Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Многоликий сценический стресс. Опыт изучения.

 

Данная работа посвящена одной из наиболее популярных и волнующих тем, находящихся на пересечении сразу нескольких предметных областей: музыкально-исполнительской практики, музыкальной педагогики, психологии и физиологии - теме сценического стресса и методах психофизиологической саморегуляции в условиях эстрадного выступления. Благодаря взаимопроникновению столь различных дисциплин мы имеем возможность наиболее полно и целостно рассмотреть данную проблематику, что способствует созданию единой картины сложного творческого процесса, помогает глубже понять закономерности исполнения музыки, выявить основные проблемы в данной предметной области и наметить пути их решения. Особый интерес в исследовании этого вопроса приобретает актуальность темы как для профессионалов, так и для учащихся, а также и для всех, чья профессия, так или иначе, связана с публичным выступлением.

Рассмотрим выход на сцену, как кульминационную точку работы музыканта, «венчающую» весь долгий этап технической подготовки. В. Григорьев в своей популярной книге «Исполнитель и эстрада» называет концертное выступление «лакмусовой бумажкой» профессионала - это своеобразный «пик формы», наивысшее эмоциональное и психофизиологическое состояние, безусловно носящее стрессовый характер. И, действительно, с одной стороны, публичное исполнение всегда остается смыслом, желанной целью и центральным моментом любого исполнительского искусства, с другой стороны, разрушительное воздействие стрессовых факторов достигает максимальной силы именно в сценических условиях. Как отмечает Ю.А. Цагарелли в своей диссертационной работе «Психология музыкально-исполнительской деятельности», музыкант на сцене находится под двойным гнетом стрессовых факторов итоговости и публичности, поэтому любое сценическое выступление может рассматриваться "как итоговая деятельность в экстремальных условиях" [2, стр.35]

Как и любой вид творческой деятельности, исполнение музыки на сцене протекает в сложнейшем комплексе психофизиологических процессов. Причем, под влиянием стресса, вызванного как внешними причинами (то есть соприкосновением исполнителя с публикой, жюри или экзаменационной комиссией), так и внутренними стрессорами (сверхзначимость сценической деятельности, неадекватная самооценка, уровень притязаний, нервно-психическая неустойчивость и т.д.), появляется сверхперевозбуждение и усложняются все произвольные процессы: двигательная координация, восприятие, память, внимание, концентрация. Это происходит потому, что сознание находится под мощнейшим натиском психо-физиологической стрессовой атаки и способно расценивать сценическую деятельность подобно опасной для жизни и здоровья ситуации, а по психофизиологическим показателям состояние музыканта на сцене схоже с состоянием спортсмена или военного лётчика. В такой ситуации сознание автоматически включает защитные функции - это и сужение объема восприятия (синдром «тоннельного видения») и мышечные спазмы, «скручивающие» тело, вынуждающие принять положение, близкое к позе эмбриона, и скачкообразное внимание, провалы в памяти. Притом эмоции, запускающие стрессовую реакцию, очень архаичны и сильны, способны смыть все «цивилизованные» надстройки, т.е. весь профессиональный подготовительный этап [5, стр.2]

Чтобы понять причины столь значительных изменений в психике и в организме, важно разобрать саму природу их появления.Интересно, что само по себе пребывание в стрессовой ситуации, например, выступление на сцене, еще не означает автоматического включения стрессовой реакции. Важнее всего для исполнителя – как он расценивает данную ситуацию, то есть, не что происходит, а как он это воспринимает. Если сцена представляет для него субъективную опасность, такую как вероятность негативной оценки, провала в глазах значимых людей, снижения самоуважения, переживания стыда, - то, безусловно, в организме стартуют механизмы адаптационного синдрома – то есть, выживания в условиях повышенного риска. При воздействии на человека стрессовых факторов, из надпочечников в кровь выбрасываются повышенная доза гормонов (адреналина и норадреналина.), что ведёт к стимуляции всех систем организма, как следствие - увеличение сахара в крови, повышение кровяного давления, учащение сердцебиения. Некоторые исследователи адреналин называют «гормоном кролика», который провоцирует защитную реакцию избегания опасности, бегства или ступора, а норадреналин - «гормоном льва» - запускающий активную, агрессивную реакцию, с приливом сил, возбуждения, гнева. В любом случае присутствие этих гормонов в крови приводит к увеличению мышечной силы и напряжённости, значительно изменяет привычные двигательные навыки, восприятие времени и пространства, происходит мобилизация всех ресурсов. То есть стрессовые реакции в равной степени и способствуют оптимальному приспособлению организма к выполнению новых более сложных функций и торможению психики, моторно - двигательного аппарата.

Исходя из выше сказанного, можно найти такой подход к решению проблемы, где стресс будет не только не опасен, а наоборот полезен. Предпосылки к этому можно встретить в работах медиков, физиологов, психофизиологов. Например, М. И. Митюшев определил биологический стресс как процесс мобилизации защитных сил организма, то есть начальный этап управления приспособительными процессами [Митюшев М.И., Шаляпина В.Г., 1976]. Многие исследователи отмечают, что стресс идёт на пользу, когда он находит целесообразный выход, который необходим для успешного удовлетворения более важных потребностей человека, и когда он компенсируется расслаблением.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС – состояние ярко выраженного психоэмоционального переживания человеком конфликтных жизненных ситуаций, которые остро или длительно ограничивают удовлетворение его социальных или биологических потребностей [Судаков К.В., 1986]

Ещё одно определение стресса дано на страницах книги В. Григорьева «Исполнитель и эстрада»:

СТРЕСС (англ. stess- давление, напряжение, сжатие) - особое психофизиологическое состояния тревоги, повышенной мобилизации, возникающее при экстремальных воздействиях, угрозе благоприятному исходу деятельности[1,29]

Само понятие стресса ввёл в медицинскую литературу в 1936 г. Г. Селье, и описал три этапа развития адаптационного синдрома стресса:

-стадия тревоги, во время которой осуществляется мобилизация ресурсов оргаизма;

-стадия резистентности, при которой организм сопротивляется стрессору;

-стадия истощения. Во время которой сокращаются запасы адаптационной энергии

Г. Селье так же принадлежит идея деления стресса на два типа по степени позитивного влияния на здоровье организма:

1. Эустресс -синдром, способствующий повышения активизации органтзма и сохранение здоровья.

2. Дисстресс - вредоносный синдром истощения сил организма

 

 

Таблица 1.

Проявления стресса
ЭУСТРЕСС ДИСТРЕСС
Активизирующий, мобилизующий Разрушительный, дезорганизующий
  Улучшает протекание деятельности     Затрудняет деятельность
Пульс 90-100 уд. в мин. Пульс свыше 100 уд.в мин
Усиленное дыхание Учащенное дыхание, одышка
Покраснение кожи Побледнение или красно-белые пятна
Ощущение тепла, жара Озноб
Теплый пот Холодный пот
Ускорение движений Суетливость, неточность движений
Улучшение координации Двигательная заторможенность
Улучшение работы памяти, внимания Провалы в памяти, «залипание» внимания
Расширяется восприятие Сужается восприятие, эффект «тоннельного видения»

 

[2,стр.4]

Как уже было выше сказано, человеческий мозг не отличает реальной угрозы от кажущейся (даже в такой, казалось бы, «безопасной» с точки зрения выживания, ситуации, как сценическое выступление). Всякий раз, когда ситуация кажется нам опасной, все происходит так же, как и при реальной физической угрозе. Чем чаще окружающая обстановка кажется нам враждебной, тем больше времени наш организм пребывает в состоянии боевой готовности под влиянием реакции «бей или беги» - в ситуации хронического стресса – в этом случае накапливается дистресс. Однако, каждый музыкант знает, что, как ни парадоксален этот факт, но при одной и той же обстановке сценического выступления возможно испытать и положительные влияния стресса – попасть в состояние повышенной работоспособности, «пиковое переживание» (по Маслоу), сопутствующее реакции эустресса. Во многом это зависит от эмоционального состояния и личных ожиданий музыканта, от того личностного смысла, которым он наделяет данное конкретное выступление, и всю исполнительскую деятельность в целом.

На основе проведённого анализа самоотчётов студентов музыкально-исполнительских специальностей, мы выделили ряд симптомов, сопровождающих сценическую деятельность. Испытуемые описывали в письменной форме свой наиболее негативный и позитивный опыт. Причем, мы опирались на субъективные оценки состояния во время выступления, а не на внешние экспертные оценки исполнения. Мы просили как можно подробнее описать все, что испытуемые помнят о сопутствующих выступлению физических ощущениях, эмоциях, и мыслях. В начале описывался негативный, затем позитивный концертный опыт. В результате контент-анализа полученных самоотчетов, мы выявили наиболее частотные категории, описывающие особенности состояния исполнителей во время неудачного и удачного выступления. Наиболее важным для нас стало сопоставление различий в психофизическом состоянии одних и тех же исполнителей в разных по степени субъективной успешности выступлениях. Исходя из результатов анализа самоотчетов, можно констатировать состояние, близкое к дистрессу в неудачных выступлениях, и близкое к эустрессу в удачных выступлениях. (см. таб.2)

 

Таблица 2.

Неудачное выступление   Удачное выступление Уровни функционирования
дрожь, высокая температура, неудобство сильное волнение тремор рук и ног зажатость предобмарочное состояние напряжение слабость учащённое сердцебиение мокрые руки потеря времени и пространства ватные руки отдельная непроизвольная работа рук, головы плохой контакт с инструментом хорошее самочувствие гибкость, подвижность пальцев игровой аппарат под контролем свобода мягкость комфорт удобство активность лёгкость избыток энергии хорошо ощущаешь сокамерника хорошее ощущение зала слияние тела, души и инструмента       Физиологический
Страх волнение бесчувственность неуверенность стыд досада обида нервность психование эйфория смятение ужас уверенность в себе и своих силах удовольствие покой непередаваемые эмоции гордость радость от процесса чувство полного опьянения счастье положительное волнение     Эмоциональный
боязнь забыть текст быстрее уйти со сцены невозможность справиться с собой посторонние мысли только не забыть текст надо заниматься невозможность взять себя в руки скорей бы сыграть не справлюсь со сложным местом непоправимость случившегося отсутствие концентрации никогда не подходить к инструменту   мысли о музыке всё готово, осталось воплотить в жизнь способность через музыку говорить всегда бы так как прекрасна музыка желание играть снова и снова прославление Господа Бога как же хорошо жить на свете   Мыслительно-рефлексивный

 

 

Таким образом, можно сделать вывод о присутствии в концертной деятельности музыкантов- исполнителей, как состояния дистресса, так и эустресса.

Причем характеристики эустресса являются субъективно позитивными, ресурсными, связанными с положительным эмоциональным комплексом, профессиональной уверенностью и ощущением исполнительской свободы. Эти же характеристики во многом совпадают с содержательным определением представления музыкантов об эффективности своей профессиональной деятельности.

Исходя из того, что влияние стресса может нести в себе как отрицательные, так и положительные факторы, перед музыкантом- исполнителем стоит нелегкая задача овладеть навыками, позволяющими произвольно оперировать нужными психическими и физиологическими процессами. «Не следует бояться стресса. Его не бывает только у мертвых. Стрессом надо управлять. Стресс несёт в себе аромат и вкус жизни» - писал Ганс Селье.

Методов достижения оптимального исполнительского состояния в контексте сценической деятельности достаточно много, перечислим лишь некоторые основные практики управления стрессом, к которым относятся: психотехника, дыхательная гимнастика, мышечная релаксация, медитативные техники и др. Важно то, что использование перечисленных методов психофизиологической саморегуляции в процесс профессионального становления музыканта-исполнителя позволяет переосмыслить значение сцены, как способа самовыражения и самосовершенствования.

 

Библиография:

 

1. Григорьев В. Исполнитель и эстрада. - Москва-Магнитогорск 1998.

2. Федорова-Гальберштам А.М. К вопросу преодоления сценического стресса. / «Музыкальная психология и психотерапия», № 1, 2007.

3. Федорова-Гальберштам А.М. Взаимосвязь профессиональной рефлексии и эффективности музыкально-исполнительской деятельности студентов: дисс. канд. псих. наук. – М., 2001

 

4. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности.- М., 1997.

5. Григорьева Д.М. No Stress. / Статья на портале www.learnmusic.ru, 2009.

 

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Я – Зеранта, или Святая Равноапостольная Княгиня Ольга – возвращаюсь в сердца людей Земли. Часть 3 | Режимы дезинфекции объектов растворами средства «дезинбак супер» при туберкулезе
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-21; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1177 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2753 - | 2314 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.