Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


От­сутс­твие ад­ми­нис­тра­тив­ной цен­тра­лиза­ции 11 страница




В. Мер­кель, [37] А. Кру­асан Фор­маль­ные и не­фор­маль­ные ин­сти­туты в де­фек­тных де­мок­ра­ти­ях

Фор­маль­ные и не­фор­маль­ные ин­сти­туты

…Под ин­сти­туци­она­лиза­ци­ей мы по­нима­ем про­цесс об­ра­зова­ния спе­цифи­чес­ко­го на­бора со­ци­аль­ных норм и пра­вил, за­да­ющих кон­текст че­лове­чес­ко­го со­сущес­тво­вания и вза­имо­дей­ствия. Со­вокуп­ность та­ких пра­вил эф­фектив­но свя­зыва­ет по­веде­ние ак­то­ров, га­ран­ти­ру­ет со­от­ветс­твие ре­аль­нос­ти ожи­дани­ям и од­новре­мен­но раз­ви­ва­ет «си­лу дей­ствия» (Lepsius, 1990). В дан­ной пер­спек­ти­ве при­нятие кон­сти­туции и по­лити­чес­ки уп­равля­емые про­цес­сы фор­ми­рова­ния ин­сти­тутов (по­лити­чес­кая ин­же­нерия, или це­ленап­равлен­ное ин­сти­туци­ональ­ное стро­итель­ство) соз­да­ют толь­ко од­ну мо­дель по­лити­чес­кой ин­сти­туци­она­лиза­ции. В ее рам­ках воз­ни­ка­ют фор­маль­ные струк­ту­ры по­лити­чес­ких сис­тем треть­ей вол­ны де­мок­ра­тиза­ции.

Дру­гая мо­дель – ус­та­нов­ле­ние и ин­сти­туци­она­лиза­ция не­фор­маль­ных прак­тик и пра­вил по­лити­чес­кой иг­ры. В де­фек­тных де­мок­ра­ти­ях по­доб­ная мо­дель не прос­то до­пол­ня­ет фор­маль­но ле­гити­миро­ван­ный про­цесс ин­сти­туци­она­лиза­ции. Она мо­жет да­же – в за­виси­мос­ти от ха­рак­те­ра не­фор­маль­ных ин­сти­тутов – про­тиво­речить фор­маль­ной ин­сти­туци­она­лиза­ции. Мы ут­вер­жда­ем, что при­чиной пов­режде­ния ли­бераль­но-кон­сти­туци­ональ­ных, ле­гитим­ных и ле­галь­но ус­та­нов­ленных норм час­то яв­ля­ет­ся вы­тес­не­ние фор­маль­ных ин­сти­тутов не­фор­маль­ны­ми пра­вила­ми. Та­кая «де­фор­ма­лиза­ция» по­лити­чес­ких про­цедур и пра­вил при­нятия ре­шений воз­ни­ка­ет преж­де все­го вследс­твие со­чета­ния двух фак­то­ров, ухо­дящих кор­ня­ми в до­демок­ра­тичес­кое прош­лое: а) ав­то­ритар­но­го нас­ле­дия не­фор­маль­ных прак­тик и б) ак­ку­муля­ции эко­номи­чес­ких и по­лити­чес­ких проб­лем пос­тавто­ритар­ной сис­те­мы, пе­рене­сен­ных из ав­то­ритар­ной фа­зы. Оба этих фак­то­ра соз­да­ют бла­гоп­ри­ят­ные ус­ло­вия для не­либе­раль­ной тран­сфор­ма­ции ли­бераль­но-де­мок­ра­тичес­ких ин­сти­тутов, ко­торая осу­щест­вля­ет­ся, как пра­вило, не­фор­маль­ным об­ра­зом и ве­дет к пре­об­ла­данию не­фор­маль­ных прак­тик. Они су­щес­тву­ют па­рал­лель­но и уси­лива­ют друг дру­га.

Ав­то­ритар­ное нас­ле­дие не­фор­маль­ных прак­тик

Не­фор­маль­ные по­лити­чес­кие се­ти, ко­торые не уве­личи­ва­ют, а умень­ша­ют дей­ствен­ность фор­маль­ных де­мок­ра­тичес­ких ин­сти­тутов в де­фек­тных де­мок­ра­ти­ях, не­ред­ко бы­ва­ют ре­зуль­та­том эво­люции ин­сти­тутов ав­токра­тичес­ко­го ре­жима. Для це­лого ря­да та­ких ре­жимов Вос­точной Азии (Юж­ная Ко­рея, Тай­вань, Ки­тай) (Cheng, Womack, 1996; Kim, 1997; Heilmann, 1998) и Вос­точной Ев­ро­пы (Рос­сия, Вен­грия) (von Beyme, 1994; Kurtan, 1998; Stykow, 1998) ха­рак­терны плот­ное спле­тение кли­ен­те­лист­ских и пер­со­налист­ских се­тей, не­фор­маль­ные «ре­жимы дав­ле­ния» (Brie, Stykow, 1995) и лоб­би­рова­ние внут­ри го­сударс­твен­но­го ап­па­рата. По­доб­ные не­фор­маль­ные ме­ханиз­мы в ка­кой-то ме­ре иг­ра­ли роль «фун­кци­ональ­ных эк­ви­вален­тов». Они, по край­ней ме­ре от­части, обес­пе­чива­ли эф­фектив­ные фор­мы ком­му­ника­ции, опос­ре­дова­ния ин­те­ресов и ре­али­зации ре­шений. Они ком­пенси­рова­ли, со­от­ветс­твен­но, не­эф­фектив­ность фор­маль­ных струк­тур и ин­сти­тутов ав­то­ритар­ных ре­жимов. Фун­кци­ональ­ная сла­бость фор­маль­ных ин­сти­тутов соз­да­вала бла­гоп­ри­ят­ные ус­ло­вия для раз­ви­тия не­фор­маль­ных ин­сти­тутов.

В свя­зи с этим в мо­лодых де­мок­ра­ти­ях рас­тет кон­фликтный по­тен­ци­ал меж­ду ста­рыми (пе­реда­ющи­мися из по­коле­ния в по­коле­ние) и но­выми ин­сти­тута­ми. Как следс­твие по­доб­ной проб­ле­мы ин­сти­туци­ональ­ной адап­та­ции (Sreit, Mummert, 1996) по­выша­ют­ся зат­ра­ты на ус­та­нов­ле­ние ин­сти­тутов ли­бераль­но-де­мок­ра­тичес­ко­го пра­вово­го го­сударс­тва. Та­кие ин­сти­туты час­тично раз­ру­ша­ют­ся сра­зу же пос­ле их вве­дения. Ин­сти­туци­ональ­ные ре­фор­мы во мно­гом не сра­баты­ва­ют, пос­коль­ку по­лити­чес­кие ак­то­ры «не при­нима­ют их как ре­фор­мы пра­вил, а вы­бира­ют аль­тер­на­тив­ные ти­пы ко­ор­ди­нации вза­имо­дей­ствия меж­ду го­сударс­твен­ны­ми и не­госу­дарс­твен­ны­ми пар­тне­рами (в том чис­ле меж­ду со­бой)» (Brie, Stykow, 1995).

Та­ким об­ра­зом, по­лити­чес­кие и эко­номи­чес­кие ак­то­ры в но­вых де­мок­ра­ти­ях вмес­то соб­лю­дения фор­маль­ных пра­вил не­ред­ко пред­по­чита­ют сле­довать из­вес­тным не­фор­маль­ным нор­мам и прак­ти­кам. Фун­кци­они­рова­нию мо­лодых ин­сти­тутов ме­ша­ет «длин­ная ру­ка прош­ло­го» (Offe, 1995). Чем быс­трее ста­рым по­лити­чес­ким и эко­номи­чес­ким эли­там уда­ет­ся зак­ре­пить­ся на зна­чимых по­зици­ях в но­вой по­лити­чес­кой и эко­номи­чес­кой жиз­ни и ор­га­низо­вать в ней мощ­ные груп­пы ин­те­ресов, тем ве­ро­ят­нее по­доб­ный сце­нарий (Kaufman, 1997).

Не­фор­маль­ные ин­сти­туты как ре­зуль­тат ра­ци­ональ­ных дей­ствий

…Не­фор­маль­ные ин­сти­туты, от­ве­ча­ющие до­мини­ру­ющим не­либе­раль­ным тен­денци­ям мо­лодых де­мок­ра­тий, ста­новят­ся не пря­мым следс­тви­ем ав­токра­тичес­ко­го нас­ле­дия, а ско­рее ито­гом ра­ци­ональ­ных стра­тегий ак­то­ров. Речь идет о та­ких прак­ти­ках, как пер­со­нализм, кли­ен­те­лизм, все­объ­ем­лю­щая кор­рупция или кар­те­ли ак­то­ров, воз­ни­ка­ющие вне кон­сти­туци­он­ных ра­мок. Это про­ис­хо­дит преж­де все­го тог­да, ког­да не­дав­но воз­никшие де­мок­ра­тии ока­зыва­ют­ся в эко­номи­чес­ком, по­лити­чес­ком и/или со­ци­аль­ном кри­зисе и ак­то­ры вы­нуж­де­ны дей­ство­вать в ус­ло­ви­ях вы­сокой эко­номи­чес­кой и по­лити­чес­кой не­оп­ре­делен­ности. В си­ту­ации не­оп­ре­делен­ности не­фор­маль­ные пра­вила поз­во­ля­ют ак­то­рам сни­зить из­дер­жки неп­рогно­зиру­емых ак­ций. Для по­доб­ных си­ту­аций ха­рак­терны, в час­тнос­ти, от­сутс­твие у бю­рок­ра­тии тех­но­логий эф­фектив­но­го осу­щест­вле­ния, тол­ко­вания и сан­кци­они­рова­ния но­вых (ус­та­нов­ленных за­коном) пра­вил, нес­по­соб­ность по­лити­чес­ких пар­тий соз­да­вать ста­биль­ное боль­шинс­тво, не­готов­ность пар­ла­мен­тов, пра­витель­ств и ад­ми­нис­тра­ций дей­ство­вать при ру­тини­зации ме­ханиз­мов при­нятия ре­шений, кор­румпи­рован­ность или бес­по­мощ­ность пра­вовой сис­те­мы. Ког­да не­яс­но, нас­коль­ко ре­зуль­та­тив­ны но­вые де­мок­ра­тичес­кие и кон­сти­туци­он­но-пра­вовые ин­сти­туты, сти­мулы для соз­да­ния не­фор­маль­ных пра­вил ока­зыва­ют­ся осо­бен­но силь­ны­ми, а зат­ра­ты на дей­ствия, раз­ру­ша­ющие нор­мы пра­вово­го и кон­сти­туци­он­но­го го­сударс­тва, – осо­бен­но низ­ки­ми.

По­доб­ные пра­вила мо­гут ус­та­новить­ся как вне ра­мок фор­маль­ных ин­сти­тутов («па­рал­лель­ные ин­сти­туты»), так и внут­ри них. Не­фор­маль­ные дей­ствия в рам­ках фор­маль­ных де­мок­ра­тичес­ких ин­сти­тутов поз­во­ля­ют ак­то­рам ком­би­ниро­вать вы­годы от не­фор­маль­но­го ус­трой­ства (ис­клю­чение внеш­них ак­то­ров, га­ран­ти­рован­ность ожи­даний и вы­сокая гиб­кость при при­нятии ре­шений) с вы­года­ми фор­маль­ных де­мок­ра­тичес­ких ин­сти­тутов (де­мок­ра­тичес­кая ле­гитим­ность) (Brie, 1996; 1997). В ко­неч­ном ито­ге нап­ря­жение меж­ду фор­маль­ны­ми ин­сти­тута­ми и не­фор­маль­ны­ми пра­вила­ми мо­жет дос­тичь та­кого уров­ня, что воз­никнут иные фор­маль­ные пра­вила, бо­лее со­от­ветс­тву­ющие уже су­щес­тву­ющим не­фор­маль­ным прак­ти­кам и от­ве­ча­ющие пот­ребнос­тям и ин­те­ресам зна­чимых ак­то­ров…

Что­бы по­яс­нить наш ар­гу­мент, оп­ре­делим ис­поль­зу­емое на­ми по­нятие ин­сти­тутов. Мы при­дер­жи­ва­ем­ся ши­рокой ин­сти­туци­ональ­ной кон­цепции, ко­торая вби­ра­ет в се­бя раз­личные те­чения не­оин­сти­туци­она­лиз­ма (в ос­новном Riker, 1980; Williamson, 1985; North, 1992). Ин­сти­туты пред­став­ля­ют со­бой от­но­ситель­но дол­го­веч­ные и нор­ма­тив­ные об­разцы со­ци­аль­ных свя­зей, ко­торые счи­та­ют­ся ле­гитим­ны­ми и об­ла­да­ют по­тен­ци­алом для ре­шения проб­лем и ре­гули­рова­ния че­лове­чес­ких от­но­шений: «Ин­сти­туты – это пра­вила иг­ры в об­щес­тве или, вы­ража­ясь фор­маль­но, соз­данные людь­ми пра­вила, ог­ра­ничи­ва­ющие их вза­имо­дей­ствие» (North, 1992). В ка­чес­тве по­лити­чес­ких ин­сти­тутов мож­но рас­смат­ри­вать лю­бые ре­гуля­тив­ные эта­лоны, ко­торые слу­жат «ста­нов­ле­нию и осу­щест­вле­нию свя­зан­ных и рас­простра­ня­ющих­ся на все об­щес­тво ре­шений» (Goehler, 1994). Ин­сти­туты мо­гут быть зак­репле­ны за­коном, т. е. быть пра­вила­ми, ус­та­нов­ленны­ми в ре­зуль­та­те го­сударс­твен­ной мо­нопо­лии на при­мене­ние си­лы, ина­че го­воря – фор­маль­ны­ми ин­сти­тута­ми. В этом слу­чае для их быс­тро­го из­ме­нения тре­бу­ет­ся по­лити­чес­кое или су­деб­ное ре­шение (North, 1992). Од­на­ко по­лити­чес­кие ин­сти­туты воз­ни­ка­ют не толь­ко че­рез по­лити­чес­кие, ад­ми­нис­тра­тив­ные или су­деб­ные ре­шения. Они мо­гут воз­ни­кать и эво­люци­он­но, на ос­но­ве ре­гуляр­ных вза­имо­дей­ствий меж­ду ин­ди­виду­аль­ны­ми, кол­лектив­ны­ми или кор­по­ратив­ны­ми ак­то­рами без обя­затель­но­го фор­маль­но­го пра­вово­го пред­пи­сания («не­фор­маль­ные ин­сти­туты»). Тем са­мым об­щес­тва, пред­на­мерен­но или не­ча­ян­но, вос­про­из­во­дят су­щес­тву­ющую ин­сти­туци­ональ­ную мо­дель. В лю­бом слу­чае ин­сти­туты слу­жат для ус­та­нов­ле­ния ста­биль­но­го по­ряд­ка, где они сни­зят не­оп­ре­делен­ность вза­имо­дей­ствия меж­ду людь­ми, сде­лав по­лити­чес­кие и со­ци­аль­ные тран­сакци­он­ные из­дер­жки под­да­ющи­мися уче­ту и ми­ними­зации (North, 1992; Richter, Furubotn, 1996).

Итак, фор­маль­ные и не­фор­маль­ные пра­вила мож­но оп­ре­делить и раз­гра­ничить сле­ду­ющим об­ра­зом. Фор­маль­ные ин­сти­туты – это кон­сти­туции, ус­та­вы, за­коны и ад­ми­нис­тра­тив­ные нор­мы. Они де­тер­ми­ниру­ют фор­маль­ные струк­ту­ры по­лити­чес­кой сис­те­мы и ме­ханиз­мы ле­гитим­ной влас­ти. Го­сударс­твен­ные ин­сти­туты га­ран­ти­ру­ют соб­лю­дение фор­маль­ных пра­вил средс­тва­ми убеж­де­ния (в иде­але) или же уг­роз и сан­кций. К не­фор­маль­ным ин­сти­тутам от­но­сят­ся тра­диции, обы­чаи, мо­раль­ные цен­ности, ре­лиги­оз­ные убеж­де­ния, се­ти и дру­гие нор­мы об­ще­ния дол­госроч­но­го ха­рак­те­ра. Ес­ли фор­маль­ные пра­вила воз­ни­ка­ют, из­ме­ня­ют­ся и внед­ря­ют­ся пу­тем на­саж­де­ния из­вне, не­фор­маль­ные вы­рас­та­ют на ос­но­ве са­мо­ор­га­низу­ющей­ся ди­нами­ки со­ци­аль­но­го вза­имо­дей­ствия (см. Pejovich, 1998; Brie, 1998). В слу­чае фор­маль­ных ин­сти­тутов ус­та­нов­ле­ни­ем и внед­ре­ни­ем пра­вил, а так­же прес­ле­дова­ни­ем за их на­руше­ние, за­нима­ет­ся го­сударс­тво. Не­фор­маль­ные ин­сти­туты, нап­ро­тив, ге­нери­ру­ют­ся со­ци­аль­но. Не­оди­нако­вы и их при­тяза­ния на зна­чимость. Фор­маль­ные ин­сти­туты пре­тен­ду­ют на об­щую зна­чимость, не­фор­маль­ные – лишь на пар­ти­куляр­ную (North, 1992; Brie, 1996). Фор­маль­ные про­цес­сы при­нятия ре­шений про­тека­ют в бю­рок­ра­тизи­рован­ных ин­стан­ци­ях и в со­от­ветс­твии с ус­та­нов­ленны­ми про­цеду­рами. Не­фор­маль­ные – пе­реме­ща­ют­ся из этих ин­стан­ций в па­рал­лель­ные струк­ту­ры и осу­щест­вля­ют­ся в ви­де «сис­те­мы пе­рего­воров» учас­тву­ющих ак­то­ров (Mayntz, 1998).

Не­фор­маль­ные пра­вила по­лити­чес­кой иг­ры су­щес­тву­ют внут­ри и вне фор­маль­ных ин­сти­тутов, ус­та­нав­ли­ва­ющих гра­ницы для при­нятия обя­затель­ных ре­шений. Об­щность не­фор­маль­ных ко­дек­сов и фор­маль­ных (пись­мен­но ко­дифи­циро­ван­ных) пра­вил иг­ры об­ра­зу­ет рам­ки по­лити­чес­ко­го вза­имо­дей­ствия. Эти рам­ки, как пра­вило, из­вес­тны его ак­то­рам и по­это­му, по край­ней ме­ре вре­мен­но, при­нима­ют­ся ими…

В ли­бераль­ных кон­сти­туци­он­но-пра­вовых де­мок­ра­ти­ях обе фор­мы ин­сти­тутов до­пол­ня­ют друг дру­га в том смыс­ле, что фор­маль­ные ин­сти­туты опи­ра­ют­ся на до­пол­ни­тель­ную под­дер­жку ин­сти­тутов не­фор­маль­ных (Brie, 1996). Это при­да­ет фор­маль­ным ин­сти­тутам де­мок­ра­тии гиб­кость и элас­тичность, ко­торые поз­во­ля­ют им прис­по­саб­ли­вать­ся к тре­бова­ни­ям об­щес­тва и по­лити­чес­ко­го про­цес­са (Schulze-Fielitz, 1998). Та­кая де­фор­ма­лиза­ция про­цес­са пе­рего­воров и трак­товки пра­вил не на­руша­ет ли­бераль­но­го кон­сти­туци­он­но-пра­вово­го со­дер­жа­ния де­мок­ра­тии до тех пор, по­ка «толь­ко ком­пе­тен­тные и ле­гити­миро­ван­ные кон­сти­туци­он­но-пра­вовым об­ра­зом ор­га­ны при­нима­ют окон­ча­тель­ные ре­шения» (Schulze-Fielitz, 1998). Не­фор­маль­ные ме­ханиз­мы здесь «под­пи­тыва­ют» де­мок­ра­тичес­кие ин­сти­туты, под­креп­ляя фор­ма­лизо­ван­ные по­лити­чес­кие про­цеду­ры и ре­аги­руя на со­ци­аль­ные из­ме­нения.

В де­фек­тных де­мок­ра­ти­ях не­фор­маль­ные пра­вила и об­разцы под­ры­ва­ют и ог­ра­ничи­ва­ют по­рядок фун­кци­они­рова­ния фор­маль­ных, де­мок­ра­тичес­ки ле­гити­миро­ван­ных ин­сти­тутов. Они на­руша­ют фун­кци­ональ­ные ко­ды фор­маль­ных ин­сти­тутов, ис­ка­жа­ют или вы­тес­ня­ют их как зна­чимые про­цеду­ры и прак­ти­ки при­нятия ре­шений. Не­фор­маль­ные ин­сти­туты внед­ря­ют­ся в обо­лоч­ку фор­маль­ных ин­сти­тутов и за­пол­ня­ют ее сог­ласно сво­ей фун­кци­ональ­ной ло­гике. На уров­не при­нятия ре­шений де­мок­ра­тия тог­да фун­кци­они­ру­ет в со­от­ветс­твии с не­леги­тими­рован­ны­ми не­фор­маль­ны­ми ин­сти­тута­ми и пра­вила­ми, ко­торые на­ходят­ся в про­тиво­речии с прин­ци­пами де­мок­ра­тичес­ко­го пра­вово­го го­сударс­тва. По­доб­ное за­меще­ние фор­маль­ных и де­мок­ра­тичес­ки ле­гити­миро­ван­ных ин­сти­тутов не­фор­маль­ны­ми пра­вила­ми дей­ствий мо­жет осу­щест­влять­ся как свер­ху, так и сни­зу. Оно про­ис­хо­дит свер­ху, ког­да из­бран­ная де­мок­ра­тичес­ким пу­тем ис­полни­тель­ная власть рас­ши­ря­ет свои пре­рога­тивы за счет кон­сти­туци­он­ных сдер­жек и про­тиво­весов. Ког­да же сла­бое граж­дан­ское об­щес­тво со сла­бо ак­ку­мули­рован­ным «со­ци­аль­ным ка­пита­лом» (Putnam, 1993), но вы­соким по­тен­ци­алом на­силия, вза­им­ным не­дове­ри­ем и ши­роким рас­простра­нени­ем кор­рупции и тра­диций кли­ен­те­лиз­ма пре­неб­ре­га­ет ин­сти­туци­ональ­ны­ми пра­вила­ми, ли­ша­ет ин­сти­туты их вли­яния или «ко­лони­зиру­ет» их в час­тных ин­те­ресах, дан­ный про­цесс идет сни­зу.

Это раз­де­ление не толь­ко ана­лити­чес­кое. Вмес­те с тем на прак­ти­ке не­фор­маль­ные ог­ра­ниче­ния «свер­ху» за­час­тую сме­шива­ют­ся с те­ми, что по­яв­ля­ют­ся «сни­зу», и на­обо­рот. Ре­зуль­та­том та­кого сме­шения мо­гут стать де­фек­тные де­мок­ра­тии, в ко­торых сег­менты по­лити­чес­ких элит со­сущес­тву­ют с сег­мента­ми об­щес­тва пос­редс­твом не­фор­маль­ных, но ста­биль­ных сим­во­личес­ко-кли­ен­те­лист­ских свя­зей. Кон­сти­туци­он­но пред­пи­сан­ные ме­ханиз­мы пред­ста­витель­ства ока­зыва­ют­ся вы­холо­щен­ны­ми и час­тично ли­бо вре­мен­но ут­ра­чива­ют си­лу. В этом слу­чае де­фор­ма­лиза­ция при­нятия по­лити­чес­ких ре­шений ли­ша­ет де­мос его су­вере­ните­та, га­ран­ти­рован­но­го пред­ста­витель­ством.

Раз­дел VI Го­сударс­тво как по­лити­чес­кий ин­сти­тут

Го­сударс­тво – важ­ней­ший из по­лити­чес­ких ин­сти­тутов. В сов­ре­мен­ной по­лити­чес­кой на­уке уче­ные об­ра­ща­ют вни­мание как на раз­личные спо­собы рас­пре­деле­ния ком­пе­тен­ции меж­ду цен­траль­ны­ми и ре­ги­ональ­ны­ми ор­га­нами влас­ти, ко­торые по­рож­да­ют раз­ные ад­ми­нис­тра­тив­но-тер­ри­тори­аль­ные спо­собы ор­га­низа­ции го­сударс­твен­ной влас­ти (фор­мы го­сударс­твен­но­го ус­трой­ства), так и на раз­личные спо­собы фор­ми­рова­ния цен­траль­ных ор­га­нов влас­ти и рас­пре­деле­ния пол­но­мочий меж­ду ни­ми, что при­водит к воз­никно­вению раз­личных форм прав­ле­ния.

В пред­став­ля­емом раз­де­ле на­шего из­да­ния мы при­водим фраг­мент ра­боты Д. Дж. Элей­зе­ра – ди­рек­то­ра Цен­тра по изу­чению фе­дера­лиз­ма Темплско­го уни­вер­си­тета и пре­зиден­та-ос­но­вате­ля Меж­ду­народ­ной ас­со­ци­ации цен­тров по ис­сле­дова­нию фе­дера­лиз­ма. Аме­рикан­ский по­лито­лог счи­та­ет­ся ав­то­ритет­ней­шим спе­ци­алис­том в об­ласти ис­сле­дова­ния фе­дера­лиз­ма. Пред­ла­га­емая вни­манию чи­тате­ля ра­бота ин­те­рес­на преж­де все­го де­таль­ным ана­лизом прин­ци­пов фе­дера­тив­но­го го­сударс­твен­но­го ус­трой­ства и мо­делей фе­дера­лиз­ма. Ин­те­рес пред­став­ля­ет и ана­лиз уг­роз и вы­зовов фе­дера­лиз­му, сре­ди ко­торых Элей­зер на­зыва­ет как по­лити­чес­кие си­лы, выс­ту­па­ющие с уни­тарист­ских по­зиций, так и си­лы, ори­ен­ти­рован­ные на фраг­менти­зацию го­сударс­тва.

В сбор­ник вош­ли от­рывки из ра­бот Мэттью С. Шу­гар­та и Джо­на М. Кэр­ри, Фре­да Риг­гса, Ху­ана Дж. Лин­ца, пос­вя­щен­ные ана­лизу раз­личных форм прав­ле­ния. Точ­ки зре­ния из­вес­тных по­лито­логов от­ра­жа­ют ту дис­куссию, ко­торая раз­верну­лась в по­лити­чес­кой на­уке по воп­ро­су кри­тери­ев, дос­то­инств и не­дос­татков пре­зидент­ской, пар­ла­мент­ской и по­луп­ре­зидент­ской рес­публик. В ра­ботах X. Лин­ца, М. Шу­гар­та и Дж. Кэр­ри не­пос­редс­твен­но от­ме­ча­ют­ся ин­сти­туци­ональ­ные не­дос­татки пре­зидент­ской фор­мы прав­ле­ния. Ме­тодо­логия их ана­лиза поз­во­ля­ет об­на­ружить плю­сы и ми­нусы дру­гих форм прав­ле­ния. Дос­то­инс­твом дан­ных ра­бот яв­ля­ет­ся то, что они не прос­то фик­си­ру­ют те или иные фак­ты, но поз­во­ля­ют прог­но­зиро­вать по­лити­чес­кие пос­ледс­твия кон­сти­туци­он­но­го стро­итель­ства, осо­бен­но в стра­нах, иду­щих по пу­ти де­мок­ра­тиза­ции.

Д. Дж. Элей­зер. Срав­ни­тель­ный фе­дера­лизм [38]

Дол­гие го­ды фе­дера­лизм счи­тал­ся объ­ек­том, не зас­лу­жива­ющим вни­мания по­лито­логов, раз­ве что в ка­чес­тве сис­те­мы вза­имо­от­но­шений меж­ду пра­витель­ства­ми раз­личных уров­ней в осо­бых – фе­дера­тив­ных – об­ра­зова­ни­ях, в пер­вую оче­редь в Со­еди­нен­ных Шта­тах. Од­на­ко в пос­леднее вре­мя он прев­ра­тил­ся в важ­ней­шую проб­ле­му ми­ровой по­лити­ки и, со­от­ветс­твен­но, по­лити­чес­кой на­уки. По­нятие «фе­дера­лизм» име­ет два зна­чения. В уз­ком смыс­ле оно обоз­на­ча­ет вза­имо­от­но­шения меж­ду раз­личны­ми пра­витель­ствен­ны­ми уров­ня­ми, в бо­лее ши­роком – со­чета­ние са­мо­уп­равле­ния и до­лево­го прав­ле­ния че­рез кон­сти­туци­он­ное со­учас­тие во влас­ти на ос­но­ве де­цен­тра­лиза­ции.

Ти­поло­гия фе­дера­лиз­ма

Ста­новит­ся все бо­лее оче­вид­ным, что сам фе­дера­лизм, ес­ли ис­поль­зо­вать взя­тую из би­оло­гии ана­логию, яв­ля­ет­ся ро­довым по­няти­ем и вклю­ча­ет в се­бя нес­коль­ко под­ви­дов. Пер­вый из них (имен­но его, как пра­вило, име­ют се­год­ня в ви­ду, ког­да го­ворят о фе­дера­лиз­ме) – фе­дера­ция (federation) – пред­став­ля­ет со­бой фор­му ор­га­низа­ции го­сударс­твен­ной влас­ти, глав­ные прин­ци­пы ко­торой бы­ли сфор­му­лиро­ваны от­ца­ми-ос­но­вате­лями Со­еди­нен­ных Шта­тов в Кон­сти­туции 1787 г. Фе­дера­ция пред­по­лага­ет уч­режде­ние еди­ного цен­траль­но­го пра­витель­ства, в пре­делах ох­ва­та ко­торо­го фор­ми­ру­ет­ся по­ли-тия, а сос­тавля­ющие ее еди­ницы по­луча­ют пра­во, с од­ной сто­роны, на са­мо­уп­равле­ние, с дру­гой – на со­учас­тие в об­щем кон­сти­туци­он­ном уп­равле­нии об­ра­зова­ни­ем в це­лом. Пол­но­мочия цен­траль­но­го пра­витель­ства де­леги­ру­ют­ся ему на­селе­ни­ем всех сос­тавля­ющих по­литик» еди­ниц. Оно име­ет пря­мой вы­ход на граж­дан стра­ны и вер­ховную власть в сфе­рах, от­не­сен­ных к его ком­пе­тен­ции. Для рос­пуска фе­дера­ции тре­бу­ет­ся сог­ла­сие всех или боль­шинс­тва вхо­дящих в нее еди­ниц. К клас­си­чес­ким сов­ре­мен­ным фе­дера­ци­ям мож­но от­нести США, Швей­ца­рию и Ка­наду.

Вто­рой под­вид – кон­фе­дера­ция (confederation) – был об­щеприз­нанной фор­мой фе­дера­лиз­ма до 1787 г. При кон­фе­дера­тив­ном ус­трой­стве объ­еди­нив­ши­еся еди­ницы об­ра­зу­ют со­юз, но в зна­читель­ной сте­пени сох­ра­ня­ют свои су­вере­нитет и за­коно­датель­ные пол­но­мочия. Они ус­та­нав­ли­ва­ют и под­держи­ва­ют пос­то­ян­ный кон­троль над цен­траль­ным пра­витель­ством, ко­торое мо­жет дос­тичь уров­ня прос­тых граж­дан, толь­ко дей­ствуя че­рез эти еди­ницы. Для вы­хода из сос­та­ва кон­фе­дера­ции ка­ких-то ее чле­нов не тре­бу­ет­ся сог­ла­сия ос­таль­ных – по­доб­ное пра­во фик­си­ру­ет­ся при зак­лю­чении из­на­чаль­но­го кон­сти­туци­он­но­го сог­ла­шения. Клас­си­чес­кие об­разцы кон­фе­дера­ции – Ахей­ский со­юз [39] и Рес­публи­ка Со­еди­нен­ных про­вин­ций. [40] Луч­шим при­мером сов­ре­мен­ной кон­фе­дера­ции мо­жет слу­жить Ев­ро­пей­ский Со­юз.

Тре­тий под­вид – фе­дера­тизм (federacy) – асим­метрич­ные вза­имо­от­но­шения меж­ду фе­дери­рован­ным го­сударс­твом и бо­лее круп­ной фе­дера­тив­ной дер­жа­вой. В этом слу­чае ос­но­вой под­держа­ния со­юза яв­ля­ет­ся сох­ра­нение фе­дери­рован­ным го­сударс­твом ши­рокой внут­ренней ав­то­номии при от­ка­зе от не­кото­рых форм учас­тия в уп­равле­нии фе­дера­тив­ным об­ра­зова­ни­ем. В Со­еди­нен­ных Шта­тах по­доб­ное ус­трой­ство на­зыва­ет­ся «сод­ру­жес­твом» (commonwealt). Имен­но та­ким об­ра­зом пос­тро­ены вза­имо­от­но­шения этой стра­ны с Пу­эр­то-Ри­ко и Гу­амом.

Чет­вертый под­вид – ас­со­ци­иро­ван­ная го­сударс­твен­ность (associated statehood) – схо­ден с опи­сан­ным вы­ше в той же сте­пени, в ка­кой кон­фе­дера­ция сход­на с фе­дера­ци­ей. И в том и в дру­гом слу­чае от­но­шения асим­метрич­ны, но при ас­со­ци­иро­ван­ной го­сударс­твен­ности фе­дери­рован­ное го­сударс­тво в мень­шей сте­пени свя­зано с фе­дера­тив­ной дер­жа­вой, и в кон­сти­туции, офор­мля­ющей вза­имо­от­но­шения сто­рон, как пра­вило, пре­дус­мотре­на воз­можность раз­ры­ва су­щес­тву­ющих меж­ду ни­ми уз при ка­ких-то спе­ци­аль­но ого­ворен­ных ус­ло­ви­ях. По­доб­но­го ро­да вза­имо­от­но­шения ус­та­нов­ле­ны меж­ду Со­еди­нен­ны­ми Шта­тами, с од­ной сто­роны, и Фе­дери­рован­ны­ми Шта­тами Мик­ро­незии и Мар­шалло­выми ос­тро­вами – с дру­гой.

По­мимо уже наз­ванных су­щес­тву­ют и дру­гие – ква­зифе­дера­тив­ные – фор­мы, в том чис­ле:

1) унии (нап­ри­мер, Со­еди­нен­ное Ко­ролевс­тво Ве­ликоб­ри­тании и Се­вер­ной Ир­ландии);

2) ли­ги (нап­ри­мер, Ас­со­ци­ация го­сударств Юго-Вос­точной Азии);

3) кон­до­мини­умы (нап­ри­мер, Ан­дорра под сов­мес­тным про­тек­то­ратом Фран­ции и Ур­хель­ско­го епис­ко­па (Ис­па­ния);

4) кон­сти­туци­ональ­ная ре­ги­она­лиза­ция (нап­ри­мер, Ита­лия);

5) кон­сти­туци­ональ­ное са­мо­уп­равле­ние (нап­ри­мер, Япо­ния).

Каж­дая из дан­ных форм или кон­крет­ных их ва­ри­аций пред­ла­га­ет свое собс­твен­ное ре­шение не­ких спе­цифи­чес­ких проб­лем уп­равле­ния, вста­ющих в этом ми­ре, но все они приз­ва­ны най­ти пу­ти, поз­во­ля­ющие обес­пе­чить со­чета­ние еди­ного уп­равле­ния по­лити­ей в це­лом с дос­та­точ­ным уров­нем са­мо­уп­равле­ния ее час­тей и/или до­бить­ся соз­да­ния сис­те­мы со­учас­тия во влас­ти с тем, что­бы спо­собс­тво­вать де­мок­ра­тичес­ко­му са­мо­уп­равле­нию все­го го­сударс­тва ли­бо его сос­тавля­ющих. В XX сто­летии (на­чало это­му про­цес­су бы­ло по­ложе­но Ок­тябрь­ской ре­волю­ци­ей в Рос­сии) не­кото­рые то­тали­тар­ные ре­жимы, стре­мясь ук­ре­пить свою власть, вос­поль­зо­вались тем, что они на­зыва­ли фе­дера­лиз­мом, пре­дос­та­вив ми­нималь­но не­об­хо­димый уро­вень куль­тур­ной ав­то­номии про­жива­ющим на их тер­ри­тории эт­ни­чес­ким груп­пам. В пос­ле­ду­ющие го­ды меж­ду ис­сле­дова­теля­ми фе­дера­лиз­ма раз­верну­лись дис­куссии о том, есть ли дей­стви­тель­ные ос­но­вания рас­смат­ри­вать по­доб­ные фор­мы в рам­ках то­тали­тар­ных сис­тем в ка­чес­тве фе­дера­тив­ных. Часть уче­ных ут­вер­жда­ла, что пос­коль­ку по са­мой сво­ей су­ти фе­дера­лизм – это средс­тво ук­репле­ния де­мок­ра­тичес­ко­го рес­публи­каниз­ма, пред­по­лага­юще­го раз­де­ление влас­тей, то­тали­тар­ные сис­те­мы, не­отъ­ем­ле­мой чер­той ко­торых яв­ля­ет­ся неп­ри­ятие раз­де­ления влас­тей в ка­кой бы то ни бы­ло фор­ме, не мо­гут быть под­линно фе­дера­тив­ны­ми. Дру­гие, не от­ри­цая спра­вед­ли­вос­ти по­доб­ных ут­вер­жде­ний, до­казы­вали, что воз­дей­ствие фе­дера­лиз­ма, да­же ес­ли тот был за­думан в ка­чес­тве шир­мы, при­да­ет оп­ре­делен­но­го ро­да ин­сти­туци­ональ­но-кон­сти­туци­он­ную си­лу мес­тным эт­ни­чес­ко-тер­ри­тори­аль­ным ин­те­ресам, поз­во­ляя им сох­ра­нять­ся хо­тя бы в ог­ра­ничен­ном ви­де. Как по­каза­ло даль­ней­шее раз­ви­тие со­бытий, пра­вы бы­ли и те и дру­гие.

Сто­ило пасть то­тали­тар­ным ре­жимам, СССР, Че­хос­ло­вакия и да­же Югос­ла­вия, где ре­жим был от­но­ситель­но мяг­ким, рас­ко­лолись, и по мень­шей ме­ре в двух слу­ча­ях из трех этот рас­кол пов­лек за со­бой кро­воп­ро­литие. В то же са­мое вре­мя фор­ми­рова­ние на тер­ри­тории рас­павших­ся об­ра­зова­ний но­вых го­сударств про­ис­хо­дило в рам­ках ус­та­нов­ленных ра­нее фе­дераль­ных гра­ниц и пре­под­но­силось как об­ре­тение каж­дой из вхо­див­ших в сос­тав фе­дера­ции эт­ни­чес­ких еди­ниц су­вере­ните­та и не­зави­симос­ти. Не­сом­ненно так­же, что для ус­та­нов­ле­ния и/или под­держа­ния ми­ра – по край­ней ме­ре в двух слу­ча­ях из трех наз­ванных – пот­ре­бу­ют­ся ка­кие-то аль­тер­на­тив­ные фе­дера­лист­ские ре­шения.

Из все­го вы­шес­ка­зан­но­го сле­ду­ет, что в сво­ей ос­но­ве фе­дера­лизм – это воп­рос вза­имо­от­но­шений. Он воп­ло­ща­ет­ся в кон­сти­туци­ях и ин­сти­тутах, струк­ту­рах и фун­кци­ях, но в ко­неч­ном сче­те име­ют зна­чение имен­но вза­имо­от­но­шения.

Срав­ни­тель­ный ана­лиз фе­дера­лиз­ма

…Хо­рошо из­вес­тно, что не бы­ва­ет аб­со­лют­но оди­нако­вых фе­дера­тив­ных сис­тем; в каж­дой из них дос­тигну­то свое со­от­но­шение со­учас­тия во влас­ти и ее раз­де­ления. Так, в от­ли­чие от гер­ма­но­языч­ных стран, где ши­рота пол­но­мочий цен­траль­ных пра­витель­ств обыч­но урав­но­веши­ва­ет­ся пе­реда­чей ин­сти­тутам фе­дери­рован­ных еди­ниц фун­кций уп­равле­ния не­пос­редс­твен­ной ре­али­заци­ей этих пол­но­мочий, в ан­гло­языч­ных фе­дера­тив­ных сис­те­мах важ­ней­шие кон­сти­туци­он­ные фун­кции, как пра­вило, осу­щест­вля­ют­ся раз­дель­ны­ми для каж­до­го уров­ня уп­равле­ния ин­сти­тута­ми. Это од­на из при­чин, по­чему ин­сти­туты, ме­ханиз­мы и про­цеду­ры од­ной фе­дера­тив­ной сис­те­мы так труд­но пе­реса­дить в дру­гую, пред­ва­ритель­но не вне­ся в них су­щес­твен­ные из­ме­нения, ко­торые поз­во­лили бы прис­по­собить их к иным ус­ло­ви­ям.

Весь­ма раз­нятся меж­ду со­бой и ти­пы об­ще­го ба­лан­са или ис­ко­мого со­от­но­шения со­учас­тия во влас­ти и ее раз­де­ления, при­сущие фе­дера­ци­ям и кон­фе­дера­ци­ям, сим­метрич­ным и асим­метрич­ным фе­дера­тив­ным об­ра­зова­ни­ям, а так­же иным фор­мам фе­дера­тив­но­го ус­трой­ства. Дру­гими сло­вами, силь­ный Ев­ро­пей­ский Со­юз – это не Со­еди­нен­ные Шта­ты Ев­ро­пы. В пер­вом слу­чае мы име­ем де­ло с кон­фе­дера­ци­ей, во вто­ром – речь шла бы о фе­дера­ции, т. е. о сов­сем ином ти­пе фе­дера­тив­но­го ус­трой­ства. Бо­лее то­го, в све­те ев­ро­пей­ской по­лити­чес­кой куль­ту­ры Со­еди­нен­ные Шта­ты Ев­ро­пы бы­ли бы го­раз­до бо­лее бю­рок­ра­тизи­рован­ным и ори­ен­ти­рован­ным на ис­полни­тель­ную власть го­сударс­твом, чем Со­еди­нен­ные Шта­ты Аме­рики. Этот факт дол­жен сыг­рать свою роль при ре­шении воп­ро­са о том, пре­об­ра­зовы­вать ли ЕС в фе­дера­цию или нет.

Что мы уже зна­ем о фе­дера­лиз­ме

Что же уда­лось уз­нать в хо­де про­веде­ния меж­ду­народ­ных срав­ни­тель­ных ис­сле­дова­ний фе­дера­лиз­ма? На­бор об­щеприз­нанных на се­год­ня по­ложе­ний в этой об­ласти мож­но свес­ти при­мер­но к сле­ду­юще­му.

1. Жиз­ненно важ­ным для идеи фе­дера­лиз­ма яв­ля­ет­ся на­личие граж­дан­ско­го об­щес­тва. Под­твержде­ни­ем мо­жет слу­жить тот факт, что сов­ре­мен­ный фе­дера­лизм не про­яв­лялся до тех пор, по­ка идея граж­дан­ско­го об­щес­тва не ста­ла ос­но­вопо­лага­ющей для по­лити­чес­кой жиз­ни За­пада. Под граж­дан­ским об­щес­твом в дан­ном слу­чае по­нима­ет­ся по­лити­чес­кое и об­щес­твен­ное ус­трой­ство, при ко­тором го­сударс­тво об­рамля­ет об­щес­тво, но од­но ко­рен­ным об­ра­зом от­де­лено от дру­гого. Об­ласть об­щес­твен­но­го ог­ра­ничи­ва­ет сфе­ру рас­простра­нения го­сударс­тва, и при этом име­ет­ся дос­та­точ­ное по­ле, где гла­венс­тву­ет час­тная жизнь, ле­гитим­ная по сво­ему собс­твен­но­му пра­ву и ог­ражден­ная от не­обос­но­ван­но­го вме­шатель­ства го­сударс­тва. Следс­тви­ем все­го вы­шес­ка­зан­но­го яв­ля­ет­ся ог­ра­ничен­ное го­сударс­тво, где граж­да­не мо­гут са­ми до­бивать­ся для се­бя счастья, как они его по­нима­ют. У пра­витель­ства име­ет­ся дос­та­точ­но влас­ти для ре­гули­рова­ния тех сфер об­щес­твен­ной жиз­ни, в ко­торых мо­жет пот­ре­бовать­ся при­нуди­тель­ное вме­шатель­ство, но еще боль­шая часть об­щес­твен­ной жиз­ни ор­га­низу­ет­ся ин­ди­вида­ми, доб­ро­воль­но объ­еди­ня­ющи­мися для сот­рудни­чес­тва в дос­ти­жении об­щих це­лей. Граж­дан­ское об­щес­тво сос­то­ит из ин­ди­видов и их ас­со­ци­аций; фе­дера­тив­ное граж­дан­ское об­щес­тво пред­по­лага­ет на­личие ши­роко­го спек­тра та­ких ас­со­ци­аций, об­слу­жива­ющих мно­го­об­ра­зие по­лей боль­шей или мень­шей про­тяжен­ности, на ко­торые де­лит­ся граж­дан­ское об­щес­тво. На­ибо­лее раз­ви­тые фе­дера­тив­ные граж­дан­ские об­щес­тва от­верга­ют идею ма­тери­али­зован­но­го го­сударс­тва. Го­сударс­тво рас­смат­ри­ва­ет­ся как на­ибо­лее все­ох­ва­тыва­ющая ас­со­ци­ация, но не бо­лее то­го.

2. В по­лити­чес­кой те­ории ан­гло­языч­ных стран, и в пер­вую оче­редь в аме­рикан­ской те­ории фе­дера­лиз­ма, от­сутс­тву­ет по­нятие го­сударс­тва как та­ково­го. По­лити­чес­ки пол­новлас­тный на­род (как пра­вило, о нем го­ворят как о по­лити­чес­ки пол­новлас­тном во­лей Божь­ей) зак­лю­ча­ет до­говор о фор­ми­рова­нии по­лити­чес­ко­го со­об­щес­тва (body politic) или го­сударс­тва (commonwealth) и пос­редс­твом это­го или до­пол­ни­тель­но­го до­гово­ра уч­режда­ет все­воз­можные пра­витель­ства и пе­реда­ет им столь­ко влас­ти, сколь­ко счи­та­ет нуж­ным. Ни од­но пра­витель­ство не яв­ля­ет­ся пол­ностью су­верен­ным, оно об­ла­да­ет толь­ко те­ми пол­но­мочи­ями, ко­торые де­леги­рова­ны ему су­верен­ным на­родом, и по­тому воз­можно од­новре­мен­ное су­щес­тво­вание – ря­дом друг с дру­гом – нес­коль­ких пра­витель­ств сра­зу. Их ком­пе­тен­ции мо­гут час­тично сов­па­дать, ли­бо для каж­до­го из них мо­жет быть вы­делен собс­твен­ный сег­мент влас­тных пол­но­мочий в рам­ках об­ще­го це­лого, очер­ченных пра­витель­ства­ми с на­ибо­лее ши­роким по­лем ох­ва­та. Но в лю­бом слу­чае их вза­имо­от­но­шения дол­жны быть ор­га­низо­ваны на ос­но­ве над­ле­жащих прин­ци­пов и со­от­ветс­тву­ющей прак­ти­ки меж­пра­витель­ствен­ных от­но­шений.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 309 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2212 - | 2047 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.