План
1. Вступление
2. История возникновения
3. Внешний вид байкеров
4. Символика байкеров
5. Татуировки
1) Воплощение братства, семьи в байкерской татуировке
2) Идея свободы в байкерской татуировке
3) Бунтарство
Татуировки с символикой Harley-Davidson, Yamaha, Honda
Мотоциклы байкеров
Календарь байкеров, знаменательные даты
8. Крупнейшие мотошоу
9. Байкеры и популярная культура
10. Фильмы
11. Музыка
12. Мотоклубы
13. Женщины-байкеры
14. Старые байкеры
15. Большая четверка
Вступление
Ба́йкеры (англ. biker, от bike ← motorbike ← motorbicycle «мотоцикл») — любители и поклонники мотоциклов. В отличие от обычных мотоциклистов, у байкеров мотоцикл является частью образа жизни.
Уж много разговоров где кто кому байкер, а кто мотоциклист. По сути байкер перевод на русский мотоциклист,велосипедист. Но не стоит так уж верить словарям.= Характерным для байкеров является объединение с единомышленниками на основе такого образа жизни, в котором мотоцикл является скорее символом, чем инструментом достижения результатов по скорости передвижения в пространстве.
Байкеры обьединялись давно и для определённых целей. В литературе это звучит как агрессивные и враждующие группировки. Началось обьединение в США. На территорию бывшего СССР распространилось с падением железного занавеса.
История возникновения
Чтобы понять, что такое байкерская культура, нужно понять, с чего все начиналось, проследить, как эта культура развивалась. 1868-1900 годы были эрой становления моторизированного велосипеда. Первое упоминание о мотоцикле относится к 1868 году - тогда француз по имени Луи Перо (Louis Perot) построил модель, которую назвал Velocipede. Velocipede представлял собой велосипед с установленным на него паровым двигателем. Свое творение Перо запатентовал 26 декабря 1868 года. Но по-настоящему мотоциклы стали развиваться только с 1885 года, когда немец Готфрид Даймлер (Godfreid Daimler) установил на велосипедную раму двигатель внутреннего сгорания. Несколько раз Даймлер тестировал свою модель, но когда однажды из-за неисправности загорелись штаны его сына, он решил отказаться от своей идеи. Он заявил, что у мотоциклов нет будущего. Хотя он и заблуждался относительно мотоциклов, его компания со временем стала одним из крупнейших производителей автомобилей в мире, и сейчас она известна нам, как Мерседес-Бенц.
Вскоре после этого в Америке появились фирмы, которые на первый план выдвигали разработку мотоциклов, среди них: Pope, Yale, Excelsior, Indian и Harley Davidson. Харлей начала работать в 1903 году, и сегодня это старейший в мире производитель мотоциклов, который продолжает работать. Вся байкерская культура вытекает из культуры американской. Не так давно один француз критиковал Соединенные Штаты: "Америка - это потерянная страна, культурная пустыня, у вас, американцы, нет никакой культуры вообще, единственное, что вы дали миру - рок-н-ролл и Харлей-Дэвидсон." В ответ на это Питер Фонда (Peter Fonda), известный актер, убежденный сторонник и представитель компании Харлей-Дэвидсон сказал: "Ага, может, и так, но, опять же, больше ничего и не нужно." (Обе цитаты взяты из видео American Motorcycle 1993 Daru Films).
Это стиль жизни
Стоит отметить, что когда обыватель думает о байкерах, у него не возникают ассоциации с Хондой или Ямахой, вместо этого на ум приходит именно Харлей-Дэвидсон. Вся байкерская культура сформировалась именно благодаря Харлею. Буч Такер (татуировщик) из Вашингтона, округ Колумбия, говорит о Харлее-Дэвидсоне следующее: "Это - стиль жизни, ты живешь им, дышишь, думаешь и говоришь о нем, это один из немногих неодушевленных предметов, которые люди так часто хотят видеть вытатуированным на своем теле." Безусловно, Буч имеет в виду, что Харлей и байкерская культура это нечто такое, что стало частью того, чем ты питаешься, что ты пьешь, это с тобой, когда ты спишь и бодрствуешь. Это накладывает отпечаток на все, что ты говоришь, и все, о чем ты думаешь. Кроме того, изображение Харлея - самая популярная в мире татуировка после всем хорошо известных черепа и кинжала, которые также ассоциируются с байкерской культурой. Чтобы быть байкером, похоже, требуются всего две вещи:
1. Мотоцикл.
2. Любовь к рок-н-роллу.
Однако у байкера есть потребность принадлежать к какой-либо группе. Байкеры не любят чувствовать себя обособленно, в результате они объединяются в клубы, среди которых Crox Crue, Hell's Angels, Satan's Sons, Blood Brothers, CMA, King's Men и так далее. Вступить в клуб не так просто, нужно заслужить свое право стать членом клуба и носить клубную одежду.
Но что же такое - быть членом байкерского клуба? Я поговорил со своим знакомым, который является Президентом местного отделения клуба Crox Crue в Kempton Park. "Быть членом клуба, значит быть свободным от правил, делать то, что тебе нравится и тогда, когда это ты этого хочешь. Быть членом клуба, значит доказывать свою мужественность, бороться за свободу, которую предполагает дорога. Быть членом клуба, значит общаться с людьми, которые думают так же, как и ты, участвовать в клубных райдах и мероприятиях. Это свобода выражать себя таким единственным образом, который подходит именно для тебя." Где бы ни оказался байкер, он всегда остается тем, кем он является - байкером. Байкеры никогда не пытаются произвести впечатление человека, принадлежащего к какой-либо иной субкультуре. Они не стараются себя вести, подстраиваясь под других, байкеры всегда байкеры, и это основное правило, которым они руководствуются. Дейвид Кросби (David Crosby) (из Crosby, Stills and Nash) говорит: "Для меня ездить на мотоцикле - это способ сохранять рассудок, когда весь остальной мир, похоже, сходит с ума. Ты полностью концентрируешься только на самом себе и на дороге, и в такие моменты все остальное теряет всякий смысл." Стилем жизни является и постоянный риск. Покойный Малколм Форбс (Malcolm Forbes) (мультимиллионер, которому принадлежал журнал Forbes) однажды сказал об опасностях, которые заключает в себе жизнь байкера: "Нельзя прожить жизнь, полностью застраховав себя от опасности, жизнь опасна сама по себе, рано или поздно умирают все." На его могиле высечена надпись: "Пока он был жив, он жил"
Имидж байкера
Когда мы слышим слово "байкер", первые ассоциации, которые рождаются - бунтарь, ненависть, расизм, жестокость. Такой имидж байкера создается у среднего человека. Когда кто-то слышит об "Ангелах Ада", он автоматически думает о группировке людей, которые поклоняются дьяволу, совершают свои вылазки, чтобы разрушать нашу собственность и насиловать наших детей. Но каким образом сформировался подобный имидж байкера в сознании среднего человека? Первый известный случай байкерского насилия произошел в Холистере, штат Калифорния, (во время байк-ралли) 4 июля 1947 года.
Байкерское движение зародилось в 1950-х годах в США, проникло в Европу и Россию в 1970-х (в СССР в 1980-х годах их называли «рокеры»), какое-то время входило в состав субкультуры когда байкеры были разделены на несколько агрессивных и враждующих группировок.
До недавнего времени понятие «байкер» распространялось исключительно на владельцев чопперов и непременно ассоциировалось с вынесенным далеко вперёд передним колесом, обилием хрома, кожи, длинными волосами и бородой мотоциклиста. Потом тлетворное влияния запада принесло такую игрушку как спортбайки, или «спорты». Водитель спортивного мотоцикла скорее назывался мотоциклистом и тогдашнему образу "байкер" никак не подходил. Ни внешним видом ни манерой езды. Они начали появляться с конца 90-х годов на дорогах. На протяжении долгого времени спортбайкеры не признавались «истинными» байкерами как члены байкерского сообщества, даже такой жест, как приветственное поднятие руки при встрече на дороге, на них не распространялся. Причина такой конфронтации крылась в облике мотоцикла и манере езды. Высокая скорость спортбайка и мотоциклист в полной экипировке, больше похожий на космонавта в скафандре, не вязались в понимании байкеров старой формации с обликом настоящего байкера. Но постепенно эта конфронтация сошла на нет, поскольку идеалы псевдосвободы близки и тем и другим. Псевдосвобода байкера или мотоциклиста - термин и тема для другой статьи.
До конца 90-х те немногие байкеры,которым удавалось собрать из советского тяжелого мотоцикла нечто похожее на чоппер и создавали образ "байкер". Вобщем то сами “спорты» не очень понимали зачем нужно ездить на таком архаичном приспособлении как чоппер. Чоппер обладал всеми недостатками передвижения которых не имел спорт: в сравнении - полное отсутствие тормозов и управляемости, часто- отсутствие какой-либо ветрозащиты, ущербная светотехника. Однако чоппер мог плавно с богатым рокотом проезжать по улицам города, выставляя на показ свой хром.
Сегодня у байкеров три лица. Первое – «летящий вдаль беспечный ангел». Прообраз рок-н-ролльных веяний прошлого века. Под громкую музыку, одетый в кожу или защитный, а-ля военный костюм, он мчится со скоростью 150-300 км/час по загородной трассе к закату солнца. Он – великолепен и всегда молод (даже в 60 лет), ведь он тот, кем мечтают стать все подростки: байкер. Неотразимый и счастливый. К нему, как на мед, тянет женщин. При чем всех.
Второй лик – способ заработка. Судя по фильмам и легендам, настоящим байкерам пристало торговать только оружием. Еще им полагается бороться с несправедливыми нарко-баронами или полицией, и героически погибать, защищая товарищей и правое дело. Но в реалии эта романтическая шелуха слетает. Вместо разудалого рубахи-парня или задумчивого черного принца с мечтательными глазами, появляется вполне небедный человек. Имея все атрибуты комфортной и обеспеченной жизни, он, периодически, играет в матерого просоленного скитаниями волка под знаменем безгранично свободных людей. А кем еще, кроме как бизнесменом (успешным), может быть человек, позволяющий себе раскатывать под радостные вопли населения на мотоцикле, стоимостью 15 – 150 тысяч долларов? Парадокс в том, что окружающий народ, даже те, у кого не то, что на мотоцикл, на бензин к нему зарплаты не хватило бы, благодарны до слез этим восхитительным мужественным людям просто за то, что они есть. За то, что едут мимо них, олицетворяя воплощенные юношеские надежды.
Ввиду этого, заметим, что вид настоящих бандитов, колесящих по городу со свирепыми лицами и злыми намерениями, едва ли порадовал бы их потенциальных жертв. Не говоря уже о том, что подобные воинствующие формирования, как раз из-за своего милитаризма, катались бы не на сверкающих чуть ли не алмазным блеском шикарных байках, а на грязных и старых тачках: зачем в драках другие? Поэтому, прилизанные (прическа и борода тщательно приводятся в соответствующий вид), разодетые (интересный байкерский «прикид» стоит от нескольких тысяч долларов) мужчины 35-55 лет – это современные денди. Они свято чтят внутренний этикет и правила приличия.
Третий лик байкера – это человек без социальных ролей. Без учета игр или работы. Просто он сам. Например, показателен такой эпизод. Вадим-БМВ, Мякиш и толстый Колли, возжелали облегчиться от физиологических нужд, заскочив на снятые, накануне, квартиры. Образ байкера, почерпнутый из художественных фильмов и разговоров шепотом, повествовал, что они – это разнузданные, полные мрака, тьмы и всевозможных пороков люди. Памятуя сие, тем не менее, ждать честную кампанию в гордом одиночестве у подъезда я не стала (не представлялось уместным). И, молодая, полуголая девушка, зашла в гости к трем подчеркивающим свой хулиганский имидж свежезнакомым мужчинам. И… никто меня не съел. Даже не попытались. Милые интеллигентные люди, рассказывали про свою страну, про то, как им нравится Украина. Шутили, веселились, радостно и доброжелательно. Такие вот они, современные «опасные, безнравственные, развратные» байкеры.(по материалам http://fighting.su/2-kto-oni-bajkery/)
Внешний вид байкеров
Стереотипный внешний вид байкера: бандана (головной платок тёмных тонов, завязанный на пиратский манер на затылке) или черная вязаная шапочка, «косуха» (кожаная куртка с замком наискосок) или кожаная мотокуртка (часто поверх мотокуртки надевается джинсовая или кожаная жилетка без рукавов с «цветами» (символикой) мотоклуба), кожаные штаны. Байкеры часто отпускают длинные волосы, усы, бороды. Для защиты глаз от ветра носят очки, нередко игнорируют шлемы. Косуха пришла к байкерам то ли от рок-музыкантов, то ли от лётчиков со 2 мировой, сейчас об этом много споров, но реальных подтверждений ни одному ни другому нет. Возможно кто обладает данными фактами и готов поделиться- просим к обсуждению.
Тем не менее байкер может носить спортивную мотоодежду и экипировку. Обычно так одеваются для путешествий по бездорожью, где "имидж - ничто".
Есть такое выражение "включить байкера". Это означает что только что менеджер магазина в обличье "галстук-штаны со стрелкой" вышел с работы, переоделся в косуху, берцы, военные штаны, безпалые перчатки и теперь должен изобразить такое лицо чтобы никак не думали что он менеджер, а очень суровый байкер.
Про орлы, которые также везде в аксессуарах. Скорее просто красиво, бывает, говорят, что это символ свободы. Ничего это пернатое фундаментального в субкультуре байкеров не означает.
Colors «Цвета» клуба, нашитая на спину (зачастую её нашивают на кожаные или джинсовые жилетки, которые надевают поверх косухи, но могут нашивать и на куртку), которая показывает к какому мотоклубу принадлежит байкер. Colors обычно состоит из трех частей. В верхней дугообразной части (называемой «рокер») указывают название клуба, на нижнем рокере — страну и город, в котором организован мотоклуб, на центральной — логотип и статус клуба. Так же нижний рокер показывает регион влияния данного мотоклуба. В случае возникновения мотоклуба с одинаковыми нижними рокерами доминирующий мотоклуб выясняет на сколько подобный может удержать территорию. Как это происходит –можете воспользоваться собственной фантазией. Распространённым является шеврон «МС», свидетельствующий о принадлежности клуба к категории «MC/MG» клубов (аббревиатура от английского словосочетания «Motorcycle Club», «Motorcycle Gang»). Бывают и другие формации клубов, такие как «MFC» или «MCC». Некоторые клубы делают специальные нашивки на рукав куртки или на грудь на жилетке (с левой стороны), где указан статус или должность (Президент, Вице-президент, Казначей и т. д.) байкера в клубе, название клуба. Иногда на груди также помещается нашивка с прозвищем байкера.
Жилетка это как паспорт. Разница в том, что паспорт выдает МВД, а жилетку Президент клуба. За потерянный паспорт заплатите штраф, а за потерянную жилетку статус и вероятнее всего бОльшую часть драгоценного здоровья. Поэтому не рекомендуется трогать, просить примерять и т.п. жилетку ортодоксального МС. В лучшем случае откажут, в худшем опять же лишат части вашего драгоценного здоровья. К байкерам, утратившим цвета клуба отношение однозначное - верни или умри. Разумеется некоторые байкеры одиночки «мастерят» свои цвета, однако полукруглых рокеров с названиями местности там не будет- это против правил.
Символика байкеров
Наиболее часто используемая символика:
· Флаг Конфедерации (точнее, его вариант — Naval Jack). Традиция его применения пошла от американских байкеров. Он символизирует нонкомформизм байкеров. Стоит отметить, что не все представители байкерского движения имеют представление об историческом значении символа или не придают ему значения, используя флаг Конфедерации только как знак причастности к этому движению.
· Изображение черепа. Обычно символизирует бесстрашие перед лицом опасности и смерти. Другой смысл использования символа черепа у байкеров — защита от смерти. Существует поверие, что когда приходит Смерть, она оставляет на умершем свой знак — череп, а если на человеке уже есть этот символ, она думает, что здесь уже была и не трогает человека. Однако это бредятина (так считают многие байкеры). На практике оказывается что облепленный черепами мотоцикл у успешного в плане управления байкера попадает в аварии чаще чем до того бывший мотоцикл на котором подобной символики не было вообще. Был случай – мотоцикл упал с подножки именно на эмблему черепа, сначала посмеялись – потом напросились мрачные выводы и больше думалось что череп не защищает от смерти, а приносит.
· Эмблема (у байкеров обычно называется «Цвета») клуба, нашитая на спину (зачастую её нашивают на кожаные или джинсовые жилетки, которые надевают поверх косухи, но могут нашивать и на куртку), которая показывает к какому мото-клубу принадлежит байкер. Цвета обычно состоят из трех частей. В верхней дугообразной части (называемой «рокер») указывают название клуба, на нижнем рокере — страну или город, в котором организован мото-клуб, на центральной — логотип и статус клуба. Распространённой является подпись «МС», свидетельствующая о принадлежности клуба к категории «MC» клубов (от английских слов «Motorcycle Club»). Бывают и другие формации клубов, такие как «MG» или «MCC». Некоторые клубы делают специальные нашивки на рукав куртки или на грудь на жилетке (с левой стороны), где указан статус или должность (Президент, Вице-президент, Казначей и т. д.) байкера в клубе, название клуба. На груди также помещается нашивка с прозвищем байкера.
· 1 %. Иногда на жилетах байкеров можно увидеть нашивку «1 %». Этот термин появился после выступления главы Американской Мотоциклетной Ассоциации (АМА), в котором тот сказал, что все мотоциклисты — законопослушные люди, и только один процент из них являются «отверженными» и нарушают закон (outlaws). После этого выступления, на фоне и так существующей жесткой конфронтации между АМА и клубами, которые относились к категории МС, последние избрали «1 %» символом, отличающим их от АМА-клубов. С тех пор нашивка «1 %» означает, что МС или независимый байкер относят себя к outlaw. «1 %» — это не только наиболее известные и крупные МС (Outlaws MC, Hells Angels MC, Bandidos MC, Pagans MC, Mongols MC), но и менее известные клубы и многие байкеры-одиночки. Западные средства массовой информации, в том числе кинематограф, стремятся представить 1 % клубы, как криминальные банды. Иногда это действительно так, иногда не соответствует действительности, но положение outlaw клуба определяется тем, что он живёт по законам МС и сложившимся неформальным традициям.
· Татуировка. Иногда высказывается мнение, что байкерская татуировка («biker’s tattoo») есть отдельный вид этого искусства. Очень часто байкеры выбирают татуировки с изображением мотоцикла, символику и логотипы Harley-Davidson, символы свободы и дороги.
Сразу хочу сказать, что, во-первых, байкерская татуировка не отличается особой изощренностью в символике, но оно и понятно, Hell’s Angels во Владимирском централе срок не мотали. Во-вторых, поскольку исторически субкультура байкеров берет свое начало в США, то и классические тату байкеров исполнены примерно в одном стиле.
Воплощение братства, семьи в байкерской татуировке.
Мотоклуб для байкера – это семья. Вторая или первая, это уже для кого как, но основные ценности те же. Верность, преданность, все это находит свое отражение в байкерской татуировке.
Ну это совсем уж классика. Надпись на татуировке “Езжу в честь него, потому что он погиб ради меня”.
Байкерский аналог “не забуду мать родную”. Татуировка с V-твином и надписью “Мама” может, конечно, означать, что ее носитель возомнил себя сыном мотоцикла Harley-Davidson. Но лично мне хочется верить, что это, например, трогательная напоминалочка о том, что надо позвонить родителям.
Немного в сторонке стоят татуировки, обозначающие принадлежность байкера к конкретному клубу. Это “цвета”, вытатуированные на коже. Если байкер пошел на это, он максимально предан клубу, он связал свою жизнь с клубом навсегда.
Татуировка Ангелов Ада на огромном пивном байкерском животе.
Татуировка на плече Большого Дэйва-однопроцентника – это логотип мотоклуба Outlaws MC Флорида.
Вот тоже показательный пример. Татуировка под нижней губой “MFFM” означает “Mongols forever, forever mongols”. Мотоклуб Mongols MC.
Очень интересно о клубных татуировках байкеров пишет в своей книге “The Brotherhoods. Inside the Outlaw Motorcycle Clubs” Артур Вено, много лет изучавший субкультуру в США и Австралии. Процитирую его в моем немного вольном переводе.
“ Полноправный член мотоклуба должен иметь татуировку с логотипом клуба и лозунгом клуба, например, “Бог простит, Outlaw – нет” (мотоклуб Outlaws MC), или “Мы – те люди, от которых нас пытались оградить наши родители” (мотоклуб Bandidos MC).
Обычно такая татуировка содержит дату, когда она была нанесена, и, как и Цвета, является собственностью мотоклуба. Это может иногда повлечь за собой определенные проблемы. Может произойти три вещи. Если носитель татуировки покидает клуб не по негативным обстоятельствам, к его татуировке просто добавляется дата выхода из клуба, и он продолжает носить ее. Если все не так гладко, клуб может настоять на том, чтобы носитель закрыл лого клуба другой татуировкой. И, если носитель татуировки изгоняется из клуба, клуб может настоять на удалении татуировки – прямо сейчас! Довольно часто происходили случаи насильственного “сведения” татуировок. Я опущу детали.
Обычно, клуб ожидает от полноправного члена, что он нанесет татуировку с логотипом в течение года с момента получения нашивок. ”
Так что ситуация с выжиганием кожи на спине бывшего члена мотоклуба в первом сезоне сериала “Дети Анархии” имела под собой жизненную подоплеку.
Оттуда же, один из пунктов устава мотоклуба Hell’s Angels MC: “ ..при выходе из клуба в течение года не имеет права повторно вступать в мотоклуб. Клубная татуировка должна иметь дату вступления в мотоклуб и дату выхода из состава членов клуба. При исключении из мотоклуба клубная татуировка должна быть перечеркнута крестом шириной не менее полудюйма ( 1,3 см.)..”
О байкерских клубных татуировках есть упоминание у Вильяма Квина в “Under and Alone”: “..наблюдая за работой татуировщика, я понимал, что Крейг теперь навсегда связал свою жизнь с мотоклубом. Теперь, если он захочет покинуть клуб, Монголы заставят его выжечь клубную татуировку – это обычная практика в рядах outlaw-мото клубов – а выжигание такого большого участка кожи почти наверняка убьет носителя татуировки..”