Функции социологии и политологии
Функция социологии: | Функции политологии: | |
1. Познавательная– социология обеспечивает прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, раскрывает закономерности и перспективы социального развития общества. | 1. Познавательная – действенное средство познания окружающей политической действительности. | |
2. Прикладная– социологические исследования ориентированы на решение практических проблем. | 2. Прикладная – политология осуществляет критический анализ текущих процессов. | |
3. Информационная– социологические исследования дают информацию для осуществления социального контроля над социальными процессами. | 3. Идеологическая – обоснование и пропаганда политических идеалов, ценностей и целей, реализация которых объективно отвечает интересам тех или иных социальных общностей. | |
4. Прогностическая – социология вырабатывает научно-обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в будущем. | 4. Теоретико-методологическая – политология-база для более конкретных исследований в рамках других общественных и гуманитарных наук. |
7-8 | Тема 1.1.4. Возникновение социологии как науки. История социально-политических учений. |
Возникновение социологии как науки.
Термин «социология» в буквальном смысле слова означает «наука об обществе» или «учение об обществе». Впервые его употребил французский философ Огюст Конт в 1840-х. Однако, многие положения будущей науки были предвосхищены в трудах Конфуция, индийских, ассирийских и древнеегипетских мыслителей. Особое место в обосновании социальных идей принадлежит древнегреческим философам Платону, Аристотелю. Французские просветители 18 в. – Жан-Жак Руссо, Шарль Луи Монтескье, Вольтер, Дени Дидро, представители утопической мысли – Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Клод Анри Сен-Симон, Шарль Фурье, Роберт Оуэн развили идеи о возможностях совершенствования общества в реалиях Нового времени. Однаковсе социальные идеи, высказанные и сформулированные до 19 в., были предтечей социологии, ее истоками, но не самой наукой.
Возникновение социологии как науки отражает качественно новый этап в истории общества, когда оно предстало в человеческом измерении – каждый человек становился субъектом исторического процесса. Этот коренной поворот в социальной практике и социальной науке связан с великими буржуазными революциями, в основном, с французской в конце 18 в. Она провозгласила свободу, равенство, братство всех людей, независимо от социального происхождения, социального положения, вероисповедания, национальной принадлежности. Именно с этого периода начинается новое осмысление роли человека, изучения сознания и поведения людей как активных участников экономических, социальных, политических и культурных изменений.
История социально-политических учений
Самые древние социально-политические учения возникли в Китае, и это связано с общей социально-политической направленностью китайской культуры.
Идеальное государство как семья: Конфуций
Крупнейшим мыслителем Китая и автором первого социального утопического проекта был Конфуций (552–479 гг. до н. э.). Он считал, что идеальное государство должно строиться по аналогии с хорошей семьей. Государство, должно напоминать большую семью, в которой правитель, как отец, заботится о подданных, а подданные почитают его и любят друг друга, как братья. Конфуций уподоблял государство живому организму. Отголоски подобных представлений дошли до наших дней, когда правителя называют «царь-батюшка», «отец родной», ко всем гражданам обращаются «товарищ», а в монастырях – «брат» и «сестра».
Идеальное государство как душа: Платон
Вернемся в Древнюю Грецию, чтобы познакомиться с представлениями об идеальном государстве древнегреческого философа Платона (427–347 гг. до н. э.). С точки зрения Платона идеальное государство должно соответствовать строению человеческой души. Это средство гармонизации взаимоотношений человека и государства. Как душа состоит из трех частей: разумной – с главной добродетелью мудростью; чувствительной – с главной добродетелью мужеством; вожделенной – с главной добродетелью умеренностью, так идеальное государство должно состоять из трех классов. Высший класс – класс правителей, и его основное достоинство мудрость. Так как данная добродетель в большей степени присуща философам, то именно они должны управлять государством. Второй класс – класс воинов, главное достоинство представителей которого – мужество. В третий класс входят земледельцы, ремесленники, торговцы и т. п.
Платон связал политическое устройство общества с вопросами собственности. В его государстве частную собственность и семью могут иметь лишь представители третьего класса. Платон полагал, что если разрешить иметь частную собственность всем, то представители двух высших классов, как самые умные и сильные, захватят ее, не оставив ничего третьему классу, и государство будет устроено несправедливо.