Но если небесная причина этих трагедий умозрительна, то следующие три глобальных катастрофы несомненно были порождены тем, что древние греки называли Ekpyrosis, «сожжением мира». В 1997 году общее согласие относительно природы и вероятности этого было достигнуто на международном симпозиуме археоастрономов, геологов, физиков, климатологов, палеоботаников и ведущих специалистов в других смежных областях, который состоялся в кембриджском колледже Фитцвильяма. Они пришли к выводу, что ранняя история цивилизации сопровождалась близким прохождением кометы-убийцы, которая поставила человечество на грань вымирания. Названная кометой Энке в честь швейцарского астронома XVIII века, она впервые прошла рядом с нашей планетой около 3100 г. до н. э. и обрушила град обломков, огненной косой прошедшихся по всему миру. Падение метеоритов активизировало вулканические процессы, землетрясения и цунами, опустошавшие океаны. Цивилизации рушились, на смену им приходили новые царства. Как упоминается в книге «Выжившие из Атлантиды», «мощное наводнение вынудило древних австронезийцев, которые принадлежали к археологической культуре, известной как Даленкоу в северном Шандуне и Цзянси, мигрировать с Тайваня на Филиппины». Эпоха палеолита одновременно и внезапно закончилась в Китае, Корее и Японии.
«Судя по всему, вулканическую активность и изменение климата около 3100 г. до н. э. следует рассматривать как единственное свидетельство гораздо более крупномасштабного бедствия, — утверждает Данбе-вен. — Оно произошло в результате удара кометы, последующего смещения земной оси и изменения угла ее наклона… До этой даты все указывает на то, что мир разительно отличался от современного… Карта этого мира имела бы незнакомые для нас очертания, многие острова в наши дни не существуют».
Шрамы от прохождения кометы Энке в конце IV тысячелетия до н. э. сохранились до сих пор — это кратеры Хендери в Северной Австралии и слои пепла в ледниковых отложениях по обе стороны Тихого океана. Извержение горы Шаста в Калифорнии произошло одновременно с мощными вулканическими выбросами на островах Хонсю и Хоккайдо в Японии. Причина этой вулканической активности была обнаружена в многочисленных тектитах, датируемых тем же периодом.
«В Андах ледник Сан-Рафаэль начал наступать после 3000 г. до н. э. и достиг максимального продвижения около 2500 г. до н. э., — пишет Данбевен. — Эта датировка определена по донным осадкам в пруду, который образует конечную морену». Лишь чрезвычайно мощный толчок мог возобновить наступление ледника, это совпало с катастрофическим прохождением кометы Энке.
Свидетельства затопления земель в этот период начинают приоткрывать истинный масштаб катаклизма конца IV тысячелетия до н. э. Данбевен объясняет:
«Примерно до 1000 г. до н. э. мангровые леса покрывали все побережье к югу от Манты (Эквадор) до залива Гвадаякиль. Их максимальное распространение на юг, судя по всему, произошло около 5000 лет назад, когда они простирались вплоть до Татары в Перу, примерно на три градуса широты дальше к югу. Это подразумевает изменение природы океанических течений, в результате чего тропические дожди стали выпадать южнее, чем обычно… Затонувший лес в окрестностях Веллингтона в долине Хатта в Новой Зеландии тоже служит важным свидетельством. Датируемый примерно 3200–3000 г. до н. э., он хорошо согласуется со сходными отложениями ушедших под воду лесов этого возраста в Западной Европе… У западного побережья Австралии «новая» погруженная пляжная платформа была замечена ныряльщиками на глубине 3–4 м ниже уровня моря и. приблизительно датирована 3000 г. до н. э… У соседнего побережья Японии тепловодные моллюски распространились примерно на 6° дальше на юг около 3000 г. до ц. э., что указывает на повышение температуры до 5° по сравнению с теперешней и совпадает с местным понижением уровня моря».
Джозеф Кристи поддерживает мнение Данбевена:
«По необъятным просторам Тихого океана рассеяны тысячи уединенных островов. На них много раковин пресноводного моллюска из семейства С1ажШасеа… По своей природе он избегает соленой воды; его повсеместное появление убедило некоторых ботаников в существовании континентальной суши, некогда занимавшей этот огромный регион океана… Теория о медленном, постепенном отделении островов в процессе континентального дрейфа ставится под сомнение, поскольку они залегают плотным слоем. Создается впечатление, что эти представители животного мира были внезапно выброшенными на мель неким катастрофическим событием в недавнем геологическом прошлом».
Произошедшее в конце IV тысячелетия до н. э. буквально потрясло весь мир и опустошило большую часть Прародины, хотя ее народ продолжал сохранять свою культуру на островах и архипелагах. В следующие 1000 лет он процветал и развивал дары цивилизации, завещанные предками, вплоть до природной катастрофы, погрузившей Лемурию в пучину забвения, пока она не стала казаться лишь смутным воспоминанием. Этот кошмар случился в 2193 г. до н. э., когда комета Энке снова показала свой чудовищный лик в ночном небе Земли. Пылающие обломки, падавшие в Тихий океан, привели к извержению вулканов в Японии от знаменитой Фудзи до горы Машу на Хоккайдо и дальше к северу на Курильских островах.
По другую сторону океана извержение Маунт-Хейс на Аляске сопровождалось мощными вулканическими выбросами в Орегоне, Колорадо и Айдахо. Сотни кубических миль пепла, заполонившие атмосферу, привели к ухудшению климата, отразившемуся всюду на планете в ширине древесных годовых колец, исследуемых специалистами по дендрохронологии. Солнце исчезло за тучами, всюду резко упала температура. За неурожаями последовал голод. По утверждению Кароли, «последнее известное мегацунами в Индийском океане обрушилось на Западную Австралию около 2000 г. до н. э.». Джетт пишет о «резкой перемене климата в Азии примерно с 2000 до 1000 г. до н. э.».
Китайцы занесли эти бедствия в свою мифологическую летопись. В книге «Шанхай Дзин» говорится о рогатом монстре Кун-Куне, который проделал дыру в небосводе и закрыл солнце в виде пылающего красного дракона длиной в 1000 ли, — практически от одного горизонта до другого. Осыпав мир раскаленными валунами, Кун-Кун вызвал громадные пожары. По словам Кароли, «небеса разбушевались, содрогающаяся земля была покрыта тьмой, волны перехлестывали через горы и заполняли долины. Человечеству понадобилось девять лет, чтобы оправиться после этой катастрофы, которая предположительно произошла около 2200 г. до н. э.». Согласно китайской летописи, император Шунь взошел на трон, когда «десять солнц появились одновременно и грозили сжечь весь мир».
В описании монстра Кун-Куна без труда можно узнать комету, возвращение которой грозит нашей планете неисчислимыми бедствиями. Но Лемурия снова выстояла, хотя ее цивилизация очень пострадала, новые острова ушли под воду или были опустошены вулканическими извержениями. Лемурийцы были выносливым народом, даже самые тяжкие несчастья становились для них исходной точкой для восстановления общества, открытия новых возможностей. Через 565 лет после того, как Кун-Кун «напал на Землю», комета Энке снова протащила свой метеоритный хвост через ее орбиту и подвергла мир такому же огненному опустошению, как в конце III тысячелетия до н. э. Самым памятным следствием прохождения кометы Энке в начале XVII века до н. э. был взрыв вулканической горы Тера на острове в Эгейском море, который теперь носит название Санто-рин. Этот взрыв вызвал цунами высотой 500 футов, которое прокатилось по всему Восточному Средиземноморью, уничтожила минойскую цивилизацию на Крите, затопило прибрежные города Малой Азии и Ближнего Востока, погубило несметное количество людей в дельте Нила.
Тихоокеанский регион тоже не избежал разрушений. Как и раньше, Япония пострадала, когда закипел «большой котел» — Кальдере на горе Самбе на Южном Хонсю, на дне которого покоился кратер вулкана, по другую сторону океана на Аляске взорвался вулкан Акиа-чак. «Это было одно из самых мощных постледниковых извержений, — замечает Кароли. — Объем выбросов достиг половины зарегистрированных на Тамборе, но превзошел сделанное Терой. Эгейский вулкан вышвырнул в атмосферу 30–33 кубических мили пепла, Акиа-чак — 50 кубических миль». В Орегоне разбушевались кратер Блю-Лейк и вулкан Ньюбери, злосчастная гора Сент-Элен в штате Вашингтон. Мощное извержение на острове Рабаль в южной части Тихого океана затмил еще более гигантский фонтан газов из вулкана May на Кеа на Гавайях. По свидетельству знаменитого сторонника теории катастроф Иммануила Великовского, в Тихом океане бытует самоанское предание о бывшем материке, включавшем Борнео, Фиджи и Тонга, поглощенном морем в этот период.
Но ни с чем не сравнимо извержение в 1628 году до и. э. в долине Таупо в Новой Зеландии. По словам Кароли, «вулканическая зона Таупо довольно велика и достигает примерно 250 км в длину и 50 км в ширину, превосходя по размерам Северный остров Новой Зеландии. Она также разделена на субрегионы. С помощью радиоуглеродной датировки можно определить, что это вулканическое событие точно совпадало с активизацией Акиа-чака». Это чудовищное буйство стихии привело к образованию 200-футовой водной стены, промчавшейся по Тихому океану со скоростью в несколько сотен миль в час. Острова, стоявшие на ее пути, были затоплены, целые архипелаги исчезли или обезлюдели, другие вскоре погрузились в океан в результате последующих землетрясений.
«Во время крупного землетрясения в Чили в 1960 году, — отмечает Кароли, — некоторые прибрежные районы опустились более чем на 4 фута». Сходные процессы привели к затоплению плоских низменных районов континентального шельфа, составлявших значительную часть Лемурии. Если они внезапно опустились хотя бы на 15 футов, как это случилось в южном Иллинойсе во время новомадридского землетрясения в начале XIX века, ощущавшегося более чем на полутора миллионах квадратных миль, миллиарды тонн воды, хлынувшие на сушу, опустили ее на дно моря. Дэвид Сендвелл, профессор наук о земле в Океанографическом институте Скрип-пса со штаб-квартирой в Ла-Йолле (Калифорния), считает аналогию между новомадридским землетрясением и возможным геологическим механизмом лемурийского потопа вполне обоснованной. «Во время землетрясения, — говорит он, — смещение земли по вертикали может достигать 30 метров, этого достаточно для затопления некоторых открытых районов. Я считаю вероятным, что так могла полностью исчезнуть цивилизация».
Сочетание вулканизма, метеоритных ударов, мегацу-нами и землетрясений, прокатившихся по всему Тихому океану, — вот та чудовищная сила, которая буквально разорвала Прародину на части. Остатки ее территории не подлежали восстановлению, группы потрясенных, но по-прежнему борющихся за жизнь лемурийцев смешались с туземным населением Океании, Азии и обеих Америк. Не случайно культура Лапита, которая, по свидетельству археологов, характеризуется изысканной керамикой и дальними морскими путешествиями, появилась в западном регионе Тихого океана примерно в это время. Ее представителями были те, кто выжил в природной катастрофе, уничтожившей Лемурию.
Хотя их бедственное положение только теперь подтверждают археологи и геологи, о нем было известно половине туземных народов мира в течение тысячелетий. По замечанию Оппенгеймера, «истории о катастрофе, уничтожившей цивилизацию, старше письменности». Он цитирует труд известного американского фольклориста Стайта Томпсона, который приводит старинную тибетскую легенду:
«Некогда, в далеком прошлом, в первом цикле времени, все живые существа от вершин неба до глубин преисподней находились на грани полного уничтожения. Кунзанг Ат Мувер, стоящий на пике семи золотых гор, потрясал пылающим золотым камнем, большим, как дикий як. Раскрутив камень, он швырнул его на землю. Камень упал во Внешний океан [Тихий океан], огромное море взбурлило, закипело. Четыре континента и малые острова вспыхнули огнем от своих рубежей, гора Меру (axis mundi, Священный центр мира) была готова обрушиться. Тогда божества и демоны девяти измерений задрожали от страха, потеряли сознание, были парализованы».
Австралийские бушмены, никогда не знавшие письменности, сохранили яркую картину лемурийской катастрофы. Они рассказывают о Му-Му-На, пылающей радужной змее, также известной под именем Му-Ит, которая упала с небес и вызвала Всемирный Потоп. Даже в наши дни, рассказывая эту историю, коренные австралийцы крутят трещотку, названную в честь мифического олицетворения кометы, она имитирует ужасный звук, издаваемый падающей с неба радужной змеей. В их историях часто встречаются описания древней страны предков, утонувшего заморского рая, который они называют Баралку.
Упоминания о гибели древней Прародины встречаются по всей Новой Гвинее. Племя каи помнит народ Не-Му, эти люди были гораздо выше, сильнее современных и правили миром до Великого Потопа. Они приобщили предков каи к сельскому хозяйству и строительству домов. В результате потопа все Не-Му погибли, но их тела превратились в огромные каменные блоки. Этот фрагмент мифа — реакция каи на мегалитические сооружения, иногда встречающиеся на Новой Гвинее.
Племя нагов, обитающее на возвышенностях острова Флорес, рассказывает о своем светлокожем, рыжеволосом праотце Дуу. Он один пережил Великий Потоп, уничтоживший его далекое царство, приплыл на большой ладье и завел многих жен среди туземных женщин, которые подарили ему много детей, ставших нагами. После кончины Дуу в очень преклонном возрасте его тело положили под каменную платформу в центре общественной площади в столице племени Боаваи. Его могила до сих пор — центр ежегодного праздника урожая, который отмечают наги. Во время церемонии вождь племени носит головной убор, напоминающий золотой семи мачтовый корабль — модель того, на котором Дуу спасся, когда затонуло его тихоокеанское островное царство.
«Даже в Тибетских горах сохраняется предание о катаклизме, затопившем возвышенности, и о кометах, вызвавших великие потрясения», — отмечает британский писатель Крису Оджилви-Г еральд.
Особенно яркое описание лемурийской катастрофы сохранилось у племенного народа Шан из северо-восточной Бирмы (Мьянма). Оскорбленный бессмертием людей, которых он сотворил, небесный бог Линглон приказал младшим божествам покарать человечество. «Они сотворили великий пожар, — сказано в мифе, — рассеяли огонь повсюду. Он охватил землю, и облака дыма поднялись к небесам». Насытив свой гнев, Линглон потушил пылающий мир Великим Потопом, уничтожившим все живые существа, за исключением мужчины и женщины, которые сохранили сумку с семенами. Они спаслись от потопа на лодке, с них началось новое население мира, в котором они вновь высадили растения.
Другая пара — два героя-морехода — якобы построили странный город Нан Мадол на микронезийском острове Понпей, который упоминается в главе 1. Братья-близнецы, обладавшие магическими способностями, приплыли из Великого царства, позже разрушенного падающими звездами и землетрясениями. Эти силы отправили их Кананвайсо на дно моря, где он сейчас населен духами погибших в бедствии, властвующими над призраками всех, кто с тех пор утонул в море. Оказавшееся под водой царство известно по всей Полинезии под более характерным названием Му-ри-вай-о-ата.
Нан Мадол был построен, чтобы спасти лемурийскую житницу на Филиппинах от тайфунов. Именно здесь, в гористом центральном регионе Минданао, туземцы ата рассказывают о том, как Великий потоп «покрыл всю землю. Все утонули, кроме двух мужчин и женщины. Воды унесли их очень далеко». Ата до сих пор утверждают, что происходят от этих светлокожих людей, чьи дети вступили в смешанные браки с негритосами и народами-аборигенами.
В тысячах миль к востоку, на противоположной стороне Тихого океана индейцы майя, жившие вдоль западного побережья Мексики в районе ритуального центра Монте-Альбан, рассказали археологу Огюсту ле Плон-жону, что бог потопов и разрушений Хомен положил конец предыдущему миру «Своей сильной волей Хомен заставил землю трястись после заката, ночью Му, страна грязевых холмов, погрузилась под воду. Му дважды отрывалась от своих оснований, потом была очищена огнем». Не случайно некоторые пирамидальные сооружения Монте-Альбан с двойными пилонами напоминают строение с террасами, обнаруженное под водой у побережья японского острова Йонагуни.
Индейцы племени кламат из южного и центрального Орегона и северной Калифорнии верят, что сверкающий небесный демон Кмукамч пытался уничтожить Землю небесным огнем, за которым последовал Всемирный потоп. Это безусловное упоминание о комете, уничтожившей Лемурию, подчеркивается названием Прародины — «Кмукамч». Для другого калифорнийского племени, модоков, «Кмукамч» буквально — «древний старый человек из Му», создатель человечества. «Солнце разлетелось на тысячи кусков, которые упали на землю и вызвали великий пожар», — так повествуют калифорнийские индейцы юте. Они называют этот небесный взрыв та-ватс; огонь опустошал мир «до тех пор, пока глаза бога, распухшие от жара, не вытекли наружу, из глазниц хлынули слезы, затопившие Землю и потушившие огонь».
Тема кометы повторяется в мифе о боге-творце индейцев оканагон из штата Вашингтон. Разгневанный неблагодарностью их предков, Колун коту н бросил на землю звезду, которая взорвалась пламенем. Незадолго до того, как вся планета превратилась в пепел, он потушил пожар, погрузив в море «Великую сушу», отчего вода поднялась, начался Всемирный потоп. Из немногих выживших он воссоздал разные племена человечества.
Специалист по мифологии Уильям Александер приводит ужасающие образы из описания древней всемирной катастрофы, сохраняемого народами хайда и тлинки-тов с побережья Британской Колумбии. Они вспоминают «пылающего монстра, который упал с неба со свистком во рту. Двинувшись вперед, чудовище со всей силы дунуло в свисток, раздался невероятный звук. Он был похож на громадную летучую мышь с распростертыми крыльями». Как и у китайского Кун-Куна, раскинувшегося от одного горизонта до другого, огненные перья монстра «росли до тех пор, пока не заполнили небо в обе стороны». После того как он рухнул на землю, «не осталось ничего, кроме волн пламени. Камни горели, земля горела, все вокруг горело. В небо взвивались огромные клубы дыма. Искры и языки пламени взметались выше гор. Великий огонь ревел по всей земле, сжигая камни, деревья, людей, все вокруг. Навстречу огню устремилась вода. Она хлынула как из сотни рек, покрыла землю и погасила огонь, катясь на юг. Вода поднялась до высоты гор».
На этой карте из Публичного музея Милуоки очертания затерянной Прародины обведены точками, которые обозначают вулканы вдоль линий разломов
Индейцы нтлакапамук из региона Томпсон-Ривер в Британской Колумбии тоже говорят о времени, когда Земля была поглощена огнем и только Всемирный потоп смог погасить его. Дальше на севере аляскинские индейцы кри, населяющие районы у полярного круга, сохраняют предание о катастрофическом потопе, уничтожившем большую часть мира в глубокой древности. Весукечак был шаманом-оборотнем, который избежал вызванной им катастрофы, когда ввязался в схватку с водными чудищами, убившими его брата Мисапоса. Алеуты с Алеутского архипелага чтут память Ирагдадакха, — буквально — «старого человека», который заново населил мир, после того как он был поглощен морем.
В преданиях разных народов, живущих вокруг Тихоокеанского кольца, говорится об ужасной комете, которая давным-давно уничтожила их древнюю родину, исчезнувшую в центре океана. На острове Пасхи рассказывают о том, как Хива, огромная родина Хоту Матуа, потонула под совместными ударами землетрясений и метеоров. Самоанцы живописуют, как небо упало на Хиву, отчего она была объята пламенем и скрылась под волнами: «Потом распространился ужасный запах, запах стал дымом, который превратился в огромные черные облака. Море внезапно поднялось, суша провалилась в него». У таитян небесный бог Тангароа так рассердился на людей за непослушание, что «перевернул Землю в воду», утопив все, кроме нескольких горных пиков, поднимавшихся над поверхностью. Как и в предании острова Пасхи, где говорится, что катастрофе предшествовала зловещая тишина, в таитянском мифе отмечается, что «ветер тоже стих, все было спокойно до тех пор, пока камни и деревья не начали падать с небес».
Туземцы Сандвичевых островов описывали Таи-а-кахина'рии, «море Кахина'рии», заполнившее их родину после того, как она была сожжена небесным Та-поха-и-тахи-ора, «взрывом в месте жизни».
Нгару, герой фольклора острова Мангайя, наслал мощный потоп, погасивший пламя преисподней. Его история и лемурийское название затерянной Прародины сохранились в народном песнопении «Панихида по Вере»: «Увы, приходит смертный час Мусу! Как обезлюдел наш дом! Народ Веры обретет свой новый дом под волнами прибоя».
Новозеландские маори рассказывают о жреце, который молился о спасении от Великого небесного пламени, угрожавшего испепелить еще юный мир. Его молитвы были услышаны, начался колоссальный потоп, который потушил огонь, но стер с лица земли некогда прекрасное царство и погубил большинство его жителей.
Великий Потоп, уничтоживший тихоокеанскую Прародину, изображен на фресках одного из главных духовных центров Таиланда — храма Ват Пра Кео в Бангкоке
Красочное описание этого буйства стихий осталось в маркизском «Песнопении о потопе» — Те-Тай-Того. Оно начинается словами:
«Муту-Хей был духом всеобъемлющим и необъятным. Властелин Океан собирался пройти через всю сушу [А taha ta te Мu оа]. Здесь смятение среди поколений животных, взволнованно звучит голос птиц, скрипят деревья в лесу. Небеса неспокойны. Вот раздается голос грома [Оно]. Бьют молнии. Мир сотрясается. Наплывает темное облако, зажигается радуга. Приходят ливень и ветер. Смерчи вьются над землей. Скалы падают в ущелья. Красные горные реки [из расплавленной лавы] устремляются к морю. Вода кипит, поднимаются облака пара. Над ними громоздятся небесные тучи. Преклоняемся перед голосом [Оно] нашего небесного бога.
Потоп ревет. Бог желает этого. Шум, бог, шум [Мл Etua mu]. Здесь явлена беда. Земля потрясена и перемешана. Движутся жабры, плавники и голова Земли. Мой бог принял облик акулы. О бог разрушения! Грудь моего бога повернута к небу, повернута и наступает на Кахики. Образ Лоно обречен на разрушение. Он стоит, он падает к основанию земли. Грохочет голос грома, грохочет в светящемся черном облаке. Пыль кружится и взлетает в небо.
Кто бы мог подумать, что Великая Земля может быть похоронена в ревущем потопе? Пал Макакулукахи [священное место предков], сломаны ветви бога Камахеле, разбит хрупкий камень [храмов], разбросаны куски Хаехае [священного центра]. Оно [гром] правит звуком и разбивает Муту-Хеи. Земля, которой я радовался, которую отверг и покинул, она ушла навеки, она забыта, она пропала, от края до края».
Хотя Лемурия претерпела несколько природных катастроф, все эти предания свидетельствуют о катаклизме 1628 г. до н. э., окончательно уничтожившем ее. Они не только дополняют научные доказательства, но и возвращают этот роковой момент к жизни языком мощных, ярких образов.
ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ
ОТКРЫТИЕ ЛЕМУРИИ
Их монументы сохранились не только в легендах; и поныне они рассеяны в морской пучине, ожидая открытия, что станет возможным, когда археология пополнит свой арсенал невиданными методами.
Льюис Спенс, 1924
В 1971 году исследовательское судно, вышедшее из Хьюстона (штат Техас), преодолевало бурные воды Тихого океана примерно в 55 милях от побережья Перу на широте города Кальяо. На борту находился молодой штурман Томас Вандервейер, в обязанности которого входило дистанционное управление телекамерой с внешними лампами подсветки, установленной на подводных санях, буксируемых за кораблем на тросе длиной в несколько тысяч футов. Он и его коллеги искали нефтяные протечки на дне океана с помощью зондирующих приборов, включая глубоководный эхолот, который превращал звуковые сигналы, отражавшиеся от твердых элементов ложа океана, в электронные изображения.
Телевизор Вандервейера был оснащен видеокамерой старого образца, которая вела запись на катушечную ленту. На глубине 6–9 тысяч футов, когда судно двигалось со скоростью 3–4 узла в час, камера не зарегистрировала ничего, кроме плоских пустошей, покрытых песком и илом. После нескольких часов бесплодных наблюдений на экране появилась высокая «гора» с крутыми склонами, которая приближалась слишком быстро, чтобы штурман успел избежать столкновения. «Внезапно мы увидели очень крутой подъем, — вспоминал он, — я не мог достаточно быстро поднять сани — судно шло довольно быстро, а трос был очень длинным. Перевалив через подъем, они врезались во что-то и перевернулись, вскоре их удалось выровнять, мы увидели здания, похожие на сооружения в Чичен-Ице, с колоннами по фронтонам и примерно такого же размера. Это были прямоугольные здания».
На экране Вандервейера возникли призрачные очертания огромного сооружения, которое, судя по всему, осталось нетронутым на глубине в несколько тысяч футов. Лампы осветили часть постройки, напоминающей майяский Храм Воинов на Юкатане, известный также как храм Кукулькана и храм Тысячи Колонн. Кукулькан, Оперенный Змей, был белокожим, светловолосым праотцом майя, который приплыл из-за моря в древние времена и принес с собой дары высокой цивилизации.
Камера Вандервейера быстро миновала несколько похожих монументальных зданий по соседству, потом шла обычная картина морского дна. «Случайная встреча» продолжалась менее минуты, но вызвала такую бурю восторга, что очевидцы забыли следить за показаниями приборов, попытки заново установить местоположение затонувшего города не увенчались успехом. Но все увиденное должным образом запечатлелось на видеопленке. Повторные просмотры убедили Вандервейера и его коллег, что сооружения были не только не природными, искусственными, но очень похожими на памятники месоамериканской архитектуры.
Этой необыкновенной находке предшествовало плавание другого океанографического судна, «Антон Брунн», и открытие 29 октября 1965 года. Когда ученые собирали пробы морского дна и экземпляры мелких моллюсков на том же отрезке перуанского побережья и на сходной глубине во впадине Милна-Эдвардса рядом с Чилийско-Перуанским глубоководным желобом, их подводные камеры выполняли автоматическую фотосъемку морского дна. Лишь несколько часов спустя, после проявки и каталогизации нескольких десятков отдельных снимков, исследователи обратили внимание на необычный кадр.
В официальном отчете об 11 — м рейсе судна «Антон Брунн» говорится:
«Неподалеку от Кальяо на глубине 2000 м были получены удивительно интересные фотографии. На рис. 11 изображены две колонноподобных структуры, выпирающие из-под слоя осадков. Они были лишь на одном кадре из 75–80, снятых на этой стоянке. Впоследствии был проведен повторный сеанс съемки для получения дополнительной информации о происхождении этих структур. На одном кадре на поверхности осадков виден каменный выступ, похожий на обтесанный блок, на другом — нечто, напоминающее погребенную колоннаду. Возникает искушение предположить, что на снимках изображены затонувшие рукотворные сооружения. На это указывают видимые «надписи» на колоннах и их вертикальное положение. Отсутствие типичных подводных скал тоже свидетельствует в пользу того, что на фотографиях отображено нечто большее, чем выходы осадочных пород. Существует несомненная возможность, хотя довольно небольшая, что мы имеем дело с находящимися на дне зданиями, созданными людьми. Еще предстоит определить, были ли они сброшены в море или постепенно ушли под воду».
По мнению геолога Уильяма Хаттена, бывшего директора нескольких исследовательских программ, финансируемых правительством США, эти сооружения «определенно больше похожи на рукотворные колонны, чем на природные скальные формации морского дна». На фотографиях видны группы каменных колонн, поднимающихся примерно на 5 футов над слоем ила, другие колонны упали. Диаметр всех — около двух футов, ни одна не стоит совершенно вертикально. Как сказано в отчете, по меньшей мере на одной стоящей колонне видны иероглифы, не похожие ни на один письменный язык, знакомый археологам. Подпись под одним из снимков гласит: «На фотографии, сделанной на глубине 2000 м, видны две похожие на колонны структуры, выходящие из-под слоя осадков. Обратите внимание на надпись, напоминающую рис. 9».
Оба этих замечательных открытия, сделанных у перуанского побережья неподалеку от города Кальяо, имеют интересную историческую аналогию на суше. «В 1576 году, когда Хуан Фернандес сбился с курса во время плавания между Кальяо и Вальпараисо, ему показалось, что он увидел берег великого южного континента, — пишет Уильям Донато в статье для журнала Ancient American. — Он утверждал, что видел «устья очень больших рек… и светлокожих, хорошо одетых людей, которые во всем отличались от жителей Чили и Перу». Некоторые исследователи задавались вопросом, не мог ли последний остаток Лемурии просуществовать до XVI века, прежде чем наконец ушел под воду в результате мощного землетрясения, которое, как известно, произошло на Тихоокеанском побережье Северной Америки вскоре после плавания Фернандеса. Так или иначе, океанографы с судна «Антон Брунн» не нашли затонувших зданий, хотя их фотографии каменных колонн в том же районе, примерно на той же глубине, где шла подводная съемка Вандервейера, указывают на возможное сходство. Доктор Роберт Дж. Мензес, главный ученый 11-го рейса, сказал журналистам: «Хотя теория о затонувшем городе в Тихом океане кажется невероятной, косвенные свидетельства до сих пор указывают на одно из самых волнующих открытий нашего века».
Находки Вандервейера и Мензеса сделаны на глубине примерно 6000 футов. Это средняя глубина, на которой встречаются необычные подводные вулканы, называемые гайотами. Такие подводные холмы имеют почти плоские вершины диаметром около шести миль, сформированные под воздействием волн, когда они находились у поверхности океана, о чем свидетельствуют окаменевшие кораллы во многих гайотах. Кораллы не могут жить на глубине ниже 450 футов, значит, они образовались в то время, когда вершина затонувшей горы находилась на уровне моря. «Прибойные узоры», обычно наблюдаемые у вершин, создавались в течение тысячелетий, когда волны омывали верхушки вулканов перед их полным погружением. Ученые идентифицировали в Тихоокеанском бассейне между Гавайями и Марианскими островами около 160 гайотов, занимающих более миллиона квадратных миль океанского ложа. Многие из них образуют группы одинаковой высоты. Логично предположить, что они одновременно подверглись какому-то воздействию, которое привело к их погружению. Являются ли эти гайоты — или, по крайней мере, те, что находятся на одном уровне, — частью бывшей территории Му? Здания и колонны, найденные у побережья Перу на сходной глубине, указывают на такую возможность.