Во втором вопросе рассмотрим следующие подвопросы:
- ЭТНИЧЕСКИЙ ЮМОР КАК ФОРМА ЭТНОЦЕНТРИЗМА;
- ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНЕКДОТ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ КАК СПОСОБ БОРЬБЫ С ТОТАЛИТАРИЗМОМ;
- "ЧЕРНЫЙ ЮМОР" СОЦИАЛЬНО УНИЖЕННЫХ СЛОЕВ;
- АРМЕЙСКИЙ ЮМОР КАК ФОРМА АДАПТАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ;
- ЭРОТИЧЕСКИЙ АНЕКДОТ КАК ВИД РЕВЕРСИВНОЙ СУБЛИМАЦИИ;
- ДЕТСКИЙ ЮМОР КАК КАНАЛ СОЦИАЛИЗАЦИИ. СТРАШИЛКИ.
В обществе всегда существует множество субкультур и даже контркультур: при тоталитаризме в латентном виде, при демократии – открыто. Каждая из культур обладает собственным юмором, который часто недоступен и непонятен иным культурам, признаваем и узнаваем лишь в своей группе.
Этнический юмор, долго концентрировавшийся вокруг анекдотов про "армянское радио", евреев (прежде всего в период антисемитских кампаний) или граждан разных стран, в годы застоя, особенно в связи с фильмом "Начальник Чукотки", начал сосредоточиваться вокруг представителей северных народов, а также "лиц кавказской и среднеазиатской национальностей". Этнический юмор несет в себе ряд функций:
1) он позволяет идентифицировать себя и собеседников как представителей восточноевропейского метаэтноса, почувствовать общность "своих" и их превосходство, противопоставить их "чужим" согласно антитезе "мы-они";
2) вместе с тем в хороших анекдотах, как и в остальных произведениях искусства, отражается алармистская функция рефлексии, этнической самокритики, проявляющаяся в ностальгическом выделении таких черт-паттернов иных народов (прежде всего народов Севера), утраченных нами, как наивность, невозможность для них лгать и не верить собеседнику, любознательность и стремление приобщиться к достижениям цивилизации в противовес испорченности "белых людей". Приведем пример:
Чукча садится в такси и начинает спрашивать водителя:
- Это цо?
- Тормоз, чтобы останавливаться.
- А это цо?
- Спидометр, скорость мерить.
- А это цо?
Таксисту надоело, и он со злости ляпнул:
- Это руль, чтобы прохожих давить!
Едут дальше. Вдруг под колеса рванула пенсионерка и водитель еле вывернул, избежав наезда. Но тут чукча заявляет на полном серьезе:
- Да-а-а! Белый целовека - совсем плохая охотник: не открыл бы чукча дверь - убежал бы старушка!
Старый добрый наивный чукча, как всегда, доверчив, любознателен и стремится примерить ценности чуждой цивилизации к своему жизненному опыту, в котором главное для выживания – умение охотиться;
3) одновременно высмеивалась декларативная "беспроблемность" в межэтнических отношениях, замазывание существующих проблем путем вербального объединения всех этносов в категорию "советский народ" и обоснования "исторического превосходства" этой "новой исторической общности":
Как хорошо, что Ю.Гагарин –
Не тунгус и не татарин,
Не хохол и не узбек,
А наш советский человек!
Интеллигенция как сколок с общества весьма разношерстна и потому в ее среде вращаются в целом те же шутки и анекдоты, что и у иных слоев общества. Юмор почти не коррелируется с образованием, ибо в статистической группе интеллигенции весьма много "образованцев" с "верхним" образованием. Однако ее интеллектуальное и интеллигентное ядро приобщено к юмору, часто недоступному остальным социальным стратам, ибо способность к восприятию комического растет параллельно уровню толерантности, возможности воспринимать чужую культуру и иную иерархию ценностей.
Так, в среде интеллигенции популярны " английский юмор " (в том числе на языке оригинала), анекдоты с использованием библейских сюжетов, образов и персонажей из сферы искусства и науки, профессиональные интеллигентские шутки, появились анекдоты толкиенистские, компьютеpно-интеpнетные ("У меня "мама" сдохла, вот принес на рынок продавать"), абстрактные. Последние делятся на примитивные и тонкие. К первым можно отнести:
1) Сидит орел на суку и задумчиво говорит, указывая крылом: Там!
Воробей срывается с ветки, летит, мчится, затем возвращается и растерянно переспрашивает: А что там?
Орел так же задумчиво: Где?
2) Человек вел крокодила на веревочке. Тот под каждый шаг повторял: Чоп-чоп! Человек требует прекратить. Тот продолжал. Тогда человек пригрозил: Я тебя наизнанку выверну! В ответ: Чоп-чоп! Человек выполнил угрозу. Пошли дальше и слышно: Поч-поч!
3) Сидит заяц на заборе в алюминиевых штанах.
А кому какое дело, может, заяц - космонавт!
4) Сидит заяц на заборе, ломом подпоясанный.
А кому какое дело, может, он медведя ждет!
Ко вторым:
По Тихому океану плывут китиха с китенком и видят удаляющийся корабль "Королева Елизавета". Китенок спрашивает:
- Mother, what is it?
- It is a back of "Queen Elisabeth". - ответила мать, не спеша выпустив фонтан воды в воздух.
- God! Save the King! - словами английского гимна воскликнул потрясенный китенок.
Интеллигенция, лишившись статуса хотя и дискриминируемого, но все же привилегированного социального слоя, подтрунивает над "новыми русскими", приобретшими такой статус, на взгляд интеллигенции, незаслуженно:
"Новый русский" читает инструкцию к купленному "Пентиуму":
- Системный блок (1 шт.), монитор (1 шт.), клавиатура (1 шт.), коврик для "мыши" (1 шт.). - И удивляется: Ну надо же! Еще б тапочки для таракана предложили!
Без шутки: М.Шаймиев так же разбирается в ПК, когда в выступлении называет «мышь» мышонком.
У интеллигентского ядра реже встречается "смех тела", разве что в основных телеюмористических программах. "Смех ума" представляют Политконкурсы в казанских вузах времен застоя, современные КВН, лучшие произведения профессиональных юмористов, элитарные и тонкие анекдоты. Но первенство в интеллигентном фольклоре принадлежит политическим анекдотам. Выделим такие виды политических анекдотов с соответствующими каждому из них функциями:
1) Среди них могли быть очень точные модели соответствующих общественных отношений:
Анекдоты о 30-х гг.:
- Алло, Берия? Что-то я не могу свою трубку найти, а курить хочется.
- Сделаем все, что можно, тов.Сталин!
Через час:
- Берия? Нашел я трубку – под камин закатилась,
- Как нашли? А у меня уже пятеро сознались.
О 60-х гг.:
"Едет поезд, в поезде Ленин. Вдруг остановка – рельсы разобраны. Ленин, узнав, в чем дело, говорит: Ну что ж, товарищи, начнем субботник! – и поднимает первый рельс.
Едет поезд, в поезде Сталин. Вдруг остановка – рельсы разобраны. Сталин говорит: Начальника поезда расстрелять, машинистов и стрелочников – в лагеря!
Едет поезд, в поезде Хрущев. Вдруг остановка – рельсы разобраны. Хрущев и говорит: Сзади рельсы разобрать, впереди поставить!
Едет поезд, в поезде Брежнев. Вдруг остановка – рельсы разобраны. Брежнев и командует: Задернуть шторы и раскачиваться! Будем считать, что едем". Чем не модель основных этапов движения СССР по пути к коммунизму?
По поводу выхода в свет «героической» трилогии мемуаров Брежнева Л.И. «Малая земля», «Возрождение» и «Целина» говорили, что на их обложке написано «БРЕЖНЕВ ЛИ», а эпиграфом идут слова известной песни «Все, что было не со мной – помню».
«Реабилитация» образа вождя всех народов в годы «застоя» обыгрывалась шуткой о том, что «брови Брежнева – это поднятые на новую идеологическую высоту усы Сталина».
Во времена выходца из КГБ Андропова появились такие сюжеты:
В связи с назначением Андропова на пост Генсека Партия постановила переименовать антропологию в андропологию, а ЦК КПСС – в ЧК КПСС;
- Тов.Андропов, почему у Вас в кабинете висит портрет Пушкина?
- Так еще Александр Сергеевич рекомендовал: "Души прекрасные порывы!". Для тех, кто тормозит: «души» – это глагол.
Последний анекдот ныне перефразировали под иного выходца из КГБ – Путина.
А при К.У.ЧЕРНЕНКО сетовали, что раньше у нас был вождь, а теперь – КУЧЕР.
Еще в 1981 г. остряки заранее горько шутили, что началась пятилетка «двух П» (Пышных Похорон). Предвидение сбылось: умерли Суслов, Брежнев, Андропов, Черненко и многие иные руководители, так что «Лебединое озеро» вместо комедий люди привыкли смотреть не в дни ГКЧП (путча 1991 г.), а все 5 лет 1981-1985 гг.
2) В эти же годы распространились шутки профессиональных политологов и социологов, иронизировавших над апологетической функцией своей науки, которая даже называлась не так, как во всем мире, а "научным коммунизмом", к примеру: " Мы не пашем, не сеем, не строим – мы гордимся общественным строем ". Ныне профессиональные шутки редко носят сатирический характер. Например, ответы на вопросы анкетеров:
- Ваш пол?
- Затрудняюсь ответить.
В условиях бурного расцвета транссексуалов, трансвеститов и гомофилии это становится все более актуальным.
Или вносится ирония в отношении стремления социологов к "закрытости" любого вопроса:
- Без женщин жить нельзя на свете?
- Нет. Да. (ненужное зачеркнуть).
3) В годы стагнации "советского" строя высмеивалась декларативность и чрезмерная патетика слоганов, висевших почти на каждом доме и воротах заводов; эти лозунги переиначивались по смыслу или вербально:
- Лозунг на здании Обкома КПСС: Люби Родину – твою мать!
- На воротах артиллерийского училища, как раз над пушкой: Наша цель – коммунизм!
- На трамвайном депо: Дадим каждому пассажиру по мягкому месту!
- На стройке: Встретим молодого специалиста полновесным кирпичом!
- На здании ГТС: Мы – за связь без брака!
- На сталеплавильном стане: Наша сила – в плавках!
4) К 100-летию Ленина появилось множество шуток, обнажавших путем принижения, приземления и очеловечивания образа Ульянова суть культа личности Ильича, его идеализацию и обожествление:
а) Ленин был, Ленин есть, Ленин будет есть!
б) К юбилею "выбросили" в продажу духи "Дух Ильича", пудру "Прах Ильича", мыло "По Ленинским местам", вино "Ленин в Разливе", трехспальную кровать для молодоженов под девизом "Ленин с нами" (тот же слоган – на психбольнице и тюрьме);
в) - Надежда Константиновна, где мои тгусики?
- Не знаю, Владимир Ильич. Может, опять Феликс Эдмундович их в Музей Революции упер?
г) Встретились два художника, один другого спрашивает:
- Что-то я твоих картин на последней выставке не видел?
- Да я написал одну, "Ленин в Польше" называется, да Худсовет зарубил.
- Странно, название такое идейное. Так что там изображено?
- На берегу Финского залива, свесив ноги с обрыва, сидят Крупская и Дзержинский.
- Прекрасно. А Ленин где?
- А Ленин в Польше.
д) - Феликс Эдмундович, Вы на заводе Михельсона давно не выступали?
- Давно, Владимир Ильич.
- Зря, зря, батенька. Я вот вчера там такую отверточку слямзил, преприятнейшая вещица.
5) В те же годы открыто, только в форме имевших хождение анекдотов, вскрывались пороки и неудачи лучшего в мире строя":
При коммунизме не будет очередей за колбасой. Социализм: А что такое колбаса? Капитализм: А что такое очередь?
Или: Вышло решение о введении, вместо одного, двух кандидатских экзаменов по иностранному: по ивриту и ханьскому. Иврит – для уезжающих, ханьский – для остающихся.
Или: На первомайской демонстрации в 1980 г. сбоку от колонн демонстрантов стоит кучка диссидентов и держит плакат: Раньше мы ели мясо!
На первомайской демонстрации в 2000 г. идут желтолицые колонны, а сбоку стоит кучка белых отщепенцев и держит плакат: Раньше мы ели!
На первомайской демонстрации в 2050 г. сбоку от чернолицых демонстрантов стоит кучка белых и желтых диссидентов и держит плакат: Раньше нас не ели!
Или: Нам делают вид, что платят, за то, что мы делаем вид, что работаем.
6) Анекдоты обыгрывали и высмеивали сами анекдоты:
- Василий Иванович, откуда Вы такой оплеванный?
- Да из анекдотов, Петька, из анекдотов!
7) Всеобщее изучение "первоисточников" в рамках "политучебы" находило отражение в анекдотах, игравших с известными терминами и определениями, как мы увидим позже в анекдоте про "революционную ситуацию".
8) Существовали различия в юморе подчиненных и начальства, а также подчиненных о начальстве. Первые обыгрывали ситуации своей беспомощности в отношении произвола номенклатуры:
в выражениях наподобие " плевать против ветра ";
в шутках типа «У человека украли шубу, он поднял шум. Шубу не нашли, но история запомнилась и в дальнейшем его не пустили в заграничную командировку, припомнив: Какая-то темная история с ним связана: то ли у него шубу украли, то ли он украл».
Начальники веселились по-своему:
- Леонид Ильич, народ требует язычок к крышке водочной бутылки вернуть, а то открывать без ножа неудобно.
- Странно, что тут неудобного? - прокомментировал "второй Ильич", вращательным движением снимая крышку с бутылки коньяка.
Или: Жена – мужу-начальнику: Говорят, у тебя новая секретарша?
- Да.
- Ну, и как она одевается?
- Быстро.
Или: Муж звонит жене и говорит:
- У нас тут неожиданное совещание. У нее и заночую.
Такое обыгрывание ситуаций, с одной стороны, снимало взаимную агрессию народа и номенклатуры, устанавливало взаимное понимание, "очеловечивая" начальство, с другой, вскрывало "язвы социализма".
9) Шутки и анекдоты касались и взаимоотношений власти и интеллигенции, хорошо описанных Ю.Боревым в "Сталиниаде", "Истории государства советского в преданиях и анекдотах" и иных произведениях. Интеллигенция всегда подчеркивала свою оппозиционность и интеллектуальное превосходство над властью:
- На вопрос анкеты об образовании Ежов отвечал: «Незаконченное низшее».
Интеллигенция раскрывала произвол и жестокость власти:
- За что сидишь?
- За болтливость: рассказывал анекдоты. А ты?
- За лень. Услышал анекдот и думаю: завтра сообщу, а товарищ не поленился.
Или: Сталин посмотрел "Отелло". Руководство театра спросило его мнение. Он подумал и сказал: "А этот Яго – неплохой организатор".
Анекдоты обосновывали агрессивность и недостаток культуры политиков, завышенность их самооценки:
Ленин говорил: В партии только три настоящих коммуниста: Ульянов, Ленин и я (Ю.Борев. История государства советского в преданиях и анекдотах. М., 1995. - С.61).
В годы перестройки в связи с гласностью анекдоты претерпели не только "персональные изменения":
1) усилилась критическая направленность анекдотов:
Так, фамилию Горбачева расшифровывали, как аббревиатуру: "Гневно Отвергну Решения Брежнева, Андропова, Черненко, Если Выживу".
Первые, несколько неуклюжие шаги горбачевской команды вызывали немедленный скептический отклик народа. Так, «борьба с пьянством», сопровождавшаяся насильственным загоном людей в «общества трезвости», вырубкой виноградников, введением талонов на спиртное, запретом на распитие алкоголя даже на праздниках в общественных местах, породили лозунг: «От безалкогольной свадьбы – к непорочному зачатию!». А боязнь повысить цены на продукты на несколько процентов, породившая тотальный дефицит и всеобщую «талонизацию» страны, вызвали к жизни, как он сам рассказывал автору этих строк, образ Горбачева, похожего на Брежнева тем, что вся его грудь также усеяна – только не орденами, а талонами на все.
Повышение зарплаты не только бастовавшим шахтерам, но и партаппарату, с трудом расстававшемуся с неденежными привилегиями, и развитие гласности преодолевали прежний страх перед критикой общественного строя:
Горбачеву надоели склоки I СНД, и он предложил:
- Все, кто за социализм, сядьте слева, кто за капитализм – справа.
Собчак же все мечется.
- Товарищ Собчак, что ж Вы никак не определитесь?
- Так я хочу жить, как при капитализме, а работать, как при социализме!
- Ну, тогда Ваше место в Президиуме".
Появились и частушки, обыгрывавшие двузначность часто к месту и не к месту употреблявшихся "новых слов", "новояза":
Мил в постели показал новое движение.
Я решила – перестройка! Вышло ускорение.
Или: Вопрос социолога: Девушка, Вы могли бы полюбить радикала?
- Простите, ради чего?
И еще: Молодой человек, как Вы относитесь к гомосексуалистам?
- Не отношусь.
В 90-е гг. появились шутки, критически воспринимающие действия правящей элиты:
- Демократы отобрали у коммунистов все привилегии и взяли их себе.
Условия возврата к нравам «дикого капитализма», когда первоначальное накопление капитала основывалось не на протестантском рационализме, упорном труде и аскетизме, а на разбое, кровавых разборках, ограблении и обнищании большинства (мы помним английское «овцы поели людей»), вызвали к жизни переиначивание известных блоковских строк: Ешь ананасы, рябчиков жуй! День твой последний, приходит буржуй! На смену саркастической инверсии, характеризующей «совков» («Мы рождены, чтоб сказку сделать болью!»), пришло неприятие ельцинского режима и распада страны: Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью!
Первоначальное очарование смелостью Ельцина сменилось стойким разочарованием, что отразилось в следующих сентенциях. Когда в дни XIX конференции КПСС секретарь ЦК Е.Лигачев заявил: Борис, ты не прав!, – тут же появился двусмысленный ответ: Борис, ты не прав, а лев! А позже родились словосочетания "Борис Бодунов", "разборьки".
Народ обыгрывает быстроту смены убеждений на прямо противоположные, т.е. беспринципность, лицемерие, да и невежество многих руководителей:
Быстрее всех перестраивается флюгер.
К борьбе за обретение веры в Отца, Сына и Святаго Духа будь готов! - Всегда аминь!
Аллах акбар! - Воистину акбар!
При этом переосмысливаются и рекламные ролики:
Ельцин назначил своего советника по имиджу Т.Дьяченко советником президента по жажде, ибо имидж – ничто, жажда – все. Russian vodka: Не дай себе просохнуть!
С.В.Кириенко за молодость получил прозвище "Киндер-сюрприз", а за кратковременную должность – "Премьер СВ". Из-за дефолта, превратившего средний класс, который столько славили Кириенко и иные либералы, в нищих, появились, по аналогии с водкой, после повышения цен названной «андроповкой», сухарики-«кириешки».
Переиначиваются и иные известные фамилии, иногда весьма метко: С.Умапалатова, Л.Склиска, И.Харакири, В.Толкумалова, В.Мармеладзе, Н.Баксов, А.Макароныч, e-mail: [email protected] (Чубайс, собака, света нет).
Встречаются анекдоты:
На ближайших выборах Пугачева решила отдать свой голос дочери, которая опять нашептала новый альбом. А в 60-е годы в семье Пугачевой родился муж – просто-Филя.
Или: Ельцин поймал Золотую Рыбку и пожелал стать царем. Тут же он оказался в столь знакомом ему Ипатьевском доме и услышал:
- Гражданин Романов, пожалуйте в подвал фотографироваться!
После Беловежского сговора возник анекдот:
Если бы самолет, в котором летели президенты России и Белоруссии, разбился, то народ какой республики больше огорчился бы?
- Пожалуй, Украины: что с ними не было их президента.
Сохранение господства присущей замкнутому (полузакрытому) обществу коллективной мобильности в виде необходимости личных связей для продвижения по должности, для вхождения в класс «новых русских» или в правящую элиту обыгрывается во многих шутках:
- Может ли сын генерала стать маршалом?
- Нет, у маршала свой сын есть.
2) Во все времена был весьма распространен среди политических анекдотов "черный юмор", в частности, вскрывавший противоречия между системоцентризмом (официальным приоритетом государства) и неофициальным персоноцентризмом (в том числе, желанием просто выжить):
- Советской властью выведен новый гибрид: Павлик Матросов. Он всегда готов прикрыть амбразуру телом своего отца.
Даже сторонники смягчения советского режима не всегда верили в долговременность и прочность преобразований, о чем свидетельствуют переиначивания известных выражений и целых стихотворных строф:
- Куй железо, пока Горбачев!
Или (когда автор этих строк участвовал в создании первой объединяющей «неформалов» республики организации – Народного Фронта ТАССР):
Товарищ! Верь: пройдет она –
И демократия, и гласность.
И вот тогда Госбезопасность
Припомнит наши имена!
3) В 90-е гг. родились произведения, в которых отражается юмористическое отношение к руководству субъектов РФ:
Возьмем анекдоты: "Приходит "новый русский" на прием к мэру Москвы и говорит:
- Ну, я, это, Вован, значит. А ты, в натуре, кто?
- Как кто? Мэр,.. Лужков.
- Чего? Каких-таких Лужков?".
А вот еще игра созвучий, использованная в предвыборной кампании против Дзасохова: "Не дай себе дзасохнуть!"
Или двустишие, предсказавшее «усидчивость» президента РТ:
Тихо-тихо, скок-поскок,
Скоро грянет третий срок!
В 1990-е гг., когда наша республика реализовывала «модель Татарстана», состоящую в ползучем выходе из России (отказе от членства в федерации и исполнения законов РФ), в «мягком вхождении» в рынок и – тем самым – в наполнении властями РТ этими фрикциями своего суверенитета от народа столь же самозабвенно, но не без натуги, как младенец наполняет ночной горшок, как-то в Казань приехал Ельцин, от встречи с которым отсекли уже не только демократов, оставшихся патриотами России, но и использованных ранее татарских националов. Тогда последние вынужденно залегли в кустах по дороге в аэропорт и в момент проезда кортежа Ельцина выскочили оттуда с лозунгом «Татарстан – не старый член, чтобы мягко входить!».
Опубликованы первые сатирические сказки. Так, в "Казанском телеграфе" в начале 90-х появилась наша сказка "Алтын балык", весьма достоверно, вплоть до последней запятой, воссоздающая комплекс "старухи у корыта", т.е. эскалацию претензий местных правителей, вдохновленных суицидальным комплексом российских властей, использующих сепаратизм в борьбе друг с другом так же, как раньше – ради победы над Горбачевым (в дальнейшем, при перепечатке в 2004 г., автор лишь добавил пару слов о «путине»):
И прошел миллениум, и настала 1001-я ночь суверенитета. И пришла Шахразада к Шаху и сказала:
- О минем хужа! Хазер я скажу тебе экият-сказку «Алтын балык». «Золотая рыбка», значит.
Удивился шах: Это по Пушкину, что ли?
Успокоила советница шаха: Я понимаю, син немолодой, ты опытный, син сам все знаешь. Но ты не спеши, син послушай. – И затянула:
- Шулды-булды у синей воды старик-бабай жил. С ним старух. Жил якши ровно 30 лет и 3 года. Раз пошел старик Иделга рыбку мутный вода ловить. Бросил суга сетка – нет рыбка. Он в другой раз кинул невод – юк балык. Тогда тагы бросил – ба-а-р! Не простой балык – алтын.
Сильно плачет Балык: «Пусти, жить хочу! Проси – чего хочешь. Откуплюсь – чем только пожелаешь».
«Якши, Аллах с тобой, иди домой. Твой откуп мне не надо», – сказал старик и пустил балык.
Воротился бабай домой ко старухе, рассказал ей великое чудо. Старух вне себя. Кричит: «Ай, жуляр инде! Дурачина ты, простофиля! Защем, – кричит, – Балык отпустил, нига региональный хозрасчет для наш зба не просил? Иди, проси хозрасчет!»
Делать нечего. Пошел бабай Иделга, видит – море чуть-чуть разыгралось. Шакыре Золотая Рыбка. Приплыл Алтын Балык, сказал:
«Знаю, хозрасчет хочешь. Якши, була хозрасчет, сделаем – пиши Программу!»
Воротился бабай назад. Там старух за стол сидит, бумага рвет, калям бросает, мани считает, старик-бабай ругает:
«Ах, син карт балбес, ничего бельмес! Защем хозрасчет просил, писать-считать заставил? Защем союзный статус и суверенитет безнен кремльга не просил? Иди, проси статус и Пе-де-ра-тив-ный договор!»
Кара-ул! Но нерсе сделаешь глупый баба белян? Идет бабай обратно. Волнуется Идель. Звал-звал Балык. Пришел Балык, спросил: «Чего тебе надобно, старче, нерсе синга киряк?»
«Эй, еще пуще старух бранит. Не хочу, айте, хозрасчет. Хочет союзный статус суверенитет белян. Ну, дай какой-нибудь старый, ненужный латвийский статус!»
«Якши,– говорит Балык, – бери суверенитет, сколько проглотишь! Будет тебе Педеративный договор, сделаем. I`ll be back».
Пришел бабай ига, а там – старух совсем отмороженный стал, отвязал собак. Собак флаг Алтын Балык разгрыз, нефтепровод сломал, милисию побил. Старух губернатор сарайда утере, зубам скрипит, аяк стучит, зба гуляет, бабай ругает:
«Не хочу Педеративный договор и выборы в Думу, хочу свой прокурор, свой суд, домашний милисия, карманный избирком и весь нефтедоллар, будем узем себя судить, а башлар, главы администрасий сам себя как депутат контролировать булалар, на автогонках бегать хэм сарайларда торырга.Иди, требуй ассоциация хокукый и двусторонний договор!»
Чесал бабай баш, чесал, но делать нечего – побрел Иделга. Потемнел Идель, сильный янгыр пошел. «Ну, чего тебе?» – рыбка спросила. Отвечал ей бабай: «Абау, жанием! Прям не старух, а фахиша какой-то! Требует равноправий и двусторонний договор».
И сказал Алтын Балык: «Айе, не плачь, акылы бабай, иди, Алла сакласын. Якши, так и быть, напишем этот договор: одну статью старух, как хочет, другую – я, как надо. Сделаем».
Вернулся бабай домой, хотел джакларга – да не тут-то было: совсем раскатал губу старух, распоясался, посылает бабай обратно, орет: «Не хочу быть субъект государственный право, подавай субъект международный право. А пащему? А потому что сам хочу свой закон буенча служить, минем Указ же выше Закон должен быть. Заставь Алтын Балык мин белян межгосударственные отношениелар тезарга. Хочу стать член ООН, НАТО, СНГ и Исламский Конференция сразу и послать моих послов в 100 стран. Тогда смогу, как фараон, иметь свой пирамида Радика – наш ответ кубику Рубика, все перекопать – может, метро найду, снести шайтанга всю Иске Казан – иначе никто не поверит, что ей 1000 лет – вот я, давно живу: еще справлял 800 лет Казани, ныне – миллениум буду. Нефтедоллар – это святое! – отдам моим детям и этим спасу студентлар, пенсионерлар и бюджетниклар от угроз ожирений – пусть помнят блокадный Ленинград! Введу в школах платный туалет, а вузах – плату за обучение в 2 тыс. у.е. и балльно-рейтинговенный систем – пусть знают: ученье – свет, до искр из глаз. А чтоб никто не шумел – посажу свой директорлар в депутаты, а кто ругает меня – в другой место. Иди, требуй признаний меня субъект международный право и постоянный член Совета Безопасности ООН и без этого не возвращайся!»
Пошаркал лаптями бабай Идельга. А тегында – дулкын шумит, акчарлак кричит, буря на Волге, – парад сюзеренитетов инде. Всяк старух свой забор ставит, налог не платит, свой морской лодка и дворец строит, Алтын Балык не слушает. Сифилизованный педерализм называется. Татаритарный агрархий, дигэн.
Кричал-кричал бабай, звал Балык. Не пришел Балык... Воротился бабай домой. А там – за забор с собак старух без зарплат и пенсий сидит. Дотаций юк, ассигнований нет, кредит тоже юк. Поминутный оплата телефон и поэтажный – лифт. Один старух без Совет Педерации, с ней бир таз – сильно худой. Все понятно: путина началась, время мелкий балык ловить. Тот и притих-попрятался.
Морал такой: не надо большой плаваний, когда таз сильно худой. Вот, эфенди, шулай шул. Сам думай, узын решай.
Не понравилась сказка шаху, возмутился он: На что ты намекаешь? Ничего не понимаешь! Если закон не нравится, тем хуже для закона. Ведь его нарушение – это вынужденное и цивилизованное дело. Так считает каждый, ибо рыбка гниет с головы. А путина нас обойдет. Превед, Медвед! В худшем случае на Дальний Восток сошлют, как Исхакова. Барыбер we shall overcome, без булдарабыз! Don`t worry – be happy!
Многие из «суверенизаторов» считают, что данная сказка написана прямо по стенограммам заседаний Верховного Совета Татарстана.
Переиначиваются не только известные сказки, но и анекдоты "с бородой", которые раньше лишь вскрывали лицемерие "советской демократии", а ныне нагружаются еще и функцией высмеивания беззакония безальтернативных выборов в субъектах федерации:
- Идет Президент Татарстана по площади 1-го Мая. Навстречу ему грузин с арбузом.
- Грузин, продай арбуз!
- Пожалуйста, Минтимер Шарипович, для Вас ничего не жалко. Выбирайте!
- Как выбирать-то: ведь у тебя один арбуз?
- Ну и что. Мы же Вас одного из одного выбирали!
В сатирической форме выказывается недовольство засильем в руководстве выходцев из села с соответствующим образованием, менталитетом и отношением к городской старине – малой родине коренных казанцев:
- Выпускники Сельхозакадемии должны быть преданы земле.
Высмеивается и желание мэров к созданию "потемкинских деревень" и суперпрестижных объектов, о процедуре введения вычурной «Пирамиды» в строй: Первыми в Пирамиде, естественно, оказались Ельцин и Шаймиев.
В начале 21 века при правлении Путина рождаются анекдоты из серии «Богатые тоже плачут»:
- Поймал старик золотую рыбку. – Чего тебе надобно, старче? – Хочу быть молодым, здоровым, богатым, сидеть и ничего не делать! – Хорошо, - вздохнула рыбка и превратила его в Ходорковского.
Особенности защиты национальных интересов в 21 в. также обыгрываются:
- Стоят два аборигена и обсуждают: – Надо же, до русских еще никто не додумался рыбу глушить орбитальной станцией!
- Российские космические корабли бороздят просторы мирового океана!
- Журналисты спрашивают у летчиков Ту-160, какие задачи они выполнили, слетав в Венесуэлу. - Мы совершили облет Карибского региона, показали своим присутствием мощь России, установили дружеские отношения с народом Венесуэлы и самое главное (шепотом) у них очень выгодно заправляться.
Война с Грузией и идейно-психологическая атака Запада на Россию породили серию анекдотов:
- Дм.Медведев подарил М.Саакашвили галстук-бабочку. США были в шоке от такого издевательства над демократически избранным президентом.
- Эти русские варвары еще в 1945 году непропорционально применили силу, грубо нарушили территориальную целостность Германии и довели до самоубийства ее законно избранного канцлера.
- Танки купил Саакашвили у Украины, изъяла их Россия, а платить будет США...
- Россия закончила "военную операцию по принуждению Грузии к миру". В настоящее время Генштаб готовит "военную операцию по принуждению Украины к дружбе".
- Поскольку народы, населяющие Грузию, не понимают английский язык своего президента, Россия направила в братскую страну армию военных переводчиков.
- Предлагается, с целью закрепления победы над Грузией, разбомбить все памятники Церетели.
При общем падении интереса к мировой политике и соответствующем уменьшении числа «международных» анекдотов все же еще встречаются шутки, показывающие неприятие амбициозности, лицемерия, глупости и наглости партии республиканцев США – «слонов» в посудной лавке, в хрупком и неустойчивом мире, в котором неадекватные действия способны породить терроризм даже в Ираке, где его никогда не бывало:
- На экране президент США: «Вы все еще не хотите демократии? Тогда мы летим к вам!».
- Сперва США насадят в странах ДЕМОкратию. Потом странам придется покупать платную версию.
Используются и заимствования западных шуток:
Wall Street Journal читают люди, которые управляют страной. Washington Post читают люди, которые думают, что именно они управляют страной. New York Times читают люди, которые думают, что они должны управлять страной. USA Today читают люди, которые считают, что управлять страной – их обязанность, но которые не понимают, что пишут в Washington Post. Los Angeles Times читают люди, которые уверены, что они не могут управлять страной только потому, что для этого у них нет свободного времени, т.к. в городе расположены крупнейшие киностудии. Boston Globe читают люди, родители которых управляли страной и делали это гораздо лучше тех, кто делает это сейчас. New York Daily News читают люди, которые не имеют представления о том, кто управляет страной. Miami Herald читают люди, которые хотят управлять другой страной.
Однако в целом новых политических анекдотов появляется мало и одна из причин этого – исчезновение у большинства интеллигентов какого-либо досуга.
Черный юмор, "юмор висельника" – это сочетание смешного и ужасного, безобразного, отражающее свойственное лишь человеку амбивалентное (двойственное, соединяющее симпатию и антипатию) отношение к тем или иным явлениям. Он свойственен всем возрастам и социальным категориям, среди любых социальных групп встречаются как любители, так и не понимающие данный вид (жанр) юмора.
Объединяют все виды и жанры "черного юмора" такие функции:
а) более ярко выраженная сатисфакционная функция этого жанра, привлекающая к нему прежде всего социально ущемленные слои – дискриминируемые как "по традиции" (дети, женщины и др.), так и в условиях современного общественного состояния в России (отечественные производители и безработные, интеллигенция, студенты и пожилые).
б) реверса (обратного отношения к ценностям),
в) компенсаторной функции адаптации к сложностям жизни и культуры,
г) алармистской функции – предупреждения о грозящих людям опасностях.
Перевернутое отношение к традиционным ценностям, к тому, что можно и нельзя, что принято, к страданиям, боли, смерти, безобразному - определенная некрофилия и нигилизм, а иногда и скопофилия и вербальный вуайеризм не всегда продуктивны, однако часть из этих аспектов инновационна. Адаптация и упрощение, быстрая смена ценностей и ориентаций в эпоху НТР неизбежна. Упрощение же - один из способов приближения к освоению исходного текста, пролонгации его жизни в народе. Кроме того, "черный юмор" отражает и артикулирует определенные опасения и тревоги. В советские времена тема страха, особенно перед смертью, была табуирована. Чувства страха прорывались в неофициальной культуре. Если раньше в фольклоре это был страх перед неведомыми силами природы, то в черном юморе это страх перед человеком и созданной им техногенной цивилизацией (техникой). Реабилитация и осмысление значения смерти неизбежно приводила к латентным формам ее обсуждения и лишь недавно к ее легализации. Ценить и любить жизнь может лишь тот, кто познал и осмыслил страх смерти, особенно жизнелюбивы те, кто уже может подойти к смерти с юмором. На этом были основаны языческие тризны. Страх, пережитый совместно и обсужденный, ослабевает, одновременно укрепляя дружескую взаимопомощь. Приведем ряд примеров анекдотов и частушек на запретные алармистские темы:
- Везет моему мужу! Только вчера застраховался, а уже сегодня ему на голову кирпич свалился!
Парень с девчонкой по рельсам гуляли. Парень споткнулся и оба упали.
Быстро пронесся экспресс из Сибири. Было их двое. Теперь их четыре.
Стюардесса: Пристегните привязные ремни – однажды самолет упал и непристегнувшихся просто размазало по стенам.
- А пристегнувшиеся остались живы?
- Да нет, но зато сидели, как живые!
Черный юмор по своему "профилю" разнообразен, синтетичен: здесь и детские анекдоты, и анекдоты на семейные и эротические, бытовые и производственные, политические, армейские, этнические темы, абстрактные анекдоты; по форме это стихи и проза, афоризмы и переделки крылатых выражений и текстов песен, пословиц и поговорок. Выделим такие виды "черного юмора":
1) Одним из них является анекдот с "ударным кадансом", неожиданной концовкой "в стиле О`Генри", ответом одного из персонажей в диалоге. При этом возможны два варианта:
А. Резкое снижение уровня жестокости, замена садизма на жалость к себе или другим, например, в следующем анекдоте:
Судят маленького Дракончика:
- Это правда, что ты съел своих бабушку и дедушку?
- Правда...
- А признаешь, что съел своих папу и маму?
- Признаю...
- Кто же ты после этого?!
- Сиротинушка...
Б. Наоборот, после тривиального диалога (часто повторяющего известную всем фабулу) – вдруг резкое усиление степени жестокости:
Идет студент, из-под пальто топор окровавленный видно. Милиционер его спрашивает:
- Ты что, старуху убил?
- Ну да.
- И много взял?
- Да пару сотен.
- И из-за пары сотен, старушку?..
- А что, 5 старушек – уже тысяча!.
Или – больной СПИДом: Доктор, подскажите, как мне теперь жить? Что принимать?
- Да в общем-то ничего против СПИДа не придумали.
- Ну, хоть какое-то лекарство!
- Да что там, ничего Вам не поможет, СПИД есть СПИД.
- Ну, пожалуйста, доктор!
- Ну... принимайте грязевые ванны.
- И что, станет лучше?
- Да нет, но хоть к земле привыкнете.
Мы видим разрушение привычных норм отношений доктора и пациента, нарушение принципов ответственности и сострадания. Однако черный юмор не только подрывает веру в благодетельное всемогущество врачей, но и, предостерегая от полного подчинения больного врачу, ведет к мысли о необходимости для больного самому бороться за жизнь, развивать собственные защитные механизмы. Черный юмор часто, утрируя, выпячивая, высмеивает реально существующие равнодушие и цинизм, ненависть и идиотизм, отношения "человек человеку – свинья":
Ведут солдата на расстрел. Он и говорит конвоирам: А погода-то какая ужасная! Дождь, ветер, слякоть... – Хм, тебе-то хорошо, а нам еще домой идти!
Две девочки шли по мосту, и одна упала в реку. И кричит: Помогите! Я не умею плавать! А другая: Подумаешь! Я тоже не умею. Но не кричу об этом на весь свет!
Кризис вызвал к жизни целые серии анекдотов. Так, шоу-бизнес быстро адаптировался к кризису: Галкин пригласил Абрамовича, Потанина, Дерипаску и Прохорова принять участие в суперигре "Кто хочет стать миллионером?"
- Супруга банкира решила сделать мужу сюрприз и зайти к нему на работу. Приходит и видит - у мужа на коленях сидит его секретарша. Муж, не моргнув глазом, начинает диктовать: «В заключение хочу сказать, господа, что даже в условиях финансового кризиса один стул на двоих в моем офисе - это недостаточно!».
И.Бутенко (1996; С.91) справедливо утверждает, что черный юмор не столько противостоит постулатам гуманизма, сколько предупреждает об историческом непостоянстве соотношения взаимовыручки и эгоизма, о драме цивилизации, основанной на эгоцентризме. Черный юмор фиксирует проблему и позволяет нам стать выше страха одиночества перед лицом мучений и смерти.
2) Другим вариантом (приемом) являются переделки известных всем сюжетов (отдельных фраз из песен, стихов, рекламных клипов; образов и ситуаций из книг или фильмов; пародии на отдельных героев и целые произведения), что сообщает им новые оттенки и новую жизнь. Здесь возможны два варианта "несовпадения" формы и содержания:
А. Травестии (от франц.travestir – переодевать), когда "низкие" темы излагают "высоким" стилем, что встречается крайне редко, большей частью это выглядит неуместным и пошлым (как, например, исполнение песни "В лесу родилась елочка" на мотив "Вставай, страна огромная");
Или можно привести в пример высокопарную аргументацию в пользу курения:
Упомянем некоторые из 32 ПРИЧИН ПОЛЬЗЫ КУРЕНИЯ:
1) кинологическая: курящих не кусают собаки: у курящих больные ноги (вены, тромбофлебит, часто - ампутация ног), поэтому они ходят с палкой, собаки этого боятся;
2) экономическая: экономика держится на курящих: наибольший акциз (налог) - на курево и спиртное, дающие основные поступления в бюджет. Но только после принятия спиртного человек не может качественно работать. А курящий после перекура снова норму делает;
3) экологическая: полезнее курить, ибо 20% вредных веществ при курении осаждается на стенах, 15% остается во взвеси, 15% поглощается курящим, остальное вдыхают некурящие;
4) идеологическая: когда в США начиналась война с индейцами, те зарывали трубки мира и отрывали томагавки. Когда мир - зарывали томагавки и отрывали трубки мира, садились курить. Сейчас США то "Томагавки" размещают в Европе, то ПРО, поэтому они зарывают трубки мира, готовясь к войне, и начинают пропаганду против курения;
5) медико-экологическая (эколого-альтруистическая): все курящие - альтруисты: они, конечно, не могут отказаться от привычки (как у некурящих) выдыхать всякую гадость. Но зато, в отличие от некурящих, они не вдыхают кислород, благородно оставляя его некурящим. Вот какие мы, альтруисты.
6) демографическая: некурение – смертельный синдром: смертность среди некурящих = 100%: все некурившие в 19 в. умерли. И в 18 в. И в 17 в.
7) морально-политическая: чтобы понять, что есть Добро, необходимо Зло. Чтобы демократия крепла, надо постоянно ее закалять, проверяя на прочность, на терпимость к плюрализму, на способность защищать и уважать права меньшинства. Вот в КАИ закрыли комнаты для курения, значит, сначала загнали большую часть каистов в резервации, а потом и полностью лишили их жизненных прав. Антиникотиновый шовинизм антидемократичен и противоречит Конституции РФ, по которой у нас равные права: одни имеют право не курить, а другие - право курить. У нас нет обязанности не курить. А государство должно предоставлять материальные гарантии для реализации наших прав (хотя бы комнату). Даже в аристократических (авторитарных) обществах права курящего меньшинства уважались: в Англии, например, были не только особые комнаты, но и особая одежда: некурящие носили фраки, а курящие – смокинги (в переводе: for smoking – для курения) с несгораемыми манжетами и лацканами.
8) международно-диверсионная: как отмечалось, курение, в отличие от алкоголя, экономически выгодно государству. Основные прибыли государство РФ получает от нефти, газа и курева (правда, первые два намного больше загрязняют окружающую среду). США всячески стремятся ослабить Россию, но по нефти им не удается сбить цены, ибо есть ОПЕК. Поэтому они бьют по газу и куреву как нашим ресурсам: а) прямо считают саму возможность создания организации стран-газодобытчиков (наподобие ОПЕК) угрозой национальной безопасности; б) начинают борьбу с курением, чтоб наши доходы сократились. Причем, чем правее и русофобнее настроен политик США (например, республиканец Шварцнеггер), тем более яро он борется с курением.
9) коммуникационная причина пользы курения: если вы стоите и грустите на остановке или на перроне, то достаточно пары сигарет, чтобы найти новых друзей: попросив закурить, вы повышаете статус незнакомого, но потенциального собеседника, проявляете к нему уважение и интерес, показываете, что готовы к общению. При этом курение сплачивает гораздо лучше, чем совместное распитие спиртного, да и менее вредно. Сразу появляется взаимное доверие, находится много общих тем для разговора. Такой же эффект от неожиданной шутки.
10) сублимационная: курение утоляет голод и жажду, согревает, решает еще целый ряд биологических проблем, снимает стрессы, успокаивает нервы, ритмизирует работу сердца. Являясь социальным интересом, курение замещает биологические потребности, неудовлетворенность жизнью, но, в отличие от пьянства, не лишает способности мыслить. Наоборот, у многих курение способствует мыслительной деятельности.
11) физическая: курение (особенно если курить во время бега или подтягивания на свободной руке) развивает легкие до колен, а также и все остальные органы.
12) альтруистическая. Некурящие - эгоисты (не только в том, что засоряют воздух, как я уже отмечал), они пекутся о своем здоровье как-то "не по-децки", как Нарциссы, балдеют сами от себя, думают о самосохранении как о высшей ценности. Но это вовсе БЕСЧЕЛОВЕЧНО. Поясню: Дарвина неверно трактуют те, кто считал, что "выживали сильнейшие". На деле - не сильнейшие, а наиболее приспособленные. А главное - выживали лишь племена альтруистов, и гибли племена эгоистов, в которых шла война всех против всех и побеждали сильнейшие. Почему? Да потому, что, конечно, сильный мужик всегда отнимет всю добычу, еду у слабых, больных, старых, женщин и детей. Но размножаться в таком случае ему будет невозможно. А племена, где мужики - альтруисты и герои, - единственные, что выживали, ибо мужики жертвовали собой, спасая детей и женщин, без которых почему-то размножение невозможно. В случае гибели почти всех мужиков (героев) племя сохранялось, ибо для него достаточно 1 мужика и/или детей-мальчиков. А у эгоистов только они и выживали, но лишь до собственной смерти, и племя гибло. Вот что значит наиболее приспособленные. Мужики по природе - герои, альтруисты, Защитники. Иные вымирают, отбраковываются. Так что мораль - не морализаторство, а способ выживания. ЕДИНСТВЕННЫЙ. Поэтому считать себя пупом Вселенной - бесчеловечно, заботиться о себе больше, чем о других, - не по-мужски. Как грил Иисус, любить других, даже "врагов" - это продуктивно, ненавидеть - контрпродуктивно. Наш был Человек. А некурящие Нарциссы занимаются самообладанием, а не обладанием. А поговорить-то после не с кем, ибо кто не любит других больше себя, не может рассчитывать на любовь других. Поэтому курящие - бОльшие альтруисты, к себе относятся с юмором, критически, без излишнего пиетета, по-мужски. Потому их лозунг: КУРИТЬ ВСЕГДА, КУРИТЬ ВЕЗДЕ, ДО ДНЕЙ ПОСЛЕДНИХ ДОНЦА! КУРИТЬ – И НИКАКИХ ГВОЗДЕЙ – ВОТ ЛОЗУНГ МОЙ И СОЛНЦА!
Б. Бурлеск (от итал.burlesco – шутливый; когда "высокие" предметы изображают "низким" стилем). Примером может служит исполнение военной песни на мотив той же «Елочки». Подвариантом бурлеска является модернизация известных исторических фактов, например:
- Ленин 26 октября 1917 г. заявляет: "Пролетарская революция, о необходимости которой так долго говорили большевики, свершилась, а теперь начинаем нашу дискотеку!".
При переиначивании и инверсии (перестановке слов) используются те же стилистические средства, что и в оригиналах, но сюжет исходных текстов чаще всего перелицовывается, что меняет смысл и чувства. Выделим такие виды бурлеска:
а) переделки строчек популярных песен и стихов:
- вставки в текст стиха имени известного персонажа не только "приземляют" последнего, но и весьма немилосердно с ним "обходятся" (хотя часто лишь "обнажают", конкретизируют реальную судьбу человека):
- Забил заряд я в тушку Пуго;
- Бьется в тесной печурке Лазо;
- Висит на березе Алеша;
- "приземление", "снижение" или «очернение» известных сюжетов:
- У Лукоморья дуб спилили, златую цепь в утиль снесли, кота на мясо изрубили, русалку в бочке засолили;
- Смело мы в бой пойдем за суп с картошкой, и повара убьем столовой ложкой;
- Фарш невозможно провернуть назад, и мясо из котлет не восстановишь!
- А белый лебедь на пруду справляет малую нужду и всех имеет нас в виду;
- Ах, эти черные глаза: один туда, другой сюда;
- Как много девушек в галошах;
- Наша Таня громко плачет. По головке скачет мячик. Ну а мячик из свинца. Это шуточки отца";
- Наша Таня плачет громко – у нее сегодня ломка;
Песня курсантов Школы милиции – описание места преступления: Потолок весь в крови, дверь шатается, за шершавой стеной труп валяется, как шагнешь за порог – всюду кости, а из окон мертвец просит в гости.
- при этом часто используется созвучие, сходность звучания старого и нового текста:
- Весь мир насилья мы разрушим до основанья. А зачем?
- Мы свой, мы новый мир построим. Кто был никем – тот стал ничем;
- Под крылом самолета зайчонка поет;
Ария Отто Скорцени (при освобождении Муссолини из рук партизан): "Улетай, дуче, улетай, дуче, улетай";
«Песня китайских десантников»: "Лица желтые над городом кружатся".
- перевод гражданских и лирических сюжетов на "больничную почву" в условиях перехода с европейского бесплатного на проамериканское платное лечение:
Хор больных гастритом: "И так же, как в детстве, тебя напою желудочным соком";
Хор туберкулезников: "Лучше нету того свету";
Хор из КВД: «Мы поедем, мы помчимся в венерический диспансер и отчаянно ворвемся прямо к главному врачу-у. Ты увидишь, что напрасно называют триппер страшным, ты узнаешь – он не страшный, я тебе его дарю. У-у!».
Или: «Я Вас любил – чего ж я болен?».
Иногда переиначивание текста и не нужно, достаточно лишь смены персонажа:
Хор больных СПИДом: "Мне нравится, что Вы больны не мною, Мне нравится, что я больна не Вами".
Хор венерических больных: "Я тобой переболею, ненаглядный мой".
Хор больных остеохондрозом: «Как электрический ток, из позвонка в позвонок проходит быстро волна… Чувствую я себя!»
Хор прооперированных пластическим хирургом: «Теперь я Чебурашка!»
Ария агента КГБ, осуществляющего слежку за «объектом-фигурантом»: «Льет ли теплый дождь, падает ли снег, я в подъезде возле дома твоего стою. Жду, что ты пройдешь, а, быть может, нет. Стоит мне тебя увидеть – о, мир, как я счастлив!»
Пошлость шоу-бизнеса прорывается в таком горьком юморе:
Дуэт Б.Моисеева и С.Пенкина: «Мы вам честно сказать хотим: на девчонок мы больше не глядим!»
Дуэт Тату: «Потому что на 10 девчонок по статистике 9 ребят».
Поляризация доходов вследствие присвоения народного богатства «назначенными миллионерами» отражают такие песни старых и «новых» россиян:
Песня о новом русском: "Весь покрытый зеленью, абсолютно весь".
Песня «монетизированных» пенсионеров: «Куда идем мы с пятачком – большой-большой секрет!»
Ностальгия руководителей ГКЧП прорывается в словах: "Три счастливых дня было у меня, было у меня с тобой".
Иная ностальгия по утраченным "победам" слышится в "гимне чеченских боевиков": «Ах, как хочется ворваться, ах, как хочется вернуться в городок!»
б) перелицовки пословиц и поговорок, типа:
Чем бы дитя не тешилось – лишь бы не вешалось.
Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра.
3) Еще одним вариантом черного юмора является псевдодетский юмор, созданный взрослыми про детей и популярный среди детей и юношества. Среди "черно-юмористических" квазидетских произведений особое распространение получили пародии на бравые стишки детских поэтов. При этом беспроблемные, жизнерадостные и доброжелательные "цветы жизни" перевоплощаются в жестоких убийц, садистов, ленивых телом и душой тупиц, не способных проникнуться чужой болью и предугадать последствия своих действий и поступков взрослых. В этом они конгруэнтны взрослым персонажам этих пародий, имитируют их поведение. Примеры рассмотрим при анализе "детского юмора".
Другой вариант связан с поглощением пищи:
- или оказывающаяся смертельной дегустация блюд в студенческой столовой,
- или приобретение облученных продуктов,
- или поедание вовсе несъедобной пищи,
- или преодоление табу на людоедство:
Например: Комиссар, желая войти в доверие к Чингачгуку – Большому Змею, сел с ним ужинать и, жуя, заметил: Что-то мне наш Василий Иванович не нравится. Чингачгук, выплевывая застрявший кусок, меланхолично произнес: Не нравится – не ешь!
По своей функции, критической ориентации черный юмор чрезвычайно разнообразен, можно выделить такие его виды:
- шутки, направленные на высмеивание взаимоотношений личности и государства (политический анекдот),
- человека и тотальных (см. ниже) и иных социальных институтов (систем здравоохранения и образования, церкви и семьи, города и др.),
- этнический и профессиональный юмор,
- анекдоты о столкновении устоявшихся норм и социальных групп, не способных их выполнять (молодежи, политиков, "новых русских", маргиналов в лице как переходных категорий (сельчан, переехавших в город), так и выброшенных на периферию социальной структуры (бомжей, преступников, проституток, беженцев и безработных, не получающих зарплату профессионалов и обнищавших студентов). В рамках последнего вида черного юмора особым критическим задором и ярко выраженной функцией сатисфакции обладают анекдоты про " новых русских ":
Поймал один такой Золотую рыбку, а та и говорит: Трех желаний не будет: кризис. Давай одно. А он ей: Чтоб у меня все было! А она: У тебя все было.
Черный юмор этого вида сам издевается над "чернухой", господствующей на нашем ТВ даже в дневное, детское время, в результате чего даже малыши стали грамотными в сексе или хотя бы слышали соответствующую лексику:
- Бабушка, а кто такая проститутка?
- Ну, внученька, это такая плохая женщина, просто ужасная.
- Что, хуже Бабы Яги?
- Гораздо, внученька.
- Бабушка, а бабушка, у-у-у!
- Что это ты, внученька?
- Бабушка, у-у-у! Бойся меня, я страшная проститутка!
Обобщая, скажем, что черный юмор непреодолим и что в целом он утверждает радость обновления и оздоравливает психику.
Юмор выполняет важные функции в тотальных институтах (total institutions), т.е. в изолированных на длительный период местах проживания и работы, где целые группы людей ведут закрытый, формально администрируемый образ жизни. По Э.Гофману, тотальный институт – «вид института, характеризующийся: социальной ограниченностью контактов с остальным обществом; непреодолимой дистанцией между различными социальными ролями; формализованным, жестко контролируемым распорядком жизни (напр., госпиталь, тюрьма, военный лагерь, монастырь и т.д.)», а тотальная организация – «организация, члены которой в большей или меньшей степени изолированы от внешней среды и подчиняются жестким правилам внутреннего распорядка данной организации (монастыри, тюрьмы, лечебницы, казармы и т.д.)». (Социол. энциклопед.словарь. Ред.Г.В.Осипов. - С.105, 224).
Среди таких институтов назовем: (а) пенитенциарную систему (тюрьмы, колонии, КПЗ, «химия» и «шарашки» – т.е. НИИ, КБ и опытные заводы с полигонами в сталинские времена), (б) армию, (в) закрытые детско-юношеские учреждения (суворовские и нахимовские училища, школы-интернаты, детдома и круглосуточные дошкольные учреждения, детские, спортивные, трудовые и военные лагеря), (г) закрытые медицинские заведения (психиатрические и иные больницы, дома престарелых и инвалидов), (д) закрытые религиозные учреждения (монастыри, учебные заведения), частично – это функционирование при Сталине (е) колхозов, (ж) военной промышленности («почтовых ящиков» (закрытых военных заводов), закрытых городов), (з) военизированных систем (МВД, ГБ и т.п.). Даже в России XXI в. несколько миллионов людей изолировано в тотальных институтах.
Юмор здесь является необходимой (и часто спасительной) частью культуры обитателей, посредством которой они приспосабливаются к формальной системе надзора и модифицируют ее. Мы помним "Очерки бурсы" Н.Г.Помяловского, вскрывшего нравы закрытых духовных образовательных учреждений, и иные подобные произведения. Но наиболее известен армейский юмор (юмор военных, студентов-курсантов военных лагерей), в силу того, что с военной службой сталкивается гораздо большее число мужчин.
Армейский юмор реализует такие функции:
1) С одной стороны, армейский юмор высмеивает нелепости армейских порядков и тупость служак, что имеет богатую традицию (вспомним хотя бы "Похождения бравого солдата Швейка" или «Ивана Чонкина») и широкое распространение:
Например, тупость служак раскрывается в такой шутке:
- Стой! Стрелять буду!
- Стою.
- Стреляю;
Грубость и невежество сверхсрочников – в таком анекдоте:
- Это у вас что за сопля?
- Это ромбик об окончании университета.
- Так ты грамотный? Философ, значит? Знаешь про пространство и время? Так я тебя заставлю их соединить: копай от забора и до обеда;
2) С другой, юмор помогает новобранцам приспособиться к суровым, грубоватым условиям жесткой регламентации всего поведения и беспрекословному подчинению старшим по званию. Так, несоответствие между гражданскими и воинскими нормами поведения, неадекватность интеллигентности в условиях войны, когда грохочут пушки, а музы молчат, отражает следующий анекдот:
Один солдат – другому в окопе во время боя:
- Извините за беспокойство, не будете ли Вы так любезны бросить гранату подальше, а то она через две секунды взорвется?
- А волшебное слово?
Эротический анекдот чаще иных бывает сальным и грубым, основанным на ненормативной лексике. И, хотя встречаются, особенно в среде интеллигенции и в общении с леди, изысканные эротические шутки, покрытые флером намеков, иносказаний, эвфемизмов и прочих эзоповых штучек, столь приятных для игры ума, этот вид анекдота ближе многих к "смеху тела", что представляется вполне естественным в силу выбора объекта юмористической интерпретации, ибо "все генитальное просто", натурально и телесно. Эротический анекдот повсеместен, однако предпочтения и соотношение грубости и изысканности зависят от исторических, этнических, социально-культурных и даже политических условий. Автор этой главы в "годы застоя" был поражен, когда во Фрунзенской ВКШ ему в смешанной женско-мужской компании спокойно преподносили весьма откровенные эротические шутки, одновременно пресекая любые попытки рассказать в ответ какие-либо политические анекдоты. Видимо, то, что в Казани считалось приемлемым, было недопустимо во Фрунзе, и наоборот.
Несмотря на разнообразие и бессчетное количество вариаций сексуальных анекдотов, можно сделать некоторые обобщения. Эротический анекдот, вслед за куртуазной (от франц.courtois - учтивый, рыцарский) поэзией 12-14 вв., посвященной служению даме и противостоявшей аскетической религиозной морали, и, особенно, весьма фривольной литературой эпохи Возрождения, здоровым народным юмором всех веков и изобразительными жанрами искусства периода сексуальной революции в целом, выполняет, как правило, следующие функции:
1) Дискредитация господствующей морали: эти анекдоты противостояли официальной, пуританской по духу, антисексуальной "коммунистической" морали, основанной на инструментальном подходе КПСС к важнейшим семейно-любовным институтам:
- к семье (как к средству социального контроля, передаточному звену идеологических установок и каналу предотвращения девиантного – с точки зрения КПСС – поведения),
- к браку (как к союзу идеологических единомышленников),
- к разводу (как к аморальному поступку, равносильному измене),
- к сексу (лишь как к вынужденному средству производства детей),
- к женщине (как к равноправному коллеге, товарищу по совместному делу),
- к обобществлению детей под предлогом выравнивания их «стартовых условий» и к замене родственных ориентаций на этатистские (возведение Павлика Морозова в ранг героя).
Дело в том, что борьба с этой моралью осложнялась тем, что последняя вошла в парадоксальный резонанс с монотеистическими квазиидеологиями христианства, ислама и иудаизма (сходными с коммунизмом по обилию запретов и табу на инверсии, господствующими в религиозном сознании советских верующих, по своей аскетической и ригористической проповеди праведного образа жизни) и с жесткой моралью крестьянской общины. Для двух последних (религиозного и сельского) мировоззрений также был свойственен инструментальный, а не сущностный (самоценностный) подход к институтам семьи и любви:
- браку (только как средству для упорядочивания ведения домашнего хозяйства, семейной экономики и сексуальных связей, легитимизации потомства),
- к сексу (тот же подход, что и у коммунистов),
- к женщине (как к «домашнему комбайну и инкубатору по производству детей),
- к детям (к сыновьям – как к залогу соцобеспечения в старости, а к девочкам – как к обузе).
Эротизм народного юмора подрывал следующие " нормы " коммуно-большевистской идеологии:
а) запрет на показ обнаженного тела,
б) осуждение онанизма (мастурбации),
в) отказ от разнообразия способов половой жизни и ротации сексуальных партнеров, в целом – от матримониальной мобильности, от серийной моногамии,
г) табу на разговоры о средствах предотвращения и прерывания беременности,
д) нормы навязываемой государством моногамии, патриархата и патрилокальности (да и рожденной пресловутым «квартирным вопросом» матрилокальности) расширенных семей (анекдоты о тещах и т.п.).
2) Дискредитация большинства девиаций в условиях официальных запретов на их обсуждение. В эротических анекдотах высмеиваются как половые недостатки (фригидность и импотенция), так и различные перверсии (от лат.perversus - перевернутый, извращенный) – нарушения как направленности полового влечения (инцест, гомосексуализм, зоофилия, некpофилия, педофилия), так и способов его удовлетворения (насилие, садизм, мазохизм, эксгибиционизм, вуайеризм):
а) примерами иронии над сексуальными недостатками могут служить такие анекдоты:
- Армянское радио спрашивают: "Что такое революционная ситуация?"
|
|
|
|
Дата добавления: 2017-01-21; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 486 | Нарушение авторских прав
Лучшие изречения:
80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...