ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МЕТОД
один из основных методов, разрабатываемых в рамках философии, противоположный метафизическому. Диалектика как метод формируется в античное время. Основателем субъективной диалектики (искусства ведения дискуссии) является Сократ, а объективной диалектики – Гераклит, утверждавший, что все течет и изменяется. Большой вклад в развитие диалектики как метода внесли Гегель и К. Маркс. Диалектический метод опирается на следующие принципы:
1. Объективность - признание действительности в ее реальных закономерностях и всеобщих формах. Требования:
§ исходить из чувственно-предметной деятельности (практики) во всем ее объеме и развитии;
§ осознать и реализовать активную роль субъекта познания и действия;
§ исходить из фактов в их совокупности и уметь выражать логику вещей в логике понятий;
§ выявить внутреннее единство (субстанцию) предмета как глубинную основу всех его формообразований;
§ умело выбрать адекватную данному предмету систему методов и сознательно, последовательно реализовывать ее;
§ рассмотреть предмет в соответствующем социокультурном контексте, в рамках определенных мировоззренческих ориентаций;
§ подходить ко всем процессам и явлениям конструктивно - критически и действовать в соответствии с логикой данного предмета.
2. Всесторонность — принцип познания и иных форм деятельности, выражающий всеобщую связь всех явлений действительности. Требования:
§ вычленение предмета исследования и проведение его границ;
§ его целостное «многоаспектное» рассмотрение;
§ изучение в чистом виде каждой из сторон предмета;
§ осуществление познания как процесса, развертывающегося вглубь и вширь, в единстве интенсивной и экстенсивной его сторон;
§ вычленение сущности, главной стороны предмета, субстанционального его свойства.
Принцип всесторонности наиболее тесно связан с философским принципом конкретности и общенаучным принципом системности.
3. Конкретность (от лат. сгущенный)- категория, выражающая вещь или систему взаимосвязанных вещей в совокупности всех своих сторон и связей, которая отражается как чувственно-конкретное (на эмпирическом этапе) или как мысленно-конкретное (на теоретическом этапе). На основе этой категории развертывается диалектический принцип конкретности:, требования:
§ вывести» данное явление из его субстанциональногo признака (главной, существенной стороны) и воспроизвести его как диалектически расчлененное целое;
§ проследить преломление общего в единичном, сущности в явлениях, закона в его модификациях;
§ учесть многообразные условия места, времени и другие обстоятельства, изменяющие бытие этого предмета;
§ выявить специфический механизм взаимосвязи общего и единичного;
§ рассмотреть данный предмет в составе более широкого целого, элементом которого он является.
4. Историзм — философский, - методологическое выражение саморазвития действительности в плане его направленности по оси времени в виде целостного непрерывного единства таких состояний (временных периодов), как прошлое, настоящее и будущее. Требования:
§ изучение настоящего, современного состояния предмета исследования;
§ реконструкция прошлого — рассмотрение генезиса, возникновения последнего и основных этапов его исторического движения;
§ предвидение будущего, прогнозирование тенденций дальнейшего развития предмета.
5. Противоречия принцип — основа реальные противоречия вещей. Требования:
§ выявление предметного противоречия;
§ всесторонний анализ одной из противоположных сторон данного противоречия;
§ исследование другой противоположности;
§ рассмотрение предмета как единства (синтеза) противоположностей в целом на основе знания каждой из них;
§ определение места противоречия в системе других противоречий предмета;
§ прослеживание этапов развития данного противоречия;
§ анализ механизма разрешения противоречия как процесса и результат его развертывания и обострения.
Диалектические противоречия в мышлении, отражающие реальные противоречия, необходимо отличать от так называемых «логических» противоречий, которые выражают путаницу и непоследовательность мысли и запрещены законами формальной логики.
При неверной реализации и применении принципов диалектики возможны отклонения от пути к истине и возникновение заблуждений.
§ объективизм и субъективизм (в многообразных своих формах);
§ односторонность или субъективистское объединение случайно «вырванных» сторон предмета;
§ игнорирование его сущности или подмена ее второстепенными, несущественными моментами;
§ абстрактный подход к предмету без учета определенных условий места, времени и других обстоятельств;
§ некритическое его рассмотрение;
§ модернизация или архаизация прошлого;
§ отождествление (смешение) предпосылок возникновения предмета с ним самим;
§ понимание разрешения противоречия как «нейтрализации» его сторон и ряд других.
6. Принцип материалистического понимания истории. Сущность этого принципа выражается в формуле «Общественное бытие определяет общественное сознание» и сводится к следующим основным положениям:
1. Основа жизни общества — общественное бытие людей («индустрия», материальное производство, экономика, труд).
2. Общественное сознание вторично, производно от общественного бытия и обусловлено последним не прямо и непосредственно, а очень опосредованно и лишь в конечном счете.
3. Общественное сознание получает относительную самостоятельность, т. е. развивается по своим собственным законам, и оказывает обратное активное воздействие на развитие общественного бытия.
4. Развитие общества есть естественный поступательный процесс развертывания общественно-экономических формаций, который совершается по объективным законам.
5. Реальная история есть результат деятельности людей в различных ее формах (народные массы, личности, классы, общественные организации и т. п.).