(военной, химической, энергетической и проч.) 728 чел.
Повстанческие группы охватывали своей деятельностью Б. Яни-сольский, Старо-Бешевский, Ст. Керменчикский, Буденновский, Тельмановский, Харцызский, Макеевский, Мариупольский, Ро-венецкий, Краснолучский, Константиновский, Александровский, Амвросиевский, Артемовский районы, а также ряд районов Старо-Сельского округа (спецпереселенцы).
Значительная часть из числа повстанческих групп, сформированных в штурмовые отряды, имела задание и по организации диверсии в промышленности.
Для насаждения диверсионно-шпионских и повстанческих организаций в Донбассе германская разведка располагала весьма обширной базой в лице:
1. Сотен иностранных специалистов и рабочих, находившихся долгое время в Донбассе, а также значительного количества герман-скоподданных, проживавших постоянно в СССР.
2. Беглого немецкого кулачества, немцев-спецпереселенцев и жителей немецких сел (всего в Донбассе 136 немецких населенных пунктов, с общим количеством населения до 70 ООО).
3. Большого количества немцев-кулаков, бежавших из своего прежнего местожительства, осевших компактными земляческими группами в промышленности.
4. Правотроцкистских кадров и националистических украинских, польских и прочих элементов.
5. Специалистов-вредителей.
Организационной работой по формированию к-р кадров руководили, в основном, наряду с германскими агентами, дипломатические представительства — германское посольство в Москве, германские консульства в г. Киеве, Харькове и Одессе.
Последние организовывали свою работу, главным образом, через:
а) Агентуру, внедренную в СССР на длительный период под видом иностранных специалистов и рабочих.
б) Германские фирмы и их представители в СССР: фирмы «Отто», «Крушга», «Чокке-верке», «Фербен-индустрия», «Сименс-шуккерт», «АЕГ» и др.
в) Иностранно-подданных немцев и австрийцев, проживавших постоянно в СССР и, главным образом, в сельских районах. Эта категория лиц, «сельские авторитеты», [были] негласными доверенными германских консульств и связывающими звеньями между ними и к-р формированиями на селе.
г) Старую немецкую агентуру, насажденную еще в 1918 г. германскими комендатурами.
д) Бывших военнопленных немцев и украинцев, завербованных в период их пребывания в Германии и переброшенных затем в СССР.
е) Советское студенчество, обучавшееся за границей.
ж) Бывших германскоподданных из числа специалистов и иностранных рабочих, принявших советское гражданство.
з) Немецкую к-р интеллигенцию, главным образом, учительство (из общего количества немецких учителей репрессировано 163 чел., что составляет 40 % всего педперсонала — немцев в области).
и) Консульскую агентуру, приобретенную самими консульскими аппаратами и, наконец,
к) Через агентуру, проникшую в СССР по каналам Коминтерна, под видом политэмигрантов КПГ и АКП1, из числа провокаторов, троцкистов и правых.
Внутри Советского Союза германская разведка для расстановки своей агентуры широко использовала Коммунистический Университет народов Запада в Москве, иностранные отделы ВЦСПС, ВУЦСПС и Донецкого областного Совета Профсоюзов, а также иностранный отдел Наркомтяжпрома.
В частности, по этим каналам в Донбассе были направлены крупные немецкие агенты Зоммер, Гайнц, Антее, Ветхе-Блатчек, Денвен-таль и др., явившиеся организаторами значительного числа раскрытых к-р организаций.
Следствием установлено, что руководство шпионско-диверсионной деятельностью немецкой агентуры в Донбассе исходило также от немецких троцкистов, участников правотроцкистского заговора в Москве, с которыми были непосредственно связаны крупные троцкисты — агенты разведки, проникшие в Донбасс, — Зоммер, Гайнц и Влах.
В 1934 г. Зоммер (в прошлом секретарь Кельнской окружной партийной организации КПГ) установил деловой контакт с донецким троцкистским центром через одного из участников этого центра — Сергеева, быв. зав. отделом культуры и пропаганды Обкома КП(б)У.
Немецкие к-р организации на местах, в свою очередь, также увязывали свою к-р работу с правотроцкистскими, диверсионно-вредительскими формированиями (Серговский, Снежнянский, Во-рошиловградский, Гришинский районы).
Агентура немецкой разведки вела в Донбассе подрывную работу в направлении:
1. Практического осуществления диверсии и вредительства в мирное время.
2. Подготовки крупной диверсии на период войны.
3. Формирование повстанческих, т. н. штурмовых отрядов.
4. Сбор и передача германской разведке шпионских материалов.
Практическая диверсия и вредительство в мирное время установлены нами, главным образом, в угольной, машиностроительной, металлургической и химической промышленности и по сельскому хозяйству.
Контрреволюционные организации в угольной промышленности все свое внимание направляли на срыв угледобычи путем организации систематических завалов наработок, массового вывода из строя механизмов и шахтного оборудования. [...]
Очевидно, речь идет о Коммунистической партии Австрии.