Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Вне основной сцены действий




С самого начала стало понятно, что Советская Россия не сдастся и не будет платить долгов так просто.

Ллойд Джордж, «наиболее дальновидный из буржуазных политиков, желавший торговать с Россией»[94], организовал встречу на вилле Альбертис. Встреча представителей Российской делегации с представителями Англии, Франции, Италии и Бельгии происходила 14 и 15 апреля. От России требовали безоговорочного принятия всех условий Лондонского меморандума.

«Встреча состоялась ранним пасхальным утром и позднее получила название “пижамной”»[95], так как носила неофициальный характер.

Однако встреча не оправдала ожиданий Запада. На вилле Российская делегация самым категорическим образом отклонила все предъявленные ей счета по долгам и представила свои контрпретензии. Делегация аргументировала: «Русский народ принес в жертву общесоюзным военным интересам больше жизней, чем все остальные союзники вместе»[96].

Н. Н. Любимов, присутствовавший на этой встрече в качестве эксперта и составивший список контрпретензий, писал в своих воспоминаниях, что Ллойд Джордж «оглашенную М. М. Литвиновым сумму наших контрпретензий за интервенцию и блокаду лицемерно назвал “совершенно непостижимой”»[97] и отказался признать советские контрпретензии.

Чичерин колко подметил: «Британский премьер говорит мне, что, когда мой сосед ссудил мне деньги, я обязан ему уплатить. Хорошо…но я должен прибавить, что если этот сосед ворвался в мой дом, убил моих детей, уничтожил мою мебель и сжег мой дом, он должен, по крайней мере, начать с возвращения мне уничтоженного»[98].

Следующим шагом, сокрушившим планы Запада, стал договор в Рапалло. Это был первый равноправный договор молодой Советской России с крупной западной империалистической державой. Договор был подписан 16 апреля 1922г. в г.Рапалло и основан на полной взаимности, то есть оба государства взаимно отказывались от возмещения их военных расходов и убытков. «Германское правительство заявляет о своей готовности оказывать полную поддержку всякому торговому соглашению, которое будет заключено частными германскими предприятиями с Россией»[99]. Таким образом, две страны пришли к новому порядку, обеспечивающему их равенством и условиями мирного сотрудничества.

И хотя Рапалльский договор вызвал взрыв негодования среди союзников, со всеми другими делегациями были налажены дружественные отношения. «А в самой Италии даже буржуазия при всяком появлении российских представителей…выражала ей свое уважение и внимание»[100]. Отношение к нашей стране стало меняться. «И в этом изменившемся отношении к Советской России широких народных масс – быть может, одно из важнейших завоеваний Генуэзской конференции»[101].

После неудачной попытки Западных держав навязать России Лондонский меморандум Чичерину был представлен Меморандум 2 мая, идея которого развивалась на вилле Альберти. Союзники требовали признания долгов с угрозой срыва конференции, однако, уже с некоторой уступкой: Россия может не выплачивать военных долгов. Контрпретензии все также не признавались. Изучив этот Меморандум, Российская делегация представила ответный Меморандум 11 мая с очередным отказом. В. И. Ленин писал Чичерину: «мы не должны бояться срыва конференции. На признание частных долгов идти ни в коем случае нельзя»[102], а военных долгов Россия не признает совсем, так как «все они были сделаны на военные поставки, следовательно, целиком служили целям общей войны»[103].

Следует обратить внимание на то, что в большей мере признания Россией долгов добиваются страны, которые были кредиторами нашей страны в предвоенный период. «Но бывшие кредиторы России это - не будущие кредиторы России»[104]. Страны действуют лишь из своих соображений. А значит, условие союзников, что принципиальное признание долгов приведет к возрождению русского кредита, «является не столько иллюзией, сколько обманом»[105].

 

Таким образом, приходим к выводу, «все эти обмены меморандумами показали, что Россия, с одной стороны, а Запад, с другой стороны, остались почти на исходных позициях»[106]. К компромиссу страны прийти так и не смогли, и переговоры зашли в тупик.

Советское государство отказывалось выполнять требования Западных держав о компенсации долгов царского и Временного правительств, о возврате национализированной большевиками западной собственности, об отмене монополии внешней торговли. В то время как Запад отказывался компенсировать ущерб, причиненный иностранной интервенцией в период гражданской войны, предоставить долгосрочные кредиты и принять советскую программу по всеобщему сокращению вооружений.

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

19-го мая состоялось последнее пленарное заседание Генуэзской конференции, на котором Ллойд – Джордж назвал конференцию «одним из важнейших этапов на пути к миру»[107]. Также он подчеркнул важное значение принятых «пожеланий и советов»[108] и призвал к их выполнению, иначе «они лишь увеличат море бумаги, в которой мы все задыхаемся»[109]. И конечно, министр не мог не завершить свою речь очередным намеком на выплату долгов: «Европа хочет и может помочь России, но, чтобы получить ее помощь, Россия должна признать тот кодекс чести, который выработан целыми поколениями трудолюбивых и честных людей…»[110], хотя ранее я уже упоминала, что выплата долгов, по мнению Советской делегации, не значит гарантированное получение кредитов.

Нельзя не сказать и о том, что в последние дни конференции был принят проект о Гаагской конференции, и заключен договор временного характера между Россией и другими державами о ненападении.

Было решено продолжать рассмотрение проблем, затронутых на Генуэзской конференции. У делегатов все еще сохранялась вера в окончательный успех: «Факел веры не погас: Генуя передаст его Гааге»[111]. Работа, предстоящая в Гааге рассматривалась как продолжение Генуэзских трудов.

Конференция показала невероятный дипломатический талант Чичерина и его заместителя Литвинова, для которого международные переговоры не закончились в Генуе. Литвинову предстояло отправиться через шесть недель в Гаагу на новую конференцию уже в качестве главы советской делегации.

 

Переходя к итогам, хочется отметить: если расценивать конференцию с точки зрения интересов мирового пролетариата, то Генуэзская конференция «ослабила мировую буржуазию и, следовательно, была полезна мировому борющемуся пролетариату»[112]. Как известно, Советская Россия - единственное рабоче-крестьянское государство, и мировому пролетариату выгодно укрепление положения России в среде буржуазных государств. «Генуэзская конференция с самого начала показала, что буржуазный мир устал от командования, от гегемонии Антанты …что жаждет, наконец, полного покоя и действительной возможности залечивать тяжелые раны последней мировой войны»[113]. Вследствие этого симпатии к миролюбивой политике Советской России росли все больше, как и ее престиж.

Благодаря Генуэзской конференции открывался новый лист истории. «Буржуазии никогда уже не собрать своих разрозненных рядов и ей никогда уже не добиться того, чтобы пролетариат слепо последовал за ней»[114]. Безусловно, это значимый итог конференции.

Также был заключен важный, прежде всего для нашей страны, Рапалльский договор. «Этот договор был первым кирпичом, положенным в фундамент советской внешней политики»[115].Была сорвана попытка Антанты создать единый фронт против Советской России, и получено необходимое нам признание со стороны «первого западноевропейского государства»[116].

 

Конечно, ГК – событие масштабное и, бесспорно, значимое, как для всей Европы, так и для нашей страны в частности. Тем не менее, по словам Ипатьева, «Генуэзская конференция не дала положительных результатов»[117], а Иоффе считает, что «все ее резолюции – только простые пожелания, принятые в расплывчатой никого ни к чему не обязывающей форме»[118]. Однако я с ними не соглашусь. Безусловно, запланированное нашей делегацией выполнено не было, как и не было предложено четкой программы по восстановлению экономических связей, не были приняты конкретные меры для восстановления стран в тяжелое послевоенное время, и казалось бы, конференции незаслуженно приписывают громкие названия «одной из великих конференций». Однако, как мне кажется, для всего важного, судьбоносного и великого, прежде всего, необходимо подготовить почву. Так вот Генуэзская конференция, я считаю, стала той необходимой основой для дальнейшего решения вопросов. Иначе как прийти к соглашениям, если неизвестно, что нужно каждой стране? Конференция отчетливо показала, что абсолютно все державы хотят мира, и именно «из Генуи раздался призыв к миру»[119].

С течением времени будут появляться первые плоды конференции. Так, например, через два года имела место «полоса признаний» 1924г. Были установлены отношения с Италией, Грецией, Австрией, Данией, Норвегией, Швецией, Китаем. Стали заслуживать внимания и уважения, выдвинутые Чичериным идеи об аннулировании военных долгов между союзниками, как наиболее верный путь по восстановлению экономики Европы. Рапалльский договор тоже начал приносить свои плоды. «Торговый оборот Советской России с Германией вырос более чем в два раза в течение 2-3 лет»[120].

По словам Ллойда Джорджа, Генуэзская конференция стала одной «из самых замечательных конференций, которые когда-либо знала мировая история»[121]. «Мы имели, конечно, как и естественно было ожидать от Италии, солнечные небеса, но нам достались также злые и холодные северные ветры…но все это закончилось голубым небом», ведь «для хорошего урожая нужна всякая погода»[122]. Так Ллойд Джордж оценил историю конференции, и я с ним не могу не согласиться.

И теперь, пожалуй, самый важный вопрос. Почему же в Генуе не было достигнуто соглашение? Почему наша делегация так стойко отстаивала свою позицию? Безусловно, это заслуга усилий членов нашей делегации, ее руководителя В.И.Ленина. Однако не стоит забывать и про простой народ, рабочий класс, на мнение которого «опирается Советское правительство»[123]. 1-го мая в России проходили громадные демонстрации с требованием «не сдаваться»[124], что естественно отразилось на точке зрения Советской делегации.

А что касается Европы, то она по своему обыкновению стала решать русский вопрос методами «империалистов-победителей»[125], что, как мы видим, оказалось неприемлемым по отношению к России.

Российская делегация стремилась получить от конференции признания де-юре, аннулирования долгов и получения кредитов, однако ничего из этого Россия не добилась. Штейн рассуждает, является ли это для нее неуспехом, и я полностью поддерживаю его точку зрения. «Признания де-юре Советская Россия не добилась на бумаге, но на деле она получила больше, чем де-юре. Что означают разговоры с ней всей Европы в течение полутора месяца, что означает ее роль на конференции, что означает, наконец, последний договор о ненападении, где стоит ее подпись, как стороны, берущей на себя обязательства и получающей права? Как может делать это субъект, не признанный юридически?»[126]. Конечно, это уже вопрос риторический, ответ на который очевиден.

Факт остается фактом, что после конференции Советское государство стало больше верить в свои силы.


Список литературы

Список источников:

 

1. Иоффе А.А. Генуэзская конференция. – М.: Красная новь, 1922. – 62 с.

 

2. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Том 44. – М.: Изд-во политической литературы, 1964. – 725 с.

 

3. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Том 54. – М.: Изд-во политической литературы, 1975. – 863 с.

 

4. Любимов Н. Н. Воспоминания участника Генуэзской конференции. – Б.м.: Б. и., 1973. – 103 с.

 

5. Любимов Н. Н., Эрлих А. Н. Генуэзская конференция: Воспоминания участников. – М.: Изд-во ИМО, 1963. – 158 с.

 

6. Радек Карл. Генуэзская и Гаагская конференции. – Б.м.: Б.и., 1922. – 20 с.

 

7. Сандомирский Г. Б. (ред.). Генуэзская конференция. 1922. Материалы Генуэзской конференции: (Подготовка, отчеты заседаний, работы комиссии, дипломатическая переписка и пр.). – М.: Б.и., 1922. – 472 с.

 

8. Чичерин Г.В. Статьи и речи по вопросам международной политики. – М.: Соцэкгиз, 1961. – 516 с.

 

9. Штейн Б.Е. Генуэзская конференция. – М.: Гос. изд-во, 1922. – 126 с.

Список остальной литературы:

 

 

1. Ипатьев В.Н. Жизнь и воспоминания одного химика. Том 2 (1917-1930). – Нью-Йорк: Б.и., 1945. – 617 с.

 

2. Карпова Р.Ф. Л. Б. Красин - советский дипломат. – М.: Изд-во социально-экономической литературы, 1962. – 129 с.

 

3. Катасонов В.Ю. Генуэзская конференция в контексте мировой и российской истории. — М.: ИД «Кислород», 2015. — 352 с.

 

4. Косякова М.Е. Роль Генуэзской конференции 1922 года и международных конференций 20-30 гг. ХХ века в развитии международного финансового права // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. Вып. 2. Ставрополь, 2012.

 

5. Минц И.И. Генуя (1922г.) // История дипломатии. Том 3. Дипломатия в период подготовки Второй Мировой войны (1919-1939 гг.). – М.-Л.: Госполитиздат, 1945. – 896 с.

 

6. Шамбаров В.Е. Белогвардейщина. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. — 640 с.

 

7. Шейнис З.С. Максим Максимович Литвинов: революционер, дипломат, человек. — М.: Изд-во политической литературы, 1989. — 234 с.


[1] Иоффе А.А. Генуэзская конференция. – М.: Красная новь, 1922. – С. 15.

[2] Катасонов В.Ю. Генуэзская конференция в контексте мировой и российской истории. — М.: ИД «Кислород», 2015. — С. 36.

[3] Иоффе А.А. Указ. соч. С. 7.

[4] Там же. С. 7.

[5] Шамбаров В.Е. Белогвардейщина. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. — П. 113. С. 574.

[6] Там же. П. 113. С. 574.

[7] Иоффе А.А. Указ. соч. С. 56.

[8] Любимов Н. Н., Эрлих А. Н. Генуэзская конференция: Воспоминания участников. – М.: Изд-во ИМО, 1963. – С. 9.

[9] Минц И.И. Генуя (1922г.) // История дипломатии. Том 3. Дипломатия в период подготовки Второй Мировой войны (1919-1939 гг.). – М.-Л.: Госполитиздат, 1945. – С. 132.

[10] Карпова Р.Ф. Л. Б. Красин - советский дипломат. – М.: Изд-во социально-экономической литературы, 1962. – С. 99.

[11] Там же. С. 99.

[12] Шейнис З.С. Максим Максимович Литвинов: революционер, дипломат, человек. — М.: Изд-во политической литературы, 1989. — С. 4.

[13] Шамбаров В.Е. Указ. соч. С. 585.

[14] Косякова М.Е. Роль Генуэзской конференции 1922 года и международных конференций 20-30 гг. ХХ века в развитии международного финансового права // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. Вып. 2. Ставрополь, 2012. — С. 71.

[15] Катасонов В.Ю. Указ. соч. — С. 78.

[16] Иоффе А.А. Указ. соч. С. 22.

[17] Радек Карл. Генуэзская и Гаагская конференции. – Б.м.: Б.и., 1922. – С. 10.

[18] Штейн Б.Е. Генуэзская конференция. – М.: Гос. изд-во, 1922. – С. 117.

[19] Там же. С. 40.

[20] Любимов Н. Н. Воспоминания участника Генуэзской конференции. – Б.м.: Б. и., 1973. – С. 96.

[21] Иоффе А.А. Указ. соч. С. 16.

[22] Там же. С. 16.

[23] Катасонов В.Ю. Указ. соч. С. 37.

[24] Ллойд Джордж - британский политический деятель, последний премьер-министр Великобритании.

[25] Иоффе А.А. Указ. соч. С. 16.

[26] Сандомирский Г. Б. (ред.). Генуэзская конференция. 1922. Материалы Генуэзской конференции: (Подготовка, отчеты заседаний, работы комиссии, дипломатическая переписка и пр.). – М.: Б.и., 1922. – С. 28.

[27] Там же. С. 28.

[28] Там же. С. 28.

[29] Там же. С. 29.

[30] Там же. С. 29.

[31] Там же. С. 30.

[32] Радек Карл. Указ. соч. С. 10.

[33] Катасонов В.Ю. Указ. соч. С. 42.

[34] Любимов Н. Н., Эрлих А. Н. Указ. соч. С. 19.

[35] Катасонов В.Ю. Указ. соч. С. 43.

[36] Там же. С. 44.

[37] Там же. С. 40.

[38] Там же. С. 40-41.

[39] Сандомирский Г. Б. Указ. соч. С. 21.

[40] Катасонов В.Ю. Указ. соч. С. 71.

[41] Там же. С. 45.

[42] Там же. С. 45.

[43] Сандомирский Г. Б. Указ. соч. С. 60.

[44] Там же. С. 60.

[45] Любимов Н. Н. Указ. соч. С. 98.

[46] Любимов Н. Н., Эрлих А. Н. Указ. соч. С. 14.

[47] Сандомирский Г. Б. Указ. соч. С. 62.

[48] Жан-Луи Барту- французский политик и государственный деятель.

[49] Сандомирский Г. Б. Указ. соч. С. 62.

[50] Минц И.И. Указ. соч. С. 121.

[51] Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Том 54. – М.: Изд-во политической литературы, 1975. – C. 169.

[52] Сандомирский Г. Б. Указ. соч. С. 39.

[53] Там же. С. 39.

[54] Катасонов В.Ю. Указ. соч. С. 45.

[55] Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Том 44. – М.: Изд-во политической литературы, 1964. – C. 407.

 

[56] Любимов Н. Н., Эрлих А. Н. Указ. соч. С. 14.

[57] Сандомирский Г. Б. Указ. соч. С. 39.

[58] Там же. С. 86.

[59] Иоффе А.А. Указ. соч. С. 20.

[60] Там же. С. 20.

[61] Любимов Н. Н., Эрлих А. Н. Указ. соч. С. 45.

[62] Там же. С. 45.

[63] Там же. С. 45.

[64] Катасонов В.Ю. Указ. соч. С. 74.

[65] Сандомирский Г. Б. Указ. соч. С. 85.

[66] Там же. С. 86.

[67] Там же. С. 86.

[68] Иоффе А.А. Указ. соч. С. 26.

[69] Там же. С. 28.

[70] Штейн Б.Е. Указ. соч. С. 111.

[71] Сандомирский Г. Б. Указ. соч. С. 333.

[72] Там же. С. 353.

[73] Иоффе А.А. Указ. соч. С. 29.

[74] Катасонов В.Ю. Указ. соч. С. 77.

[75] Косякова М.Е. Указ. соч. С. 74.

[76] Сандомирский Г. Б. Указ. соч. С. 217.

[77] Иоффе А.А. Указ. соч. С.31.

[78] Там же. С. 31.

[79] Сандомирский Г. Б. Указ. соч. С. 94.

[80] Там же. С. 104.

[81] Там же. С. 79.

[82] Там же. С. 79.

[83] Катасонов В.Ю. Указ. соч. С. 56.

[84] Там же. С. 56.

[85] Иоффе А.А. Указ. соч. С. 41.

[86] Катасонов В.Ю. Указ. соч. С. 59.

[87] Там же. С. 57.

[88] Иоффе А.А. Указ. соч. С. 37-38.

[89] Там же. С. 38.

[90] Составителем этой работы являлся заместитель директора Института экономических исследований при Народном комиссариате финансов РСФСР проф. Н. Н. Любимов

[91] Катасонов В.Ю. Указ. соч. С. 67.

[92] Там же. С.67.

[93] Ленин В.И. Указ. соч. Том 44. С. 406.

[94] Шейнис З.С. Указ. соч. С. 351.

[95] Там же. С. 351.

[96] Иоффе А.А. Указ. соч. С. 39.

[97] Шейнис З.С. Указ. соч. С. 351.

[98] Сандомирский Г. Б. Указ. соч. С. 451.

[99] Там же. С. 316.

[100] Иоффе А.А. Указ. соч. С. 59.

[101] Там же. С. 59.

[102] Чичерин Г.В. Статьи и речи по вопросам международной политики. – М.: Соцэкгиз, 1961. – С. 328.

[103] Иоффе А.А. Указ. соч. С. 44.

[104] Радек Карл. Указ. соч. С. 17-18.

[105] Там же. С. 14.

[106] Катасонов В.Ю. Указ. соч. С. 94.

[107] Иоффе А.А. Указ. соч. С. 53.

[108] Там же. С. 53.

[109] Там же. С. 53.

[110]Там же. С. 54.

[111] Сандомирский Г. Б. Указ. соч. С. 433.

[112] Иоффе А.А. Указ. соч. С. 60.

[113] Там же. С. 61.

[114] Там же. С. 66.

[115] Любимов Н. Н., Эрлих А. Н. Указ. соч. С. 78.

[116] Иоффе А.А. Указ. соч. С. 57.

[117] Ипатьев В.Н. Жизнь и воспоминания одного химика. Том 2 (1917-1930). – Нью-Йорк: Б.и., 1945. – С. 272.

[118] Иоффе А.А. Указ. соч. С. 29.

[119] Иоффе А.А. Указ. соч. С. 55.

[120] Катасонов В.Ю. Указ. соч. — С. 157.

[121] Сандомирский Г. Б. Указ. соч. С. 443.

[122] Там же. С. 443.

[123] Радек Карл. Указ. соч. С. 14.

[124] Там же. С. 14.

[125] Штейн Б.Е. Указ. соч. С. 117.

[126] Там же. С. 125.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-21; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 778 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2307 - | 2155 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.