http://ru.any-notes.com/information/articles/igor-fyodorovich-stravinskiy-i-ego-balet-petrushka/
Творчество Стравинского принадлежит к самым видным и одновременно самым сложным явлениям музыкального искусства XX века. Его дарование развивалось под многосторонним воздействием отечественной художественной культуры. Вместе с тем рано установились связи композитора с зарубежной культурой, преимущественно французской. Оказавшись в начале первой мировой войны на Западе, Стравинский более не возвратился на родину. Постепенно он утратил живую связь с национальными корнями и очень скоро сделался одним из ведущих представителей западноевропейской музыкальной жизни. В сложной, извилистой эволюции его творчества нашли своё выражение многие противоречия, характерные для буржуазного искусства текущего столетия. Однако произведения композитора, созданные на родине, в условиях непосредственного контакта с русской действительностью, по праву стоят в ряду выдающихся достижений отечественной музыки.
КРАТКИЕ БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Стравинский И. Ф.
Игорь Фёдорович Стравинский родился 5 июня 1882 года в Ораниенбауме, близ Санкт- Петербурга, в семье выдающегося оперного артиста Ф. И. Стравинского. Среди разнообразных музыкальных впечатлений детских лет будущего композитора видное место заняли оперные произведения, с которыми он имел возможность знакомиться благодаря профессии отца. Много лет спустя Стравинский вспоминал о первом посещении оперного спектакля — «Ивана Сусанина» М. Глинки. «Тогда-то я впервые услыхал оркестр — да и какой оркестр! Оркестр, исполнявший Глинку! Впечатление было незабываемое...»,— писал он в мемуарах «Хроника моей жизни». Рано вошла в его сознание также и народная песня, которую он слышал в деревне, где семья проводила летние месяцы. В возрасте девяти лет Стравинский начал заниматься фортепианной игрой. Вскоре он увлекается импровизацией, еще не умея записывать свои музыкальные мысли. Годам к шестнадцати относятся первые сохранившиеся попытки сочинения. После окончания гимназии Стравинский, следуя желанию родителей, поступил на юридический факультет петербургского университета. Среди его университетских товарищей оказался младший сын Римского-Корсакова, через которого и состоялось знакомство Стравинского с великим композитором. Римский-Корсаков рекомендовал молодому музыканту заняться гармонией и контрапунктом с одним из своих учеников, сам же взялся руководить его занятиями по инструментовке и сочинению. Эти занятия начались зимою 1902/1903 года и длились около трёх лет. Стравинский вошёл в круг учеников Римского-Корсакова, постоянно бывавших у него в доме. Общение молодого композитора с Римским-Корсаковым и его семьей продолжалось и после окончания регулярных занятий, до самой смерти учителя.
В 1907 году Стравинский закончил свое первое крупное произведение — симфонию ми-бемоль мажор. Еще мало самостоятельная по стилю, симфония свидетельствовала о усвоении её автором традиций русской классики, отразив в особенности влияние симфонизма Глазунова и отчасти Чайковского.
Для творческого развития композитора в ближайшие годы имело большое значение знакомство с новыми эстетическими направлениями. Он живо интересуется творчеством художников группы «Мир искусства», современной поэзией. В концертах Зилоти и на «Вечерах современной музыки» он испытывает яркие впечатления от произведений французских композиторов, особенно Дебюсси. Освоение оркестровых принципов позднего Римского-Корсакова в сочетании с элементами, воспринятыми от французского музыкального импрессионизма, привело к существенным сдвигам в стиле молодого Стравинского. Наиболее отчетливо это сказалось в двух небольших оркестровых сочинениях 1908 года — Фантастическом скерцо и особенно в «Фейерверке». Проявленное здесь виртуозное владение оркестровыми тембрами, выдвижение колористических элементов на роль ведущих носителей музыкального содержания уже предуказывало то направление, в котором пошло творчество Стравинского в ближайшие годы.
Решающую роль для дальнейшей судьбы Стравинского сыграло его знакомство с С. П. Дягилевым. Энергичный деятель с огромными организаторскими способностями, Дягилев сумел привлечь и объединить виднейших художников, музыкантов, балетных артистов. Он был одним из непосредственных участников создания еще в конце 1890-х годов художественных выставок и журнала «Мир искусства». В 1900-х годах Дягилев расширил сферу своей деятельности, вынеся её за пределы России. После проведения в 1907 году цикла концертов русской музыки в Париже он возглавил так называемые «Русские сезоны» (в Париже, затем также в Лондоне). В «Русских сезонах» был сперва показан ряд русских оперных спектаклей («Борис Годунов», «Садко», «Снегурочка»), в которых выступили первоклассные исполнители, в частности Шаляпин. В дальнейшем основное место заняли балетные постановки с участием блестящего созвездия имен балерин А. П. Павловой, Т. П. Карсавиной, танцора В. Б. Нижинского, осуществляемые крупнейшим балетмейстером-реформатором М. М. Фокиным. Дягилев уделял особое внимание привлечению к созданию спектаклей выдающихся художников-живописцев, которые не только выступали в качестве декораторов, но нередко принимали участие и в составлении балетных сценариев. Все это способствовало огромному успеху «Русских сезонов», сыгравших заметную роль в укреплении мировой славы русского искусства.
Дягилев предложил Стравинскому сочинить музыку к задуманному им национально-фантастическому балету по мотивам народных сказок о Жар-птице и Кащее Бессмертном. Сценарий был создан Фокиным при участии художников А. Бенуа, А. Головина и других. Головин (совместно с Л. Бакстом) сделал эскизы декораций и костюмов. Стравинский с большим увлечением в короткий срок написал музыку балета. Премьера «Жар-птицы» состоялась весной 1910 года в Париже. Это было первое обращение Стравинского к жанру балета, занявшему в ближайшие годы ведущее место в его творчестве. Хотя в «Жар-птице» ещё ясно ощутимы связи с традициями Римского-Корсакова, отчасти и Мусоргского («Ночь на Лысой горе»), это произведение явилось заметным скачком в творческом развитии композитора. С этого времени Стравинский на многие годы прочно связан с дягилевской антрепризой. Ровно через год после постановки «Жар-птицы», в июне 1911 года, в том же Париже увидел свет рампы второй балет Стравинского — «Петрушка». В своей «Хронике» композитор рассказал интересные подробности относительно истории создания произведения. Однажды у него возник замысел виртуозной фортепианной пьесы с сопровождением оркестра. Сочиняя её, он мысленно представлял себе образ игрушечного плясуна. Характеризовавшие этот образ стремительные арпеджированные пассажи рояля как бы вступали в схватку с оркестром, отвечающим угрожающими фанфарами. Пытаясь найти словесное определение характера персонажа, воплощаемого этой музыкой, Стравинский, наконец, понял: то был Петрушка, «вечный и несчастный герой всех ярмарок, всех стран! Это было,— пишет он,— именно то, что нужно,— я нашел ему имя, нашел название!»
Дягилев загорелся идеей создания на данной основе целого спектакля. Так родился одноактный балет «Петрушка». Сценарий был сочинён А. Бенуа совместно с композитором, Бенуа же принадлежали эскизы костюмов и декораций. В качестве балетмейстера снова выступил Фокин, образ Петрушки нашёл превосходного исполнителя в лице Нижинского.
С «Петрушкой» творчество Стравинского достигло полной зрелости. Вызвавшее при своём появлении довольно резкие расхождения в оценке, произведение это с течением времени получило общее признание.
Следующим значительнейшим сочинением Стравинского явился балет «Весна священная», носящий подзаголовок: «Картины языческой Руси». Как и в случае с «Петрушкой», начальный толчок был связан со зрительными, пластическими представлениями. Как-то неожиданно, рассказывает сам Стравинский в «Хронике», в его воображении «возникла картина священного языческого ритуала: мудрые старцы сидят в кругу и наблюдают предсмертный танец девушки, которую они приносят в жертву богу весны, чтобы снискать его благосклонность». Композитор поделился своей мыслью с художником Н. Рерихом, которому особенно близка была древнеславянская тематика, а также с Дягилевым. Оба очень увлеклись идеей создания нового балета. Однако осуществление замысла было оттеснено сочинением и постановкой «Петрушки». Партитура «Весны священной» была закончена в 1912 году, первая постановка состоялась (подобно обоим предыдущим балетам) в Париже, в июне 1913 года.
Премьера «Весны священной» прошла при исключительно бурной отрицательной реакции большей части публики. Необычность музыкального языка вызвала почти с первых тактов смех и возмущённые крики, превратившиеся в сплошной шум, заглушавший музыку и сбивавший танцоров. Лишь последующие спектакли и концертное исполнение музыки балета позволили оценить её по достоинству, и вскоре «Весна священная» была признана одним из самых значительных событий музыкальной жизни своего времени. В «Весне священной» Стравинский стремился передать мироощущение древних славян эпохи родового строя, жизнь которых глубоко связана с природой. Её неведомые грозные силы они обожествляют и пытаются их умилостивить обрядами и жертвами. Балет состоит из двух частей-картин — «Поцелуй земли» и «Великая жертва». Оркестровое вступление рисует весеннее пробуждение и постепенный расцвет природы. Ряд плясок, игр, ритуальных действ и обрядов завершается «Великой священной пляской» избранницы — девушки, обречённой на смерть.