В сопроводительном манускрипте говорится, что карта была составлена неназванным капитаном корабля, чей рукописный журнал также сохранился. В нем записи о геологии Тихого океана, каменных руинах и десятках островов, приведены сведения о мифологии и туземном населении. «Мы уже на пороге, — заключает анонимный автор, — скоро Лемурия восстанет во всей своей красе». Уильяме был поражен, что «практически неизвестный, неопубликованный манускрипт содержит множество точных подробностей о затонувшем тихоокеанском континенте, неоднократно повторявшихся в более поздних сочинениях. Но все, что мы могли бы узнать о неизвестном капитане, пропало после смерти французского консула на Гавайях около 1900 г.».
Хотя потомки Му на Гавайских островах не приветствовали своих полинезийских гостей во II или Ш веке н. э., они воздержались от войны против них, но сохраняли дистанцию и избегали близких контактов. Согласно туземному преданию, записанному Лейнани Мел-вилл, му были «скрытным народом, хранившим в тайне все свои знания. Они поклялись никогда не раскрывать свои обряды чужеземцам». Их название легло в основу выражения хо'ому, то есть «сидеть молча или отказываться отвечать», согласно гавайскому лексикографу Мари Кауэна Пуку'и.
По мере роста нового населения му вытесняли с одного острова на другой, пока им не пришлось покинугь даже любимый Кауаи. Незначительное меньшинство мужчин, взявших в жены полинезиек, отказались уйти и скрылись в глухих лесистых районах.
Их последним известным убежищем были два небольших аванпоста на западе, среди бескрайнего океана. Ненаселенные острова — одна из самых трудных загадок тихоокеанской археологии. Остров Нихоа — от гавайского слова «зазубренный», что соответствует его изрезанному ландшафту, — расположен примерно в 170 милях от Кауаи. На 156 акрах голой скалистой местности есть единственная тропа, немногим более мили длиной, она поднимается почти на 900 футов по пути к восточному мысу, где обрывается. Остров Некера площадью 39 акров на расстоянии 320 миль от Кауаи еще более крошечный и уединенный. Ни на одном из них нет деревьев или почвы, где можно было бы выращивать злаки. Источников пресной воды нет, ежегодный уровень осадков не превышает 20–30 дюймов. Оба острова постоянно подвергаются ударам морской и воздушной стихии, высадка на их скалистые берега опасна. Окрестности Нихоа с давних пор посещали охотники на морских черепах, остров Некера был неизвестен до его открытия европейцами в 1789 году.
Трудно представить себе два более негостеприимных места. Однако там находится около 100 каменных зданий, как минимум два кладбища. Здесь найдены рыболовные крючки, украшения из ракушек каури, каменные молотки и жернова, многочисленные другие орудия, все это доказательства большого оседлого населения в обстановке, непригодной для обитания. 45 из 60 руин на острове Нихоа — дома, склады, корали для скота, сельскохозяйственные террасы, другие утилитарные сооружения для повседневной жизни. Все, кроме одного, из 34 археологических памятников на острове Некера — ритуальные храмовые платформы. П.В. Кирш, посетивший остров в начале 1980-х годов, сообщил, что «все они построены по одному плану, в одном архитектурном стиле и состоят из узкой прямоугольной платформы, примыкающей к замощенному прямоугольному двору или террасе. Вдоль платформы установлен ряд вертикальных каменных плит, другие плиты помещены в определенные места двора. Местонахождение этих стоячих монолитов, вероятно, было основано на астрономических наблюдениях за разными положениями Солнца в течение года.
На островах были обнаружены похожие каменные статуэтки (самая большая — 16 дюймов). Это дает ключ к разгадке: основное население жило на Нихоа, Некера служил местом паломничества. Флотилии катамаранов пересекали опасные воды, доставляя пилигримов к священному острову. Все указывает на то, что этот стойкий народ не только выжил, но и благоденствовал в течение неопределенного времени, хотя непонятно, как ему удалось это. Мы не знаем, откуда и когда пришли эти люди, куда ушли; ученые безуспешно обсуждают этот вопрос более 200 лет. Гавайцы верят, что доисторические обитатели Нихоа были канака маши, «люди, не похожие на нас». Некоторые лучшие образцы каменной кладки на острове Некера очень напоминают Канаву Менехуне на Кауаи и рыбный пруд Алекоко.
Ступенчатые террасы Нихоа (снова сходство с лемурийскими методами ведения сельского хозяйства) свидетельствуют о высокой культуре исчезнувших обитателей и их твердой решимости выжить во враждебной обстановке. Несравненные мореходные навыки помогали им добывать пропитание. В окрестных водах можно встретить китов, рифовых рыб, черепах, акул, устриц-жемчужниц, трепангов. Сам маленький остров служит временным домом для морских котиков и многих видов морских птиц, включая альбатросов, буревестников, фрегатов, вьюрков, олуш. Редкую «птицу Миллера» можно найти только на Нихоа. Гений, который возвел священный город на уединенном острове Некера, смог обеспечить благополучие даже на клочке каменистой суши в бескрайнем океане.
Острова Нихоа и Некера были последними убежищами потомков выживших после катастрофы, уничтожившей их древнюю родину. Но в этом переменчивом мире даже стойкие лемурийцы не могли до бесконечности сдерживать натиск времени. Они славились умением хранить секреты, каменные руины на двух покинутых островах хранят молчание с тех пор, как их строители затерялись среди бескрайних просторов Тихого океана.
ГЛАВА ВОСЬМАЯ
ЛЕМУРИЙЦЫ В АМЕРИКЕ
История о Великом Потопе, известная сотням туземных народов от Полярного круга до Огненной Земли задолго до появления христианских миссионеров, это, несомненно, народная память о каком-то очень древнем природном катаклизме, ставшем суровым испытанием для их предков в далеком прошлом.
Уильям Александер, «Мифология Северной Америки»
Жители Новой Зеландии надолго запомнили мощнейшее извержение вулкана, которое произошло там 3600 лет назад. Оно совпало по времени с последней фазой уничтожения Лемурии и было засвидетельствовано предками современных туземцев маори. Они до сих пор вспоминают о катастрофе в мифе о Ронго-Маи — небесном боге, некогда напавшем на мир в облике кометы. Почти истребив человечество, он превратился в гигантского кита, который погрузился в море. Этот миф об окончательном крушении царства Му имеет замечательное сходство с лемурийскими преданиями по обе стороны Тихого океана. В древнекитайском эпосе «Хуайнань-цзы» говорится, что огромный кит, символизировавший большой остров, исчез в Рассветном море после того, как на небе появилась «хвостатая звезда» (необыкновенно большая, яркая комета).
Между тем коряки, камчадалы и чукчи, а также жители прибрежных районов Британской Колумбии вспоминают о Куикинна'ку и «первом человеке» — единственном, кто спасся с острова, превратившегося в кита из-за нападения Громовой Птицы. Чтобы уберечься от ее когтей, кит нырнул в морскую пучину и утопил всех, кто был на его спине, за исключением «первого человека», приплывшего на бревне на остров Ванкувер. Там он женился на туземной женщине, их дети стали предками племен, населяющих северо-западное побережье Тихого океана. Индейцы хайда тоже рассказывают о ките-убийце (косатке), на спине которого жили первые люди, пока он не скрылся под волнами, спасаясь от нападения небесного противника. Многие люди утонули, но некоторые доплыли до побережья Британской Колумбии, где стали предками современных коренных народов, которых называют «народом косатки». Интересно, что кит/остров называется Наму.
Истории о Потопе сохранялись в устной традиции и знаменитых деревянных обелисках, воздвигнутых коренными народами западной Канады. Эти высокие сооружения не были идолами, которым следовало поклоняться; скорее их можно определить как геральдические монументы, символически изображающие родословную семьи, перед домом которой они стояли. Повествование на тотемных столбах начиналось с вершины, обозначающей далекое прошлое, и обычно заканчивалось портретом последнего или ныне живого главы семьи в самом низу. Исследователь индейской культуры Эдвард Кейтхен разъясняет:
«Эти мифы нельзя прочитать в строгом смысле слова, скорее их можно распознать, они содержат систему памятных меток, которые, будучи расшифрованы в правильной последовательности, становятся мифом.
Резчики тотемных столбов повествовали главным образом о великих переселениях, потопе, межплеменных войнах и первых контактах с белыми людьми. Во всех легендах есть воспоминания о потопе, затопившем всю сушу, кроме высочайших гор. История о потопе послужила главным источником вдохновения для нескольких тотемных столбов, включая заупокойный тотем клана Медведя на острове Врангеля и тотемный столб «Палец Дьявола» в том же месте».
В одном из мифов медведь приводит выживших после потопа к берегам Британской Колумбии. «Палец Дьявола» был священным для племени тлинкитов, поскольку служил стилизованным изображением горы, на которой их предки спаслись от потопа. Довольно часто на вершине тотемного столба находилось изображение Громовой Птицы, держащей в когтях кита Наму, что указывало на допотопное происхождение рода. Индейцы хайда верили, что души утонувших в море присоединялись к «народу косатки» в доме предков на дне океана.
Громовая Птица, олицетворение карающей небесной силы, нападает на кита Наму. Рисунок индейцев хайда из Чикагского музея естественной истории
Первый тотемный столб на Аляске был установлен индейцами хайда, происходившими с острова Лангара;
Кейтхен пересказывает их легенду о лемурийском происхождении: «Этот тотемный столб был изготовлен на затонувшей земле, где вершины холмов стали островками, а горы отвесно поднимаются над водой. Его долины превратились в бухты и заливы, плодородные земли полностью ушли под воду». В народном предании хайда повествуется о том, как рыбаки отправились утром на берег и с удивлением обнаружили тотемный столб, прибитый приливом. Они отнесли его в свою деревню, где опознали как столб из одного из подводных храмов «народа косатки». С тех пор обитатели северозападного побережья Тихого океана воздвигали резные столбы по образцу, найденному рыбаками. Первый из них был установлен на мысе острова Далла — Музон, название которого хранит память о погибшей прародине. «Эти легенды и резные изображения на тотемных столбах подтверждают, что предки индейцев пришли из Лемурии», — писал Черчвард в 1926 году.
Беженцев, прибывших после катастрофы, в местных преданиях изображают как бледнолицых, рыжеволосых мореходов, которые взяли себе жен из предков современных индейцев. Это подтверждал облик местных жителей, часто с характерными чертами белых людей, что приводило в изумление путешественников из Европы. Британского мореплавателя Джорджа Диксона удивило свойственное туземной женщине из Якутата, которую он увидел в 1787 году, «жизнерадостное очарование английской кормилицы; здоровый румянец на ее щеках замечательно контрастировал с белой шеей, кожа на лбу была такой тонкой, что сквозь нее просвечивали вены и можно было видеть их мельчайшие разветвления — короче говоря, даже в Англии ее сочли бы очень красивой». На следующий год другой британский путешественник, Джон Мире, сказал о женщине племени нутка с острова Ванкувер: у нее был «не только светлый цвет лица, характерный для европейцев, ее черты привлекли бы внимание своим изяществом и красотой в тех частях света, где лучше всего понимают толк в человеческом облике».
Тотемный столб индейцев хайда. Сейчас он находится перед Чикагским музеем естественной истории
В 1817 г. французский мореплаватель Камилл Д. Рокфейль написал: «Мы видели нескольких мужчин и гораздо больше женщин, чей цвет кожи отличался от белого лишь незначительной примесью бледно-желтого оттенка. У большинства индейцев черные волосы, у остальных светлорыжие». Кейтхен отмечал, что «рыжие волосы довольно широко распространены» у индейцев хайда, которые первыми начали сооружать тотемные столбы. Эти аномальные черты, судя по всему, — генетические следы «народов косатки», которые, как повествуется в местных мифах, прибыли на побережье Британской Колумбии после затопления своей прародины. В историях о Великом Потопе, бытующих по всей Океании, спасшихся обычно изображают белокожими, рыжеволосыми.
Сходные варианты легенд известны на западном побережье США и юго-западе Америки. Индейцы мохаве и чемухевы из Калифорнии верят, что Великий Дух помешал морской богине, наславшей потоп, уничтожить все живое на Земле. Два последних существа, койот и пума, не погибли, она их пощадила, и нашли убежище на вершине горы Чарльстон. После того как вода отступила, эта пара спустилась с гор и заново населила мир. В мифе Творения индейцев племени йокут из южной Калифорнии сказано, что человечество происходит с острова, бывшего среди первозданного моря, где Орел и Койот создали первых мужчин и женщин. Индейцы другого калифорнийского племени — майду говорят о Таволте и Пехейпе, единственных выживших после природной катастрофы, уничтожившей земной рай, когда его развращенные обитатели оскорбили небо своим недостойным поведением.
Лемурийское происхождение утраченной прародины прослеживается в названии Му-Ах; на языке шошонов это «Вершина Му», священная гора в Калифорнии, выбранная поборниками лемурийского культа для проведения своих церемоний. Исследователь Джозеф Уэр-ри приводит одну из легенд сиу «В далеком, туманном прошлом предки многих калифорнийских индейцев жили на острове где-то в Западном океане. Этот остров назывался Элам, они почитали могущественного бога по имени Му». И у хайда, и у сиу в преданиях о Потопе медведь выступает в образе героя-спасителя.
Уильям Донато, президент Atlantis Organization, писал о «западных белых» для журнала Ancient American-.
«В XVI веке Кабрильо назвал жителей калифорнийского острова Сан-Николас более развитыми по сравнению с живущими на континенте. По его словам, женщины имеют «изящные формы, красивые глаза и отличаются скромным поведением», дети «белокожие, со светлыми волосами и румяными щеками». В старых корабельных журналах и других письменных документах того времени тоже говорится об общинах «белых» индейцев на острове Санта-Каталина. Исследование мозга, проведенное доктором Джефри Гудменом, показало, что древние островитяне обладали наибольшим сходством с группой «архаических европеоидов».
Туземцы острова Санта-Каталина называли его Пи-му, остров Санта-Крус был известен как Лиму. Кстати, лиму означает «в море». Тот факт, что два острова Калифорнийского Канала имеют слог «му» в своих названиях, не может быть случайным совпадением. По преданию индейцев из племени юроков, еще до того, как их предки появились на реке Кламат, эта земля была населена белокожими людьми, высоконравственными, цивилизованными, которые поделились с пришельцами всем, что имели. Были ли это потомки лемурийских мореходов?»
Побережье Перу не менее богато туземными преданиями о лемурийской катастрофе. В легенде индейцев племени юракаре повествуется о том, как их предки прятались в горной пещере во время двух всемирных крушений, уничтоживших прежнюю эпоху. Все другие люди погибли в огне, упавшем с небес, за которым последовал Великий Потоп. Из всех божеств только Тири сжалился над выжившими и открыл им секрет Древа Жизни, откуда вышли новые племена, заселившие мир. Как мы помним из главы 6, царство Му было известно под названием Тау, Древо Жизни.
Знакомые отголоски слышатся в названии великого народа чиму, который построил могущественную цивилизацию Чимора, господствовавшую на побережье Перу примерно с 900 г. н. э. и разгромленную инками в 1476 г. Их столица Чан-Чан находилась к северу от современного города Трухильо. В зените могущества город площадью 80 квадратных миль был домом более чем для 250 миллионов человек. В каменных резервуарах города хранилось до двух миллионов галлонов пресной воды, доставляемой с гор по системе акведуков длиной более 100 миль. Согласно официальной истории чиму, высокую технологию и общественную организацию, необходимую для строительства такого огромного городского центра, принес в Перу человек по имени Тайкана-Му. Он был направлен в качестве просветителя правителем царства, расположенного в центре посреди Тихого океана.
Другим важным городом цивилизации Чимор был Пакатна-Му, названный в честь одного из выдающихся полководцев древности, который стал управляющим региона. Так называемый дворец губернатора в Чан-Чане окружен огромной стеной, украшенной фризом с рельефным изображением затонувшего города: рыбы плавают над вершинами стоящих рядом пирамид. Эта сцена запечатлела память о затонувшей цивилизации, откуда предки чиму — буквально «дети Му» — прибыли на побережье Перу после катастрофы.
Мы уже упоминали о главном доинкском городе Боливии и его очевидной связи с Лемурией через остров Пасхи. Скорее всего, это были не только культурные контакты, они могут дать ключ к разгадке до сих пор необъяснимого положения Тиауанако на вершине одного из величайших горных хребтов мира. Во время моего первого визита к руинам в 1994 г. я пытался представить, как мог жить подобный город, не говоря уже о том, как он был построен на высоте 13 300 футов, где трудно дышать и практически невозможно выращивать урожаи, достаточные, чтобы накормить 40 000 жителей, таково было его население по большинству оценок.
Ступени Каласасайи — цельные прямоугольные каменные блоки шириной около 30 футов и весом до 40 тонн. Врата Солнца были вырезаны из каменного блока весом 15 тонн. Находясь в окрестностях древней перуанской столицы Куско, я изучил громадные руины Саксайуамана. Хотя официально он называется крепостью, его военное предназначение вызывает сомнение, несмотря на 300-тонные блоки. Как и в Тиауанако, каменные плиты весом более 130 тонн доставлялись из каменоломен, расположенных за 50 миль отсюда. Как4 такие грузы можно было транспортировать по сильно пересеченной местности, а потом с невероятной точностью укладывать на высоте, где даже коренным жителям иногда не хватает воздуха для дыхания? Сложность немыслимая. По оценке современных строительных экспертов, передвижение цельного 130-тонного каменного блока потребовало бы согласованных усилий 8450 взрослых людей. Полная координация тяги при таком количестве работников невероятна даже при идеальных условиях и совершенно невозможна в гористой местности. Но Тиауанако существует вопреки любой логике. Хэролд Т. Уилкинс, автор популярных книг по археологии середины XX века, тоже не смог воссоздать процесс строительства Тиауанако с учетом его расположения: «То, что этот город мертвых — возможно, древнейший в мире — с самого начала был возведен в облаках, в разряженном воздухе, где дыхание превращается в пытку, где не может расти ничто съедобное, кажется неправдоподобным».
В наши дни индейцы аймара, обитающие в окрестностях Тиауанако, влачат жалкое существование, питаясь початками карликовой кукурузы и мерзлой картошкой. Они пьют чину, сбраживаемую из кукурузной муки и перегоняемую в крепкий спиртной напиток, в котором топят свою нищету. Г орная равнина (альтиплано), сухая, пустая, усеяна редкими кустарниками, что резко контрастирует с величественными сооружениями Тиауанако, возведенными архитектурным гением. Эти противоречия между древним городом и его природным окружением давно озадачивали исследователей. В 1920 г. известный британский геолог К. Рейнольд Энок поражался:
«Как в регионе, расположенном на такой высоте над уровнем моря, где почти нет средств для пропитания, могло жить многочисленное население и кормить рабочих, которые перевозили гигантские монолиты и строили колоссальные здания, которые можно видеть здесь и в бассейне озера Титикака? Выдвигалось даже предположение, что последняя фаза горообразования в Андах произошла уже после возведения огромных мегалитических сооружений. Хотя это сомнительное объяснение, тем не менее удивительно, как населенный город мог существовать в условиях, где даже не растут злаки».
Примерно в 12 милях от Тиауанако, на 800 футов ниже, находятся озеро Титикака, самое высокогорное, соленое, одно из глубочайших (максимальная глубина 1214 футов) на Земле. Площадь его поверхности — 3200 кв. миль, оно лишь вдвое меньше озера Онтарио. Индейцы с его побережья давно говорят о древнем городе, скрытом в глубине, несмотря на снисходительные улыбки археологов. В 1955 г. бывший инструктор морской пехоты США по нырянию с аквалангом Уильям Мардорф совершил несколько погружений на озере Титикака. По его утверждению, на глубине 95 футов он нашел несколько каменных руин, сходных по стилю с тиауанак-скими, но попытки запечатлеть их оказались неудачными из-за плохой видимости и сравнительно примитивного уровня подводной фотографии в то время.
Ламы, отдыхающие перед доинкской «крепостью» Саксайуаман в окрестностях Куско (Перу). Как. и другие монументальные сооружения в горных Андах, Саксайуаман поражает воображение
В ноябре 1980 г. Хьюго Рохо, боливийский эксперт по культурам Анд, установил наличие затонувших искусственных сооружений у побережья Пуэрто-Акоста. В отличие от ученых традиционного направления, которые ничего не нашли в озере, поскольку доверяли исключительно научным методам, ныряльщиков-аквалангистов привел к открытию Элиас Мамане, старейший из местных индейцев. На подводных фотографиях, по описанию Рохо, были видны «храмы, построенные из огромных каменных блоков, с каменными дорогами, ведущими неизвестно куда». Хотя эти сооружения были обнаружены на глубине 45–60 футов, «основания подножия лестниц терялись в глубине озера среди густых водорослей».
Ясно, что подводные здания должны были быть построены еще до существования озера, но тогда дата их сооружения оказывалась невероятно древней. Больше того, геологи знают, что за последние 4000 лет озеро Титикака постепенно отступало от берегов, что умножает и без того невообразимый возраст затонувшего города. Но и сам Тиауанако может быть не менее древним.
Приближаясь к Каласасайе, я обратил внимание на покрытый резьбой горизонтальный каменный блок, поднимавшийся менее чем на три фута над землей, словно монументальные воротца для крокета. Не сразу стало ясно, что это вершина арки, остальная часть которой находилась под землей. Позже мне сообщили, что раскопки проводились лишь на 10 % из 400 акров археологической зоны, ученые выявили ряд частично или полностью захороненных сооружений на глубине более 6 футов. Лишь сильные ветры многих тысячелетий, или годы Всемирного Потопа могли нанести так много почвы над ними. После посещения Тиауанако в 19б0-е годы Хельмут Цеттель справедливо заметил: «Горные хребты, окружающие регион, недостаточно высоки для того, чтобы процессы водной или ветровой эрозии погрузили руины на такую глубину. Должно быть, город был затоплен огромной массой воды; когда она отступила, ил покрыл все свидетельства существования высокоразвитой цивилизации, оставив лишь самые большие статуи и монолиты». Очевидно, местные боливийские легенды, относящие сооружение Тиауанако к временам Великого Потопа, имеют некоторую фактическую основу.
В 1930-х годах, когда известный археолог Хулио Те-льо проводил раскопки в Чавине, который тогда считался древнейшим известным городом в Перу, он обнаружил, что каменные арки глубоко захоронены под слоями грязи и щебня. Поскольку рельеф местности не способствовал такому мощному накоплению осадков, Тельо пришел к выводу, что оно произошло в результате серии цунами, обрушившихся на Чавин и заставивших жителей покинуть город. Если это событие соответствовало возрасту руин, оно произошло примерно 3000 лет назад.
Примерно в одной миле к северу от Каласасайи по направлению к озеру Титикака находится другой археологический памятник. Если Тиауанако стоит до сих пор, то превосходно обработанные блоки Пума Пупку разбросаны по местности, словно кирпичи из пенопласта, а не многотонные андезитовые плиты. Некоторые из них, 27 футов в длину и весом до 300 тонн, затмевают даже мегалитическую каменную кладку в Тиауанако. Более того, стилистические различия между Тиауанако и Пума Пунку так велики, что они не могут быть творениями одной культуры. По контрасту с сухой кладкой в Тиауанако, где камни разного размера точно подгонялись друг к другу, словно фрагменты циклопической головоломки, по краям гигантских плит Пума Пунку вырезаны желоба; после подгонки одного блока к другому в углубления наливали расплавленный металл, который после, остыв, превращался в скобы. Такая конструкция, совершенно не похожая на все созданное андской цивилизацией до или после этого, указывает на изощренную технологию, до сих пор необъяснимую для исследователей.
Тиауанако богат монументальными изваяниями, в Пума Пунку нет никаких статуй. Его строители предпочитали вырезать кресты внутри крестов и треугольники внутри треугольников в очень твердом андезите, как если бы это было мягкое сливочное масло. Сложность и точность этих геометрических узоров далеко превосходит любые аналоги в Южной Америке, а возможно, и мире. Однако камни, на которых они были вырезаны так искусно, беспорядочно разбросаны по высокогорной равнине, словно сметенные мощной стихией. «Беспорядочная груда огромных камней, словно брошенных на Землю чудовищной природной катастрофой, — это все, что остается от Пума Пунку», — писал журнал Reader's Digest. Помимо их оснований, единственное сооружение, которое осталось сравнительно целым, напоминает канал. Это привело некоторых исследователей к выводу, что здесь находился порт на краю озера Титикака, когда его воды простирались так далеко. С другой стороны, находка руин в глубине озера опровергает такое заключение.
Чайлдрес думал над этим противоречием: «Если мощное землетрясение разбросало 300-тонные камни Пума Пунку словно детские игрушки, почему здания Тиауанако тоже не были разрушены? Может быть, потому, что они были построены в более позднее время, после катаклизма?» На эти вопросы нелегко ответить. Не менее трудно объяснить, как Тиауанако мог быть построен в обстановке, почти непригодной для человеческого обитания.
Руины Пума Пунку
Странным образом руины Пума Пунку гораздо меньше похожи на близлежащий Тиауанако, чем на другой доинкский город, расположенный в Перу на расстоянии около 300 миль. Поднимаясь в горы над Оллантайтамбо, я с изумлением обнаружил, что земля усеяна морскими раковинами. Но все они окаменели, так как крошились почти в порошок от прикосновения, значит, им было несколько тысяч, а не миллионы лет, как утверждает официальная наука. Если эти горы действительно были покрыты океаном задолго до появления человека, любые останки живых организмов должны были подвергнуться минерализации. Я вспомнил, как впервые увидел Анды из открытого окна старого поезда, ползущего по извилистой дороге от Куско до Мачу-Пикчу у подножия величественных горных пиков. Они были совсем непохожи на Скалистые горы, Аппалачи и Альпы, выветренные, сглаженные под воздействием долгих геологических эпох. Крутобокие Анды дышали свежестью, словно выросли из земли прошлой ночью. Мой рассудок боролся с впечатлением, противоречившим общепринятой геологической теории, но отмеченным многими другими независимыми наблюдателями».
Вот что говорит Дэвид Скарборо, член секции естествознания при Открытом университете:
«К образованию Андского хребта привело столкновение Южно-Американской плиты и плиты Наска. Первая движется в западном направлении от Центрально-Атлантического хребта, вторая — в восточном направлении от Восточно-Тихоокеанского подъема. На линии контакта плита Наска поддвигается под Южно-Американскую. Андские горы расположены над этой зоной. Нижняя плита разогревается от трения и соприкосновения с горячей мантией, куда опускается. Нагревание приводит к частичному плавлению плиты и подстилающей мантии и к образованию магмы, которая поднимается через трещины в земной коре. Большая часть магмы охлаждается и затвердевает в нижнем ее слое, умножая ее объем. Приток тепла над опускающейся плитой также уменьшает плотность коры и обеспечивает ее плавучесть на более плотном и пластичном подкорковом слое. Сочетание этих процессов в регионе способствовало формированию горного хребта Анд».
Такое лаконичное объяснение процессов горообразования в Южной Америке точно отображает развитие ситуации за последние 14 млн лет. Но могло ли оно каким-то образом сильно ускориться, заставляя этот высокий хребет, уступающий только Гималаям, подниматься гораздо быстрее, чем считают ученые? Согласно британскому автору документальных произведений Чарльзу Аллену, «ведущий специалист по геоморфологии Гималаев (Адольф Гансер) утверждал, что некоторые части Гималайского хребта поднялись более чем на 9000 футов за последние полмиллиона лет, этот подъем, вероятно, продолжается со скоростью около 30 дюймов за 100 лет».
В 1992 г. в период сравнительно умеренной сейсмической активности (5,7 балла по шкале Рихтера) в Южной Калифорнии отдельные части хребта Сан-Габриель поднялись более чем на один фут. За 300 лет до этого на карибском острове Ямайка в результате мощного землетрясения более 8 гектаров суши опустилось в море, а две горы передвинулись почти на четверть мили в течение трех минут. В начале XIX века землетрясение в Новом Мадриде обратило вспять реку Миссисипи и значительно изменило направление ее русла в Южном Иллинойсе. Такие события показывают, что постепенные, практически незаметные изменения иногда перемежаются эпизодами стремительного движения в колоссальных масштабах.
Миллионы морских раковин в Оллантайтамбо, соленая вода в озере Титикака, шестифутовый слой осадков Тиауанако, разбросанные мегалитические блоки Пума Пунку — все это говорит об основании на уровне моря в глубокой древности городов, внезапно вознесшихся к вершинам новоявленных гор. По замечанию Уилкинса, в озере Титикака есть «слой известковых отложений с древними водорослями мощностью около двух метров, что указывает на его формирование в условиях морского побережья. Удивительные следы береговой линии, обнаруженные на горных склонах и стенах боливийского алътиплано, обозначающие пляжи древних морей или уровень очень давно бывших озер, не совпадают ни с нынешним уровнем озера Титикака, ни Тихого океана».