Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Антропологизм греческой философии: софисты, Сократ




 

В самом раннем периоде развития греческой философии интерес мыслителей был направлен во вне, на объективный мир. Появление новых общественных потребностей обусловило интерес к познанию человека и его внутреннего мира. Начало в исследовании проблемы человека положили так называемые софисты – Протагор (ок.480-410 до н.э.), Горгий (ок.483-375 до н.э.) и другие, а также Сократ. Слово «софист» вначале понималось в буквальном смысле – как мудрец, затем стало обозначать платного учителя мудрости и красноречия. Такой новый тип философов появляется в период расцвета рабовладельческой демократии, когда образованность, опыт и мастерство в публичных выступлениях, на судах очень высоко ценятся. Софисты как раз и предлагали свои услуги тем, кто стремился участвовать в политической жизни. Они обучали грамматике, стилистике, риторике, умению вести дискуссию. Главным их искусством было искусство слова, и именно они выработали нормы литературного греческого языка.

Исходный принцип софистов был сформулирован Протагором: «Человек есть мера всех вещей». Это означает, что всё содержание мышления, представления о добре, о прекрасном, справедливом зависят только от мыслящего человека и не зависят от объективной действительности. Софисты отождествляли мудрость со знанием, умением доказывать всё, что они считали необходимым, выгодным данному человеку. Пользуясь энциклопедическими знаниями и искусством красноречия, они опровергали казавшиеся непоколебимыми истины и обосновывали порой самые необычные воззрения. Горгий, прибывший в Афины из Италии, поражал даже видавших виды афинян: он мог выступать по любому вопросу, выступать без подготовки, выступать одинаково убедительно «за» и «против», мог произносить логически законченную речь в течение любого предоставленного ему времени.

Софисты способствовали развитию логического мышления, гибкости понятий. Логическая доказуемость (а не соответствие действительности) считалась у них главным свойством истины. Большинство софистов считало, что доказать можно всё, что угодно, необходимы только ум, знания и красноречие. «Какой мне кажется каждая вещь, - говорил Протагор, - такова она для меня и есть, а какой тебе, такова же она, в свою очередь, для тебя». У каждого человека, согласно софистам, своя истина, а истины как таковой, общезначимой, а тем более объективной, нет. Софисты смешивали истину с индивидуальным мнением. Мнений, действительно, может быть много, но истина одна. И она вырабатывается на трудном пути познания в результате вычленения объективных моментов, которые могут содержаться в отдельных мнениях, и их объединения (см. §7 гл.13).

Софисты преувеличивали и даже абсолютизировали относительность знания, его зависимость от человека и конкретных условий, не учитывали наличия в любом знании объективных (правильных, соответствующих объекту) моментов. Поэтому их учение можно квалифицировать как гносеологический релятивизм. Последний служил им для обоснования и нравственного релятивизма. Софисты подчёркивали условность любых правовых норм, государственных законов и моральных оценок. Что считать справедливым, добром или злом, хорошим или плохим, - всё это зависит только от интересов человека или государства и соответственно от их позиции. На самом же деле нравственные нормы общезначимы для данной социальной группы, и в её пределах добро является добром для всех её членов, а есть нормы, общезначимые и для всего человечества (см. §12 гл.12)

Прогрессивное значение деятельности софистов состояло в том, что они поставили на обсуждение проблему человека и его субъективного мира, зависимости форм культуры от человека, показали огромные возможности мышления, активно распространяли знания и просвещали людей. Однако в 4 в. до н.э. произошло вырождение деятельности софистов: они стали прибегать в споре к различным уловкам, приёмам, получивших название софизмов, - неверных доводов, замаскированных внешней правильностью, например: «То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога, следовательно, ты рогат». Поэтому Аристотель назвал их учителями мнимой мудрости. С этого времени слово «софистика» используется в нарицательном смысле – для обозначения замаскированных нарушений правил логики.

Учеником софистов в начальный период своего творчества, а затем их непримиримым оппонентом, был Сократ. Он выступил против релятивизма истины софистов. Мерилом всех вещей для него является не субъективно произвольный человек, а человек как разумное, мыслящее существо, поскольку в мышлении находят своё выражение общие законы. «Познай самого себя» – любимое изречение Сократа. Основополагающая способность человека, по Сократу, - это мышление, разум. Разум способен дать не просто индивидуальное мнение, - на чём останавливались софисты, - а всеобщее, общеобязательное знание. Но знание нельзя получить в готовом виде. Человек должен затратить значительные усилия, чтобы обрести его. Знание должно родиться. Отсюда вытекает метод Сократа – майевтика (от греч. «повивальное искусство»). Сократ полагал, что, помогая рождению истины в других людях, он продолжает в духовной области дело своей матери, повитухи Фенареты.

Началом метода Сократа служит ирония, благодаря которой он побуждал у людей сомнения в общепринятых истинах. «Так ли это? – всегда вопрошал Сократ, - давайте подумаем вместе». О самом же себе он говорил: «Я знаю, что я ничего не знаю». Тем самым он приглашал людей к рассуждению, к самому глубокому и непредвзятому анализу любого положения.

Конкретно это выражалось в точной постановке вопросов по предмету беседы, обсуждении вариантов возможных ответов на них, обнаружению и устранению противоречий. При этом Сократ исходил из установки, что все знания уже имеются у человека. Сознание черпает из самого себя всё понимание истины. Задача философа – лишь помочь человеку найти истину. Проводя большую часть жизни на площадях и улицах, Сократ вступал в беседы с любым, кто желал говорить с ним. Сам Сократ никогда ничего не писал, но стиль и характер этих бесед ярко отражены в дошедших до нас философско-художественных диалогах Сократа, написанных его учеником Платоном.

Основное содержание сократовских рассуждений посвящено проблемам морали: что такое добро и зло, справедливость и несправедливость, в чём заключается долг человека и др. Философия понималась Сократом как познание того, что такое добро и зло. Знание отождествлялось им с добром. Сократ верил, что если человек знает, что именно хорошо, а что плохо, то он никогда не поступит дурно. Зло идёт от незнания, значит, приобретение знания – источник нравственного совершенствования. Поскольку всё знание тогда было сосредоточено в философии, то философия, по Сократу, - средство формирования добродетельного человека и справедливого государства. Позиция Сократа по вопросам морали именуется этическим рационализмом (от лат. «рационалис» – разумный), поскольку решающая роль в формировании нравственных норм отводится им разуму и знаниям.

Но Сократа не поняли и не приняли его сограждане. В 70-летнем возрасте он был обвинён в том, что развращает молодёжь, не признаёт богов и подрывает устои государства. Суд приговорил его к смертной казни. Философ имел возможность бежать из Афин, но он предпочёл смерть и в присутствии своих учеников и друзей умер, выпив кубок с ядом. Этим Сократ показал, что он не подрывал и не подрывает, а признаёт над собой законы и устои государства. Тем самым сама смерть Сократа была демонстрацией истины, состоящей в том, что он служил людям и государству. Самоубийство Сократа российский философ В.А.Лекторский справедливо назвал философским поступком.

Хотя Сократ не создал какой-либо философской системы, но важнейшая его заслуга в истории философии состояла в том, что в его практике диалог сделался основным методом нахождения истины. Если ранние мыслители в основном постулировали свои принципы, то Сократ стремился критически обсудить все возможные точки зрения, заранее не присоединяясь ни к одной из них. Образ Сократа вошёл в сознание последующих поколений как высочайший пример кристально честного, независимого мыслителя, ставящего искание истины выше всех других побуждений.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-31; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1874 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Слабые люди всю жизнь стараются быть не хуже других. Сильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Борис Акунин
==> читать все изречения...

2181 - | 2101 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.