Личностный рост н сложность "я". 2 страница
Лекции.Орг

Поиск:


Личностный рост н сложность "я". 2 страница




Т. МакКлендон представил работу этой группы очень образно. Ясно видно, что экспериментальный стиль Бэндлера уже в начале его карьеры был исключительно необычен и странен (ср. МакКлендон, цитируемое произведение, стр. 9).

центируя их взглядом или интонацией. Джон учился быстро. Ему потребовалось два месяца для того чтобы изучить паттерны и быть готовым к ведению группы также как и Ричард. Он встречался с ней во вторник по вечерам и называл ее группой "повторного чуда". Поскольку участники переживали во вторник с Джоном те же самые чудеса, которые ранее испытали члены группы Ричарда в понедельник"20.

Моделирование - процесс, в котором главное - научиться специфические способности одного человека передавать другому, так чтобы последний мог их практически использовать. Это процесс в котором вначале выбирают подходящие паттерны , а далее, во время представления интересующих типов поведения, анализируют их систематически и внимательно, задавая вопросы. В конечной фазе, при помощи демонстрации моделей, определяются основные правила и паттерны поведения, которые перенимаются, а их воздействие тестируется21. Поэтому в принципе во время моделирования делается попытка воссоздать вышеназванный процесс, раскладывая его на существенные компоненты, чтобы дать возможность обучиться ему третьим лица22.

Вначале моделирование применялось в Соединенных Штатах во время тренингов в области торговли под названием Мастер Моделирования (Master-Modelling). Бэндлер и Гриндер впервые применили его в рамках терапевтической коммуникации. Это стало возможным, поскольку в момент встречи с Ричардом Бэндлером, Джон Гриндер уже проводил эксперименты с моделированием в области изучения языков.

Гриндер внес, таким образом, в сотрудничество с Бэндлером лингвистические знания и свой опыт создания моделей. Бэндлер в то же время имел опыт, касающийся современных терапевтических школ, таких как гештальт - терапия, семейная терапия, рольфинг и рейки. Кроме того, он проявлял необыкновенный талант к точному копированию поведения других людей.

Ориентированные на эксперимент, и лишь в начальной фазе направленные на гештальт - терапию, группы Бэндлера и Гриндера вскоре стали постоянным элементом групповой активности в Санта Круз. Их оригинальная активность была описана Терренсом МакКлен-доном в достойной прочтения книге The Wild Days. NLP 1972 - 1981 (Безумные Дни. НЛП 1972 - 1981). Высокой котировкой эта группа

O'Connor, J., Seymour, J. (1992). Neurolingustisches Programmieren: Gelungene Kom-munikation und personliche Entfaltung. Freiburg im Breisgau: Verlag fur angewandte Kinesi-ologie [оригинал. (1990). Intorducing Neuro-Linguistic Programming. The New Psychology of Personal Excellence. London: Mandala], стр. 263-264.

n Сравните Weerth, R. (1992). NLP & Imagination, Grundannahmen, Methoden, Mo-glichkeiten, Grenzen. Paderborn: Junfermann., стр. 8.

22 O'Connor, J., Seymour J. (1992). Neurolingustisches Programmieren: Gelungene Kom-munikation und personliche Entfaltung. Freiburg im Breisgau: Verlag fur angewandte Kinesi-ologie [оригинал. (1990). Intorducing Neuro-Linguistic Programming. The New Psychology of Personal Excellence. London: Mandala], стр. 263-264

благодарна личности Ричарда Бэндлера, который уже тогда, характерным для своего молодого возраста способом, необычайно энергично стремился к реализации своих проектов. Он часто применял оборот, отражающий его позицию: "GO FOR IT ... NOW!!! ("СДЕЛАЙ ЭТО ... СЕЙЧАС!!!)23.

ВСТРЕЧА С ВИРДЖИНИЕЙ САТИР

Ричард Бэндлер познакомился с Вирджинией Сатир, создателем Терапии Целой Семьи (Conjoint Family Тегару), также благодаря Роберту Спитцеру и его жене. Спитцер знал Вирджинию Сатир не только по ее публикациям в своем издательстве, он был также ее официальным представителем в Mental Research Institute (MRI) в Пало Альто. Этот институт был основан в ноябре 1958 года для того чтобы проводить базовые исследования кибернетических моделей, касающихся возникновения и лечения психических нарушений. В фазе организации этого заведения, Спитцер формально занял должность директора отдела обучения, поскольку рассчитывать на публичные дотации было возможно лишь в случае, когда этот отдел официально представлялся психиатром. Однако неформально с 1966 года им заведовала Вирджиния Сатир. Поскольку она по образованию была социальным работником то не могла официально исполнять такую функцию24.

Ричард Бэндлер и Вирджиния Сатир встретились впервые в 1972 году, на упоминавшейся уже даче Роберта и Беки Спитцеров, находящимся на той же земле где жил Ричард. В этот день там присутствовало около тридцати человек, чтобы поддержать Вирджинию Сатир в работе с израильским другом семьи Спитцеров.

Вскоре после этого Бэндлер сопровождал Спитцеров в Рено для встречи с Бадом и Мишель Болдвин. Они организовали курсы с Вирджинией Сатир, в программе которых оказалась также практическая демонстрация ее работы с двумя семьями. Ее деятельность произвела на Бэндлера необыкновенное впечатление25.

В это время, еще перед началом работ над публикациями Перлза, Роберт Спитцер попросил Бэндлера записать на пленку один из семинаров Вирджинии Сатир и сделать его транскрипцию. Для этого Бэндлер должен был поехать с ним в Канаду, где Сатир четыре недели проводила обучение. Спитцер планировал использовать полученный материал в книге. Он также был согласен с женой в том, что возможность наблюдать Вирджинию Сатир во время работы может пригодиться Ричарду Бэндлеру26. О'Коннор и Сеймур так описали одно

Сравните МакКлендон, цитируемое произведение, стр. 15. 24 Ср. Spitzer, R. S. (1992). Virginia Satir and Origins of NLP, стр. 41.

Работа с этими семьями была записана и её можно увидеть в видеофильме Family In Crisis (Семья во время кризиса), который доступен в продаже.

26 Ср. Spitzer, R. S. (1992). Virginia Satir and Origins of NLP, стр. 41

событие, имевшее место на этом семинаре, передающее вероятно типичное для того времени поведение Бэндлера:

"Во время всего обучения он был изолирован в маленьком помещении для записи. Связь с комнатой занятий была возможен лишь при помощи микрофона. У Бэндлера были двух-канальные наушники и одним ухом он проверял звук записи, в то время как другим слушал кассеты Пинк Флойд. В последнюю неделю Вирджиния организовала встречу, спросив участников о том, как они должны вести себя, используя материал, которому она их обучала. Оказалось что для собравшихся это слишком тяжелое задание. Тогда Ричард вошел в помещение и успешно решил проблему. Вирджиния сказала: "Так будет верно". Ричард попал в странную ситуацию - он знал об паттернах Вирджинии больше нежели кто-либо из участников, несмотря на то что не пытался их сознательно изучить".27

Следующие несколько месяцев Бэндлер занимался транскрипцией обширного материала. Также и в этом случае интенсивная работа над записями привела к тому, что с определенного момента он стал перенимать интонацию и фразеологию Вирджинии Сатир. Как обычно Бэндлер продемонстрировал свой необыкновенный талант быстрого и эффективного обучения образцам поведения других людей. Прежде всего он использовал стратегию, которую ранее применял в музыке. Если он хотел обучиться стилю игры музыканта, которым восхищался, он так долго слушал записи его произведений, пока ему не удавалось олицетворить себя с ним настолько, что он мог достаточно хорошо его имитировать.28

С 1972 по 1974 Бэндлер участвовал в тренировочных программах Вирджинии Сатир так часто, как только мог. Он чаще всего отвечал за их видео и аудио запись. Сатир представила в это время, кроме прочих, два терапевтических инструмента, над усовершенствованием которых она работала с половины шестидесятых годов. Она назвала их "приём для частей" (Parts Party)29 и "реконструкция семьи"30.

O'Connor, J., Seymour, цитируемое произведение, стр. 264

28 Ср. Spitzer, R. S. Virginia Satir and Origins of NLP, стр. 41 Желание идентифицировать себя с другими музыкантами была вначале эры рока весьма популярна. Очень многие белые рок - музыканты, особенно с Британских Островов, начинавшие играть в начале шестидесятых, имитировали музыку чёрных идолов блюза и рок-н-ролла, которые не могли из-за расовой дискриминации выступать перед белой публикой. Если вспомнить ранние записи Роллинг Стоунз, Энималс и других британских групп, то очевидно, что их музыка отражала творчество Чака Берри, Отиса Редднинга, Мадди Уотерса и других. Лишь с конца шестидесятых, белым музыкантам удалось найти собственные пути и музыкальные стили.

В "Parts Party" важно дать понять клиенту различные составляющие его "я". Основной принцип это то, что в психике человека существуют, элементы, которые можно разделить, которые стремятся к выражению и реализации своих функций. Они не могут быть подавлены, так как являются элементарными частями "я". Если такие части блокируют друг друга, то целью "Parts Party" будет трансформация их отношений, таким образом, чтобы они стали сотрудничать. Практически это происходит так: "хозяин" вы-

Бэндлер был так восхищен ее способностью все замечать и терапевтическими знаниями, что ввел ее методы в свою работу с группами. Таким образом в них применялись как методы гештальт -терапии, так и опыт Вирджинии Сатир. Она сама описывает эти времена в интервью, которое она дала Гесу Юргенсу и Тису Стелу в мае 1981 года:

"Ричард тогда был двадцатидвухлетним молодым человеком и сегодня он не слишком стар. Тогда еще он дозревал, задавая множество вопросов о причинах явлений. Ведь он был аутсайдером. Как то ему удалось сконтактироваться с моим издательством и получить там работу [...]. Он был одним из детей-цветов. [...]

Он начал читать мои книги и они его заинтересовали. Я ежедневно приносила ему какое-нибудь новое чтение, поскольку его интеллект был просто фантастическим, свойственный лишь необыкновенным людям. [...] Мой издатель хотел записать один из тренингов и Ричард принял это задание. Так как он отлично ориентировался в технике - он великолепный музыкант - мой издатель попросил его сделать записи. Он начал работу и был весьма возбужден происходящим. Случилось так, что я сделала для него "приём для частей". Такого он еще не испытывал в своей жизни, будучи очень удивлен переменами, которые это вызвало в нем. Таким образом, он начал интересоваться, как произошли перемены. Он попросил у меня мои записи аудио и видео, а также бумаги и начал их изучать. Тогда он познакомился с Джоном Гриндером, который был лингвистом. Они встретились и стало интересно - меня сильно интриговало, что такое они совместно придумают. Я могла лишь догадываться. Многие мои начинания опирались

бирает десять человек, и они берут на себя роль определенных черт, отражающих его взгляд на мир. Выбранные участники фокусируются лишь на его представлении. Во время, проходящего иногда часами, процесса "хозяин" наблюдает, развивающиеся между частями интеракции, анализирует возникновение групп и конфликты. В определенной фазе процесса, терапевт просит людей, представляющих отдельные черты, доминировать на приёме в форме непосредственных акций, для того чтобы они переняли контроль над событиями. Возникший в результате этого хаос, должен привести к пониманию необходимости сотрудничества. Взаимные переговоры проводят пока не возникнет решение, удовлетворяющее все элементы. Если эта цель будет достигнута, то трансформированные черты интегрируют с личностью "хозяина", в рамках конечного ритуала (ср. также Satir, V., Baldwin, M. (1988). Familientherapie in Aktion. Die Konzepte von Virginia Satir in Theorie und Praxis. Paderborn: Junfermann [оригинал (1984). Step by Step. Palo Alto: Science & Behavior Books], стр. 202-206)

зо -

"Реконструкция семьи это один из методов групповой терапии, где семейный опыт

клиента должен рассматриваться и переживаться им самим в широком контексте. Для этой цели реконструируют всю историю семьи человека вплоть до рождения его родителей его отца и матери и это представляется в психодраматической игре с помощью ключевых сцен. Всё это даёт главному персонажу, часто весьма трогательную, возможность переоценки своей роли в контексте семейных ожиданий и систем убеждений, с точки зрения взрослого человека и создания нового, опирающегося на собственной индивидуальности плана жизни (ср. также Satir, V., Baldwin, M. цитируемое произведение стр. 199-202).

на интуицию, которую я тогда не могла перевести на язык левого полушария. Первая книга это доказательство того, как сильно мы переживали - и я, и они.

Тогда Ричард решил искать других людей, чьи работы, в чем он был уверен, позволили бы открыть сущность силы, вызывающей такие огромные изменения. Это были Милтон Эрик-сон и Фриц Перлз. Бэндлеру и Гриндеру удалось найти решение для отработки методов моей работы и анализа ее по отношению к работам Милтона и Фрица. Тогда они обнаружили, что в описываемом процессе участвуют все время одни и те же элементы. Они одержали успех, сублимируя структуру изменений из наших образцов поведения. Про это и говорится в The Structure of Magic (Структура Магии). Это была первая часть истории. В это время произошло множество великолепных событий - я посылала к ним разных людей, оба приходили ко мне, чтобы показать, что они сделали и так далее"31.

Вскоре в этом контексте родилась идея моделирования ключевых личностей современной терапии. В результате развития техники, когда оказалось что можно без всяческих финансовых сложностей записывать на аудио и видео кассеты мастеров терапии, появилась возможность глубоко и систематически проанализировать терапевтические процессы. Бэндлер и Гриндер разработали на основе наблюдения модели поведения, успешность которых они проверяли в различных группах. Они все время демонстрировали новые, неконвенциональные терапевтические техники, с которыми познакомились по ходу исследования работ Перлза и курсов Вирджинии Сатир.

Рождение нейролннгвистического программирования (НЛП)-Группы Мета Модели (Meta Model Groups)

В начале 1974 года Бэндлер и Гриндер начали реализацию проекта Мета Модель, который стал основой для нейролннгвистического программирования. В рамках группы, встречи которой происходили в расположенном на Миссион Стрит в Санта Круз доме, где проживали студенты, они начали работу над методами получения информации.

В этот период выделился стержень постоянных участников Почти все они стали впоследствии известными деятелями НЛП, в создании которого они активно участвовали. Вначале группа занималась методами консультации для пар, гештальт - терапией и "семейными скульптурами", еще одной методикой совершенствуемой Вирджинией Сатир в рамках семейной терапии32.

31 Jurgens, G., Stahl, T. (1982). Gesprach mtt Virginia Satir (A dialogue with Virginia Satir). In: Integrative Therapie, 8 (3). стр. 209-210].

"Лепка семьи" это метод, в каком основные семейные интеракции представляются членам семьи в форме скульптуры. Таким образом открывается анатомия, связываю-

В этот период в группе наступило интересное развитие межчеловеческих отношений. Участники все более открывались, чаще говоря о личных вопросах. Эффектом этого стали сильные эмоциональные связи между членами группы. Кроме прочих в нее входили: Лесли Камерон, в будущем жена Ричарда Бэндлера, Джудит ДеЛозье, которая выйдет замуж за Джона Гриндера, Франк Пьюселик, Байрон Льюис, Девид Гордон, Стив Гиллиген, Мерибет Андерсон, Джим Айхер, Поль Картер, Терренс МакКлендон и Роберт Дилтс. Терренс МакКлендон определил эту пору как рождение нейролингвистического программирования33.

Основой исследований в группах Мета Модели было допущение о том, что исключая методы ориентированные исключительно на тело, вербальная коммуникация между терапевтом и клиентом является центральным пунктом каждой терапевтической работы. Было принято, что в вербальной коммуникации Перлза и Сатир можно выделить специфические языковые образцы, указывающие на проблемные процессы и вызывающие изменения. Первое определение этих языковых паттернов и проверку их воздействия дало лингвистическое знание Джона Гриндера.

Результаты исследований были опубликованы в 1975 году в издательстве Sciens & Behavior Books в первом томе The Structure of Magic (Структура Магии)34. На базе общей семантики Альфреда Ко-жибского3 и генеративно-трансформационной грамматики Ноэма Хомского36, Бэндлеру и Гриндеру действительно удалось выработать основы для модели, которая давала возможность целенаправленно собирать информацию о представляемом человеком мире (модель мира). Успехом также увенчалась попытка моделировать и точно описать структуру существенных языковых способностей Перлза и Сатир в области успешной коммуникации между терапевтом и клиентом. Те-

щих их отношений и их последствия (ср. также (В. Сатир, М. Болдвин, цитируемое произведение, стр 192-193 и 198-199).

Ср. Т. МакКлендон, цитируемая работа, стр. 25 и далее.

34 Bandler, R., Grinder, J. (1981a). Metasprache und Psychotherapie. Struktur der Magie I. Paderborn: Junfermann [оригинал (1975а). The Structure of Magic (Том 1). Palo Alto: Science & Behavior Books].

Альфред Кожибски издал в 1933 году книгу Korzybski, A. (1933). Science and Sanity. An Introduction to Non-Aristotelian Systems and General Semantics. Lakeville, Conneticut: The International Non-Aristotelian Library Publishing Company.). В ней можно найти множество элементов позднейшего НЛП. Во втором вступлении для повторного издания в 1941 году Кожибски использует термин "нейролингвистический", желая этим обратить внимание на тесную связь языковых и неврологических процессов. Согласно ему, человек это семантическое животное, он принципиально отличается от остальных животных, поскольку ориентируется в мире, в основном согласно значению слов и понятий, созданных им самим, нежели согласно тому, что дают ему органы чувств о конкретно существующем окружении (Hall, М. (1992). Flashing Back To The Origins Of Neuro-Linguistic Training. And The Year Is 1933. In: Anchor Point, vol. 6, nr 5, s. 14-18.) Широкое представление основных идей Кожибского и их значение для НЛП находится в: Jochims, I. (1995). NLP fur Profis. Glaubenssdtze und Sprachmodelle. Paderborir Junfermann.

Ноам Хомски пробовал описать те процессы, которые принимают участие в создании языка (речь, мышление, письмо...).

рапевтическая подготовка Ричарда Бэндлера и языковые знания Джона Гриндера дополняли себя так успешно, что плодом этого сотрудничества стала одна из наиболее выдающихся работ о человеческой коммуникации.

Во время работы над Мета Моделью, Бэндлер и Гриндер вели оживленный диалог с Вирджинией Сатир и Грегори Бейтсоном. Бэндлер в это время переехал в местность под названием Акорн Холлоу. Спитцеры также владели там землей, на которой возникло особенно талантливое общество терапевтов и художников. На этой земле также располагался издательский дом. Грегори Бейтсон с женой жили там тогда со своей дочкой Норой. Они переехали сюда поскольку Луизу Бейтсон интересовали альтернативные формы родов. Вирджиния Сатир знала Бейтсонов еще со времен MRI и дружила с ними. Она даже подумывала переехать в Акорн Холлоу. Из-за весьма близких отношений с Норой Бейтсон она охотно там пребывала в свободное время. Позже здесь поселился и Джон Гриндер37.

Аркон Холлоу, таким образом, был в то время интелектуаль-ным центром. Царившее там состояние возбуждения отражали вступления, написанные Грегори Бейтсоном и Вирджинией Сатир к первому тому Структуры Магии. Сатир писала:

"Эта книга является результатом сотрудничества двух восхитительных, способных молодых людей, которые хотят изучить, каким образом происходят изменения, и желают задокументировать этот процесс. Кажется, им удалось описать элементы, которые можно предвидеть, вызывающие изменения во время коммуникации между двумя людьми. Познание этих элементов дает возможность сознательного их использования, таким образом мы получили полезные методики проведения изменений [...] Я бы не могла написать это вступление, не выразив моего удивления, восхищения и впечатлений. Долгие годы я была тренером и теоретиком , а также работала в клинике. Это означает, что я видела, как проходят перемены в семьях. [...] У меня есть своя теория о том как их вызвать. Знание об этом процессе теперь значительно расширилось, благодаря Ричарду Бэндлеру и Джону Гриндеру, которые могут говорить конкретным, толковым образом о составляющих, открытого и описанного ими явления".38

Ср. Spitzer, R. S. (1992). Virginia Satir and Origins of NLP, стр. 42.

38 Bander, R., Grinder, J. (1981a). Metasprache und Psychotherapie. Struktur der Magie I. Paderborn: Junfermann [оригинал (1975a). The Structure of Magic (Tom 1). Palo Alto: Science & Behavior Books], стр. 11-12.

Встреча с Мнлтоном Эрнксоном

Ричард Бэндлер и Джон Гриндер, согласно их собственным словам, впервые заинтересовались гипнозом, когда заметили что поведение их клиентов во время работы, с так называемыми управляемыми фантазиями, практически не отличается от описания поведения людей, находящихся в состоянии транса средней и глубокой степени.

Грегори Бейтсон обратил внимание Бэндлера и Гриндера на Милтона Эриксона, создателя современной гипнотерапии. Бейтсон лично давно знал его и дружил с ним. Уже очень ослабленный болезнью, Эриксон жил в то время в Фениксе (Аризона), обучая у себя дома студентов со всего мира. С конца 1974 года Ричард Бэндлер и Джон Гриндер много раз лично посещали Эриксона, чтобы поучаствовать в его семинарах.40

Вначале их целью было изучение работы Эриксона, с помощью тех самых методик, которые они уже отработали в рамках своих исследований работы Вирджинии Сатир и Фрица Перлза. Многие часы они разговаривали с Эриксоном, а его встречи с клиентами записывали на пленку и кассеты. Кроме того, они изучили его письменные работы, получив также от него и его ученика Эрнеста Росси

Ср. Bandler, R., Grinder, J. (1975). Patterns of the Hypnotic Techniques of Milton H. Erick-son, M. D. (Том 1). Cupertino: Meta Publications, стр. 76. Управляемые фантазии использовались вначале в гештальт - терапии как терапевтический метод. Главным образом их смысл состоит в том, чтобы дать возможность человеку представить положительную сцену, которая послужит ему образцом опыта во время будущих переживаний и активности. В реальности родственные методы имели место уже в работах других психотерапевтов, например у К. Г. Юнга, Милтона Эриксона и других. Также метод кататимного переживания образов, разработанный Хансом-Карлом Лейнером во время психоделической терапии с ЛСД, относится к этой традиции. Указания на эту тему можно найти в : Lankton, S. R. (1982). The Occurence and Use of Trance Phenomena in Nonhypnotic Therapies. In: J. K. Zeig, (edit.) Ericksonian Approaches to Hypnosis and Psychotherapies (s. 132-143). а также Beaumont, H. (1985). Trancephdnomene in der Gestalttherapie. In: B. Peter (Edit.). Hypnose und Hypnotherapie nach Milton H. Erickson. Grundlagen und Anwedung-sfelder (стр. 76-97). Munchen: Verlag J. Pfeiffer.

40 Также другие члены исследовательских групп посещали Эриксона. Наряду с Деви-дом Гордоном, Робертом Б. Дилтсом, Марибет Андерсон, Полом Гартером, Джудит Де-Лозье и Лесли Кэмерон необходимо назвать Стивена Дж. Гиллигена. В семидесятых годах он изучал психологию в Стэндфордском униварситете в Пало Альто. Под наблюдением известного экспериментального психолога, Гордона Боуэра, инициатора сетевой модели памяти, он участвовал в изучении влияния чувственных состояний, вызванных гипнозом, на память (ср. Bower, G. H., Monteiro, К. P., Gilligan, S. G. (1978). Emotional Mood as a Context for Learning and Recall. In: Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior 17, стр.. 573-585). Сегодня Гиллиген решительно старается объединить взгляды своих менторов - Эриксона, Бэндлера, Гриндера и Бейтсона - в один креативный синтез. Он наряду с Джеффри К. Зейгом, Эрнестом Росси является одним из тех учеников позднего Эриксона, какие наиболее плодовито и далеко развили его принципы. Его книга Gilligan, S. G. (1991). Therapeutische Trance. Das Prinzip Kooperation in der Erickson-schen Hypnotherapie. Heidelberg: Carl Auer Verlag [oryg. (1987). Therapeutic Trances. New York: Brunner, Mazel Publishers], может уже сегодня считаться классикой из области гипнотической коммуникации. Бэндлер и Гриндер посвятили Эриксону и Лесли Кэмерон второй том "Структуры магии", назвав его наиболее способным гипнотизёром, какого они знали.

дополнительные записи и транскрипты. Позже они анализировали их в отношении микропаттернов в поведении Эриксона.

Для Джона Гриндера и Ричарда Бэндлера встреча с Милто-ном Эриксоном была счастливым случаем, поскольку Эриксон первым из значимых терапевтов повернулся от абстрактных теоретических спекуляций на тему существа нарушений, к исследованиям прагматически направленных стратегий изменений. Согласно его ожиданиям, его работа оказалась для них настоящей сокровищницей идей. Бэндлер и Гриндер увидели в нем человека, который всю свою жизнь посвятил исследованиям паттернов коммуникации, вызывающих изменения. Деятельность Эриксона, таким образом, стала для них великолепным объектом изучения, поскольку их целью было создание возможных для передачи и изучения моделей именно таких коммуникационных стратегий.

Уже во второй половине 1974 года, вероятно, некоторое время параллельно с группами Мета Модели, Бэндлер и Гриндер начали организовывать семинары, где занимались терапевтическими изменениями и структурой гипнотической коммуникации. Вначале они сконцентриовались на лингвистической обработке языковых паттернов Эриксона. Также как и во время изучения работы Вирджинии Сатир и Фрица Перлза, два молодых исследователя вначале приступили к выделению языковых паттернов Эриксона и включению их в рациональную доступную систему. Так как Мета Модель, также и Модель Милтона возникала во время специально для этого проводимых семинаров, на которых происходил обмен теоретическими соображениями, и проводились практические пробы.

Результаты работы Бэндлера и Гриндера были опубликованы в 1975 году, основанным ими издательством Meta Publications.41 Прежде всего, оно должно было пропагандировать литературу, касающуюся новой модели, которая тогда получила название "нейролингвистическое программирование" (НЛП).

Группы 1974 и 1975 годов

Реконструкция ранних стадий возникновения НЛП ясно демонстрирует, какое необыкновенно сильное влияние на дальнейшее направление развития начатого проекта оказало изучение деятельности Эриксона. Многие взгляды о психотерапии, формировавшие до определенного момента точку зрения Бэндлера и Гриндера, были отброшены в 1974 году. Прошли времена, когда в этой области науки доминировало убеждение о сердечных, аутентичных и эмпатич-ных терапевтах. Группы встреч начали интенсивные эксперименты с различными видами коммуникационного поведения. Действительно можно признать, что с 1974 года .прагматический метод работы Эриксона, направленный в своем существе на определенные цели и

Bandler, R., Grinder, J. (1975). Patterns of the Hypnotic Techniques of Milton H. Erickson, M. D. (Tom 1). Cupertino: Meta Publications.

I

пользующийся разнообразными средствами, пользовался среди создателей НЛП наибольшей популярностью. Их девиз теперь звучал: "Когда то что ты делаешь не работает, сделай что-нибудь иное!"42.

Целью деятельности различных групп в 1974 и 1975 годах было прежде всего разработать следующие формальные модели для коммуникационных процессов. На переднем плане их интересов, наряду с языковой активностью, находилось невербальное поведение Перлза, Сатир и Эриксона. Невербальная коммуникация казалась необычайно важной частью их терапевтического воздействия. Уже Эриксон открыл возможности использования невербального контакта для проведения изменений у клиентов. Он многие годы своей жизни провел формируя такую коммуникацию и подстраивая ее к терапевтическим процессам. Модели, которые теперь хотели выработать Бэндлер и Гриндер, должны были также помогать в анализе и представлении структуры эффективных паттернов невербальной терапевтической коммуникации.

Таким образом, на этот период приходится инициация реального проекта НЛП - создание общих моделей коммуникации, субъективных переживаний и изменений. Бэндлер и Гриндер надеялись, что благодаря этим моделям станет возможным точно представить структуры коммуникации, приводящей к изменениям. Впервые должна была возникнуть возможность присвоения опыта терапевтической магии. Дело было в том, чтобы выработать паттерны , опирающиеся на узко формальномописании того, что делалитерапевтические маги, такие как Перлз, Сатир и Эриксон, а не в том, что они предполагали,что делают.

Ни в коем случае никто не хотел ограничивать использование этих моделей лишь для нужд психотерапии. Они были сконструированы таким образом, что могли применяться во всех процессах коммуникации. Поскольку они возникли в рамках психотерапевтической работы над изменениями, широкое распространение получил взгляд, что НЛП - это новая форма психотерапии. Однако модели неиролингвистического программирования по своему существу построены таким образом, что дают возможность моделировать любоечеловеческое переживание и поведение. Поэтому техникикоммуникации и терапевтические методыприводящие к переменам, с которыми сегодня знакомятся на курсах, в принципе лишь эффекты примененияэтих моделей, в определенных сферах человеческой коммуникации.





Дата добавления: 2016-12-31; просмотров: 154 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов


Читайте также:

Рекомендуемый контект:


Поиск на сайте:



© 2015-2020 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.