Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Материалистические и диалектические тенденции в русской философии




 

В своих основных моментах русская философия проходит главные этапы развития мировой философской мысли. Материалистическую, диалектическую и атеистическую тенденции в русской философии XIX века развивали В.Г.Белинский(1811-48),А.И.Герцен (1812-70), Н.Г.Чернышевский (1828-89) и другие мыслители.

В своих зрелых работах В.Г.Белинский, давая высокую оценку диалектике Гегеля, критиковал его идеализм и показывал, что разум не есть что-то самодовлеющее, первичное, по отношению к физическому миру, разум – порождение материи на высшей фазе её развития и одновременно отражение мира. Белинский отверг претензии Гегеля на достижение абсолютной истины. В истине он видел процесс бесконечного развития знания. Критикуя агностицизм и учитывая взаимосвязь индивидуального и общечеловеческого в познании, он отмечал, что «ограничен разум человека, но зато безграничен разум человеческий» (8,с.134).

А.И.Герцен, как и Белинский, материалистически решал основной вопрос философии. Чтобы отмежеваться от так называемых вульгарных материалистов, считавших сознание разновидностью материи, своё учение он называл реализмом, противопоставляя его как идеализму Гегеля, так и метафизическому материализму. Общий недостаток прежнего материализма Герцен справедливо усматривал в том, что в нём отсутствовала идея развития, что для него мир – это унылая картина смены одних и тех же состояний. Герцен материалистически истолковывал диалектику Гегеля и называл ее «алгеброй революции».

Одним из первых Герцен предпринял попытку преодолеть односторонности эмпиризма и рационализма. «Опыт и умозрение, - писал он, - две необходимые, истинные, действительные ступени одного и того же знания… взятые в противоположности, исключительно и отвлечённо, они так же не приведут к делу, как анализ без синтеза или синтез без анализа… Опыт есть хронологически первое в деле знания, но он имеет свои пределы, далее которых он или сбивается с дороги или переходит в умозрение» (6, с.97-98).

Герцен глубоко понимал и активно пропагандировал идею союза философии и естествознания. Он писал, что «философия без естествознания так же невозможна, как естествознание без философии» (2,с.93). Философия, по Герцену, не подменяет собой частные науки, по отношению к ним она должна выступать как совокупность руководящих принципов, как методология. В свою очередь, частные науки дают материал для развития философии. «Философия, не опертая на частных науках, на эмпирии – призрак» (6, с.101).

Существенный вклад в развитие материалистических и диалектических тенденций внёс Чернышевский. Материализм он определял как учение, в основе которого лежит «уважение к действительной жизни, недоверчивость к априорическим, хотя бы и принятым для фантазии, гипотезам» (7,с.54). Одну из главных задач философии Чернышевский видел в обосновании принципа материального единства мира и человека. Он настаивал на наличии неразрывной связи между органической и неорганической природой, между человеком и высшими животными и, наконец, между различными функциями человеческого организма.

Самым крупным, пожалуй, философским достижением Чернышевского было учение о практике как критерии истины. Вот что он писал: «Практика – великая разоблачительница обманов и самообольщений не только в практических делах, но также в делах чувства и мысли. Поэтому то в науке ныне принята она существенным критериумом всех опорных пунктов. Что подлежит спору в теории, на чистоту решается практикою действительной жизни» (7,с.180). Понятие практики Чернышевский не ограничивает экспериментом, как это зачастую было у прежних мыслителей, а видит в ней деятельность в самом широком смысле.

В ряде вопросов Чернышевский близко подходил к материалистическому объяснению общественной жизни. Это сказалось в признании им борьбы классов движущей силой общественного развития, народных масс – главным действующим лицом истории, зависимости идеологии и сознания людей от экономических условий их жизни. Вместе с Герценом Чернышевский был основоположником народничества – учения о переходе к социализму через крестьянскую общину.

В XXI веке дальнейшее развитие материализма и диалектики в России было осуществлено В.И.Лениным (1870-1924), который опирался на взгляды Белинского, Герцена, Чернышевского и особенно Маркса и Энгельса. Ленин внёс существенный вклад в понимание материи, выявил причины разразившегося в начале века методологического кризиса в науке, обогатил учение об истине и роли практики в познании.

Под руководством Ленина в России была предпринята попытка реализации ошибочной политической идеи Маркса о диктатуре пролетариата. На деле была установлена не диктатура пролетариата (последнее вообще невозможно, поскольку пролетариат как класс, отчуждённый от средств производства и культуры, не способен управлять обществом), а диктатура бюрократии, и в СССР возник не социализм или коммунизм, как многие полагали и искренне полагают сейчас, а государственный капитализм. Вместо множества частных собственников возник один – государство, а почти всё взрослое население страны превратилось в единый, лишённый средств производства и производимых продуктов, класс – класс наёмных работников государства. В настоящее время в России и странах СНГ в результате приватизации средств производства происходит возврат от государственного капитализма к капитализму обычному. Переход к социализму произойдёт позднее, когда человек будет полностью освобождён техникой от непосредственного участия в материальном производстве.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-31; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 663 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

2507 - | 2376 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.