Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Таромское, Диевка и Сухачевка — «старожитные» казацкие селения




Таромское, Диевка и Сухачевка – запорожские «займища», превратившиеся теперь в западные окраины города. Кварталы одноэтажной застройки соседствуют здесь с жилыми массивами Красный Камень, Коммунар, Парус. «Местность нынешней слободы Диевки – древнейшее запорожское займище, старожитная казацкая маетность» – отметил в 1880 году известный историк нашего края епископ Феодосий (Макаревский). То же самое касается и Сухачевки, и Таромского. Епископ Феодосий указывал: «Балка Козырева» у Днепра, в нынешнем приходе Тарамском – старинное запорожское займище; в 1704 году оно значится в числе населенных местностей запорожскаго казачества. Здесь зимовниками сидели Новокайдакской Паланки войсковые старшины с своими хлопцами-малюками и с своею челядью».

Впервые территория нынешнего Таромского упоминается в известном труде – «Описание Украины» Гийома Левассера де Боплана (первое издание 1651 г.): «видно место, называемое Таренский Рог [Tarensky Rog], которое является одним из наилучших для проживания мест, которые я когда-либо видел. Оно же и наиболее выгодное для сооружения замка, который бы перегородил реку, поскольку тут она еще не разливается на всю свою ширину, имея не более 200 шагов в ширину… Ниже находится Монастырский остров…».

Когда же возникло Таромское? Судя по всему, во второй половине XVII века. У Боплана нет упоминания о селении, а, в 1704 г., по данным епископа Феодосия, эта местность была уже обжитой. Кстати, дата 1704 г. из книги Феодосия перекочевала во многие издания (в том числе и в «Историю городов и сел Украинской ССР») как дата основания поселка. Основываясь на ней, местные власти провели в 2004 г. празднование 300-летнего юбилея Таромского.

Происхождение Диевки и Сухачевки объясняется в легендах так же, как и большинства запорожских селений – по именам основателей. Д.И. Яворницкий приводит такие слова: «Тут жив запорожець-чумак, Іван Сохач; багатенький був: возів по шість, по вісім у дорогу споряжав». Ученый отметил, что Сохач населил Сухачевку своими родственниками и знакомыми из-под Сорок и Кобеляк. После разгрома Запорожской Сечи в 1775 г. здесь осела еще часть казаков. Диевка впервые упоминается в 1755 году. Основателем ее считается Максим Дий – сперва запорожский войсковой старшина, который потом, с разрешения новокодацкого полковника, занял себе участок земли к западу от Нового Кодака, и поселил здесь своих родных из под города Конотопа (сейчас в Сумской области). Дий «завел обширный зимовник».

Несколько слов о происхождении названия поселка Таромское. До революции оно именовалось Тарамское и только в ХХ веке название постепенно трансформировалось. Казак Никита Корж в своих «Устных воспоминаниях» писал: «селение Тарамское, название получило от того, что оно было поселено над самым Днепром, у берега, и имея местоположение, или грунт земли каменный, скелистый и весьма скучный, труской и безпокойный для проезжих людей путь так, что когда повозкою кто едет, то безпрестанный и сильный производит стук, и будто-бы, как простые люди говорят «тартотить», от чего и Тарамское прозвано». Этот рассказ Коржа вызывает сомнения. Более достоверна следующая версия: неславянский корень слова «Тарамское» – из языка дославянского населения Юга Украины. Тюркское слово «тар» значит «разделять на части». Краеведы объясняют такое название тем, что, если подняться на высшую точку Таромского – Высокую гору – то видно, что река Днепр разделяется между островками на несколько запутанных проток. Вопрос о происхождении названия селения пока остается дискуссионным.

Д.И. Яворницкий называет географические достопримечательности Диевки – Сичова-гора, балка Безпьята. Он приводит несколько легенд, связанных с местностью, где возникла Диевка. Они довольно типичны: «Сичова-гора названа от того, что там запорожцы «сильно вибивали ляхів; як було ореш на цій горі, то все голови валяютця»... Балка Безпьята, по теперешнему Кринична, получила свое наименование от того, «що в неї плодятця було чорти безп’яті».

Новый этап в жизни древних казацких селений начался с переносом Екатеринослава на правый берег Днепра в 1780-х годах. После начала строительства города на территории «старожитной» слободы Половицы, большая часть ее жителей разошлась по окрестным селениям, поселились они и в Сухачевке. Сюда перенесли старую церковь Казанской Божьей Матери из Половицы. Новую церковь, св. Иоанна Богослова, освятили 23 сентября 1795 года, а иконостас, чаша и ризы были перенесены из старой половицкой церкви. Население Диевки также увеличилось после строительства Екатеринослава на месте Половицы. В 1798 г. Диевка получила статус государственной казенной слободы. Это значит, что ее жители имели личную свободу и не были крепостными крестьянами. В 1803 г. в Диевке появился молитвенный дом, а позже была окончена строительством каменная Крестовоздвиженская церковь.

Это главная архитектурная достопримечательность бывшего казацкого поселения, сейчас оказавшаяся посреди оживленного жилмассива. Инициаторами строительства были сын основателя Диевки – Семен Диенко и поддержавший его в этом начинании екатеринославский губернатор Михаил Миклашевский. Точное время сооружения каменной церкви неизвестно, называются разные даты – 1812, 1817 г. Крестовоздвиженская церковь в Диевке и Николаевская в Кайдаках считаются старейшими культовыми сооружениями в границах современного города. Обе церкви, хоть и построены после основания Екатеринослава в соседних с ним селениях, относятся к «доекатеринославской» эпохе и представляют собой уникальные образцы традиционного народного стиля деревянных храмов, черты которого удивительным образом воплотились и в каменных сооружениях.

С развитием промышленной модернизации и прокладкой железной дороги жизнь в Таромском, Диевке и Сухачевке активизировалась. В 1895 г. открыт железнодорожный разъезд «Диевка». Со временем он превратился в грузовую станцию. По переписи 1897 г. в Диевке жило 6353 человек населения, в Сухачевке – 2104 человека. Тут работали два гранитных карьера и два черепичных завода. Во второй Диевке открыли залежи гончарной белой глины. В 1904 г., в Диевке, где уже были церковно-приходская и железнодорожная школы, земская управа соорудила еще две. В 1913 г. на средства общины построили больницу (ныне городская больница № 5 – ул. Братьев Трофимовых, 111).

В XIX веке Таромское стояло на оживленном почтовом тракте Екатеринослав – Киев через Верхнеднепровск. На границе с Карнауховкой находилась почтовая станция, где проезжие могли менять лошадей. В Таромском, как и в других селениях, было распространено гончарство. Жизнь поселка активизировалась после строительства крупной железнодорожной ветки и станции Сухачевка. Довольно быстро застроилась верхняя часть поселка выше железнодорожного полотна. В 1894 г. открылась первая церковно-приходская школа, в 1910 г. построили каменное здание школы. В нагорной части поселка в 1914 г. открыли четырехклассную начальную земскую школу. Её называли также Красной – по цвету кровли. Сейчас это – средняя школа № 105. Главной архитектурной достопримечательностью Таромского является каменная церковь Покрова Богородицы, построенная в 1902-1905 годах в русско-византийском стиле.

Особая страница в истории Диевки – филиал украинского общества «Просвіта», которое сыграло большую роль в подъеме украинского движения до 1917 г. Кроме Екатеринослава, «Просвіта» имела 4 филиала в Мануйловке, Перещепино, Гупаловке и Диевке. Филиал в Диевке был особенно «активным». В 1913 г. «Просвiта» построила в Диевке клуб, который организовал молодежь и интеллигенцию, открылась изба-читальня. «Просвiта» устроила и летний клуб на станции «Диевка». В первые годы Советской власти Диевка с окрестными селениями была выделена в отдельный Диевский район, входивший в Екатеринославский округ. Диевский район просуществовал до сентября 1926 г., когда был объединен с Лоц-Каменским районом в единый Днепропетровский район.

К 1970-м годам Днепропетровск стремительно увеличил свою территорию. Диевка и Сухачевка, превратившиеся к тому времени в западные окраины Днепропетровска, стали преображаться. На прибрежной части началось возведение жилых массивов – сначала Красный Камень, затем Коммунар и Парус.

Таромскому в 1938 г. был присвоен статус поселка городского типа. До 1941 г. в селе проживало 16 тысяч человек. 15 ноября 1970 г., решением исполкома горсовета, Таромское входило административно в состав Днепропетровска, но имело статус населенного пункта, «подчиненного городскому совету». По результатам референдума, проведенного 9 сентября 2001 г., Таромское стало частью Днепропетровска.

Новые тенденции в жизни Днепропетровска внесли и новый колорит в жизнь бывших казацких селений, а ныне жилых массивов. Очень красива в этом месте пойма Днепра, разделенная на полуострова и острова. Идеальное место для устройства аквапарка, но пока эти планы не реализованы.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-31; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 796 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2338 - | 2143 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.