Тема 3. Западноевропейское фортепианное искусство
Первой половины 19 века.
Роберт Шуман – творчество. Педагогические взгляды
«Проливать свет в глубины человеческого сердца —
таково призвание художника».
Р. Шуман
П. Чайковский считал, что будущие поколения назовут XIX в. шумановским периодом в истории музыки. И действительно, музыка Шумана запечатлела главное в искусстве его времени — ее содержанием стали «таинственно-глубокие процессы духовной жизни» человека, ее назначением — проникновение в «глубины человеческого сердца».
Шуман принадлежит ко второму поколению музыкантов-романтиков, пришедшему на смену Веберу, Шуберту. Шуман во многом отталкивался от позднего Шуберта, от той линии его творчества, в которой элементы лирико-драматические и психологические играли определяющую роль.
Характеристика стиля.
1.Творчество Шумана обозначило зрелый этап музыкального романтизма, в его музыке воплотились самые характерные черты стиля – психологизм, страстное стремление к идеалу, интимность тона, острота иронии и горечь от ощущения убожества мещанского духа (как он сам говорил, «кричащих диссонансов» жизни).
2. Влияние литературы на творчество Шумана было очень сильным. Духовное формирование Шумана началось в 20-е годы XIX века, когда романтизм в Германии только что пережил свой блистательный расцвет в литературе. Трудно найти композитора, у которого переплетение музыки и литературы было бы столь тесным, как у него (разве что у Вагнера). Он был убежден в том, что «эстетика одного искусства есть эстетика и другого, только материал различен». Именно в творчестве Шумана осуществилось глубинное проникновение литературных закономерностей в музыку, характерное для романтического синтеза искусств, что проявилось в
· прямом сочетании музыки с литературой в вокальных жанрах («Любовь поэта» на стихи Г. Гейне);
· обращении к литературным образам и сюжетам («Бабочки» по мотивам романа Жан Поля «Мальчишеские годы»);
· создании таких музыкальных жанров, как циклы-«рассказы» («Карнавал»), «Новеллетты», лирические миниатюры, подобные поэтическим афоризмам или стихотворениям («Листок из альбома» fis-moll, пьесы «Поэт говорит», «Warum?»).
В своем увлечении литературой Шуман прошел путь от сентиментального романтизма Жан Поля (в юности) к острой критичности Гофмана и Гейне (в зрелые годы), а затем – к Гёте (в поздний период). Шумановские миниатюры можно сравнить с лирическими стихотворениями. Более развернутые пьесы — с поэмами, новеллами, увлекательными романтическими повестями, где иногда причудливо переплетаются разные сюжетные линии, реальное оборачивается фантастическим, возникают лирические отступления и т. д.
В своих фортепианных композициях Шуман часто выступает как рассказчик-новеллист, разворачивающий перед слушателем пеструю вереницу контрастных образов, которые в совокупности составляют законченное музыкальное «повествование». Вот почему с самого начала творческого пути излюбленной формой фортепианных сочинений Шумана стал сюитный цикл миниатюр.
3. Современникам Шумана творчество его казалось загадочным и недоступным. Своеобразный музыкальный язык (мелодия, причудливая гармония, необычно гибкий, эластичный ритм словно повинуются малейшему движению причудливых образов, изменчивости настроений), новые образы, новые формы — все это требовало слишком углубленного вслушивания и напряжения, непривычных для публики концертных залов.
Даже среди музыкантов искусство Шумана с трудом пробивало себе путь к пониманию. Лист — один из самых проницательных и чутких художников — принимал Шумана лишь частично, позволяя себе такие вольности, как исполнение «Карнавала» с купюрами. Опыт Листа, пытавшегося пропагандировать шумановскую музыку, окончился довольно печально. В одном из писем Лист писал: «Я много раз имел такой неуспех с шумановскими пьесами и в частных домах, и в публичных концертах, что потерял кураж ставить их на свои афиши».
Один из самых умных музыкантов своего времени - Мендельсон совершенно не воспринимал мятежного духа музыки Шумана.
Лишь с середины 19 века музыка Шумана начала внедряться в музыкально-концертную жизнь, приобретать все более широкие круги приверженцев и почитателей. Среди первых людей, отметивших истинную ее ценность, были передовые русские музыканты. Антон Григорьевич Рубинштейн много и охотно играл Шумана и именно исполнением «Карнавала» и «Симфонических этюдов» производил огромное впечатление на слушателей. Любовь к Шуману была многократно засвидетельствована Чайковским и деятелями «Могучей кучки».
4. Основная творческая тема Шумана — мир внутренних состояний человека, его психологической жизни. Главным содержанием его творчества стала самая личная из всех лирических тем – тема любви. Внутренний мир его героя более противоречив, чем у шубертовского странника из «Прекрасной мельничихи» и «Зимнего пути», его конфликт с окружающим миром острее, импульсивнее. Сам язык, которым «говорит» Шуман, сложнее, ему присуща динамика неожиданных контрастов, порывистость. Если о Шуберте можно говорить как о романтике-классике, то Шуман в наиболее характерных своих сочинениях далек от уравновешенности, законченности форм классического искусства.
Шуман, как человек и художник, очень остро реагирующий на все явления жизни, творил непосредственно, спонтанно. Создавал образы хрупкие и утонченные, изменчивые и разнообразные. Ни у кого из западноевропейских современников Шумана, кроме Шопена, нет такой страстности и многообразия эмоций.
В нервно-восприимчивой натуре Шумана до крайности обостряется испытывавшееся передовыми художниками эпохи ощущение разрыва между мыслящей, глубоко чувствующей личностью и реальными условиями окружавшей действительности. Неполноту существования он стремится восполнить собственной фантазией, неприглядной жизни противопоставить идеальный мир, царство мечты и поэтического вымысла.
5. С другой стороны Шуман говорил о том, что его живо интересуют все окружающие явления - «политика, литература, люди; обо всем этом я раздумываю на свой лад, и затем все это просится наружу, ищет выражения в музыке». Реальность, действительность очень часто вторгаются в его лирическую музыку, вносит в неё элемент публицистичности, острой характерности и конкретности. Впервые в инструментальной музыке появляются столь точные своей характеристичностью портреты, зарисовки, сцены. Портреты-характеры, картины настроения, образы одухотворенной природы, легенды, народный юмор, веселые зарисовки, поэзия быта – все, что мог содержать дневник поэта или альбом художника, воплощено Шуманом языком музыки.
Вывод: Среди большого разнообразия претворенных Шуманом художественных замыслов можно условно выделить два направления или типа. Один — воплощение собственно лирики настроений, душевных состояний. Таковы многие из «Фантастических пьес», «Крейслериана», Фантазия C-dur, Юмореска. Другой — это красочные картины жизни, схваченной в ее стремительном беге, ее нарядных праздничных формах, в стихии захватывающей и увлекающей танцевальности.
6. Природа и бит в творчестве Шумана не объективна, она как бы не существует вне его переживаний и всегда отражает его собственные эмоции.
То же можно сказать и о сказочно-фантастических образах. В творчестве Шумана, по сравнению с творчеством Вебера или Мендельсона, связи со сказочностью, порожденной народными представлениями, заметно ослабевают. Фантастика Шумана — скорее фантастика собственных видений, подчас причудливых и капризных, вызванных игрой художественного воображения.
Непрестанное взаимодействие внешнего и внутреннего насыщает резкой контрастностью музыку Шумана.
Фортепианная музыка.
Все характерное, чисто «шумановское» с наибольшей яркостью воплотилось в его фортепианной музыке. У Шумана немало предшественников, в творчестве которых разрабатывались те или иные элементы нового романтического фортепианного стиля. Несомненное влияние оказали на него поздние бетховенские сонаты. Но Шуман, как и Шопен, принадлежал к числу художников, являвшихся создателями нового стиля; к формированию его они шли своими, особыми путями.
Сочинения для фортепиано:
Крупная форма:
3 сонаты,3 сонаты для юношества, Фантазия, Концерт для фортепиано с оркестром.
Вариации:
Вариации на тему Абегг, Бабочки, Экспромты на тему Клары Вик, Танцы давидсбюндлеров, Карнавал (Маленькие сцены, написанные на 4 ноты), Симфонические этюды (2-я редакция под названием «Этюды в форме вариаций», 1852), Крейслериана (фантазии), Юмореска.
Сборники и отдельные пьесы:
Этюды для фортепиано по каприсам Паганини, 6 концертных этюдов по каприсам Паганини, Интермеццо, Токката, Фантастические пьесы, Детские сцены, Арабеска, Новелетты, Ночные пьесы, Венский карнавал (фантастические картины), 3 романса для фортепиано, а так же эскизы, этюды, педальные пьесы, фуги. 6 фуг на имя BACH (для органа или педального фортепиано), Альбом для юношества, Лесные сцены, Пёстрые листки, 3 фантастические пьесы, Листки из альбома, 7 пьес в форме фугетт, Утренние песни.
Для фортепиано в 4 руки:
8 полонезов, Восточные картины, 12 пьес для маленьких и больших детей, Бальные сцены, Детский бал
Для двух фортепиано:
Andante и вариации.
Хронологически (основные произведения):
Вариации на тему «Abegg», ор. 1
«Бабочки», ор. 2
Танцы давидсбюндлеров, ор. 6
Токката, ор.7
Allegro ор.8
«Карнавал», ор. 9
Соната № 1 фа-диез минор, ор. 11
Фантастические пьесы, ор. 12
Симфонические этюды, ор. 13
Соната № 3 фа минор, ор. 14
Детские сцены, ор. 15
Крейслериана, ор. 16
Фантазия до мажор, ор. 17
Арабеска, ор. 18
Blumenstück (Цветочная пьеса), ор. 19
Юмореска, ор. 20
Новеллетты (8 пьес), ор. 21
Соната № 2 соль минор, ор. 22
Ночные пьесы, ор. 23
Венский карнавал, ор. 26
Концерт для фортепиано с оркестром, ор. 54
Альбом для юношества, ор. 68
Лесные сцены, op. 82
Интродукция и Allegro Appassionato для фофортепиано с оркестром, op. 92
Пёстрые листки, ор.99
Утренние песни, op. 133 Интродукция и Allegro для фортепиано с оркестром, op.
Фортепианной музыке Шуман посвятил первое 10-летие своей композиторской деятельности – пылкие молодые годы, полные творческого энтузиазма и надежд (30-е годы). Его опусы с 1-го по 23-й включительно содержат одни лишь фортепианные произведения. В этой области раньше всего раскрылся индивидуальный шумановский мир и появились самые характерные для его стиля произведения. Это «Карнавал», «Симфонические этюды», «Крейслериана», Фантазия C-dur, «Танцы давидсбюндлеров», Новеллетты, «Фантастические пьесы», «Детские сцены», «Ночные пьесы» и т.д.
Поражает то, что многие из этих шедевров появились буквально через 3–4 года после того, как Шуман стал сочинять – в 1834-35 годах. Эти годы биографы композитора называют «временем борьбы за Клару», когда он отстаивал свою любовь. Не удивительно, что многие фортепианные произведения Шумана раскрывают его личные переживания, имеют автобиографический характер (как и у других романтиков). Так, например, Первую фортепианную сонату композитор посвятил Кларе Вик от имени Флорестана и Эвзебия
«Лирик кратких мгновений», как назвал Шумана Б. Асафьев. Он особенно самобытно раскрывает себя в циклических формах, где целое создается из множества контрастов. Свободное чередование образов, частая и внезапная смена настроений, переключение из одного плана действия в другой, нередко противоположный, – весьма характерный для него метод, отразивший импульсивность его мироощущения.
Фортепианная фактура.
Шуман — единственный из крупных мастеров фортепианной музыки 30—40-х годов прошлого века, оставшийся в стороне от «блестящего» направления виртуозного пианизма. Его сочинениям не свойственны «жемчужная», техника и элегантная манера фортепианного письма, присущие композиторам салонно виртуозного направления.