В средние века господствующей отраслью культуры стала религия, которая сформировала и защищала теократическую (от «тео» – Бог) концепцию государства. В соответствии с ней верховная власть должна принадлежать Церкви, которой подчиняется власть светская. Эта концепция восторжествовала на практике, и более тысячи лет светская власть на Западе подчинялась католической церкви в лице папы римского.
Необходимость светской власти повиноваться церковной Августин обосновывал тем, что высшая власть – власть Бога, а Церковь ее представляет. Августин, таким образом, обосновывал необходимость Церкви, конкретно римской католической, и ее господствующего положения в христианском мире. Данная концепция господствовала на Западе вплоть до эпохи Возрождения и Реформации.
Государь: Н. Макиавелли
Макиавелли (1469–1527) – самый известный политический мыслитель эпохи Возрождения. В своем основном произведении «Государь» Макиавелли разбирает, какими способами государи могут управлять государствами. Вот какие советы он дает правителям: «людей следует или ласкать, либо уничтожать, ибо за малое зло человек может отомстить, а за большое – не может» (Макиавелли Н. Государь.Харьков, 1998, с. 53). «Государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением смотря по надобности… И даже пусть государи не боятся навлечь на себя обвинения в тех пороках, без которых трудно удержаться у власти» (там же, с. 90). «Разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание… А благовидный предлог нарушить обещание всегда найдется» (там же). Известен афоризм, что каждый народ имеет то правительство, которое заслуживает, но Макиавелли советует государю действовать сообразно тому, каков народ, которым он управляет.
В духе Макиавелли утверждение «пусть ненавидят, лишь бы боялись». Макиавелли считал, что страх подданных лучше, чем их любовь к правителю, потому что любовь зависит от настроения народа, а страх – от желания государя.
Общественный договор и общая воля: Ж.Ж. Руссо
Французский мыслитель Ж.Ж. Руссо жил в эпоху Просвещения, когда изменилось общее представление о человеке. Он считал, что человек добр по природе и его поведение не сводится к удовлетворению эгоистических желаний, а включает жажду свободы и осуществления «естественных прав», к каковым Руссо относил свободу слова, печати, собраний, митингов, демонстраций и объединений. Человек рождается свободным и должен оставаться таковым в течение всей жизни. Он отдает государству отнимать у него естественные права, принадлежащие ему от рождения.
В политическом организме Руссо различает силу и волю – исполнительную и законодательную власть. Последняя должна принадлежать народу.
Географическая школа
В социологии выделяют ряд направлений, или школ, которые различаются по тому, какие факторы – географические, демографические, биологические, психологические, экономические, политические, религиозные, культурные – их представители считают наиболее важными в жизни общества. Рассмотрим последовательно данные школы, начав с одной из самых ранних и четко обозначавшихся.
Наиболее ярким представителем географической школы, создавшим систему, связывающую географические факторы с эволюцией общества, был Л.И. Мечников (1838–1888). Основным географическим фактором, предопределявшим становление цивилизации, он считал водные ресурсы, причем на разных стадиях развития общества разные их виды. На стадии ранних цивилизаций это реки. Одна из самых древних и мощных цивилизаций – египетская – возникла в бассейне великой реки Нил, которая не только обеспечивает регион водой и средством судоходства, но во время ежегодных летних разливов приносит на поля плодороднейшее естественное удобрение – ил, что позволяет получать высокие урожаи. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока возникли в Месопотамии (Междуречье) между Тигром и Евфратом. Здесь понадобилась система ирригационных сооружений для того, чтобы доставлять воду на поля. Две другие цивилизации древности – дальневосточные, Индии и Китая, – также возникли в бассейнах великих рек, соответственно Инда и Ганга, Янцзы и Хуанхэ. Это этап речных цивилизаций.
На следующей стадии развития цивилизаций главную роль играл другой вид водных ресурсов – моря. Основные цивилизации данного периода сложились на полуостровах, с трех сторон окруженных морями, – Греция и Рим. Это этап морских цивилизаций.
В Новое время главным водным ресурсом стали океаны, чему способствовал как прогресс судоходства, так и рост производства и потребления. На первый план вышли такие страны, как Португалия и Испания, а затем в процессе конкурентной борьбы с ними (в частности, разгрома «Непобедимой Армады») лидерство перешло к Англии, получившей титул «владычицы морей» (точнее, океанов). Великобритания представляет собой остров и имеет относительно большую береговую линию, чем другие страны. Но в абсолютных цифрах береговой линии первенство принадлежит другим цивилизациям, достигшим полного развития несколько позже, – США и России. Каждая из этих стран омывается водами двух океанов. Это этап океанических цивилизаций.
Другие представители географической школы подчеркивали первостепенное значение иных природных ресурсов. Французский мыслитель Ш. Монтескье (1689–1755) писал, что важнейшим фактором развития цивилизаций является климат. По его мнению, цивилизации возникают только в странах с умеренным климатом. В северных странах, где климат очень суров, жители тратят все силы на борьбу с природой и обеспечение себя необходимыми средствами существования. У них не хватает времени и сил на формирование цивилизации. В странах с жарким климатом последний действует на людей расслабляюще и не способствует развитию трудолюбия. Лишь умеренный климат благоприятен для развития цивилизаций, поскольку он заставляет людей трудиться, и в то же время плоды труда обеспечивают ускоренную эволюцию общества.
Другие ученые подчеркивали значение рельефа местности. Так, знаменитый русский историк В.О. Ключевский, анализируя причины возникновения русского государства, важную роль придавал такому географическому фактору, как ландшафт. Он считал, что однообразие природных условий, созданное Великой русской равниной, вело народонаселение обширной территории к однообразным занятиям, а последнее производило однообразие в обычаях, нравах, верованиях и было благоприятно для расселения впоследствии по всей стране, что очертило огромную государственную область.
Схожесть географических условии способствовала формированию сходных мифологических сказаний, а стало быть, сходству культурных основ населения, проживающего на данной территории, и таким образом подготовила возможность образования в дальнейшем единого народа и государства.
Биологическая школа
По аналогии с географической можно говорить о биологической школе, хотя ее очертания не столь явны и она распадается на ряд направлений.
Первым направлением биологической школы в социологии стал так называемый социал-дарвинизм. Любопытная деталь: Ч. Дарвин создал теорию эволюции живой природы, основываясь, как он сам признавал, на социологических работах Т. Мальтуса (1760–1834), а затем социал-дарвинисты перенесли выводы Дарвина на общество. Социальная эволюция осуществляется, по их мнению, на основе столкновения социальных групп в борьбе за существование. Государство возникает в результате подчинения слабых групп более сильными, и смысл его в господстве вторых над первыми.
Самым свежим в биологической школе является социобиологическое направление, проистекающее из социобиологии. С точки зрения социобиологии, структура социальной жизни в конечном счете коренится в биологическом строении человека. Установлено, что социальные формы поведения генетически обусловлены и существует не только индивидуальный, но родственный и групповой отбор.
Демографическая школа
Примыкает к биологической школе и даже является одним из ее ранних направлений демографическое. Его основателем считается английский священник и ученый Т. Мальтус, перу которого принадлежит трактат «Опыт о законе народонаселения», в котором основные социологические проблемы рассматриваются сквозь призму численности населения планеты.
«Закон, о котором идет речь, состоит в постоянном стремлении, свойственном всем живым существам, размножаться быстрее, чем это допускается находящимся в их распоряжении количеством пищи». По его мнению, «для улучшения положения бедных необходимо уменьшение относительного числа рождений».
Пафос работы Мальтуса заключается в обращении к беднейшим слоям общества: если вы не хотите, чтобы голод и войны уничтожали избыточное население, не допускайте появления детей, которых не сможете прокормить.
Мальтузианство теоретически подпитывает модную в настоящее время концепцию «золотого миллиарда», т. е. того количества населения, полноценное существование которого Земля может обеспечить своими природными ресурсами, и концепцию «пределов роста», в соответствии с которой для предотвращения экологической катастрофы на планете из-за исчерпания запасов полезных ископаемых, ресурсов пахотных земель и растущего по экспоненте загрязнения окружающей среды необходимо ограничить количественный рост промышленного производства.
Психологическая школа
С момента возникновения социологии в ней очень популярна психологическая школа. Так, основу политической власти Г. Спенсер видел в чувстве страха перед живыми, как основу религиозной власти – в чувстве страха перед мертвыми.
Психологическая школа опиралась на определенные философские взгляды, в особенности концепцию «воли к власти» Ф. Ницше, из которой следовало, что в основе поведения людей и социальных институтов лежит воля к власти.
Экономическая школа
В социологии можно также выделить школы, которые объясняют социальную жизнь воздействием одной из сторон человеческой деятельности. Можно назвать экономическую школу, видным представителем которой был К. Маркс (1818–1883). Ее также можно считать материалистической, поскольку учение Маркса получило название исторического материализма и исхо–дило из первостепенного значения материальных потребностей Человека.
Социокультурная школа
К таковой можно отнести ряд ученых, которые считали культурные факторы главными в развитии общества. П.А. Сорокин делит представителей данной школы на три группы. Одни изучали общие структурные свойства социокультурных явлений. Сюда он относит Л. Леви-Брюля (1857–1939), Э. Дюркгейма и др. В частности, Дюркгейм полагал, что одной из основных тенденций общественного развития в процессе его усложнения и одной из основных причин объединения людей в агрегаты высшего типа является разделение труда.
Фактор разделения труда способствует увеличению специализации и культурного разнообразия. Здесь таится опасность чрезмерной специализации, когда она становится не только общественно-необходимой, но и классово-обусловленной. Человек, выполняющий, скажем, однообразную работу на конвейере, становится «винтиком» общественной машины.
Следующим направлением в рамках социокультурной школы Сорокин считал изучение взаимоотношений между различными классами социокультурных явлений. К этому направлению он относил, в частности, М. Вебера, которому принадлежит знаменитая работа по объяснению возникновения капитализма. М. Вебер изучил изменения в области этики в период Реформации, а именно создание протестантской этики, и из этого вывел становление капитализма на Западе. Протестантская этика обязывала людей усердно трудиться и в то же время не тратить получаемые блага, а вкладывать их в производство, т. е. использовать как капитал. Капитализм, по крайней мере в период его становления, означал стремление не к наживе, а к рентабельному производству посредством его рационального регламентирования.
Третьим направлением в рамках социокультурной школы Сорокин называет изучение динамики социальных процессов. Немецкий культуролог О. Шпенглер проследил культурные циклы развития народов и пришел к выводу, что у каждой культуры есть свое ядро (или душа), содержащие ее специфику. «Душу» античной культуры Шпенглер назвал «аполлоновской», а «душу» западной – «фаустовской». Каждая культура проходит ряд этапов – становление, развитие, закат. Последняя стадия развития культуры – цивилизация, характерными чертами кото рой являются ослабление творческих сил (или приобщение их к культуре широких масс населения, если определить этот процесс более позитивно). Нынешний этап развития западной цивилизации Шпенглер считал завершающим, и отсюда название его главного произведения – «Закат Европы».
Исходя из типов культуры (или культурно-исторических типов), можно выделить типы цивилизаций, что явилось заслугой английского историка А. Тойнби, а затем типы обществ – западный, восточный, русский и т. д.