Радикально-революционное направление государственно-политической мысли России в начале XIX века начали декабристы, которые в декабре 1825 г. восстали против самодержавия. Движение декабристов не было однородным и идейно целостным. Внутри него происходила борьба между радикально-демократическим крылом и крылом умеренных. Но всех их объединяло отрицание крепостничества, сословных привилегий и абсолютизма, признание необходимости революционного свержения самодержавия.
На формирование идеологии декабристов значительное влияние оказало несколько исторических факторов: прекращение реформаторской деятельности Александра I, Отечественная война 1812 г. и заграничные походы российской армии в 1813-1815 гг. Общей идейной основой движения была философия французского Просвещения (Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, Ш. Монтескье). Объективно декабристы явились продолжателями демократического направления в русской общественной мысли (А.Н. Радищев).
В начале 1816 г. возникло первое тайное общество декабристов – «Союз спасения», в числе которого были молодые офицеры С.П. Трубецкой, братья Муравьевы-Апостолы, Н.М. Муравьев, П.И. Пестель, М.С. Лунин. «Союз спасения» просуществовал недолго, и на его основе в 1818 г. была создана новая организация - «Союз благоденствия», разногласия между членами которого привели к самороспуску «Союза» и в 1821 г. было основано «Южное общество» декабристов, программным документом которого стала написанная П.И. Пестелем «Русская правда» (работа над рукописью не была завершена). В том же году другие участники распавшегося «Союза благоденствия» образовали «Северное общество» во главе с Н.М. Муравьевым, который составил свой проект будущего устройства России – так называемую Конституцию.
Пестель Павел Иванович (1793-1826 гг.), глава «Южного общества» декабристов. П. Пестель различал государство и гражданское общество, полагая, что общество возникло в силу природного разделения людей на повинующихся и повелевающих, а государство – это приведенное в законный прядок общество, в котором повелевающие получили название правительства. Цель государства – всеобщее благо, если же оно заботится о немногих, то оно в своей основе порочно.
Все законы Пестель разделял на:
· духовные, содержащиеся в Священном Писании (они связывают «жизнь бренную с жизнью вечной»);
· естественные, происходящие из законов природы и «нужд естественных» (никто не может их «низвергнуть);
· гражданские, представляющие собой постановления государства, цель которых – общее благоденствие (издаются в соответствии с духовными и естественными законами).
Программа социальных и политических преобразований. В России в результате революции устанавливается президентская республика с разделением власти:
· законодательная власть принадлежит однопалатному Народному вече, которое избирается всеми лицами мужского пола, достигшими двадцатилетнего возраста (за исключением находящихся в личном услужении) сроком на пять лет. Вече принимает законы, имеет право объявления войны и заключения мира;
· исполнительную власть осуществляет державная Дума, состоящая из пяти человек, избираемых сроком на пять лет. Она «ведет войну и производит переговоры... Все министерства и вообще все правительствующие места состоят под ведомством и начальством державной Думы»;
· блюстительная власть, осуществляющая надзор за деятельностью первых двух ветвей власти, принадлежит Верховному собору, состоящему из 120 человек, которые назначаются пожизненно по предложению губерний. Верховный собор проводит экспертизу и утверждает законы, которые лишь после этой процедуры получают юридическую силу.
В проекте Россия представлена как унитарное государство с разделением на 10 областей. Каждая область, в свою очередь, состоит из пяти губерний, губернии из уездов, уезды из волостей.
Северное общество – тайная организация декабристов в 1821-1825 гг., идеологом которого был Н. Муравьев, автор принятой большинством членов Общества «Конституции». После поражения восстания 14 декабря 1825 г. организация прекратило свое существование.
Муравьев Никита Михайлович (1796-1843 гг.), глава «Северного общества» декабристов. Свои политико-правовые взгляды Н. Муравьев изложил в трех проектах Конституции, последний из которых (наиболее радикальный) он написал в 1826 г. в тюрьме по требованию следственного комитета.
Н. Муравьев, придерживаясь договорной теории происхождения государства, считал, что народ образует государство по договору, но при этом сохраняет свой суверенитет и не утрачивает естественные права, как неотчуждаемые.
Н. Муравьев считал, что все законы в государстве должны соответствовать неотчуждаемым правам человека. Всякие же иные законы «есть злоупотребление, основанное на силе».
План государственных преобразований. Государственное устройство – федерация с разделением на области, волости и уезды. В основе деления – исторические, экономические и географические факторы.
Наилучшая форма правления для России – конституционная монархия, основанная на принципе разделения власти.
Законодательная власть принадлежит Народному вече, состоящему из двух палат: Верховная дума, Палата представителей. Наличие второй палаты связано с тем, что будущее территориальное устройство России – федерация, поэтому каждому члену-федерату предоставляется место в законодательном органе.
Главой исполнительной власти является монарх, полномочия которого определены Конституцией: он назначает и смещает министров, главнокомандующих, представляет Россию на международных переговорах, имеет право созывать палаты Народного вече. Но вся его деятельность контролируется законодательным органом.
Судебная власть осуществляется довольно сложной системой судебных органов: в уездах создаются совестные суды (аналог мирового суда). Следующее звено судебной системы – областные суды (в этом суде есть коллегия присяжных заседателей). Высшим судебным органом является Верховное судилище, состоящее из пожизненно избранных Народным вече судей. В соответствии с проектом Н. Муравьева предусматривалось гласное и открытое рассмотрение дел в судах любого уровня.
На развитие политико-правовых концепций России второй половины XIX века значительное влияние оказала идеология революционного народничества, которая сформировалась как политическое течение в 60 – начале 70-х годов ХХ века среди интеллигенции. Концептуально система убеждений народничества содержала признание капитализма в России регрессом; признание самобытности русского экономического строя вообще и крестьянской общины в частности. С течением времени народничество раскололось на течении – пропагандистское (П. Лавров), якобинское (П. Ткачев) и анархизм (М. Бакунин). Фундаментом их учения были неприемлемости абсолютистского государства, самодержавно-бюрократического строя, помещичьего землевладения, убеждение в необходимости революционной борьбы против существующих порядков, преданность интересам крестьянства. Народники были носителями идей русского крестьянского социализма и считали, что процветающее будущее России – за «особым» некапиталистическим путем развития.
Пётр Лаврович Лавров (1823-1900 гг.) – российский философ, социолог и публицист. Он опирается на решающую роль критически настроенных лиц в историческом процессе. История такова, что массы не оказывали должного влияния на ход всех важных событий. Поэтому интеллигенция должна возродить и вызвать в народе стремление к борьбе и сознательному определению цели. Исходя из этого, основной задачей и методами деятельности интеллигентов-социалистов для устранения самодержавия является сближение с народом. Для этого необходимо «идти в массы», чтобы знать потребности, получить доверие, принести народу «накопленные знания», «разжечь революционную страсть» и добавить «его порывам целостности и организации». В единстве «интеллигенции и силы народных масс» П. Лавров видел одно из условий победы социальной революции в России. После победы революции фундаментом социалистического государства станет народная федерация русских революционных общин и артелей». Новый курс власти установит «общий труд для общей пользы», «оборону от внутренних и внешних врагов». П. Лавров считал, что на втором этапе социальной революции государство сохранится для построения рабочего социализма. При этом он не воспринимал насилия и принуждения.
Пётр Никитич Ткачёв (1844-1885 гг.) – российский публицист. В отличие от П. Лаврова, П. Ткачёв считал, что воспитательную работу следует проводить после переворота, пропаганда станет уместной, когда власть будет в руках революционной партии, что не останавливается перед диктаторскими средствами. Он считал, что незначительное количество народников может устранить самодержавие, захватить власть, совершить революцию. Тактика его пропаганды – организация заговоров, тайных обществ, которая практиковалась в Европе. Но в России для этого не хватало городского пролетариата, свободы печати, представительных учреждений, условий для законной пропаганды и других факторов. Поэтому стержнем революции в России должно выступить революционное меньшинство, которое освободит народ из-под гнета самодержавия. Орудием же захвата власти, по П. Ткачёву, следует считать подпольную организацию революционеров, а главным ее результатом – революционную державу, которая осуществит «социальную революцию с помощью реформ в области экономических, политических и юридических отношений общества». В переходный период он предлагал ввести учреждения, передать частную собственность в общее пользование, развить общественное самоуправление, после чего отменить принудительные функции государственной власти.