Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Раздел 5. Эволюция университетов в среднее века




Античный период не закончился взятием Рима, ибо параллельно в Восточной Римской империи остались функционировать известные высшие школы в Константинополе, Александрии, Афинах, Антиохии, Анкаре, Эфесе, некоторые из которых сохранились и после отхода части византийских земель к арабам. Но в Западной Европе после ее захвата варварами практически исчезла грамотность и в дальнейшем пришлось заново возрождать всю просветительскую систему.
Посему часто возникновение европейских университетов начинают рассматривать с раннего средневековья, приписывая державному гению Карла Великого выдвижение идеи всеобщего образования и свершение первой «культурной революции». Ведь более чем за десять лет до официального объявления созданной им в 800 г. грандиозной империи знаменитым капитулярием, названным Т.Грановским «великой хартией европейской цивилизации», он декларировал повсеместное создание монастырских школ. С принятием христианства по этому же пути пойдет и Киевская Русь, добившаяся поголовной грамотности населения.
Первый же университет в Западной Европе -- Болонский, -- с которого возникла эпидемия распространения высших школ, как в Италии, так и за ее пределами, появился только в 1088 году. Речь шла, прежде всего, о восстановлении античных традиций в просвещении, начавшемся, конечно, с Эмилии-Романьи и ее центра, Болоньи, находящейся вблизи от Равенны, подхватившей после раздела Римской империи державный скипетр Рима. Сравнительно быстрое развитие городов способствовало созданию благоприятного климата для функционирования университетов как факторов формирования государственных структур и социальных институтов. Вот почему такое превалирующее значение имели гуманитарные факультеты, связанные, прежде всего, с юриспруденцией. Кроме этого, вплоть до изобретения книгопечатания именно университетская кафедра была зачастую единственным источником культурной информации, а библиотеки, по сути, являлись коллективной памятью многих поколений, создавая благоприятную среду для свободомыслия.
На виртуальном графике глоссарии средневековых университетов XII--XIII века дают почти вертикальный всплеск. Уже в Болонском университете к началу XIII века обучалось до 10 тысяч человек со всей Европы, а у знаменитого профессора Ацо будто было так много слушателей, что приходилось читать лекции на площади.[2]
Затем в одной только Италии высшие школы возникают как грибы после дождя: Модена (1182), Реджио (1188), Виченца (1204), Ареццо (1215), Падуя (1222), Неаполь (1224), Римская курия (1244 -- 45), Сиена (1246), Пьяченца (1248). Несколько позже университеты появляются в Риме (1303), Перудже (1308), Тревизо (1318), Пизе (1348), Флоренции (1349). Достаточно высокой была концентрация университетских центров и на прилегающих к Италии землях, калькирующих территорию Священной Римской империи. Стараниями трех последовательно сменявших друг друга императоров Оттонов, последний из которых умер в 1002 г., идея возрождения античных имперских государств во многом поддерживалась, как и во времена Карла Великого, активным развитием просвещения на уровне монастырских школ. Особенно это касалось Германии и Франции, где в 1200 г. был основан Парижский университет с особым статусом независимости от духовных и светских властей, подтвержденным указом французского короля и буллой папы Иннокентия III. Точно так же в борьбе за автономию проходило становление в Англии Оксфордского, а с 1209 г. и отделившегося от него Кембриджского университетов. Наконец, к наиболее престижным, задававшим тон остальным университетам Европы следует также отнести Саламанкский, основанный в 1227 г.
Фактически средневековые университеты были профессиональными цехами зарождавшейся с началом развития капитализма интеллигенции, активно востребованной растущими городами. Это принципиально отличало их от фактически гуманитарных кружков античности, когда не существовало необходимости в массовой подготовке выпускников вследствие глобального доминирования сельского хозяйства. Городская же культурная среда, подпитывавшая новый тип высшей школы, не только формировалась в координатах разделения векторов светской и духовной власти, сформированной в рамках новой универсальной религии -- христианства, но и становления производственных цехов.
Татаро-монгольское нашествие с 40-х годов XIII века несколько затормозило первичный шквал образования европейских университетов, новый пик, возникновения которых приходится на середину следующего века. При этом обескровленные Столетней войной (1337--1453 гг.) Англия и Франция оказываются несколько на периферии этого процесса, уступая лидерство Центральной Европе, особенно Германии. Последняя входила в состав Священной Римской империи, включавшей не только немецкие земли, но и чешские. Смещение ренессансных тенденций на Восток Европы при отсутствии сильной централизованной власти, обусловившей, в частности, раздробление Германии на множество самостоятельных княжеств, нуждавшихся в поддержании престижа, обусловило высокую кучность вновь образованных университетов: Пражского (1348), Краковского (1364), Венского и Женевского (1365), Гейдельбергского (1386), Кельнского (1388), Будского (1389), Эрфуртского (1390), Лейпцигского (1409), Ростокского (1419).
Следующий этап развития просвещения наблюдается с изобретением Гуттенбергом в середине XV в. книгопечатания, многократным тиражированием, способствовавшим распространению знаний и расширению интеллектуального кругозора личности. На карту университетских городов Европы накладываются плотной сеткой центры типографской печати и практически сразу -- очаги библиотек нового типа, в частности, таких известных, как флорентийская, основанная в 1441 г. Козимо Медичи, и Ватиканская, созданная девятью годами позже папой Николаем V.
К 1500 году в Европе существовало уже 80 университетов. Именно в это время университеты постепенно освобождаются от цеховой структуры -- ведь в средние века термин «universitas» означал не столько совокупность наук, сколько всякую корпорацию людей, объединенных общими интересами и независимым правовым статусом. С этого времени начнет формироваться современное представление об университете как об академическом учебном заведении, аккумулирующем в своем ведомстве фундаментальные науки различных направлений в противоположность «институтам», ориентированным на узкую специализацию. Однако последние образуются только в XIХ веке. А до этого, начиная с XV столетия, будет происходить отмирание схоластических направлений университетского образования и постепенное, особенно в век Просвещения, привлечение новейших достижений естествознания. При этом не только возникают новые университеты -- в Мадриде (1508), Кенигсберге (1544), Вильнюсе (1579), Эдинбурге (1583), Галле (1694), Геттингене (1737), Москве (1755), Штутгарте (1781), Дерпте -- Тарту (1802), Казани (1804), Харькове (1805), Берлине (1810), Варшаве (1818), Санкт-Петербурге (1819), Киеве (1834), Бухаресте (1864), -- но и изменяется их структура, ориентированная на практические нужды общества.
Одной из жертв этих процессов стала и Киево-Могилянская академия, возникшая в 1632 году на базе ранее существовавших школ Киево-Богоявленского братства и Киево-Печерской лавры первоначально как коллегия, а в 1701 г. получившая свой окончательный статус. С присоединением Украины к России она фактически была обескровлена, хотя и выполнила свою миссию первого учебного заведения не только на украинских, но и российских землях, подготовив несколько поколений элитарных кадров.
Вместе с тем активное развитие мануфактурного производства, банковского дела и торговли вызвало явный крен высших школ в прагматику. К концу 17-ого века мировоззрение многих ученых, казалось бы, наиболее подготовленных к восприятию всей совокупной человеческой мудрости, оказалось все чаще ограниченным сферой узкоспециальных знаний. Научно-технический авангардизм тяжестью своих доспехов стал заслонять человеческий облик общества, лишая культуру прежних приоритетов.

Вывод

 

Представляет интерес анализ возможностей развития классического университетского образования в будущем. Сейчас мы являемся свидетелями движения к постиндустриальному, в существенной мере информационному обществу, когда происходит замена таких категорий, как "труд" и "капитал", соответственно на категории "знание" и "информация" (Э. Тоффлер).

Классические университеты:

· Становясь центрами телекоммуникаций и продвижения новых информационных технологий, существенно повышают свою роль как информационные центры. Это в свою очередь повышает их роль как координационных и экспертных центров в научно-образовательной и технологических сферах, способствует интеграции с академическими научными учреждениями и т.п.

· Усиливаются как центры междисциплинарных исследований, прежде всего в науках о природе и обществе (экология, природные ресурсы, управление, экономика), что позволяет ставить задачи решения крупных комплексных проблем, в частности, регионального и отраслевого уровня, требующих привлечения, что принципиально важно, новых подходов из сферы точных наук, в частности математики. При этом университеты в определённой мере приобретают черты регионообразующих структур, играя также роль стабилизационных в социально-экономическом плане институтов.

· Стремятся стать "ядром" образовательных систем регионов.

· В рамках процессов глобализации усиливают свою роль как центры международного сотрудничества, получая при этом и новые возможности поддержки фундаментальных научных исследований.

В целом, конечно, существуют большие сложности при совмещении исследовательского характера деятельности классического университета и его региональной миссии, но, вероятно, в этом и кроется одна из возможностей сохранения основных принципов классического университетского образования.

 

Список литературы

 

1. «О признаках классического университета» В.П.Прокопьев Университетское управление. 2000. №2(13).С.35-39.

2. «Классические университеты: современность и перспективы» Г.В.Майер, М.Д. Бабанский Университетское управление. 2000. №2(13).С.20-21.

3. «Классический университет как научно-образовательное учреждение» Е.А.Памятных Университетское управление. 2005. № 6(39).С. 52-56.

4. «Качество образования в стратегии управления классическим университетом» А.Ю.Деревнина, Г.Ф.Шафранов-Куцев Университетское управление. 2002. № 2(21).

5. «Рейтинг ВУЗов от Министерства образования и науки Украины» http://almamater.com.ua/modules/smartsection/item.php?itemid=26&page=0

6. История педагогики (История образования и педагогической мысли)/Учеб. Пособие. - М.: Гардарики, 2003

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 414 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2242 - | 2052 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.