Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900 гг.) – российский философ, публицист, поэт. Автор многих трудов, самые известные из которых «Чтения о Боголюдстве» (1881 г.), «История и будущее теократии» (1887 г.), «Оправдание добра» (не закончена) и другие.
В. Соловьев анализирует право в двух аспектах: с одной стороны, философ отмечает, что право – это свобода, обусловленная равенством. Такая свобода рассматривается как естественная сущность человека, а равенство – как форма свободы. Объединяясь, свобода и равенство составляют «правомерный порядок». С другой стороны, право является определенным минимумом нравственности, где мерилом предстает справедливость, которая заключается в обеспечении свободы.
Важным качеством права, по мнению В. Соловьева, является требование относительно его внешней реализации, воплощения определенного минимума добра, внешним проявлением которого является прямое или косвенное принуждение. Мыслитель отмечал, что право возникает там, где сталкиваются личный интерес и общее благо. Это обусловливает уравнивание интересов личной свободы и общего блага.
Философу присущ своеобразный подход к пониманию свободы. Он признает её не по отдельным индивидуумам, а обществом в целом. По его убеждению, существование общества зависит не от совершенства отдельных его представителей, а от общей безопасности. В этом плане личная свобода не должна противоречить условиям жизни в обществе. Гарантом общественной безопасности являются исключительно юридические законы, которым присуще принуждение для тех, кто совершает противоправные действия или игнорирует законы. Конкретизируя свою концепцию, мыслитель отмечал, что право не вмешивается в свободный выбор людей между добром и злом, оно не проникает в сферу мотивов, а лишь не дает возможности людям творить зло в отношении себе подобных.
Борис Николаевич Чичерин (1828-1904 гг.) – самый известный представитель либеральной философской мысли России второй половины XIX века. Автор 5-томной «Истории политических учений» (1869-1902 гг.), трудов «О народном представительстве» (1866 г.), «Курса государственной науки» (1894-1898 гг.). Был сторонником установления в России конституционной монархии.
Б. Н. Чичерин пытался сформулировать целостную либеральную программу применительно к условиям России. Он полагал, что «самодержавие может вести народ громадными шагами по пути гражданственности и просвещения».
Чичерин различал три вида либерализма: уличный, оппозиционный и охранительный:
· уличный либерализм (низшая ступень либерализма) подвержен своеволию, он больше всего любит шум, само слово закон ему ненавистно, его отличительная черта – «он всех своих противников считает подлецами»;
· оппозиционный либерализм, в нем нет требований позитивных действий, а только «наслаждение своим блеском оппозиционного положения»;
· охранительный либерализм – его сущность состоит в примирении начала свободы с началом власти и закона.
Чичерин отрицал возможность договорного происхождения государства. Оно (государство) возникает, как результат общей воли на основе одного из трех видов общественных союзов: семейного, гражданского или церковного.
Государство есть союз народа, связанного законом в одно юридическое целое, управляемое верховной властью для общего блага. Государственная власть должна быть не только фактической, но и законной. При этом она «может сделаться законною или по воле граждан, или по требованию общего блага».
Основные элементы государства: власть, закон, свобода и общая цель.
В целом Чичерин, придерживаясь взглядов греческих античных мыслителей, разделял государства на правильные и неправильные. В его работах анализируются такие формы правления как: абсолютизм, аристократия, демократия, конституционная монархия, условия их возникновения, развития и падения. Идеальной формой он считал конституционную монархию, где сама власть разделена между различными субъектами.
По Чичерину, право есть взаимное ограничение свободы. Разделял положительное (позитивное) и естественное право, а также право и закон.
Естественное право – это идеальные юридические нормы, которые познаются наукой, это область требований природы, справедливости, «вытекающих из человеческого разума и служащих мерилом и руководством для положительного закона».
Право – это не только закон, исходящий от государства, право – это нечто существенное, глубинное, содержательное, а закон – внешнее, формальное, случайное.
Во второй половине XIX – начале ХХ века в России на основе философии позитивизма интенсивно развиваются два позитивистских направления правовой мысли: юридический и социологический. Видным представителем юридического позитивизма был философ, правовед, социолог Габриэль Феликсович Шершеневич (1863-1912 гг.). Его перу принадлежат «Учебник русского гражданского права» (1894 г.), «Общая теория права» (1910-1912 гг.) и др.
Согласно воззрениям Шершеневича государство зарождается в целях обеспечения внешней безопасности, а уже затем государственная власть начинает осуществлять внутреннее управление. Происходит это следующим образом: в результате судебных функций, осуществляемых вождем, выделяется особая группа норм, выполнение которых гарантируется принуждением. В дальнейшем государство не только поддерживает имеющиеся, но и устанавливает новые нормы. Но государство, установив нормы, само обязано их соблюдать, что необходимо для стабильности политического режима.
В классическом юридическом позитивизме понятие правового государства либо отвергается («позитивное право» не может быть выше установившего его государства), либо объясняется через требование самоограничения государства им же созданным «позитивным правом». Этой точки зрения придерживался и Г. Шершеневич. Он отмечал следующие пути формирования правового государства: 1) для устранения произвола необходимо установление норм объективного права, которые определяют пределы, свободы каждого, в том числе и государственной организации; 2) если личная инициатива требует простора, то государству достаточно ограничиться охраною субъективных прав; 3) чтобы новый порядок не нарушался самими органами власти, необходимо строго определить полномочия последних, разделив законодательную, исполнительную и судебную власти.
Единственный источник права – государство. Право – это произведение государства и его функция. В данном случае речь идет об отождествлении права и закона. По мнению Шершеневича понятие права включает в себя только положительное, действующее право. Он выделял основные его черты:
· право предполагает должное поведение лица;
· право всегда связано с государственной властью;
· право обладает принудительным характером.
Из этих черт права он и выводил его определение. Право есть норма должного поведения человека, неисполнение которой влечет за собой принуждение со стороны государственных органов.
После длительного господства позитивизма в России происходит возрождение интереса к естественному праву. В значительной степени это было продиктовано потребностью в формировании идеологической базы либерализма и борьбой с абсолютизмом.
Новгородцев Павел Иванович ( 1866-1924 гг.), правовед и философ, один из основателей Русского юридического института (факультета) в Праге. Основные произведения: «Введение в философию права», «Кризис современного правосознания».
П.И. Новгородцев считал необходимым восстановление естественной школы права, которая «может освободить правоведение от допущенных ошибок». Он противопоставлял естественное право положительному и объяснял это не только вечным противоречием идеала и действительности, но и некоторыми особенностями законодательства, которое это противоречие обостряет, т.к. даже совершенные положительные законы постепенно устаревают, а жизнь в своем развитии уходит вперед и требует новых законов. Отсюда постоянные конфликты между старыми законами и новыми прогрессивными стремлениями. Из этого конфликта «зарождается естественное право как требование реформ и изменений в общественном строе». Обращаясь к истории развития естественного права, он обращает внимание на то, что естественное право, возникнув еще в античности, затем меняло свое содержание с каждой эпохой. Оно действует и в ХХ веке «как идеал положительного права, как требование его реформы, как проявление философской мысли, как сама философия права». Следовательно,содержание естественных прав меняется от эпохи к эпохе, они исторически обусловлены, но сам факт их наличия бесспорен.
Новгородцев разработал учение об антиномичности интересов личности и государства. Он считал, что абсолютно полного гармоничного слияния интересов личности и общества в целом не может быть. У каждой личности есть много обязанностей, отсюда возникают столкновения человека с обществом: одни разрешаются примирением, другие не могут разрешиться. Но даже разрешение конфликта порождает новые. Максимально возможный результат – их разумное сочетание в соответствии с принципами естественного права, а это достигается только в правовом государстве, которое возлагает на себя «миссию общественного служения, встречается с необходимостью реформ, которые лишь частично осуществимы немедленно». Построение правового государства, по мнению Новгородцева, процесс «медленный и необозримый в своем дальнейшем развитии и осложнении».
Психологическая школа права – одно из направлений правовой науки, считающей право явлением чисто психологическим, продуктом психологических установок, переживаний, эмоций, инстинктов (например, властвования и подчинения).
Наибольшее развитие психологическая школа права получила в трудах российского ученого Льва Иосифовича Петражицкого (1867-1931 гг.). Основные произведения: «Введение в изучение права и нравственности», «Теория права и государства в связи с теорией нравственности».
Суть концепции Петражицкого в том, что он различает позитивное право, официально действующее в государстве, и интуитивное (естественное) право, истоки которого коренятся в психике людей и складывающиеся из того, что они воспринимают как право. Позитивное право, выраженное в законах, как правило, основной массе населения известно недостаточно, с интуитивным же правом человек сталкивается постоянно. Соотношение интуитивного и позитивного права зависят от культуры, религии, моральных качеств и состояния психики народа в целом.
Интуитивное право – регулятор поведения человека, который приводит к реальному исполнению прав и обязанностей без специальных внешних средств принуждения. В государстве существует множество интуитивных прав: мещанское, крестьянское, рабочее, право зажиточных слоев, организованной преступности и пр. Принципы интуитивного права: «действовать по справедливости», «по доброй совести» - могут быстро меняться. В ходе исторического развития одни нормы права отмирают, другие закрепляются в сознании, как наиболее пригодные для существования, как универсальные регуляторы поведения. Именно интуитивному праву принадлежит первое место в регулировании имущественных, семейных и иных отношениях, постоянно возникающих в жизни людей.
Позитивное право Петражицкий классифицировал на виды (он насчитал их 15), неизвестных, по его оценке, современной науке или же не признаваемых ею:
· обычаи (правовые и неправовые) составляют прецедентное право;
· правила «игр» – позитивное игорное право;
· научное право, т.е. правила, содержащиеся в научных сочинениях;
· право изречений религиозно-этических авторитетов: основателей религий, пророков, святых и т.д.;
· договорное право;
· право преступного мира;
· светское право;
· право юридических поговорок и пословиц и т.д.;
· официальное право, т.е. нормы, созданные государством. К нему относятся нормативно-правовые акты (законное право) и судебные решения (преюдициальное право). Именно официальное право Петражицкий считал наиболее эффективным.
Позитивное право в отличие от интуитивного более консервативно, менее подвижно, поэтому интуитивное должно оказывать на него влияние. «Осознание справедливости оказывает давление на разработку, толкование и применение права и является (мирно или революционно действующим) фактором создания, разрушения и изменения позитивного права».
В свою очередь, и позитивное право оказывает влияние на развитие интуитивного права человека: через воспитание в семье, школе и последующую социализацию (усвоение человеком норм и требований общества, необходимых для жизни в нем). Следовательно, приходил к выводу Петражицкий, законодатель не только должен изучать и учитывать в ходе законотворческой деятельности различные виды действующего интуитивного права, но и с помощью официально установленного (позитивного права) поддерживать прогрессивные и противодействовать устаревшим видам интуитивного права.
Выводы
В эпоху Просвещения российские ученые внесли заметный поступательный шаг от теологического к юридическому мировоззрению, рационализму. Антифеодальная направленность учений, их просветительских идей парадоксально сочеталась с идеологией «просвещенного абсолютизма», апологией крепостничества. В то же время в учениях (особенно во второй половине XVIII в.) общепринятыми подходами в обосновании происхождения права и государства становится естественно-правовая концепция, доктрина общественного договора, ограничения монархии сословно-представительными органами, конституционного монархического правления, реформы законодательства и суда.
В России в первой половине XIX в. наметились три основных течения политико-правовой идеологии: либеральная идеология, которая прокладывала путь реформам государственного строя, формированию гражданского общества; радикально-революционная идеология, которая определяла для себя те же цели, но видела их достижения насильственным путем, и консервативная идеология, которая выступала против изменений.
На рубеже ХІХ – начала ХХ века русская философия права и юриспруденция достигла общеевропейского уровня развития. Российские правоведы развивали и углубляли теоретические разработки о государстве и праве, предлагая разнообразные направления их современного развития. Идеи прав человека и гражданина, демократической республики и федерализма, возрождение государственности будут развивать и следующие поколения российских мыслителей.