ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЧУВСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ОСВОЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
(Чувственное познание)
Структура приема информации включает следующие этапы:
Р-ОЧ-НИ-ГМ-ОЩ-ЦВ-ЭП-ОП-М-ОС-Вн
Раздражитель (Р) (слуховой, зрительный) воздействует на органы чувств (ОЧ), в результате чего возникают нервные импульсы (НИ), которые по нервным проводящим путям поступают в головной мозг (ГМ), обрабатываются там, и формируются отдельные ощущения (ОЩ), из которых складывается целостный образ восприятия (ЦВ) предмета, который сопоставляется с эталонами памяти (ЭП), в результате чего происходит опознание предмета (ОП). При мысленном сопоставлении текущей информации и прежнего опыта, посредством мыслительной деятельности (М) происходит осмысление (ОС), понимание информации. Внимание (Вн) должно быть направлено на прием и понимание информации.
ОЩУЩЕНИЯ
Понятие «ощущение». Субъективность и объективность ощущений
Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Они представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной системы значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде. Способность к ощущениям имеется у всех живух существ, обладающих нервной системой. Что касается осознаваемых ощущений, то они естьтолько у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга.
Ощущения – отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы.
Ощущения с одной стороны, – объективны (в них всегда отражен внешний раздражитель), с другой – субъективны, так как зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей.
Анатомо-физиологический аппарат, специализированый для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения – анализаторы. Каждый анализатор состоит из трех частей:
1) рецептор, или орган чувств, преобразующий энергию внешнего воздействия в нервные сигналы. Каждый рецептор приспособлен к приему только определенных видов воздействий (свет, звук и др.), т.е. обладает специфической возбудимостью к определенным физическим и химическим агентам.
2) проводящие нервные пути, по которым нервные сигналы передаются в мозг;
3) мозговой центр в коре полушарий головного мозга.
Виды ощущений
Виды ощущений отражают своеобразие тех стимулов, которые их порождают. Существует несколько возможных вариантов классификации тех двух десятков анализаторных систем, которыми обладает человек. Наиболее используемой считается систематизация, предложенная английским физиологом И. Шеррингтоном. Он выделяет 3 основных класса ощущений:
1. Экстерорецептивные – возникают при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела.
1.1. Дистантные: зрительные, слуховые.
Зрительные ощущения. Ощущения различного цвета порождают электромагнитные волны определенной длины (диапазон 380-780 миллиардные доли метра): 480-синий, 600-650-оранжевый, 650-780-красный и т.д.
Слуховые ощущения. Ухо человека реагирует, в отличие от глаза, на механические воздействия, связанные с колебаниями атмосферного давления. Слуховые ощущения отражают:
§ высоту звука (зависит от частоты колебаний);
§ громкость (зависит от амплитуды колебаний);
§ тембр звука (форма колебаний звуковых волн).
Заметим, что длительные и сильные воздействия физических стимулов на наши органы чувств способны вызывать определенные нарушения в их функционировании. Воздействие сильного света в течение длительного времени – человек слепнет; длительные и сильные звуки, амплитуда которых превышает 90 дб – может наступить временная потеря слуха.
1.2. Обонятельные (занимают промежуточное положение).
Обоняние – вид чувствительности, порождающий специфические ощущения запаха. Это одно из наиболее древних, простых, но жизненно важных ощущений.
1.3. Контактные: осязательные и вкусовые.
Осязание – это наиболее широко представленный и распространенный вид чувствительности. Ощущения при прикосновении какого-либо предмета к поверхности кожи представляет сложное комбинирование четырех более простых видов ощущений- давления, боли, тепла и холода. Для каждого из них существует специфический вид рецепторов, неравномерно расположенных в различных участках кожной поверхности.
Вкусовые – имеет четыре основные модальности: сладкое, соленое, кислое и горькое. Все остальное – разнообразное сочетание этих 4-х.
2. Интерорецептивные (органические) сигнализируют о состоянии организма. Сигналы, поступающие из внутренних органов, менее заметны (за исключением болезненных), не осознаются, но также воспринимаются и перерабатываются ЦНС.
3. Проприорецептивные – информация о состоянии мышечной системы: движение и положение различных частей тела (степень сокращения или расслабления мышц): обычно не осознаются.
Кинестетические (ощущения движения тела) – без этих ощущений мы испытывали бы большие трудности, связанные с одновременным согласованием движений различных частей тела, сохранением позы, равновесия, контролем различных непроизвольных движений (безусловнорефлекторные реакции, навыки и т.д.), все они включают в себя такие двигательные моменты, которые выполняются автоматически и очень быстро. От работы рецепторов равновесия (находятся во внутреннем ухе) зависит чувство ускорения или замедления движений.
Свойства ощущений
Различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для них свойствами. К таким свойствам относятся:
§ качество;
§ интенсивность;
§ продолжительность.
Качество – особенность ощущений, позволяющая отличать одни виды ощущений от других (слуховые от зрительных), а также различные вариации ощущений внутри данного вида (по цвету, насыщенности).
Интенсивность – количественная характеристика ощущений, которая определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.
Продолжительность – временная характеристика ощущений. Она определяется функциональным состоянием органов чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью.
Качество ощущений всех видов зависит от чувствительности анализаторов соответствующего типа. Абсолютная чувствительность того или иного органа характеризуется величиной нижнего порога ощущений.
Нижним порогом ощущения называется минимальная величина, или сила раздражителя, способная вызвать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения. Чем меньше величина этого порога, тем выше чувствительность данного анализатора.
Раздражители меньшей силы (подпороговые) не вызывают возникновения ощущений, и сигналы о них в кору больших полушарий передаются слабо. Абсолютная чувствительность наших органов чувств включает не только нижний абсолютный порог чувствительности, но и верхний абсолютный порог.
Верхний порог ощущения – максимальная величина раздражителя, сверх которой это раздражение перестает ощущаться.
Дифференциальный, разностный порог ощущения – минимальная разница в интенсивности двух однородных раздражителей, которую человек способен ощутить. Определяет раздражения по качеству и силе.
Оперативный порог различимости сигналов – это величина различия между сигналами, при которой скорость и точность различения достигают максимума. Оперативный порог в 10-15 раз выше, чем дифференциальный (разностный) порог.
Зависимость силы ощущений от силы раздражителей определяется психофизическим законом Вебера-Фехнера: интенсивность ощущений изменяется в арифметической прогрессии, тогда как интенсивность соответствующих раздражителей изменяется в геометрической прогрессии.
Временной порог ощущений – это минимальная длительность действия раздражителя, которая необходима для возникновения ощущений.
Пространственный порог – минимальный размер раздражителя, едва ощутимого органом восприятия.
Латентный период реакции – это промежуток времени от момента подачи сигнала до того момента, когда возникает ощущение.
Различают две основные формы изменения чувствительности анализаторов: адаптация и сенсибилизация.
Адаптация – изменение чувствительности анализаторов для приспособления к внешним условиям. Различают следующие разновидности данного явления:
1. Полное угасание ощущения при длительном воздействии раздражителей. Например, исчезновение ощущения сильного запаха после того, как человек некоторое время пробудет в атмосфере этого запаха.
2. Понижение чувствительности при воздействии очень сильного раздражителя. Например, мы не различаем предметов при переходе из света в темноту и наоборот.
Сенсибилизация – повышение чувствительности анализаторов в связи с повышением возбудимости коры головного мозга под влиянием одновременной деятельности других анализаторов.
В основе сенсибилизации лежат процессы иррадиации и взаимной индукции в коре больших полушарий головного мозга. По законам нервных процессов происходит взаимодействие различных анализаторов.
Чувствительность анализатора может быть повышена с помощью фармакологических средств, а также при деятельности других анализаторов; например, слуховые ощущения (ощущения ритма) способствуют усилению мышечно-двигательной. Взаимодействие анализаторов (или их взаимосвязь) значительно усиливается при участии их в какой-нибуддь общей деятельностич увствительности.
Синестезия – возникновение ощущения, характерного для одного анализатора под влиянием раздражения другого анализатора. Это могут быть зрительно-слуховые синестезии, когда при звуковых раздражителях у человека возникают зрительные образы. Подобное взаимодействие анализаторов способствует чувственному отражению человеком окружающего его мира.
ВОСПРИЯТИЕ
Понятие восприятия. Объективность и субъективность восприятия
Восприятие – целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.
Восприятие – результат деятельности системы анализаторов. Восприятие предполагает выделение из комплекса воздействующих признаков основных и наиболее существенных, с одновременным отвлечением от несущественных. Оно требует объединения основных существенных признаков и сопоставления воспринятого с прошлым опытом. Всякое восприятие включает активный двигательный компонент (ощупывание предметов рукой, движения глаз при рассматривании и т.п.) и сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга по синтезу целостного образа.
Закономерность субъективности восприятия – одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному – субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т.п. Апперцепция – зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности.
Свойства восприятия
1) Апперцепция.
2) Целостность и структурность. Восприятие есть всегда целостный образ предмета. Компоненты структуры целого могут действовать одновременно или последовательно на один и тот же анализатор или на разные анализаторы. Целостность образа складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета. Однако способность целостного зрительного восприятия предметов не является всегда врожденной (об этом свидетельствуют данные о восприятии людей, которые ослепли в младенчестве и которые возвратили зрение в зрелые годы: в первые дни после операции они не видят мир предметов, а лишь расплывчатые очертания, пятна различной яркости и величины, т.е. были одиночные ощущения, но не было восприятия, не видели целостные предметы. Постепенно через несколько недель у этих людей формируется зрительное восприятие, но оно оставалось ограничено тем, что они узнавали ранее путем осязания).
3) константность. Мы воспринимаем окружаюшие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.п. Источник константности восприятия – активные действия перцептивной системы (системы анализаторов, обеспечивающих акт восприятия). Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях позволяет выделить относительно постоянную инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Это не врожденное свойство, а приобретенное. Нарушения константности восприятия происходят когда человек попадает в незнакомую ситуацию (люди смотрят с верхних этажей высотного здания вниз, автомобили илюди кажутся им маленькими; строители работающие на высоте, сообщают, что видят объекты находящиеся внизу без искажения их размеров).
4) предметность. Воспринимая какой-то предмет, мы осознаем его не как наше субъективное переживание, а как объективный, вне нас существующий предмет.
5) осмысленность (категориальность) – восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов.
6) избирательность – проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.
Виды восприятия
Восприятие пространства. Вступая во взаимодействие со средой, человек во многом полагается на то, как он воспринимает пространство. В восприятии пространства различают: восприятие формы, величины, объема объектов, расстояние между ними, их взаимное расположение, удаленность и направления, в котором они находятся. Установлено, что в основе пространственного восприятия лежит деятельность различных анализаторов. При этом ни одному из них не придается какое-либо особое значение в анализе пространственных факторов среды, хотя одну из заметных ролей выполняет ве-таки мышечно-двигательный анализатор. С эго помощью устанавливается взаимодействие между различными анализаторами.
В связи с этим определенное значение имеет функциональная ассиметрия, которая характерна для всех парных анализаторов. Функциональная ассиметрия заключается в том, что одна из сторон парного анализатора является ведущей, доминирующей.
Восприятие формы, объемности и величины предметов. Это сложный процесс, который осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестетического анализаторов. Основную роль при восприятии объемности играет бинокулярное зрение. Изображение на сетчатках правого и левого глаза не совсем одинаковые (поочередное рассмотрение правым и левым глазом какого-либо объемного предмета, каторый находится на расстоянии 30-50 см от глаза). При одновременном рассматривании этого предмета двумя глазами соответствующие возбуждения от правого и левого глаз интегрируются в корковом отделе зрительного анализатора и дают впечатление объемности воспринимаемого предмета.
При восприятии объемности предметов следует учитывать законы перспективы и светотени. Восприятие величины предметов определяется размером их изображения на сетчатке глаза и удаленностью от наблюдателя. При одинаковом удалении предметов большее изображение на сетчатке глаза получается от большего предмета, меньшее – от меньшего предмета. Однако при разной удаленности меньший, находящийся ближе к нам предмет дает большее изображение на сетчатке, чем предмет больший, расположенный дальше. Но человек правильно воспринимает предметы: первый – как меньший, второй – как больший, так как величина предметов определяется не только величиной образа на сетчатке глаза, но и напряжением глазных мышц, приспосабливающихся к фиксированию предмета на разных расстояниях. Они и вносят поправки в восприятие величины предметов.
Восприятие глубины и удаленности предметов. Осуществляется при помощи как монокулярного, так и бинокулярно зрения.
Монокулярное зрение позволяет правильно оценивать расстояния в очень ограниченных пределах. В монокулярном воприятии глубины и удаленности главная роль отводится аккомодации хрусталика.
Аккомодация – это рефлекторное изменение толщины хрусталика, связанное с увеличением или уменьшением его преломляющей силы. Пример: при взгляде на близко расположенные предметы в результате мышечного сокращения уменьшается степень натяжения хрусталика, и он становится выпуклым.
Линейная и воздушная перспектива. По мере удаления предметов от наблюдателя их изображение на сетчатке глаз уменьшается. Линейная перспектива: кажущееся схождение вдали параллельных рельсов железной дороги. Воздушная перспектива: свет и цвет, отражаемый предметами, в некоторой степени искажаются под влиянием слов воздуха. Чем больше воздушное пространство до воспринимаемого объекта, тем «дымка», покрывающая объекты, сильнее, предметы кажутся более тусклыми, расплывчатыми по сравнению с расположенными ближе. В горных местностях, где воздух чист и прозрачен, отдаленные предметы – очень ясно видимы и воспринимаются как расположенные на значительно более близком расстоянии, чем в действительности.
Определенное значение при восприятии удаленных предметов придается величине расположения отбрасываемых предметами теней и их цвету. Тени и цвет у близких предметов более насыщенные и четки, у удаленных – почти незаметны.
Восприятие пространства является сенсорным навыком. У взрослых людей пространственные восприятия (глазомер) развиты не у всех одинаково. Развитие глазомера требует специальных упражнений.
Зрительные иллюзии. Это искаженное восприятие величины, формы и удаленности предметов, возникающие в некоторых случаях привосприятии пространственных свойств предметов. Вот некоторые виды зрительных иллюзий.
Переоценка вертикальных линий. Из двух линий одинакового размера вертикальная зрительно всегда воспринимается как значительно большая по сравнению с горизонтальной. Иллюзия переоценки вертикальных линий объясняется тем, что движения глаз в вертикальной плоскости требуют большего мышечного напряжения, чем движения в горизонтальной плоскости. Интенсивность мышечного напряжения может служить мерой пройденного пути, поэтому вертикальные расстояния кажутся нам больше горизонтальных.
Неправильное восприятие величины предмета. В этом виде зрительных иллюзий различают:
а) иллюзию контраста (высокий человек рядом с низким кажется еще выше, чем он есть на самом деле; кружки одинакового диаметра кажутся разными в зависимости от того, окружают их больший или меньший кружки). Объясняется действием закона контраста, по которому предмет воспринимается как больший или меньший в зависимости от величины окружающих предметов.
б) иллюзию геометрической перспективы (одинаковые предметы кажутся разной величины, если они воспринимаются как находящиеся в известном удалении друг от друга, при этом предмет расположенный ближе, кажется меньше, а далекий – больше своей действительной величины). Эти иллюзии объясняются законом восприятия, по которому величина предметов оценивается не по действительным размерам их изображений на сетчатке глаза, а в соответствии с оценкой расстояния, на котором эти предметы находятся.
Иллюзии следует отличать от галлюцинаций. Иллюзии возникают при непосредственном восприятии реальных и воздействующих на наши рецепторы предметов, пространственные свойства которых неправильно воспринимаются. Галлюцинации возникают при отсутствии каких-либо предметов внешней действительности и связаны с расстройством мозговой деятельности.
Восприятие времени. Это отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Фйизическое время, то есть длительность объективных процессов, легко может быть измерено, но длительность сама по себе не является стимулом в обычном смысле этого слова. Пока не удалось обнаружить механизм, прямо или косвенно преобразующий физические интервалы времени в соответствующие сенсорные сигналы. Восприятие временных отношений объективных явлений состоит в отражении их последовательности и длительности.
Восприятие последовательности явлений. Опирается на четкую расчлененность и объективно существующую смену одних явлений другими. При этом одни явления отражаются в сознании как непосредственно на нас действующие в данный момент, другие – кк уже ранее воспринимавшиеся, третьи – как ожидаемые и еще не наступившие. Восприятие последовательности явлений связано с представлениями о настоящем, прошедшем и будущем, которые отражают объективные, периодически повторяющиеся процессв в природе. Воспринятое ранее явление остается в памяти в виде представления о нем.
Неоднократное повторение ранее бывших восприятий приводит к образованию условного рефлекса.
Восприятие длительности явлений. В основе лежат представления о начале и конце явления. Длительность явления воспринимается нами субъективно. Если событие совершается очень медленно, восприятие его длительности опирается на показатели, позволяющие делить время на определенные отрезки.
Восприятие темпа и ритма. Отражением сложных форм временных отношений являются восприятия темпа и ритма.
Восприятие темпа отражает скорость, с которой сменяют друг друга отдельные стимулы соверешающегося во времени процесса (чередование звуков).
Восприятие ритма (равномерное чередование стимулов, их размеренность) в той или иной степени всегда сопряжено с двигательными реакциями. Восприятие ритма имеет большое значение в разных видах деятельности (в том числе в спорте) и отличается большой сложностью. Развитие и совершенствование этого восприятия достигается в процессе практической деятельности, а также путем специальной и целенаправленной тренировки.
При восприятии времени часто наблюдаются ошибки в его оценке или иллюзии времени, которые заключаются в преувеличении, преуменьшении его. Короткие интервалы кажутся более длительными, длинные – более короткими. На это оказывают влияния богатство впечатлений, интересная и разнообразная деятельность, эмоциональное состояние.
При воспоминании о событиях наблюдается несколько иной характер ошибок. Время, отмеченное разнообразными и интересными событиями, кажется более продолжительным, чем то, которое было наполнено однообразными и неинтересными событиями.
Восприятие движений. Является отражением во времени изменения положения объектов или самого наблюдателя в пространстве. Наблюдая движение прежде всего воспринимают:
1) характер движения (сгибание, разгибание, отталкивание, подтягивание и т.п.);
2) форму движения (прямолинейное, криволинейное, круговое, дугообразное и т.п.);
3) амплитуду (размах) движения (полная, неполная);
4) направление движения (направо, налево, вверх, вниз);
5) продолжительность движения (краткое, длительное);
6) скорость движения (быстрое или медленное; при циклических движениях – быстрый или медленный темп);
7) ускорение движения (равномерное, ускоряющееся, замедляющееся, плавное, прерывистое),
Восприятие движений обусловливается взаимодействием различных анализаторов: зрительного, двигательного, вестибулярного, слухового и др.