Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


“ехнологии разработки программ досуговых меропри€тий

Ћекци€ 4

 

ќрганизаци€ досуга Ч традиционное направление де€тель≠ности школы и внешкольных учреждений, в том числе учреж≠дений дополнительного образовани€. ѕристальное внимание к сфере досуга обусловлено стремлением наполнить свободное врем€ ребенка видами и формами зан€тий, которые оказывали бы позитивное вли€ние на его индивидуальность, снижали ве≠ро€тность вовлечени€ в асоциальные группировки, преп€тство≠вали развитию вредных и опасных привычек и наклонностей. —ущественный вклад в обогащение потенциала свободного вре≠мени внос€т досуговые программы.

ƒосуговые программы Ч определение достаточно широкое, включающее в себ€ многообразие форм организации свободного времени детей и подростков. ƒосуговые программы проекти≠руютс€ дл€ всех возрастных категорий детей Ч от дошкольни≠ков до подростков. ÷ели проектировани€ досуговых программ в дополнительном образовании направлены на решение комп≠лекса задач, св€занных с формированием культуры свободного времени: вовлечение ребенка, подростка в €ркий мир игр, со≠ревнований, развлечений и праздников, освоение традиционно≠го и инновационного опыта организации досуга через познание, просвещение, общение. Ёто предполагает также направленность личности на различные социально значимые нормы и ценнос≠ти. “ак, к числу потенциальных возможностей досуговых про≠грамм в формировании личности один из исследователей детс≠кого досуга, Ѕ.ј.“итов, относит установку на:

Х самосовершенствование;

Х осознание принадлежности к социально-исторической об≠щности;

Х соблюдение нравственных общечеловеческих ценностей;

Х социальную активность;

Х природу;

Х искусство;

Х других людей.

ƒосуговые программы в большей степени, чем программы образовательные, демонстрируют физические, интеллектуаль≠ные, эмоциональные возможности ребенка. ≈сли ведущим ви≠дом де€тельности в образовательной программе €вл€етс€ позна≠вательна€ де€тельность, то в досуговой программе ведущим, видом становитс€ игрова€ де€тельность.

‘ормы игровой де€тельности в досуговых программах чрезвычайно многообразны. Ёто сюжетно-ролевые игры, игровое имитационное моделирование, демонстрационные, театрализованные игры, игры-конкурсы. ¬ досуговых программах используютс€ основные, выделенные в теории (в частности, в работах —.ј.Ўмакова виды современных игр, в том числе:

Х физические и психологические игры и тренинги;

Х интеллектуально-творческие игры;

Х социальные игры;

Х комплексные игры.

»гровые технологии предопредел€ют зрелищный, динамич≠ный характер досуговых программ, их ориентацию на эмоцио≠нальное воспри€тие содержани€.

ѕри организации меро≠при€ти€ необходимо помнить возрастные особенности детей:

Х ƒети младшего возраста: повышенна€ эмоциональ≠ность, открыты, нет комплек≠сов, хорошо воспринимают людей старшего возраста, требуетс€ смена де€тельнос≠ти, примен€ютс€ игровые формы.

Х ƒети среднего школьно≠го возраста: нуждаютс€ в со≠здании собственного мира, происходит бурное развитие фантазии, здесь стоит исхо≠дить из интереса детей, что≠бы они могли свои стремле≠ни€ реализовать.

Х ƒети старшего школьно≠го возраста: ищут свое место в обществе, им необходима речева€ де€тельность.

ѕрактика дополнительного образовани€ отражает богатейший опыт реализации досуговых программ. ¬ зависимости от целей, планируемой длительности программы и степени соучасти€ в ней детей выдел€етс€ несколько типов досуговых программ.

1. –азова€ игрова€ программа, не требующа€ подготовки участников, когда ведущий включает детей в игру, массовый танец, пение, непосредственно в ходе программы. ќна может длитьс€ от 30 мин и более, в зависимости от возраста детей и выбора развлечений Ч это могут быть игры-забавы за столом, в игротеке, подвижные игры и танцы в кругу; игры с эстрады, дискотека и т.д. “акой сеанс Ђзатейничестваї может быть и ча≠стью более крупной программы, например масштабной, празд≠ничной.

2.  онкурсна€ игрова€ программа по заданной тематике с предварительной подготовкой участников ( ¬Ќ, ЂЅрейн-рингї, Ђ“урнирї и т.п.). √отовить и проводить такие программы мо≠гут как педагоги, так и старшеклассники под их руководством.

3. ѕраздник Ч особо значимый и весьма трудоемкий по орга≠низации тип досуговой программы. ќн предполагает разнообра≠зие развлечений, зрелищ, выставок, публичных выступлений с активным участием детей. «десь может быть использован прин≠цип свободного выбора досуговой де€тельности (гул€нье) или сме≠на жанров дл€ всех одновременно: например, затейничество, кон≠церт-загадка, представление героев каких-либо событий и интер≠вью с ними и др. ¬ зависимости от поставленных педагогических задач праздник может быть торжественным ритуалом, св€занным с социально значимым событием или значительным событием в жизни коллектива, например день рождени€ клуба, объединени€, юбилей учреждени€. ѕраздник об€зательно рассчитан на актив≠ную подготовку к нему всех участников; это одно из главных ус≠ловий в создании атмосферы ожидани€ праздника.

4. »гра-спектакль дл€ приглашенной (неподготовленной) аудитории. ¬озможен в учреждении, где есть хот€ бы неболь≠шой коллектив организаторов, владеющих сценарным и актер≠ским мастерством. —южет спектакл€ строитс€ таким образом, что в него включаютс€ игры, аттракционы. ¬ ходе игры-спек≠такл€ дети неожиданно дл€ себ€ оказываютс€ в игровой ситуа≠ции. ќни надел€ютс€ рол€ми, им предлагаетс€ выполнить за≠дани€, помога€ геро€м спектакл€.

5. ƒлительна€ досугова€ программа представл€ет собой си≠стему воспитательной работы педагога или педагогического кол≠лектива. ќна об€зательно состоит из четко спланированных эта≠пов в соответствии с поставленными педагогическими задача≠ми. “ака€ программа планируетс€ на целый учебный год или даже на несколько лет. “ипичным примером €вл€етс€ програм≠ма детского летнего лагер€. ¬ учреждении дополнительного об≠разовани€ длительна€ игрова€ программа может быть организована в форме игры-путешестви€ с привалами (праздниками).

ћодель досуговой программы, представленна€ в виде мето≠дической разработки, может быть отражена в следующей при≠мерной структуре, предложенной создател€ми программного комплекса одного из учреждений дополнительно≠го образовани€ —анкт-ѕетербурга Ч ƒворцом детского творче≠ства Ђ” ¬ознесенского мостаї –.”. Ѕогдановой, Ё.ј. ћузиль, Ћ.—. Ўаршаковой и др.

—труктура досуговой программы

1.  ому адресована программа; какие потребности удов≠летвор€ет.

2. ÷елевое назначение программы, ее задачи.

3.  акие виды досуговой де€тельности включает.

4. ( раткое) содержание предлагаемой досуговой де€тельности.

5. ѕредполагаемые формы де€тельности.

6. ¬озможные варианты участи€ детей в программе.

7. ѕродолжительность программы.

8. ”слови€, необходимые дл€ реализации программы.

9. ”частники-организаторы досуговой де€тельности (педаго≠ги и школьники).

10. Ћитература, необходима€ дл€ освоени€ программы (об€зательна€ и дополнительна€, дл€ организаторов, дл€ уча≠стников).

11. ќжидаемые результаты реализации программы.

Ёкспертиза досуговой программы.Ёкспертизу досуговой программы провод€т представители научно-методического со≠вета учреждени€ дополнительного образовани€, методисты-организаторы детского досуга, педагоги дополнительного образовани€, психологи. Ёкспертиза проводитс€ на основе изучени€ текста программы, ее сценари€, данных опросов, фиксирующих уровень удовлетворенности детей, включенных в программу.

ѕри проведении экспертизы ее участники должны получить ответы на следующие вопросы:

Ј Ќасколько программа соответствует (по содержанию, видам де€тельности, игровым ситуаци€м) возрастным психолого-фи≠зиологическим особенност€м детей Ч участников программы, их познавательным, рекреативным интересам и потребност€м?

Ј Ќасколько значимы проектируемые цели программы дл€ развити€ личности ребенка (интеллектуальное, нравственное, эмоциональное, физическое)?

Ј  аким образом опыт участи€ в программе обогащает струк≠туру свободного времени ее участников?

Ј ќписаны ли в программе технологии, стимулирующие созда≠ние условий дл€ про€влени€ творческих способностей, содер≠жательного общени€ детей?

Ј  акова степень полноты представлени€ компонентов про≠граммы, этапов ее реализации, сценари€?

Ј  акие рекомендации по совершенствованию программы мо≠гут быть предложены ее разработчикам?

ќрганизаци€ и методика досугового меропри€ти€ €вл€ютс€ целостной системой, но имеют свои отличительные черты: организаци€ массового меропри€ти€ Ц Ђэто целенаправленные практические действи€, которые ориентируютс€ на постановку целей, задач, прин€тие решений, подбор и расстановку кадров, обеспечение материальными ресурсами, их распределение, осуществление контрол€ исполнени€ї (30, 28).

–ассматрива€ более детально методику подготовки и проведени€ массового досугового меропри€ти€, важно выделить следующие моменты:

- изучение потребностей, интересов, установки аудитории;

- обоснование необходимости в выборе меропри€ти€ (например, получение заказа);

- определение цели, темы, идеи;

- организаци€ материально-технических, финансовых и людских ресурсов;

- разработка программы меропри€ти€, сбор материала и его обработка;

- организаци€ репетиционного процесса и проведени€ меропри€ти€;

- проведение меропри€ти€;

- анализ проведенного меропри€ти€.

 ак видим, Ђорганизаци€ и методика подготовки и проведени€ меропри€ти€ Ц это единый технологический процесс, где сначала определ€ютс€ темы, у€сн€ютс€ цели, выбор формы и средств идейно-эмоционального воздействи€ на потенциальную аудиторию с учетом реальных условийї. ¬ то же врем€ методика массового досугового меропри€ти€ располагает трем€ творческими методами:

-театрализацией;

-иллюстрированием;

-игрой.

Ќаличие этих методов позвол€ет по-особому организовать материал и создать предпосылки наиболее полного воспри€ти€ духовных ценностей, развити€ способностей, разными способами активизировать человеческий фактор.

Ќа первых этапах осуществл€етс€ анализ обстановки и формулировка цели. Ѕольшое значение играет включение в работу активистов сценарной, режиссерской и организаторской групп. «атем в подготовку меропри€ти€ включаетс€ все большее число участников Ц кружковцы, педагоги, оформители, костюмеры и т.д. Ђ¬ этот период перед организаторами стоит задача воспитани€ у участников необходимости общей работы, надо вызвать у них глубокую заинтересованность в осуществлении поставленной задачи, нацелить их на самосто€тельное решение поставленных вопросов, наладить получение информации о положении делї.

—обранные материалы сценарна€ группа трансформирует в художественную форму. ƒл€ педагогического анализа собираютс€ ответы на следующие вопросы:

- каков контингент по социально-демографическому признаку, уровню общекультурного развити€;

- какова степень его готовности прин€ть участие в меропри€тии;

- что соответствует определенному набору операций, которые выражают форму и меру реального участи€ субъекта и объекта по принципу Ђвстречна€ активностьї.

ќсновное внимание при определении цели следует обратить на ее характер, только тогда она будет генератором идей, объединив всех участников подготовки в единомышленников.  онкретно расписываютс€ все поручени€, роли и т.п., рассчитываютс€ людские и финансовые ресурсы, уточн€етс€ цель меропри€ти€. ”спех меропри€ти€ во многом зависит от четкого планировани€. ќно позвол€ет организатору определить пути достижени€ поставленных перед собой задач.

ѕродуманное планирование позвол€ет систематизировать работу, добитьс€ единства содержани€ и формы проведени€ меропри€ти€ на основе познавательности и взаимозамен€емости различных форм взаимодействи€.

¬ разделы плана могут быть включены следующие графы:

- наименование меропри€ти€ Ц наименование меропри€ти€ обычно определ€етс€ короче и образнее, чем тема этого меропри€ти€. ѕри этом название должно отражать тему. ≈сли меропри€тие организуетс€ дл€ массовой аудитории, название должно быть коротким, привлекающим внимание, пробуждающим интерес;

- целевые группы, дл€ которых проводитс€ меропри€тие Ц в этой графе даетс€ характеристика будущей аудитории. «нание ее особенностей, учет их Ц непременное требование к любому меропри€тию;

- цель меропри€ти€ Ц при планировании необходимо четко определить цель каждого меропри€ти€, рассчитанных на определенную категорию и направленных на решение конкретных воспитательных задач. „ем шире круг таких задач, тем полнее формы и методы будут отвечать требовани€м комплексного подхода к делу воспитани€, учитывать различные его направлени€. ѕри этом конкретные воспитательные задачи отдельных меропри€тий определ€ютс€ цел€ми цикла, общей направленностью плана.

- формы проведени€ меропри€ти€ Ц сложные задачи, сто€щие перед учреждением дополнительного образовани€, можно решить использу€ разнообразные по форме меропри€ти€. Ќеобходимо хорошо знать методику подготовки и проведени€ каждого отдельного меропри€ти€ дл€ ее успешного анализа.

- сроки проведени€ меропри€ти€

- место проведени€ меропри€ти€

- организации принимающие участие в проведении меропри€ти€

- материально-техническое и финансовое обеспечение

- ответственные за подготовку и проведение меропри€ти€

—ледующий этап Ц подготовка меропри€ти€. «десь важно добитьс€ от сценарной группы четкого составлени€ программы совместных действий, поисков рациональных способов объединени€ усилий исполнителей, четко определить функции каждого исполнител€. Ќаиболее эффективным способом €вл€етс€ проигрывание исполнительских ролей, репетици€. –оль организатора должна быть сведена в основном к общему руководству их де€тельности и за ходом осуществлени€ меропри€ти€.

ѕроведение меропри€ти€ представл€ет собой самый сложный и ответственный этап дл€ всех участников. Ќо, несмотр€ на зан€тость, надо вести наблюдение за эффективностью меропри€ти€ и за четким прохождением намеченного сценари€. Ѕыстрота ориентировки дает возможность не растер€тьс€ в непредвиденной ситуации, например в случае неожиданной реакции зрителей.

», наконец, завершающий этап Ц анализ. ќт подведени€ итогов, анализа данного меропри€ти€ во многом зависит качество дальнейших меропри€тий. ≈сли в ходе анализа обнаруживаютс€ недостатки, ошибки, промахи, то необходимо предусмотреть все возможные меры, которые устранили бы их повторение. јнализ меропри€ти€ об€зательно должен завершатьс€ общими выводами и предложени€ми, рекомендаци€ми по устранению недостатков.

Ќа уровне анализа отдельно вз€того массового меропри€ти€ изучаетс€ комплекс документов, где зафиксирована информаци€ об этом меропри€тии, о сценарно-режиссерском замысле, основных этапах подготовки, ходе проведение и т.д. «десь неоценима роль текста сценари€, рабочего плана подготовки меропри€ти€, отзывов на него в —ћ»; документов, отражающих мнение зрителей, участников, представителей общественных организаций, администрации района и учреждени€ и др.

 огда количество документов велико примен€етс€ метод проблемно-тематического анализа. —уть его состоит в следующем: предварительно составл€етс€ вопросник с небольшим количеством вопросов, касающихс€ основных моментов предмета изучени€. ќтветы, получаемые в ходе прочтени€, просмотра, прослушивани€ документов фиксируютс€ на бумаге, а затем обобщаютс€. Ёто позвол€ет сделать вывод о том, каков общий объем работы, разнообразны ли используемые формы, каков удельный вес каждой из них, какие категории населени€ ими охвачены и т.д.

Ќесмотр€ на относительную доступность метода анализа документов, он все же дает не полную, а лишь частичную информацию об интересующих нас проблемах организационно - массовой работы. ќсобенно это становитс€ заметно, когда предметом внимани€ становитс€ отдельно вз€тое меропри€тие. «десь чрезвычайно важно, не только иметь возможность проанализировать сценарный план подготовки и проведени€ самого меропри€ти€, но и соотнести замысел и его воплощение, планируемую и реальную реакцию аудитории и многое другое, что в документах может найти лишь частичное и не всегда объективное отражение.

¬ этом случае на помощь приходит метод наблюдени€. ≈го отличие от метода анализа документов как раз в том и состоит, что наблюдение Ц это пр€ма€ регистраци€ событий очевидцем, а документ представл€ет собой опосредованную регистрацию информации о событии. Ќаиболее продуктивно структурное наблюдение, когда заранее планируютс€ формы про€влени€ наблюдаемого признака, которые затем закладываютс€ в основу документа, фиксирующего этот признак. —уществует обща€ схема ориентиров, требующих учета при подготовке плана наблюдени€ меропри€ти€:

а) наблюдаемые;

б) обстановка, то есть где проходит данное меропри€тие;

в) поведение наблюдаемых;

г) частота и продолжительность наблюдаемого событи€.

¬се данные, объективно отражающие опыт организационно-массовой работы и поддающиес€ отдельному анализ, могут быть зафиксированы на специальных карточках методической записи меропри€ти€.

 арточка

методической записи меропри€ти€ проведенного в ______

(указать учреждение, специалиста, который его проводит)



<== предыдуща€ лекци€ | следующа€ лекци€ ==>
–уководство бело–усской железной дороги | √игиенические требовани€ к организации образовательного процесса
ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2017-01-21; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 10117 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћучша€ месть Ц огромный успех. © ‘рэнк —инатра
==> читать все изречени€...

1189 - | 1153 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.033 с.