Древнерусское право
3.1. Источники права Древней Руси
3.2. Уголовное право Древней Руси
3.3. Гражданское право Древней Руси
3.4. Судебный процесс в Древней Руси
Источники права Древней Руси
Как и у большинства народов, древнейшим источником права (внешней формой выражения права) на Руси были юридические обычаи (нормы обычного права). Необходимо отметить, что поскольку Древнерусское государство возникло на полиэтнической основе и в состав его населения входили разные племена, имеющие отличные друг от друга нравы и обычаи, то и нормы обычного права в нем, по крайней мере, на начальном этапе, имели существенные региональные различия. В дальнейшем, с развитием государства, важнейшие правовые обычаи унифицировались и получали распространение по всей государственной территории. К сожалению, современные ученые имеют весьма приблизительное представление о нормах обычного права Древней Руси, что и неудивительно, ведь этому источнику присуща устная форма выражения. Русские летописи, зарубежные хроники, описания иностранных путешественников и отчасти ранние памятники отечественного законодательства доносят до нас немногочисленные отголоски обычного права древних русичей. Так, например, в текстах договоров Руси с Византией X века имеются ссылки на «Закон русский», который, согласно наиболее распространенной в науке точке зрения, представлял собой устный свод юридических обычаев. Однако эти известия слишком лаконичны, отрывочны и не позволяют получить сколько-нибудь полное представление о содержании норм обычного права того периода.
Помимо обычного права древнейшим правовым источником на Руси была судебная практика (судебные прецеденты). Однако о содержании прецедентного права мы также можем судить в основном лишь постольку, поскольку оно было включено в позднейшее законодательство.
Поэтому наиболее доступными для анализа являются сохранившиеся памятники письменного права, возникновение которых обусловлено выходом Руси на международную арену, установлением внешнеполитических связей с другими странами, прежде всего с Византией, и усилением авторитета княжеской власти. Первыми из известных нам письменных актов, содержащих нормативно-правовой материал, являются договоры Руси с Византией 907, 911, 944 и 971 годов. Тексты договоров сохранились в русских летописях, некоторые сведения о них содержатся также в византийских источниках. Следующими по хронологии из древнейших памятников отечественного права являются церковные уставы князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого (X—XI века.), появление которых также обусловлено тесным сотрудничеством с Византией и принятием на Руси православия в 988 году. Наиболее ярким памятником светского права Древней Руси является Русская Правда.
Что касается международных договоров Руси с Византией, то особый интерес для юриста представляют договор от 2 сентября 911 года (заключен между Олегом Русским и византийскими императорами Львом и Александром) и договор 944 года (заключен между русским князем Игорем и византийскими императорами Романом, Константином VII и Стефаном). Они включают нормы международного, гражданского, торгового, уголовного, процессуального права и др. Положения данных договоров дают некоторое представление о существовавшей в ту эпоху системе судебных доказательств, главным из которых служило «поличное» (вещественные доказательства). В качестве судебного доказательства допускалось и принесение клятвы на суде. В договорах зафиксировано запрещение самосуда и «саморасправных» действий. Их нормы свидетельствуют о существовании раздельной собственности супругов, а также о наличии двух форм наследования - по закону и по завещанию. Также указанные договоры содержат положения, устанавливающие ответственность за убийство, причинение телесных повреждений, хищение имущества и предписывают экстрадицию (международную выдачу преступников).
В Древнерусском государстве помимо международных договоров существовали и договоры (ряды), регулирующие отношения внутри страны. Среди указанного вида источников права необходимо отметить междукняжеские договоры, договоры князей с народом и договоры с дружиной и вольными слугами.
Помимо договоров, внутренние отношения в Древнерусском государстве регулировались княжескими уставами, большинство из которых, увы, до нас не дошло. Они являлись результатом осуществления законодательных и финансовых полномочий различных князей, и в основном были направлены на установление налоговых повинностей для населения.
Княжеские уставы, сохранившиеся до наших дней, относятся к памятникам церковного права, принятым светской властью. Устав князя Владимира Святославича «О десятинах и церковных людях», известный в нескольких позднейших списках и редакциях закрепляет за православной церковью на Руси десятину, то есть десятую часть централизованной феодальной ренты (судебных, торговых пошлин и других доходов); устанавливает в государстве церковный суд, в дела которого не имеют права вмешиваться светские власти. Устав определяет подсудность церковного суда. Под церковную юрисдикцию подпадали все представители черного и белого духовенства, а также светские лица, находящиеся под патронатом церкви (вдовы; нищие, просящие подаяние; странники; холопы, отпущенные на волю; хромые; слепые и т. д.). Кроме того, церковному суду, который вершился митрополитом или епископами, было подсудно все население государства по делам: бракоразводным (роспусты); о внебрачной связи (смильное); о нарушении супружеской верности (заставание); о похищении невесты для брака (умыкание); об изнасиловании (пошибание); о заключении брака между родственниками (поимание о племени или свойстве); о наследстве (истяжение о заднице); о ереси, о колдовстве (ведство, узлы, зелье); об оскорблении бранными словами, клевете (урекание) и т. п.
Устав князя Ярослава Владимировича «О церковных судах» дошел до нас также не в подлиннике, а в позднейших списках. Он имеет несколько редакций, среди которых принято выделять Краткую и Пространную. Но даже Краткая редакция этого устава значительно обширнее Устава князя Владимира. В Уставе князя Ярослава не просто дается перечень подсудных церковному суду дел, но содержатся развернутые правовые нормы и, в частности, назначаются конкретные санкции за совершенное правонарушение. Примечательно, что санкции в Уставе четко дифференцированы в зависимости от социального статуса лиц, пострадавших в результате правонарушения, что наглядно свидетельствует об усилении процесса феодализации на Руси в XI столетии.
Большинство статей Устава князя Ярослава регулирует взаимоотношения полов и брачно-семейные отношения, однако данные нормы тесно переплетены с нормами уголовного права. Гипотезы и диспозиции норм Устава базируются преимущественно на византийском каноническом праве, поскольку они должны были отвечать новым христианским воззрениям на взаимоотношения полов, брак и семью. Однако санкции, употребляемые уставом, отличаются от ромейских образцов. Среди них доминируют различные денежные выплаты — штрафы и компенсации, тогда как византийское законодательство за аналогичные правонарушения предусматривало более жестокие наказания: тюремное заключение, изощренное членовредительство, квалифицированную смертную казнь. Глобальность имущественных наказаний в форме различных денежных выплат - это типичная черта древнерусского права.
Некоторые исследователи полагают, что в Древней Руси наряду с церковными уставами русских князей применялся и «Закон судный людем» - сборник византийских церковно-гражданских установлений. Если судить по более поздним редакциям Судного закона, дошедшим до наших дней, он состоял из 32 глав. Судный закон определял порядок судопроизводства, правовой статус свидетелей, устанавливая их значение как главного судебного доказательства и неотъемлемой части процесса. Судный закон также определял общие принципы семейного права, запрещая многоженство и инцест, устанавливал наказание за расторжение брака и внебрачную связь. Основы наследования также были затронуты положениями Судного закона: так, при наследовании по закону требовалось, чтобы отец разделил свое имущество поровну между детьми. Судным законом подробно регламентировались правила составления завещания, назначения душеприказчиков для выполнения последней воли завещателя. Кроме того, Судный закон содержал узаконения по гражданскому праву: нормы о договорах поклажи (хранения), займа. В сфере уголовного права он предусматривал следующие составы преступлений: убийство, поджог, нанесение телесных повреждений, кража и т.д.
Завершая краткий обзор ранних памятников русского канонического права, следует заметить, что православная церковь играла видную роль в юридическом быте России на протяжении почти тысячи лет — вплоть до начала XX столетия. Церковным законодательством регулировался значительный комплекс брачно-семейных отношений, церковь выполняла функции органов записи актов гражданского состояния: регистрировала факты рождения, брака и смерти подавляющей части населения Русского государства.
Что касается светского права, то наиболее известным памятником древнерусского права является Русская Правда. Ее подлинный текст, как и оригиналы подавляющего большинства древних актов, не сохранился. Однако Русская Правда дошла до нас более чем в ста позднейших списках (копиях). По содержанию и времени составления принято выделять три основных редакции Русской Правды — Краткую, Пространную и Сокращенную. Краткая редакция Русской Правды появилась в XI веке. Она состоит из Правды Ярослава (Древнейшей правды), Правды Ярославичей и дополнительных статей — «покона вирного» и «урока мостникам». Ее текст при публикациях обычно разделяют на 43 статьи. Пространная редакция Русской Правды была составлена в XII веке. Она основывалась на Краткой редакции и включала в себя Суд Ярослава Владимировича (Мудрого), Устав Владимира Всеволодовича (Мономаха) и дополнительные статьи. Пространная редакция Русской Правды втрое больше Краткой (в ней выделяют около 120 основных и десятка дополнительных статей). В отличие от своей предшественницы, Пространная Правда содержит не только уголовные и процессуальные нормы, но и нормы гражданско-правовые; она также регламентирует правовое положение различных слоев населения. Что касается Сокращенной редакции, то она представляет собой выборку тех статей из Пространной редакции, которые не утратили своего значения для Московского государства XV столетия.
Русская Правда является официальным актом, первым общегосударственным светским судебником в нашем Отечестве. Она была принята светской властью и не вторгалась в церковную юрисдикцию. Некоторые пересечения с церковным законодательством наблюдаются лишь в области наследственного права.
Основным источником Русской Правды послужило обычное право. Вместе с тем в ней обобщены судебная практика и отдельные законы, принимавшиеся князьями в разное время. При ее создании была проделана определенная работа по систематизации права. Русская Правда — это свод феодального права, о чем свидетельствует наличие отраженных в ней: социального неравенства, княжеской публичной власти, защиты права собственности на землю, дифференцированной защиты имущественных прав, достаточно развитых товарно-денежных отношений, дифференциации в наследственных правах и т. д.
Русская Правда содержит нормы уголовного, гражданского и процессуального права, однако отрасли и институты права в ней еще четко не выражены. Для ее современников право представлялось цельным, единым и неделимым. Следует еще раз подчеркнуть, что оригинальный текст Русской Правды даже неразделен на статьи: современная постатейная разбивка была предложена позднейшими исследователями и носит в основном археографический характер. В Русской Правде нет явного разграничения между уголовной и гражданской ответственностью, не фигурирует понятие преступления (в его современном значении).
Русская Правда понимает правонарушение как причинение материального и морального вреда конкретному лицу или группе лиц. Поэтому среди видов преступлений, рассматриваемых Русской Правдой, отсутствуют государственные и политические преступления, но имеются преступления против личности, к которым относились убийство, нанесение телесных повреждений, оскорбление и т. п.; имущественные преступления - хищение, незаконное пользование чужим имуществом, порча межевых знаков и др. Основным видом наказаний по Русской Правде были денежные штрафы. Примечательным является отсутствие в системе уголовных наказаний смертной казни и тюремного заключения.
Русская Правда не дает определения таких понятий гражданского права, как «собственность», «договор», но уже активно защищает само право собственности, различает движимое и недвижимое имущество, договоры купли-продажи, займа, поклажи (хранения), личного найма и т. д.
В Русской Правде нет разграничения между уголовным и гражданским процессом. Судебный процесс был единым и носил ярко выраженный состязательный характер. Система судебных доказательств состояла из вещественных доказательств, свидетельских показаний, роты (присяги) и ордалий (испытаний огнем, железом или водой).
По своему значению Русская Правда явилась не только выдающимся государственно-правовым актом своего времени, но и фундаментальной основой для последующего законодательства великорусского, белорусского, украинского и литовского народов.