Ответы на вопросы по книге "аль-Кауа'ид уль-арба'а" ("Четыре правила").
1. Известное название "Четыре правила" (аль-Кауа'ид уль-арба'а"), а неизвестное "Четыре правила из правил религии, посредством которых, ты различишь между многобожниками и верующими" ("Арба'у кауа'ида мин кауа'иди ддин тумайязу бейналь муминина уаль мушрикин").
2. Разъяснение сути единобожия и многобожия.
3. "Ка'ида" (правило) – это общая основа, выявленная после внимательного рассмотрения частных доводов.
4. Верующие: "Аллах – Покровитель тех, которые уверовали. Он выводит их из мраков к свету", богобоязненные: "Воистину, те, которым покровительствует Аллах, не познают страха и не будут опечалены. Это те, которые уверовали и были богобоязненны", праведные: "Воистину, моим Покровителем является Аллах, Который ниспослал Писание. Он покровительствует праведникам".
5. У этого есть несколько тафсиров: 1. Тот, кто знает Истину и разъясняет и обучает ей людей, где бы ни появился. 2. Тот, кто является полезным для людей в этой жизни и в следующей. 3. Тот, кто призывает к одобряемому и порицает порицаемое где бы ни был.
6. У благодарности (шукр) – 3 столпа: 1. Признание сердцем того, что тебе оказали благодеяние 2. Признание этого языком 3. Использование этого блага таким образом, чтобы этим остался доволен Всевышний Аллах.
7. У терпения (сабр) – 3 столпа: 1. Удержание сердца от гнева и недовольства 2. Удержание языка от жалоб 3. Удержание органов тела от грехов.
8. Шайтан подходит к человеку через множество путей, одни из самых опасных из которых: беспечность, страсть и гнев.
9. "Подчинение" – это выполнение приказов Аллаха и удаление от Его запретов.
10. Хадис, переданный имамами аль-Бухари и Муслимом, со слов Анаса ибн Малика: сказал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): "Скажет Всевышний Аллах тому человеку, который будет испытывать самые легкие мучения в огне: "Если бы ты владел сейчас всем миром и тем, что в нем, согласился бы ты отдать все это сейчас для избавления от мучений огня?" Тогда этот человек скажет: "Да". Тогда скажет Всевышний: "Я хотел от тебя гораздо меньшее, чем это, еще тогда, когда ты был в хребте Адама – чтобы ты не придавал Мне сотоварищей в поклонении, и тогда Я не завел бы тебя в Огонь, но ты отказался от всего, кроме как придавать Мне сотоварищей".
11. Эти слова означают, что поклонение не является действительным, кроме как то поклонение, которое построено на единобожии. Понимать же слова автора так, что если человек совершает поклонение и он не единобожник, то его действия не называются поклонением – неправильно, так как в этом случае деяния многобожников не будут называться поклонением их божествам, что приведет к тому, что они не многобожники.
12. Нет, невозможно, основываясь на Слова Аллаха: "Разве Я не завещал вам, о сыны Адама, не поклоняться шайтану, который является вашим явным врагом, и поклоняться Мне? Это – прямой путь". Исходя из этого аята, любой, кто не поклоняется Одному Аллаху – поклоняется шайтану – хочет он этого или нет. И одним из проявлений поклонения шайтану является поклонение материальным благам этой ближней жизни. Передается со слов Абу Хурейры, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Да будет неладен раб динара, раб дирхема, раб одежды – если дают ему это - доволен, а если не дают – недоволен" (аль-Бухари).
13. Слова Аллаха: "Тебе и твоим предшественникам уже было внушено: «Если ты приобщишь Мне сотоварищей, то тщетными станут твои деяния и ты непременно окажешься одним из потерпевших убыток», а также: "Таково руководство Аллаха, посредством которого Он ведет прямым путем тех из Своих рабов, кого пожелает. Но если бы они приобщили сотоварищей, то стало бы тщетным все, что они совершали", а также: "Мы придем к деяниям, которые они совершили, и обратим их в развеянный прах".
14. Подробное изучение явления "многобожие" – его основ, причин, проявлений и результатов.
15. Всевышний Аллах не прощает ни большого, ни малого многобожия, доказательство чего мы привели на уроке. Этого мнения придерживаются многие из ученых Сунны, из современных ученых мы упомянули шейха Ахмада ан-Нажми и шейха Салиха аль-Фаузана. Но то, что Всевышний не прощает малого многобожия, не означает, что человек, совершивший его, а затем не покаявшийся от этого в этой ближней жизни, останется в Огне навечно. Но это означает, что этот человек непременно подвергнется одному из видов наказания Всевышнего (в отличие от того, кто совершит один из больших грехов, такого Всевышний может простить, а может наказать), после чего выйдет из этого наказания и будет введен в Рай.
16. Смысл первого правила заключается в том, что многобожники всех времен признавали существование Аллаха, единственность Его самостоятельного господства и даже Его право на поклонение (божественность), и даже поклонялись Ему многими видами поклонения, но это не принесло им пользы, так как наряду со Всевышним они поклонялись еще и другим объектам поклонения.
17. Слова Аллаха: "Посланники приходили к ним спереди и сзади: «Не поклоняйтесь никому, кроме Аллаха». Они же говорили: «Если бы наш Господь захотел, то ниспослал бы ангелов. Воистину, Мы не веруем в то, с чем вы посланы». (41: 14). В этом аяте довод на то, что многобожники прошлых поколений, до арабов времен невежества, также как и арабы, признавали, что Господом их является Аллах. Слова Аллаха: "Вот Ибрахим (Авраам) сказал своему отцу и народу: «Воистину, я не имею отношения к тому, чему вы поклоняетесь, кроме Того, Кто сотворил меня. Воистину, Он поведет меня прямым путем». В этих аятах довод на то, что народ пророка Ибрахима (мир ему) поклонялся Всевышнему Аллаху, а иначе исключение "Того, кто сотворил меня" из общего круга того "чему они поклонялись" не имело бы смысла.
18. Видоизмененные остатки религии пророка Ибрахима (мир ему).
19. Причиной отклонения арабов от единобожия в поклонении стал 'Амр ибн Люхей, который внес идеологию необходимости заступников при поклонении Аллаху в головы арабов. А причиной отклонений арабов от религии пророка Ибрахима (мир ему) в вопросах взаимоотношений и нравов – стали тесные связи арабов с персами и римлянами.
20. Курайшиты признавали то, что Всевышний сотворил их, сотворил небеса и землю, подчинил солнце и луну, кормит все творения, владеет органами чувств людей, ниспосылает дождь, оживляет и умерщвляет, владеет землей и тем, что на ней. Курайшиты знали о том, что существует семь небес, и то, что Аллах – Господь этих небес. Знали также о том, что у Всевышнего Аллаха есть Трон, знали, что этот Трон огромен, и признавали, что Аллах – Господь этого Трона. Знали, что Один Аллах защищает от врагов, а от Аллаха нет защиты.
21. Курайшиты считали, что Трон Аллаха несут четыре огромных творения – человек, бык, птица и лев. Они считали, что человек заступается перед Всевышним за людей, бык – за домашних животных, птица – за птиц, лев – за хищников. Свидетельством этой идеологии является стих Умейи ибн Аби Ссальта.
22. Курайшиты признавали существование ангелов, то, что ангелы не употребляют пищу, не пьют, не справляют естественной нужды, не заключают браков. Также признавали возможность того, что ангел может показаться какому-либо праведному человеку, и возможность того, что он может передать кому-либо из людей послание от Аллаха. Но, вместе с этим, они считали, что ангелы – дочери Аллаха, превыше Аллах того, что Ему приписывают.
23. Они считали возможным послание посланника, но считали, что этим посланником должен быть ангел, а не человек, или особый человек, сопровождаемый ангелом. Сказал Аллах, передавая их слова: "Они сказали: «Что это за посланник? Он ест пищу и ходит по рынкам. Почему к нему не был ниспослан ангел, который предостерегал бы вместе с ним?"
24. Да, арабы времен невежества подтверждали предопределение Аллаха ("аль-кадр"), поэтому сказал Хасан аль-Басри: "Арабы времен невежества не переставали упоминать предопределение в своих проповедях и стихах, и не добавил шариат к этому ничего, кроме подтверждения". Но, вместе с этим, они считали, что заступничество праведников и ангелов может изменить предопределение Аллаха.
25. Да, из них можно назвать Зухейра ибн Аби-Сальма, Абдуллаха ибн Таглиба (обрати внимание на то, что многие арабы времен невежества носили имя Абдуллах – раб Аллаха, что также является доводом на то, что они признавали божественность Аллаха и Его право на поклонение), Барра ибн Куда'а, 'Алляна ибн Шихаба ат-Тамими и др.
26. Да, например Зейд ибн 'Амр ибн Нуфейль.
27. Они соблюдали десять обычаев, касающихся врожденных свойств в вопросах очищения. Пять из них на лице (полоскание рта и носа, сивак, отращивание бороды (в отличие от персов-огнепоклонников), подстригание бороды). Пять из них касались тела (бритье волос подмышками, на лобке, подтирание после справления естественной нужды, обрезание и подстригание ногтей).
28. Они мыли своих покойников (гусль) (о чем свидетельствует стих аль-Афуаха аль-Ауди), заворачивали их в материю (кафен), затем клали около могилы и кто-либо из его родственников перечислял все благое, что знает о нем, затем ложили покойника в могилу и говорили: "Да помилует тебя Аллах".
29. Да, знали. Намаз у них заключался в произнесении мольбы, поминаний и совершения земных поклонов. Передается от Абу Зарра, что он совершал намаз Аллаху в течение трех лет, до принятия Ислама.
30. Да, они держали уразу в день Ашура с рассвета и до заката солнца, пытаясь искупить грех Курайша, некогда совершенный им.
31. Да, Хадж проводился арабами неуклонно каждый год. Они входили в ихрам, посещали все известные места, посещаемые в Хадже, как Арафат (кроме курайшитов, кинаны и хуза'а – они не выходили на Арафат, так как Арафат находится за пределами харама, и, считая, что они из людей харама, думали, что не пристало им выходить за пределы харама) Муздалифа, Мина, кидали камни в столбы, делали обход (тауаф) вокруг Каабы – 7 кругов, бегали между Сафа и Маруа (кроме Ауситов и Хазраджитов, т.к. они считали это за великий грех), совершали умру (но не в месяцы Хаджа, так как считали умру в месяцы Хаджа за великий грех)[1]. Также они дотрагивались до черного камня, говорили тальбию и отправляли на территорию харама жертвенных животных. Доводы на приведенное выше мы привели на уроке.
32. Обет, продолжительное уединение в мечети, освобождение рабов, поение паломников, лечение заклинаниями (рукья), они любили Всевышнего Аллаха и в тяжелые времена обращались с мольбами к Нему Одному, забывая своих божеств.
33. За убийство человека он платили выкуп (дия) – 100 верблюдов. За воровство отрубали кисть правой руки, за грабеж на дорогах правители Йемена практиковали распятие. Наказывали за прелюбодеяние, и практиковали возмездие (кысас).
34. Признавали необходимость поддержки родственных связей, помощи бедным, оказания почета гостю, и оказание помощи обиженному. Многие из арабов еще во времена невежества не употребляли вина из нравственных соображений (из них Абу Бакр ас-Сыддык, 'Усман ибн 'Аффан, 'Усман ибн Маз'ун, аль-'Аббас ибн Мирдас и др.). признавали запрет браков с родственницами. Признавали достоинство честности и низость лжи, понимали, что гадание и азартные игры – дело неправедное.
35. "Многобожие" у суфиев – это когда человек считает, что есть кто-то, кто обладает самостоятельным господством, кроме Аллаха. Самостоятельный господь – это тот, кто может претворять в жизнь свои желания, даже если Всевышний Аллах не захочет этого. Исходя из этого, пока человек не имеет таких убеждений, многобожником у суфиев он не является. А "поклонение" у суфиев - это посвящение обрядов поклонения тому, кого человек считает самостоятельным господом. Исходя из этого, суфии не видят никаких проблем в том, что человек совершает земные поклоны, делает жертвоприношение, дает обеты и т.д. кому-либо, кроме Аллаха, если не считает свой объект поклонения самостоятельным господом.
36. Основа, в которой едины и приверженцы Сунны и суфии – то, что арабы времен невежества были многобожниками. Довод на это Слова Всевышнего, который передал слова многобожников в Огне: "Клянемся Аллахом, мы пребывали в очевидном заблуждении, когда равняли вас с Господом миров".
37. Слова Аллаха: "Прочти им историю Ибрахима (Авраама). Вот он сказал своему отцу и своему народу: «Чему вы поклоняетесь?» Они сказали: «Мы поклоняемся идолам и постоянно предаемся им».Он сказал: «Слышат ли они, когда вы взываете к ним? Приносят ли они вам пользу? И причиняют ли они вред?» Они сказали: «Но мы видели, что наши отцы поступали таким образом». Эти аяты свидетельствуют о том, что многобожники не считают своих божеств самостоятельными господами, но поклоняются им, лишь следуя традициям своих отцов и предков. Еще более очевидным доводом в нашем вопросе является то, что передает имам Муслим со слов Ибн 'Аббаса: "Многобожники во время Хаджа говорили: "Вот мы перед Тобой, о Аллах, вот мы перед Тобой, нет у Тебя сотоварищей". Посланник Аллаха говорил им: "Горе вам, остановитесь на этом", но они продолжали: "Кроме тех сотоварищей, которыми Ты владеешь и владеешь тем, чем они владеют". Они говорили так во время обхода (тауаф) Каабы". Этот хадис ясно говорит о том, что курайшиты не считали свои божества самостоятельными господами.
38. Из трех причин: 1. Они считали, что поклонение этим божествам и есть настоящее поклонение Аллаху, и думали, что приближаются этим к Аллаху 2. Они надеялись, что эти божества заступаются за них перед Аллахом. 3. Они считали, что Всевышний Аллах ниспосылает на эти объекты поклонения божественную благодать (ифадатуль баракат аль-иляхия), и если они будут проводить около этих идолов время и вешать на них куски ткани, тереться об могилы праведников и делать вокруг них обход, то эта божественная благодать перейдет и на них.
39. Они провели аналогию Всевышнего Аллаха на несправедливых правителей этого мира, расположения которых невозможно добиться без заступников и посредников. При этом из этой ложной аналогии вытекает два вида придавания сотоварищей Аллаху – 1. Приравнивание Аллаха к несправедливым правителям этого мира 2. То, что они поставили этих заступников (пророки, ангелы, праведники и т.д.), которым они поклонялись, выше Всевышнего Аллаха в милосердии и снисходительности. Они считали, что Всевышний Аллах недостаточно Прощающий и Снисходительный, чтобы простить их, принять их покаяния без посредников. При этом считали, что эти посредники в отличие от Аллаха – примут их, войдут в положение, отнесутся снисходительно и согласятся заступиться за них перед Аллахом.
40. Они считали, что посланники – это люди, которые возвели на Аллаха ложь, сказав, что к Аллаху можно обращаться напрямую без посредников. Они считали, что этим самым эти посланники унижают Аллаха и принижают Его величие, враждуют с истинной религией Аллаха, которой Он доволен, которая заключается в обращении к Аллаху через посредников. Поэтому они считали, что враждуя с посланниками, они защищают религию Аллаха и считали, что Аллах на их стороне. Сказал Аллах, передавая слова многобожников: "Он – всего лишь человек, который возвел навет на Аллаха, и мы не веруем в него". А также: "Знатные люди из их числа удалились со словами: «Ступайте и терпите за ваших богов. Воистину, это – некий замысел. Мы не слышали об этом в последней религии. Это – не что иное, как вымысел".
41. Они запугивали верующих своими божествами не потому что считали, что их божества могут самостоятельным образом приносить вред, но потому что считали, что посланники лжецы, пришедшие с религией, которой недоволен Аллах, считали, что посланники пришли для того, чтобы изменить и уничтожить истинную религию Аллаха (которая заключается, по их мнению, в обращении к Аллаху через посредников и заступников), поэтому Аллах дает возможность этим их божествам приносить вред верующим для защиты "истинной" религии.
42. Поклонение многобожников их божествам заключается в том, что они делают изображения этих божеств, надеясь, что Всевышний посылает на эти изображения божественную благодать (барака иляхия). Или же отправляются к могилам этих праведников и проводят около них время, надеясь перенять ту благодать, которая ниспосылается на этих праведников от Аллаха. Именно в этом заключалась суть поклонения арабов времен невежества их божествам аль-Ляту, аль-'Уззе и аль-Манату.
43. 1. Должны уметь доказать запретность отправления в путь для посещения могил 2. Запретность создавания изображений 3. Должны разрушить идеологию о том, что мертвые слышат в своих могилах 4. Должны уметь доказывать Милость и Снисходительность Всевышнего Аллаха так, что человек не нуждается в посредниках для обращения к Аллаху 5. Должны уметь разъяснить понятие "заступничество" ("шафа'а") и его условия 6. Должны разрушить убеждения о том, что праведники способны приблизить кого-либо к Аллаху.
44. К тому, что многобожники считают, что их заступники могут заступаться за них перед Аллахом, без предварительного разрешения на это от Аллаха, но Всевышний говорит: "Скажи: «Аллаху принадлежит все заступничество целиком".
45. Слова Аллаха: "В тот день заступничество не поможет никому, кроме тех, кому Милостивый позволит и чьими речами Он будет доволен", а также: "Кто способен заступиться перед Ним без Его дозволения?". А из Сунны хадис Абу Хурейры, приводимый имамом аль-Бухари о том, что Всевышний не примет в Судный День заступничество пророка Ибрахима (мир ему) за своего неверующего отца. Также хадис Абу Хурейры у имама Муслима о том, что Всевышний не разрешил пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) просить прощения за его умершую на многобожии мать. Также хадис Абу Хурейры у имама аль-Бухари и Муслима о том, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не сможет заступиться за людей перед Аллахом о начале расчета, кроме как после того, как попросит разрешения у Аллаха и Аллах даст на это разрешение.
46. Слова Аллаха: "Сколько же на небесах ангелов, заступничество которых не принесет никакой пользы, пока Аллах не позволит заступиться за тех, за кого Он пожелает и кем Он доволен!", а также: "Предупреди их о приближающемся дне, когда сердца подступят к горлу, и они будут опечалены. Не будет у беззаконников ни любящего родственника, ни заступника, которому подчиняются".
47. Чтобы разъяснить сомнение могилопоклонников: "мы не равны курайшитам, так как они поклонялись неживым предметам, как камни и деревья, а мы почитаем праведников".
48. Это слова могилопоклонников "мы не равны курайшитам, так как уверовали в Коран, посланника и Судный День", а также "мы не равны курайшитам, так как не называем свои действия поклонением и не считаем своих праведников божествами".
49. Ответ: "могилопоклонники равны курайшитам в том, что придают Аллаху сотоварищей в поклонении, что делает их многобожниками, даже если они из тех, кто признает правдивость Корана, посланника и Судный День".
50. Слова Аллаха: "Я увидел, что она вместе со своим народом поклоняется солнцу вместо Аллаха". (27:24), а также "Среди Его знамений – ночь и день, солнце и луна. Не падайте ниц перед солнцем и луной, а падайте ниц перед Аллахом, Который сотворил их, если Ему вы поклоняетесь". (41: 37).
51. Слова Аллаха: "В тот день Он соберет их всех, а затем скажет ангелам: «Вам ли они поклонялись?" Они скажут: «Пречист Ты! Ты – наш Покровитель, а не они. Они поклонялись джиннам, и большинство их веровали именно в них». (34: 40-41).
52. Слова Аллаха: "Вот сказал Аллах: «О Иса (Иисус), сын Марьям (Марии)! Говорил ли ты людям: “Примите меня и мою мать двумя богами наряду с Аллахом”?» Он сказал: «Пречист Ты! Как я мог сказать то, на что я не имею права? Если бы я сказал такое, Ты знал бы об этом. Ты знаешь то, что у меня в душе, а я не знаю того, что у Тебя в Душе. Воистину, Ты – Ведающий сокровенное. Я не говорил им ничего, кроме того, что Ты мне велел: “Поклоняйтесь Аллаху, моему Господу и вашему Господу”. (5: 116-117).
53. Слова Аллаха: "Не видели ли вы аль-Лат и аль-Уззу, и еще третью – Манат?" (53: 19-20). А из Сунны достоверный хадис Ахмада и Тирмизи со слов Абу Уакида ал-Лейси.
54. Лят – был праведным человеком, который готовил паломникам еду сауик на камне, и кто бы ее не ел, обязательно полнел, после его смерти жители племени Сакиф начали собираться вокруг его могилы и поклоняться ему. Его похоронили под этим камнем, затем одели на него одеяния, уподобив Каабе. Этот идол находился в Таифе. 'Узза – это дерево курайшитов, находилось между Таифом и Меккой. Они считали, что Всевышний Аллах посылает свою благодать на это дерево, поэтому подвешивали на него различные куски ткани, надеясь перенять эту благодать. Манат – это камень, находившийся в местечке Кудейд, ему поклонялись Ауситы и Хазраджиты из жителей Медины.
55. 1. То, что даже знающий человек может попасть в большое многобожие, сам того не замечая. Это потому что Бану Исраиль имели знания о единобожии и многобожии, и сказал о них Всевышний: "О сыны Исраила (Израиля)! Помните о милости, которую Я оказал вам, а также о том, что Я возвысил вас над мирами", но, несмотря на это, попросили у пророка Мусы то, что является большим многобожием".
2. То, что от изменения названия сущность не меняется, так как сподвижники попросили пророка (да благословит его Аллах и приветствует) выделить им дерево, а пророк приравнял их слова к словам Бану Исраиль: "Сделай нам божество". 3. На группу этих сподвижников не было распространено постановление о многобожии, так как их оправданием было незнание, но если бы они продолжили упорствовать на своей просьбе, то стали бы многобожниками, без разногласий среди ученых. 4. Является узаконенным жесткое порицание мусульман в вопросах многобожия, даже если они имеют оправдание незнанием. 5. Эта группа сподвижников отправилась в военный поход даже, несмотря на то, что они недавно приняли Ислам, что говорит о том, что тот, кто принимает Ислам должен быть готов к выполнению деяний, как одной из составных частей имана.
56. В ответ можно привести Слова Аллаха из суры 5: 116, в которой Всевышний назвал Марьям (мать пророка 'Исы) божеством, хоть христиане божеством ее и не считают, а считают лишь праведницей, заступницей на небесах. Также аят из суры 34: 40-41, где Всевышний говорит о том, что некоторые из многобожников утверждают, что поклоняются ангелам, но, несмотря на это, в действительности поклоняются джиннам, а не ангелам, что говорит о том, что важным является сущность деяния, а не то, как его называют.
57. Три вида многобожия: 1. некоторые поклоняются праведникам (большая часть многобожия курайшитов и арабов времен невежества) 2. некоторые поклоняются планетам (как солнце и луна) – (большая часть многобожия народа пророка Ибрахима) 3. некоторые поклоняются ангелам и джиннам. И все эти три вида объединяет то, что и те многобожники и другие не поклоняются этим объектам поклонения напрямую, а делают себе их изображения, которые служат им направлением при поклонении, а также объектом снисхождения божественной благодати, как они считают. Исходя из этого, даже если внешне кажется, что многобожники поклоняются этим изображениям и истуканам, на самом деле они поклоняются самим изображенным объектам.
58. Ответ шейха ан-Нажди в том, что даже если курайшиты поклонялись неживым предметам, то ведь суть не в том, какому объекту, кроме Всевышнего поклоняться, а в том, что само по себе взятие какого-либо объекта объектом поклонения уже является тем, что выводит человека из Ислама. Поэтому могилопоклонники хоть и почитают праведников, а курайшиты поклонялись камням и деревьям, то ведь результат один, и те и другие взяли себе божество помимо Аллаха, чем и стали многобожниками. Ответ шейх уль-ислама Ибн Теймии в том, что на самом деле и курайшиты не поклонялись камням и деревьям как таковым, но эти камни и деревья лишь служили им изображениями праведников и ангелов, которым они непосредственно и поклонялись наряду с Аллахом. Поэтому арабы времен невежества равны сегодняшним могилопоклонникам, и те и другие поклоняются праведникам.
59. Слова Аллаха: "А те, к кому они обращаются с молитвами вместо Аллаха, не могут ничего сотворить, тогда как сами они были сотворены. Они мертвы, не живы и не знают, когда они будут воскрешены". (16: 20-21). А также: "Те, к кому вы взываете наряду с Аллахом, являются рабами, подобными вам самим". (7: 194). А также: "Те, к кому они взывают с мольбой, сами ищут пути приближения к своему Господу, пытаясь опередить других. Они надеются на Его милость и страшатся мучений от Него. Воистину, мучений от твоего Господа надлежит остерегаться". (17: 57).
60. 1. Отправление в путь для посещения могил чужого населенного пункта. 2. Создание изображений живых существ.
61. Под понятием "изображение" (сура) в священных контекстах подразумевается три вещи: 1. Облик, силуэт 2. Голова (Хадис Абу Хурейры у Бухари и Муслима, где голова называется "сурой"). 3. Лицо (Хадис Суэйда ибн Мукрина и Муслима где он назвал лицо "сурой", а также хадис Ибн 'Умара у Бухари, где говорится о том, что Ибн 'Умар порицал клеймовать животное на лицо, и назвал лицо "сурой").
62. Хадис Ибн 'Умара у Бухари и Муслима о том, что создающие изображения будут подвергнуты мучениям в Аду. Хадис Ибн Мас'уда у Бухари и Муслима о том, что их наказание будет одним из самых тяжелых. Хадис Ибн 'Аббаса у Муслима о том, что изображения будут оживлены в Аду и будут мучить тех, кто их создавал. Хадис Абу Джухейфы у Бухари, в котором пророк (да благословит его Аллах и приветствует) проклинает того, кто поедает ростовщичество и того, кто делает изображения. Хадис Абу Хурейры у Бухари и Муслима о том, что создающий изображение один из самых несправедливых людей. Хадис Ибн Мас'уда у Ахмада с хорошим иснадом, в котором тот, кто создает изображения сравнивается с тем, кто убил пророка или его убил пророк. Хадис Абу Хурейры у Тирмизи, в котором создающий изображения перечисляется в одном ряду с упорствующим, высокомерным человеком, а а также с тем, кто призывал вместе с Аллахом к другому божеству.
63. Хадис 'Аиши у Бухари и Муслима, а также другой ее хадис у Муслима и хадис Джабира у Тирмизи.
64. Хадис 'Аиши у Бухари о том, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не оставлял в доме ни одного изображения, также хадис Абу аль-Хаяджа аль-Асади у Муслима, в котором говорится, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) посылал некоторых из сподвижников с поручением удалить все изображения. Также хадис Ибн 'Аббаса у Бухари о том, что пророк не зашел в Каабу после того, как увидел, что на ее стенах изображения, и приказал смыть их водой.
65. Хадис Абу Тальхи у Бухари и хадис Абу Хурейры у Тирмизи с достоверным иснадом.
66. Создание изображений – это уподобление Всевышнему в творении, даже если человек не имеет намерения уподобления. Также это одна из главных причин возникновения многобожия. Также это приводит к тому, что человек начинает любить изображения, что является одним из проявлений поклонения изображениям, как сказал об этом Ибн аль-Кайим. Изображения ведут к распространению нечестия и разврата. Также в изображениях – призыв к Исламу неузаконенным способом.
67. В хадисе 'Аиши у Бухари и Муслима о том, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) разорвал занавеску, на которой были изображения, а также в хадисе Джабира у Ахмада о том, что пророк приказал смыть те изображения, которые были изображены на внутренних стенах Каабы. Все эти изображения не имеют выпуклой формы и не отдают тени, но, несмотря на это, пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приказал их удалить.
68. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приказал разрезать изображения, которые были нарисованы на ткани, которая 'Аиша купила для того, чтобы пророк стелил ее под себя во время сна и садился на нее. Подобного рода изображения не используются для поклонения, но, несмотря на это, пророк приказал их удалить. К тому же основная причина запрета изображений не в поклонении, а в том, что в этом уподобление Всевышнему в творении.
69. Тот же хадис 'Аиши, упомянутый в ответе на предыдущий вопрос, так как в нем идет речь о куске ткани, на котором были изображения, и ткань эта была предназначена для сидения на ней и расстилания в виде простыни, что является пренебрежительным отношением, но, несмотря на это, пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приказал их удалить.
70. Ответ на это в нескольких пунктах: 1. В хадисах приходит общий запрет на любые изображения, и мы не можем исключать из этих общих контекстов изображения, сделанные фотоаппаратом, без довода на это. 2. Шариат не берет в расчет то, каким способом изображение сделано, а берет в расчет лишь то, является ли предмет изображением, если да, то он запрещен, вне зависимости от того, как он сделан, а если нет, то разрешен. Подобно тому, что спиртное запрещено вне зависимости от того, как оно произведено – ручным способом или машиной на заводе.
71. Ответ на это в нескольких пунктах: 1. Причина запрета изображений – уподобление Всевышнему в творении – эта причина присутствует как в создании изображений застывших (фото), так и двигающихся (видео). Более того, в видеоизображении эта причина проявляется более отчетливо. 2. Любое двигающееся изображение можно легко остановить, превратив в застывшее 3. Видеоизображение называется изображением в арабском языке и в обычаях людей, поэтому подпадает под общие контексты о запрете изображений, и вывести их из этих контекстов нельзя, кроме как с доводом. 4. Движение или неподвижность – это не те факторы, с которыми шариат связывает постановление о запрете, подобно тому, как шариат не связывает запретность спиртного со цветом напитка, если вино красное, то запрещено, а если белое, то разрешено. И в том и в другом примере, названные факторы никак не влияют на постановление о запрете.
72. Разница между видео и зеркалом: 1. Изображение на зеркале не остается 2. Зеркало, вода, лед, стекло – все эти предметы способны отображать предметы, так как эту способность в них вложил сам Всевышний, чего не скажешь о видеокамере 3. Зеркало было во времена пророка, и он не запретил его использование, чего мы не можем сказать о видеокамере. 4. тот, кто смотрится в зеркало, о нем не говорят, что он создает изображение, в отличие от видеокамеры. 5. Изображение в зеркале не приводит к дурным последствиям, к которым приводит видео из многобожия, нечестия и разврата.
73. Оправдание создания изображений пользой для призыва не является правильным, так как тогда придется признать, что и постройка мечетей на деньги от продажи спиртного и наркотиков, использование анашидов, театров, слушание музыки, "мусульманские дискотеки" и прочие грехи в целях призыва также разрешены. Поэтому основой у приверженцев Сунны является то, что они призывают к религии Аллаха только теми способами, которыми призывать позволил Аллах и примером им в этом является сам пророк (да благословит его Аллах и приветствует), о котором Всевышний сказал: "О Пророк! Мы отправили тебя свидетелем, добрым вестником и предостерегающим увещевателем, призывающим к Аллаху с Его дозволения " (33: 45-46). Поэтому даже пророк призывал к Аллаху только теми способами, которые дозволил Аллах. Также из отличительных свойств приверженцев Сунны то, что они не совершают грехов для того, чтобы поставить на прямой путь других и верят, что религия Аллаха полноценная, и они не нуждаются в том, чтобы совершать грехи и нововведения для призыва людей к праведности и религии.
74. Нет, так как в контекстах, в которых говорится о том, что изображение это голова, не говорится, что разрешено создавать силуэты или формы живых существ без головы, но говорится о том, что если уж человек все-таки хочет чего-нибудь изобразить, то пусть изображает дерево или любой другой неживой предмет. А упоминание того, что изображение это голова, приводится не для того, чтобы указать, что можно создавать формы живых существ без головы, а чтобы научить тому, как нужно изображения уничтожать, что можно сделать, удалив изображение головы.
75. Нет, так как в шариате изображением называется не только лицо, но и голова. И если на голове отсутствует нос или глаза, никто не говорит, что это уже не голова.
76. Не разрешено, так как видеоизображение – это большое количество фотографий (застывших изображений), наложенных на магнитную ленту и показываемых на большой скорости так, что создается впечатление того, что изображение едино и целостно и человеку не приходит в голову, что то, что он смотрит, это на самом деле наслойка большого количества фотографий.
77. Разрешено из этого только то, что делает сам ребенок, а не то, что производят взрослые. Подробным образом этот вопрос был рассмотрен на уроке.
78. Вынужденность в шариате связана с очевидной, несомненной опасностью потери человеком пяти вещей: 1. жизнь 2. имущество 3. потомство. 4. религия. 5. разум. Некоторые же выражают "вынужденность" тем, что человеку грозит реальная опасность потери жизни или жизненно важного органа тела. Шейх Мукбиль обозначил "вынужденность" в вопросах изображений тем, что если человек не сделает что-либо запретное, то лишится возможности выполнения многих обязанностей, возложенных на него Всевышним. Исходя из всего вышесказанного, обладатели знанием разрешили делать изображение на паспорт, так как без него человек не способен жить в современном мире. Фото на водительские права, так как без них сильно затрудняется жизнь человека. Фото на документы для поступления на работу.
79. Связь между созданием изображений и партийностью "хизбия" в том, что современная хизбия во многом связана с благотворительными фондами (джам'ияты), которые живут за счет попрошайничества у людей и поедания их имущества под лозунгами распространения добра. Многие из призывающих к Исламу сегодня, занимаются призывом к Аллаху на деньги этих самых благотворительных фондов, которые добывают эти деньги запретным способом. Джам'ияты ставят этим призывающим условие того, чтобы они снимались на видео, а также снимали на видео своих учеников, учебные здания и т.п., для того, чтобы фонд в любой момент мог доказать тем компаниям, деньги которых они незаконно присваивают, что деньги действительно идут на благие цели – на призыв к Исламу и на содержание нуждающихся студентов. Исходя из этого, призывающий к саляфии должен полностью отстраняться от создания изображений для того, чтобы не запачкать свой призыв и не подвергнуть его сомнениям.
80. С четырех сторон: 1. Древние многобожники призывали к своим божествам только в благоденствии, а современные призывают к своим праведникам как в благоденствии, так и в тяжелых ситуациях. 2. Древние многобожники совершали многобожие только в поклонении, а современные придают сотоварищей Аллаху еще и в господстве. 3. Древние многобожники знали суть многобожия, и чем оно достигается, а современные совершают многобожие, но думают, что эти их действия и есть единобожие. 4. Древние многобожники поклонялись праведникам, а современные поклоняются тем, кто был известен развратом, оставлением намаза и другими грехами.
[1] Кстати, во время урока я не упомянул довод на то, что арабы совершали умру. Доводом на это являются некоторые риваяты хадиса об истории принятия Ислама Сумамой ибн Усалем. Сподвижники пленили этого человека, привезли в Медину, привязали к одному из столбов мечети, после чего через три дня он принял Ислам. В некоторых риваятах этого хадиса приходят слова Сумамы: "О Мухаммад, твоя конница взяла меня в плен тогда, когда я ехал на умру".