Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Непрестанное взаимодействие внешнего и внутреннего насыщает резкой контрастностью музыку Шумана.




Тема 3. Западноевропейское фортепианное искусство

Первой половины 19 века.

Роберт Шуман – творчество. Педагогические взгляды

«Проливать свет в глубины человеческого сердца —

таково призвание художника».
Р. Шуман

П. Чайковский считал, что будущие поколения назовут XIX в. шумановским периодом в истории музыки. И действительно, музыка Шумана запечатлела главное в искусстве его времени — ее содержанием стали «таинственно-глубокие процессы духовной жизни» человека, ее назначением — проникновение в «глубины человеческого сердца».

Шуман принадлежит ко второму поколению музыкантов-романтиков, пришедшему на смену Веберу, Шуберту. Шуман во многом отталкивался от позднего Шуберта, от той линии его творчества, в которой элементы лирико-драматические и психологические играли определяющую роль.

Характеристика стиля.

1.Творчество Шумана обозначило зрелый этап музыкального романтизма, в его музыке воплотились самые характерные черты стиля – психологизм, страстное стремление к идеалу, интимность тона, острота иронии и горечь от ощущения убожества мещанского духа (как он сам говорил, «кричащих диссонансов» жизни).

2. Влияние литературы на творчество Шумана было очень сильным. Духовное формирование Шумана началось в 20-е годы XIX века, когда романтизм в Германии только что пережил свой блистательный расцвет в литературе. Трудно найти композитора, у которого переплетение музыки и литературы было бы столь тесным, как у него (разве что у Вагнера). Он был убежден в том, что «эстетика одного искусства есть эстетика и другого, только материал различен». Именно в творчестве Шумана осуществилось глубинное проникновение литературных закономерностей в музыку, характерное для романтического синтеза искусств, что проявилось в

· прямом сочетании музыки с литературой в вокальных жанрах («Любовь поэта» на стихи Г. Гейне);

· обращении к литературным образам и сюжетам («Бабочки» по мотивам романа Жан Поля «Мальчишеские годы»);

· создании таких музыкальных жанров, как циклы-«рассказы» («Карнавал»), «Новеллетты», лирические миниатюры, подобные поэтическим афоризмам или стихотворениям («Листок из альбома» fis-moll, пьесы «Поэт говорит», «Warum?»).

 

В своем увлечении литературой Шуман прошел путь от сентиментального романтизма Жан Поля (в юности) к острой критичности Гофмана и Гейне (в зрелые годы), а затем – к Гёте (в поздний период). Шумановские миниатюры можно сравнить с лирическими стихотворениями. Более развернутые пьесы — с поэмами, новеллами, увлекательными романтическими повестями, где иногда причудливо переплетаются разные сюжетные линии, реальное оборачивается фантастическим, возникают лирические отступления и т. д.

В своих фортепианных композициях Шуман часто выступает как рассказчик-новеллист, разворачивающий перед слушателем пеструю вереницу контрастных образов, которые в совокупности составляют законченное музыкальное «повествование». Вот почему с самого начала творческого пути излюбленной формой фортепианных сочинений Шумана стал сюитный цикл миниатюр.

3. Современникам Шумана творчество его казалось загадочным и недоступным. Своеобразный музыкальный язык (мелодия, причудливая гармония, необычно гибкий, эластичный ритм словно повинуются малейшему движению причудливых образов, изменчивости настроений), новые образы, новые формы — все это требовало слишком углубленного вслушивания и напряжения, непривычных для публики концертных залов.

Даже среди музыкантов искусство Шумана с трудом пробивало себе путь к пониманию. Лист — один из самых проницательных и чутких художников — принимал Шумана лишь частично, позволяя себе такие вольности, как исполнение «Карнавала» с купюрами. Опыт Листа, пытавшегося пропагандировать шумановскую музыку, окончился довольно печально. В одном из писем Лист писал: «Я много раз имел такой неуспех с шумановскими пьесами и в частных домах, и в публичных концертах, что потерял кураж ставить их на свои афиши».

Один из самых умных музыкантов своего времени - Мендельсон совершенно не воспринимал мятежного духа музыки Шумана.

Лишь с середины 19 века музыка Шумана начала внедряться в музыкально-концертную жизнь, приобретать все более широкие круги приверженцев и почитателей. Среди первых людей, отметивших истинную ее ценность, были передовые русские музыканты. Антон Григорьевич Рубинштейн много и охотно играл Шумана и именно исполнением «Карнавала» и «Симфонических этюдов» производил огромное впечатление на слушателей. Любовь к Шуману была многократно засвидетельствована Чайковским и деятелями «Могучей кучки».

4. Основная творческая тема Шумана — мир внутренних состояний человека, его психологической жизни. Главным содержанием его творчества стала самая личная из всех лирических тем – тема любви. Внутренний мир его героя более противоречив, чем у шубертовского странника из «Прекрасной мельничихи» и «Зимнего пути», его конфликт с окружающим миром острее, импульсивнее. Сам язык, которым «говорит» Шуман, сложнее, ему присуща динамика неожиданных контрастов, порывистость. Если о Шуберте можно говорить как о романтике-классике, то Шуман в наиболее характерных своих сочинениях далек от уравновешенности, законченности форм классического искусства.

Шуман, как человек и художник, очень остро реагирующий на все явления жизни, творил непосредственно, спонтанно. Создавал образы хрупкие и утонченные, изменчивые и разнообразные. Ни у кого из западноевропейских современников Шумана, кроме Шопена, нет такой страстности и многообразия эмоций.

В нервно-восприимчивой натуре Шумана до крайности обостряется испытывавшееся передовыми художниками эпохи ощущение разрыва между мыслящей, глубоко чувствующей личностью и реальными условиями окружавшей действительности. Неполноту существования он стремится восполнить собственной фантазией, неприглядной жизни противопоставить идеальный мир, царство мечты и поэтического вымысла.

5. С другой стороны Шуман говорил о том, что его живо интересуют все окружающие явления - «политика, литература, люди; обо всем этом я раздумываю на свой лад, и затем все это просится наружу, ищет выражения в музыке». Реальность, действительность очень часто вторгаются в его лирическую музыку, вносит в неё элемент публицистичности, острой характерности и конкретности. Впервые в инструментальной музыке появляются столь точные своей характеристичностью портреты, зарисовки, сцены. Портреты-характеры, картины настроения, образы одухотворенной природы, легенды, народный юмор, веселые зарисовки, поэзия быта – все, что мог содержать дневник поэта или альбом художника, воплощено Шуманом языком музыки.

Вывод: Среди большого разнообразия претворенных Шуманом художественных замыслов можно условно выделить два направления или типа. Один — воплощение собственно лирики настроений, душевных состояний. Таковы многие из «Фантастических пьес», «Крейслериана», Фантазия C-dur, Юмореска. Другой — это красочные картины жизни, схваченной в ее стремительном беге, ее нарядных праздничных формах, в стихии захватывающей и увлекающей танцевальности.

6. Природа и бит в творчестве Шумана не объективна, она как бы не существует вне его переживаний и всегда отражает его собственные эмоции.

То же можно сказать и о сказочно-фантастических образах. В творчестве Шумана, по сравнению с творчеством Вебера или Мендельсона, связи со сказочностью, порожденной народными представлениями, заметно ослабевают. Фантастика Шумана — скорее фантастика собственных видений, подчас причудливых и капризных, вызванных игрой художественного воображения.

Непрестанное взаимодействие внешнего и внутреннего насыщает резкой контрастностью музыку Шумана.

 

Фортепианная музыка.

Все характерное, чисто «шумановское» с наибольшей яркостью воплотилось в его фортепианной музыке. У Шумана немало предшественников, в творчестве которых разрабатывались те или иные элементы нового романтического фортепианного стиля. Несомненное влияние оказали на него поздние бетховенские сонаты. Но Шуман, как и Шопен, принадлежал к числу художников, являвшихся создателями нового стиля; к формированию его они шли своими, особыми путями.

Сочинения для фортепиано:

Крупная форма:

3 сонаты,3 сонаты для юношества, Фантазия, Концерт для фортепиано с оркестром.

Вариации:

Вариации на тему Абегг, Бабочки, Экспромты на тему Клары Вик, Танцы давидсбюндлеров, Карнавал (Маленькие сцены, написанные на 4 ноты), Симфонические этюды (2-я редакция под названием «Этюды в форме вариаций», 1852), Крейслериана (фантазии), Юмореска.

Сборники и отдельные пьесы:

Этюды для фортепиано по каприсам Паганини, 6 концертных этюдов по каприсам Паганини, Интермеццо, Токката, Фантастические пьесы, Детские сцены, Арабеска, Новелетты, Ночные пьесы, Венский карнавал (фантастические картины), 3 романса для фортепиано, а так же эскизы, этюды, педальные пьесы, фуги. 6 фуг на имя BACH (для органа или педального фортепиано), Альбом для юношества, Лесные сцены, Пёстрые листки, 3 фантастические пьесы, Листки из альбома, 7 пьес в форме фугетт, Утренние песни.

Для фортепиано в 4 руки:

8 полонезов, Восточные картины, 12 пьес для маленьких и больших детей, Бальные сцены, Детский бал

Для двух фортепиано:

Andante и вариации.

Хронологически (основные произведения):


Вариации на тему «Abegg», ор. 1

«Бабочки», ор. 2

Танцы давидсбюндлеров, ор. 6

Токката, ор.7

Allegro ор.8

«Карнавал», ор. 9

Соната № 1 фа-диез минор, ор. 11

Фантастические пьесы, ор. 12

Симфонические этюды, ор. 13

Соната № 3 фа минор, ор. 14

Детские сцены, ор. 15

Крейслериана, ор. 16

Фантазия до мажор, ор. 17

Арабеска, ор. 18

Blumenstück (Цветочная пьеса), ор. 19

Юмореска, ор. 20

Новеллетты (8 пьес), ор. 21

Соната № 2 соль минор, ор. 22

Ночные пьесы, ор. 23

Венский карнавал, ор. 26

Концерт для фортепиано с оркестром, ор. 54

Альбом для юношества, ор. 68

Лесные сцены, op. 82

Интродукция и Allegro Appassionato для фофортепиано с оркестром, op. 92

Пёстрые листки, ор.99

Утренние песни, op. 133 Интродукция и Allegro для фортепиано с оркестром, op.


Фортепианной музыке Шуман посвятил первое 10-летие своей композиторской деятельности – пылкие молодые годы, полные творческого энтузиазма и надежд (30-е годы). Его опусы с 1-го по 23-й включительно содержат одни лишь фортепианные произведения. В этой области раньше всего раскрылся индивидуальный шумановский мир и появились самые характерные для его стиля произведения. Это «Карнавал», «Симфонические этюды», «Крейслериана», Фантазия C-dur, «Танцы давидсбюндлеров», Новеллетты, «Фантастические пьесы», «Детские сцены», «Ночные пьесы» и т.д.

Поражает то, что многие из этих шедевров появились буквально через 3–4 года после того, как Шуман стал сочинять – в 1834-35 годах. Эти годы биографы композитора называют «временем борьбы за Клару», когда он отстаивал свою любовь. Не удивительно, что многие фортепианные произведения Шумана раскрывают его личные переживания, имеют автобиографический характер (как и у других романтиков). Так, например, Первую фортепианную сонату композитор посвятил Кларе Вик от имени Флорестана и Эвзебия

«Лирик кратких мгновений», как назвал Шумана Б. Асафьев. Он особенно самобытно раскрывает себя в ци­клических формах, где целое создается из множества контрастов. Свободное че­редование образов, частая и внезапная смена настроений, переключение из одного плана действия в другой, нередко противоположный, – весьма характерный для него метод, отразивший импульсивность его мироощущения.

Фортепианная фактура.

Шуман — единственный из крупных мастеров фортепианной музыки 30—40-х годов прошлого века, оставшийся в стороне от «блестящего» направления виртуозного пианизма. Его сочинениям не свойственны «жемчужная», техника и элегантная манера фортепианного письма, присущие композиторам салонно виртуозного направления.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-31; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 701 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2499 - | 2248 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.