Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Методы, формы обучения и режим занятий




Программа

Внеурочной деятельности

«Театр детям»

по общекультурному направлению

Программа рассчитана на 3 года обучения в начальной школе (2 – 4 класс)

 

Автор-составитель:

Леончик Ирина Александровна,

учитель начальных классов

МБОУ Багаевская СОШ №2

 

 

2014 г

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Театр, как вид искусства, возник в глубокой древности. Он помогал реализовать потребность отражения в художественных образах действительности, воплощенной в театральном искусстве.

Сегодня одним из оптимальных способов, универсальной образовательной моделью, является театральное искусство. Знакомясь с языком театра, дети погружаются в мир литературы, музыки, изобразительного и других видов искусств.

Театр - это коллективное искусство. Дети учатся плодотворному взаимодействию с большими и малыми социальными группами, овладевают навыками коллективного творчества.

Воспитание театром - это, прежде всего воспитание в театре. Это введение в театр как таковой, в его особый, ни на что иное не похожий образный мир. Это и привитие истоков театрального этикета, устанавливающего каждый раз разную меру соответствия изобразительного и выразительного, обрядового и игрового начал, естественности и условности, понимания эстетической изолированности театрального действия от обычной жизнедеятельности.

Благодаря театру происходит эстетическое воспитание подрастающего поколения в результате которого, у него формируется культура взаимоотношений с окружающим миром и людьми, воспитываются эстетические чувства, эмоциональная отзывчивость к произведениям искусства, художественный вкус, взгляды, высокие эстетические идеалы.

Образовательная программа «Театр детям» является востребованной обучающимися различных возрастных категорий (8-10 лет). Она разработана в соответствии с основными положениями Закона РФ «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; Письмом Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ» и т.п.

Программы обусловлена:

1. Обширной отечественной и зарубежной практикой исследований, которые убеждают, что художественная деятельность начальном образовании должна быть положена в основу развития общих способностей, так как в этом возрасте искусство уже является адекватным языком самоактуализации, в то время как другие виды предметной деятельности ещё не способны дать ребенку доступных для этого средств. Искусство входит в жизнь ребёнка естественно, и точно так же, как родная речь даёт ему средства познания, преобразования, выражения своего отношения к миру, межличностного общения. Персонализация образования предполагает расширение сферы занятий искусством и художественной деятельностью, а так как театр является синтезом искусств, то он полностью удовлетворяет указанным требованиям.

2. Складывающимися социальными условиями, требующими от человека определённых способностей для адаптации в окружающем мире, а современная среда стала сложно динамичной, высококонкурентной, обладающей повышенной информационной плотностью, высокой интенсивностью и быстрой сменой сфер межличностного общения. При этом характерно разнообразие культурных и этнокультурных сред, в которых нужно уметь ориентироваться. Театральная модель жизненных ситуаций, «проба» ощутить себя в той или иной среде позволяют ребёнку приобрести полезные навыки для преодоления конфликтных ситуаций и создания вокруг себя комфортной среды.

3. Дефицитом гражданственности в понятии мироздания. В основе гражданственности лежит не только воспитание уважения к государству и правопорядку, но в первую очередь - воспитание чувства гражданского долга, долга перед живущими, перед прошлыми и будущими поколениями своей страны.

Характерным является то, что содержание данной программы направлено на сохранение театрального и культурного наследия России. Сегодня данный вид искусства очень актуален и значим для гуманизации образования и воспитания в системе образования детей. Один из детских писателей сказал: «У каждого ребенка в глубинах его души спрятаны серебряные колокольчики. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели добрым и веселым звоном, чтобы мир ребенка стал радостным и светлым». Хочется сделать жизнь детей активной, интересной, творческой, найти новые пути эстетического воспитания и художественного образования детей, приемы развития индивидуальных творческих способностей младшего школьного возраста.

Театральное образование направлено на формирование зрительской культуры обучающихся, развивает навыки театрально-исполнительской деятельности. Основной язык театрального искусства - действие, основные видовые признаки - диалог и игра, понимаемые в самом широком смысле. Эти особенности делают театральное искусство очень близким детям, потому что игра в общении очень естественна для детей, в ней они чувствуют себя спокойно и комфортно. Игра предусматривает знакомство и использование социокультурных возможностей среды, включение детей в систему социальных отношений и приобретение социального опыта, способствует формированию социально - необходимых знаний и навыков, повышению их общей культуры. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам, их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных героев.

Все эти специфические аспекты делает программу актуальной и практически значимой.

Таким образом, театральное искусство воспитывает основы зрительской культуры у обучающихся, развивает у них навыки театрально­исполнительской и креативной деятельности. Поэтому дети, окруженные миром искусства, становится духовно богаче, более развиты интеллектуально и нравственно.

Актуальность программы заключается в том, что линия программы «Театр детям» выступает важнейшим средством культурологического развития личности ребенка. Программа вводит ребенка в мир театрально-игровой деятельности, знакомит с основами создания детского театра. Действуя от имени своего персонажа, ребенок погружается в мир фантазии, знакомый ему по домашнему общению с куклой, свободно обращается с куклой-партнером, учится слушать, совершать осмысленные действия (куклы и свои).

Программа позволяет средствами театрализованной деятельности решать воспитательные задачи, развивать творческие способности ребенка, учит видеть прекрасное в жизни и в людях, развивает стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.

Новизна программы прослеживается во внедрении в педагогическую практику оригинальной игровой технологии, представляющей собой своеобразный системообразующий стержень в развитии креативности обучающихся. Занятия по данной программе, являясь развивающими, включают разнообразные игры: творческие, дидактические, импровизированные, сюжетно - ролевые, направленные на развитие у обучающихся культуры взаимоотношений, воображения, фантазии, художественно - эстетического вкуса, экологической культуры, творчества и пр.

Игровая обстановка способствует созданию комфортной эмоциональной атмосферы в театральной студии, в которой дети входят в различные образы сказочных персонажей, литературных героев. Ведь входя в образ, ребенок в своем социальном развитии поднимается на ступеньку выше.

Характеристика особенностей программы.

Программа ориентирована на младший школьный (три года обучения) возраст обучающихся с учетом их художественно - эстетического, культурологического, психологического и физического развития. Методика работы с детьми младшего возраста предполагает развитие способностей обучающихся к выполнению работ с нарастающей степенью трудностей.

Первый год обучения включает 34 учебных часа, что составляет 1 час в неделю, нацелен на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний о простейших приемах театральных игр, об импровизации сценических историй, основанных на литературном и жизненном материале. На первом году обучения обучающиеся знакомятся также с работой актера и режиссера в театре.

Задания, представленные программе, являются модификацией уже известных в театральной педагогике актерских упражнений, другие основаны на экспериментальных психологических методах, на жизненном опыте.

Второй год обучения включают 34 часа, что составляет 1 час в неделю. Развивая свои способности, используя приобретенные умения и навыки, обучающиеся объединяются в театральные мастерские, где развиваются их психомоторные способности, приобретается выразительность телодвижений через ритмические, музыкальные, пластические игры и др.

Третий год обучения (34 часа) по данной программе наполнен разнообразием спектаклей: «Магия слов», «Дом чудесных представлений», направленных на объединение всех театральных мастерских; в содержание программы включается раздел «Подготовка спектакля», базирующегося на авторских сценариях.

Цели авторской программы: воспитание и развитие театрального зрителя и актера на синтетической природе театрального искусства, обладающего художественным вкусом, необходимыми актерскими навыками и умениями.

Задач:

· создать условия для самовыражения, самоутверждения и самореализации каждого обучающегося в детском театральном коллективе;

· обучить навыкам грамотной сценической речи, сценической пластики, актерской игры, самостоятельной творческой активности и инициативы через упражнения, специальные игры, этюды, импровизации, а затем в непосредственной работе над ролью и спектаклем;

· сформировать предметные компетенции: культурологическую, техническую, организаторскую, информационную, аналитическую.

· привить интерес к национальной и мировой художественной культурам;

· обучить навыками актёрского мастерства и самовыражения;

· создать условия для сохранения и укрепления здоровья;

· сформировать ключевые компетенции: творческую, коммуникативную, социальную, здоровьесберегающую;

· развить узко-предметные способности: внимание, воображение, сосредоточенность, чувство темпа-ритма, память, наблюдательность;

· развить художественно - эстетический вкус обучающихся на примерах сценического творчества современных мастеров театральной сцены;

· развить гражданскую, социальную активность обучающихся.

· помочь обучающимся в их жизненном самоопределении, успешному прохождению процессов: адаптации, интеграции в социум, самореализации и социализации;

· воспитать у обучающихся качества и ценности Человека культуры, человека свободного, нравственного, творческого, практичного, здорового.

Программа построена на принципах театральной педагогики:

· принцип воспитания искусством является ведущим в организации деятельности, он включает: согласованностьнаправлений воспитательной работы (воспитание патриотического, интернационального, трудового, нравственного, эстетического, физического) - единая система воспитательных воздействий, нацеленных на формирование всесторонне развитой личности, обладающей действенной и осмысленной жизненной позицией; непрерывность художественно-педагогической работы на протяжении всех лет дополнительного и школьного воспитания и обучения; разнообразие художественных воздействий» обращение в художественно-педагогической работе к различным видам искусства, выражающим единую эстетическую природу человека; соответствие эстетического содержания различных видов преподаваемых искусств и такового же содержания (часто скрытого, но всегда действующего) других дисциплин (гуманитарных, естественных и пр.);

· принцип импровизационности. Быть готовым к импровизации в заданиях и условиях его выполнения. Преодоление всех препятствий встречать как прекрасную возможность для живого общения детей друг с другом. Видеть сущность их роста в моменты непонимания, затруднений, вопрошания;

· принцип дифицита информации или умалчивания. «Не понял» у детей часто связано не с самим процессом понимания. Это может быть просто защита - «не хочется работать», желание обратить на себя внимание педагога. Здесь комментарии необходимы деловые, самые насущные, дающие начальную установку к совместной деятельности и общению детей друг с другом. Необходимо дать возможность уточнить у сверстников на самом деле непонятный вопрос. Сверстники поймут друг друга быстрее.

· принцип дела, а не амбиций. Один из центральных приемов - это работа над заданием малыми группами. Именно здесь, в ситуации взаимодополнения и постоянной смены ролевых функций, эффективно работают и постоянно оттачиваются все приемы и умения создать общий лад в совместной работе. Нарабатывается смена ролевых функций (педагог - обучающийся, лидер-ведомый, дополняющий), так как группы по составу постоянно меняются. Возникает объективная необходимость включения в работу каждого участника группы, так как держать ответ за группу может выпасть на любого из участников по жребию.

Принципы обучения:

• наглядности (виды наглядности): натуральная, естественная (использование реальных предметов);

• изобразительности (картины, репродукции, фотографии);

• активность и сознательность обучающихся в процессе обучения;

• посильной трудности (не допускать переутомления, перегрузки речевого голоса);

• систематичности и последовательности изложения материала (дается определенный объем знаний; одно вытекает из другого последовательно с учетом возрастных, индивидуальных особенностей обучающихся);

• прочности обучения и цикличности (знания используются на практике; возвращение к пройденному материалу сообразно возрасту обучающихся; замкнутый цикл);

• принцип приоритета ученической самодеятельности. Даже, если задание детьми на самом деле, по вашему мнению, не понято, но они что-то делают, не спешите прервать и разъяснить «правильный» вариант. Часто «неверное» выполнение задания открывает новые возможности его применения, новую модификацию, о которых вы и не догадываетесь. Возможно, здесь дороже сама активность детей, а не правильность выполнения условий задания. Важно, чтобы постоянно существовала возможность тренинга в поисках решения проблемы и самостоятельности в преодолении препятствий.

• принцип проблематизации. Педагог формулирует задание как некое противоречие, что приводит обучающихся к переживанию состояния интеллектуального тупика, и погружает в проблемную ситуацию;

• природосообразности: человек - часть природы (нет детей бесталанных; в обучении идти от простого к сложному, одновременно развивая все стороны личности, не проявляя торопливости, обходительно обращаться с детьми);

• культуросообразности (ребенок не только часть природы, но и социокультурной среды: национальные, региональные, языковые особенности, традиции);

Методы, формы обучения и режим занятий

• исследовательско - поисковый метод (обучение поиском самостоятельного решения творческих замыслов). Этот метод направлен на развитие творческого мышления;

• игровой метод (набор игровых методик, развивающих социальную, коммуникативную, творческую деятельность детей);

• словесные: рассказ, беседа, диалог, дискуссия;

• методы эмоционального воздействия: эстетического переживания, занимательности, увлеченности поиском неизвестного, поощрения и пр.;

• методы контроля: тестирование, опрос и пр.;

Среди элементов театральности мы выделяем следующие:

1. Зрительство - сумма навыков театрального смотрения, питавшего самосознание человека как зрителя, дающего возможность выразить свое отношение к происходящему на сцене (перед другими или собой, во время сценического действия или после него);

2. Лицедейство - искусство выражения внутреннего мира человека, движений и состояний его души в сценическом действии, где элементы обстановки и поведение партнеров доступны зрителю благодаря их наглядности,

3. Сценичность - обращенность лицедейства и взаимодейственности к зрителю, т.е. представленность их как бы на "сцене сознания (а не только театра-здания), отчего зритель в зале погружен - силою сценического действия - в мир вне сознания (под- или сверх­сознания), включен в тот обмен символами и энергиями, который составляет основу зрительского переживания;

4. Сюжетность действия - наличие в нем сверхцелей и сверхсмыслов, определяющих сюжетную мотивированность каждого сценического хода и выявляющих в них единый поток сценического само действия (сквозного и непрерывного дыхания времени).

Формы организации занятий.

Занятия проводятся по традициям русского реалистического театра. Можно выделить следующие направления:

1) Реализация творческих возможностей (участие обучающихся в спектаклях, театрализованных представлениях, конкурсах);

2) Неформальное общение (подготовка и проведение мероприятий; встреч с интересными людьми, с людьми творческих профессий);

3) Культурная адаптация (система поручений по подготовке спектакля, театрализованного представления, литературной композиции, тренинг, распределение ролей).

Определяя конкретное содержание педагогической деятельности, используются следующие формальные элементы системы работы:

• оптимальный режим (график занятий, план проведения мероприятий, праздников, показа спектаклей, театрализованных представлений);

• практика индивидуальных и коллективных творческих поручений («домашнее задание»: упражнения, импровизации, составление сценария, изготовление деталей костюмов и реквизита);

• игры, конкурсы «веселых театралов» (состязательность, здоровая конкуренция, мотивация на достижения);

• личный пример (передача опыта, совместная работа обучающихся).

Процесс театральных занятий строится также на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей.

Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого активных совместных поисков. Ход занятия характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. В основу заложен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Чем меньше запрограммированности в деятельности детей, тем радостней атмосфера занятий, тем больше удовольствия получать они от совместного творчества, тем ярче и красочней становится их эмоциональный мир. Программа предлагает, как традиционные, так и инновационные формы организации занятий: ситуационно-ролевые игры, игры - путешествия, конкурсы, викторины, экскурсии в театры, парки, подготовка и проведение детских театральных праздников и др.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 506 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Слабые люди всю жизнь стараются быть не хуже других. Сильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Борис Акунин
==> читать все изречения...

2241 - | 2160 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.