Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема: «Концепция исторической динамики науки Т. Куна».

Доклад

Работу выполнила: магистрантка 1 года обучения

Вечернего отделения

Левина Е.Л. Преподаватель: Щепетов Н.А.

 

г. Москва, 2014 год


Кун Сэмюэл Томас (1922-1996) – американский физик и историк науки, один из представителей исторической школы в методологии и философии науки [1]. Разработал концепцию исторической динамики научного знания, которая легла в основу теории научной рациональности. Наука в его представлении не есть постепенное накопление истин, обретаемых в «чистом» (т.е. не зависящем от теоретических предпосылок и гипотез) опыте [3].

Наиболее известной работой Томаса Куна считается «Структура научных революций» (1962), в которой рассматривается теория о том, что науку следует воспринимать не как постепенно развивающуюся и накапливающую знания по направлению к истине, но как явление, проходящее через периодические революции, называемые в его терминологии «сменами парадигм» [2].

Парадигма по Куну – «признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу»[1]. Парадигма у Куна одновременно и теория, признанная научным сообществом, и правила и стандарты научной практики, и стандартная система методов [4].

Два смысла термина «парадигма» -

1. Совокупность убеждений, в том числе философских, ценностей, методологических и других средств, которая объединяет данное научное сообщество, формируя в нем особый «способ видения».

2. Образец, пример решения проблем, задач, «головоломок», используемых этим сообществом [1].

 

Применительно к отдельным научным дисциплинам Т. Кун говорит о «дисциплинарной матрице». Эта матрица обеспечивает особый способ видения, который формируется лишь в совместной деятельности ученых конкретного сообщества. Компоненты «Дисциплинарной матрицы» [1] -

1. Символические обобщения (логические и математические формулы),

2. Метафизические части парадигмы (модели, которые снабжают ученых допустимыми аналогиями и метафорами),

3. Ценности, образцы решения исследовательских задач (обеспечивают единство в научном сообществе, предсказания должны быть точными, непротиворечивыми и правдоподобными и способствовать успешному решению «головоломок»).

 

 

Развитие науки по Куну – смена периодов «нормальной» и «экстраординарной» науки.

«Нормальная» наука – период, когда ученые работают в соответствии с принятыми образцами и моделями, в рамках единой парадигмы. В это время проявляется главное отличие науки от прочих сфер духовной и интеллектуальной деятельности, которое по Куну состоит в том, что только в науке существуют рациональные процедуры проверки опытных суждений, причем рациональность этих процедур принимается как нечто бесспорное и не подлежащее сомнению. Критика и рациональность образуют единство в рамках того, что не подлежит критике – принятых образцов научной деятельности. Задача «нормальной науки» состоит в том, чтобы выявить весь познавательный потенциал, который заложен в Новых идеях, определяющих видение реальности и способов ее постижения [5].

Постепенно накапливаются аномалии и несоответствия – новые данные, которые невозможно объяснить в рамках существующей парадигмы и критика обращается на образцы научной деятельности, которые ранее были общепризнаны. Возникает кризисная ситуация. «Экстраординарный» (революционный) период в науке. «Увеличение конкурирующих вариантов, готовность опробовать что-либо еще, выражение явного недовольства, обращение за помощью к философии и обсуждение фундаментальных положений — все это симптомы перехода от нормального исследования к экстраординарному»[5]. Кризисная ситуация разрешается в конце концов тем, что возникает новая парадигма.

В некотором смысле защитники различных парадигм живут в различных мирах. Они по-разному воспринимают реальность. Различные парадигмы несоизмеримы. Поэтому переход от одной парадигмы к другой нельзя совершить постепенно посредством логики и ссылок на опыт. Он должен осуществляться сразу [5].

Имеется много примеров смены парадигм в результате научных революций. Пожалуй наиболее ярким был приход ньютоновой физики, отвергнувшей прежнюю геоцентрическую картину мира Аристотеля и Птолемея [6].

Концепция развития науки Т. Куна предлагает объяснение науки как целостности, рассматривает не готовые структуры научного знания, но механизмы движения, трансформации знания; исходит не из готовой философской схемы, но от реальной науки, ее истории. Применение социологического понятия «научное сообщество» позволило Куну ввести в концепцию развития науки человека, не трактуя науку только как историю идей [1]. Концепция развития науки Т. Куна является по существу и философско-методологической и историографической. Важной ее особенностью является обращение к социально-психологическим аспектам деятельности ученых, которые, по его мнению, существенно влияют на характер развития науки [5].

Критика концепции Т. Куна.

Несоизмеримость старой и новой парадигмы, следовательно не решается вопрос о преемственности знания. Проблема возникновения нового знания заменяется выбором между уже существующими теориями и парадигмами [1].

 

 

Литература

1. Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: Учебное пособие / Л.А. Микешина. – М.: Прогресс-Традиция: МПИСИ: Флинта, 2005.- 464 с.

2. Википедия [Электронный ресурс] URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%F3%ED,_%D2%EE%EC%E0%F1_%D1%FD%EC%FE%FD%EB (дата обращения 29.03.2014)

3. Новая философская энциклопедия в четырех томах. Т.2, Москва, 2010.- 634 c.

4. Новая философская энциклопедия в четырех томах. Т.3, Москва, 2010.- 692 c.

5. Философия и методология науки: Учебное пособие /Под ред. В.И. Купцова. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 551с.

6. Томпсон М. Философия науки / Мел Томпсон.- Пер. с англ. А.Гарькавого. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 304 c.

 


[1] Кун Т. Структура научных революций, пер. с англ. М., 1975, с.11



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 34. Эволюция и революция в науке | Индивидуальное и коллективное бессознательное в гуманитарном познании.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1348 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2267 - | 2218 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.