Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Балетный театр П.И. Чайковского

П.И.Чайковский

«Пиковая дама» (1890)

Это вершина оперного творчества композитора, произведение, в котором основная тенденция – симфонизация оперы – доведена до логической кульминации.

1) Повесть Пушкина и либретто оперы. Повесть Пушкина была значительно переосмыслена при написании либретто.

Пушкин Чайковский
Германн Герман
Лиза – бедная воспитанница Графини и средство обретения богатства для Германна. Лиза – внучка Графини и Герман искренне любит её. Тайна 3-х карт и богатство – средство стать равным Лизе по социальному статусу.
В финале Германн сходит с ума. В финале Герман умирает.
В финале Лиза выходит замуж. Лиза погибает.
Действие происходит в начале 19-го века. Действие происходит в конце 18-го века.
  Появляются новые герои и новые ситуации.

 

2) Драматургия оперы. Драматургический конфликт возникает между идеями любви и богатства, которые борются в сознании Германа и в его жизненных обстоятельствах.

3) Особенности музыкальной драматургии оперы. Принцип симфонизации проявляется в наличии 2-х тематических сфер, которые экспонируются, взаимодействуют между собой и обретают новые качества.

Идея любви воплощена в л/т и отдельных лирических фрагментах оперы.

Идея богатства представлена более сложно: здесь используется целый комплекс различных тематических образований – тема тайны Графини, тема 3-х карт, тема предсказания призрака. В основе своей этот тематический комплекс звучит в Балладе Томского из 1-й к.

4) Образная структура оперы.

Графиня раскрывается в 2-х аспектах: как старая, больная женщина и как носительница роковой тайны 3-х карт. Как человеческое существо она характеризуется музыкой Франции 18-го века (ария Елизаветы из оперы Гретри «Ричард Львиное сердце»). Чайковский использует также тему французской народной песни «Да здравствует Генрих IV», которая воспринималась как эмблема королевской Франции.

Иная характеристика Графини – призрака – целотонная гамма (сцена в

5-й к.).

Герман – двоемирный герой. Драма его заключается в том, что он вынужден идти к ложной цели, используя ложные средства. Безумие Германа является результатом совмещения в его душе возвышенной любви и низменного желания богатства.

Лиза – это самый светлый персонаж оперы, образец романтической жертвенности, натура цельная и глубокая. Музыкальная характеристика Лизы связана с традициями русского народного песенного искусства.

Томский – светский человек, который не задумывается над своими словами и поступками, не подозревает той зловещей роли, которую он играет в жизни Германа.

Елецкий – антипод Германа, человек, духовно близкий Лизе. Как и Томский, Елецкий играет роковую роль в судьбе Германа.

Чекалинский и Сурин – это легкомысленные люди света, которые не ведают, что творят (их насмешки подталкивают Германа поверить в историю 3-х карт и попытаться узнать их тайну).

 

Идея богатства

представлена комплексом тематических образований, основные из которых звучат в Интродукции. Начальная тема Интродукции – тема баллады Томского (с.1, начало), 2-я тема – «О Боже» также из баллады (с.2), 3-я тема – тема 3-х карт (с. 2).

В 1-й к. даётся экспозиция и завязка драмы. Большую роль здесь играет жанрово-бытовой фон, оттеняющий сложные психологические состояния героев. Общая направленность 1-й к. – от светлого и безмятежного настроения в начале к сцене грозы в финале, подчёркивающей смятение чувств Германа.

Экспозиция образа Германа в 1-й к. дана в 2-х ариозо – «Я имени её не знаю» и «Ты меня не знаешь».

Тема первого ариозо сначала звучит в оркестре (с.20). Интонационная основа этого лирического ариозо появится в балладе Томского («Три карты»).

В речитативной связке между двумя ариозо возникает основной социальный конфликт оперы (Герман беден, Лиза богата).

Второе ариозо (с. 27) раскрывает роковое начало чувств Германа.

2-й раздел 1-й к. экспонирует конфликт Елецкого и Германа (с. 41, дуэт «Счастливый день»).

Центральной сценой 2-го раздела 1-й к. является появление Графини и Лизы и квинтет «Мне страшно». В момент появления Графини и Лизы в оркестре звучит тема «3-х карт» (с. 43-44, Герман был неприятно впечатлён зловещим видом Графини).

Сам квинтет представляет собой редчайший образец ансамбля-согласия несопоставимых психологически людей (с. 45, партия Лизы). В последующем разговоре Томского с Графиней вновь звучит тема 3-х карт (с.49, оркестр).

Баллада Томского как бы концентрирует в себе интонационный комплекс 3-х карт. Тема карт появляется в речитативном вступлении к Балладе (с.51, оркестр; с. 53, на словах «Все ночи напролёт» – тема карт в оркестре). Собственно Баллада состоит из 3-х куплетов, которые развиваются по принципу soprano ostinato. В последующем развитии сферы богатства важное значение будет иметь основная тема Баллады

(с. 53, «Однажды в Версале»), тема припева (с. 54, «О Боже!»), тема, завершающая припев (с. 54, «Три карты…»). В конце Баллады появится тема предсказания (с.59, «…от третьего, кто, пылко, страстно любя…»).

Заключительный раздел 1-й к. – это монологическая сцена Германа, в которой в его душе борются мысли о любви и о тайне карт. Побеждает мысль о любви (с. 66, «Получишь смертельный удар ты…»). В завершении 1-й к. Герман даёт клятву «Она моею будет» (с. 70).

2-я к. – развитие драмы. В целом она делится на 2 крупных раздела, 1-й из которых – жанровая сценка девичника (романс Лизы и Полины), а 2-й – монологическая сцена Лизы, а потом – сцена Лизы и Германа. 2-я к. развивает лирическую линию оперы, однако, в заключительный её раздел вторгается тема карт (с. 108-109). В момент появления Графини в партии оркестра звучит тема карт, которая в сознании Германа отождествляется с образом Графини (с.110-111). Герман вновь вспоминает предсказание (с. 111, «Кто, страстно любя»), но эта мысль побеждена чувством любви.

3-я к. – новый этап развития идеи богатства. Как и в предыдущих сценах, здесь большую роль играет общая праздничная атмосфера (бал), на фоне которой состояние Германа показано более рельефно. Он вспоминает о предсказании (с. 170, «Кто, пылко и страстно любя») и его последняя мысль – узнать тайну Графини любой ценой (с. 175, «Теперь не я, сама судьба так хочет»).

4-я к. – кульминационная в развитии идеи богатства. Она написана в сонатной форме (как и 2-я к.), что подтверждает наличие принципа симфонизма в музыкальном языке оперы.

Мрачное вступление создаёт ощущение тревоги и напряжённости. Основная тема – тема страданий Германа (с.182), интонационно она вытекает из темы любви, обретая здесь совершенно иной смысл.

Речитативный монолог Германа раскрывает его двойственное состояние: он желает узнать тайну Графини и не верит в её существование (сфера Г.П.).

Своеобразным связующим разделом является хор приживалок и диалог Лизы и Маши.

Сфера П.П. развивает образ Графини. Первоначальная её характеристика здесь – как женщины, живущей в прошлом, уходящей из мира (с.200, «Ну, времена»). Тема народной французской песни «Вива, Генрих IV!» звучит в партии оркестра (с. 202,Andante sostenuto). Ария Графини близка балладе, повествовательна, исполняется на французском языке (с.203, Andantino).

Финальная сцена 4-й к. – разработка и реприза. Она открывается темой карт или Графини как хранительницы тайны карт (с. 206). Вторая тема – из Баллады Томского – «три карты» (с. 206, 3-я строчка).

В центре разработки – ариозо Германа «Если когда-нибудь знали» (с. 209), которое является образцом однополюсовой драматургии в диалоге с Графиней (Герман обращается к ней с просьбой открыть тайну карт, Графиня не отвечает ему). Это ариозо лирического плана, но интонационно оно близко Балладе Томского, кроме того, в тематизм ариозо вплетаются интонации темы карт. Постепенно речь Германа становится всё более эмоциональной и взвинченной (с. 211, «Может быть»).

Кульминация – сцена смерти Графини (тихая кульминация, с. 214-215, «Она мертва»).

Реприза возвращает тему страданий Германа (с. 215-216, «Мертва, а тайны не узнал я»). Заключение 4-й к. интенсивно развивает тему «три карты» из Баллады Томского (с. 220).

5-я к. – это монологическая сцена Германа, его воспоминания о Лизе, о похоронах Графини.

Центральный момент 5-й к. – сцена Германа и призрака Графини. Здесь постоянно развивается тема карт (с. 232, 234). Призрак Графини раскрывает тайну карт: музыкально это выражено речитативной (псалмодической) речью Графини и звучанием в оркестре целотонной гаммы (с.236, «Я пришла к тебе»). Когда Графиня называет карты, в оркестре звучит тема трёх карт (с. 237-238, «Тройка, семёрка, туз»). Герман в безумии повторяет за призраком карты.

6-я к., как и 2-я, развивает лирическую линию оперы. Однако, как и во 2-й к., здесь появляется идея богатства. Рассказ о смерти Графини и её призраке связан со звучанием соответствующих тем (с. 257, оркестр). Здесь звучит и тема предсказания призрака (с. 262, «Да, я тот третий»), и тема трёх карт (с. 262, оркестр).

6-я к. завершается гибелью Лизы.

7-я к. состоит из двух разделов: 1-й – жизнерадостный, рисующий атмосферу веселья в игорном доме; 2-й контрастирует 1-му, открывается он приходом Германа в игорный дом.

Вся эта сцена определяется темой карт (с. 290, «Страшнее быть нельзя»). Особенно ярко звучит эта тема в кульминационной точке – в момент игры (с. 297, «Нет, я иду углом!»).

Драматическая кульминация 7-й к. – ариозо Германа «Что наша жизнь?» (с. 300), воспевающее случайность удачи и истинность смерти. После этого он играет с Елецким (своеобразное продолжение поединка двух жизненных принципов). В завершении сцены развивается тема призрака (с. 307, оркестр).

Сцена смерти Германа – тихая кульминация, прозрение героя, в результате чего звучит тема любви как истинной ценности жизни.

 

Идея любви

 

Представлена л/т и отдельными лирическими темами.

Л/т любви впервые появляется в Интродукции (с.3) как противопоставление идее богатства.

В 1-й к. собственно л/т любви отсутствует, но идея любви побеждает

(с. 69-70, клятва Германа «Гром, молнья»).

Тема любви интенсивно развивается во 2-м разделе 2-й к. Прежде всего это ария Лизы. Тема арии сначала звучит в оркестре (с. 89), затем – в партии Лизы (с. 90, «Откуда эти слёзы?»). Эта ария является экспозицией образа Лизы и раскрывает её характер, её переживания. Ария написана в сложной 3-хчастной форме, где основная тема романсового склада (с. 90), а средний раздел отличается страстностью, взволнованностью (с.94-94, «О, слушай, ночь»).

Последующая сцена Лизы и Германа имеет несколько разделов и именно в ней начинает развиваться тема любви сначала в оркестре (с.101, оркестр), а затем и в вокальной партии Германа (с.102-103, «Дай умереть»). Большое значение в сцене имеет реплика Германа «Красавица! Богиня! Ангел!» (с. 105).

Ариозо Германа «Прости, небесное созданье» (с.106) – это прощание с надеждами и Лизой. Кульминация ариозо – «Красавица! Богиня! Ангел!» (с. 108). Эта кульминация прерывается вторжением Графини и новое развитие диалог Лизы и Германа получает после её ухода. Вторая волна развития темы любви – с. 114-115 («Так, значит, смерти приговор»). Кульминация – восклицание Германа «Красавица! Богиня! Ангел!» (с.116).

В 3-й к. идея любви борется с идеей богатства, поэтому она звучит порывисто и лишена распевности (с. 173, оркестр).

В 4-й к. интонации темы любви появляются в вокальной партии Лизы и в оркестре (с. 195).

В 5-й к. тема любви проходит как воспоминание, просветление среди безумия и болезни Германа (с. 224, «Бедняжка»).

В 6-й к. тема любви начинает звучать наиболее полно. Прежде всего, это сцена и ариозо Лизы (с.243, «Ах, истомилась я горем»). 2-й раздел сцены – гнев и отчаяние (с. 248, «Так это правда»). Лирическая кульминация – дуэт-согласие Лизы и Германа «О, да, миновали страданья» (с. 252) – надежда на счастье и понимание его невозможности. Заключение 6-й к. трагично.

В 7-й к., в финале, перед смертью Германа вновь звучит тема любви

(с. 309, «Лиза? Ты здесь!»; с. 310, тема любви в Ре-бемоль мажоре как идеал – в партии оркестра).

 

Балетный театр П.И. Чайковского

Чайковский – основоположник русского классического балета. Заслуга композитора в том, что он симфонизировал и психологизировал балет.

1) К истории балетного театра.

Балет как жанр сформировался во Франции и там же получил первоначальное жанровое развитие.

Сначала балет входил как дивертисмент (вставной номер) в оперный спектакль, при этом мог быть связан с действием и наоборот.

Позже, в 18-м веке, балет становится самостоятельным спектаклем и обретает свои характерные признаки:

· Функция балета развлекательная.

· Идея балета не предполагала серьёзного, глубокого содержания и акцентировала внешние эффекты (Ж.-Б. Люлли «Галантная Индия»).

· Балет развивался в 3-х действиях, в которых присутствовали определённые жанровые структуры: массовый танец (кордебалет), танец отдельной группы исполнителей. Лирический центр балета – Adagio па-де-де (танец двоих героев). Сольные характеристики давались в вариациях.

Для 1-й половины 18-го века был характерен «балет поз». Во 2-й половине 18-го века произошла реформа (деятельность Луиджи Вигано) и основой балета становится не поза, а танец. Музыка балета носила сюитный характер.

Композиторы 19-го века (Адан, Делиб) лиризировали балет, придав ему субъективные романтические черты. Основным правилом балетной музыки стало правило дансантности, т.е. танцевальности. При создании балета композитор как правило работал вместе с балетмейстером.

2) Отношение Чайковского к балету.

Чайковский – приверженец сказочного балета, в котором могла быть определённая психологическая и нравственная символика (борьба Добра и Зла, данная через конкретные сказочные образы).

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Имеется следующая информация о вкладах в сбербанке РФ | Москва Июль 2009 — февраль 2010 1 страница
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-21; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 526 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2502 - | 2301 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.093 с.