Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


История метафорических ассоциативных карт

ОБХОД РАЦИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ, снятие защиты и сопротивления.

Главный плюс метафорических ассоциативных карт – это простота использования и безопасность для клиента, что снижает его внутреннее сопротивление. Образ первичен в формировании сознания человека, поэтому обращение к образу интернационально (карты - интернациональны) и срабатывает для людей любого возраста и ментальности, с любым уровнем интеллектуального развития. Образ глубоко на подсознании. Поток ассоциаций возникает обязательно, и порой неудержимо. При работе со зрительным образом у клиента отсутствует или значительно снижена сознательная цензура, это облегчает работу с его внутренними подсознательными конфликтами. Игровая форма работы также убирает внутреннее напряжение и сопротивление клиента – это только игра!

СОЗДАНИЕ ДИАЛОГА МЕЖДУ ВНЕШНИМ И ВНУТРЕННИМ МИРОМ

На подсознании мы помним все, что с нами происходило, но не всегда это осознаем. Вслед за образом всплывают ассоциации, связанные с ним в подсознании, и этот поток ассоциаций, запущенный отпечатком нашей жизни, позволяет просмотреть наш внутренний «фотоальбом». К каждому образу прикреплены эмоции, чувства, ценности, убеждения. Карта играет роль толчковой доски в мир воображения, в который мы, «рационалы», крайне редко заходим. Из внутреннего поля этой фантастической реальности человек может под другим углом зрения увидеть внешнее и переосмыслить его, т.е. запускается круг преобразования. То есть карты позволяют создавать безопасное экологичное поле для диалога между внешним и внутренним миром клиента.

РЕКОНСТРУКЦИЯ СОБЫТИЯ

Просматривая наш внутренний фотоальбом, мы реконструируем события. ВЕРБАЛИЗАЦИЯ события является терапией, карты дают возможность безопасно говорить о наболевшем. Выход на метафорический уровень осмысления событий позволяет «поместить» их в другие слова, не прежние. Новые слова позволяют видеть эти события уже иначе. Взгляд «по-новому» ведет к другому решению. Реконструкция психотравмирующих событий на картах позволяет избежать дополнительной ретравматизации человека, запускает его внутренние процессы самоисцеления, создают безопасный контекст поиска и моделирования решения, запускают процессы поиска своего уникального пути выхода из кризиса.

МЕТАФОРИЧЕСКИЕ АССОЦИАТИВНЫЕ КАРТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ПСИХОЛОГА

1. Позволяют обойти внутреннее сопротивление и рациональное мышление путем снижения сознательной цензуры.

2. Убирают внутреннее напряжение и сопротивление.

3. Создают атмосферу безопасности и доверия.

4. Позволяют быстро и наглядно получить необходимый объем информации для качественной работы с клиентом и глубоко диагностировать его проблему.

5. Позволяют наглядно увидеть картину любых межличностных отношений.

6. Показывают картину взаимоотношений человека с любыми идеями и образами из его внешней или внутренней реальности, создавая диалог между его внешним и внутренним миром.

7. Позволяют прояснить и осознать актуальные переживания и потребности клиента, его незавершенные внутренние процессы.

8. Позволяют моделировать процессы прошлого и будущего, работать с линией времени.

9. Позволяют обратиться к психотравмирующей ситуации клиента через метафору, и тем самым избежать его дополнительной ретравматизации.

10.Позволяют клиенту проговорить и осознать свои чувства и переживания, что само по себе имеет терапевтический эффект (вербализация проблемы).

11. Обескураживают быстротой и эффективностью терапии.

12. Создают безопасный для клиента контекст поиска и моделирования решения.

13. Запускают внутренние процессы самоисцеления клиента.

14. Запускают процессы поиска своего уникального пути выхода из кризиса.

15.Позволяют использовать бесконечное количество комбинаций и тем при работе с одним и тем же клиентом в разные периоды психотерапии.

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТАФОРИЧЕСКИХ АССОЦИАТИВНЫХ КАРТ

Диапазон применения метафорических ассоциативных карт как проективного стимульного материала как в групповой, так и в индивидуальной работе, как с детьми, так и с взрослыми огромен.

Карты эффективно используются в работе с семьей, в психодраме, в гештальт-терапии, в арт-терапии, в транзактном анализе и психосинтезе.

Метафорические ассоциативные карты, обладая всеми преимуществами проективных методов, существенно расширяют терапевтический арсенал психолога или психотерапевта.

Метафорические ассоциативные карты позволяют получить доступ к целостной картине собственного «Я» клиента, к его личностному мифу о мире и о себе в этом мире, о субъективном образе ситуации с точки зрения клиента. Карты помогают прояснить и осознать актуальные переживания и потребности человека, его незавершенные внутренние процессы, а также наглядно иллюстрируют межличностные взаимоотношения людей и взаимоотношения человека с любыми идеями и образами из его внешней или внутренней реальности.

Метафорические ассоциативные карты успешно используются в тренингах, интерактивных беседах, в индивидуальных консультациях, незаменимы при организации группового взаимодействия детей, подростков и взрослых всех возрастов.

Метафорические ассоциативные карты позволяют наладить коммуникацию и создать атмосферу доверия, активизируют интерес людей к самоисследованию и саморазвитию. Карты прекрасно работают на задачу создания желаемого контекста, в котором каждый получает доступ к своему творческому началу.

Таким образом, диапазон областей, где обращение через метафорические ассоциативные карты к воображению, фантазии и потоку ассоциаций может оказаться весьма эффективным и полезным, весьма широк, вот некоторые из них:

Ø коммуникационные игры и тренинги;
Ø создание положительной (безопасной) обстановки, в которой может осуществляться коммуникация и обмен мнениями без оценочных суждений;
Ø тренинг позитивного мышления;
Ø развитие интереса к самоизучению и саморазвитию;
Ø актуализация личностного роста;
Ø коррекция и терапия межличностных отношений;
Ø терапия супружеских отношений;
Ø терапия детско-родительских отношений;
Ø помощь в разрешении конфликтов;
Ø работа с линией времени, моделирование и исследование любых процессов в прошлом и будущем;
Ø реабилитационная работа;
Ø проработка и терапия травм;
Ø работа с посттравматическим синдромом;
Ø помощь в преодолении стрессов;
Ø проработка и терапия страхов;
Ø работа с психосоматическими явлениями;
Ø работа со сновидениями и фантазиями;
Ø развитие творческого потенциала детей и взрослых;
Ø бизнес-консультирование;
Ø командообразование;
Ø интеллектуальное и полезное развлечение в кругу друзей и семьи…
и многое, многое другое.

ИСТОРИЯ МЕТАФОРИЧЕСКИХ АССОЦИАТИВНЫХ КАРТ

В профессиональных кругах их называли по-разному: О-карты, проективные карты, терапевтические карты, метафорические карты, ассоциативные карты, метафорические ассоциативные карты и др.

Метафорическим ассоциативным картам почти 40 лет – в 1975 году канадский искусствовед и художник Эли Раман, желая вынести искусство из галерей и приблизить его к людям, создал первую колоду карт под названием «О» или «OH» (англ. - удивление). В 1983 году психотерапевт Моритц Эгетмейер, с которым познакомился Эли Раман, разглядел в картах «О» столь долго искомый инструмент, с помощью которого возможно подтолкнуть клиента к откровенному разговору о себе и своих проблемах – так возникли Метафорические Ассоциативные карты. Психотерапевт Джо Шлихтер разработал правила и принципы использования карт как психологического инструмента.

Первые карты «О» появились в Германии в 1985 году. Эли Раман и Моритц Эгетмейер представили игры публике в Эссене, когда там проходили дни игр. Сделано это было в изначальном, терапевтически-ассоциативном формате: вслепую вытягивались карты — одна с картинкой, другая с текстом, и нужно было прокомментировать, какие спонтанные чувства, мысли и ассоциации возникали при этом. Многие представители крупных производителей с любопытством рассматривали эти карты. Но в выставочных павильонах невозможно было создать ту доверительную атмосферу, которая необходима для использования карт в терапевтических целях.

Неожиданно Моритцу Эгетмейеру пришла в голову мысль сопровождать картинки историями, чтобы облегчить освоение публикой совершенно нового вида игр. Эта идея явилась толчком, который позже привел к созданию «Саги» (SAGA) — второй колоды метафорических ассоциативных карт.

Эта история повторялась и дальше — сама работа и взаимодействие с картами и людьми, использующими их, стимулировали и способствовали появлению новых концепций карт и соответственно новых колод. Так, например, психологи и психотерапевты, работающие в направлении оказания помощи в кризисных ситуациях, жертвам насилия, терактов и т.д. обратились в «О-издательство» с запросом на создание специфической колоды карт. Впоследствии родилась колода «Преодоление» (СОРЕ) как результат интернационального сотрудничества издателя из Германии (Моритц Эгетмейер), художника из России (Марина Лукьянова) и всемирно известного психотерапевта из Израиля (Офра Аялон).

Сегодня карты «О» переведены на многие языки, в том числе и на русский, а кроме них существует еще 17 уникальных карточных колод, которые могут использоваться, как сами по себе, так и в любых комбинациях с любыми другими колодами ассоциативных карт.

Благодаря Моритцу Егетмейеру и его издательству "ОН-Verlag" карты распространились по всему миру и завоевывают все новых и новых поклонников.

В нашей стране метафорические ассоциативные карты появились сравнительно недавно. Любовь Мошинская (Израиль), а впоследствии Леонид Тальпис и Татьяна Колошина познакомили Российских психологов с этим замечательным инструментом. Информацию о картах можно поискать в интернете. Заказать карты можно в Москве, магазин Генезис (или непосредственно приехать и купить их), можно найти адреса на сайте, например, у Любови Мошинской.

В настоящее время в Израйле весьма активно разрабатываются все новые и новые колоды метафорических ассоциативных карт. Появились карты и в России, в частности - спектрокарты с фотографиями (для работы с чувствами и т.д.). В общем, "грядки" на "огороде" метафорических ассоциативных карт активно обрабатываются, и на них выращиваются и культивируются все новые и новые колоды. Поэтому будьте взыскательны к своему инструментарию.

Говорят, что не человек выбирает карту, а карта выбирает человека. Это верно и для разных колод карт. Моими первыми колодами были "Сага" (понравились в работе на семинаре) и "Лидия Якобс" (очаровала загадочная красота карт). Если "Сага" до сих пор мною горячо любима и многократно испытана (и слегка истрепана) в работе индивидуальной и групповой на всех возрастах, то "Лидия Якобс" у меня не пошла... Я обменяла колоду на карты "Морена", и ни секунды не пожалела об этом, а другой специалист с восторгом работает с моей "Лидией"... Поэтому - пробуйте и выбирайте, ищите "свои" колоды карт.

Метафорические ассоциативные карты – это набор картинок величиной с игральную карту или открытку, изображающих людей, их взаимодействия, жизненные ситуации, пейзажи, животных, предметы быта, абстрактные картины.

Некоторые наборы карт совмещают картинку с надписью, другие включают отдельно карты с картинками и карты со словами. Совмещение слов и картин создает игру смыслов, обогащающуюся при помещении в тот или иной контекст, изучения одной или другой темы, актуальной для клиента в настоящее время.

Каждая колода карт создается под определенную идею, для определенной психотерапевтической работы, оформление карт заказывается разным художникам.

Одни колоды предназначены для проработки травматических ситуаций, другие - для работы с семейными парами, третьи - для выявления межличностных отношений и процессов взаимодействия между людьми, многие колоды карт универсальны.

На одних картах изображены абстрактные картинки и пятна, изображения на других предельно конкретны, третьи поражают красотой и сочностью палитры, некоторые карты снабжены словесными посланиями.

Собственно говоря, работать можно с любыми картинками, любыми зрительными образами, хоть с набором календариков или открыток. Важно, с какой целью вы это делаете, важен также подбор зрительных образов.

Марк Твен говорил: «Кто не знает, куда идет, очень удивится, что попал не туда…» Поэтому целесообразнее работать с профессиональными метафорическими ассоциативными картами, которые тщательно продуманы, подобраны (нарисованы) и снабжены инструкцией по применению – для начала это необходимо.

В настоящее время существуют различные виды метафорических ассоциативных карт, это целая семья карт, которые формируют своё собственное «метафорическое направление». К числу наиболее известных относят: Persona «Персона»; OH Cards (карты «ОН»); СОРЕ (ПРЕОДОЛЕНИЕ); ЭККО; Morena (Морена). Сохраняя в себе ключевые особенности метафорических карт, каждая из этих колод имеет свою специфику и ориентирована на особенности психологических проблем или специфический подход к работе с образным миром человека. Каждая колода уникальна, но может бесконечно комбинироваться в использовании с другими колодами метафорических ассоциативных карт, открывая новые возможности для игр и создавая бесконечное пространство для игры нашего воображения. Например, на своих семинарах Любовь Мошинская всегда использует сочетания карт из разнообразных колод.

SAGA

55 карт-картинок для сочинения и рассказывания легенд, мифов и сказок, это 55 красочных акварельных картинок в формате обычных игральных карт, изображающих героев и события из стран и времен, которых до этого никогда не существовало. Набор карт, изображающих героев, волшебные предметы и сюжеты различных сказочных историй. Карты помогают погрузиться в мир фантазий, получить доступ к неограниченным возможностям нашеговоображения. Карты предназначены как для детей, так и для взрослых. Они могут использоваться в совместной игре детей и родителей, учителей и учеников.

Каждая карта - это трамплин в хорошо знакомый миф или волшебную сказку, или в историю, которую никто раньше не рассказывал. Карты «Сага» вновь освещают нашу жизнь светом спонтанности и удивления, воспоминаний о несбыточных детских фантазиях. Их изображения приглашают в путешествие в мир сказочных историй, фантазии, мечты и магии…Мир, о котором мы когда-то знали и теперь вновь открываем для себя, где свиньи могут летать, жабы превращаться в принцесс, а принцессы могут быть спасены непобедимыми героями.

«Сага» - это член семьи метафорических ассоциативных карт, которые формируют свой собственный, непохожий ни на какие другие карты жанр. Использование этих карт не похоже на обычную карточную игру. В этой игре нет стратегии, нет проигравших и победителей. У этих карт нет закрепленных за каждой из них, как в картах Таро, определенных значений.

Каждый игрок в процессе игры сам определяет для себя их смысл. Карты «Сага» отражают иногда прямо, а иногда метафорически сказки, героические истории и мифы. Каждая карта описывает определенную сцену или историю. Напоминают ли нам изображения «Саги» о Сэре Ланселоте или о Бабе-Яге или показывают нам сюжеты никогда ранее нами не виданные? С помощью карт мы можем подобрать слова для создания универсального мифа. Универсальные мифы, написанные магическим пером фантазии, просуществуют столько, сколько будет существовать человечество. Они с нами во всей своей неописуемой красоте и гармонии.

Каждая карта - это цветной трамплин для нашей собственной фантазии. Наши идеи и ассоциации не ограничены никакими рамками. Правила применения метафорических ассоциативных карт являются максимально гибкими. Они служат руководством для создания желаемого контекста, в котором каждый из нас получает доступ к своему творческому началу. Карты «Сага» дают возможность тренировать воображение, развлекаться и играть. Это игра без набирания очков, без победителей и побежденных.

Каждая колода уникальна, но её совместное использование с другими колодами открывает все новые и новые возможности для игр нашего воображения. Карты можно использовать не только для развлечения, но и как эффективный рабочий инструмент для самой различной профессиональной деятельности.

Независимо от того, как вы собираетесь использовать карты, примите к сведению эти рекомендации, которые я нашла в интернете, опробовала и признала эффективными:

1. Не обязательна буквальность в интерпретации карты. Изображение на ней может рассматриваться как символ или метафора.

2. Для вдохновения обратитесь к магии детства: волшебная палочка, магическое зелье, заклинание помогут вам в создании историй.

3. Искусство является основой для творчества – предоставьте полную свободу своим ассоциациям. Постарайтесь быть максимально искренними. Отключите логику и критический анализ.

4. Избегайте сложных сюжетов. Простая сюжетная линия более забавна, и за ней легче следить.

5. Воздерживайтесь от интерпретации или реинтерпретации карты другого игрока. Нет «неправильных» ответов или историй. Хозяин карты - хозяин истории, рассказа. Если он затрудняется говорить о карте и попросит других высказаться - вот тогда можно сказать "лично мне кажется, что... но ты, конечно, видишь все по-своему..."

6. Рассказывайте историю в настоящем времени и описывайте события «в движении» и динамике. Работа в группе идет лучше, если игроки реагируют на выбранную карту спонтанно, использую больше свою фантазию, нежели логику. Избегайте длительных монологов. Предоставляйте возможность всем участникам включиться в игру.

7. Не стесняйтесь отсортировывать любые карты, которые вы по любой причине считаете неподходящими. Во время игры каждый может поменять выбранную карту или пропустить ход без объяснения причин.

Для этой игры не существует никаких твердых правил.

Несколько идей, которые можно использовать в игре. Игра создаст необходимые условия для свободного развития процесса рассказывания по своим собственным правилах.

Давайте представим …

Сядьте за стол или расположитесь в круг на полу. Пусть каждый из игроков перетасует колоду «Сага». Согласуйте между собой количество предложений в рассказе каждого участника, возможно, есть смысл договориться о временных ограничениях (например, 1-2 минутах). Решите, будут ли использоваться все карты или игра будет состоять из 1-5 раундов. 1-й игрок вытягивает карту из колоды, кладет на стол, и, продолжая на нее смотреть, начинает рассказывать историю: «Однажды…» Когда игрок закончил, следующий берет карту из колоды, кладет ее рядом с предыдущей и рассказывает продолжение истории. Так продолжать до тех пор, пока последний игрок не закончит историю.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сверхподвижные и пассивные дети | История и культура Древней Индии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-31; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1522 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2205 - | 2093 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.