Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Постиндустриальное общество и его сущность.

МЕСТО И РОЛЬ НАУКИ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ №23

Индустриальное общество создает предпосылки для перехода к следующему этапу развития общества. Он связан с появлением рубежа, характеризующего переход от индустриального общества к обществу постиндустриальному.

Во всемирном масштабе постиндустриальное общество еще только начинает складываться: в одних странах его основы уже почти сформировались (например, Швеция, Голландия), в других до этого еще далеко. Человечество, в целом, находится сегодня в условиях нового тупика, порожденного следующими факторами:

- ростом и качественным изменением вооружения; оружие, накопленное в ХХ веке, может уничтожить планету в считанные минуты; отсюда – начиная с 60-х годов, в мире ведется работа по разоружению и ограничению оружия массового уничтожения;

- экологической проблемой; если не произойдет технологической революции, в результате которой природа и общество будут находиться в состоянии гармонии, «сотрудничать» и сформируется безотходное производство, то планета тоже будет уничтожена, только за более длительный срок;

- бессмысленностью накопления товаров; это утверждение не столь очевидно, как первые два: признать второстепенность изобилия вещей можно только при очень высоком и стабильном в течение десятилетий развитии производства вещного богатства, когда изобилие становится чем-то само собой разумеющимся. Такие рассуждения – это не призыв к аскетизму. Но следует иметь в виду: 1) важно ориентироваться на конечный результат – удовлетворение потребностей человека; 2) важно не столько количество потребностей, сколько их качество; 3) важно не столько расширение потребностей, сколько их возвышение. Сегодня уже есть опыт стран, где на первое место, при изобилии товаров, начинают выходить не материальные потребности, а гуманитарные ценности.

Выход из тупика нужно искать в следующем:

1. В изменении представлений о богатстве. Подлинное богатство - это то, что не исчезает, а, наоборот, увеличивается в процессе потребления – знание, наука, искусство, общение, то есть духовные ценности.

2. В решении нравственной проблемы, а именно воспитании такого человеческого качества, как бережливость. Не скаредность. Она хорошо была известна и в эпоху индустриального общества, а бережливость как антипод нетерпимости, например, бережное отношение к другому человеку, независимо от его социального положения, цвета кожи. «Поступай с другими так же, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой» - вот девиз такого отношения. Бережное отношение к природе, которое можно выразить так: «берегу природу не потому, что боюсь штрафа, а потому, что по-другому не умею, ощущаю природу как продолжение собственного тела».

3. В постепенном переходе от индустриального труда как главного вида производительного труда к производству, когда человек – это подлинная цель общества и деятельность общества по его воспитанию, образованию, лечению, развлечению занимает главенствующее место по сравнению с сельским хозяйством или промышленностью. Результаты научно-технической революции ХХ века показали, что вложения в человека наиболее рентабельны для общества.

Термин «постиндустриальное общество» впервые появился в США в 50-е годы ХХ века. Первоначально это общество понимали как продолжение линейного прогресса: экономический рост, повышение благосостояния людей, технизация и автоматизация труда. С конца 60-х годов термин «постиндустриальное общество» наполняется новым содержанием. В целом, постиндустриальное общество понимается как такое, которое в перспективе преодолеет господство экономики над людьми и основной формой жизнедеятельности сделает развитие человеческих способностей.

Основные черты и особенности постиндустриального общества.

1. Главной производительной силой этого общества становится не материальное производство (промышленность и сельское хозяйство), а информатика, наука, сфера обслуживания.

2. Важным фактором развития общества становится система образования, когда социальный прогресс будет, в основном, зависеть не от капиталовложений в промышленность, а от капиталовложений в образование и науку. Для этого страны проводят различную образовательную политику.

Например, на Тайване с начала 50-х годов была развернута широкая программа развития высшего образования, и уже в 60-е - каждый третий выпускник школы становился студентом университета. Из-за отсутствия собственных университетов значительная часть выпускников отправлялась за государственный счет в США и Канаду. Уже в 70-е годы число студентов на Тайване на душу населения превышало аналогичный показатель в Великобритании. Все это позволило, несмотря на бедность ресурсов, вывести страну в 80-х годах в число «тихоокеанских тигров». В настоящее время валовой национальный продукт Тайваня превышает четверть этого показателя для громадного Китая. Данный пример показывает, что успешным экономическим реформам на Тайване предшествовали значительные опережающие вложения в образование. Эти вложения являлись не следствием, а одной из важных предпосылок успеха.

3. В постиндустриальном обществе преобладают социальные и профессиональные группы специалистов высокой квалификации - менеджеров, ученых, техников.

4. Ведущая роль переходит к научно-исследовательским центрам, университетам. Командные высоты в системе управления постепенно переходит к элите ученых.

5. В постиндустриальном обществе будет принципиально меняться характер и содержание труда. В традиционном понимании труд – это деятельность по производству товарной массы, вещного богатства. Такой труд останется всегда, но не в качестве главного. Центральным будет труд по «производству человека». Должна осуществиться переориентация с производства вещей на «производство людей», и физическое (возрастание роли и возможностей медицины), и духовное (воспитание, образование). Человек не должен быть средством достижения каких-либо целей, он сам должен стать главной целью общества.

6. В постиндустриальном обществе возрастет свобода человека, разовьется новое качество частной жизни и, прежде всего, внутренняя, духовная жизнь, непосредственное межличностное общение, личное и семейное потребление.

Итак:

В постиндустриальном обществе главной проблемой становится организация науки и образования, совершенствование информации.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Попытки синтеза. Конспект концепции | Наука инравственность. №з2
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 533 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

2254 - | 2077 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.