Согласно определению, данному в постановлении Кабинета министров от 5 сентября 1996 года.
Классический университет — это многопрофильное высшее учебное заведение, готовящее специалистов по широкому спектру естественных, гуманитарных, технических и других направлений. Кроме того, в таком вузе проводятся фундаментальные и прикладные научные исследования, ведется культурно-просветительская деятельность. В целом, классический университет объединяет три вида общественно значимых социальных институтов: науки, образования и культуры.
Суть классического университета - проведение учебного процесса на базе фундаментальных научных исследований. Эти принципы были положены в основу первых российских университетов, а В.Гумбольдтом построена модель Берлинского университета (университет Гумбольдта), оказавшая существенное влияние на развитие классического университетского образования.
Ориентация на интеграцию учебного процесса и фундаментальных научных исследований как на основу университетской жизни предопределяет и функции классического университета (В.А.Садовничий и др.), главные из которых:
· производство знаний;
· накопление и хранение знаний;
· передача знаний;
· распространение знаний.
Эти четыре основных функции присущи идеальной модели университета Гумбольдта и обусловливают возможности классического университета в подготовке интеллектуальной элиты общества (блестящим доказательством этого утверждения является наличие 29 Нобелевских лауреатов в составе профессуры Берлинского университета).
Разумеется, для осуществления этих функций в университете должны быть соответствующие инфраструктура и потенциал.
Так, производство знаний требует наличия ведущих научных школ и специализированных научных учреждений в составе университетов (научно-исследовательских институтов, ботанических садов, обсерваторий и т.п.), также являющихся и базой учебного процесса. Выполнение функций накопления и хранения знаний обусловило традиционно высокий для университетов уровень библиотек и музеев (классические университеты всегда являлись информационными центрами).
Передача знаний - учебный процесс на высоком научном и методическом уровне -невозможна без наличия ведущих научно-педагогических школ по всему спектру точных, естественных и гуманитарных наук, имеющих вековые традиции и высокий авторитет в научном сообществе. Функция распространения знаний включает также культурный и просветительский компоненты, что и позволяет в целом говорить о классических университетах как о центрах образования, науки, культуры и просвещения.
Разумеется, функционирование подобного университета Гумбольдта предполагает существенную, в определённой мере безвозмездную поддержку со стороны государства (особенно дорогостоящих фундаментальных исследований).
Раздел 4.Учебный курс университетов
Учебный курс был рассчитан на долгий срок. Однако в те дни в университет приходили гораздо более молодые студенты, чем сегодня. Так, в XIII веке в Париже студенты сначала 6 лет учились на факультете искусств. В этот период студент мог стать "бакалавром" и помогать на второстепенных ролях в обучении других. Но он не мог начать учительствовать, пока ему не исполнится 20 лет. Содержание учебного курса составляли "свободные искусства"; литература практически не изучалась, зато большое внимание уделялось грамматике. Логика представляла собой, конечно, главным образом логику Аристотеля, хотя изучалось также и "Введение" Порфирия.
Курс теологии преподавался сперва в течение 8 лет, однако, имел тенденцию удлиняться. После завершения курса на факультете искусств и нескольких лет преподавания студент посвящал 4 года изучению Библии и 2 - изучению "Сентенций" Петра Ломбардского. После этого он мог стать бакалавром и в течение двух лет читать лекции по Библии, а в течение одного года - по "Сентенциям". Степень магистра или доктора он получал еще через 4-5 лет.
Некоторые студенты, конечно, выдерживали столь долгую учебу в надежде на продвижение по церковной лестнице. Однако сам учебный курс был явно ориентирован на преподавание, на выпуск учителей или профессоров. И поскольку обучение "искусствам" подготавливало к изучению более высоких наук и теологии, которая считалась царицей всех наук, то получение степени магистра или доктора теологии, дающее право на преподавание, естественно, рассматривалось как вершина академической карьеры. Отсюда легко понять, почему самые выдающиеся мыслители средневековья были теологами.
Основной формой обучения была лекция, которая первоначально заключалась в чтении текста, сопровождавшегося глоссами, разъяснениями и замечаниями, но постепенно становилась более свободной и тщательно продуманной. Кроме того, заметной чертой университетской жизни были диспуты. По форме обсуждение "спорных вопросов" было таково: сначала формулировалась проблема, потом излагались и обосновывались различные или противоположные друг другу мнения и студент давал ответ, а затем следовало решение профессора. Несколько раз в год устраивались более свободные обсуждения, открытые для преподавателей, студентов и гостей, и тогда могли обсуждаться какие угодно вопросы. Они-то и были известны как questiones quodlibetales (диспут).[5]