображаемые проекты меняют собственные цвета. Фальшивый инфантилизм розового постмодернизма имеет мало общего с кровавым финишем модерна. Виртуальное производство лишь по


Мыслить и говорить, или Философия встречи 285

видимости защищено от риска чего-то не знать и чем-то не рисковать («мнимые формы человеческого и интеллек­туального единства»).

Паразитарная автореференция («только верить») уво­дит от понимания, но и потлач-растрата — лишь другая крайность. Что тратить?

Россия — не поделенная надвое абстрактная Sumtna. То, о чем имеет смысл говорить, выстраивается на движе­нии из двух топосов: «Россия символическая» и «Россия реальная». Какова, можно спросить, реальность? Но и сим­волического никто никогда не видел.

Не со-бытие европейского и азийского, а поименован­ное событие. Ни к чему не сводимая данность — и тайна — существования. Опыт русских космистов — не проект, а совмещение земного с божественной трансценденцией.

В предложенном авторами разговоре главное внима­нье к тому, что выламывается, — как река, взламывая лед, выходит весной на волю. Выламывается из полыньи прова­лившийся конь, дробя ударами лед.

Допускается, казалось бы, косноязычие и естествен­ное человеческое опасение («философией занимаются люди»), и даже растерянность. Но это превозмогается ис­кренностью и ответственностью. Ясностью выражения, что может быть знаком предельного внимания к тому, о чем говорят.

Это также знак внимания к встрече: почти совсем перекочевавший в метафизику другой присутствует так, что взгляд очевиден, рука подпирает голову или держит вино или хлеб Судьба показывает себя, подарив встречу и некоторым образом будто бы подчинившись воле.

В России философ никогда не станет национальным героем. Идеологическая привычная стойка, утрата мощи, ясности и искренности: дряхлость идолослужения службица по инерции. И это при всей любви к «вещему


слову» — при постоянной соблазненности словом («го­товность поддаться риторике»)

Поразившие современность соблазны вызвали к жизни энергии проживания и интимную имманентность готовно­сти взлета Грохнулись, обламывая крыльца почти сразу же а куда лететь? В роли «вещих слов» — прелестные письма, указы и манифесты, становящиеся со временем закрытые письма стали открытыми, публикации из архи­вов недавно поднимали тиражи до миллиона

Современное время господствует над пространством и местом, — а что в России есть кроме границы и про-странства? Сопротивляются ложному завершению места и местности В пространстве увязает риторика

Монада метафизика-номада кочует в топологическом странствии. Философия — в пространстве опасности, но отвернуться от происходящего для философа позор такой же, как и неверие в то, что он говорит Нигилизм, откры­тием которого гордились литература и философия, может быть свойственен им самим в максимальной степени.

Мыслить здесь и сейчас, не скрываясь за уже сказан­ное, — учреждать существование, хотя бы только свое соб­ственное. Комбинирование исихазма и феноменологии? Когда мысль и судьба совпадают Искренний и внятный интеллектуальный экстремум Может быть, это поможет тем, кому можно помочь И спасет тех, кого можно спасти.

А. А. Грякалов


СОДЕРЖАНИЕ

Я. А. Слинин. Предисловие................................ 5

Беседа 1. Русский хронотоп................................... 7

Беседа 2. Наваждение глобализма........................30

Беседа 3. Экстремизм: формы крайности.............51

Беседа 4. Terra terrorum........................................67

Беседа 5. Ужас реального.....................................93

Беседа 6. Мартин Хайдеггер:

глубина и поверхность........................ 133

Беседа 7 Три тезиса Эммануэля Левинаса....... 173

Беседа 8. Святые животные..............................203

Беседа 9. Измененные состояния сознания........222

Беседа 10. Судьба и воля...................................260

А. А. Грякалов. Мыслить и говорить,

или Философия встречи........... 281






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 300 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2345 - | 2058 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.