Политико-правовые доктрины идеологов Просвещения нашли свое воплощение во Французской революции (1789-1794 гг.), в которой наблюдалось естественное размежевание политических сил. Наиболее четко программа была разработана якобинцами, которые представляли интересы мелкой буржуазии, крестьянства и городских низов.
Жан-Поль Марат (1743-1793) – политический деятель, ученый и публицист, автор ряда произведений, наиболее крупных из которых «Цели рабства» и «План уголовного законодательства».
Ж.-П. Марат выступает против деспотического абсолютизма, несущего обществу бесправие, нищету и страдания. Борьбу народов против правителей, узурпировавших власть в государстве, мыслитель признавал законной и справедливой. Самым верным средством достижения цели считал восстание народных масс во главе с умелым руководителем, способным обеспечить победу.
Марат выступал за разделение политической власти между должностными лицами, независимыми друг от друга, сдерживающими друг друга. Высшая власть должна принадлежать всему народу, который сам или через своих представителей осуществляет законодательство и контролирует его выполнение.
В работе «План уголовного законодательства» Марат, развивая идеи, высказанные в труде «Цели рабства», большое внимание уделяет законам, их совершенствованию и правильному применению. Марат не выступает против законов вообще, так как без них наступили бы бедствия анархии, которые были бы еще хуже бедствий деспотизма. Но он не видит возможности призвать гибнущих с голоду людей к уважению законов без оказания им необходимой помощи, способной уберечь их от искушений, связанных с нуждой. Но законы должны быть не только справедливыми, ясными и точными; необходимо также их неукоснительное соблюдение. Наказания должны быть соразмерны преступлениям, но не жестокими. Безнаказанность преступления опасна тем, что лишает законы силы.
В годы революции Марат становится приверженцем диктатуры, которая, по его мнению, необходима для уничтожения ее врагов и утверждения справедливости и свободы. Диктатуре предписано использовать для этого не только разоблачения, но и террор, гильотину и петлю. Он полагал, что путем использования жестоких мер, против которых выступал ранее, удастся пресечь действия контрреволюционеров, защитить нацию от бедствий нищеты и ужасов войны.
Робеспьер Максимилиан Мари Изидор (1758-1794) – один из ведущих деятелей Великой французской революции. В 1793-1794 гг. фактически возглавлял правительство республики, являясь идеологом и руководителем революционной диктатуры. Для Максимилиана Робеспьера республика и демократия – понятия-синонимы. Демократия, по его мнению, – «это такое государство, где суверенный народ, руководимый им же самим созданными законами, делает сам все то, что возможно, и при помощи своих представителей – все то, что он не может делать сам». Робеспьер считал, что гражданская свобода является главной заботой конституционного правительства, индивидуальная и общественная свобода – условие и составляющая прав человека и гражданина.
По мнению мыслителя, три начала должны лежать в фундаменте политического союза: 1) охрана и обеспечение естественных прав гражданина, развитие всех его способностей; 2) право каждого гражданина на участие в законодательстве и управлении, обусловленное естественным равенством и прирожденной свободой людей; 3) верховенство власти народа в государстве. Если один из членов общества подвергается угнетению, то происходит угнетение всего общества. Если общество подвергается угнетению, то, соответственно, происходит угнетение каждого члена общества. Право на сопротивление является следствием других прав человека.
Робеспьер обосновал концепцию конституционного и революционного правительств. Четкое понимание различия их принципов и функций, по его мнению, важно для успеха революционных преобразований. «Цель конституционного правительства – сохранить Республику; цель революционного правительства – основать ее. Революция – это война свободы против ее врагов; Конституция – это режим победоносной и мирной свободы». Итак, революционное правительство требует чрезвычайных полномочий и деятельности, считает мыслитель, ведь действует в состоянии войны с внутренними и внешними врагами революции. Он является более энергичным и свободным в своих действиях, чем обычное правительство, и обязан придерживаться конституционных принципов во всех тех случаях, когда не нарушается гражданская свобода. Во всех других случаях гарантиями от произвола выступают только моральные и политические принципы. Таким образом, революционное правление – это деспотизм свободы против тирании. Робеспьер уподобляет террор справедливости, признавая террор единственным методом перехода к будущего республиканско-конституционного государства.