Анализ поэтического текста
Цель – произвести лингвистический анализ стихотворения Михаила Александровича Дудина «Печаль по жаворонку».
(Родился в двадцати километрах от Иванова, города текстильщиков. В детстве часто пропадал в лесу и на реке, воспитанием его занимался дед, он научил мальчика читать, привил любовь к поэзии... Учился Дудин в ФЗУ, потом работал литсотрудником в ивановских газетах и учился в вечернем пединституте. Прошел войну, был на Ленинградском фронте. Первая книжка стихов «Ливень» вышла в 1940 году. Герой труда, в 1981 году получил Государственную премию СССР. Писал стихи на различные темы, интересны фронтовая лирика и стихи о социальной и духовной жизни человека.)
А. Работа с текстом - Перед вами стихотворение «Печаль по жаворонку». Внимательно прочитайте его, подготовьтесь к выразительному чтению вслух.
В своем паренье после взлета
Прекрасна жаворонка песнь.
В ее святой свободе что-то
Нас возвышающее есть.
С заботой о насущном хлебе,
Неповторимо хороша,
Парила с жаворонком в небе
И пела пахаря душа.
Высокой радовалась доле
Земля – кормилица и мать.
...Но песни жаворонка в поле
Сегодня что-то не слыхать.
Куда ты скрылся, гость любезный?
Куда, грядущее губя,
Своею музыкой железной
Двадцатый век загнал тебя?
Ужель ты не вернешься боле
На праздник радостных забот?
Ведь нет без жаворонка поля,
И неба нет, и хлеб не тот.
- Каков, по-вашему, смысл названия стихотворения? (Взаимоотношения человека и природы.)
- Каков пафос стихотворения? (Торжественный и грустный.)
- Что помогает нам это определить? (Лексика стихотворения – высокие слова.)
- Назовите опорные слова в тексте, подчеркивающие пафос произведения.
- Прочтите опорные слова, придающие стихотворению грусть.
· Название стихотворения – Печаль (по жаворонку). Это слово древнерусское, означает скорбь, грусть, заботу, тревогу; во второй строфе эту тему повторяет опорное слово – забота (на старославянском – беспокойство).
– Прочтите опорные слова, придающие стихотворению торжественную интонацию.
· В первой строфе звучат слова: святой, возвышающий – в основе значение «высокий», в пятой строфе слово праздник – день торжества.
ü Таким образом, понять пафос стихотворения помогают и опорные слова, передающие эмоциональный настрой всего произведения.
- Выпишите из текста стихотворения слова, употребляемые в переносном значении.
· (Душа парила, пела; земля – кормилица и мать – радовалась; железная музыка; праздник радостных забот.)
– Назовите и выпишите эпитеты из текста.
· (Святая свобода, высокая доля, гость любезный.)
– С какой целью автор использует эпитеты и метафоры в стихотворении?
· Чтобы сделать текст стихотворения благозвучным, красивым, ярким, неповторимым.
ü Возвышенная лексика стихотворения помогает нам понять торжественно-грустный пафос произведения.
Б.Выполните лексический разбор слова святая(свобода).
Святая:
1) а) проникнутая высокими чувствами, возвышенно идеальная (высок.);
б) заветная, истинная, исключительная по важности (высок.);
2) многозначное слово;
3) синоним – возвышающая; антоним – низменная;
4) общеупотребительное, книжное, высокий стиль;
5) древнерусское, святъ, святый, общеславянское в значении «святить», «святой», «праздник».
- По объему это стихотворение небольшое. Определите строфу стихотворения.
· Пять строф, написанных катреном, – всего двадцать строк.
- Определите метр (размер) стихотворения.
В своем паренье после взлета
Прекрасна жаворонка песнь.
В ее святой свободе что-то
Нас возвышающее есть.
(Это четырехстопный ямб.)
- Как вы думаете: почему автор для своего стихотворения избирает именно этот метр?
· Это универсальный метр, позволяющий создать и торжественные стихи, и бытовые. Благодаря своей гибкости позволяет передать малейшие оттенки переживаний.
ü Это самый распространенный метр русского стихосложения. Им, например, написано более половины пушкинских стихов. Обратите внимание на то, что в тексте встречаются облегченные стопы (пиррихий) и утяжеленные (спондей). И именно они позволяют поэту разнообразить музыкальный рисунок стиха, сделать его то более плавным, то более резким, четким. А это помогает нам воспринимать то торжественный, то грустный пафос стихотворения.
В. Внимательно прочитайте еще раз это стихотворение. Как по-вашему, помогает ли звуковой строй языка стихотворения понять его пафос?
· Помогает, торжественность стихотворению придает частое употребление звуков: [р] (16), [е] (19).
ü Яркое, торжественное звучание придает стихотворению частое использование звонких согласных (147), глухих согласных – только 83, а гласных – 167.
Г. Сделаем запись четвертой строфы стихотворения.
Куда ты скрылся, гость любезный?
Куда, грядущее губя,
Св о ею музык о й ж е лезн о й
Двадцатый век з а гнал тебя?
– Объясните орфограммы и знаки препинания в этих предложениях.
- Какова роль вопросительных предложений в этом микротексте? (Риторические вопросы помогают почувствовать торжественно-грустный пафос.)
- Скажите: а в целом по тексту предпочтение каким предложениям отдает поэт?
- О чем свидетельствует тот факт, что простых предложений больше? (Стремление сосредоточить жизнь в едином мгновении, в предельной конкретности которого художественным усилием раскрывается состояние мира.)
- Запишите последнее предложение, объясните знаки препинания.
Ведь нет без жаворонка поля, и неба нет, и хлеб не тот.
– Почему именно последнее предложение автор делает сложным, сложносочиненным? (В сложносочиненном предложении четко выражаются смысловые отношения.)
Д. Выполните морфемный разбор слов:
Итог -Что помогает нам понять пафос стихотворения?
· Все языковые средства: и морфологические, и фонетические, и синтаксические – подчинены эмоциональному настроению стихотворения в целом.
ü Использование простых предложений более точно передает пафос стихотворения.
Вывод. Мы убедились, что Дудин – мастер. Ему удалось найти гармоничную форму для образного выражения своих чувств и мыслей. Как вы считаете, создавая это стихотворение, автор специально подбирал подходящие языковые средства? Скорее всего – нет. Он – поэт, поэтому он писал о том, что подсказывало ему сердце, интуитивно используя те самые необходимые слова, обороты, звуки, о которых мы говорили сегодня на уроке.
Анализ поэтического текста на примере стихотворения «Парус»
Стихотворение «Парус» было написано М. Лермонтовым в 1832 г. Вынужденный оставить Москву и университет, Лермонтов уезжает в Петербург и однажды, бродя по берегу Финского залива, он пишет это стихотворение, о чем свидетельствует М. Лопухина, в письме к которой Лермонтов послал первый вариант стихотворения. Это яркий образец пейзажно-символической лирики. В «Парусе» нашли отражение не только собственные настроения автора, но и настроения русской интеллигенции 30-х гг. XIX в.: чувство одиночества, разочарования и стремление к свободе в обстановке реакции после восстания декабристов. Быть может, грустное восприятие паруса, переходящее в глубокое философское раздумье, и сам образ были навеяны стихами А. Бестужева-Марлинского «Андрей, князь Переяславский»:
- Белеет парус одинокой,
- Как лебединое крыло,
- И грустен путник ясноокой;
- У ног колчан, в руке весло.
По композиции стихотворение представляет собой расчлененный символический образ, данный в развитии. В стихотворении три строфы. Каждая состоит из двух различных по своему характеру частей: первый и второй стихи (строчки) воссоздают предметный образ (меняющуюся картину моря и паруса), а третий и четвертый - мысли и переживания лирического героя. Если прочитать стихотворение по-иному: сначала первые два стиха каждой строфы, а потом два заключительных стиха, то исчезнет переживаемое напряжение.
- Белеет парус одинокой
- В тумане моря голубом!..
- Что ищет он в стране далекой?
- Что кинул он в краю родном?
- Играют волны - ветер свищет,
- И мачта гнется и скрыпит...
- Увы! он счастия не ищет
- И не от счастия бежит!
- Под ним струя светлей лазури,
- Над ним луч солнца золотой...
- А он, мятежный, просит бури,
- Как будто в бурях есть покой!
- (М. Лермонтов)
Несмотря на то, что стихотворение представляет собой лирическую миниатюру, его образная структура дана в развитии: картину моря и далеко плывущего в голубом тумане паруса (в первой строфе) сменяет изображение надвигающейся бури. Параллельно идет развитие в мыслях и переживаниях лирического героя. Одиночество гонимого странника, символически изображенное в первой строфе, вызвано его отчаянием и неприятием жизни (см. вторую строфу). Но мятежник хочет обрести душевный и нравственный покой в обновлении жизни, в перемене ее, в очистительной буре (третья строфа). Именно в этом сопоставлении: одинокий парус и мучительные вопросы; поднимающаяся буря и отчаяние, уход от жизни; восхитительный пейзаж и жажда перемен, обновления - и заключается внутренняя напряженность стихов, сила их эстетического воздействия.
Языковая изобразительность стихотворения определяется творческим замыслом поэта. Важную роль играет слово одинокой.
В нем совмещаются значения, соотнесенные с предметным рядом (парус одинокой, т. е. плывущий один, без подобных себе) и с рядом символическим (одинокой, т. е. не имеющий единомышленников, близких людей).
Все стихотворение проникнуто антитезой, которая находит выражение в контекстуальных антонимах:
- Что ищет он в стране далекой?
- Что кинул он в краю родном?
- Так же: счастия не ищет - не от счастия бежит;
- над ним - под ним.
Повтор слов и их симметричное расположение - синтаксический параллелизм (Что ищет он... Что кинул... счастия не ищет... не от счастия бежит... над - под) - подчеркивают важность содержания. Той же цели служит и инверсия - перестановка компонентов предложения, нарушающая их обычный, стилистически нейтральный, порядок и приводящая к смысловому или эмоциональному выделению слов: парус одинокой, в тумане моря голубом. Ср. обычный порядок: одинокой парус, в голубом тумане моря. Читатель обратит внимание на прилагательные, сдвинутые со своих обычных мест перед определяемым словом. Выдвижение глаголов-сказуемых на позицию перед подлежащими передает динамизм изображаемой картины, активность проявления признака: белеет парус, играют волны. Постановка дополнения перед сказуемым подчеркивает особое значение слова счастие, несущего в стихотворении большую нагрузку. Поэт использует звукоподражание (ветер сви щет, мачта... скрыпит), что усиливает ощутимый эффект бури. Динамическое изображение бури во второй строфе передается бессоюзным предложением (Играют волны - ветер свищет...) и нагнетанием глаголов (скрыпит, гнется).
Стихотворение написано двустопным ямбом, но обращает на себя внимание сбив ямбического метра в третьей стопе (пропуск ударения). Так ритмически выделяются опорные слова и словосочетания, и прежде всего парус одинокой:
- Белеет парус одинокой...
- Так же ритмически подчеркивается и слово счастие.
Легко заметить, что одни и те же слова становятся значимыми и эстетически ценными в стихотворении благодаря различным средствам их выделения: антитезе, инверсии, ритму.
Сопоставительный анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова «Крест на скале» и А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке». Материал к уроку литературы для 10 класса
Крест на скале
(M-lle Souchkoff)
В теснине Кавказа я знаю скалу,
Туда долететь лишь степному орлу,
Но крест деревянный чернеет над ней,
Гниет он и гнется от бурь и дождей.
И много уж лет протекло без следов
С тех пор, как он виден с далеких холмов.
И каждая кверху подъята рука,
Как будто он хочет схватить облака.
О если б взойти удалось мне туда,
Как я бы молился и плакал тогда;
И после я сбросил бы цепь бытия
И с бурею братом назвался бы я!
МОНАСТЫРЬ НА КАЗБЕКЕ
Высоко над семьею гор,
Казбек, твой царственный шатер
Сияет вечными лучами.
Твой монастырь за облаками,
Как в небе реющий ковчег,
Парит, чуть видный, над горами.
Далекий, вожделенный брег!
Туда б, сказав прости ущелью,
Подняться к вольной вышине!
Туда б, в заоблачную келью,
В соседство бога скрыться мне!..
Заманчиво было бы предположить, что М.Ю.Лермонтов был знаком с текстом стихотворения «Монастырь на Казбеке» (1829). Тогда можно было бы писать о полемическом отклике дерзкого подростка великому современнику. Но, скорее всего, ряд совпадений на разных уровнях, которые мы будем фиксировать при сопоставительном анализе, обусловлены спецификой романтического метода, которым написаны оба произведения.
Общность замечается уже при первом же взгляде на названия стихотворений. Начальные строки текстов сразу задают общую тему и колорит. (Кавказ). Ясно, что у обоих авторов лирические герои находятся у подножия (скалы, горы), а взгляды их и помыслы устремлены ввысь. Так уже самим месторасположением героев задается романтическая антитеза «здесь» и «там». Стихотворение А.С.Пушкина создано в то время, когда сам поэт регулярно декларировал свой отход от романтического метода. Например, в одном из частных писем он подробно комментирует ход создания «Зимнего утра», изданного в том же 1829 году, объясняет, почему вся правка шла от «коня черкасского» к «бурой кобылке», то есть к более «прозаической» образной системе, лексике, синтаксису и так далее.
К счастью, ушло в прошлое то время, когда мы пытались выпрямить творческий путь какого-либо автора и искали доказательств того, что все великие поэты двигались «от романтизма к реализму». При этом подразумевалось, что реалистический метод, конечно же, лучше.
Кавказ практически у всех русских лириков и в любом их «творческом периоде» пробуждал и пробуждает романтическое мироощущение.
Лирический герой Пушкина, стоящий у подножия высокой горы, смотрит на вершину Казбека и размышляет о вечности, о Боге, о свободе...
В стихотворении М.Ю.Лермонтова «Крест на скале» (1830) лирический герой тоже потрясен кавказским пейзажем, но мысли и чувства у него совсем иные. Названное произведение М.Ю.Лермонтова, как и многие другие стихотворения 1830 года, посвящено Е.А.Сушковой, (впоследствии графине Ростопчиной.) Следует отметить, что эта женщина была поэтессой, поэтому Лермонтов обращал к ней не только стихи на любовную тему, но надеялся, что подруга разделит, поймет те думы и настроения, которые испытывал его лирический герой.
Образы скал, утесов, гор проходят через все творчество Лермонтова, неоднократно этот автор заявлял о своей любви к горам Кавказа. Но любовь к природе, как и любовь к женщине, у юного поэта мрачноватая и надрывная.
Лирический герой «раннего»Лермонтова своим «знакомым» и любимым местом на Кавказе называет скалу, на вершине которой расположена чья-то безымянная могила с простым деревянным крестом на ней. Крест почернел и почти уже сгнил от дождей, но описанию именно этой мрачной детали пейзажа отданы 6 из 12 строк текста.
Это стихотворение по «форме» очень простое: написано четырехстопным амфибрахием с цезурой, состоит из трех катренов со смежной рифмовкой, причем рифмы точны и банальны. Произведение распадается на две части: два четверостишия -это описание креста на скале, последние четыре стиха -эмоциональный отклик.
В первых строчках появляется излюбленный романтиками орел, который - на его счастье - может взлететь так высоко, что отдыхает на вершине скалы. Лирический герой томится тем, что не может взойти на скалу, а олицетворенный крест, снизу напоминающий человека, тянется еще выше, как будто «он хочет схватить облака». Так через все стихотворение проходит одно направление движения: снизу – вверх. В произведении два контрастных цветовых пятна: черный крест и белые, недостижимые облака.
Последнее четверостишие -это одно восклицательное предложение, почти сплошь состоящее из романтических штампов и начинающееся, конечно, с «О!».
Герой рвется «туда», «ввысь», там он станет «молиться и плакать», ибо, вероятно, отсюда, снизу, Бог не слышит его стенаний. Юный романтик хочет «сбросить цепь бытия», избавиться от оков и побрататься с бурей (стоит вспомнить о Мцыри).
Последний катрен написан в сослагательном наклонении и многократно повторенные «бы», вместе со словами «сбросил», «бытия», «с бурей», «братом» дают звучную аллитерацию.
В целом это стихотворение кажется мне слабее, чем «Парус» или «Нищий», созданные примерно в то же время. Парадокс в том, что, хотя анализируемый текст носит подражательный характер, он, вместе с тем, очень характерен для мироощущения раннего Лермонтова и его стиля, который, по словам Е.Маймина, был «эталоном романтизма».
Стихотворение Пушкина создает у читателя совсем иное настроение. Да, лирический герой тоже мечтает попасть «туда»,на вершину горы,где расположена старинная грузинская церковь. Но он стремится как раз не к бурям, а к покою. Вершина Казбека «сияет вечными лучами»,а легкие облака нужны лишь для того, чтобы заповедное место было видно не всем. Небо, как и море, для Пушкина – свободная стихия, поэтому так естественно возникает сравнение чуть видной церкви с «реющим ковчегом», в котором должны спастись только избранные.
Произведение Пушкина тоже членится на две части,соответствующие двум строфам, но вторая строфа состоит из пяти строк,что заведомо,самой системой рифмовки, ставит одну из строк в «сильную позицию». Здесь это восклицание: «Далекий,вожделенный брег!» Образ желанного и недостижимого берега (и даже торжественнее – архаичного, вечного «брега») тоже вполне логичен после описания корабля-символа. Лирический герой Пушкина не ищет бурь, для него счастье -это «покой и воля». Он стремится в «заоблачную келью», и именно в уединении надеется обрести свободу, ибо она -внутри души,а не дарована извне.
Не случайно и то,что лирический герой мечтает о «соседстве бога». Он ни о чем не просит Всемогущего,он сам почти равен ему.
Все стихотворение написано традиционным четырехстопным ямбом,с большим количеством пиррихиев, облегчающих стих. В первой строфе смежная рифмовка ненавязчиво делит секстину на двустишия. Но первая же строка пятистишия рифмой связывается с первой частью,а остальные четыре стиха зарифмованы «перекрестно». Все это -как мы уже отмечали- выделяет ключевую строку -порыв духа к далекому, осиянному лучами,божественному «брегу».
Во второй строфе у Пушкина,как и у Лермонтова, сконцентрировано максимум эмоций. Квинтет пушкинского текста состоит из трех восклицательных предложений,два из которых начинаются романтическим порывом: «Туда б...!» Это стремление из ущелья к вершине осознается лирическим героем как естественный порыв духа. Естественна и недостижимость этой мечты. Стихотворение Пушкина -светлое и мудрое,без юношеского надрыва и боли.
Так сопоставление двух «кавказских» произведений Пушкина и Лермонтова в очередной раз подчеркивает разницу и мироощущений, и идиостилей этих русских классиков.