Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Политические и правовые учения в США периода борьбы за независимость




 

С начала XVII и до конца XVIII века английские колонисты в Северной Америке вели самоотверженную борьбу за выживание. В результате освободительной войны 1775-1783 гг. возникло независимое государство – США. Решающее влияние на формирование американской правовой мысли во время борьбы 13 английских колоний за независимость оказали идеи европейского Просвещения. Американские мыслители не внесли существенно новых положений в западноевропейскую политическую и правовую мысль. Их главная заслуга заключается в пропаганде и оригинальной трактовке некоторых положений политико-правовой теории Просвещения применительно к конкретно-исторической обстановке войны за независимость и последующего конституционного оформления США.

К основным идеологам данного исторического периода в США обычно относят Б. Франклина, Т. Джефферсона и Т. Пейна. Это были идеологи широких кругов мелких собственников, которые отстаивали демократические завоевания, опасаясь посягательств на них со стороны государственной власти.

Бенджамин Франклин был сторонником социальной эволюции и реформ и осуждал революционные методы изменения государственного строя. Франклин отстаивал идею о праве каждого народа на самоопределение и заключения общественного договора (государства). Впрочем, возникновение неравенства, собственности и законов связывал с созданием общества и государства. Когда же государство не оправдывает ожидания народа, тогда народ имеет право на революцию.

Особое место в теории Франклина занимает идея независимого и гармоничного развития США как «страны труда». Здесь отсутствует резкая поляризация между богатыми и бедными, между роскошью одних и аскетизмом других, где люди живут в состоянии «счастливой умеренности», где простота республиканских нравов определяет все материальные предпочтения и политические навыки. Быстрого прогресса США он предполагал возможным достичь за счет роста населения, территории и социальных достижений, а также благодаря развитию науки о политике. Это может произойти при условии равенства людей, реализации их неотъемлемого права на жизнь, свободу и стремление к счастью.

Томас Пейн выделял естественные права как присущие человеку по природе (право на счастье, свободу совести, слова), какими он обладал в естественном состоянии. С образованием общества и государства люди передали часть своих естественных прав в «общий фонд» – так возникли гражданские права. Таким образом, гражданские права – это права, которые человек не способен защищать сам. Только наличие прав человека, по мнению Пэйна, делает возможным быстрый прогресс общества и является необходимым элементом осуществления государственной власти в любой стране.

Мыслитель отстаивал идею о разграничении общественной и государственной власти. Цель последней он видел в обеспечении свободы и обеспечении безопасности граждан. По его мнению, зарождение и существование государства основывается исключительно на согласии тех, кем оно управляет. Итак, Пейн отстаивал идею суверенитета народа и его право на революцию. Все формы правления философ разделял на два вида: 1) правление на основе выборов и представительства (республика); 2) правление на основе наследственного права (монархия и аристократия). Он поддерживал всеобщее избирательное право, отмену имущественного ценза, равноправие мужчин и женщин, государственные меры по социальному страхованию и перераспределение доходов. В своих произведениях Пейн критиковал Конституцию США 1787 г., подчеркивая ее недостаточной демократичной и отступающей от принципа республиканизма.

Томас Джефферсон, американский просветитель, общественный и государственный деятель, юрист.

Джефферсон исходил из идеи, что все люди созданы равными, обладающими неотъемлемыми правами: на жизнь, свободу, стремление к счастью. Эти идеи утверждали неприемлемость сословных привилегий и феодального бесправия, равноправия колонистов с жителями метрополии. Право собственности граждан мыслитель считал неестественным правом человека. Свобода виделась условием, гарантией свободы собственности. Для обеспечения прав человека, согласно Джефферсону, люди основывают государства и правительства, тем самым «заимствуют власть у своего народа». Поэтому народ-суверен имеет право изменить или уничтожить существующую форму правления, если та проявляет чрезмерное стремление деспотизма.

Джефферсон отстаивал республиканскую форму государственного правления для США, основанную на всеобщем избирательном праве, равном представительстве в законодательных учреждениях, выборности исполнительных органов власти и судей, сменяемости судей, присяжных, шерифов, на широком самоуправлении. Он был сторонником четкого разделения власти на три ветви и считал, что государственная власть должна способствовать, а не ограничивать свободу граждан.

 

Выводы

Эпоха Просвещения стала временем наивысшего развития гуманистических и рационалистических начал в учении о государстве и праве, критики феодализма, феодального неравенства и деспотизма, веры в торжество разума, свободы и равенства, во всевластие народа, всесилие разумного закона. Доктринам естественного права, прав человека и гражданина, общественного договора, разделения властей, теории демократии было предоставлено классические формы. Весомым был вклад европейских просветителей в разработку принципов либерализма, защите таких универсальных ценностей, как свобода, честь и достоинство человека, оберегаемых законами. Ученые Нового времени возрождали представления о «политическом обществе», «политической свободе», а также естественные права человека.

Политико-правовые идеи Просвещения идеологически подготовили Французскую революцию, которая стала началом отсчета новой эпохи. Деятели революции первыми попытались реализовать большие идеи, развить их, учитывая новые и неожиданные повороты политических событий. Их опыт показал, что: а) дистанция между теорией и практикой может быть очень значительной, а результаты непредсказуемыми; б) игнорирование одних идей и гиперболизация других дает отрицательные результаты; в) нигилизм в правопонимании и особенно в правоприменении, нарушении прав человека и гражданина неизбежно ведет к трагическим последствиям, в т.ч. и для самих идеологов революции.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-31; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 281 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2504 - | 2303 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.