В рамках всей предшествовавшей философии, которая в целом страдала созерцательностью и метафизичностью, не были решены две важные проблемы: 1) какова роль субъекта и его особенностей в формировании знания; 2) как осуществляются процессы развития различных систем? Эти проблемы и попытались решить представители немецкой классической философии.
Родоначальником её является И.Кант (1724-1804). В его творчестве выделяют два этапа: докритический и критический. В первый период (до 1770 г.) Кант выступает не только как философ, но и как крупный учёный. В своих работах он поставил вопрос о развитии в природе. В книге «Всеобщая естественная история и теория неба» он разработал глубокую гипотезу, согласно которой Солнечная система возникла из огромного облака разрежённых в пространстве частиц материи и развилась до своего нынешнего устройства согласно законам Ньютона. Кант наметил идею классификации животного мира и распределения классов животных по их происхождению, а также выдвинул идею естественной истории человеческих рас. Кантовские идеи о развитии в природе положили конец безраздельному господству метафизического способа мышления у учёных и представлению о неизменности мира с момента его творения. Кант, однако, признавая бесконечность процесса развития мира, полагал, что этот процесс имел начало – божественное творение, после которого мировой процесс идёт без вмешательства Бога.
Основу произведений Канта критического периода составляет учение о «вещах в себе» и «явлениях». По Канту, существует не зависящий от нашего сознания мир вещей; он называет их вещами в себе. Человек обладает тремя познавательными способностями: чувственностью – способностью к ощущениям; рассудком – способностью к понятиям и суждениям; разумом – способностью к умозаключениям, доходящим до «высших идей» (идей мира в целом, Бога, бессмертной души).
Познание, по Канту, начинается с того, что вещи в себе воздействуют на органы чувств и вызывают многообразные ощущения. В этом тезисе Кант – материалист и гносеологический реалист. Но далее Кант утверждает, что ни ощущения нашей чувственности, ни понятия и суждения рассудка, ни понятия разума не дают нам и не могут дать знания о вещах в себе. Кант полагает, что субъекту по природе присущи некоторые врождённые, доопытные (по его терминологии, «априорные») способы подхода к действительности, из самой действительности не выводимые. К ним относятся доопытные формы чувственности – пространство и время; и доопытные категории рассудка – реальность, субстанция, возможность, действительность, необходимость, причинность, множество, целое и др.
Пространство и время, по Канту, - не формы бытия самих вещей, а априорные формы чувственности, приписываемые человеком внешнему миру. Эти формы, будучи едиными для всего человеческого рода, создают предпосылки достоверности и объективности математики. Под достоверностью и объективностью Кант понимает не соответствие действительности, а всеобщность и логическую необходимость. Формы чувственности – пространство и время – упорядочивают ощущения и создают из них восприятия. Затем деятельность рассудка, по Канту, на основе своих дооытных категорий придаёт им всеобщий характер, т.е. рассудок подводит многообразный чувственный материал под единые категории и устанавливает связи между ними.
Таким образом, вещь в себе через каналы органов чувств, формы чувственности и рассудка стала достоянием сознания субъекта, «явилась» ему, и он может делать о ней определённые умозаключения. Вещи, как они существуют в сознании субъекта, Кант называл «явлениями». Человек, по мнению Канта, может знать лишь «явления», каковы же вещи сами по себе, человек не знает и знать не может. Знания о явлениях могут неограниченно расширяться, чем и занимается наука, но это не приближает нас к познанию вещей в себе.
Формам чувственности и рассудка доступен только мир опыта, полагал Кант, а то, что находится вне его – «мир вещей в себе» – или, по терминологии Канта, «трансцендентный мир» (от лат.«запредельный») – для них закрыт. Но доступен ли он разуму, этот мир сам по себе? Да, полагал Кант, но не теоретическому разуму, а практическому. Теоретический разум не может этого сделать, так как основывается на рассудке, а тот - на опыте. Свидетельством этому служат так называемые антиномии разума – неразрешимые противоречия, в которые он впадает при попытке раскрыть вещи в себе. Например, при попытке мыслить мир как целое можно, по Канту, неопровержимо доказать, что мир не имеет начала во времени, не имеет границ в пространстве, а можно также неопровержимо доказать, что мир начал существовать в какой-то момент времени и что он ограничен в пространстве. Невозможно, полагал Кант, логически однозначно доказать существование Бога как высшего начала мира. Кант опроверг все имевшиеся доказательства существования Бога. Он правильно показал, что все они основываются на логической ошибке: существование Бога выводится в них из самого понятия о Боге. Поскольку Бог не дан в опыте, не принадлежит миру явлений, то, по Канту, невозможно ни доказательство его существования, ни его опровержение. Это же относится и к другим идеям о трансцендентном мире (душе, бессмертию, свободе и др.).
Но то, что недоступно теоретическому разуму, полагал Кант, доступно разуму практическому, или нравственному, управляющему поступками людей. Движущей силой последнего служит уже не мышление, а воля со своим нравственным законом. Трансцендентный мир открывается практическому разуму в виде особого знания – призыва, знания – требования. Основное из них – «категорический императив» (моральный закон), который гласит: поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. Отсюда Кант делал гуманистический вывод о недопустимости использовать человека только как средство для чего-либо; человек всегда должен быть целью самой по себе. Согласно Канту, моральный закон заставляет человека также принять идею существования Бога и бессмертия души. По Канту, мораль обусловливает религию; существование Бога нельзя доказать логически, но в него нужно верить, так как только это позволяет устранять зло, существующее в мире.
Несомненной заслугой Канта было исследование активности познающего субъекта, выявление роли его познавательных форм в возникновении знания. Но Кант не учёл 3 фактора: 1)ощущения, как самые простые познавательные образы, уже несут некоторую информацию о «вещах в себе»; 2)субъективные пространство и время (формы чувственного созерцания) – есть отражение объективных пространства и времени; 3)категории рассудка – это отражение наиболее общих свойств мира. Заблуждения в указанных трёх моментах и привели Канта к агностицизму.